Особенности проведения реорганизации путем выделения
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности проведения реорганизации путем выделения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При изменении организационно-правовой формы ООО или прекращении ее деятельности, необходимо зарегистрировать этот факт в компетентном органе. Для коммерческих юридических лиц таким госучреждением является ФНС (федеральная налоговая служба).
Солидарная ответственность «новой» компании
Общее правило устанавливает, что выделенное юридическое лицо не отвечает по обязательствам (в том числе налоговым) компании-предшественника. Однако при выполнении определённых условий между новой и старой организациями возникает солидарная ответственность.Солидарная ответственность — это обязанность нескольких должников удовлетворить требование кредитора. При этом кредитор вправе требовать полного удовлетворения как от всех должников, так и от кого-то одного.
В части налоговых обязательств это: отсутствие возможности заплатить налоги и направленность реорганизации на уклонение от их уплаты. В части гражданско-правовой ответственности: передаточный акт не позволяет определить правопреемника по обязательству либо активы и обязательства распределены несправедливо.
Важно, что для привлечения лица в качестве солидарного должника необходимо обратиться в суд, а значит налоговый орган или иной кредитор должен доказать наличие обозначенных условий.
Правовые последствия реорганизации путем выделения
При выделении происходит правопреемство по гражданским обязательствам между старой организацией и новыми. К новым организациям переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Что касается правопреемства по налоговым обязательствам, то в отличие от разделения, при выделении в части исполнения обязанностей по уплате налогов (пеней, штрафов) правопреемства не возникает. Если в результате выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц налогоплательщик не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанности по уплате налогов (пеней, штрафов), то по решению суда выделившиеся юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) реорганизованного лица.
Процедура реорганизации путем выделения, как и любая другая форма реорганизации, отличается сложностью и многоэтапностью. На каждом этапе реорганизации в форме выделения есть свои особенности, незнание которых может привести к срыву сроков, нарушению процедуры, что в свою очередь может повлечь за собой потерю времени и привлечение к административной ответственности организации и его руководителя. Сотрудничество с нашей консалтинговой компанией позволит Вам избежать возможных ошибок при проведении реорганизации путем выделения.
Специалисты, работающие в нашей компании, хорошо ориентируются в действующем российском законодательстве, имеют большой опыт работы, налаженные контакты с регистрирующими и контролирующими органами, и с удовольствием помогут Вам пойти всю процедуру реорганизации путем выделения быстро и безболезненно. От Вас только потребуется заключить с нами договор на юридическое обслуживание и подписать ряд документов.
Как формируется уставной капитал при выделении ООО
В отличие от четкого законодательного регламентирования порядка оплаты долей при создании ООО процедура формирования уставного капитала при выделении ООО законом № 14-ФЗ не предусмотрена. Вместе с тем она имеет свои особенности:
- Отсутствует такая стадия, как оплата долей.
- Величина уставного капитала выделенного ООО не обуславливает количество переданных ему прав и обязанностей реорганизуемого общества.
- Величина уставного капитала не свидетельствует о количестве полученных от реорганизуемого общества активов (специфика составления бухгалтерской отчетности в таких случаях определяется приказом Минфина России «Об утверждении…» от 20.05.2003 № 44н).
Источниками формирования УК ООО могут быть как уставной капитал реорганизуемого общества, так и иные его собственные средства. При этом допускаются следующие варианты:
- реорганизуемое общество становится единственным владельцем долей выделяемого ООО за счет его собственных средств;
- участники реорганизуемого общества соразмерно их долям становятся участниками выделяемого ООО за счет собственных средств первого общества;
- уставной капитал выделяемого ООО создается путем сокращения величины капитала реорганизуемого общества, участником выделяемого ООО при этом может быть один из бывших владельцев реорганизуемого общества;
- владельцем одной части долей выделяемого ООО становится реорганизуемое общество, а другой — его участники.
Пошаговая инструкция по проведению выделения
Осуществляется реорганизация последовательно, в несколько шагов. Каждый из них требует существенной подготовки и наличия знаний по данному вопросу. Если вы планируете провести реорганизацию своего предприятия, но не имеете опыта в этом вопросе, то рекомендации компетентного юриста помогут разрешить все сложности. Компания «Ригби» предоставляет юридические услуги по полному сопровождению реорганизации в форме выделения.
