§ 2. Правовое регулирование валютных операций
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «§ 2. Правовое регулирование валютных операций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами территории РФ на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках или с банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории РФ или в уполномоченных банках. Нерезиденты вправе осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории РФ с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством и законодательством о рынке ценных бумаг, в порядке, установленном Банком России, который может предусматривать требование об использовании специального счета при совершении валютных операций. Валютные операции между нерезидентами на территории РФ в валюте РФ осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории РФ (ст. 10).
Правовой статус органов валютного регулирования
В соответствии со ст. 5 Закона № 173-ФЗ, органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк РФ и Правительство РФ.
Правовой статус указанных органов закреплен в ряде нормативных правовых актов. Правовой статус и полномочия Правительства РФ закреплены в Конституции РФ, Законе о Правительстве РФ.
Деятельность по регулированию валютных операций Правительством РФ обусловлена спецификой его общей компетенции. Именно на главный исполнительный орган возложены полномочия по реализации внутренней и внешней валютной политики. В качестве высшего органа исполнительной ветви власти Правительство РФ курирует деятельность Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. Все это в совокупности определяет его компетенцию в вопросах валютного регулирования.
Статус и полномочия Банка России определены в Законе № 173-ФЗ, Законе о Банке России. Главный банк страны является мегарегулятором, т.е. в его ведении находится банковская система страны, финансовые рынки, система страхования, национальная платежная система.
Таким образом, можно сделать вывод, что компетенция данных органов четко разделена и не пересекается, охватывая весь процесс осуществления валютных операций. Необходимо обратить внимание, что в п. 2 ст. 5 Закона № 173-Ф3 содержится важное положение: в случае отсутствия норм, регулирующих совершение каких-либо валютных операций, законодатель дает право субъектам валютных отношений осуществлять такие валютные операции без ограничений.
Для реализации функций по валютному регулированию Банк России и Правительство РФ издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов. При этом согласно п. 3 ст. 5 Закона № 173-Ф3 ни Банк России, ни Правительство РФ не обладают правом обязать резидентов и нерезидентов получать индивидуальные разрешения, а также осуществлять предварительную регистрацию.
Рассмотрим более детально полномочия каждого из органов валютного регулирования.
Правительство Российской Федерации. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Правительства РФ определяются Конституцией РФ, Законом о Правительстве РФ и другими федеральными законами, а также нормативными указами Президента РФ.
В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ:
а) обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
б) осуществляет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ валютное регулирование и валютный контроль;
в) руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами.
Правовое регулирование внутреннего валютного рынка
Внутренний валютный рынок РФ регулируется в соответствии со ст. 11 Закона № 17Э-ФЗ. При этом ни в данной статье, ни в самом законе нет определения внутреннего валютного рынка.
Н.М. Артемов определяет валютные рынки как «официальные финансовые центры, в которых осуществляются операции по купле-продаже валют и валютных ценностей на основе спроса и предложения участников торговли».
В юридической энциклопедии под валютными рынками понимают «национальные и международные банки, биржи и другие организации, через которые производятся покупка, продажа, обмен иностранной валюты, чеков, векселей, переводов, другие денежные расчеты, связанные с внешней торговлей, зарубежными капиталовложениями, туризмом и т.д.».
Если речь идет о внутреннем валютном рынке, то соответственно функционирование этого рынка ограничено территорией РФ. Учитывая, что ст. 11 Закона № 173-ФЭ посвящена исключительно куплепродаже иностранной валюты и чеков (в том числе и дорожных чеков) в России, можно сделать вывод, что внутренний валютный рынок — это организованный рынок в пределах РФ, на котором осуществляются операции по купле-продаже иностранной валюты и чеков физическими и юридическими лицами в соответствии с правилами, установленными действующим валютным законодательством, а также нормативными актами Банка России.
Действующее законодательство устанавливает определенные правила осуществления операций по купле-продаже иностранной валюты и чеков (в том числе и дорожных чеков). Рассмотрим их подробнее.
Во-первых, купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в Российской Федерации производится только через уполномоченные банки.
Во-вторых, Центральный банк РФ устанавливает для кредитных организаций требования к оформлению документов при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.
В-третьих, установление требования об идентификации личности при купле-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Сведения, идентифицирующие личность, могут быть внесены в документы, оформляемые при купле-продаже физическим лицом наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, по просьбе самого физического лица.
Валютный курс государства. При осуществлении операций по купле-продаже иностранной валюты под воздействием спроса и предложения формируется курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам. Государство может самостоятельно определять курс валюты как в административном порядке, так и регулировать его посредством участия Центрального банка РФ при осуществление торгов.
