Основные элементы автомобильной дороги
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные элементы автомобильной дороги». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы ответить на вопрос, достаточно заглянуть в «Правила дорожного движения». Так, они гласят, что если на одной дороге организовано несколько проезжих частей, то они должны быть разделены полосами, расстояние между которыми составляет от 0,5 до 1,5 метров. Для удобства автолюбителей для этих целей обычно используются конструктивные элементы, например газон нужной ширины.
Что называется разрешенной максимальной массой транспортного средства?
1. | ? | Максимально допустимая для перевозки масса груза, установленная предприятием-изготовителем. |
2. | ? | Масса снаряженного транспортного средства без учета массы водителя, пассажиров и груза, установленная предприятием-изготовителем. |
3. | ? | Масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. |
Разрешенная максимальная масса — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. Поэтому она является постоянной величиной и не зависит от фактической загрузки ТС.
Автошколадома ПДД онлайн
Мы запустили бесплатное дистанционное обучение на Youtube. Подпишитесь на наш канал и смотрите видео-лекции.
«Общие положения»
– именно так называется первый раздел ПДД.
В этом разделе даётся толкование всех терминов, которые встречаются в тексте Правил.
Авторы экзаменационных билетов хотят выяснить, знаете ли вы термины ПДД и придумали на эту тему 25 задач. Вот давайте с них и начнём, разберёмся с терминами, а уже потом приступим к изучению Правил дорожного движения.
Дорога.
Правила. Раздел 1. «Дорога»
— обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
То есть дорога это не только проезжая часть, по которой мчатся автомобили и мотоциклы. Дорога это ещё и трамвайные пути, по которым на трамваях едут пассажиры, а также тротуары и обочины, по которым ходят пешеходы.
Задача 1
Являются ли тротуары и обочины частью дороги?
1. Являются. 2. Являются только обочины. 3. Не являются. |
Полоса движения.
Движение в пределах проезжей части вне зависимости от ее ширины упорядочено, и порядок этот называется рядностью. Т.е. транспортные средства двигаются рядами в соответствии с полосами для движения. Полоса движения – любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд
Обратите внимание, точная ширина полосы в правилах не оговорена, но она должна быть достаточна для движения среднестатистического автомобиля (по всей видимости легкового), т.е. если принять ширину автомобиля за два метра, то ширина полосы должна быть примерно три метра
Возникает вопрос, откуда появился лишний метр. Все очень просто – автомобили не могут двигаться вплотную, между ними должно оставаться расстояние, называемое интервалом. При этом интервал должен быть безопасным, зависит безопасность интервала от скорости движения.
Дорога — путь сообщения для передвижения людей и транспорта. Довольно скучное определение, не так ли? Можно сказать проще: дорога — это место, по которому можно пройти или проехать. Нельзя сказать, что это всегда асфальтированная полоса, но всегда подготовленная: выровненная, освобождённая от деревьев, кустов, других растений и камней, желательно прямая и широкая.
Первые дороги появились еще в IV тысячелетии до н. э. в городе Ур в древней Месопотамии и использовались для перевозки грузов вьючным или колесным транспортом, передвижения войск и торговых караванов. Уже к 100 году н. э. в Европе и Азии появились первые трансконтинентальные пути, связывающие Запад и Восток целой сетью дорог.
Разметка используется для деления проезжей части. В результате такого деления получается несколько полос для передвижения транспорта. Законодательство определяет их как одна из полос, расположенных на проезжей части. Она должна обладать определенной шириной. Установлена такая ширина как достаточное расстояние для проезда авто в один ряд. Движение по полосе должно отвечать требованиям достаточности и безопасности.
Участник движения может оказаться в такой ситуации, когда разметка не нанесена на полосу или ее не видно. Тогда определять положение потребуется собственными силами. Потребуется мысленно поделить дорогу на две равные части. Тот участок, что располагается слева – это место, по которому движется встречное авто. Справа можно двигаться этому водителю. Линий можно провести несколько. В зависимости от ширины участка может быть несколько полос для передвижения.
Особенности дорог, имеющих четыре полосы и более
Устанавливаются особенности для дорог, оснащенных четырьмя полосами передвижения. В том числе, на них не допускается выезжать на полосы, по которым движутся авто навстречу. Целью такого выезда может быть обгон или объезд. При допущении такой ситуации – рассматриваться она будет как нарушение правил. Разворачиваться или поворачивать налево можно на перекрестках либо в местах, где не установлены соответствующие знаки. Кроме того, обращать внимание нужно на запреты, прописанные в законах.
На указанной разновидности дорог наносится разметка, отделяющая полосы друг от друга. Когда разметка не нанесена определяется четырехполосная дорога с учетом знаний о точной ширине части, отведенной для проезда. Согласно действующим нормативам ширина каждой части должна быть не меньше трех с половиной метров. Иногда допускается сужение на половину метра. По этой причине минимальным значением для ширины четырех полос на дороге будет 12 метров.
