Переоформление права постоянного бессрочного пользования земельным участком
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Переоформление права постоянного бессрочного пользования земельным участком». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В судебной практике достаточно много подобных прецедентов. Например, споры о передаче дома вместе с участком наследнику. В такой ситуации суд, скорее всего, признает переход права собственности на постройку к новому владельцу, но не на земельную территорию. Это происходит из-за того, что по закону собственником участка бессрочного использования остается орган местного самоуправления, а лицо, которое им пользовалось, не имеет права на распоряжение землей.
Переоформление права бессрочного пользования на право аренды
Для того, чтобы переоформить право бессрочного (постоянного) пользования на право аренды нужно сначала подать заявление в орган местного самоуправления. Вместе с заявлением потребуется предоставить комплект документов, перечисленных выше.
Куда обращаться – зависит от того, в чьей собственности находится участок.
Собственник |
Ведомство |
Государство |
Территориальное управление Росимущества субъекта РФ |
Регион (край, республика) |
региональное Министерство по управлению госимуществом |
Муниципальное образование |
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации |
Как и большинство правоотношений бессрочное пользование может прекратиться. Это происходит по одному из вариантов:
- добровольному отказу собственника;
- принудительному изъятию.
Процесс прекращения бессрочного постоянного использования земли можно наглядно увидеть в таблице.
Критерии для сравнения форм прекращения БП ЗУ | При добровольном отказе
(ст.53 ЗК РФ) |
При принудительном изъятии (ст.54 ЗК РФ) |
---|---|---|
Инициатор прекращения | собственник | административный орган |
Основание прекращения | заявление о добровольном отказе | неиспользование участка по целевому назначению либо использование с нарушением норм законодательства |
Кто выносит решение о прекращении | исполнительный комитет местной администрации | судебный орган |
Перечень документов |
|
|
Срок рассмотрения | 30 дней с даты подачи документов | в течении 10 дней с даты принятия решения либо со дня вступления судебного акта в законную силу |
Действия уполномоченного органа |
|
административный орган сообщает о прекращении права в налоговый орган по месту расположения участка в течении 7 дней с даты решения об изъятии |
Особенности | административный органа проверяет правомочность причины написания заявления об отказе от надела |
|
В некоторых случаях в процедуре перевода БП в собственность может быть отказано:
- Пользователь не оформил надлежащим образом участок в Росреестре. Бывает так, что земли распределяются, но не регистрируются в Кадастре. В этом случае процедуру постановки на учет нужно выполнить самим при участии кадастрового инженера.
- Отсутствует распоряжение о передаче ЗУ в постоянное пользование.
- На территории имеются неоформленные капитальные строения (частный дом, коммерческое здание и т.п.).
- Земля является предметом действующего судебного спора.
- Заявитель не является полноправным пользователем и обращается без доверенности. При обращении доверенного лица документ необходимо заверить нотариально.
На каком праве АУ пользуется земельным участком?
Как известно, у автономного учреждения не может быть на праве собственности имущества. Собственником имущества, закрепленного за АУ, является РФ, субъект РФ или муниципальное образование — учредитель автономного учреждения. Пунктом 2 ст. 216 ГК РФ предусмотрено, что лицам, которые не признаются собственниками имущества, могут принадлежать вещные права на это имущество. К вещным правам среди прочего относится:
- право оперативного управления имуществом;
- право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
В Гражданском кодексе (гл. 19) и Законе об автономных учреждениях (п. 1 ст. 3) указано: имущество принадлежит АУ исключительно на праве оперативного управления. Собственником этого имущества является РФ, субъект РФ или муниципальное образование. Согласно гражданскому законодательству все имущество делится на две категории: недвижимое и движимое. При этом к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (п. 1 ст. 130 ГК РФ). Исходя из этого, можно было бы предположить, что земельные участки закрепляются за АУ также на праве оперативного управления. Однако это не так. В соответствии с действующим законодательством существуют следующие формы прав на землю:
- право собственности;
- право постоянного (бессрочного) пользования;
- право пожизненного наследуемого владения (касается только граждан);
- аренда;
- сервитут (право ограниченного пользования чужим земельным участком);
- безвозмездное срочное пользование.
Надо ли данные по земельному участку отражать в бухгалтерском учете?
Бюджетные учреждения при получении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования не ставят их на бюджетный учет. Основание такое: непроизводственные активы, используемые в процессе деятельности учреждения, не являющиеся продуктами производства, права собственности на которые должны быть установлены и законодательно закреплены (земля, ресурсы недр и пр.), отражаются в бюджетном учете в момент их вовлечения в экономический (хозяйственный) оборот (п. 28 Инструкции по бюджетному учету ). То же самое было установлено и ранее действовавшей Инструкцией, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н (до 17.03.2009). Как указано в Отраслевых особенностях бюджетного учета в системе здравоохранения РФ, утвержденных Минздравсоцразвития России (п. 5.2), вовлечением земельных участков в хозяйственный оборот является:
- приобретение земельных участков;
- продажа земельных участков;
- передача земельных участков другим бюджетам, государственным и муниципальным организациям другого бюджета, негосударственным организациям.
