Налоги и страховые взносы: что изменится с 2023 года?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоги и страховые взносы: что изменится с 2023 года?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


С 1 января 2021 года введен бездекларационный порядок администрирования налога на землю. Вместе с ним под данную категорию попали прочие имущественные налоги юридических лиц. Аналогичный порядок давно применяется для имущества физических лиц.

Изменения, касающиеся страховых взносов, прежде всего обусловлены объединением 1 января 2023 года ФСС и ПФ РФ в единый Фонд пенсионного и социального страхования – Социальный фонд России, СФР (Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ). Часть 20 его ст. 18 предусматривает, что нормативные акты Пенсионного фонда и ФСС продолжат свое действие до момента издания нового акта СФР в соответствующей сфере.

  1. Вводится процедура беззаявительной регистрации страхователей (в том числе организаций), при которой никакие заявления подавать не нужно. Регистрация будет осуществляться в течение трех рабочих дней на основании данных, которые СФР получит от налогового органа в рамках межведомственного обмена и на основании сданной в фонд отчетности по кадрам (пп. «б» п. 5 Закона № 237-ФЗ[3]).

  2. Организации и предприниматели, которые выплачивают вознаграждения физическим лицам, будут исчислять взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, исходя из единой базы по общим тарифам:

    • с выплат, не превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 30%;

    • с выплат, превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 15,1%.

II. Откуда что берется?

Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица на основании поданных налогоплательщиком налоговых деклараций; уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представленных в налоговый орган; сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов; решений налогового органа по результатам мероприятий налогового контроля; судебных решений; решений налогового органа о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налогов и т. д.

По большинству налогов предусмотрены авансовые платежи, есть налоги, по которым отсутствует декларирование. Чтобы в таких случаях налоговые органы могли обработать ЕНП и верно его распределить, организации и ИП не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты, представляют в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов. В нем производится «раскадровка» ЕНП по суммам отдельных авансовых платежей по налогам (налогов, страховых взносов) с указанием сроков уплаты, КПП, ОКТМО и КБК (п. 9 ст. 58 НК РФ).

Уведомление передается в электронной форме с применением УКЭП либо через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН).

В течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности (п. 12, 14, 16 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ).

VI. Распоряжение положительным сальдо единого налогового счета

Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, больше денежного выражения совокупной обязанности.

Налогоплательщик может претендовать на зачет или возврат суммы положительного сальдо в порядке, установленном ст. 78 и 79 НК РФ, которые также изложены в новой редакции. Как для зачета, так и для возврата необходимо заявление налогоплательщика.

Зачет возможен, в частности:

  1. в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов;
  2. в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса).
  3. При этом после 1 января 2023 года налоговые органы не рассматривают заявления (п. 8 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ):

  4. о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений до 31 декабря 2022 года (включительно) налоговым органом не принято решение о возврате денежных средств;
  5. о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений налоговым органом до 31 декабря 2022 года (включительно) не принято решение о зачете.

Новые сроки для бюджетных платежей с 2023 г. – подытоживаем

№ п/п

Налог

Новый срок

1

НДФЛ

  • при удержании с 1 до 22.01 – 28.01;
  • при удержании с 23.12 до 31.12 – до последнего рабочего декабрьского дня;
  • при помесячном удержании с 23 прошедшего до 22 настоящего месяца – до 27 числа настоящего

2

Налог на прибыль

  • помесячные авансы – после завершения месяца не позже 28-го;
  • поквартальные авансы – после окончания квартала не позже 28-го;
  • годовой налог – 28.03

3

НДС

после завершения квартала до 28 числа 1-го, 2-го, 3-го месяца

4

УСН

  • авансы – после завершения квартала до 28-го;
  • налог юрлица за год – 28.03;
  • налог физлица за год — 28.04

5

ЕСХН

  • полугодовой аванс – 25.07;
  • налог за год – 28.03

6

Имущественный, транспортный, земельный

  • авансы – после завершения квартала не позже 28-го;
  • налог за год – 28.02

Обновят сроки уплаты налога на имущество

В настоящий момент налог на имущество и авансы по нему уплачиваются в порядке и сроки, установленные законодательством субъектов РФ. Таким образом, сроки перечисления налога могут значительно различаться в зависимости от региона.

