Какой штраф взимается за перевозку опасного груза без разрешения?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой штраф взимается за перевозку опасного груза без разрешения?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Опасными грузами по общепринятой классификации считаются те, которые способны с легкостью воспламеняться, а также ядовитые, легко вступающие в контакт с окружающей средой, те, что относятся к источникам радиоактивных веществ. Вот примерный список веществ, причисленный к опасным категориям.
Спорные ситуации нарушения ПДД и способы их избежать
Избежать наказания при неверном оформлении документации практически не представляется возможным. Единственное, что можно сделать – в некоторых случаях вместо денежного штрафа отбыть срок в местах лишения свободы и наоборот. Право установить окончательную меру наказания принадлежит суду.
При нарушении правил проезда ТС, при несоблюдении установленных норм парковки, стоянок и остановок тяжесть наказания может во многом зависеть от опыта водителя.
Водители, подкованные в данном вопросе, всегда смогут выкрутиться из ситуации.
Достаточно знающие специалисты в большинстве случаев сумеют убедить инспектора, что дорожная ситуация не позволила поступить другим образом. Если ТС не стало причиной дорожного происшествия, никто не пострадал, документы в порядке, ситуацию чаще всего удается разрешить без особенных потерь.
При нарушении правил транспортировки воздушными и морскими судами обычно удается отделаться административным наказанием, если не были отмечены действия, явно угрожающие безопасности окружающей среды – например, сброс отходов.
Комментарий к ст. 11.14 КоАП
1. Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения на транспорте.
Правила перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов устанавливаются Министерством транспорта РФ (в отношении воздушного, морского и внутреннего водного транспорта, в отношении железнодорожного транспорта), а также Минобороны России (в отношении государственной авиации). Так, согласно Положению о Министерстве транспорта РФ, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 395, данное Министерство устанавливает правила перевозки багажа, грузов, грузобагажа на основании и во исполнение транспортных уставов и кодексов; определяет порядок выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок крупногабаритных и тяжелых грузов, а также опасных грузов.
2. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в совершении противоправных действий, нарушающих правила перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на воздушном, морском, внутреннем водном и железнодорожном транспорте.
3. На воздушном транспорте порядок провоза крупногабаритных и тяжеловесных грузов устанавливается федеральными авиационными правилами, а также другими нормативными актами Минтранса России, а в отношении государственной авиации — Минобороны России, МЧС России и актами иных специально уполномоченных Правительством РФ органов, имеющих подразделения государственной авиации.
4. На морском транспорте согласно ст. 151 КТМ РФ груз может быть выгружен, уничтожен или обезврежен перевозчиком без возмещения отправителю убытков в случае, если груз, легко воспламеняющийся, взрывчатый или опасный по своей природе, сдан под неправильным наименованием и при приеме груза перевозчик не мог посредством наружного осмотра удостовериться в его свойствах. Отправитель несет ответственность перед перевозчиком за убытки, причиненные ему в результате погрузки такого груза. Фрахт за перевозку такого груза не возвращается. В случае если при отправлении груза фрахт не был уплачен, перевозчик вправе взыскать его полностью. В случае если такой груз, погруженный с ведома и согласия перевозчика, станет опасным для судна, другого груза или находящихся на судне людей, перевозчик вправе в зависимости от обстоятельств выгрузить, уничтожить или обезвредить такой груз без возмещения отправителю убытков, за исключением общей аварии. Перевозчик имеет право на фрахт в размере, пропорциональном расстоянию, фактически пройденному судном с таким грузом.
