Какую систему налогообложения выбрать ИП для грузоперевозок в 2022
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какую систему налогообложения выбрать ИП для грузоперевозок в 2022». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В уходящем году ЕНП можно применять по желанию в периоде с 01.06.22 по 31.12.22, а уже с 01.01.23 и далее в 2023 году все налоги для ИП будут оплачивать исключительно на ЕНС, который будет открыт для каждого юридического лица, ИП или предприятия.
Особенности сферы грузоперевозок
Чтобы определить, какую налоговую систему выбрать, нужно заранее учитывать расходы бизнеса. В сфере грузовых перевозок предполагают затраты на:
- сервисное обслуживание машин (ремонт, замена шин и так далее);
- амортизация;
- расходы на бензин;
- зарплата водителям, грузчикам и другим работникам;
- расходы на парковку, услуги связи и другие накладные затраты;
- оплата аренды автомобилей (если они не в собственности предпринимателя);
- страховые взносы — за сотрудников и за самого ИП;
- страховка автомобилей;
- налоги и другие обязательные платежи.
Платежное поручение при ЕНП
Согласно рекомендациям налоговых инспекторов, удобнее и быстрее платить ЕНП через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС или сформировать платежку в бухгалтерской программе. В этом случае поля с обязательными реквизитами единого налогового платежа заполняются автоматически. Если платежное поручение заполняется вручную, указываются следующие реквизиты:
Реквизиты | Наименование (поле) | Содержимое поля |
---|---|---|
7 | Сумма | Сумма совокупной обязанности |
101 | Данные о плательщике, получателе и платеже (статус) | 01 |
102 | ИНН и КПП плательщика | Выдается по месту регистрации головной организации |
61 | ИНН получателя | 7727406020 |
103 | КПП получателя | 770801001 |
13 | Наименование банка получателя | Отделение ТУЛА БАНКА России//УФК по Тульской области, г. Тула |
14 | БИК банка получателя средств | 017003983 |
15 | Номер счета банка получателя | 40102810445370000059 |
16 | Наименование получателя | Управление Федерального казначейства по Тульской области (Межрегиональная инспекция ФНС по управлению долгом) |
17 | Номер казначейского счета | 03100643000000018500 |
22 | Код (УИП) | |
24 | Назначение платежа | Единый налоговый платеж |
104 | КБК | 18201061201010000510 |
105 | ОКТМО | |
106 | Основание платежа | |
107 | Налоговый период | |
108 | Номер документа, на основании которого оформляется платеж | |
109 | Дата документа, на основании которого оформляется платеж |
Грузоперевозки – распространенный вид деятельности. И многие субъекты предпринимательства, осуществляющие его, регистрируются как ИП. Это удобно, позволяет в ряде случаев заметно снизить налоговые затраты. Да и специфика бизнеса позволяет эффективно работать в статусе ИП.
Что касается выбора режима налогообложения, это вопрос индивидуальный. Определяется приоритетная система, прежде всего, условиями предпринимательской деятельности. Также играет роль схема использования транспорта. В сфере грузоперевозок возможно три варианта:
-
Использование собственных транспортных средств.
-
Использование машин, находящихся у ИП во временном пользовании.
-
Работа с комбинированным автопарком (часть транспорта находится в собственности, часть – во временном пользовании). В этом случае возможно также привлечение водителей с их личным транспортом.
Основания для отказа в выдаче патента
Бизнесмену могут отказать в получении патента по нескольким причинам. Среди них:
- Если выбранная коммерсантом сфера не относится к категории, указанной в НК РФ как разрешенная для патентной системы налогообложения.
- Нарушение условий по переходу на данную систему, прописанные в НК РФ.
- Указание неверных сроков функционирования патентной системы.
- Лишение прав на установление патентной системы в данном календарном году.
- Неточности и нарушения при заполнении документации на установление патента.
- Наличие задолженностей по оплате налога, касающегося пользования патентной системой.