1. Начинается процесс с собрания учредителей и принятия решения о необходимости реорганизации. Проведение встречи обязательно сопровождается ведением протокола. Он пригодится в качестве основного подтверждения принятия решения о проведении процедуры;
2. На собрании нужно обсудить несколько важных моментов: ход проведения, назначение ответственных лиц, распределение капитала и имущества;
3. В течение 3 рабочих дней с момента принятия решения, которое зафиксировано в протоколе собрания участников, нужно уведомить налоговую инспекцию. Это важно, так как при нарушении данного срока органы ФНС начисляют штраф;
4. Уведомление налоговых органов сопровождается подачей первого пакета документов. Сотрудник ФНС принимает бумаги и выдает расписку в их получении. Далее в реестр вносится запись о том, что данное юридическое лицо находится в состоянии реорганизации. На этом первая часть выделения завершена.
Окончание реорганизации путем выделения
Фаза окончания реорганизации характеризуется регистрацией нового общества и передачей ему части уставного капитала.
1. Как зарегистрировать новое общество? Делается это точно так же, как и создание обычного предприятия. Учредители основного общества решают, кто становится участником выделенного. Это могут быть как физические лица, так и юридические, допустимо, чтобы компанию основала сама фирма, из которой происходит выделение;
2. Проводится собрание учредителей. На нем принимается решение, утверждаются учредительные бумаги, назначаются руководящие органы. После этого второй пакет документов нужно подготовить для подачи в налоговые органы;
3. ФНС принимает бумаги и регистрирует новую компанию. Если нужно выбрать систему налогообложения при регистрации, то следует приложить заявление о переходе на нее;
4. Осталось зарегистрировать фирму в ПФР, ФСС и Росстате, изготовить для нее печать и открыть банковские счета.
Если речь идет о реорганизации выделением для колхоза, садового товарищества или ЖСК, важную роль играет передача прав на земельный участок или отчуждение части зданий. Изменение права на собственность участка регистрируется в Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии. Это занимает около 30 календарных дней.
Обычно реорганизацию выделением удается завершить в течение 2-3 месяцев.
Законодательные нормы
- Различные формы реорганизации обоснованы в п. 5 ст. 58 Гражданского кодекса РФ.
- Нюансы смены правовой формы между ЗАО и ООО описаны в Федеральном законе №208-ФЗ «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года.
- Порядок принятия решения о реорганизации регулируется ст. 57 ГК РФ и ст. 20 Федерального Закона № 208-ФЗ.
- Регистрация новых юридических лиц, образованных после реорганизации, осуществляется в рамках Федерального Закона №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и ИП» от 08 августа 2001 года.
- Правопреемство регулируется положениями Налогового Кодекса РФ.
- Передаточный акт составляется на основании упоминаний в ст. 58, 59 ГК РФ и Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций №44н, утвержденных Приказом Минфина России 20 мая 2003 года.
Разделительный баланс
Следующий шаг — это составление разделительного баланса. Его дату определяют учредители. Минфин России рекомендует датировать разделительный баланс концом квартала или года (п. 6 Указаний по формированию бухотчетности при реорганизации*).
В нормативах нет определения, что такое разделительный баланс. Единственное требование к этому документу — в нем должны быть прописаны «положения о правопреемстве» (п. 1 ст. 59 ГК РФ). То есть необходимо указать, в какой сумме к правопреемнику переходит дебиторская и кредиторская задолженность (в том числе по зарплате персонала, налогам и страховым взносам), а также имущество. Его можно отражать как по остаточной стоимости, так и по рыночной — в зависимости от решения учредителей (п. 7 Указаний по формированию бухотчетности при реорганизации).
Форма разделительного баланса не утверждена. Многие компании используют обычный бланк бухгалтерского баланса и делают на титульном листе пометку «разделительный». Но налоговики нередко отказываются принимать такой документ, обосновывая тем, что в нем отражены только итоговые значения по статьям, а расшифровка отсутствует. Поэтому бухгалтерам лучшее заранее составить приложения к разделительному балансу, где подробно расписать, из чего складывается каждая цифра.
Есть и другой способ — составить разделительный баланс в виде соглашения учредителей компании-правопреемника о том, какое имущество и обязательства передаются в выделяемую организацию. Здесь важно указать стоимость каждого объекта и размер каждого обязательства с подробным перечнем всех должников, кредиторов, а также налогов и других платежей.
