Штраф за отсутствие карты водителя для тахографа
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за отсутствие карты водителя для тахографа». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Нормативы об обязательном оснащении автомобилей бортовыми тахографами принимались и внедрялись в первую очередь для снижения аварийности из-за переутомления водителей. Именно поэтому при вождении в гнезде прибора должна находиться личная карта того человека, который управляет автомобилем. Еще один уровень контроля — обязательная активация карты с помощью пин-кода, которая исключает непреднамеренное использования чужого цифрового ключа.
Штраф за езду без тахографа для физических лиц в 2022 году
Эксплуатация транспорта в коммерческих целях предусматривает установку специального оборудования. Отсутствие тахографа, а также просроченная карта или ее отсутствие чревато наложением штрафа как на физическое лицо, так и на ИП. Поскольку представитель ИП — должностное лицо, то размер взыскания для него будет несколько больше, чем для простого водителя:
Нарушение | Физическое лицо | ИП |
---|---|---|
Отсутствие оборудования | 1000-3000 | 5000-10000 |
Тахограф в нерабочем состоянии | 1000-3000 | 5000-10000 |
Нарушен режим работы и отдыха | 1000-3000 | 5000-10000 |
Отсутствие у водителя активной карты или использование чужой карты при эксплуатации ТС | 1000-3000 | 5000-10000 |
Тахограф и карта = контрольный прибор
Тахограф – это специальный прибор, который считывает, регистрирует и хранит основные параметры перемещения автотранспортного средства и рабочее время водителя. К наиболее важным параметрам, учитываемым тахографом, относятся:
- Время нахождения в режиме следования маршруту;
- Время простоя;
- Расстояние, пройденное транспортным средством за указанный промежуток времени;
- Скорость движения автомобиля.
Тахографы в обязательном порядке устанавливаются на автомобили, выполняющие коммерческие перевозки – не только грузовые, но и пассажирские.
На сегодняшний день разрешается использование только цифровых тахографов, зарегистрированных в перечне ФБУ Росавтотранс. Ранее допускалась эксплуатация аналоговых тахографов, но с 1 июля 2016 года такие устройства на территории РФ использовать нельзя. В то же время нужно отметить, что использование аналоговых тахографов допускается для ТС, участвующих в международных перевозках (в странах ЕС такие устройства разрешены и эксплуатируются до сих пор).
Для эксплуатации автомобиля, оборудованного тахографом, у каждого водителя, имеющего права на управление этим транспортным средством, должен быть соответствующий документ – карта тахографа. Карта выдается на срок не более 3 лет и используется для таких целей:
- Идентификации лица, имеющего право на управление ТС, задействованным в сфере коммерческих перевозок.
- Сбор и хранение информации о режиме труда и отдыха водителя.
- Выгрузки данных о времени пребывания в дороге и других сведений движении транспортного средства, хранящихся в памяти устройства.
Наказание за езду без тахографа и карты водителя
Важно понимать, что передвижение без данного устройства грозит определенными шщтрафными санкциями:
Нарушение | Лицо, в отношении которого выносится взыскание | Сумма штрафа и статья, регламентирующая его размер |
---|---|---|
Управление ТС с отсутствующим или неисправным оборудованием | водитель, должностное лицо | 1000-3000 и 5000-10000р соответственно Ч1 |
Блокирование устройства с целью скрыть данные тахографа | Водитель должностное лицо | 1000-3000 и 5000-10000р соответственно Ч1 |
Фальсификация данных тахографа | Водитель, должностное лицо | штраф 1000-3000 и 5000-10000р соответственно Ч1 |
Самовольная модификация аппарата | Водитель, должностное лицо | штраф 1000-3000 и 5000-10000р соответственно Ч1 |
Корректировка данных тахографа | Водитель, должностное лицо | штраф 1000-3000 и 5000-10000р соответственно Ч1 |
Эксплуатация Тс при помощи чуждой карты или наличие собственной просроченной карты для тахографа | Водитель, должностное лицо | штраф 1000-3000 и 5000-10000р соответственно Ч1 |
Нарушение режима труда и отдыха | Водитель | 1000-3000 Ч2 |
Отсутствие тахографа | Юридическое лицо | 10000-30000 |
Штраф за езду без тахографа в ЕС
Попытка передвижения по странам ЕС без тахографа чревата для водителя крупными штрафами. Следует помнить, что в данных странах к транспортным средствам выдвигаются определенные требования.
