Виды ответственности за нарушение требований охраны труда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды ответственности за нарушение требований охраны труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации дано чёткое пояснение по вопросу охраны труда. Под охраной труда в РФ принято понимать целую систему сохранения жизни и здоровья работников (сотрудников) компании, предприятия в процессе их трудовой деятельности.

Дисциплинарная ответственность за нарушение требований охраны труда — это вид ответственности, которая наступает за нарушение трудовой дисциплины в области охраны труда и производственной безопасности. Дисциплинарная ответственность за нарушение правил охраны труда является самым распространенным видом нарушения.

К дисциплинарной ответственности могут привлекаться работники организации, а также лица ответственные за соблюдение требований охраны труда.

Какова ответственность работника за нарушение требований охраны труда?

Работники привлекаются к дисциплинарной ответственности за нарушение правил охраны труда в следующих случаях:

— ответственность работника за нарушение внутренних правил и актов по охране труда;
— нарушение инструкций по охране труда по безопасному проведению работ;
— уклонение от медицинского освидетельствования;
— отказ от прохождения в рабочее время специального обучения по охране труда.

В зависимости от тяжести вины работодатель имеет право:

— сделать работнику замечание;
— объявить работнику выговор;
— объявить работнику строгий выговор;
— уволить работника.


Может ли работодатель уволить работника за нарушение требований охраны труда?

Работодатель может расторгнуть трудовой договор с работником за:

1. Неоднократное нарушение требований охраны — за первое нарушение требований охраны труда работник получает замечание, за второе — выговор, а за третье — увольнение.

2. Однократное грубое нарушение требований охраны труда — ситуация, которая привела к аварии или несчастному случаю. Или ситуация, которая может привести к аварии или несчастному случаю.

Охрана труда: что входит в систему

Система состоит из спектра мероприятий, среди которых можно выделить основные группы: правовую, организационно-техническую, социально-экономическую и другие. Огромную роль играют меры по лечению, реабилитации после полученных на производстве травм — всё это должно быть организовано в полном соответствии с законодательной базой.

В каждой из групп собраны все необходимые мероприятия и действия, нацеленные на создание и поддержание безопасных условий труда, а также и на ликвидацию последствий нарушений (травм, болезней и так далее).

Помимо сохранения здоровья и жизни, само понятие охраны труда включает разного рода компенсации, выплаты, гарантии и многое другое.

Куда обращаться за помощью

Алгоритм защиты прав зависит от наличия или отсутствия трудовых отношений с работодателем. Для того, чтобы восстановиться на рабочем месте или взыскать задолженность по зарплате после увольнения, работнику необходимо обращаться в суд. В дальнейшем можно возпользоваться помощью юристов.

Если трудовой договор не расторгнут, но права гражданина были нарушены, стоит подготовить жалобу в одну из следующих инстанций:

Комиссия по трудовым спорам Данный орган есть не на всех предприятиях. Более того, его права чересчур ограничены законом.
Государственная трудовая инспекция Сообщить о проблеме можно в режиме онлайн на официальном сайте организации. Сотрудники инспекции подготовят ответ на обращение работника в течении 30 дней. Помимо стандартного консультирования по трудовым спорам, заявитель имеет возможность инициировать проверку нарушений.
Прокуратура Обратиться в органы прокуратуры можно по месту жительства или, воспользовавшись услугой интернет-приемной. Все обращения граждан подлежат немедленной проверке.
Роспотребнадзор У данной службы ограниченный круг полномочий. Обращение в Роспотребнадзор будет целесообразным только в случае нарушения санитарно-эпидемиологических норм на предприятии.
Судебные органы В случае наличия уголовных правонарушений — обращение в суд является единственным способом защиты прав.

Комментарии к ст. 419 ТК РФ

1. К дисциплинарной ответственности работники привлекаются за неисполнение, ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей в порядке, закрепленном в ст. ст. 193 — 195 ТК (см. комментарий к ним).

2. Причинение работником материального ущерба работодателю и наоборот влечет материальную ответственность по правилам, изложенным в гл. 38 и 39 ТК (см. комментарий к статьям этих глав).

3. По ч. 1 ст. 277 ТК руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации (см. комментарий к этой статье). В ч. 2 ст. 277 ТК предусмотрена ответственность руководителя в виде возмещения организации убытков в случаях, предусмотренных федеральным законом, при которой расчет убытков осуществляется по нормам, содержащимся в гражданском законодательстве.