С 2022 года в России будут введены единые сроки уплаты налога на имущество компаний и авансов по нему.

Читайте также:  Восточный гороскоп на 2023-й для тех, кто родился в год Свиньи

По обновленной редакции п. 1 ст. 383 НК налог на имущество нужно будет платить не позже 1 марта года, идущего за прошедшим налоговым периодом. Авансы по нему нужно будет платить не позже последнего числа месяца, идущего за прошедшим отчетным периодом.

Одновременно с этим региональные органы власти утратят право определять эти сроки через законодательство субъектов РФ. Однако они все же смогут влиять на сроки уплаты авансов по налогу на имущество. Так, они также смогут устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков право не рассчитывать и не платить авансы по налогу на имущество в течение налогового периода (п. 6 ст. 382 НК).

КБК для уплаты имущественных налогов

В 2022 году организации при уплате имущественных налогов должны применять коды бюджетной классификации (КБК), утв. приказом Минфина от 08.06.2021 № 75н.

В 2022 году для налога на имущество организаций действуют следующие КБК:

  • 182 1 06 02010 02 1000 110 – сам налог;
  • 182 1 06 02010 02 2100 110 – пени по налогу;
  • 182 1 06 02010 02 3000 110 – штрафы по налогу.

В отношении уплаты организациями транспортного налога в 2022 году действуют следующие КБК:

  • 182 1 06 04011 02 1000 110 — для собственно транспортного налога;
  • 182 1 06 04011 02 2100 110 — для пеней по налогу;
  • 182 1 06 04011 02 3000 110 —для штрафов по налогу.

Земельный налог с участков, расположенных в границах внутригородских муниципальных образований Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя:

  • 182 1 06 06 031 03 1000 110 – для налога;
  • 182 1 06 06 031 03 2100 110 – для пеней;
  • 182 1 06 06 031 03 3000 110 – для штрафов.

КБК для земельного налога с участков, расположенных в границах городских поселений:

  • 182 1 06 06033 13 1000 110 – для налога;
  • 182 1 06 06033 13 2100 110 – для пеней;
  • 182 1 06 06033 13 3000 110 – для штрафов.

КБК для земельного налога с участков, расположенных в границах внутригородских районов:

  • 182 1 06 06032 12 1000 110 – для налога;
  • 182 1 06 06032 12 2100 110 – для пеней;
  • 182 1 06 06032 12 3000 110 – для штрафов.

Срок уплаты налога на имущество организаций

С 2022 г. сроки упла­ты на­ло­га на иму­ще­ство ор­га­ни­за­ций, а также сроки упла­ты аван­со­вых пла­те­жей уста­нов­ле­ны в НК РФ – вла­сти субъ­ек­тов РФ боль­ше эти сроки не уста­нав­ли­ва­ют (п. 1 ст. 383 НК РФ ). Далее приводим новые сроки уплаты налога на имущества в 2022 году в таблице:

Пе­ри­од, за ко­то­рый упла­чи­ва­ет­ся налог/аванс Край­ний срок упла­ты
За 2021 год 01.03.2022
За I квар­тал 2022 г. 04.05.2022
За II квар­тал 2022 г. 01.08.2022
За III квар­тал 2022 г. 31.10.2022
За 2022 год 01.03.2023

Срок уплаты земельного налога

В 2022 году зе­мель­ный налог и аван­со­вые пла­те­жи по нему упла­чи­ва­ют­ся так:

Пе­ри­од, за ко­то­рый упла­чи­ва­ет­ся налог/аванс Край­ний срок упла­ты
За 2021 год 01.03.2022
За I квар­тал 2022 г. 04.05.2022
За II квар­тал 2022 г. 01.08.2022
За III квар­тал 2022 г. 31.10.2022
За 2022 год 01.03.2023

Есть ли льготы по имущественным налогам для военнослужащих?

На федеральном уровне льгот по транспортному и земельному для военнослужащих не предусмотрено, но они могут быть предусмотрены законами субъектов РФ (ст. 387 НК РФ).

Льгота по налогу на имущество физических лиц для военнослужащих предоставляется в отношении только одного объекта налогообложения каждого вида, не используемого в предпринимательской деятельности:

  • квартира или комната;
  • жилой дом;
  • помещение или сооружение, указанные в пп. 14 п. 1 ст. 407 НК РФ;
  • хозпостройка, указанная в пп. 15 п. 1 ст. 407 НК РФ;
  • гараж или машино-место.