5. На внутреннем водном транспорте в соответствии со ст. 86 КВВТ РФ опасными грузами являются грузы, которые в силу присущих им свойств и особенностей при их перевозках, перегрузках и хранении могут создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей. Опасные грузы перевозятся в соответствии с правилами перевозок опасных грузов на внутреннем водном транспорте, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
В случае неправильного указания в транспортной накладной наименования опасного груза, его свойств, особых отметок или необходимых при перевозке опасного груза мер предосторожности, отправления запрещенного для перевозки внутренним водным транспортом груза перевозчик вправе требовать от грузоотправителя или грузополучателя выгрузки за их счет опасного груза в любое время и в любом месте. В случае если грузоотправитель или грузополучатель отказывается от выгрузки такого груза либо обстоятельства требуют немедленной его выгрузки, перевозчик вправе уничтожить или обезвредить такой груз без возмещения понесенных грузоотправителем или грузополучателем в связи с этим убытков. Плата за перевозку опасного груза в указанных случаях грузоотправителю не возвращается. В случае если плата за перевозку такого груза не была уплачена при его отправлении, перевозчик вправе взыскать ее с грузоотправителя полностью. Грузоотправитель несет ответственность перед перевозчиком за убытки, нанесенные ему таким грузом.
В случае если груз, погруженный с ведома и согласия перевозчика, станет опасным для судна, другого груза или находящихся на судне людей, перевозчик вправе потребовать от грузоотправителя или грузополучателя немедленной выгрузки такого груза либо в зависимости от обстоятельств обезвредить или уничтожить такой груз без возмещения грузоотправителю или грузополучателю понесенных в связи с этим убытков. Перевозчик имеет право на долю провозной платы, пропорциональную фактически пройденному судном расстоянию с таким грузом.
6. На железнодорожном транспорте правила перевозки грузов, перечисленных в комментируемой статье, определяются в соответствии с Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации и Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам, утв. МПС РФ 27 декабря 1994 г.
Перевозки опасных грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении производятся в соответствии с Правилами перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении.
Перевозки опасных грузов между странами, железные дороги которых являются членами Соглашения о международном грузовом сообщении (СМГС), регламентируются Специальными условиями перевозки опасных грузов в международном железнодорожном сообщении, а между Российской Федерацией и странами, железные дороги которых не являются членами СМГС, осуществляются на основе особых соглашений.
Перевозки опасных грузов наливом производятся в соответствии с Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденными Приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 25.
7. Субъекты данного правонарушения — граждане и должностные лица.
8. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
Когда возможна ДОПОГ без разрешения
Провоз опасных грузов без оформления разрешительной документации разрешен представителям военных ведомств и структур, от которых зависит государственная безопасность. Выполнение таких операций связано с соблюдением строгого режима секретности, что невозможно при согласовании маршрута, выполнении прочих мер, предусматривающих выдачу разрешения на перевозку.
Это относится к перемещениям военной техники, прочих грузов специального назначения. Отмена согласования и разрешения по ДОПОГ для данной категории исполнителей установлена изменениями, внесенными в марте 2020 года в ст. 3 Федерального закона РФ № 257 ФЗ, посвященного автомобильным дорогам и дорожной деятельности.
Указанную статью дополнили ч. 23 с вводом понятия «специального груза», освобождаемого от выдачи разрешения на перевозку.
Еще несколько лет назад, плановыми проверками должны были быть охвачены все 100% перевозчиков опасных грузов, но фактически проверялось порядка 25%. Проверяли, в основном, только тех перевозчиков, которые перевозили грузы повышенной опасности, и, как следствие, получали в Госавтодорнадзоре специальные разрешения. Проще говоря, проверяли только тех, кто засветился в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта. Проверки проводились раз в 3 года.
Сейчас, с введением принципов риск-ориентированного подхода в планировании проверок, Госавтодорнадзор приезжает к субъектам гораздо реже. Каждому перевозчику не мешает знать свою категорию риска и понизить её при наличии оснований (это тема отдельной статьи).
Количество плановых проверок, по указанию свыше, с каждым годом сокращается, но от подразделений контроля и надзора по-прежнему требуют показатели. Поэтому количество внеплановых проверок увеличилось.
Любая авария, с большой долей вероятности, выльется во внеплановую проверку вашего предприятия. Если в ходе поездки в отношении водителя выписан протокол, или вынесено постановление ГИБДД или Госавтодорнадзором, то на этом основании может быть вынесено распоряжение о внеплановой проверке, согласованное с прокуратурой.
