Мораторий на штрафы за нарушение валютного контроля продлен на 2023 год
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Мораторий на штрафы за нарушение валютного контроля продлен на 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Физлица вправе покупать и продавать иностранную валюту исключительно в головных офисах, подразделениях, филиалах и операционных офисах банковских организаций. Ранее существовали специальные пункты обмена валюты, но они были упразднены несколько лет назад. Физлица обязаны заполнять заявления при проведении обменных операций, в котором указывают свои паспортные данные.
Ответственность за противоправные операции с валютой
На основании Закона от 13.07.2022 г. № 235-ФЗ существенно уменьшили величину административных штрафов, выписываемых компаниям, ИП и физлицам в связи с проведением противозаконных валютных операций. Под ними подразумевают все валютные операции, которые прямо запрещены законодательством или нарушают его требования. Незаконными операциями считаются (ч. 1 ст. 15.25 КоАП):
- купля-продажа зарубежной валюты и чеков (в т.ч. дорожных чеков), номинальная стоимость которых указывается в зарубежной валюте, минуя уполномоченные банки;
- проведение валютных операций, минуя счет в уполномоченных банках;
- проведение переводов денег без открытия счета в банке.
Когда штрафовать не будут?
В пункте 7 Примечания к ст. 15.25 КоАП РФ теперь установлено, что ответственность по частям 1 и 4 не применяется к резиденту, если сумма денежных средств была переведена с иностранного счета в уполномоченный банк в полном объеме в 45-дневный срок.
ФНС России в комментируемом письме отмечает, что действие примечания 7 распространено на все случаи незаконного зачисления денежных средств на счета (вклады) в зарубежных банках. То есть не ограничивается расчетами только по внешнеторговым договорам.
В связи с этим налоговые инспекторы по таким видам нарушений должны во всех случаях устанавливать наличие/отсутствие факта перевода резидентами денежных средств с зарубежных счетов на счета в уполномоченные банки в 45-дневный срок.
Кто осуществляет валютный контроль?
Регулирование в этой области осуществляют:
- Органы валютного контроля: Центральный банк РФ и Правительство РФ.
ЦБ РФ осуществляет свои контрольные обязанности непосредственно, а Правительство – наделяет соответствующими полномочиями государственные органы. На сегодня это – налоговая и таможенная службы. Органы валютного контроля (ОВК) не только занимаются проверками, но и могут издавать нормативные акты. - Агенты валютного контроля (АВК) – это структуры, которые непосредственно работают с бизнесменами.
В первую очередь – это уполномоченные банки, т.е. российские кредитные организации, которые имеют право работать с валютой. Также к категории АВК относятся профучастники рынка ценных бумаг и госкорпорация ВЭБ.РФ.
Комментарий к ст. 15.25 КоАП РФ
Комментируемая ст. 15.25 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Основной целью валютного регулирования и контроля является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также обеспечение устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества. Правовой основой валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации является Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон N 173-ФЗ). Данный Закон содержит основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ, полномочия органов валютного регулирования, определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, валютой РФ и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов и агентов валютного контроля.
1. Валюта Российской Федерации:
а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах.
2. Иностранная валюта:
а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
3. Валютные операции:
а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
г) ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;
д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;
е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации;
ж) перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый на территории Российской Федерации, и со счета резидента, открытого на территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации;
з) перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации;
и) перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации.
Кто осуществляет валютный контроль в Российской Федерации
Согласно положениям ч. 1 ст. 22 173-РФ валютный контроль осуществляют:
- Правительство РФ;
- органы валютного контроля;
- агенты валютного контроля.
Органами валютного контроля в РФ являются (ч. 2 ст. 22):
- Банк России;
- подразделения валютного контроля таможни;
- подразделения валютного контроля налоговой службы.
Ч. 3 ст. 22 определяет уполномоченные банки как агенты валютного контроля, также в их число включены профессиональные участники рынка ценных бумаг и государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».