Часто бухгалтеры задают вопрос: нужно ли предшественнику при передаче активов и обязательств делать проводки? Строго говоря, не нужно. Это следует из пункта 11 Указаний по формированию бухотчетности при реорганизации. Однако, бухгалтерские программы зачастую не позволяют полностью отказаться от проводок. В связи с этим главбухи применяют либо вспомогательный счет 0, либо более привычный счет 76 субсчет «Передача активов и пассивов при реорганизации». Если все проводки сделаны правильно, то в итоге сальдо по такому счету будет нулевым.
Документальная основа разделительного баланса
Чтобы новые бухгалтерские отчеты формировались правильно и не вызывали нареканий у проверяющих органов, составление разделительного баланса нужно правильно оформить. Для этого необходима следующая обосновывающая документация:
- решение учредителей о реорганизации: в нем впервые фиксируется регламент разделения активов и распределения долгов, а также способ оценки имущества;
- отчеты по бухгалтерии «старой» фирмы – они являются основой для оценки делящегося имущества;
- бумаги по последней инвентаризации – содержат стоимостную оценку активов;
- накладные на покупку активов, если она совершена после инвентаризации – бланки требуется приложить к инвентаризационным документам;
- акты расшифровки обязательств материнской по приему и передаче основных средств, запасов, материалов, материальных ценностей;
- опись другого имущества, которое будет передаваться, но не числится в первичных документах;
- роспись кредиторской и дебиторской задолженности с подтверждением о своевременном уведомлении кредиторов о реорганизации;
- бумаги, подтверждающие расчеты с различными органами, структурами, фондами (муниципальными и коммерческими);
- договоры с вновь создаваемыми компаниями (на случай судебных претензий по переданным обязательствам);
- выписка из ЕГРЮЛ, свидетельствующая о факте реорганизации, прикрепляется после регистрации.
Дополнительные документы
Разделительный баланс при реорганизации фирмы нужно подкрепить:
- Решением учредителей о реорганизации, в котором детально прописан порядок распределения имущества и обязательств, способы оценки активов и прочие условия.
- Отчетностью реорганизуемого предприятия, по которой оцениваются активы и обязательства правопреемника.
- Актом инвентаризации баланса реорганизуемой компании, который составляется перед формированием отчетности. К нему прикладываются первичные документы на материальные ценности.
- Расшифровкой кредиторской и дебиторской задолженностей, в которой должна быть представлена информация об уведомлении всех контрагентов о реорганизации. Дополнительно представляются акты сверок сумм задолженностей.
- Акт сверок расчетов с бюджетом и госфондами.
- Перечень договоров выделяемого предприятия, по которым передаются права и обязанности. Отдельно представляется информация по спорным обязательствам, которые находятся на рассмотрении в суде.
Документы в налоговую после реорганизации ООО
Важно! Уведомить ФНС о процедуре реорганизации ООО в форме выделения необходимо в срок до 3 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения. Для этого в налоговый орган направляется заявление по форме Р12003, заверенной у нотариуса.
В перечень документов включены:
- заявление (форма Р12001);
- новый устав (2 экземпляра);
- передаточный акт;
- документ, подтверждающий оплату госпошлины за регистрацию (4000 рублей);
- документ, подтверждающий подачу сведений в ПФР;
- доказательства извещения кредиторов о начале процедуры реорганизации ООО в форме выделения.
После того, как в ЕГРЮЛ будут внесены сведения о новом юридическом лице, процедуры реорганизации в форме выделения считается завершенной. После положительной процедуры регистрации, на руки будут выданы следующие документы:
- Лист записи о госрегистрации ООО.
- Лист записи о регистрации общества, из которого произошло выделение.
- Свидетельство о постановке на учет ООО.
- Устав нового ООО.
Предупреждение коллектива
Смена нанимателя для некоторой части коллектива сотрудников (а ведь именно это и произойдëт в результате выделения) означает изменение существенных условий для каждого из работников, переходящих во вновь создаваемую фирму. В соответствии с трудовым законодательством, о подобного рода переменах работник должен быть оповещëн за месяц. При этом он имеет право либо согласиться дальше работать в новых условиях, либо отказаться.
Уволить работника по собственной инициативе в связи с реорганизацией наниматель не имеет права (ст. 75 ТК РФ).
Если работник отказывается работать во вновь создаваемой компании, он должен быть уволен по истечении срока предупреждения (то есть через месяц) по ст. 77 ТК РФ.