4. К административной ответственности в соответствии с КоАП привлекаются руководители и иные должностные лица организаций за нарушение законодательства о труде и об охране труда (см. комментарий к ст. 362 ТК).

5. Уголовная ответственность руководителей и иных должностных лиц за нарушения законодательства о труде и об охране труда, в которых содержатся признаки преступления, наступает по нормам УК (см. комментарий к п. 9 ст. 362 ТК).

Штрафы за нарушения законодательства о труде

Граждане

Должностные лица

Индивидуальные предприниматели

Юридические лица

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, —

1 000 – 5 000 1 000 – 5 000

30 000 – 50 000

2. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор),

3 000 – 5 000 10 000 – 20 000

3. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, —

10 000 – 20 000 5 000 – 10 000

50 000 – 100 000

4. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

10 000 – 20 000 или дисквалификация на срок от 1 года до 3-х лет 10 000 – 20 000

50 000 – 70 000

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 или 3 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

5 000 дисквалификация на срок от 1 года до 3-х лет 30 000 – 40 000 100 000 – 200 000

Виды ответственности за нарушение требований охраны труда

  1. Дисциплинарная. Предусматривается для работников, указывается в Трудовом кодексе. К видам дисциплинарных взысканий относят замечание, а также выговор и увольнение.

    Порядок наложения санкций на работника указывается в трудовом законодательстве, а также в локальных нормативных актах (ПВТР – Правила внутреннего распорядка) и других документах.

  2. Материальная. Это также вид ответственности, который предусмотрен для работников.

    Применяется в случае, когда в результате противоправных деяний работника причинен материальный ущерб имуществу и имущественным интересам нанимателя. Работник обязан возместить только прямой материальный вред, а не упущенную выгоду. Материальная ответственность регулируется нормами трудового законодательства, а также ряда других актов.

  3. Административная. Вид ответственности, который может использоваться как в отношении физлиц, так и в отношении юридических лиц (для юрлиц чаще всего установлена административная ответственность в виде денежной санкции – штрафа).
  4. Уголовная.

    Предусматривается только для физических лиц (не только работников предприятий, но и должностных лиц: для специалистов по охране труда, для руководителей и других). Уголовная ответственность за нарушение требований ОТ является самой суровой, может предусматривать не только штрафы, но и лишение свободы.

Уголовная ответственность за нарушения в сфере охраны труда

Еще один вид ответственности за нарушения в сфере охраны труда – уголовная. Он предусмотрен только для физических лиц. Предприятие или организацию к такому виду ответственности привлечь не получится.

Назначить подобное наказание может только суд в исключительных случаях. Например, действия (бездействие) некоторых лиц, несоблюдение требований охраны труда стали причиной аварии, техногенной катастрофы, гибели людей. Все подобные случаи тщательно расследуются, прокуратура проверяет обвинительное заключение, подготовленное следователем, и передает дело в суд.

Будет ли виновное лицо приговорено к реальному сроку заключения из-за нарушения требований охраны труда зависит от тяжести последствий, наличия и количества пострадавших.

Важно!

Привлечение руководства или иных ответственных лиц к уголовной ответственности не отменяет возможности наказания предприятия в соответствии со статьями Кодекса об административных правонарушениях. Юридическое лицо можно оштрафовать или приостановить его деятельность на 90 дней.

Частью 1 статьи 5.27 предусмотрены в виде административного наказания либо административный штраф, либо административное приостановление деятельности.

Наложение административного взыскания по части 1 статьи 5.27 КоАП осуществляет, в соответствии со статьей 23.12 КоАП РФ, инспектор федеральной инспекции по труду.

Судом установлено, что гражданин, состоявший с предпринимателем в трудовых отношениях, 30 мая 2003 года погиб от несчастного случая на производстве. О данном факте предприниматель не сообщил в Государственную инспекцию труда Свердловской области, чем нарушил требования законодательства, предусмотренные статьей 5.27 КоАП РФ.