В соответствии с положениями ч. 6 ст. 22:
- Правительство РФ координирует деятельность органов налогового контроля таможни и налоговой службы, а также их взаимодействие с Банком России (ч. 6 ст. 22);
- Банк России взаимодействует с другими органами валютного контроля, координирует взаимодействие агентов валютного контроля с органами валютного контроля при обмене информацией.
Функции органов валютного контроля:
- в функции Банка России при осуществлении валютного контроля входит контроль за осуществлением валютных операций кредитными и некредитными финансовыми организациями (ч. 4 ст. 22);
- органы и агенты валютного контроля осуществляют контроль за валютными операциями других субъектов, резидентов и нерезидентов РФ (ч. 5 ст. 22).
Документы для валютного контроля
О том, какие нужны документы для валютного контроля, говорится в Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И. В ней прописан порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при проведении валютных операций. Рассмотрим этот вопрос на примере экспортных контрактов и приведём выдержки из Инструкции, касающиеся предоставления документов для постановки на учёт (регистрация) договора в банке и иных действий:
- резидент-экспортёр представляет в банк сведения об экспортном контракте, необходимые для постановки его на учёт по форме банка либо сам экспортный контракт (выписку из экспортного контракта, содержащую информацию, необходимую банку для постановки контракта на учёт и осуществления валютного контроля), и иную информацию, необходимую для формирования банком раздела I ведомости банковского контроля (п. 5.3);
- в первом варианте резидент должен указать вид экспортного контракта, его дату и номер (при наличии), валюту и сумму контракта для валютного контроля, дату исполнения обязательств по контракту, реквизиты нерезидента, являющегося стороной контракта – наименование, страна (п. 5.4).
- при исполнении (прекращении) обязательств, изменении суммы обязательств по контракту резидент должен предоставить в банк справку о подтверждающих документах (СПД, приложением 6 к Инструкции) и документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств, изменение суммы обязательств (п. 8.1);
- при внесении изменений (дополнений) в контракт, а также при изменении иных сведений, содержащихся в разделе I ведомости банковского контроля, резидент должен направить в банк заявление о внесении изменений и предоставить подтверждающие документы (пп. 7.1-7.3).
Уголовная ответственность
Ответственность за нарушение валютного контроля может быть не только административной, но и уголовной. Например, крупными штрафами и лишением свободы предпринимателю грозит статья 193. В ней речь идет о невозврате из-за рубежа денег в иностранной валюте.
Если по контракту резиденту должны были начислить определенные средства, но до расчетного счета они не дошли, суд выносит приговор относительно размера отсутствующей суммы:
Сумма | Штраф | Срок тюремного заключения |
Более 9 млн руб. | 200 000 — 500 000 руб. | До 3 лет (до 4 лет, если в сговоре подозревается группа лиц) либо исправительные работы |
Более 45 млн руб. | До 1 000 000 руб. | До 5 лет |
Статья 193.1 Уголовного кодекса предусматривает штраф 200 000 — 500 000 руб. либо лишение свободы на период до 3 лет за предоставление в банк неверных сведений в процессе перечисления денег на заграничный счет. Если в нарушении участвовала группа лиц, фигурировала особо крупная сумма либо использовалась подставная организация, срок тюремного заключения может быть увеличен до 10 лет, а штраф — до 1 млн руб.
Изменения в законодательстве
Новости в России в 2021 году почти не затрагивали валютное регулирование. Ни для кого не секрет, кто сегодня осуществляет валютный контроль. В 2021 году за операциями резидентов и нерезидентов следят ФНС, ФТС и агенты валютного контроля (банки).
Все новое в валютном регулировании начинает действовать с 2018 года. Валютное законодательство в РФ в 2021 году строго относилось к юридическим лицам, а в частности, к их руководителям, которые не просто ведут внешнеэкономический бизнес, но и в основное время пребывают за границей. Уже с января изменяется статус валютного резидента. Для граждан РФ, которые преимущественно проживают за границей (более 183 дней в году), устанавливается льготный режим с расширенными правами на распоряжение валютными счетами.
Что касается изменений суммы штрафов в 2021 году, то уже одобренный Федеральный Закон N 325-ФЗ вступает в силу с 18 мая 2018 года. Он вводит несколько незначительных поправок в упомянутые выше законы.