К числу наиболее распространенных относятся:
- Максимальная продолжительность нахождения водителя за рулем в течение суток не может превышать 8 часов.
- В исключительных случаях допускается нахождение водителя за рулем до 9-10 в течение суток. Но для этого нужны весомые основания, но и периодичность такого явления не должна превышать 2 раза в неделю.
- Через каждые 4 часа нахождения за рулем водитель должен делать перерыв. Его продолжительность не может быть менее 45 минут и это время отдыха не включается в общий отдых в течение суток.
- Минимальная продолжительность отдыха для водителя в течение суток не может составлять менее 11 часов.
- Обязательное наличие выходного дня. В течение рабочей недели, продолжительность которой составляет от 36 до 45 часов водителю положен оплачиваемый выходной день.
- Ответственность за работоспособность и наличие тахографа в кабине транспортного средства полностью лежит на водителе или водителях (в случае, если ТС находится по управлением нескольких человек).
Когда штрафа можно избежать?
Если шофер не хочет получить штраф — без карты водителя для тахографа или с прибором, которые сломался/не был вовремя поверен, в рейс лучше не выходить. Но есть ряд ситуаций, в которых можно избежать штрафа.
Первая ситуация касается переработок водителя, зафиксированных бортовым самописцем. Если будут обнаружены незначительные отклонения от требований законодательства, водитель может объяснить, по какой причине нарушение было допущено. Иногда (например, при попадании в пробку) вовремя прервать вождение невозможно физически — при должной мотивации штрафа можно избежать.
Кроме того, штраф не назначают:
- Если карта или тахограф вышли из строя в ходе рейса. По закону водитель может завершить поездку, не прерываясь на ремонт или заказ новой карты — но все интервалы движения автомобиля он должен фиксировать вручную.
- Если карта водителя отправлена не перевыпуск в результате поломки или порчи (но не истечения срока эксплуатации). Чтобы подтвердить это, нужно предъявить сотруднику ДПС справку, выданную при подаче заявки на повторное оформление карты.
Для какого автотранспорта установка тахографа обязательна?
В ФЗ №196 и Постановлении Правительства №1213 перечислен список транспортных средств, эксплуатируемых в коммерческих целях и на которых бортовой самописец должен стоять обязательно. В него входит 8-местный автотранспорт для пассажирских перевозок массой до 5 т. Также тахографами должны оборудоваться грузовые авто массой от 3,5 до 12 тонн и выше.
В каких случаях не нужно устанавливать тахограф и заводить чип-карту?
В нормативно-правовых документах указывается и перечень автотранспорта, для которого установка тахографа и, следовательно, наличие карты водителя необязательны. В него входят:
- учебные автомобили;
- транспортные средства, использующиеся только на территории предприятий;
- трамваи;
- транспортные средства оперативных служб.
Субъекты, наделенные правом налагать взыскания за езду без карты тахографа
Субъектами, которых закон наделяет правом осуществлять контроль за наличием карточек контрольного устройства и применять за их отсутствие меры административного воздействия в рамках КоАП, являются сотрудники ДПС при выполнении своих служебных обязанностей.
При этом виновными и административно наказуемыми признаются не только отсутствие карточек тахографа, но и:
- отсутствие сертификатов соответствия техрегламенту Таможенного союза, утвержденного решением соответствующей комиссии №710 15.07.2011;
- отсутствие сертификата соответствия требованиям электромагнитной совместимости элементов прибора;
- отсутствие документов о верификации прибора, в которых содержатся сведения об установке, калибровке, пломбировании в мастерской, имеющей аккредитацию;
- отсутствие у водителя возможности предоставить инспектору ДПС распечатку показаний прибора независимо от причин;
- отсутствие, а равно неисправность прибора устанавливаемого в кабине водителя (бортовой самописец) при отсутствии обоснованной уважительной причины;
- отказ водителя допустить инспектора к бортовому прибору.