Государство, определяя свой валютный курс, может исходить из следующих принципов:
а) режим валютных ограничений — устанавливаются ограничения для резидентов и (или) нерезидентов на владение и (или) совершение операций с валютными ценностями;
б) валютная монополия — исключительное право государства на совершение операций с валютными ценностями, а также на управление принадлежащими ему валютными резервами;
в) режим свободной конвертируемости — отсутствие каких-либо ограничений на совершение валютных операций.
Режим валютного курса — система формирования пропорций обмена национальной валюты на иностранную. Валютный режим может включать в себя: а) поддержание государством-членом стоимости своей валюты в специальных правах заимствования или, по выбору государства-члена, в другом эталоне стоимости, кроме золота; б) режим сотрудничества, в рамках которого государства-члены поддерживают стоимость своих валют по отношению к стоимости валюты или валют других государств-членов; в) иные формы валютного режима по выбору государства-члена.
Выделяются различные режимы валютных курсов. Во-первых, режимы фиксированного курса. В их числе:
а) курсовой режим без отдельного законного средства платежа (Exchange arrangement with no separate legal tender). Государства отказываются от собственных валют в пользу иностранных или международных.
Следующие государства используют такой режим валютного курса: Эквадор, Сальвадор, Маршалловы острова, Микронезия, Палау, Панама, Зимбабве, Восточный Тимор (используют доллар США); Андорра, Косово, Ватикан, Монако, Черногория, Сан-Марино (евро); Кирибати, Тувалу (австралийский доллар);
б) режим валютного управления или валютного совета (Currency board arrangement). Так, восточнокарибский доллар используют Ангилья, Антигуа и Барбуда, Гренада, Доминика, Монтсеррат, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия;
в) иные традиционные режимы фиксированного курса (Other conventional fixed peg arrangement). Для удержания курса используется в качестве так называемого курсового якоря иная валюта. Так, для туркменского маната (Туркменистан), боливара фуэрте (Венесуэла) и некоторых других валют курсовым якорем является доллар США, для датской кроны и латвийского лата — евро. Для непальской рупии — непальская рупия.
Во-вторых, переходные режимы. К ним относятся:
а) режим стабилизированного курса (Stabilised arrangement). Применяется во Вьетнаме, Ираке, Лаосе, Ливане, Камбодже, Македонии и др.;
б) фиксированный курс с возможностью корректировки (Crawling peg). Используют Ботсвана, Никарагуа, Узбекистан;
в) иные режимы с возможностью корректировки курса (Crawllike arrangement). Действует в Казахстане, Хорватии, Эфиопии и др.;
г) фиксированный курс в рамках горизонтального коридора (Pegged exchange rate within horizontal bands). Так, Тонга ориентируется на доллар США;
д) иные режимы управляемого курса (Other managed arrangement).
В качестве курсового якоря используются как отдельная валюта (например, доллар США), так и валютная корзина из нескольких валют и иные финансовые инструменты. К таким странам относятся Ачжир, Ангола, Коста-Рика, Парагвай и др.
В-третьих, режимы плавающего курса. В этом случае валюта привязывается либо к инфляции, либо к «денежным агрегатам».
Имеются два варианта:
а) плавающий курс (Floating). Используют около 30 стран (Албания, Венгрия, Израиль и т.д.);
б) свободно плавающий курс (Independently floating). Действует примерно в 80 странах.
Таким образом, можно выделить десять основных разновидностей валютных курсов.
Россия использует режим свободного плавающего курса рубля.
Центральный банк РФ осуществляет валютные интервенции только при наличии угрозы финансовой стабильности.
Валютные интервенции представляют собой операции куплипродажи иностранной валюты (обычно резервной валюты) за национальную.
С их помощью центральный банк оказывает непосредственное воздействие на валютный курс и денежную массу. Покупка иностранной валюты центральным банком приводит к увеличению объема денежной массы, а продажа, наоборот, — к сокращению.
С 1999 года Банк России осуществлял курсовую политику в рамках режима управляемого плавающего валютного курса, что позволяло сглаживать воздействие изменений внешнеэкономических условий на российские финансовые рынки и экономику в целом.
Текущие валютные операции
К текущим валютным операциям причислены следующие действия:
-
перевод в Россию и из России денежных средств в иностранной валюте для осуществления экспортных и импортных операций;
-
выдача и получение ссуд в иностранной валюте;
-
перевод в Россию и из России процентов и других выплат, которые связаны с получением доходов;
-
перевод в Россию и из России денежных средств в виде заработной платы, премий, пенсий и прочих выплат;
-
инвестирование, которое осуществляется в виде приобретения долей в уставном капитале компаний или через покупку ценных бумаг;
-
перевод денежных средств с целью покупки имущественных объектов и неимущественных прав.