Чем больше административного материала составлено на водителей субъекта, тем выше вероятность, что будет проверка субъекта Госавтодорнадзором.
Что важно знать:
- Вы должны быть заранее извещены о проведении проверки — вам должны прислать распоряжение.
- Плановая выездная проверка осуществляется только по утвержденным проверочным листам. Предметом проверки не могут быть вопросы, не указанные в списке.
- Внеплановая проверка проводится только по темам и требованиям нормативных документов, указанным в распоряжении.
- Осуществлять проверку без руководителя или представителя организации — запрещено.
- Распространять информацию, полученную в ходе проверки, представители Госавтодорнадзора не имеют права.
- Превышение сроков проверки, указанных в распоряжении, недопустимо.
Подробно требования к проведению проверок изложены в нормативных документах:
- Постановление Правительства РФ от 19 марта 2013 г. N 236 «О федеральном государственном транспортном надзоре»
- Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
Режим транспортировки
Для транспортировки каждого опасного груза полагается своя инструкция. Основными правилами транспортировки являются следующие:
- Наличие необходимых приспособлений (герметичные цистерны, баллоны, контейнеры и др.).
- Усиленные и надежные тормоза, дополнительная блокировочная тормозная система.
- Надежная изоляция груза, представляющего опасность, от других узлов и агрегатов машины.
- Наличие общих и специальных огнетушителей.
- Стаж более 3 лет работы и разрешительные документы у водителя.
- Внешнее оформление автомобиля знаками опасности груза.
- Установленная законом документация от грузоотправителя.
Если произошла авария…
Аварии и происшествия с участием транспорта с грузом, предоставляющим угрозу окружающим, бывают серьезными и разрушительными. В них часто погибают или тяжело калечатся люди, водитель и другие участники движения. Произошедшие аварии наносят ущерб экологии и окружающему пространству.
В таких случаях суд может виновника лишить свободы на 2-9 лет, если в аварии погибнут или будут тяжело покалечены люди.
Если за рулем машины с опасным грузом оказался человек в нетрезвом состоянии, с него взыщут до 200 тыс. руб. или на 2 года лишат свободы.
Руководители и собственники транспортных копаний- организаторов маршрута также наказываются за случившиеся аварии и чрезвычайные происшествия в дороге. Юридическим лицам суд может назначить помимо штрафных взысканий компенсации за гибель и увечья людей и нанесение вреда экологии.
Какие разрешения нужно получить для транспортировки опасных грузов?
Чтобы законно перевести опасные грузы, водителю нужно иметь при себе целый пакет документов:
- Договор перевозки опасных грузов (заключается между заказчиком и перевозчиком);
- ТТН опасных грузов (товарно-транспортные накладные на товары);
- Путевой лист с красной пометкой «ОПАСНЫЙ ГРУЗ» (в строках 20 и 21 должен быть указан путь следования ТС с опасным грузом);
- Паспорт безопасности материала (документ состоит из 16 разделов и содержит требования к производству, доставке, хранению и утилизации вещества);
- Инструкции для перевозки ОГ (оформляются в письменном виде согласно правилам ДОПОГ);
- Свидетельство ДОПОГ о допуске ТС (выдает ГИБДД сроком на один год после прохождения ТО);
- Свидетельство ДОПОГ о подготовке водителя (водитель получает удостоверение после обучения и прохождения экзаменов);
- Информационные таблички опасности (знак «ОПАСНЫЙ ГРУЗ»);
- Спецразрешение на перевозку ОГ (выдается на один год в УГАДН по месту регистрации грузоперевозчика).
Уровень ответственности
На данный момент отмечается несколько методов, как могут наказывать за нарушение основных правил перевозки опасных грузов. Водителям и компаниям, в зависимости от ситуации, могут быть назначены такие виды штрафных санкций, как:
- Наложение установленного денежного штрафа за сам факт нарушения.