Кто должен ездить с тахографом в 2022 году?
устанавливает определенные нормы, касающиеся установки и эксплуатации тахографов. Согласно правилам и нормам, в 2022 году устройства должны быть установлены во всех транспортных средствах, чья масса равна от 3,5 до 12 тонн. К данным видам относятся:
- М2 – транспорт для перевозки пассажиров не более 5 тонн, имеющий не менее 8 посадочных мест;
- М3 – транспорт для перевозки пассажиров более 5 тонн, имеющий не менее 8 посадочных мест;
- N2 – транспорт грузового назначения, массой от 3,5 до 12 тонн;
- N3 – транспорт грузового назначения, массой более 12 тонн.
Теперь нужно разобраться для каких видов транспортных средств тахографы в 2022 году при езде не требуются:
- Автобусы, предназначенные для перевозки пассажиров, категорий M2, M3, N2 и N3, осуществляющие каждодневные перевозки в пределах города и обеспечивающие пригородное сообщение.
- Транспортные средства международных перевозок, получившие специальные лицензии и оснащенные заводскими системами контроля и безопасности.
- Строительные автомобили, используемые на объектах.
- Частные транспортные средства, предназначенные для личных перевозок.
- Учебные транспортные средства, в том числе большегрузные фуры и автобусы.
- Автомобили, проходящие испытания.
- Старые ТС, выпущенные более 30 лет назад.
- Машины военного назначения.
- Автомобили, ведущие оперативную работу в рамках задач поставленных МВД или ФСБ РФ.
Как пользоваться и хранить данные — срок эксплуатации
Придерживаться определенных правил следует также при использовании тахографа. Их нарушение тоже может привести к ответственности, причем как внутри компании, так и со стороны закона.
Как правильно ездить на автомобиле с тахографом:
- Вставить свою карту в тахограф и ввести PIN. Если с водителем едет сменщик, то его карточку нужно вставить в соответствующий слот и тоже ввести код.
- При желании произвести настройку прибора, указав яркость дисплея, его автоотключение и т. п.
- Начать движение. Взаимодействовать с прибором не требуется, т. к. он автоматически переходит в режим езды и считывает информацию со всех установленных датчиков.
- При остановках, связанных с работой, нужно активировать режим «Работа», который показывает, что водитель занят иной деятельностью, входящей в рабочий процесс.
- По окончании смены карточку из тахометра нужно достать. На время отдыха следует просто переключать прибор на соответствующий режим.
Как ДПС докажет вашу вину?
Сотрудник ДПС, остановивший автомобиль для проверки легко фиксирует нарушения, которые связаны с неправильным использованием тахографа. Подробнее о том, какие существуют основания для задержки ТС и что будет, если не остановился по требованию сотрудника ДПС, узнайте тут.
В любом нарушении инспектор обладает полным правом составления протокола. Владелец автомобиля вправе оспаривать решения инспектора в суде, при этом придется предоставить расшифровку тахографа с остальными необходимыми документами.
Тахографический датчик непременно должен присутствовать в автомобилях, которые обязаны его установить. Среди плюсов для наемного работника можно обозначить то что сотрудник не вправе работать сверх положенной нормы. И работодатель не вправе требовать с сотрудника переработки, что может грозить ему потерей средств.
Карта водителя для тахографа
Тахограф может работать в трех режимах — вождение, проверка и ремонт. Для работы в первом режиме ему необходима карточка со встроенным микрочипом. На карточке хранятся данные о водителе, для которого она была выпущена. У каждого водителя, работающего на авто с тахографом, должна быть такая карта. Перед началом движения водитель вставляет свою карточку в тахограф, и устройство начинает регистрировать время движения и отдыха. Если карты для тахографа у водителя нет, то ГИБДД может выписать штраф.