Если на дорожном полотне, где есть пара или тройка полос, отсутствует разметка – водители могут двигаться по четырем полосам. Полосы в данной ситуации определяются ими самостоятельно. Интервал между машинами следует выбирать безопасный.
Полоса проезжей части
Из определений «дорога» и «проезжая часть» — «полоса движения» является третьим по вложенности элементом дороги.
Основной элемент — дорога, включает в себя проезжую часть, а элемент проезжей части — это полоса движения. Исходя из этих терминов существование полосы движения невозможно без дороги. Долгое время существовал спор о наличии проезжих частей во дворах и на других прилегающих территориях.
Вопрос этот закрыт Решением Верховного суда РФ по делу № АКПИ12-205 от 17 апреля 2012 года с рассмотрением противоречий Правил дорожного движения РФ и конвенции о дорожном движении. В частности данное решение содержит, что элементы улично-дорожной сети могут располагаться на прилегающих территориях.
на прилегающих территориях могут располагаться элементы улично-дорожной сети (проезжая часть, тротуар и прочее), совокупность которых представляет собой дорогу согласно определению термина «дорога» в пункте 1.2 Правил
С одной стороны это выходит за строгие рамки описанных элементов по тексту, с другой стороны входит в логические рамки. Прилегающие территории предназначены в том числе и для движения транспорта, там же происходят дорожно-транспортные происшествия и движение регулируется этими же правилами. В конфликт вступают нормативные документы по строительству дорог, а следом и средства организации дорожного движения. Иногда невозможно визуально отличить дорогу и прилегающую территорию без выяснения за кем определен конкретный участок земли. На прилегающих территориях не строят дороги, как линейные строительные объекты, но отдельные элементы могут образовать дорогу в контексте Правил дорожного движения. За организацию движения на прилегающей территории отвечают иные ведомства, которые занимаются движением на улично-дорожной сети.
Возвращаясь к полосам движения их также зачастую невозможно разметить по нормативным документам (например обеспечить ширину в 3 метра, обозначать соответствующими знаками пересечения и так далее. Но опять же в контексте терминов ПДД полосы движения есть и на прилегающих территориях.
Проезжая часть: понятие
Проезжая часть — элемент дороги или дорожного сооружения, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств. Кроме механических транспортных средств, по проезжей части могут двигаться также велосипеды и мопеды (в случае отсутствия велосипедных дорожек), а также пешеходы (в случае отсутствия тротуаров и обочин или невозможности движения по ним). С проезжей частью может быть совмещён рельсовый путь для движения железнодорожного транспорта. При отсутствии обочин проезжая часть предназначена и для остановки/стоянки транспортных средств.
Дорога может иметь одну или несколько проезжих частей, между которыми располагаются разделительные полосы. Часто устраивают две проезжие части — по одной для каждого направления, что повышает безопасность движения.
Иногда устраивают четыре проезжих части — две центральные для основного движения и две боковые для местного движения и для остановки/стоянки. Как правило, каждая из проезжих частей имеет по крайней мере две полосы движения, чтобы можно было произвести опережение и разъезд.
Ширина проезжей части дороги в ПДД
Итак, рассмотрев четыре элемента дороги, перейдем к пятому и самому основному, если верить ПДД – проезжая часть. Этот элемент дороги служит для передвижения транспортных средств. Проще говоря, без него не может быть и самой дороги. Многие водители путают дорогу с проезжей частью. Они считают, что дорогой является полоса, покрытая асфальтом.
Как мы уже смогли выяснить, как раз эта полоса называется проезжей зоной, а дорога имеет более широкое понятие, которое включает и другие элементы.
1.1. Настоящие Правила дорожного движения (далее — Правила) устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории. Другие нормативные и правовые акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.
Что же нужно тебе знать из этих правил? На помощь участникам движения часто приходит светофор.
Светофор – греч. «носитель света».
Рис. 6. Светофор ()
Чаще всего светофор «несет» красный, желтый и зеленый свет. Красный цвет – цвет опасности, он хорошо виден при любой погоде и в любое время суток. Он говорит нам – стой, движение запрещено. Зеленый цвет резко отличается от красного, поэтому их невозможно перепутать. Зеленый цвет разрешает движение. Между красным и зеленым расположен желтый цвет. Он говорит водителю – внимание.
Бывают также светофоры для пешеходов. На них только 2 сигнала – красный и зеленый. На зеленом сигнале человечек идет, значит, и ты можешь переходить дорогу. Красный человечек стоит, значит, и ты должен стоять.
Рис. 7. Пешеходный светофор ()
Дорога и ее основные элементы
Центральным понятием ПДД является дорога. «Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Приспособленность для движения – один из главных критериев дороги. Насыпь, дамба, заасфальтированный, забетонированный, мощеный участок земной суши и пр., по которым двигаются транспортные средства (далее – ТС), — это и есть дорога. Искусственные сооружения (эстакады, путепроводы, мосты), которые используются для перемещения ТС, — тоже дорога.
Дорога – это участок, подготовленный и предназначенный для движения ТС.