Нерезиденты на территории РФ вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках. Нерезиденты имеют право без ограничений перечислять иностранную валюту и валюту РФ со своих банковских счетов (с банковских вкладов) в банках за пределами территории РФ на свои банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках. Нерезиденты имеют право без ограничений перечислять иностранную валюту со своих банковских счетов (с банковских вкладов) в уполномоченных банках на свои счета (во вклады) в банках за пределами территории РФ (п. 1 — 4 ст. 13).
IV. Методы регулирования валютных операций банков
Закон предусматривает несколько методов регулирования валютных операций, применяемых Банком России и Правительством РФ как главными органами валютного регулирования, которые носят экономико-административный характер и выражены в юридической форме предписаний. К числу таких методов регулирования относятся требование о резервировании), требование о предоставлении обеспечения исполнения обязательств по валютным операциям (*), требование о предварительной регистрации, требование об использовании специального банковского счета и требование обязательной продажи части валютной выручки на внутреннем валютном рынке России(*) . Рассмотрим отдельные методы валютного регулирования более подробно.
Методы валютного регулирования, помеченные знаком (*), применяются Банком России до 1 января 2007 г.
Требование о предварительной регистрации
Предварительная регистрация счета (вклада), открываемого в банке за пределами территории РФ, осуществляется налоговыми органами по месту учета резидента. Предварительная регистрация вывоза, пересылки из РФ валюты РФ и внутренних ценных бумаг в документарной форме, а также ввоза, пересылки в РФ валюты РФ и внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, являющимся органом валютного контроля. Порядок осуществления предварительной регистрации устанавливается Правительством РФ по согласованию с Банком России. Резидент должен обратиться за предварительной регистрацией до открытия счета (вклада) в банке за пределами территории РФ, резидент или нерезидент — до вывоза, пересылки из РФ валюты РФ и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме, а также до ввоза, пересылки в РФ валюты РФ и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме (п. п. 1 — 2 ст. 18 Закона).
Переводы иностранной валюты: нормы и принципы
Сотрудничество резидента и нерезидента РФ происходят без каких-либо ущемлений, за исключением валютных сделок движения капитальных средств, в отношении которых выставляются ограничения с целью предупреждения значительного уменьшения золотовалютных резервов, внезапных колебаний курса отечественной валюты, а также для подстраховки стабильности платежного баланса.
Перечисленные притеснения не дискриминируют участников, а в некоторых случаях могут быть расторжены уполномоченными представителями координации валюты сообразно ликвидации условий, которые вызвали их необходимость.
Валютные манипуляции между резидентами, выполняемые на основе правил, зафиксированных ч.1 ст.9 Закона о валютном регулировании, попадают под запрет. Но в правилах есть исключения, в которых перечислены условия, благодаря которым выполнение валютных сделок возможно на законодательном уровне. Подобные правила имеют собственную классификацию, поэтому разделены на несколько категорий.
Валютные сделки физических и юридических лиц-резидентов:
- сделки, которые непосредственно связаны с расчетами в торговых беспошлинных точках, а также с расчетами при продаже товаров и предоставление услуг пассажирам, находящимся в пути при международном транзите;
- сделки между участниками-представителями и потребителями при предоставлении посредниками предложений, которые связаны с соглашением и выполнением договорных обязательств с нерезидентами о перемещении имущества, осуществлении конкретных работ, предоставлении услуг, передачи информации или научных трудов, проектов и других итогов умственной работы, специальных разрешений на них, включая сделки по возвращению комитентам (доверителям и принципалам) денег (другого имущества);
- сделки на основе договорных отношений транспортной экспедиции, фрахтования и перевозок при предоставлении экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком комплекса услуг, которые связаны с транспортировкой вывозимого из РФ или ввозимого на территорию страны груза, транзитной грузовой перевозкой по стране, а также по условиям страхования конкретных грузов;
- манипуляции с внешними ценными бумагами, которые выполняются на организованных торгах, при выполнении договоренностей таксации полномочий на документы, имеющие ценность в депозитариях, которые контролируют соответствующие органы власти РФ;