За оформление карты водителя ответственна компания, нанимающая его. Она должна подать справку-ходатайство и пакет документов (паспорт, водительское удостоверение, СНИЛС и фото водителя) в аккредитованную компанию. И х список есть на сайте Росавтотранса. Подать документы можно онлайн, лично придя в отделение или в МФЦ по месту жительства.
Стоимость оформления карты для тахографа — около 3–5 тысяч рублей. Каждая компания, выпускающая карты с чипом, может устанавливать свои расценки, поэтому приведенная стоимость примерна. Расходы на оформление этой карты несет работодатель (это указано в статье 22 ТК РФ).
Если у водителя нет карты, его сразу оштрафуют от 1 до 3 тысяч рублей. Затем органы правопорядка будут выяснять, есть ли карта у водителя в принципе. Если ее не выпускали, то наступает ответственность и для транспортной компании, где работает этот водитель. Штраф для юрлица составит от 5 до 10 тысяч рублей. По закону водитель может избежать штрафа, если карта была утеряна в поездке, но, разумеется, никто водителю на слово верить не будет, а доказать, что карточка действительно потерялась, довольно трудно.
Какой штраф за езду без карты водителя для тахографа в 2021 году
Согласно требованиям Приказа Минтранса №273 от 21.08.2013 предусмотрен следующий график оснащения транспортных средств тахографами:
ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ, ПЕРЕВОЗЯЩИЕ ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ
Должны быть оснащены тахографами с блоком СКЗИ
до 1 апреля 2014
АВТОБУСЫ И ГРУЗОВИКИ С МАКСИМАЛЬНОЙ МАССОЙ БОЛЕЕ 15 ТОНН
Должны быть оснащены тахографами с блоком СКЗИ
до 1 июля 2014
ГРУЗОВИКИ С МАКСИМАЛЬНОЙ РАЗРЕШЕННОЙ МАССОЙ ОТ 12 ТОНН
Должны быть оснащены тахографами с блоком СКЗИ
до 1 сентября 2014
ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ С МАССОЙ ОТ 3,5 ДО 12 ТОНН
Должны быть оснащены тахографами с блоком СКЗИ
до 1 апреля 2015
ВСЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА КАТЕГОРИИ N2, N3, М2 и М3
оснащенные организациями-изготовителями ТС тахографами до 1 апреля 2014 года, и транспортные средства , оборудованные тахографами силами сервисных мастерских, в соответствии с требованиями Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств до вступления в силу Приказа Минтранса №273 (до 28.02.2014г.).
до 1 января 2018
Можно ли использовать «старый» тахограф без СКЗИ, ранее установленный в автомобиле?
На транспортных средств категорий N2, N3, М2, М3 замена установленных тахографов на тахографы с СКЗИ производится в срок до 1 января 2018 года:
- если ТС оснащено тахографом заводом-изготовителем до 1 апреля 2014 г.
- если ТС оснащено тахографом сертифицированной мастерской до 23 февраля 2014 г.
При этом, тахограф должен полностью соответствовать всем требованиям Законодательства:
- находится в рабочем состоянии
- быть опломбирован
- иметь сертификат о своевременной калибровке тахографа
- водитель должен использовать карту водителя, соблюдать режим труда и отдыха, предоставлять отчеты тахографа сотрудникам контролирующих организаций
Если на Вашем автомобиле уже установлен тахограф – убедитесь, что он корректно подключен, откалиброван и функционирует с Вашей картой водителя.
Приказ по тахографам с изменениями 2021
Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?
Начиная с 1 ноября 2019 года вопрос решается довольно легко, т.к. тахографы должны устанавливаться на все грузовые автомобили категории С и автобусы категории D. То есть не имеет значения, кто является собственником.
Кроме того, в описанной выше ситуации водителю грозит и наказание за другое нарушение — осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (статья 14.1 КоАП):
1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица —
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.
Размер этого штрафа сопоставим со штрафом за отсутствие тахографа.
Начиная со 2 марта 2018 года использование аналоговых тахографов не допускается. Их нужно заменить на цифровые, имеющие в своем составе блок СКЗИ.