ИП на ОСН уплачивает налоги в следующие сроки:
- по НДФЛ авансовые платежи до 25 числа месяца, следующего за первым, вторым и третьим кварталом соответственно, по итогам года – до 15 июля следующего года;
- по НДС равными долями до 25 числа месяца, следующего за первым, вторым, третьим и четвёртым кварталом соответственно;
- страховые взносы за работников до 15 числа каждого месяца, за себя с доходов до 300 тыс руб до конца текущего года, с превышения 300 тыс руб до 1 июля следующего года.
Сроки уплаты налогов на УСН:
- авансовые платежи до 25 числа месяца, следующего за первым, вторым и третьим кварталом соответственно;
- по итогам года – до 30 апреля следующего года.
Оплата патента производится в следующие сроки:
- патент сроком до 6 мес нужно оплатить в полном объёме до окончания его действия;
- патент сроком 6-12 мес оплачивается двумя траншами: 1/3 его стоимости нужно оплатить в течение 90 дней после начала действия, оставшиеся 2/3 до окончания его действия.
ИП на ЕСХН уплачивают налог два раза в год:
- авансовый платёж по итогам первого полугодия до 25 июля текущего года;
- итоговый платёж до 31 марта следующего года.
Ограничения в деятельности предпринимателей, осуществляющих грузоперевозку, одинаковы для обеих форм бизнеса, зависят от выбранной ими специальной системы налогообложения и связаны в основном с количеством работников, единиц транспорта и совокупным годовым доходом.
Для предпринимателей на УСН:
- Количество работников — не более 100.
- Совокупный годовой доход — не более 150 миллионов рублей.
Для индивидуальных предпринимателей, использующих патентную систему:
- Количество работников — не более 15.
- Совокупный годовой доход — не более 60 миллионов рублей.
- Пункт отправления или назначения груза должен находиться на территории того субъекта РФ, в котором выдан патент. Если оба пункта находятся на территории другого субъекта РФ, требуется приобретение патента на работу в этом субъекте.
Сколько патентов нужно покупать для грузоперевозок между регионами
Межрегиональному ИП-грузоперевозчику достаточно купить 1 патент, если в остальных субъектах РФ находятся только его клиенты-грузополучатели и грузоотправители. Однако, ИП вправе получать доходы от ведения своего бизнеса только в том регионе РФ, где он встал на учет в ИФНС и перешел на ПСН.
Кроме того, согласно разъяснениям Минфина, если ИП перешел на ПСН и получил патент в своем регионе прописки и госрегистрации своего ИП, то он вправе оформить еще один патент в ином российском регионе. В то же время бывает так, что договор перевозки груза заключается в том регионе РФ, где ИП оформил патент, а пункт отправления (назначения) груза расположен в ином субъекте РФ. Тогда ИП вправе не оформлять второй патент во втором другом регионе РФ.
В итоге бизнесмен вправе заниматься межрегиональной грузоперевозкой в рамках 1-го патента, оформленного по месту госрегистрации его ИП в ИФНС. В регионе госрегистрации ИП на ПСН и оформления договора перевозки груза должны решаться и иные вопросы грузоперевозки: принятие заявок от диспетчера, ремонт авто, найм водителей, принятие оплаты от контрагента и др. Это позицию подтверждают и суды и налоговая.
Пример! Предприниматель прописан в Великом Новгороде. Здесь же он получил патент в ИФНС на грузоперевозку. В итоге, чтобы работать на 1 патенте, именно в Великом Новгороде ИП нужно оформлять со своими контрагентами договора перевозки груза (место составления договора — Великий Новгород). Так, это могут быть договора:
- С первым контрагентом — на перевозку груза из Великого Новгорода в Белгород.
- Со вторым — на грузоперевозку из Новгородской области в Тамбов.
- С третьим — на грузоперевозку из Пскова в Санкт-Петербург.
В данном случае ИП не надо получать доп. патенты.
Особенности приобретения патента
Для участия в патентной системе налогообложения патент необходимо приобрести по месту регистрации бизнеса. Он приобретается на срок от 1 месяца до 1 года. Условия, которым должен отвечать ИП для возможности приобретения патента:
- количество работников в части ПСН – до 15 человек;
- общая выручка за период ведения деятельности на патенте – до 60 млн рублей;
- площадь помещения, которое занимает бизнес, – не более 50 м2.