Как провести реорганизацию в форме выделения нового юридического лица
В последнем случае предпринимателей не всегда ждет успех, ведь контролирующие службы могут обнаружить в их действиях скрытый умысел.
- Предприятие занимается разными видами деятельности, одна из которых (или несколько) перейдут к новой организации.
В этом случае выделение позволит оптимизировать систему налогообложения и упростит учет деятельности обеих компаний.
-
Принятие решения собственниками предприятия о проведении реорганизации и выбор его конкретной формы.
Налоговые последствия при реорганизации
Реорганизация — достаточно распространенный механизм, применяемый для решения множества задач, стоящих перед бизнесом.
При этом реорганизация — это сложный многоэтапный процесс, обладающий рядом специфических особенностей в сфере налогообложения.
Передаточный акт и разделительный баланс — это обязательные документы при реорганизации юридических лиц.
Гарантии прав государства по налоговым обязательствам при различных формах реорганизации определены в ст. 50 НК РФ.
В таблице 3 приведен перечень правопреемников налоговых обязательств перед бюджетом при различных видах реорганизации.
Правопреемник пользуется всеми правами и исполняет все обязанности для налогоплательщиков, которые установлены НК РФ.
— имеются счета-фактуры (их копии), выставленные продавцами реорганизованной (реорганизуемой) организации или ее правопреемнику (правопреемникам);
— товары (работы, услуги), а также имущественные права приобретены для использования в деятельности, облагаемой НДС;
Пунктом 2.1 ст. 252 НК РФ установлены специальные правила передачи расходов для реорганизованных организаций.
Так, расходами правопреемника признаются расходы (убытки), предусмотренные ст. ст. 255, 260 — 268, 275, 275.1, 279, 280, 283, 304, 318 — 320 НК РФ.
В некоторых случаях реорганизация предприятия может оказать влияние и на формирование налоговой базы по НДФЛ.
В частности, физическое лицо — акционер может получить пакет акций, номинальная стоимость которого вследствие реорганизации увеличилась.
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты НДФЛ по операциям с ценными бумагами установлены ст. 214.1 НК РФ.
Несмотря на то что этим правом (пп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ) налоговые органы могут и не воспользоваться, налогоплательщикам следует об этом не забывать.
Порядок осуществления сложных реорганизаций
В чем состоит суть смешанной реорганизации? Какие корпоративные задачи можно решать, применяя данную технологию?
1. Принятие общим собранием реорганизуемого общества решения о реорганизации общества в форме выделения одновременно с присоединением.
6. Подача в регистрирующий орган заявления о реорганизации в форме выделения одновременно с присоединением.
1. Принятие общим собранием реорганизуемого общества решения о реорганизации общества в форме выделения одновременно с присоединением.
6. Подача в регистрирующий орган заявления о реорганизации в форме выделения одновременно с присоединением.
2. О реорганизации общества, создаваемого путем реорганизации в форме выделения, в форме присоединения к другому обществу.
5. О внесении изменений в устав (в части увеличения уставного капитала и уменьшения количества объявленных акций).
Договор о присоединении заключается между обществом, которое создается в результате выделения, с обществом, к которому осуществляется присоединение.
Документальная основа разделительного баланса
Чтобы новые бухгалтерские отчеты формировались правильно и не вызывали нареканий у проверяющих органов, составление разделительного баланса нужно правильно оформить. Для этого необходима следующая обосновывающая документация:
- решение учредителей о реорганизации: в нем впервые фиксируется регламент разделения активов и распределения долгов, а также способ оценки имущества;
- отчеты по бухгалтерии «старой» фирмы – они являются основой для оценки делящегося имущества;
- бумаги по последней инвентаризации – содержат стоимостную оценку активов;
- накладные на покупку активов, если она совершена после инвентаризации – бланки требуется приложить к инвентаризационным документам;
- акты расшифровки обязательств материнской по приему и передаче основных средств, запасов, материалов, материальных ценностей;
- опись другого имущества, которое будет передаваться, но не числится в первичных документах;
- роспись кредиторской и дебиторской задолженности с подтверждением о своевременном уведомлении кредиторов о реорганизации;
- бумаги, подтверждающие расчеты с различными органами, структурами, фондами (муниципальными и коммерческими);
- договоры с вновь создаваемыми компаниями (на случай судебных претензий по переданным обязательствам);
- выписка из ЕГРЮЛ, свидетельствующая о факте реорганизации, прикрепляется после регистрации.
Реорганизация в форме выделения, осуществляемая лицами, входящими в одну группу лиц по признаку, предусмотренному подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 8 Закона
Реорганизация в форме выделения, осуществляемая лицами, входящими в одну группу лиц по признаку,
предусмотренному подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 8 Закона
Частью первой статьи 19 Закона Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г.
№ 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее – Закон о хозяйственных обществах) определено, что выделением из хозяйственного общества признается создание одного или нескольких новых хозяйственных обществ и (или) юридических лиц иных организационно-правовых форм с передачей им части прав и обязанностей реорганизованного хозяйственного общества без прекращения его деятельности. Таким образом, в рассматриваемом случае речь будет идти о ситуации, в которой имеет место создание нового юридического лица в форме хозяйственного общества.
Согласно подпункту 1.2 пункта 1 статьи 32 Закона Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г.
№ 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее – Закон) экономической концентрацией признается в том числе создание коммерческой организации, если вкладом в ее уставный фонд служат акции (доли в уставном фонде) другой коммерческой организации и (или) имущество, которое является основными средствами, кроме основных средств, не используемых в предпринимательской деятельности (далее – основные средства), и (или) нематериальными активами другой коммерческой организации, или создаваемая коммерческая организация приобретает голосующие акции (доли в уставном фонде) коммерческой организации и (или) имущество, которое является основными средствами и (или) нематериальными активами другой коммерческой организации на основании передаточного акта или разделительного баланса, и действия с этими акциями (долями в уставном фонде) признаются в соответствии с подпунктами 1.4 – 1.6 пункта 1 статьи 32 Закона экономической концентрацией.
При этом абзацем пятым части первой пункта 1 статьи 33 Закона установлены условия, при выполнении которых такое создание должно осуществляться с предварительного согласия антимонопольного органа.
Вместе с тем подпунктом 8.
1 пункта 8 статьи 33 Закона определено, что установленные данной статьей требования о получении согласия антимонопольного органа не применяются в том числе, если создание коммерческой организации в случаях, указанных в части первой пункта 1 статьи 33 Закона, осуществляется лицами, входящими в одну группу лиц по признаку, указанному в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 8 Закона.
Согласно части второй пункта 2 статьи 48 Гражданского кодекса Республики Беларусь в учредительном договоре учредители (участники) обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности.
Согласно части второй статьи 19 Закона о хозяйственных обществах общее собрание участников хозяйственного общества принимает решение о порядке и условиях выделения, о создании нового хозяйственного общества (хозяйственных обществ) и (или) юридического лица иной организационно-правовой формы (юридических лиц иных организационно-правовых форм), составе его (их) участников. Учредителями (участниками) каждого из вновь возникающих в результате выделения хозяйственных обществ и (или) юридических лиц иных организационно-правовых форм могут быть только реорганизованное хозяйственное общество и (или) его участники с их согласия. Иными словами, реорганизация хозяйственного общества путем выделения из него нового хозяйственного общества предполагает принятие соответствующего решения и совершение действий как общим собранием участников реорганизуемого хозяйственного общества, так и общим собранием участников вновь возникающего в результате выделения хозяйственного общества. В этой связи можно сделать вывод о том, что для осуществления такого создания необходимо совершение волевых действий как учредителя создаваемого юридического лица, так и реорганизуемого хозяйственного общества в лице общего собрания его участников.
Таким образом, с учетом сущности реорганизации юридического лица и требований к ней, установленных законодательством, можно сделать вывод о том, что к лицам, которыми в рассматриваемой ситуации будет осуществляться создание нового юридического лица в результате реорганизации в форме выделения, будут относиться учредитель (участник) создаваемой коммерческой организации, а также само реорганизуемое хозяйственное общество.
Принимая во внимание вышеизложенную информацию можно сделать вывод о том, что реорганизация, совершаемая лицами (реорганизуемым хозяйственным обществом и учредителем нового создаваемого хозяйственного общества), входящими в одну группу лиц по признаку, предусмотренному подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 8 Закона, должна осуществляться с обязательным уведомлением антимонопольного органа, предусмотренным пунктом 9 статьи 33 Закона, в связи с выполнением условия, установленного подпунктом 8.1 пункта 8 статьи 33 Закона.