Замена аналоговых тахографов на цифровые со 2 марта 2018 года
Транспортные средства | Срок установки тахографов |
Автобусы, кроме пригородных и городских | 1 июня 2014 |
Пригородные автобусы | 1 июня 2018 |
Городские автобусы | 1 июня 2019 |
Грузовики для перевозки опасных грузов | 1 апреля 2014 |
Грузовики тяжелее 15 тонн для междугородных перевозок | 1 июля 2014 |
Грузовики тяжелее 12 тонн | 1 сентября 2014 |
Грузовики тяжелее 3,5 тонн | 1 апреля 2015 |
Грузовики и автобусы, оснащенные аналоговыми тахографами | 1 июля 2016 |
Грузовики и автобусы, оснащенные цифровыми тахографами без СКЗИ | 1 января 2018 |
Калибровка устройства и способы хранения информации
Для того чтобы обезопасить себя от штрафов, необходимо поддерживать прибор в постоянном рабочем состоянии. Поэтому перед установкой на автомобиль надо выполнить его калибровку. Эту работу выполняют специализированные мастерские на сертифицированном оборудовании. Адрес мастерской можно узнать у компании-продавца.
Документы, подтверждающие прохождение прибором калибровки (тарировки), обязательные к выдаче на руки:
- копия лицензии (разрешения), подтверждающее право исполнителя на выполнение данного вида работ;
- письменное подтверждение того, что на транспортное средство установлен калиброванный тахограф;
- стикер с калибровочными показаниями тахографа, прикрепленный на удобном для проверки инспектором ГИБДД месте.
В некоторых случаях возникает необходимость повторной калибровки прибора:
- при сбое часов более чем на 20 минут;
- после любого вида ремонта;
- при повреждении пломбировки;
- при любых изменения в автомобиле (замена номера, изменение размера шин);
- плановая калибровка через два года.
Размер штрафа за отсутствие тахографа в 2021 году
После изменений, внесенных ФЗ N 216 от 26.07.2019, с 1 ноября 2019 года размеры штрафов составляют:
- Для водителя — 3 000 — 5 000 рублей;
- Для должностного лица — 7 000 — 10 000 рублей;
- Для ИП — 15 000 — 25 000 рублей;
- Для юридического лица — 20 000 — 50 000 рублей
Кого именно оштрафуют, разберем на примерах разных ситуаций:
Пример 1: сотрудник ДПС остановил ТС и обнаружил, что в нем отсутствует тахограф. В этом случае штраф грозит водителю в размере от 3 000 до 5 000 рублей, должностному лицу, выпустившему автомобиль на линию без контрольного устройства 7 000 — 10 000 руб и владельцу ТС от 20 000 до 50 000 рублей.
Пример 2: водитель не смог распечатать контрольную ленту для инспектора, т. к. в тахографе не было бумажной ленты. Т. е. прибор использовался с нарушением требований к эксплуатации. Это нарушение может стать основанием для наказания:
- водителя, который должен обеспечить эксплуатацию прибора в соответствии с Приказом Минтранса и перед началом движения заправить ленту в тахограф;
- должностного лица, ответственного за выпуск ТС на линию;
- организации, автомобиль которой используется с нарушением требований к эксплуатации тахографов;
Водителя оштрафуют на сумму 3 000 — 5 000 рублей, должностное лицо на сумму от 7 000 до 10 000 рублей, организацию на 20 000 — 50 000 рублей.
Как избежать наказания?
Все, ранее описанные нарушения, приводят к штрафу. Заплатить деньги нужно будет обязательно, чтобы иметь возможность в дальнейшем вести трудовую деятельность. Впрочем, исключения тоже бывают. Есть случаи, когда водителю разрешено продолжить поездку, к примеру, в отсутствие карты.
Важно! Штраф за отсутствие карты водителя для тахографа не назначается, если во время поездки карточка была утеряна или сломана. Разумеется, данный факт необходимо подтвердить проверяющему лицу.
В отсутствие карточки, необходимо писать все данные о поездке вручную на обратной стороне ленты тахографа. Иных обстоятельств, позволяющих избежать наказания за отсутствие учетного прибор, отсутствуют.