- сделки с внешними ценными бумагами при выполнении условий ведения учета прав на подобные ЦБ в депозитариях, которые созданы для контроля соответствующими органами РФ, и выполнение расчетов в государственной валюте;
- сделки, которые связаны с выполнением обязательных платежей (сборов, налогов и других видов) в федеральный бюджет, бюджет лица РФ, местный бюджет в инвалюте;
- сделки, которые связаны с осуществлением оплаты по внешним ценным бумагам (кроме векселей);
- сделки, осуществляемые в случае оплаты или возмещения расходных средств физлица, которые связаны со служебной поездкой за границу РФ, а также сделки в случае погашения неиспользованных авансовых средств, которые были выданы в связи со служебной поездке;
- сделки, тесно связанные с выполнением расчетов и переводов инвалюты при выполнении бюджетов бюджетной системы РФ сообразно с бюджетным законодательством РФ;
- сделки, которые предусматривают расчет и перевод инвалюты для реализации деятельности дипломатических представительств, консульских учреждений РФ, а также других официальных отечественных представительств, которые находятся за границей территории РФ, а также постоянных представительств страны при межгосударственных и межправительственных организациях;
- возможности перевести физлицом – резидентом инвалюты из РФ в пользу других физлиц – резидентов на их счет в банках, которые расположены за границей РФ, в количестве, которое не превышает в течение 24 часов через одно уполномоченное банковское учреждение суммы, которая равна 5 тыс. долларов США согласно официального курса, который установлен Банком РФ на момент перечисления денежной суммы со счетов физлица – резидента;
- возможность перевести физлицом – резидентом инвалюты в РФ с расчетов, учитывающихся банковскимиу учреждениями за границей РФ, в пользу других физлиц – резидентов на их расчетный счет в поверенном банковском учреждении;
- сделки по выплате или компенсация расходов, которые связаны с командировками за пределы РФ сотрудников компаний, рабочая деятельность которых связана с поездками или выполняется в процессе пути следования;
- сделки, перечисленные выше, должны заключаться только доверительными управляющими.
Валютные сделки физлиц – резидентов:
- право переводить физлицом – резидентом валютные ценные бумаги в виде подарка РФ, ее субъекту или государственному образованию;
- можно переводить валютные ценные бумаги человеку, с которым находишься в браке, и тем, с кем состоишь в близком родстве также в виде подарка;
- описание валютных ценных бумаг или получение их по праву владения;
- получение или конфискация в целях сбора коллекции уникальных денежных знаков и монет;
- осуществление перевода физлицом – резидентом из РФ и получение в РФ физлицом – резидентом денежного перевода без потребности открывать лицевой счет в банковском учреждении, процедура осуществляется согласно установленным этапам, которые могут предусматривать только ограниченные суммы денежных переводов, а также почтового перевода;
- приобретение у уполномоченного банковского учреждения или продажа уполномоченному банковскому учреждению физлицом – резидентом инвалютной наличности, обменивание иностранных денежных средств , а также получение для перенаправления на инкассацию в банковские учреждения за границей РФ наличной инвалюты;
- выполнение расчетов физлиц – резидентов в инвалюте в пунктах свободной торговли, а также при продаже товаров и предоставление услуг физлицам – резидентам в процессе международного передвижения транспорта при перевозках.
Манипуляции с валютой относительно соглашений между банками-доверителями – резидентами, выполняемые ими под своим именем и за свой расчет:
- сделки, которые имеют непосредственное отношение к банковским операциям;
- сделки, которые связаны с выполнением обязательств по выплате инвалюты в соответствии с договорными отношениями между поручителем и договором залога, а также выполнение регрессных требований поручителей;
- сделки, которые связаны с покупкой у сторонних особ – банковскими учреждениями-доверителями, а также с уступкой третьим лицам – уполномоченными банковскими учреждениями за инвалюту потребностей выполнения договорных условий в денежной форме;
- сделки, которые связаны с произведением расчетов в инвалюте согласно договорным обязательствам относительно лизинга;
- сделки, производимые с внешними ценными бумагами;
- сделки, которые связаны с выполнением денежных платежей в инвалюте по сделкам с внутренними и внешними ценными бумагами;
- сделки, которые связаны с привлечением финансовых средств в инвалюте в виде кредитных средств;
- сделки, которые связаны с доверительным управлением финансовых средств;
- сделки, которые связаны с выплатой комиссионного денежного поощрения (оплатой услуг уполномоченного банковского учреждения) по вышеперечисленным соглашениям.
