Разбираемся в нюансах движения маршрутных транспортных средств
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разбираемся в нюансах движения маршрутных транспортных средств». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основная статья: Выделенная полоса
На некоторых участках дороги специально для маршрутных транспортных средств выделяют специальную полосу, которая обозначается знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2 или 5.14. Также в дополнение к знаку полоса может быть обозначена разметкой 1.23 в виде буквы «A» на всей протяжённости полосы и жёлтой линией разметки. Согласно пункту 18.2 ПДД, сама по себе разметка 1.23 не запрещает выезд не маршрутным транспортным средствам на обозначенную ею полосу, если ей не сопутствуют знаки 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14.
В каких случаях водителю запрещается движение со скоростью более 50 км/ч?
1. | ? | При управлении мопедом. |
2. | ? | При буксировке механического транспортного средства. |
3. | ? | Если соответствующий запрет установлен дорожным знаком Ограничение максимальной скорости. |
4. | ? | Во всех перечисленных случаях. |
И, в-третьих, мы, водители, должны уступать дорогу автобусам и троллейбусам, начинающим движение от обозначенной остановки. Причём, последнее требование действует только на дорогах в населённых пунктах.
Рекомендуем прочесть: Официальное письмо на возврат товара
Вне перекрёстков, где трамвайные пути пересекают проезжую часть, трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми средствами, кроме случаев выезда из депо.
Этот принцип работает не только на перекрёстках, но и на перегонах между перекрестками (в тех случаях, когда трамвайные пути пересекают проезжую часть).
На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14 запрещаются движение и остановка других транспортных средств на этой полосе.
Если эта полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные должны перестраиваться на неё.
Приоритет маршрутных транспортных средств — текст правил дорожного движения
18.1. Вне перекрестков, где трамвайные пути пересекают проезжую часть, трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми, кроме случаев выезда из депо.
18.2. На дорогах с полосой для маршрутных, обозначенных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств на этой полосе.
18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных на этой полосе (за исключением, используемых в качестве легкового такси).
Если эта полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах средства должны перестраиваться на нее.
Наиболее распространенный случай ДТП с участием маршрутного транспорта — столкновение с попутными автомобилями во время отъезда автобуса (троллейбуса) с остановки. Пункт 18.3 предписывает водителю МТС перестраиваться в дорожный ряд лишь в том случае, когда он убедится в предоставлении права преимущественного проезда. Однако в таком случае почти всегда виновным признается водитель автомобиля, так как он не предоставил преимущественное право проезда маршрутному ТС. Штраф за подобное деяние — 500 руб.
Нередко пренебрегают правилами и сами водители маршрутного транспорта. Например, водители автобуса, не находящиеся в рейсе, могут использовать выделенную полосу для объезда заторов. Общественный транспорт, не находящийся на маршруте, не обладает преимущественными правами при движении по выделенке. В подобной ситуации нарушитель должен быть оштрафован в соответствии со ст. 12.17 КоАП РФ на 1,5 тыс. руб. (3 тыс. руб. — в Москве и Санкт-Петербурге).
Из толкового словаря иностранных слов (автобус — иностранное слово)
BUS, a, m. [Связанная статья: Изменения в правилах дорожного движения с 1 июня 2020 года.
«Маршрутные автобусы относятся к категории М2.
«Транспортное средство категории M2» означает транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров, имеет более 8 сидений, помимо сиденья водителя, и максимальный вес которого не превышает 5 тонн;
(3) Регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на
- транспорт с посадкой и высадкой пассажиров исключительно в установленных остановочных пунктах по регулярному маршруту перевозки;
- транспорт с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения пункте на маршруте регулярных перевозок.
«Автобусы-шаттлы» могут относиться к любому из этих видов транспорта.
Порядок передвижения по выделенной полосе для такси
С апреля 2012 года вступили в силу новые правила дорожного движения, согласно которым не запрещается движение МТС по полосе, предназначенной для микроавтобусов. Однако не все правила, применяемые к микроавтобусам, применимы к легковым такси. Изменения касались раздела 18.2 правил и дорожных знаков 5.11 и 5.14. Их необходимо рассмотреть более подробно:
- Правило 18.2, которое предусматривало, что любое транспортное средство, кроме общественного транспорта, может двигаться или останавливаться на полосе движения маршрутного транспортного средства, было изменено, чтобы добавить в список исключений пассажирские такси.
- В предыдущей версии знак 5.11 указывал на полосу, используемую только для маршрутных транспортных средств; в обновленном документе проезд разрешен и для транспортных средств, выполняющих функции такси.
- Также были внесены изменения в знак 5.14 «Полоса для маршрутных транспортных средств», относящийся непосредственно к правой стороне дороги. На правой полосе движения, помимо «маршруток».