К примеру, штраф для юр. лиц за незаконные валютные операций и платежи, минующие агентов валютного контроля, будет высчитываться не от суммы платежа, а составит 20 000 — 30 000 рублей. Юридическим лицам, которые повторно не вернут в срок денежные средства, уплаченные нерезидентам за непредоставленные товары или услуги, будет грозить дисквалификация от полугода до трех лет.
Изменения в законодательстве
В июле 2022 года внесены поправки в статью 15.25 КоАП РФ (Федеральный закон от 13 июля 2022 года № 235-ФЗ). Речь идет о снижении штрафов для всех участников внешнеэкономической деятельности за проведение незаконных валютных операций с 75-100% до 20-40% от суммы нелегальной операции. Штраф за нерепатриацию валютной выручки сокращен с 3-10% до 3-5% от суммы средств, зачисленных несвоевременно. Исключение составляют контракты, связанные с экспортом леса и лесоматериалов. Здесь максимальный штраф за незачисление в срок выручки составит 10%.
Также в статью 15.25 КоАП РФ внесено примечание №10 об отмене ответственности за нарушение валютного законодательства для юридических лиц и ИП, вызванных антироссийскими санкциями. Мораторий действует на операции, проведенные с 23 февраля по 31 декабря 2022 года. Правило распространяется на следующие виды правонарушений:
- Проведение незаконных валютных операций
- Нерепатриация средств по валютным контрактам
- Несвоевременное исполнение или прекращение обязательств по договорам с иностранными партнерами
- Несвоевременный возврат средств, уплаченных по договору поставки или оказания услуг нерезидентам
Нарушение валютного законодательства — штрафы в 2021 году
К «подконтрольным» операциям в этой области относятся:
- Любые перемещения денег или ценных бумаг через государственную границу.
- Любые операции между нерезидентами и резидентами.
- Рублевые сделки между нерезидентами.
- Валютные сделки между резидентами.
Нужно отметить, что расчеты между резидентами с использованием иностранной валюты в общем случае запрещены. Однако из этого правила закон предусматривает три десятка исключений: расчеты по агентским договорам, при покупке ценных бумаг, оплате командировочных расходов и т.п. Поэтому валютные расчеты между резидентами правильнее назвать «условно-разрешенными».
А вот операции в валюте между резидентами и нерезидентами можно проводить практически без ограничений. Однако эта «свобода» касается только самого факта осуществления операции. Порядок ее оформления, напротив, жестко регламентирован. Основной целью контроля здесь является обеспечение своевременного поступления валютной выручки за товары (работы, услуги) или возврат выданного аванса либо займа.
Причем после изменений, внесенных в законодательство с 1 марта 2018 года, бизнесмены должны при оформлении внешнеторговых сделок сообщать банкам точные сроки поступления валютных средств.
Перечень документов для предоставления в банки зависит от суммы сделки, определяемой в рублях по курсу ЦБ РФ, а также от ее категории.
Сумма |
Экспорт |
Импорт или кредитование |
---|---|---|
до 200 тыс. руб. |
документы предоставлять не нужно, достаточно сообщить банку код операции |
|
от 200 тыс. руб. до 3 млн руб. |
любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п. |
любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п. |
от 3 млн руб. до 6 млн руб. |
контракт для регистрации |
|
свыше 6 млн руб. |
контракт для регистрации |
Как видно из таблицы, при крупных суммах сделки бизнесмен должен зарегистрировать в банке контракт, при этом кредитная организация присваивает документу уникальный номер. Эта операция заменяет составление паспорта сделки, отмененное с 01.03.2018.
Для регистрации можно использовать и проект контракта, в этом случае готовый документ нужно предоставить в банк в течение 15 дней после его подписания.
По всем контрактам, подлежащим обязательной регистрации, в банк предоставляется справка о подтверждающих документах (СПД), заполняемая бухгалтерией в соответствии с приложением 6 к инструкции № 181-И Т.к. ведомость по паспорту сделки теперь не оформляется, то СПД по новым правилам является основной формой отчетности по исполнению контрактов, заключенных с нерезидентами.