Нерезиденты имеют право осуществлять сделки без каких-либо ограничений:
- осуществление переводов иностранной и отечественной валюты с расчетных счетов (вкладов) в банковских учреждениях за границей РФ на счета (вклады) в банковских учреждениях-доверителей или с банковских счетов в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банковских учреждениях за границей РФ или в уполномоченных банковских учреждениях;
- на территории РФ осуществление переводов иностранной и отечественной валюты без открытия банковского счета, а также выполнять переводы иностранной и отечественной валюты без расчета с территории РФ и получать на территории РФ перечисления иностранной и отечественной валюты без открытия счетов в банке;
- валютные сделки с внутренними ценными бумагами на территории РФ с учетом норм и требований, которые установлены правовыми нормами и законом, действующем на рынке ценных бумаг.
Валютные соглашения между нерезидентами на территории РФ в отечественной валюте выполняются исключительно через банковские счета, которые уже открыты на территории РФ.
Нерезиденты на территории РФ имеют право воспользоваться следующими полномочиями:
- открывать счета в банковских учреждениях (банковские вклады) в иностранной и отечественной валюте, но при условии, что это будут уполномоченные банковские учреждения;
- отсутствуют ограничения по перечислению иностранной и отечественной валюты с банковских учреждений, в которых открыты свои счета или сделаны вклады в банковские учреждения за границей РФ на своим расчетные счета или вклады в уполномоченных банковских учреждениях;
- отсутствуют ограничения по перечислению инвалюты со своих расчетных счетов в уполномоченных банковских учреждениях на свои счета или вклады в банковские учреждения за границей РФ.
Экономические реформы, проводившиеся после распада СССР, разрешили прямой выход российским организациям на иностранные внешние рынки и вход иностранным предпринимателям на российский рынок. За этот длительный период времени произошло значительное уменьшение во внешнеторговом обороте доли централизованного экспорта и импорта; расширение количества коммерческих банков имеющих лицензию на совершение валютных операций явилось следствием интенсификации внешнеэкономических связей на рынке.
В Российский Федерации, еще 1 июня 1992 г. был введен единый плавающий курс рубля. Однако свободной конвертируемости рубля не наблюдается, не смотря на либерализацию экономики. В настоящий период времени из-за наличия ряда социальных и экономических проблем использование в полной мере методов характерных для стран с развитым рынком, денежно-кредитной и валютной политики, нереально.
Существование народного хозяйства в условиях санкций, новый виток структурной перестройки, необходимость усиленного развития отраслей и инфраструктуры внутреннего производства не может существовать без государственного финансирования социальных программ, предприятий градообразующей сферы, регионов, и субъектов Федерации. Однако государственные субвенции и субсидии, финансирование федеральных программ, централизованные кредиты Центрального банка, не в полной мере справляются с инфляционными процессами, в связи с чем растет спрос на конвертируемую валюту.
Слабая взаимосвязь между экспортом и импортом, существование методов нетарифного регулирования экспорта сырьевых товаров, которые составляют основу российского экспорта, вызывают снижение доходов государства от внешнеэкономической деятельности.
На сегодняшний день наблюдается положительное сальдо торгового баланса, однако фиксируется недостаток поступлений государственных валютных резервов. Для обслуживания внешнего долга требуется привлечение дополнительных бюджетных ресурсов. Это может быть произведено путем перераспределения статей доходов и расходов, понижения курса рубля с целью изменения валютного курса для стимулирования экспорта. Однако данные инструменты не приемлемы в условиях роста бюджетного дефицита и инфляции.
Борьба с коррупцией, недостаточно благоприятный инвестиционный климат, санкции на ввоз и вывоз товаров, обязательство от продажа части выручки от экспорта за рубли отбивают желание экспортеров переводить валютную выручку в банки Российской федерации, в связи с чем происходит нелегальный вывоз валюты российскими предпринимателями.
Сложность решения вышеназванных проблем в настоящий период времени требует усиления юридических ограничений на совершение сделок к иностранной валюте.
Специальное валютное законодательство играет основополагающую роль в регулировании валютных отношений.
Цель данной курсовой работы – исследование правового регулирования валютного рынка в Российской федерации.
Для достижения данной цели – были поставлены следующие задачи:
1) исследовать правовое регулирование операций с иностранной валютой в Российской Федерации;
2) проанализировать правовой режим валютных счетов, а также оборот иностранной валюты на внутреннем рынке.
Объектом исследования – является валютный рынок РФ, предметом – операции на валютном рынке.