Льготы по имущественному налогу

Законодательство РФ устанавливает достаточно широкий спектр категорий граждан, имеющих льготы по уплате налога на недвижимость. Полный перечень данных категорий определен в статье 407 Налогового Кодекса РФ.

В общем случае льгота преполагает полное освобождение гражданина от обязанностей по уплате имущественного налога.

Отдельные льготы — например, расширяющие перечни граждан, указанные в статье 407 НК РФ, могут устанавливаться региональным законодательством.

Для применения льготы человек должен обратиться в Налоговую инспекцию (ФНС) с документами, подтверждающими право на пользование соответствующими привилегиями. Налоговики в ответ на данное обращение, как правило, осуществляют перерасчет имущественного налога.

Если право на льготу возникает у гражданина в определенный месяц, то начиная со следующего месяца имущественный налог не начисляется. Полный перерасчет налога с учетом льготы возможен за 3 года, которые предшествуют тому, в котором гражданин обратился в ФНС по вопросу применения льготы.

Если выяснится, что налог не должен был быть уплачен либо оказался переплачен — то есть, по льготе его величина должна была быть меньше, то сумму соответствующей переплаты гражданин может вернуть из бюджета. Для осуществления процедуры возврата данной переплаты налогоплательщику необходимо передать в ФНС заявление по установленной форме.

Срок уплаты налога на имущество организаций в 2022 году

С 2022 года сроки уплаты налога на имущество организаций установлены в НК РФ и их более регионы не определяют.

Вид налога Период уплаты Срок уплаты
Налог на имущество организаций За 2021 год Не позднее 01.03.2022
За I квартал 2022 г. Не позднее 04.05.2022
За II квартал 2022 г. Не позднее 01.08.2022
За III квартал 2022 г. Не позднее 31.10.2022
За 2022 год Не позднее 01.03.2023

Сроки уплаты земельного налога в 2022 году

Вид налога Период уплаты Срок уплаты
Земельный налог За 2021 год Не позднее 01.03.2022
За I квартал 2022 г. Не позднее 04.05.2022
За II квартал 2022 г. Не позднее 01.08.2022
За III квартал 2022 г. Не позднее 31.10.2022
За 2022 год Не позднее 01.03.2023

Исчисление налога на прибыль

По налогу на прибыль налоговый период — календарный год, но в течение этого периода налогоплательщики рассчитывают авансовые платежи (п. 2 ст. 286 НК). Принцип расчета вне зависимости от периода одинаковый — база для расчета формируется нарастающим итогом с начала года. В то же время частота расчета авансовых платежей различается и зависит от периодичности, выбранной налогоплательщиком (п. 2 ст. 285 НК) — ежеквартальная или ежемесячная.

При ежемесячном исчислении авансы рассчитываются по окончании каждого месяца на основании прибыли, которая сформировалась фактически за период с начала года. Сумма аванса к уплате за месяц исчисляется как разница сумм налога, рассчитанных за текущий и предыдущий периоды (п. 2 ст. 286 НК).

Читайте также:  Дисциплинарная ответственность и ее виды

При ежеквартальном исчислении авансы рассчитываются по окончании каждого квартала на основании фактически сформированной прибыли с начала года. Соответственно, нужно брать базу за все кварталы с начала года, а налог к уплате за год исчисляется как разница сумм налога, рассчитанных за текущий и предыдущий отчетный периоды.

Но простой способ расчета доступен не всем налогоплательщикам, а только тем, у которых доход от продаж за предыдущий кварталу расчета период времени, равный четырем кварталам, не больше 15 млн. руб. в среднем по каждому кварталу. Кроме того, этот метод не могут использовать бюджетные и автономные учреждения, НКО и иностранные компании, участники простых и инвестиционных товариществ (п. 3 ст. 286 НК).

Внимание! В 2022 году компании, уплачивающие обычные ежеквартальные авансы, вправе перейти на уплату ежемесячных авансов по прибыли с марта или любого последующего месяца текущего года.