Административное приостановление деятельности как вид административного наказания предусмотрено статьей 3.12. КоАП РФ. Согласно части 1 статьи 3.12 КоАП РФ оно заключается во временном прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Согласно этой же части статьи 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности может быть применено в случае:

  • угрозы жизни либо здоровью людей;
  • возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами;
  • наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы;
  • причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды;
  • совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
  • в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Читайте также:  Какую систему налогообложения выбрать ИП для грузоперевозок в 2022

Административное наказание в виде административного приостановление деятельности назначается судьей только в тех случаях, когда менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Временный запрет деятельности применяется как мера обеспечения в случае совершения административного правонарушения, за которое предусмотрено наказание в виде административного приостановления деятельности Временный запрет деятельности как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении установлен статьей 27.16 КоАП РФ. В нашем случае его будет осуществлять государственный инспектор труда путем составления протокола и передачи его в суд.

Поскольку в производственном помещении, принадлежащем предпринимателю, выявлены нарушения государственных нормативных требований труда, которые создают угрозу жизни и здоровья работников, требования инспектора труда по приостановке эксплуатации производственного помещения до устранения выявленных недостатков признаны правомерными. (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 3 февраля 2005 года по делу №Ф04-317/2005(8149-А03-19)).

Частью 1 статьи 27.16 КоАП РФ установлено, что временный запрет деятельности заключается в кратковременном прекращении деятельности. Согласно части 1 статьи 27.17 КоАП РФ срок временного запрета деятельности не должен превышать 5 суток с момента фактического прекращения деятельности. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 27.16 КоАП РФ временный запрет деятельности применяется только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно.

Согласно части 5 статьи 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановление деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено судьей не позднее 5 суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

Согласно части 3 статьи 3.12 КоАП РФ судья на основании ходатайства лица, которое осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения, данного административного наказания.

В части второй статьи 5.27 КоАП РФ предусмотрена в виде административного наказания – дисквалификация, которая может быть применена к должностному лицу, которое ранее было подвергнуто административному наказанию за аналогичное административное правонарушение. В пункте 17 Постановление Пленума ВС РФ №5 Верховный Суд Российской Федерации разъясняет, что следует понимать под аналогичным правонарушением:

«Под аналогичным правонарушением, указанным в части 2 статьи 5.27 КоАП РФ, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда (например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее — при увольнении другого работника)».

Дисквалификация может быть применена только в качестве основного административного наказания. Дисквалификация согласно статье 3.11. КоАП РФ заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 3.11 КоАП РФ дисквалификация может быть применена также к лицам, которые осуществляют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров и к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Дисквалификация может быть применена к физическим лицам, работающим в организациях вне зависимости от их организационно-правовой формы.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 КоАП РФ, рассматриваются мировыми судьями. Согласно пункту 6 части 1 статьи 23 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров.

Статьей 5.44. КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность за сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При этом сокрытием несчастного случая будет считаться несообщение о нем в течение суток.

Совершение этого правонарушения влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда;
  • на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;
  • на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Приведенная статья предусматривает ответственность за нарушение нормы статьи 228 ТК РФ, в которой в числе обязанностей работодателя предусмотрена обязанность сообщить страховщику о несчастном случае, происшедшем на производстве. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных 5.44 КоАП, также отнесено к ведению Федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда в соответствии со статьей 23.12 КоАП РФ.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа Постановлением по делу №Ф09-6045/04-АК от 26 января 2005 года подтвердил обоснованность привлечения работодателя к административной ответственности, предусмотренной статьей 5.44 КоАП РФ за сокрытие страхового случая.

Кроме того, в главе 9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за целый ряд правонарушений конкретно в области строительства.

Так в статье 9.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение норм и правил безопасности при проектировании, строительстве, приемке, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации гидротехнического сооружения. Нарушение данных норм влечет:

Для граждан — наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;

Для должностных лиц — наложение административного штрафа в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;

Для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — наложение административного штрафа в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

Для юридических лиц — наложение административного штрафа в размере от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных этой статьей в соответствии со статьями 23.23, 23.31 КоАП РФ рассматриваются органами, осуществляющими государственный надзор и контроль за использованием и охраной водных объектов и органами, осуществляющими государственный горный и промышленный надзор.

В статье 9.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и оборудования.

Нарушение норм указанной статьи влечет:

Для граждан — наложение административного штрафа в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления транспортными средствами на срок от трех до шести месяцев;

для должностных лиц — наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных этой статьей, в соответствии со статьей 23.35 КоАП РФ рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники.