Какие операции подлежат валютному контролю
Перечень сделок, подлежащих валютному контролю (п. 9 ч. 1 ст. 1 173-ФЗ):
- приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валют, использование их для платежей;
- приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валют, рублей и внутренних ценных бумаг, использование валют рублей и внутренних ценных бумаг для платежей;
- приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валют, рублей и внутренних ценных бумаг, использование валют, рублей и российских ценных бумаг для платежей;
- ввоз в РФ и вывоз из неё валют, рублей и внутренних ценных бумаг;
- перевод валют, рублей, внутренних и внешних ценных бумаг со счёта за пределами РФ на счёт того же лица в РФ и в обратном направлении;
- перевод нерезидентом рублей, внутренних и внешних ценных бумаг со счёта в РФ на счёт того же лица в РФ;
- перевод рублей со счёта резидента за пределами РФ на счёт другого резидента в РФ и в обратном направлении;
- перевод рублей со счёта резидента за пределами РФ на счёт другого резидента за пределами РФ;
- перевод рублей со счёта резидента за пределами РФ на счет того же резидента за пределами РФ.
Объекты и субъекты валютных операций
Перед тем как ознакомиться с тем, какие виды валютных операций существуют, стоит рассмотреть объекты и субъекты рассматриваемого механизма. Под объектом валютных операций подразумевается любые финансовые требования, выраженные в валютной ценности. Именно объекты рынка продаются и покупаются субъектами за деньги, имеющиеся в обращении. Основные объекты валютных отношений
- Валюта РФ.
- Зарубежная валюта.
- Ценные бумаги.
- Валютные ценности.
Резиденты и нерезиденты выступают в роли субъектов валютных правоотношений. К субъектами могут относиться следующие структуры:
- физические и юридические лица;
- организации, не являющиеся юридическими лицами;
- представительства и филиалы юрлица, не являющиеся самостоятельными юридическими лицами;
- официальные представительства.
Уполномоченные банки в системе валютного контроля в Российской Федерации
Составляющим элементом государственной валютной политики, неразрывно связанным с государственным регулированием валютных операций, является валютный контроль. Валютное регулирование можно определить как одну из форм государственного воздействия на участников внешнеэкономической деятельности в целях охраны публичных интересов государства, которое обеспечивается валютным законодательством, регулирующим как общие вопросы валютных отношений, так и частные, например, предусматривающие механизм контроля за валютными операциями127. Мировой опыт показывает, что успешное развитие валютных отношений, внутреннего валютного рынка происходит, как правило, при активном регулирующем участии государства и эффективном контроле за валютными операциями со стороны его уполномоченных органов.
Валютный контроль можно охарактеризовать как деятельность государства в лице органов и агентов валютного контроля, направленную на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении конкретных валютных операций. В настоящее время ряд зарубежных учёных, как правоведов, так и экономистов, рассматривают валютный контроль как «механическое» воздействие на финансовые потоки между государством-эмитентом национальной валюты и иностранными государствами. При этом отмечается его позитивное значение в приведении в равновесие платежного баланса и внутреннего валютного рынка страны в результате мер по ускорению поступления валюты, принадлежащей нерезидентам и причитающейся с них (т.е. увеличивается моментальное предложение на валютном рынке, а также объем операций, зарегистрированных по кредиту платежного, баланса страны получателя средств), и отсрочке платежей резидентов в валюте за границу, сокращению объема кредитования нерезидентов в национальной валюте (т.е. уменьшаются предложения национальной валюты на валютном рынке и операции, которые записываются в дебет платежного ба-ланса) .
В валютном законодательстве Российской Федерации решение данной задачи оформилось в виде разделения валютных операций резидентов «на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала». Многие страны, сталкиваясь с постоянным нарушением платежного равновесия, прибегали и прибегают к ужесточению валютного контроля в целях улучшения своего платежного баланса, рассматривая валютный контроль как один из вариантов валютной стратегии государства, помогающий «…правительству, как инструмент для проявления власти в распределении валютных ресурсов», который «…облегчает правительству задачу по достижению социальных целей через сложный механизм планирования».
Такое понятие валютного контроля, на наш взгляд, скорее соответствует понятию валютного регулирования, оно шире, чем понятие валютного контроля, вытекающее из норм валютного законодательства Российской Федерации, в соответствии с которым это — деятельность по обеспечению точного и единообразного соблюдения участниками валютных операции норм валютного законодательства. Однако оно позволяет более четко определить сущность валютного контроля и его конечное назначение как составной части механизма валютного регулирования.
Обеспечение государством соблюдения обязанными субъектами правовых норм о валютных операциях служит гарантией законности соответствующей деятельности.131 В правовом обеспечении валютного контроля можно выделить следующие ключевые направления:
1) организационное обеспечение валютного контроля путем создания соответствующих организационных структур и наделения их властными полномочиями в пределах возложенных на них функций в этой области, установления взаимосвязей между данными структурами;
2) определение правовых форм взаимоотношений участников валютных операций между собой и с органами (агентами) валютного контроля, использование которых позволит осуществлять валютный контроль наиболее эффективно;
3) установление мер ответственности за нарушение норм валютного законодательства.
Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.
Федеральный Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ в ч. 3 ст. 22 определяет, что агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.
Специфическое отличие органов валютного контроля от их агентов заключается в наличии у них более широкого круга полномочий в этой области, в том числе возможности издавать в пределах своей компетенции нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации, в подконтрольности валютных операций агентов валютного контроля органам валютного контроля.
Под валютным контролем российский законодатель понимает деятельность государства, направленную на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля являю��ся Центральный банк Российская Федерация и Правительство Российской Федерации. Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами могут осуществлять функции валютного контроля и уполномоченные банки.
Правовое регулирование валютных операций
Регулирование валютных операций осуществляется в соответствии с принципами, определенными в ст. 3 закона № 173-ФЗ «О валютном госрегулировании и контроле».
Среди них можно выделить следующие:
-
невмешательство госорганов в валютные операции, совершаемые нерезидентами и резидентами, без наличия веских оснований;
-
установление приоритетности за экономическими способами при реализации валютного регулирования;
-
одновекторность развития как внутренней, так и внешней валютной политики России;
-
единая политика в госрегулировании и контроле валютных операций;
-
госзащита прав и интересов субъектов при их совершении.
Нормативно-правовые акты, регулирующие совершение валютных операций, — это:
-
Закон о валютном госрегулировании и контроле от 10.12.2003 № 173-ФЗ ;
-
международные соглашения РФ;
-
опубликованные акты госрегулятора и иные законодательные акты, дополняющие или уточняющие нормы действия указанных выше закона и международных договоров.
Регуляторами, в полномочиях которых прописан в том числе и контроль за проведением валютных операций, являются Центробанк и Правительство РФ (ст. 5 закона № 173-ФЗ).
Одним из важнейших направлений экономической политики России, как и любого другого государства, является регулирование отношений, связанных с валютными ценностями, — валютных отношений. В современном мире сфера валютных отношений приобретает все большее значение. От того, насколько правильно организованы и юридически верно отрегулированы эти отношения на международном и национальном уровнях, зависит в конечном итоге экономическое благополучие той или иной страны.
Экономические реформы середины 80-х годов способствовали развитию в России валютных отношений. С 1986 г. хозяйствующие субъекты получили право выхода на внешний рынок. Предприятиям-экспортерам разрешалось оставлять у себя часть экспортной выручки с правом использования ее на свои нужды. Это право было весьма ограниченным. Тем не менее это был первый шаг на пути либерализации валютных отношений страны, в которой законодательно была закреплена и действовала со дня образования СССР государственная валютная монополия: права на совершение операций в валюте принадлежали исключительно государству. Обращение иностранной валюты на территории СССР практически не допускалось и преследовалось в уголовном порядке. Каждая валютная операция была строго регламентирована специальными нормативными актами или инструкциями Внешторгбанка СССР, а позднее Внешэкономбанка. Следующим важным шагом на пути развития рыночных отношений в Советском Союзе стало принятие 1 марта 1991 г. Закона СССР «О валютном регулировании и валютном контроле».
Процессы либерализации и бурного развития внешнеэкономической деятельности в России заложили основу нового правового механизма валютного регулирования. 9 октября 1992 г. был принят Закон РФ № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле». С вступлением в силу данного Закона были заложены основы валютного регулирования в России. Валютная монополия государства сменилась государственным валютным регулированием. В соответствии с ним были определены принципы проведения операций с российской и иностранной валютой на территории Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также установлена ответственность за нарушение валютного законодательства.
Новая редакция Закона о валютном-регулировании и валютном контроле от 10 декабря 2003 г. (№ 173-ФЗ) предусматривает целый ряд мер, направленных на дальнейшую либерализацию валютного рынка в Российской Федерации, что несомненно отнечает велениям времени и будет способствовать скорейшему вхождению России в мировую экономику как равноправного партнера.
Целью настоящего Федерального закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
Валютное регулирование в России кроме Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» обеспечивается изданием органами валютного регулирования и валютного контроля многочисленных нормативных актов: инструкций, циркулярных писем, положений, приказов, телеграмм, указаний и т.п., которые уточняют, изменяют или дополняют отдельные положения действующего валютного законодательства.