Особенности ПСН:
- невозможность снизить стоимость платежа;
- необходимость вести учет по КУДиР отдельно по каждому направлению;
- по каждому направлению деятельности нужен отдельный патент.
Применение УСН оправдано при отсутствии договоров с клиентами, уплачивающими НДС.
Положительные стороны применения УСН:
- Возможность применить одну из двух схем упрощенного учета – «доходы» или «доходы минус расходы». Смена вида осуществляется с начала нового налогового периода. Какую из форм лучше выбрать и сколько необходимо платить в бюджет, определяется в ходе практической деятельности.
- Минимальное число обязательных к ведению учетных форм.
- Возможность снижения налога при наличии уплаты начисленных взносов в ПФР.
Отрицательные стороны использования УСН:
- Наличие ограничений по выручке, штатной численности.
- Применение другого вида налогообложения возможно только с начала нового налогового года.
Для транспортных услуг в рамках УСН часто применяется схема налогообложения «доходы». Если расходная часть минимальна, применение вида учета оправдано. Предприниматель может точно определить, сколько по сумме налогов необходимо платить и имеет право не вести расходную часть налогообложения. При минимальной величине налога система позволяет иметь сокращенный штат обслуживающего персонала.
Выбираем систему налогообложения
Решив, что нужно открыть ИП для грузоперевозки, а не ООО и не зарегистрироваться в качестве самозанятого, нужно сразу выбрать режим налогообложения. Это – ответственное решение, так как изменить режим можно только с нового календарного года, за исключением приобретения патента. Если не указать при открытии выбранную систему налогообложения, то по умолчанию ИП должен отчитываться по ОСНО, а это – самый сложный вид отчетности и самые большие налоги.
Чтобы не ошибиться с выбором, лучше просчитать, какую сумму на разных режимах ИП должен будет уплатить, получив один и тот же ожидаемый доход. По результатам расчета выбирается наиболее выгодная система налогообложения.
Также надо учесть, что при разных режимах налогообложения необходимо ведение бухгалтерии, оформление и сдача отчетности в разном объеме. Одинаково для всех кадровое делопроизводство, если в транспортной компании работают наемные водители.
Обратите внимание
При изменении налогообложения, с предыдущего ИП не снимается автоматически, так как можно отчитываться одновременно по двум режимам. Если предприниматель хочет вести деятельность только на новом, обязательно нужно написать соответствующее заявление в ФНС.
Особенности приобретения патента
Для участия в патентной системе налогообложения патент необходимо приобрести по месту регистрации бизнеса. Он приобретается на срок от 1 месяца до 1 года. Условия, которым должен отвечать ИП для возможности приобретения патента:
- количество работников в части ПСН – до 15 человек;
- общая выручка за период ведения деятельности на патенте – до 60 млн рублей;
- площадь помещения, которое занимает бизнес, – не более 50 м2.
- невозможность снизить стоимость платежа;
- необходимость вести учет по КУДиР отдельно по каждому направлению;
- по каждому направлению деятельности нужен отдельный патент.