Статьей 9.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов, технических условий, строительных норм и правил, утвержденных проектов, других нормативных документов в области строительства при выполнении инженерных изысканий, проектных, строительно-монтажных работ, а также при производстве строительных материалов, конструкций и изделий.

Нарушение норм указанной статьи влечет:

Для граждан — наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;

для должностных лиц — наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;

для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

для юридических лиц — наложение административного штрафа в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных этой статьей, в соответствии со статьей 23.56 КоАП РФ рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих государственный архитектурно-строительный надзор.

Так Постановлением ФАС Поволжского округа от 24 марта 2005 года по делу №А06-2036У/3-18/04 правомерно отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным предписания Государственного архитектурного надзора, согласно которому предпринимателю было предложено произвести демонтаж дымохода, выполненного выше кровли аптеки в нарушение проекта, поскольку материалами дела подтвержден факт нарушения заявителем требований по проектированию и строительству.

Статьей 9.5. КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение установленного порядка строительства объектов, приемки, ввода их в эксплуатацию:

«1. Строительство без разрешения зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе жилых зданий, а также объектов индивидуального строительства —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

2. Нарушение правил приемки и ввода объектов в эксплуатацию, в том числе заселение жилых домов и использование гражданских и производственных объектов без оформления в установленном порядке документов о вводе в эксплуатацию, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

3. Нарушение порядка выдачи архитектурно-планировочных заданий и разрешений на строительство —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда».

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных этой статьей, в соответствии со статьей 23.56 КоАП РФ рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих государственный архитектурно-строительный надзор.

Читайте также:  Нужна ли виза в Белиз для россиян в 2022 году

Статьей 9.9 КоАП РФ предусмотрена ответственность за ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения органов, осуществляющих государственный надзор на указанных объектах. Нарушение норм указанной статьи влечет:

— для должностных лиц — наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;

— для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

— для юридических лиц — наложение административного штрафа в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных этой статьей, в соответствии со статьей 23.30 КоАП РФ рассматриваются государственными органами по энергетическому надзору

Как следует из части 2 статьи 23.1 КоАП РФ судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 9.2-9.4, 9.9 в случае, если орган либо должностное лицо, к которым поступило это дело, передает его на рассмотрение судьи.

КоАП РФ предусмотрена также административная ответственность для должностных лиц строительных организаций по следующим нижеперечисленым статьям:

«Статья 19.4. Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)

1. Неповиновение законному распоряжению и��и требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Статья 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)

1. Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Статья 19.6. Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения

Непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.

Статья 19.7. Непредставление сведений (информации)

Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19.7.1, 19.8, 19.19 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда».

Рассматривать дела об административных правонарушениях в области строительства, предусмотренных данными статьям, имеют право:

  • должностные лица федеральных инспекций охраны труда в соответствии с пунктом 16 статьи части 2 статьи 28.3 КоАП РФ;
  • должностные лица органов государственного энергетического надзора в соответствии с пунктом 38 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ;
  • должностные лица органов государственного горного и промышленного надзора в соответствии с пунктом 39 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ;
  • должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в соответствии с пунктом 43 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ;
  • должностные лица органов государственного архитектурно-строительного надзора в соответствии с пунктом 70 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ.

Статьей 20.4. КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.

Так частью 1 данной статьи установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ. Нарушение данных норм влечет:

  • для граждан — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;
  • для должностных лиц — наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
  • для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц — наложение административного штрафа в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Во второй части статьи предусмотрена ответственность за те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима. Нарушение норм данной части статьи влекут наложение административного штрафа в следующем размере:

  • для граждан — в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;
  • для должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;
  • для юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

Частью 3 данной статьи предусматривается ответственность за нарушение требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последствий. За нарушение норм части 3 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в следующем размере:

  • для граждан — в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
  • для должностных лиц — от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда;
  • для юридических лиц — от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

В части 6 указанной статьи законодателем установлена ответственность за несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники. За нарушение норм данной части статьи на нарушителя возлагается административный штраф в следующем размере:

  • для граждан — в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда;
  • для должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;
  • для юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных этой статьей, рассматривают в соответствии с пунктом 23.34 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный пожарный надзор.

При разграничении административного правонарушения от уголовного преступления имеет значение квалификация вины и общественно опасных последствий деяния.

Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека будет квалифицироваться как преступление, предусмотренное часть 1 статьи 143 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ). А в случае, если не наступили последствия, предусмотренные этой статьей – причинен легкий или средний вред здоровью, то содеянное будет рассматриваться как административное правонарушение, предусмотренное статьей 5.27 КоАП РФ.

Административная ответственность за нарушение правил охраны труда

Принципы применения административной ответственности в области трудового законодательства достаточно просты. В частности, нарушение требований охраны труда рассматривается отдельно – правовому регулированию этого вопроса посвящены положения статьи 5.27.1 КоАП РФ. Размеры ответственности зависят от конкретного правонарушения и его обстоятельств и предусматривают:

  • Несоблюдение требований о проведении специальной оценки условий труда подразумевает привлечение работодателя к ответственности в виде штрафа от 5 до 10 тыс. рублей для ИП и должностных лиц, и от 60 до 80 тыс. рублей – для юридических лиц.
  • Неотстранение сотрудника при непрохождении им медосмотра или обязательного инструктажа по охране труда и допуск такового работника к трудовой деятельности караются штрафом от 15 до 25 тыс. рублей для должностных лиц и ИП, и от 110 до 130 тыс. рублей – для юридических лиц.
  • Отсутствие обеспечения сотрудников необходимыми для них средствами индивидуальной защиты в установленном законом порядке влечет за собой штраф от 20 до 30 тыс. рублей для ИП и должностных лиц и от 130 до 150 тыс. рублей – для юридических лиц.
  • Предупреждение или штраф от 2 до 5 тыс. рублей на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей и от 50 до 80 тыс. рублей для юридических лиц, в иных случаях.

Повторное совершение в течение года одного из вышеуказанных правонарушений влечет за собой дисквалификацию должностных лиц на срок от 1 до 3 лет или штраф от 30 до 40 тыс. рублей. Для индивидуальных предпринимателей наказание может предусматривать до 90 суток приостановления деятельности или аналогичный размер штрафа. Юридические лица обязаны выплатить штраф от 100 до 200 тыс. рублей, или же в отношении них также может быть применено приостановление деятельности сроком в 90 суток.

Уголовная ответственность в сфере охраны труда

Самые строгие кары нарушителям правил охраны труда предусмотрены как раз в уголовной области права, ведь несоблюдение этих требований может привести к значительным повреждениям здоровья людей и даже к их гибели. Руководитель попадет под уголовную ответственность, если одновременно соблюдены 2 условия:

  • в результате нарушения сотрудник получил тяжелую (именно тяжелую, легкие травмы не требуют уголовного расследования) или смертельную травму;
  • следственный комитет признал руководителя ответственным за нарушение гостребований по охране труда, в результате чего имел место несчастный инцидент.
Читайте также:  Как получить загранпаспорт и сколько он стоит в 2022 году

Наказание на специалиста по охране труда и/или руководителя организации налагается в зависимости от наступивших последствий и особенностей самого несчастного случая:

  1. Из-за несоблюдений требований по охране труда здоровью причинен тяжкий вред. В этом случае ответственность может быть следующей:
      штраф до 400 тыс. руб. или зарплаты виновного за полтора года;
  2. исправительные или принудительные работы сроком до 1-2 лет;
  3. лишение свободы на 1 год с ограничением права заниматься той или иной деятельностью или без такого ограничения.
  4. По неосторожности лица, ответственного за охрану труда, погиб 1 человек. Суд может присудить виновному:
      принудительные работы до 4 лет;
  5. лишение свободы до 4 лет с лишением права занимать определенную должность до 3-летнего срока.
  6. По причине недостаточной охраны труда погибло 2 и более людей. Наказание еще более ужесточается:
  • принудительные работы до 5 лет;
  • лишение свободы до 5 лет с лимитом на соответствующую деятельность до 3 лет.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Серьезные наказания предусмотрены УК РФ также за нарушения правил соблюдения противопожарной безопасности, что тоже относится к нормам охраны труда (ст. 219 УК РФ).

Ответственность работника.

Начнем с работников, поскольку их ответственность чуточку меньше, чем ответственность работодателей.

Дисциплинарная ответственность.

Это, пожалуй, самый распространенный вид ответственности работника за нарушение трудового законодательства. Согласно ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение.