Полоса для маршрутных транспортных средств
Основная статья: Выделенная полоса
На некоторых участках дороги специально для маршрутных транспортных средств выделяют специальную полосу, которая обозначается знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2 или 5.14. Также в дополнение к знаку полоса может быть обозначена разметкой 1.23 в виде буквы «A» на всей протяжённости полосы и жёлтой линией разметки. Согласно пункту 18.2 ПДД, сама по себе разметка 1.23 не запрещает выезд не маршрутным транспортным средствам на обозначенную ею полосу, если ей не сопутствуют знаки 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14.
Если эта полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее. Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, что это не создает помех маршрутным транспортным средствам.
Первые маршрутные такси появились в городах США в середине 1914 года. Водители автомобилей за 5 центов предлагали людям, ожидающим трамвая, проехать по маршруту до нужной остановки. Транспорт получил название «джитни».
В 1915 году маршрутные такси были во всех крупных городах США. Для перевозок использовались любые автомобили, в том числе и грузовики.
Протесты трамвайных компаний привели к регламентации работы джитни:
- перевозчики стали страховать пассажиров;
- придерживаться маршрутов;
- утратили право пользоваться остановками трамваев.
В СССР первые маршрутные такси работали в 1930-х годах в Москве: обычные легковые автомобили перевозили пассажиров между основными площадями, вокзалами, парками и другими важными объектами.
Как поставить машину на маршрут
Организация, получившая лицензию, может получить свидетельство об оказании услуг по перевозке пассажиров. Этот документ даёт право на осуществление перевозок.
Международные и межрегиональные маршруты устанавливаются и распределяются между перевозчиками федеральным Министерством транспорта.
Получить муниципальный маршрут достаточно сложно. Все схемы движения распределены между действующими организациями. Смена организации возможна, если, например, меняется маршрут.
Если компания видит потребность региона в новом маршруте, следует написать заявление в местный орган, осуществляющий государственное регулирование сферы транспорта. Пример документа представлен тут.
В обращении указывается:
- наименование организации, номер и дата выдачи лицензии, адрес, телефон;
- начальный и конечный пункты движения;
- протяжённость маршрута;
- список остановок;
- перечень улиц и дорог, по которым будет двигаться транспорт;
- класс, количество, габариты и экологические характеристики транспортных средств;
- предполагаемое расписание;
- дата, подпись, фамилия и инициалы должностного лица.
Процесс постановки машины на маршрут прост:
- объявляется конкурс на обслуживание маршрута (например, в связи с изменением движения транспорта);
- организация подаёт заявку по установленной форме для участия;
- комиссия муниципального органа транспорта проводит анализ и сопоставление заявок;
- победителю выдаётся свидетельство на осуществление перевозок по маршруту.
Особое внимание уделяется количеству и качеству машин. Например, на городском маршруте администрация населённого пункта хочет видеть большие автобусы, где есть места для инвалидов и перевозки детских колясок.
Также учитывается:
- сколько лет организация работает в сфере перевозок;
- есть ли действующие административные наказания за нарушения в сфере перевозок;
- финансовое положение организации;
- количество машин и т.д.
Перевозка пассажиров маршрутным такси: правила, начало собственного дела, лицензия
В XXI веке в России большое распространение получил такой вид общественного транспорта, как маршрутное такси. В Правилах дорожного движения для маршрутных транспортных средств есть ряд привилегий. Отсюда и возник спор, является ли «маршрутка» маршрутным транспортным средством в соответствии с определением ПДД.
«Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
«Маршрутка» является маршрутным транспортным средством:
- транспортное средство общего пользования предназначенное для перевозки по дорогам людей;
- движущееся по установленному маршруту.
«Маршрутка» не является маршрутным транспортным средством:
- Это не автобус;
- Не имеет обозначенных мест остановок.
Так может «маршрутка» пользоваться привилегиями Правил дорожного движения для маршрутных транспортных средств?
Первые маршрутные такси появились в городах США в середине 1914 года. Водители автомобилей за 5 центов предлагали людям, ожидающим трамвая, проехать по маршруту до нужной остановки. Транспорт получил название «джитни».
В 1915 году маршрутные такси были во всех крупных городах США. Для перевозок использовались любые автомобили, в том числе и грузовики.
Протесты трамвайных компаний привели к регламентации работы джитни:
- перевозчики стали страховать пассажиров;
- придерживаться маршрутов;
- утратили право пользоваться остановками трамваев.
Начало движения от обозначенного места остановки
Ситуация регламентируется пунктом 18.3 ПДД:
18.3. В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу.
Обратите внимание, маршрутки, автобусы и троллейбусы получают преимущество при одновременном соблюдении следующих условий:
- Ситуация происходит в населенном пункте.
- Место остановки должно быть обозначено знаком 5.16:
- Общественный транспорт должен начинать движение. Т.е. если маршрутка медленно проедет через остановку, но останавливаться не будет, то преимущества она не получит.