Какую систему налогообложения лучше выбрать для ИП в 2018 году
При деятельности в сфере услуг можно выбрать ЕНВД Если планируется работа с физлицами. Это избавить от необходимости применения ККМ. А вот при сотрудничестве с юрлицами лучше предпочесть УСН При оптовой и розничной торговле С использованием больших торговых площадей приоритет стоит отдать УСН с вычетом расходов Розничная торговля с небольшой торговой площадью И развозная торговля лучше сочетаются с ЕНВД или ПСН Крупное производство Требует применения ОСНО, а для мелкого производства достаточно УСН
Декларацию по НДС Подаваемую ежеквартально до 25 числа первого месяца нового отчетного периода Декларацию 3-НДФЛ Подаваемую раз в год до 30 апреля нового отчетного года Декларацию 4-НДФЛ Подается единожды, в пятидневный срок с момента получения первой прибыли Книгу учета доходов и расходов (КУДИР) Предоставляется по требованию налоговой инспекции
Как открыть ИП по грузоперевозкам в 2018 году пошаговая инструкция
Итог:патент на грузоперевозки для ИП 2018 стоимость за одну единицу в год в Москве – 36 000 руб. или 3 000 руб. в месяц. Для расчёта ЕНВД потребуется больше информации, коэффициенты К1 (устанавливается федеральной властью, в 2018 г. составляет 1,798) и К2 (зависит от региона деятельности), а также количество транспорта. Вменённый доход для грузоперевозок – 6 000 р. на одну единицу. Пример по одному транспорту в Москве: 6 000 х 1 (количество транспорта) х 1,798 х 1 (К2 для Москвы) х 15% х 3 = 4 854 рублей. Таким образом, при небольшом автопарке, немногочисленном персонале и договоров, ограниченных по сроку, применение ПСН поможет значительно снизить уровень налоговой нагрузки и упростить документооборот.
При заполнении заявления на регистрацию, будущий предприниматель должен указать коды ОКВЭД, отражающие направление будущей деятельности. С 2016 года грузоперевозки отражаются с помощью кодов 49.4 (включает все виды перевозок, в том числе легковым транспортом и фурами, кроме ж/д), 49.41 (перевозка всех видов грузов, включая опасные и специальные), 49.42 (услуги по перевозке, например, переезд). Разрешено выбрать основной вид деятельности и дополнительные (в неограниченном количестве).
Особенности приобретения патента
Для участия в патентной системе налогообложения патент необходимо приобрести по месту регистрации бизнеса. Он приобретается на срок от 1 месяца до 1 года. Условия, которым должен отвечать ИП для возможности приобретения патента:
- количество работников в части ПСН – до 15 человек;
- общая выручка за период ведения деятельности на патенте – до 60 млн рублей;
- площадь помещения, которое занимает бизнес, – не более 50 м2.
- невозможность снизить стоимость платежа;
- необходимость вести учет по КУДиР отдельно по каждому направлению;
- по каждому направлению деятельности нужен отдельный патент.
Какую систему налогообложения выбрать ИП для грузоперевозок в 2021
Также известен как налог для самозанятых. Появился совсем недавно и подходит лишь для частников-индивидуалов: компании с несколькими машинами его применять не могут, так как НПД не предполагает наличия наёмных сотрудников.
НПД хорош своей простотой: для регистрации и подачи отчетности не нужно ходить в налоговую, всё это можно сделать через специальное приложение для смартфона. В этом же приложении можно настроить автооплату, а отчетность будет формироваться автоматически. Еще один плюс – необязательность уплаты взносов на пенсионное страхование. Платить или не платить их – каждый решает сам, но если вы решите платить, НПД не позволит уменьшить налог на сумму уплаченных взносов.
Однако существует несколько препятствий, которые делают НПД режимом, неподходящим для автоперевозчиков.
Система привлекательна тем, что не обязывает регистрироваться как ИП. Однако перевозчик не сможет уберечь себя от огромных штрафов за РТО и тахографы, так как Устав Автомобильного Транспорта гласит:
перевозчик – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки…
Второй минус – сам размер налога (4% при оплате от физических лиц и 6% при оплате от ИП и компаний). Уменьшить налоговую базу на расходы не выйдет, а расходная часть в перевозках велика. Так что если за перевозку вам заплатят 100 тыс. рублей, то налог будет высчитываться прямо из этой суммы и составит 6 тыс.
Третий минус – ограничение максимального дохода в размере 2,4 млн рублей, т.е. 200 тыс. рублей в месяц. При плотной работе в эту сумму можно не уложиться.
УСН бывает двух видов: 6% от доходов и 15% от доходов минус расходы.
УСН – доходы
Это простая система, которая не требует сложных расчётов: предприниматель платит 6% от всех сумм, полученных от клиентов, т.е. от «грязного дохода». Декларация подаётся всего один раз в год, а налог можно уменьшить на сумму уплаченных страховых взносов.