Она включает в себя следующие основные элементы:
- проезжую часть: элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств;
- полоса движения: любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд;
- разделительная полоса: элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств;
- обочина: элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами;
- тротуар: элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.
Количество полос на проезжей части для движения не рельсовых транспортных средств определяется дорожной разметкой или дорожными знаками 5.16, 5.17.1, 5.17.2, а при их отсутствии – самими водителями с учетом ширины проезжей части соответствующего направления движения, габаритов транспортных средств и безопасных интервалов между ними.
Дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
При этом понятием «дорога» охватываются:
- специально построенные сооружения (искусственные поверхности);
- приспособленные и используемые для движения участки земли (полевые, лесные дороги, просеки, ледовые переправы, «зимники» и т.п.), имеющие необходимое обустройство, включая дорожные знаки.
Дорога как техническое сооружение состоит из целого ряда элементов, однако не все они применительно к ПДД объединяются термином «дорога».
Из всех элементов в понятие «дорога» применительно к Правилам входят:
- тротуары и обочины;
- проезжая часть;
- разделительная полоса.
Дорога может также включать в себя трамвайные пути. На дорогах, где для движения в одном направлении существуют две и более полосы, выезжать на крайнюю левую допускается только в том случае, если все остальные полосы заняты. Так обычно происходит при интенсивном потоке транспорта.
Кроме того, автомобили, не способные развивать большую скорость, должны двигаться только по крайней, правой полосе проезжей части. Иное расположение транспортных средств допустимо при обгоне, перестроении, объезде.
Дорога и ее основные элементы
Центральным понятием ПДД является дорога. «Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Приспособленность для движения – один из главных критериев дороги. Насыпь, дамба, заасфальтированный, забетонированный, мощеный участок земной суши и пр., по которым двигаются транспортные средства (далее – ТС), — это и есть дорога. Искусственные сооружения (эстакады, путепроводы, мосты), которые используются для перемещения ТС, — тоже дорога.
Дорога – это участок, подготовленный и предназначенный для движения ТС.
Она включает в себя следующие основные элементы:
- проезжую часть: элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств;
- полоса движения: любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд;
- разделительная полоса: элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств;
- обочина: элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами;
- тротуар: элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.
Количество полос на проезжей части для движения не рельсовых транспортных средств определяется дорожной разметкой или дорожными знаками 5.16, 5.17.1, 5.17.2, а при их отсутствии – самими водителями с учетом ширины проезжей части соответствующего направления движения, габаритов транспортных средств и безопасных интервалов между ними.
Сколько полос на дороге при наличии знаков 5.15?
При наличии дорожных знаков 5.15 количество полос на дороге определить также достаточно просто. Достаточно посчитать количество полос на соответствующих знаках:
5.15.1 «Направления движения по полосам». Число полос и разрешенные направления движения по каждой из них.
5.15.2 «Направления движения по полосе». Разрешенные направления движения по полосе.
Знаки 5.15.1 и 5.15.2, разрешающие поворот налево из крайней левой полосы, разрешают и разворот из этой полосы.
Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2 не распространяется на маршрутные транспортные средства.
Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2, установленных перед перекрестком, распространяется на весь перекресток, если другие знаки 5.15.1 и 5.15.2, установленные на нем, не дают иных указаний.
5.15.7 «Направление движения по полосам».
Если на знаке 5.15.7 изображен знак, запрещающий движение каким-либо транспортным средствам, то движение этих транспортных средств по соответствующей полосе запрещается.
Знаки 5.15.7 с соответствующим числом стрелок могут применяться на дорогах с четырьмя и более полосами.
5.15.8 «Число полос». Указывает число полос движения и режимы движения по полосам. Водитель обязан выполнять требования знаков, нанесенных на стрелки.
Возможно, у Вас возник вопрос по поводу того, как определить количество полос на дороге, на которой нанесена разметка и есть знаки «Движение по полосам». Причем значения знаков и разметки противоречат друг другу.
Основные требования ПДД
Помимо того что по обочинам разрешается передвигаться перечисленным участникам дорожного движения, их допускается использовать и обычным автолюбителям, но лишь для некоторых маневров:
- Для разворота — п. 8.8 ПДД гласит, что данный элемент дороги может использоваться водителем для разворота вне перекрестков, если ширина ПЧ слишком мала для совершения маневра из крайнего левого и даже правого положений.
- Для остановки и стоянки — п. 12.1 ПДД разрешает водителям съезжать с правой крайней полосы за границу ПЧ. При этом не имеет значения, отделена последняя от обочины линией разметки либо вообще не обладает таковой (что встречается у многих загородных двухполосных асфальтовых и грунтовых дорог). В любом случае авто рекомендуется останавливать как можно дальше от края ПЧ, а при недостаточном освещении для безопасности не выключать фары.
Кроме разрешающих действий, ПДД содержит и прямой запрет на передвижение вдоль крайних полос дорог для определенных ТС. В частности, обычным автомобилистам езда по ближней к ним обочине грозит штрафом в 1500 рублей.