Казалось бы, как связаны трудовая дисциплина и нормы трудового законодательства? Очень тесно. Ведь в ст. 22 ТК РФ, закрепляющей основные права и обязанности работника, сказано, что он обязан:

  • добросовестно исполнять трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
  • соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
  • соблюдать трудовую дисциплину;
  • выполнять установленные нормы труда;
  • соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда.

Соответственно, несоблюдение трудовой дисциплины является нарушением трудового законодательства.

При применении мер дисциплинарной ответственности работодателю необходимо соблюдать определенную процедуру – она установлена ст. 192, 193 ТК РФ. Иначе даже при том, что работник действительно совершил проступок, применение мер дисциплинарной ответственности может быть признано незаконным, что может повлечь для работодателя негативные последствия. Представьте: вы уволили сотрудника за прогул. Взяли на его место новичка. Однако уволенный через суд восстановился на работе. В таком случае работодатель обязан исполнить решение суда. Для этого придется увольнять новичка, выплачивать восстановленному сотруднику компенсацию за вынужденный прогул, а может и за моральный вред.

Коротко напомним алгоритм применения мер дисциплинарной ответственности:

1. При обнаружении дисциплинарного проступка необходимо его зафиксировать документально – в докладной, служебной записке, акте и пр.

2. Запросить объяснение причин совершения проступка (желательно в письменной форме) и ждать их два рабочих дня. При отказе от дачи объяснений нужно составить акт, свидетельствующий об этом факте.

3. Оценить уважительность причин совершения проступка. Если они оказались уважительными, отказаться от применения мер ответственности.

4. Применить меры дисциплинарной ответственности в течении месяца со дня обнаружения проступка и не позднее шести месяцев со дня его совершения (по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки – не позднее двух лет со дня его совершения).

Обратите внимание:

Применение крайней меры – увольнения – к беременным женщинам не допускается. Они защищены трудовым законодательством и будут однозначно восстановлены на работе (ст. 261 ТК РФ).

Материальная ответственность.

Иногда из-за нарушения норм трудового законодательства, в частности ненадлежащего исполнения работником своих должностных обязанностей, имуществу работодателя может быть причинен вред. В этом случае работодатель вправе взыскать с работника сумму такого ущерба. Однако, как и в случае с дисциплинарной ответственностью, для компенсации денежных потерь работодателю нужно соблюдать процедуру и выполнять требования, определенные Трудовым кодексом.

Напомним, что на основании ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. Например, к прямому действительному ущербу можно отнести недостачу денежных и имущественных ценностей, порчу оборудования и материалов работодателя, расходы на ремонт поврежденного имущества.

Обратите внимание:

По общему правилу за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка. Однако в случаях, установленных ст. 243 ТК РФ, с работника можно взыскать полную сумму ущерба (например, при недостаче ценностей, вверенных работнику на основании договора о полной материальной ответственности, или когда ущерб имуществу причинен в состоянии опьянения).

Для наглядности представим процедуру привлечения работника к материальной ответственности на схеме.

Порядок привлечения работника к материальной ответственности

Установление размера причиненного ущерба

Проведение проверки для установления причин возникновения ущерба

Требование с работника письменного объяснения

Получение заключения комиссии по результатам проверки о причинах возникновения ущерба

Издание приказа о привлечении к ответственности или обращение в суд

Трудовой договор – это главный официальный документ, который фиксирует взаимные обязательства по установлению условий труда, занятости и социальных гарантий для работников.

Двусторонняя сделка заключается в письменной форме на определенный срок или бессрочно.

Вступает она в силу с момента подписания сторонами либо со дня, установленного в тексте договора. Обе стороны обязаны систематически и на постоянной основе выполнять требования, предусмотренные контрактом. Но довольно часто некоторые моменты могут нарушаться.

Со стороны руководства такие нарушения могут быть вызваны:

  • желанием сэкономить денежные средства за счет работников;
  • финансовыми трудностями фирмы, когда управленцы решают денежные проблемы за счет членов коллектива;
  • низкой квалификацией, некомпетентностью в правовых или административных вопросах;
  • стремлением получить больше выгоды для себя с наименьшими затратами на выплаты сотрудникам.

При этом нарушаются не только условия подписанного трудового соглашения, но и требования Трудового кодекса.