Утверждена Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.
Бюджетные учреждения здравоохранения, органы государственной власти и органы местного самоуправления в сфере здравоохранения отражают в бюджетном учете земельные участки только в перечисленных выше случаях при наличии соответствующего согласования с органом по управлению имуществом.
Исходя из этого постановке на бюджетный учет подлежат только те земельные участки, по которым у учреждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации имеется право распоряжения (Письмо Минфина России от 26.05.2006 N 02-14-10а/1406, доведенное до подведомственных налоговых инспекций Письмом ФНС России от 07.06.2006 N ВЕ-6-16/575@).
Автономные учреждения также не должны отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности земельные участки, закрепленные за ними на праве постоянного (бессрочного) пользования. Данный вывод основан на следующем. По всем критериям земельные участки относятся к объектам основных средств. Однако в бухгалтерском учете согласно п. 21 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств могут быть отражены основные средства (в зависимости от имеющихся у организации на них прав):
- принадлежащие на праве собственности (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, доверительное управление);
- находящиеся у организации в хозяйственном ведении или оперативном управлении (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, доверительное управление);
- полученные организацией в аренду;
- полученные организацией в безвозмездное пользование;
- полученные организацией в доверительное управление.
Права и обязанности пользователя
Подобные вопросы подробно прописываются в Земельном кодексе. Любой гражданин имеет право:
- Пользоваться в соответствии с любым видом разрешенной деятельности. При этом можно задействовать и саму почву, и водоемы, находящиеся на территории, и недра, залегающие на глубине (исключая случаи, где подобные возможности не предусмотрены в соответствии с распоряжением – например, в природоохранных зонах).
- Возвести капитальное строение, временные постройки, хозяйственные помещения для личных нужд.
- Создать магазин, иное помещение, в котором предполагается осуществлять коммерческую деятельность, а также производственные цеха, в которых будет создаваться определенная продукция, вспомогательные постройки для производственной деятельности.
- Производить работу по орошению, мелиорации, осушению почвы.
- Переоформить в собственность или арендовать его – подобная процедура для частных лиц полностью бесплатна.
Бесплатной является только процедура переоформления. В то же время участок нужно выкупить: о правилах установления выкупной цены подробно рассказывается далее.
Наряду с правами существуют и определенные обязанности:
- Заниматься только теми видами деятельности, которые разрешены.
- Предпринимать все меры по поддержанию плодородия почвы.
- Соблюдение экологических и санитарных требований.
- Соблюдение мер противопожарной безопасности.
- Запрещаются любые формы распоряжения землей – продажа, мена, сдача в аренду и т.п.
- Исполнять прочие обязательства, которые были прописаны в соответствующем распоряжении или постановлении (если таковые были оформлены).
Возможности и обязанности пользователей
У правообладателя возникает право использовать вверенный в постоянное бесплатное использование надел на протяжении всей жизни. Использование территории допускается лишь в рамках ее категории и целевого назначения. А нарушения регламента влекут за собой изъятие надела.
Причинами для этого обычно становятся:
- неиспользование или использование не в целях, указанных в заявлении на получение;
- если имеет место порча почвы;
- если нарушаются противопожарные и санитарные нормы.
Надел можно использовать для:
- получения урожая и прочих плодов труда на территории надела;
- создания прибыли для повышения уровня обеспечения семьи.
Важно! Пользователю потребуется уплатить земельный налог, но распоряжаться землей как собственной он не может.
Подробности о разрешенном использовании земель, а также о возможностях изменения характера эксплуатации читайте здесь!
Возможные проблемы при переходе
Для того, чтобы не возникало проблем при бессрочной аренде земельного участка, его использование должно быть целевым. В противном случае органы власти в одностороннем порядке могут расторгнуть договор.
Постоянное пользование землей подразумевает, что этот участок нельзя передавать в аренду.
Даже в том случае, если собственник дает такое согласие, это противозаконно.
Также нужно помнить, что, несмотря на то, что земля передана в бессрочное пользование, собственником остается другое лицо. А это означает, что владелец может использовать ее по собственному усмотрению (конечно, только в пределах допустимых видов). Так что здесь могут возникнуть разногласия.
После внесения значительных изменений в Земельный кодекс в 2008 году собственник земельного участка может в судебном порядке расторгнуть договор вне зависимости от того, что бессрочная аренда уже оформлена. содержит указание на то, что нормативный акт органа местного самоуправления может быть признан недействительным на основании решения суда.