В данном пункте также есть дополнительное требования к водителям общественного транспорта. Они должны убедиться в том, что им уступают дорогу. На практике это ведет к тому, что если произойдет ДТП с автобусом, отъезжающим от остановки, то его виновниками будут признаны одновременно оба водителя. Водитель автомобиля нарушит требования первого предложения пункта 18.3, водитель общественного транспорта нарушит требования второго предложения этого же пункта.
Общие сведения об автодорогах
Категории:
- Е – автодороги европейского направления.
- М – федеральные трассы.
- Р – дороги между административными центрами.
- А – дороги, ведущие к транспортным узлам: аэропорт, речпорт, морской порт и т.п.
- К – дороги в регионах.
- Н – остальные дороги.
Так же дорогие делят еще на классы:
- Скоростные дороги (магистраль, автострада и т.п.) – ширина подобной дороги должны быть не менее 15 м. Так же обязательно должна присутствовать разделительная полоса. Более двух полос в одну сторону. Такие дороги предусмотрены для большого потока машин. Подобные дороги должны быть покрыты качественным бетоном. По дорогам подобного типа разрешено движение более 120 км/ч. Статистика показывает, что более 7 000 автомобилей проходит в течение 24 часов по таким трасам.
- Дороги с асфальтом – чаще всего это дороги, которые соединяют административные центры. Ширина дороги в этом случае должна быть более 7,5 м. За сутки поток машин достигает отметки в 3-3,5 тыс. автомобилей. Допустимая скорость до 120 км/ч.
- Автодороги с меньшей пропускной способностью – обычно проезжает менее 3 000 авто. Ширина таких дорог по стандартам 3,5 -7 м. В качестве покрытия может быть асфальт, но иногда допускается просто булыжное покрытие. Скоростной режим на таких дорогах достигает отметки 100 км/ч, а транспорт более 6 тон не имеет возможности проехать. Эта категория имеет покрытие более низкого качества. Именно поэтому движение затруднённое, особенно осенью и весной. Скорость не должна превышать 80 км/ч, а за сутки проезжают только 1000 машин. Грузовики не допускаются к проезду по этой дороге, так как могут нанести, серьезны повреждения покрытию.
- Проселочная дорога – в большинстве случаев эта дорога вообще без покрытия.
- Лесная дорога – из названия ясно, что это дороги, которые пролегают в лесу. Эти дороги чаще всего используют, что бы отслеживать состояние леса, по ним движутся егеря, лесовозы и т.п. Так же по этим дорогам движутся пожарные в случае лесного возгорания.
К сожалению не все дороги в России могут похвастаться хорошим качеством. А ведь именно от этого зависят грузо и пассажирские перевозки. Некачественная дорога можем привести к авариям, поломке транспортного средства, увеличению расхода топлива и т.п.
В зависимости от покрытия дороги делят на:
- — мостовые,
- — дороги из цемента и бетона,
- — гравийные,
- — грунтовые,
- — дегтебетонные,
- — дороги из асфальта и бетона,
- — покрытие веществами с органическими материалами.
Что такое маршрутное транспортное средство?
В первую очередь рассмотрим понятие маршрутное транспортное средство из пункта 1.2 ПДД:
«Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
Обратите внимание, что в определении есть следующая фраза «движущееся по установленному маршруту». Если общественный транспорт отклонится от установленного маршрута движения, то он перестанет быть маршрутным транспортным средством.
Например, если водитель захочет объехать пробку через дворы, то его автомобиль потеряет перечисленные ниже преимущества маршрутного транспортного средства.
Дорожные знаки, не распространяющиеся на автобусы, троллейбусы и маршрутки
В правилах дорожного движения приведены несколько знаков, действие которых не распространяется на маршрутные транспортные средства:
Обратите внимание, общественный транспорт может нарушить требования данных знаков только в том случае, если они находятся непосредственно на маршруте. Речь об этом шла в начале данной статьи. Как только маршрутка отклоняется от маршрута движения, она перестает быть маршрутным транспортным средством.
Таким образом, опасные ситуации вроде движения во встречном направлении по одностороннему движению на практике не возникают.
Обычно автобусы, троллейбусы и маршрутки едут в запрещенном направлении, чтобы попасть на выделенную полосу для общественного транспорта, направленную навстречу основному потоку. Въезд других автомобилей (кроме такси и школьных автобусов) на такую полосу запрещен.
Выделенные плосы для маршрутных транспортных средств
Для возможности осуществления пассажирских перевозок в условиях городских пробок были введены специальные выделенные полосы для общественного транспорта. Данные полосы выделяются разметкой и дорожными знаками 5.11.1, 5.13.1, 5.13.2, 5.14:
Запрет движения по таким полосам иных транспортных средств содержится в п. 18.2 ПДД РФ:
18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств (за исключением школьных автобусов и транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, а также велосипедистов — в случае, если полоса для маршрутных транспортных средств располагается справа) на этой полосе.
Если эта полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее. Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, что это не создает помех маршрутным транспортным средствам.