Таблица штрафов за нарушения валютного законодательства РФ
Важно! Разные виды нарушений норм валютного законодательства предусматривают разные меры ответственности. В том случае, если при осуществлении контроля было выявлено несоблюдение требований обращения валюты, информация передается органам валютного контроля или правоохранительным органам. Это зависит от того, какое совершено нарушение.
Виды ответственности за нарушение валютного законодательства | Каким нормативным актом предусмотрена |
Административная ответственность | Предусмотрена статьей 15.25 КоАП РФ |
Уголовная ответственность | Предусмотрена статьями186 УК РФ и 183 УК РФ |
Таким образом, каждая операция с иностранной валютой подлежит строгому контролю госорганами и финансовыми структурами. Все нарушения валютного законодательства ведут к довольно серьезным штрафным штрафам, а также наказанию в виде лишения свободы как для физических, так и для юридических лиц. Однако, если действия контролирующих органов, а также предусмотренное наказание является неправомерными, их можно оспорить через суд.
Смягчение валютного законодательства в России с 1 января 2021 года
Речь идет о давности привлечения к административной ответственности по статье 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях («Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования»). Данная статья предусматривает штрафные санкции за такие правонарушения, как
- осуществление незаконных валютных операций (штраф от 75 до 100% суммы незаконной операции),
- неуведомление об открытии счета в иностранном банке,
- непредставление отчетов о движении средств по иностранному счету,
- невыполнение участниками внешнеторговой деятельности обязанности по репатриации валюты.
Как было отмечено разработчиками законопроекта, своевременному привлечению нарушителей к ответственности при нынешнем одногодичном сроке препятствуют такие обстоятельства, как невозможность принятия решения по делу в отсутствие лица без доказательств его надлежащего извещения; злоупотребление резидентами правом на заявление ходатайств об отложении рассмотрения дела; необходимость проверки органами и агентами валютного контроля информации о наличии признаков нарушений, поступающей от кредитных организаций, в целях сбора доказательств по делу. В результате на рассмотрение поступали материалы по нарушениям с истекающими сроками давности.
При исполнении условий договора на предоставление беспроцентного займа, заключенного с ZODIPOLJS LIMITED, компания не предоставила в уполномоченный банк заявление о переоформлении паспорта сделки, документы и информацию, которые необходимы для переоформления паспорта сделки, в срок, установленный п.8.4 Инструкции Банка РФ от 04.06.2012 г. №138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением», а именно не позднее 29.01.2016 г. (пятница).
Компания просрочила указанный срок и, соответственно, была привлечена административным органом к ответственности.
Итак, мы уже отметили, что новшества в законодательство вступают в силу с 9 января 2020 года.
Если до этой даты суды отказали в иске по причине того, что десятилетний срок исковой давности истёк, то заинтересованной стороне законом предоставляется право на обжалование данного решения в апелляционной инстанции. Причём это распространяется как на гражданский, так и арбитражный процесс.
Важно при этом соблюсти сроки, отведённые законодательством.
Например, для гражданского процесса они составляют 1 месяц. Таким образом, если поправки вступают в силу с 9 января, то подать апелляцию на уже существующее решение можно будет до 9 февраля. Точно также дело обстоит и с арбитражными судами.
Ответственность за нарушение валютного контроля может быть не только административной, но и уголовной. Например, крупными штрафами и лишением свободы предпринимателю грозит статья 193. В ней речь идет о невозврате из-за рубежа денег в иностранной валюте.
Если по контракту резиденту должны были начислить определенные средства, но до расчетного счета они не дошли, суд выносит приговор относительно размера отсутствующей суммы:
Сумма | Штраф | Срок тюремного заключения |
Более 9 млн руб. | 200 000 — 500 000 руб. | До 3 лет (до 4 лет, если в сговоре подозревается группа лиц) либо исправительные работы |
Более 45 млн руб. | До 1 000 000 руб. | До 5 лет |
Статья 193.1 Уголовного кодекса предусматривает штраф 200 000 — 500 000 руб. либо лишение свободы на период до 3 лет за предоставление в банк неверных сведений в процессе перечисления денег на заграничный счет. Если в нарушении участвовала группа лиц, фигурировала особо крупная сумма либо использовалась подставная организация, срок тюремного заключения может быть увеличен до 10 лет, а штраф — до 1 млн руб.