Поскольку законодательство в данной сфере меняется достаточно динамично, при нарушении какого-либо положения при оформлении договора процедура передачи земли может быть оспорена.
В 2013 года введена в действие поправка в Кодекс об административных правонарушениях, которая гласит, что переоформление земли, находящейся в бессрочном пользовании, должно быть осуществлено в определенные сроки. В противном случае пользователь несет ответственность за их несоблюдение.
Оформление права на земельный участок
Практически всегда юридическое лицо может переоформить земельный участок из бессрочного пользования на себя. Для этого оно подает заявление о передаче ему земельного участка на право полноценного владения или временной аренды.
Исполнительный орган принимает решение, этим занимается исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления, в некоторых случаях возможен отказ в требовании юридического лица. В случае положительного ответа, происходит оформление и регистрация права в соответствии с законом о госрегистрации.
Процесс переоформления земельных или лесных участков достаточно сложный и длительный, каждый орган местного или государственного самоуправления подходит к нему по-разному. Сложности возникают, если организация, которая не имела права на предоставление земли в постоянное бессрочное пользование получила его на основании постановления государственного органа, которое было издано до вступления в силу Земельного кодекса РФ, но организация не успела провести его регистрацию
.
В этом случае, сначала должна пройти регистрация права постоянного пользования участком, полученным до появления ЗК РФ
. Отказ в регистрации не возможен.
Закон не позволяет физическим лицам, которые являются гражданами Российской Федерации, получить землю в бессрочную эксплуатацию, и на данный момент это является прерогативой юрлиц, которые относятся к органам государственной или муниципальной власти.
Но при наличии у человека права, которое было дано до вступления в силу нового закона, он может пользоваться участком.
Права распоряжаться этим имуществом человек не имеет, поскольку он продолжает находиться в собственности государства, и граждане могут только временно им распоряжаться.
Решение о том, чтобы участок был передан хозяйственнику на бессрочной основе, выносится муниципальными органами, и они уполномочены заниматься такими вопросами.
Возможные проблемы при переходе
Для того, чтобы не возникало проблем при бессрочной аренде земельного участка, его использование должно быть целевым. В противном случае органы власти в одностороннем порядке могут расторгнуть договор.
Постоянное пользование землей подразумевает, что этот участок нельзя передавать в аренду. Даже в том случае, если собственник дает такое согласие, это противозаконно.
Также нужно помнить, что, несмотря на то, что земля передана в бессрочное пользование, собственником остается другое лицо. А это означает, что владелец может использовать ее по собственному усмотрению (конечно, только в пределах допустимых видов). Так что здесь могут возникнуть разногласия.
После внесения значительных изменений в Земельный кодекс в 2008 году собственник земельного участка может в судебном порядке расторгнуть договор вне зависимости от того, что бессрочная аренда уже оформлена. Статья 13 Гражданского кодекса содержит указание на то, что нормативный акт органа местного самоуправления может быть признан недействительным на основании решения суда.
Поскольку законодательство в данной сфере меняется достаточно динамично, при нарушении какого-либо положения при оформлении договора процедура передачи земли может быть оспорена.
В 2013 года введена в действие поправка в Кодекс об административных правонарушениях, которая гласит, что переоформление земли, находящейся в бессрочном пользовании, должно быть осуществлено в определенные сроки. В противном случае пользователь несет ответственность за их несоблюдение.
Временная передача земли
Если земельный участок передается в пользование на определенное время, то срок зависит от субъекта права и от цели использования:
- на срок до 5 лет земля может быть предоставлена физическим лицам с целью сельхоздеятельности для собственных нужд, физическим и юридическим лицам для лесохозяйственного, охотхозяйственного и сельскохозяйственного использования, предполагающего строение зданий, некоммерческим организациям для садоводства или огородничества;
- на срок до 6 лет земельные участки предоставляются физическим лицам для ведения подсобного личного хозяйства, ИЖС, фермерским хозяйствам;
- до 10 лет право пользования может предоставляться религиозным организациям;
- контрактникам – на срок действия их договоров;
- физическим лицам, пользующимся служебным жильем – на срок права проживания;
- отдельным категориям лиц право временной передачи земли может быть предоставлено на срок до 1 года.
Некоторым гражданам отказывают в государственной регистрации права.
Это происходит при:
- невозможности зарегистрировать объект в соответствии с его характеристиками;
- обращении ненадлежащего лица;
- несоответствии предоставленных документов законодательным нормам;
- недействительности акта, выданного органами местного самоуправления;
- признании недействительным имущества;
- отсутствии полномочий распоряжения наделом у лица;
- отсутствии прав на объект недвижимости у заявителя;
- неполноте пакета документов;
- недостаче документов по запросу в государственные органы;
- невнесении сведений об участке в единый государственный реестр.