Финансовая нагрузка на перевозчика в данном случае будет почти такой же, как в случае с НПД.
УСН – доходы минус расходы
Тут всё уже не так просто. Система будет выгодна лишь для тех, у кого доля расходов (которые можно подтвердить документально!) составляет более 60% от общей суммы, полученной за предоставленные услуги. Если расходов меньше – сэкономить не получится. Для наглядности сравним разные системы при одинаковом «грязном» доходе:
- УСН: с дохода за перевозку в размере 100 тыс. рублей налог составит 6%, т.е. 6 тыс. рублей;
- УСН доходы минус расходы: с дохода на перевозку в размере 100 тыс. рублей, расходы на которую составили 60 тыс. рублей, придётся заплатить 15% от оставшейся суммы (от 40 тыс. рублей), то есть те же 6 тыс. рублей.
- УСН доходы минус расходы: с дохода на перевозку в размере 100 тыс рублей, расходы на которую составили 80 тыс. рублей, придётся заплатить 15% от оставшейся суммы (от 20 тыс. рублей), то есть 3 тыс. рублей.
У автоперевозчиков расходы, как правило, велики, особенно если в компании работают наёмные водители, поэтому УСН пользуется популярностью. Так что если официально получаемая выручка невысока или существенную её часть составляют неучитываемые наличные, то для простоты отчетности можно использовать обычную УСН. А при относительно больших официальных оборотах можно выбрать УСН минус расходы. Для этого придётся заморочиться с подсчётом расходов.
Главное достоинство ОСНО – увеличение числа возможных контрагентов за счет предприятий, работающих с НДС. ООО и ИП, работающие с ОСНО, обязаны платить НДС (в большинстве случаев он составляет 20% от стоимости реализованных услуг/товаров).
Предположим, перевозчик, работающий на ОСНО, доставил заказчику груз и получил за это 120 тыс. рублей. Теперь ему придётся заплатить НДС в размере 20 тыс. рублей. Заказчик реализовал товар за 300 тыс. рублей и должен заплатить НДС в размере 50 тыс. рублей, но из этой суммы можно вычесть 20 тыс. рублей, которые за него уплатила фирма-перевозчик. А вот если бы перевозчик работал с УСН или другой системой, то вычесть эти деньги не вышло бы. Из-за этого таким перевозчикам приходится предлагать заведомо меньшие (примерно на 20%) ставки, чтобы оставаться конкурентоспособными.
При этом перевозчик может и сам сокращать свои обязанности по НДС, ведь он является клиентом фирм, являющихся плательщиками НДС (покупает запчасти, шины, ГСМ и так далее).
Для этого нужно документировать все покупки и траты.
Есть у этой системы и минусы. На ОСНО индивидуальным предпринимателям необходимо платить налог на доходы физлиц (от 13 до 15%), а ООО – налог на прибыль (20%). Чтобы свести их к минимуму, придётся тщательно документировать все расходы. Кроме того, предпринимателю придётся платить налоги на имущество (около 2%) и страховые взносы (за себя и/или за сотрудников).
Платить налоги и предоставлять отчётность придётся каждый квартал, а в некоторых случаях и каждый месяц. Для этого необходимо будет нанять специалиста, знакомого со спецификой автоперевозок, или отдавать бухучёт на аутсорс. Эти расходы могут «съесть» всю выгоду от работы с НДС.
Что же касается платежей, за счёт которых можно сократить размер налога, то не всегда их можно собрать в достаточном количестве. Ремонт в гараже у проверенного мастера, который не работает с НДС, может быть дешевле и качественнее, чем ремонт на незнакомом сервисе с НДС.
Поэтому решая вопрос о целесообразности использования ОСНО, перевозчик должен ответить на два вопроса:
- Окупится ли найм бухгалтера (или ��раты на аутсорсинг) выгодой от повышенных ставок и новых клиентов?
- Много ли у вас доходов, по которым можно подтвердить НДС?
Если ответ на оба вопроса «нет», то лучше всего перейти на патенты – иные системы не очень хорошо подходят для грузоперевозок.