Прочие налогоплательщики производят ежеквартальные расчеты с ежемесячной уплатой авансов в размере 1/3 от суммы налога за предыдущий квартал и далее доплачивают остаток по итогам текущего квартала (п. 2 ст. 286 НК). Поскольку сроки исчисления налога по результатам работы за 4 квартал не дают возможности ориентироваться на реальные значения, авансы в 1 квартале равны установленным на последний квартал предшествующего года. Иными словами, аванс за 1 квартал текущего года равен величине фактического налога за 3 квартал прошлого года.

Таким образом, по окончании квартала, в котором производилась уплата авансов, рассчитанных по последнему варианту, для определения суммы налога к уплате нужно учитывать не только авансы, начисленные за прошлый отчетный период, но и суммы, которые обязательны к уплате за последний квартал отчетного периода. В такой ситуации возможно, что налогооблагаемый доход может снизиться, и тогда налогоплательщик излишне уплатит авансы.

Новый порядок налогообложения имущества организаций

  • Отменяются декларации по транспортному и земельному налогам для организаций (Подробнее…)
  • Устанавливаются единые сроки уплаты транспортного и земельного налогов для организаций — не позднее 1 марта (Подробнее…)
  • Вводится обязанность представлять сообщение о наличии у организации транспортных средств и (или) земельных участков, признаваемых объектами налогообложени (Подробнее…)

В предыдущем году движимые активы, принятые компанией на баланс после 1 января 2013 года, не подлежали налогообложению. Данное правило не действовало в отношении активов, которые компания получила от так называемого зависимого контрагента. Это исключение было введено для того, чтобы устранить случаи искусственного занижения суммы, подлежащей уплате в бюджет посредством передачи активов между дружественными компаниями. Действие указанной нормы прекратилось 1 января того года.

Теперь, согласно Федеральному Закону за №335-ФЗ от 27 ноября 2017 года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ» движимые активы предприятий снова стали входить в налогооблагаемую базу.

Помимо того, в соответствии с новой редакцией статьи 380 указанного кодекса и статьи 381.1. льготы, действующие в отношении активов компании, входящих в 3-10 амортизационные группы, больше не работают. Тем не менее, в отношении активов, обозначенных в пункте 25 статьи 381 главного фискального документа России, с даты выпуска которых истекло не более 3 лет, а также активов, которые классифицируются как инновационное высокоэффективное оборудование, могут применяться дополнительные льготы вплоть до полного освобождения компании от уплаты обозначенного вида обязательных платежей в бюджет.

Согласно статье 373 Главы 30 главного фискального документа страны, которая является частью второй документа, подписанного Президентом Российской Федерации 05 августа 2000 года и вступившего в силу 1 января 2001 года, налогоплательщиками указанного вида обязательного платежа признаны предприятия, в собственности которых имеется капитал, признанный объектом налогообложения согласно статье 374 главного фискального документа страны.

Что касается действующих в 2021 году ставок по данному виду платежей, то размер максимальной ставки по налогу на движимое имущество не превышает 1,1%.

В 2021 году организации, работающие по упрощенной системе налогообложения, также освобождены от данного вида обязательств перед государственным бюджетом. Для них в качестве объекта налогообложения выступает только недвижимое имущество, которое имеет кадастровую стоимость на начало отчетного периода.

В отношении остальных хозяйствующих субъектов, являющихся владельцами движимого имущества, исчисление налогов осуществляется в соответствии с региональным законодательством.

Ниже в таблице приведены максимальные ставки, предусмотренные Налоговым кодексом РФ:

Вид имущества Максимальная ставка, согласно НК РФ
по видам имущества, не включенным в один из нижеперечисленных пунктов 2,2 процента
по кадастровой стоимости недвижимости в Москве 1,4 процента
по кадастровой стоимости недвижимости для всех субъектов РФ, за исключением г. Москва 2 процента
виды имущества, обозначенного постановлением Правительства РФ от 30.09. 2004 № 504. При расчете налога по объектам, введенным в эксплуатацию после 30.12. 2021 года, можно использовать понижающие коэффициенты. 1,0 процент
по магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружениям, которые являются неотъемлемой частью указанных ниже объектов 1,6 процента
по объектам магистральных газопроводов, газодобычи, производства и хранения гелия; освобождение от уплаты
по объектам, конкретный перечень которых утвержден распоряжением Правительства РФ от 19.10. 2021 № 2188-р. При расчете налога за 2021 год руководствуйтесь перечнем, который указан в абзаце 3 пункта 1 распоряжения. освобождение от уплаты

Налог на имущество в 2021 году для юридических лиц

В числе существенных нововведений – отмена налоговых деклараций по земельному налогу и изменение сроков его уплаты.