Новости в России в 2020 году почти не затрагивали валютное регулирование. Ни для кого не секрет, кто сегодня осуществляет валютный контроль. В 2020 году за операциями резидентов и нерезидентов следят ФНС, ФТС и агенты валютного контроля (банки).
Все новое в валютном регулировании начинает действовать с 2018 года. Валютное законодательство в РФ в 2020 году строго относилось к юридическим лицам, а в частности, к их руководителям, которые не просто ведут внешнеэкономический бизнес, но и в основное время пребывают за границей. Уже с января изменяется статус валютного резидента. Для граждан РФ, которые преимущественно проживают за границей (более 183 дней в году), устанавливается льготный режим с расширенными правами на распоряжение валютными счетами.
Кто такие валютные резиденты и нерезиденты
Понятие налоговой и валютной резидентности не тождественные. В случае с валютными операциями статус резидента получают:
- физлица-граждане РФ;
- физлица-иностранцы, имеющие вид на жительство и лица без гражданства;
- юрлица, созданные в соответствии с российским корпоративным законодательством;
- заграничные представительства российских компаний;
- дипломатические учреждения, представительства в международных организациях;
- РФ, субъекты РФ, муниципальные образования.
Как видно, чтобы стать валютным резидентом не нужно находиться в стране более 183 дней. Статус валютного резидентства присваивается исходя из места регистрации компании и места длительного проживания физлиц, привязанности лица к стране.
В свою к нерезидентам в соответствии с валютным законодательством относят:
- всех остальных физлиц, которые не соответствуют критериям резидента;
- юрлиц, зарегистрированным в за границей;
- консульства и дипломатические представительства иностранных государств;
- филиалы и постоянные представительства иностранных организаций;
- иностранные организации, зарегистрированные в соответствии с ФЗ «О международных компаниях».
Платных парковок станет больше
Профильные рекомендации для муниципалитетов по организации парковок разработали в Минтрансе в конце 2022 года. В новом сезоне местные власти различных регионов уже планируют воспользоваться предложенными в документе методами.
Как говорится в документе, для автомобилистов, которым нужно парковать свои машины на долгое время, начиная от одного дня, рекомендуется строить внеуличные автостоянки и гаражи, одновременно сокращая количество парковочных мест на внутриквартальных территориях и улично-дорожной сети.
В Минтрансе также указали: если спрос на парковку на определенных улицах превышает 85% от фактического количества стояночных мест, там стоит организовать платную стоянку, за исключением территорий, где есть социально-значимые объекты. Это могут быть, например, медицинские учреждения или школы.
Изменения в законодательстве
Новости в России в 2020 году почти не затрагивали валютное регулирование. Ни для кого не секрет, кто сегодня осуществляет валютный контроль. В 2020 году за операциями резидентов и нерезидентов следят ФНС, ФТС и агенты валютного контроля (банки).
Все новое в валютном регулировании начинает действовать с 2018 года. Валютное законодательство в РФ в 2020 году строго относилось к юридическим лицам, а в частности, к их руководителям, которые не просто ведут внешнеэкономический бизнес, но и в основное время пребывают за границей. Уже с января изменяется статус валютного резидента. Для граждан РФ, которые преимущественно проживают за границей (более 183 дней в году), устанавливается льготный режим с расширенными правами на распоряжение валютными счетами.
Что касается изменений суммы штрафов в 2020 году, то уже одобренный Федеральный Закон N 325-ФЗ вступает в силу с 18 мая 2018 года. Он вводит несколько незначительных поправок в упомянутые выше законы.
К примеру, штраф для юр. лиц за незаконные валютные операций и платежи, минующие агентов валютного контроля, будет высчитываться не от суммы платежа, а составит 20 000 — 30 000 рублей. Юридическим лицам, которые повторно не вернут в срок денежные средства, уплаченные нерезидентам за непредоставленные товары или услуги, будет грозить дисквалификация от полугода до трех лет.