Таблица штрафов и других взысканий

Опубликованная таблица штрафов за нарушение трудового законодательства 2019 по КоАП дана в сокращении. В приложении к статье можно скачать полную версию таблицы — со ссылками на нарушенные статьи Трудового кодекса и статьи КоАП, которыми установлены штрафы.

Нарушение Штраф, тыс. руб.
ИП Должностное лицо Юридическое лицо
Не подписан трудовой договор 5-10 10-20 50-100
Неправомерное заключение договора гражданско-правового характера 5-10 10-20 50-100
Неправильное оформление трудового договора (кроме условий оплаты труда) 5-10 10-20 50-100
Неверное ведение трудовых книжек 1-5 1-5 30-50
Неправильное оформление увольнения при ликвидации или сокращении штата 1-5 1-5 30-50
Увольнение с нарушениями 1-5 1-5 30-50
Нарушение привлечения водителей к сверхурочной работе 1-5 1-5 30-50
Ошибочно оформлена сверхурочная работа членов экипажей воздушных судов 1-5 1-5 30-50
Нарушение времени отдыха водителя 3-4 3-4 30-40
Неверный порядок привлечения к сверхурочной работе лиц в возрасте до восемнадцати лет 1-5 1-5 30-50
Превышение нормы рабочего времени 1-5 1-5 30-50
Нет междусменного отдыха у работника, кроме водителей 1-5 1-5 30-50
Привлечение к работе женщин с детьми в выходные и праздничные дни 1-5 1-5 30-50
Неверный порядок привлечения к сверхурочной работе 1-5 1-5 30-50
Неправомерное привлечение инвалидов к сверхурочной работе, работе в ночное время 1-5 1-5 30-50
Утверждена превышающая норма ежедневной работы 1-5 1-5 30-50
Ошибка в ведении учета рабочего времени 1-5 1-5 30-50
Не ведется табель 1-5 1-5 30-50
Не оформляется дополнительный отпуск 1-5 1-5 30-50
Водителю не дают выходные дни 3-4 3-4 30-40
Работнику не дают выходные дни 1-5 1-5 30-50
Нет времени для отдыха и обогрева 1-5 1-5 30-50
Нарушение предоставления отпуска 1-5 1-5 30-50
Нет времени для отдыха и питания 1-5 1-5 30-50
Ошибка в утверждении графика отпусков 1-5 1-5 30-50
Невыплата заработной платы 1-5 10-20 30-50
Оклад ниже МРОТ 1-5 10-20 30-50
Неправильная оплата за работу в выходные и праздничные дни 1-5 10-20 30-50
Не полностью выплачивают заработную плату 1-5 10-20 30-50
Не оплачивают сверхурочную работу 1-5 10-20 30-50
Несвоевременный расчет при увольнении 1-5 1-5 30-50
Перечисление отпускных с задержкой 1-5 1-5 30-50
Не полностью оплачивают работу в ночные часы 1-5 10-20 30-50
Нет точной даты выплаты зарплаты 1-5 1-5 30-50
Зарплату выплачивают позже установленной даты 1-5 1-5 30-50
Не выдают расчетные листки 1-5 1-5 30-50
Нет оплаты выходного пособия по ст. 178 ТК РФ 1-5 10-20 30-50
Не производят оплату за время прохождения обязательного медосмотра 1-5 10-20 30-50
Неправильное оформление дисциплинарных взысканий 1-5 1-5 30-50
Работник приступил к работе без проверки знаний по охране труда 15-25 15-25 110-130
Работник трудится без обязательных медосмотров 15-25 15-25 110-130
Нет СИЗ 20-30 20-30 130-150
Нет СИЗ, не отнесенных ко 2 классу 20-30 20-30 130-150
Не соблюдаются требований охраны труда 2-5 или предупреждение 2-5 или предупреждение 50-80
Сотрудник работает при наличии медицинских противопоказаний 15-25 15-25 110-130
Не соблюдаются требования к организации труда инвалидов 2-5 2-5 60-80
Нет предварительных и(или) периодических медицинских осмотров 15-25 15-25 110-130
Неправильно оформлены документы по охране труда 2-5 2-5 60-80
Запрет заемного труда 1-5 1-5 30-50
Несоблюдение коллективного договора 2-4
Нежелание заключать коллективный договор 1-3
Неправомерный отказ от подписания коллективного соглашения 3-5


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *