Для чего устанавливается общедомовой счетчик
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Для чего устанавливается общедомовой счетчик». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Установка общедомовых водомеров актуальна как для управляющих компаний и ТСЖ, которые осуществляют расчет за потребленный ресурс с поставщиком, так и для индивидуальных потребителей, даже несмотря на наличие у них в доме квартирных приборов учета. В этом случае следует понимать, что кроме индивидуального водопотребления, существуют и расходы на общедомовые нужды (ОДН): полив газонов, уборка территории и т.д. Кроме того, проблема протечек тоже никуда не исчезает и является актуальной для многих объектов. Но если установлен водомер, то контролировать реальный расход воды в доме не является проблемой, а вопрос потерь ресурса во время транспортировки полностью переходит в компетенцию снабжающей организации и относится на их убытки. Однако проблема протечек в доме тоже вполне актуальна, но при наличии прибора учета обнаружить ее значительно проще, например, обратив внимание на резкое повышение потребления воды в доме. И самое главное – при наличии водосчетчика оплата производится за реально потребленное количество воды, при этом общедомовое потребление распределяется пропорционально, в соответствии с площадью квартир жильцов. В среднем, общедомовые расходы воды для каждой квартиры – это плюс 1,5-3% от индивидуального потребления.
Как установить водомер в многоквартирном доме
Так как общедомовой счетчик воды является общим имуществом, то решение о его установке принимается жильцами, однако именно на управляющую компанию или ТСЖ возлагается ответственность об уведомлении собственников о необходимости установки приборов учета, а далее – контроль выполнения монтажных работ и мониторинг оборудования.
Несмотря на то что очевидную экономическую выгоду от установки водомеров получают прежде всего собственники, управляющая компания также может существенно снизить общедомовые расходы. Но, кроме того, наличие общедомового счетчика воды позволяет создать автоматизированную систему учета и сбора показаний, в том числе и с индивидуальных приборов учета установленных в квартирах. Этот факт позволяет наладить эффективное управление многоквартирным домом, при этом значительно уменьшаются административные расходы, так как происходит существенная экономия времени, за счет оперативной обработки информации, и сокращение персонала, функции которого передаются автоматизированной системе управления.
Однако самым животрепещущим моментом является вопрос о том, кто же должен нести финансовые расходы по установке водомера, учитывая, что и цена самого прибора, и стоимость услуг по его монтажу составляют вполне внушительную цифру. Официально оплата возлагается на собственника (-ов) и управляющую компанию, представляющую их интересы. В этом случае сумма делится на всех совладельцев дома, как правило, в пропорциональной зависимости от площади квартир. Но если здание находится в коммунальной собственности и квартиры в доме не приватизированы, то расходы ложатся на плечи официального собственника в лице городских и иных структур.
Кто обслуживает общедомовые счетчики
Таким образом, обслуживание общедомовых приборов учета в многоквартирных домах является обязанностью жильцов, которую от их имени выполняет управляющая организация или товарищество собственников жилья.
К обслуживанию предъявляются строгие требования (ст. 36 Жилищного Кодекса РФ):
- соблюдение условий надежности и безопасности дома;
- гарантия безопасности для жизни и здоровья жильцов;
- доступность пользования помещениями;
- соблюдение прав собственников;
- поддержание инженерных сетей и приборов учета в рабочем состоянии;
- соблюдение требований законодательства об энергосбережении.
Итак, поверка общедомовых приборов учета в многоквартирных домах относится к компетенции управляющей организации, если заключен договор управления, или товариществу собственников жилья (по Уставу).
Порядок действия жильцов и УК при установке счетчиков
Владельцы дома должны начинать с общего собрания. Его, как правило, проводит управляющая компания. На нем принимается решение об установке оборудования.
Выбирают тип устройства и утверждают предварительный бюджет. После собрания подбирают подрядную организацию и заключают с ней договор на выполнение работ.
Совместно с управляющей организацией жильцы контролируют ход выполнения работ. При необходимости вносят корректировки. Участвуют в проведении тестовых испытаний. Присутствуют при сдаче объекта теплоснабжающей компании, которая опломбирует приборы, составляет акт ввода в эксплуатацию.
Только после принятия работы теплоснабжающей компании показания счетчика являются основанием для оплаты за тепло.
При этом не надо полагаться на управляющую компанию. Она может организовать общее собрание жильцов, разъяснить необходимость установки счетчика, оформить соответствующие документы. А в некоторых случаях помочь подобрать подрядную организацию.
Но выбор подрядчика, покупка оборудования, оформление договоров на монтаж и ПНР ложатся на плечи жильцов многоквартирного дома.
Покупка и монтаж общедомового теплосчетчика
Перед общим собранием, где будет принято решение о типе счетчика, рекомендуется обратиться в организацию, которая занимается монтажом и техническим обслуживанием приборов учета тепловой энергии.
Инженеры подрядчика, по заданию жильцов произведут следующие работы:
- Аудит системы отопления дома;
- На основании данных аудита посоветуют тип прибора, который будет отвечать всем необходимым требованиям. При этом учитывают, что многие счетчики имеют блоки для дистанционной передачи данных. А срок эксплуатации должен быть не менее 10 лет;
- Разработают проектную документацию, выполнят монтаж и введут в эксплуатацию счетчик;
- После окончания гарантийного срока будут выполнять техническое обслуживание теплосчетчиков.
При обращении следует узнать, имеет ли предприятие разрешение на выполнение данного вида работ.
Как снизить плату за ОДН
Сумма расходов на ОДН, может увеличиться из-за разнообразных факторов:
- плохое состояние коммуникационных сетей и частые утечки из них;
- низкий порог чувствительности счетчиков — некоторые из них не фиксируют небольшие количества воды. Но общедомовые счетчики их учитывают, и в итоге за воду, потраченную отдельной квартирой, приходится платить как за ОДН;
- манипуляции со счетчиками — если в квартире устанавливается незаконный прибор, позволяющий уменьшить показания, то плата за потраченную воду переходит в ОДН;
- самовольное подключение к сетям;
- разное время снятия данных с общедомового и поквартирных счетчиков;
- отсутствие счетчиков в некоторых квартирах.
Особенности установки (замены) общедомовых водосчетчиков
Решение об установке общедомового прибора учета принимается на общем собрании собственников, после этого предстоит выполнить следующий объем работ:
- сначала производится выбор оптимального места для установки водомера;
- далее необходимо разработать проектную документацию и, как правило, эту работу доверяют компании, с которой заключается договор о монтаже оборудования;
- на следующем этапе производится согласование технических условий и документации в ресурсоснабжающей организации, а после – можно приступать к монтажу водосчетчика или водосчетчиков (если необходимо организовать учет потребления холодной и горячей воды);
- монтажные работы управляющая компания или ТСЖ могут произвести самостоятельно, но они должны быть выполнены правильно, то есть таким образом, чтобы в момент ввода объекта в эксплуатацию, не возникло никаких вопросов у представителя ресурсоснабжающей организации;
- далее, производится опломбирование счетчиков и ввод приборов учета воды в эксплуатацию и присутствие представителя ресурсоснабжающей организации на этом этапе является обязательным.
Устройства учета расхода общих ресурсов, как правило, устанавливается в подвалах или подсобных помещениях здания. Они выпускаются отдельно для учета электроэнергии, горячей и холодной воды и тепловой энергии. После установки и запуска доступ к приборам со стороны жильцов блокируется, чтобы они не смогли испортить оборудование или изменить его показания.
Для учета расхода воды устанавливаются отдельные приборы на холодную и горячую воду. Дополнительно к стандартному счетчику можно добавить специальный датчик, определяющий температуру поставляемой воды и считающий ее стоимость соответственно реальности. То есть если по трубе для горячей воды будет поступать недостаточно нагретая жидкость, то счетчик определит ее как холодную и насчитает жильцам совсем другую оплату.
Порядок оформления и установки счетчика
Итак, в какой последовательности должно проходить оснащение системы отопления многоквартирного дома счётчиком, если он не был установлен сразу в ходе строительства.
Первым шагом должно быть проведено общедомовое собрание — его чаще всего организуют представители управляющей компании. На собрании принимается решение об установки прибора учета тепла и выбирается тип устройства. Затем представители жильцов дома или же УК обращаются в организацию, обладающую соответствующими полномочиями и занимающуюся поставкой и монтажом приборов учета тепловой энергии.
Далее работы осуществляются в следующем порядке:
- Составляется проект встраивания счетчика в систему отопления дома.
- Управляющая компания, изучив составленный проект, дает свое согласие на монтажные работы.
- Далее, в соответствии с проектом производится монтаж прибора в систему.
- После этого в обязательном порядке выполняется тестирование работы прибора с составлением документация от компании-установщика.
- В завершение вызывается представитель из теплоснабжающей компании, который опломбирует счетчик, составит акт для проведения его регистрации. И только после официальной постановки на учет прибор становится основой для дальнейших расчётов за потребленное домом тепло.
Если не будут проведены все перечисленные выше мероприятия, а счетчик не будет официально зарегистрирован, то его данные не будут считаться правомерными, и не будут указываться в квитанциях на оплату за отопление.
Архивный номер № 43 (837) от 26 октября 2010 — Потребитель
ОСТРАЯ ТЕМА
В редакцию «ДДД» не перестают обращаться жители областного центра, возмущенные огромными суммами начислений по общедомовым приборам учета (ОПУ). Комментарии по поводу доначислений платы сверх показаний индивидуальных приборов учета расхода воды и электроэнергии дал директор департамента реформирования городского хозяйства Александр Поляков.
[td]Собственникам советуют снимать показания в один день
Особенности общедомовых приборов учета
Говоря о том, что такое ОДПУ, следует понимать, что под этим понятием подразумевается общедомовой счетчик, предназначенный для контроля разницы между фактическим потреблением ресурсов и показаниями, по которым граждане ежемесячно оплачивают услуги: электро-, тепло-, водоснабжение. Благодаря нему управляющие компании вычисляют, есть ли факты недоплаты.
Согласно Закону «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности», до 1 июля 2012 года установка ОДПУ не являлась обязательной для многоквартирных домов, и правила носили рекомендательный характер, но сейчас оборудование должно присутствовать.
После присоединения Р.Крым к РФ было введено обязательство по монтажу ОДПУ, но крымчане должны выполнить это до 2019 года.Если пренебречь требованием, за коммунальные услуги придется платить большие суммы с учетом повышающего коэффициента.
В сфере ресурсоснабжения
Вспомним правовую позицию Президиума ВАС РФ, изложенную, в частности, в Постановлениях от 23.11.2010 N 6530/10, от 22.09.2009 N 5290/09, согласно которой учет фактического потребления коммунальных ресурсов возможен одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между РСО и абонентом, либо расчетным путем. О том, что именно абонент обязан обеспечить учет полученной питьевой воды и сбрасываемых сточных вод, сказано в п. 32 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167. Он же несет ответственность за надлежащее состояние и исправность узлов учета, своевременную поверку средств измерений. Согласно п. 34 указанных Правил узел учета должен размещаться на сетях абонента, как правило, на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом.
Точно так же обязанность обеспечить учет электрической энергии возложена на покупателя по договору энергоснабжения в соответствии с п. 71 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530. Из смысла данного документа следует, что прибор учета устанавливается в точке поставки (на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств покупателя, месте исполнения обязательства по договору энергоснабжения). Данное правило конкретизировано в п. 89: количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. Впрочем, допускается и расположение расчетного прибора учета (счетчика, показания которого принимаются для целей определения обязательств сторон) не на границе балансовой принадлежности электрических сетей. Однако в этом случае объем принятой в электрические сети (отпущенной из электрических сетей) электрической энергии корректируется с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета, если соглашением сторон не установлен иной порядок корректировки (п. 143) . Пункт 138 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии регулирует ситуацию, когда прибор учета есть у обеих сторон договора: в качестве расчетного применяется прибор с более высоким классом точности, а другой прибор используется для контроля исправности и точности расчетного прибора учета. По инициативе потребителя электрической энергии точка поставки может быть оборудована за его счет прибором учета по согласованию с сетевой организацией на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства (п. 30 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861).
Общедомовой счетчик — только в собственности жильцов
Приверженцы второй позиции полагают, что использовать в качестве общедомового можно только прибор учета, находящийся в общей долевой собственности собственников помещений в МКД. Установка прибора без согласования с общим собранием собственников является незаконной, вести по его показаниям расчеты с жильцами недопустимо.
Прежде всего представим вниманию читателей кассационное Определение Хабаровского краевого суда от 20.05.2011 N 33-3335/2011, которым было отменено Решение Вяземского районного суда Хабаровского края от 10.02.2011. Инициатор судебного разбирательства — гражданин, ответчик — гарантирующий поставщик, требования (среди прочего) заключаются в признании установки общедомового прибора учета электроэнергии незаконной, а расчета расхода электроэнергии на общедомовые нужды — недействительным. Рассмотрев материалы дела, кассационная коллегия пришла к следующим выводам. Во-первых, с учетом п. п. 89 и 90 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии право гарантирующего поставщика на получение платы за потребленную электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей жилых помещений в МКД может возникнуть только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета. Соответственно, гарантирующий поставщик не вправе самостоятельно начислять жильцам плату за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды . Поэтому исковые требования о признании недействительным соответствующего расчета подлежат удовлетворению. Что касается приборов учета, кассационная коллегия посчитала действия гарантирующего поставщика нарушающими требования Закона об энергосбережении. Этот Закон возлагает обязанность установить и ввести в эксплуатацию общедомовые приборы учета именно на собственников помещений в МКД. РСО должны лишь представить им предложение об оснащении дома счетчиками. В случае установки прибора учета за счет бюджетных средств собственники помещений освобождаются от соответствующей обязанности. Принудительная установка приборов учета возможна только после 01.07.2012 и только за счет собственников помещений (если расходы оплатила РСО, собственники возмещают их с рассрочкой). Спорный же прибор учета был установлен за счет гарантирующего поставщика (не за счет бюджетных средств) на основании решения, принятого на совещании при главе муниципального образования. Гарантирующий поставщик не обращался к жильцам с предложением об установке прибора учета, договором ресурсоснабжения с УК право РСО на установку общедомового прибора учета не предусмотрено, в общую долевую собственность счетчик не передан. Судебная коллегия считает, что прибор учета установлен в нарушение ст. 13 Закона об энергосбережении, то есть без учета на то волеизъявления собственников помещений дома. Следовательно, установка такого прибора является незаконной, а сам прибор не может быть использован как общедомовой (коллективный) прибор учета электрической энергии.
Аналогичное мнение было высказано в статье Е.В. Емельяновой «Оплата электроэнергии населением напрямую поставщику» (N 10, 2010).
Опираясь на правовую позицию краевого суда, Вяземский районный суд Хабаровского края принял несколько решений по спорам между тем же гарантирующим поставщиком и иными гражданами-потребителями. Выводы из приведенного выше кассационного Определения были фактически транслированы в следующих Решениях указанного районного суда: от 21.12.2011 N 2-718/2011, от 26.10.2011 N 2-612/2011, от 27.10.2011 N 2-591/11. Причем в последнем из названных судебных актов суд удовлетворил требования гражданина не только в части признания прибора учета незаконно установленным, а расчета расхода электроэнергии — недействительным, но и в части возложения на гарантирующего поставщика обязанности отключить и снять спорный общедомовой прибор учета.
Последний имеющийся в распоряжении автора акт — Решение Белевского районного суда Тульской области от 14.02.2012 N 2-17/12, которым был удовлетворен иск прокурора о признании незаконными действий энергосбытовой компании по начислению платы исходя из показаний общедомовых приборов учета и обязании произвести перерасчет платы потребителям. Спорные приборы учета были установлены за счет сетевой компании и принадлежали ей на праве собственности, соответственно, не входили в состав общего имущества в МКД. Вывод суда в интересующей нас части выглядит так: использование показаний коллективных (общедомовых) приборов учета для определения размера платы за коммунальные услуги для жителей возможно лишь в случае, если приборы учета установлены на внешней стене многоквартирного дома либо принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений в данном многоквартирном доме. Спорные приборы учета установлены в основном на опорах воздушных линий электропередачи и в подвалах жилых домов. Ни сетевая компания, ни энергосбытовая организация, ни органы местного самоуправления не известили собственников помещений об установке приборов учета. Таким образом, суд признал, что установка приборов учета в домах произведена с нарушениями процедуры и без согласования с собственниками помещений в многоквартирных жилых домах и, следовательно, нельзя использовать их показания при расчетах.
Общедомовой счетчик электроэнергии: 3 основные задачи прибора
Организация управления дома обязана сообщить владельцам квартир о нужде и требовании в установке общедомового счетчика, а так же показать место установки, а если это не соблюдено, то такая компания рискует быть оштрафована, по той причине что они не выполнили уведомление проводимых мероприятий по отношению к хозяевам квартир. Все задаются вопросом, зачем необходим общий счетчик на дом, если в каждой квартире есть собственный измерительный прибор?
Владельцы квартир не должны создавать препятствия к доступу к сетям энергоснабжения. На плечи владельцев ложится оплата за электросчетчики и может быть выполнена в течение 5ти лет. Если жильцы многоэтажных домов категорически отказываются от установки счетчика, то на них будет наложен административный штраф и наказание управляющей комиссии. Общедомовой счетчик, как и любые другие одпу в многоквартирном доме должен устанавливать специалист, который отвечает за электричество, порядок поставки воды. Замена также проводится строго под его наблюдением. Отказаться от установки нельзя, делается установка без согласия, так как это установленный порядок.
Рекомендуем прочесть: Региональные льготы ветеранам труда в москве в 2020 году
Счетчики потребления электроэнергии
Что такое ОДПУ электроэнергии? Их подразделяют, как и индивидуальные приборы учета, на одно-, двух- и многотарифные. Последний сейчас является самым популярным вариантом, так как позволяет снижать стоимость затрат в ночное, позднее вечернее и дневное время. Цена установки такого счетчика существенно выше, но он быстро окупается.
Выделяют три тарифа: ночной – 23-7 часов; полупиковый – 10-17, 21-23; пиковый – 7-10, 17-21 часов.
Каким образом происходит оплата по разным видам счетчиков? По прибору находится различие между его показателем и сумме по всем квартирам. Полученный результат делится на всех жильцов. Если тарифов много, то по всем отдельно.
Оптимальным вариантом проверки и обслуживания счетчиков является периодический приход специалистов, которые занимались его установкой. Однако такие работы могут проводить обученные люди домоуправляющей компании. Иногда для выявления организаций, нечистых на руку и неправильно фиксирующих показания, по жалобе жильцов, выявивших очевидное завышение тарифа, проверяет организация, занимающаяся поставками электроэнергии, или уполномоченное лицо – представитель плательщиков. При этом осуществляется сверка данных с квитанциями. Например, электроэнергия на общие нужды не может подскочить резко, в 2 раза, просто так, в зависимости от сезона. Такая ситуация требует немедленной проверки.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 № 279-ФЗ, во всех многоквартирных домах при наличии технической возможности должен быть установлен и введён в эксплуатацию общедомовый прибор учёта тепловой энергии. Информацию об этом до собственников должна довести управляющая домом организация.
Согласно ч. 2 ст. 166 ЖК РФ, установить общедомовый прибор учёта, в том числе тепловой энергии, можно в рамках капитального ремонта общего имущества собственников. Если собственники не зависят от сроков региональной программы, накапливая средства на спецсчёте, то они могут провести ОСС и утвердить на нём установку ОДПУ в рамках капремонта.
У собственников, чьи взносы поступают в адрес регоператора по капремонту, такая возможность появится только тогда, когда придёт их очередь проведения капитальных работ. В ином случае на ОСС они должны решить, из каких средств будет финансироваться покупка и установка ОДПУ тепла.
Если собственники на ОСС не примут решения об установке счётчика и финансировании работ, то РСО имеет право поставить ОДПУ самостоятельно до 1 января 2021 года, а затем взыскать с собственников помещений в доме стоимость прибора и монтажа.