- Конфискация имущества – речь идет об автомобиле, осуществляемом доставку опасного груза.
- Может быть назначено полное или временное лишение прав и допусков на профессиональное управление авто.
- Денежные штрафные санкции, размер которых зависит от вида регистрации предпринимательской деятельности. Штрафы могут быть разными для должностных, юридических и физических лиц.
Наказание за перевозку особого опасного груза без разрешения также зависит от вида используемого в процессе перевозки транспорта. Как известно, это может быть не только автомобиль, но также железнодорожный транспорт или морские суда.
Ответственность за нарушение основных правил перевозки особых опасных грузов обычно возлагается не только на водителя, но также на организации, где он работает. Практически во всех случаях наказанию подвергается и уполномоченное лицо, на которого изначально была возложена ответственность относительно должной подготовки, а также доставки опасного груза. При нарушении определенных установленных нормативов, которые связаны с наличием определенных бумаг, действуют определенный штраф за перевозку опасных грузов.
Нарушение | Штраф водителя | Штраф должностного лица | Штраф компании |
Отсутствие необходимых документов | до 1500 руб | 5-10 тысяч руб | 200-250 тысяч руб |
Нарушение в продвижении авто по трассе или неправильной парковке | 2500 руб | 20 тысяч руб | 500 тысяч руб |
Плохое состояние авто | 10 000 руб | 30-50 тысяч руб | 50-100 тысяч руб |
В определенных случаях в качестве санкции может быть назначено изъятие водительского удостоверения. Срок может быть разным и в среднем составляет от 4 до 6 месяцев. В особо сложных ситуациях время ареста документа может достигать полутора лет и более. Здесь все зависит от уровня тяжести преступления основных законодательных нормативов. Подобные штрафы также действуют при обнаружении отсутствия свидетельства у водителя, которое являлось бы официальным разрешением на провоз опасного груза.
Обязанности грузополучателя
Для того, чтобы не допустить простой транспортного средства компании-перевозчика, грузополучатель должен соблюдать ряд простых правил, а именно:
- как только он получит извещение о том, что в ближайшее время груз будет доставлен, необходимо назначить ответственное лицо, за которым будет закреплена обязанность принять и разгрузить груз. В тех случаях, когда доставка осуществляется на сборный пункт, необходимо узнать контакты сотрудников этого пункта;
- назначенному ответственному лицу сообщают информацию о транспортном средстве, которое доставляет груз, а также во сколько приблизительно груз будет доставлен. Одновременно с этим стоит уточнить, как работает склад;
- приблизительно часа за 2 до того момента, как будет осуществлена доставка, стоит ненавязчиво напомнить приемщику груза о необходимо выполнения им своих обязательств;
- в том случае, если груз пришел раньше или наоборот задерживается, тогда стоит связаться с представителем транспортной компании, для того, чтобы узнать, с чем связаны изменения времени доставки.
Разрешение на перевозку негабаритных грузов
Как отмечалось выше, для перевозки объемных и тяжеловесных грузов необходимо получить специальное разрешение. В Росавтодор региона, откуда начинается маршрут, пишется заявление о выдаче разрешения. К заявлению прикладывается пакет документов, обозначенный в п. 9 :
- ПТС или СТС тягача и полуприцепа, который повезет негабарит;
- схема ТС с расположением груза и распределением нагрузки по осям;
- сведения о технических требованиях к перевозке заявленного груза в транспортном положении;
- копию квитанции за уплату госпошлины.
Заявление и схема должны быть заверены заявителем, а копии документов на ТС его владельцем или нотариально. В зависимости от особенностей ситуации могут потребоваться другие дополнительные документы.
Оформление разрешения проходит в несколько этапов:
- Сбор документов из перечня;
- Обращение в управление дорог с заявлением лично, по почте или через Госуслуги.
- Ожидание согласования маршрута.
Составленный маршрут, Управдор согласует с организациями, на балансе которых находятся дороги, по которым пролегает путь негабаритного транспорта. После согласования, разрешение подписывается в ГИБДД. Вся процедура может занять от одного дня до одного месяца.