При совершении валютных сделок банки приобретают одну валюту за другую, другими словами, банки постоянно часть своих ресурсов в валюте, которую они продают, вкладывают в покупаемую валюту. При этом происходит изменение соотношения требований и обязательств банка в инвалюте, которое определяет его валютную позицию. В случае их равенства по конкретной валюте валютная позиция считается закрытой, а при несовпадении — открытой.
Итак, закрытая валютная позиция — валютная позиция в отдельной иностранной валюте, активы и пассивы в которой количественно совпадают.
Открытая валютная позиция — разница сумм требований и обязательств уполномоченного банка в отдельных иностранных валютах, создающая риск потерь (убытков) при неблагоприятных изменениях обменных курсов валют.
Открытая валютная позиция может быть короткой, если пассивы и обязательства по проданной валюте превышают активы и требования в ней, и длинной, если активы и требования по купленной валюте превышают пассивы и обязательства.
По каждой иностранной валюте открытая валютная позиция определяется отдельно. Пассивное сальдо указывается со знаком «—», обозначая короткую открытую валютную позицию; активное сальдо указывается со знаком «+», обозначая длинную открытую валютную позицию.
Валютный риск существует всегда при наличии открытых позиций, как длинных, так и коротких. Банки постоянно наблюдают за сменой валютной позиции, оценивая содержащийся в ней валютный риск и возможный результат в случае ее немедленного полного покрытия по существующим валютным курсам. Эта задача осложняется тем, что и валютную позицию входят наличные и срочные сделки, совершенные в разное время по различным курсам.
Правильность оценки зависит от степени точности прогнозирования динамики валютных курсов. Краткосрочная политика операций банка в конкретных валютах зависит от позиции, сложившейся у него н результате осуществленных сделок. Если возникала значительная длинная позиция, банк может понизить котируемый курс этой валюты, привлекая покупателей, и наоборот — при короткой позиции. При общем превышении предложения над спросом на какую-либо валюту у банков в целом возникает длинная позиция и курс валюты понижается.
Для расчета открытых позиций чистые позиции по каждому виду иностранной валюты уполномоченного банка переводятся в рублевый эквивалент по действующим на отчетную дату официальным обменным курсам российского рубля, которые устанавливаются Банком России.
Для подсчета балансирующей позиции в российских рублях определяется разность между абсолютной величиной суммы всех длинных открытых позиций и абсолютной величиной суммы всех коротких открытых позиций.
Суммарная величина всех длинных (включая позицию в российских рублях, если она длинная) и суммарная величина всех коротких (включая балансирующую позицию в российских рублях, если она короткая) открытых позиций должны быть равновелики.
С целью ограничения валютного риска уполномоченных банков Банком России устанавливаются лимиты открытых валютных позиций, т.е. количественные ограничения соотношений суммарных открытых валютных позиций и собственных средств (капитала) уполномоченных банков. Установлены следующие лимиты:
- по состоянию на конец каждого операционного дня суммарная величина всех длинных (коротких) открытых валютных позиций не должна превышать 20% собственных средств (капитала) уполномоченного банка;
- по состоянию на конец каждого рабочего дня рассчитываются отдельно следующие отчетные показатели:
- совокупная балансовая позиция (суммарная величина чистой балансовой позиции и чистой «спот» позиции с учетом знака позиций);
- совокупная внебалансовая позиция (суммарная величина чистой срочной позиции, чистой операционной позиции и чистой позиции по гарантиям с учетом знака позиций);
- открытая валютная позиция;
- балансирующая позиция в российских рублях.
Классификация валютных операций
Классификация операций с валютой проводится по разным критериям. По объекту выделяют операции с рублями, иностранной валютой, иностранными и российскими ценными бумагами. Классификация операций по субъекту проходит:
- между нерезидентами;
- между валютными резидентами;
- между валютными резидентами и нерезидентами.
Валютные операции разделяются на группы по характеру сделки:
- экспортно-импортные операции;
- операции по банковскому валютному счету клиента;
- торговля иностранной валютой;
- кредитование международного уровня;
- приобретение страной иностранной валюты.
Существует еще одна классификация выполняемых валютных операций:
- по срокам выполнения (текущие, капитальные, кассовые операции с валютой);
- активные и пассивные операции (в соответствие с ведением бухгалтерского учета);
- операции, которые выполняются резидентами и нерезидентами;
- направленные на достижение разных целей (выполняемые в собственных интересах предпринимателя или в интересах клиентов).
Есть другие виды валютных операций:
- такие операции, которые проходят через банк или кассу;
- покупка за валюту нематериальных активов, основных средств, материально-производственных запасов;
- расходы и доходы в валюте;
- внеоборотные активы.