Отказать в выдаче разрешения могу в следующих случаях:
- есть возможность перевезти крупногабаритный груз другим, более безопасным способом, например по железной дороге;
- груз можно разобрать на несколько частей;
- перевозка не обеспечивает абсолютную безопасность.
Формальными причинами для отказа в могут стать:
- ошибки в заполнении заявления;
- отсутствие хотя бы одного обязательного документа;
- подпись заявления лицом, не имеющего на то полномочий.
Требования и правила к оснащению автомобилей
Правила транспортировки опасных грузов обязательно учитывают как степень опасности перевозимого вещества, так и технические характеристики автомобиля. Если не касаться отдельных деталей организации грузоперевозок, а остановиться лишь на общепринятых правилах, то для отправки в рейс необходимо:
- Наличие разрешительных документов, согласно которым данный груз может перевозиться на данном транспортном средстве и только этим водителем;
- Наличие оранжевого или желтого проблескового маячка, как это указано в правилах дорожного движения. Водитель должен помнить, что этот опознавательный знак не дает никакого приоритета при перемещении по дорогам общего пользования, он лишь оповещает участников движения о том, что автомобиль перевозит источник повышенной опасности. Столкновение или опрокидывание такого авто может привести к непоправимым последствиям;
- Строгое соблюдение скоростного режима, который может различаться для разных классов опасного груза;
- Наличие специальной лицензии перевозчика;
- Наличие на автомобиле особой маркировки, в которой указывается тип и класс опасности перевозимого вещества. Такая информация бесценна при возникновении аварийной ситуации на дороге или утечке. Сотрудники экстренных служб будут располагать информацией о грузе и смогут оперативно нейтрализовать последствия.
Транспортное средство в обязательном порядке оснащается двумя огнетушителями и прочими средствами пожаротушения. Это песок, лопата и ведро, позволяющие быстро ликвидировать очаг возгорания. Некоторые категории химических грузов запрещено тушить водой, поэтому средства пожаротушения должны быть универсальными. Кроме того, на автомобиле обязательна установка противооткатных упоров, которые должны соответствовать техническим характеристикам транспортного средства.
Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в 2020 году разрешена только в специальном транспорте. Он должен соответствовать следующим условиям:
- особенное расположение трубы глушителя;
- бензобак надежно защищен специальной перегородкой от двигателя и электрики;
- оснащен цепями, имеющими эффект заземления;
- все провода изолированы специальными материалами;
- сзади установлен прочный бампер.
В дополнение к техническим условиям, на машине должны быть опознавательные знаки, прописанные в документе ДОПОГ. К нюансам оформления относятся:
- яркий цвет;
- маячок, который светит оранжевым;
- таблички СОИ.
На контейнерах, тарах, кузовных частях ТС и аварийной карточке прописываются действия в аварийных ситуациях, ставится специальный код.
Лицензия на грузоперевозки по РФ опасных грузов посредством автотранспортных средств нужна в определенных случаях. Исходя из действующих законов, без данной документации не разрешено перевозить продукцию, представленную: этиловым спиртом (3-й класс опасности легковоспламеняющихся жидкостей); продукции, относящейся к 7-му классу опасности из числа радиоактивных материалов; наркотическими и психотропными веществами и прекурсорами.
Лицензии, дающие разрешение на перемещение опасного груза на автомобилях, выдаются в соответствии с нормами, прописанных в действующем законодательстве. Что касается разрешающей перевозку документации, то она выдается УГАДН. Для этого необходимо обратиться в филиал, расположенный в том же населенном пункте, где и зарегистрирован перевозчик.
В некоторых случаях потребуется обращаться в орган исполнительной власти субъекта РФ, самоуправления муниципального района, городского округа, к собственнику дороги и т.д. Вся документация должна быть заблаговременно подготовлена. Стоит отметить, что она выдается в течение 30-ти дней, как подана заявка. Действуют документы год.