1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

Статья 398 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по земельному налогу. Соответственно, декларации за 2020 г. представлять не потребуется. С 1 января 2021 г. налоговые органы будут принимать декларации, в том числе уточненные, только за налоговые периоды, предшествующие 2020 г., а также уточненные декларации, если первоначально налоговые декларации были представлены в этом году в случае реорганизации организации1.

С нового года налоговые органы будут направлять организациям-налогоплательщикам сообщения об исчисленных суммах земельного налога. В случае неполучения такого сообщения налогоплательщик будет обязан передать в налоговый орган информацию о наличии каждого из принадлежащих ему земельных участков до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2.2 ст. 23 НК РФ).

2. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

  • Изменены сроки уплаты земельного налога. Законодательные органы муниципальных образований больше не будут устанавливать эти сроки (п. 2 ст. 387 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по земельному налогу нужно будет уплачивать не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 397 НК РФ).
  • Изменен порядок рассмотрения уведомления о выбранном для получения налогового вычета земельном участке (п. 6.1 ст. 391 НК РФ). Теперь такое уведомление рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления этого срока еще на 30 дней).
  • Внесены изменения в п. 1.1 ст. 391 НК РФ относительно учета сведений об изменяемой кадастровой стоимости участков. Изменение кадастровой стоимости, произошедшее в течение налогового периода, более не будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах, за исключением случаев, при которых учет подобных изменений будет предусмотрен п. 1.1 ст. 391 НК РФ и законодательством РФ.
  • В случае когда кадастровая стоимость земельного участка будет изменена вследствие установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 1.1 ст. 391 НК РФ).
Читайте также:  Каковы правила и порядок прохождения ТО?

Из важного – отменены налоговые декларации по транспортному налогу и изменены сроки его уплаты. Также предусмотрены особенности прекращения уплаты налога в связи с уничтожением транспортного средства.

1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

  • Статья 363.1 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по транспортному налогу. Налог они будут уплачивать на основании собственных расчетов.
  • Налоговые органы начнут направлять налогоплательщикам-организациям сообщения об исчисленных суммах налога. В случае несогласия с расчетом налога налогоплательщик вправе в течение 10 дней со дня получения сообщения представить в налоговый орган пояснения или документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога. Срок рассмотрения таких пояснений составляет 1 месяц (с правом его продления еще на 1 месяц). По его истечении налогоплательщику направляется уточненное сообщение об исчисленной сумме налога (в течение 10 дней после составления такого сообщения) либо требование об уплате налога, если по результатам рассмотрения пояснений выявлена недоимка (п. 4–6 ст. 363 НК РФ).

2. Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ.

Законодательные органы субъектов РФ больше не станут определять сроки уплаты транспортного налога (абз. 2 ст. 356 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по транспортному налогу нужно будет вносить не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).

3. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

В случае уничтожения транспортного средства исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца, в котором ТС было утрачено. Только для этого налогоплательщику нужно будет подать соответствующее заявление. К нему можно приложить документы, подтверждающие факт уничтожения ТС. Заявление должно быть рассмотрено в течение 30 дней. Затем налогоплательщику будет направлено уведомление о прекращении исчисления налога или сообщение об отсутствии основания для этого.

Законодатель обновил условия налогообложения при изменении кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода и уточнил особенности заполнения налоговой декларации.

1. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

  • Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах только в случае, если это будет прямо предусмотрено п. 15 ст. 378.2 НК РФ и законодательством РФ, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки.
  • Если кадастровая стоимость объекта налогообложения будет изменена по причине установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 15 ст. 378.2 НК РФ).
  • В налоговой декларации должны быть отражены сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 386 НК РФ).
  • Согласно п. 1.1 ст. 386 НК РФ налогоплательщик, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта РФ, вправе представлять налоговую декларацию в отношении таких объектов в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ. Это уведомление подлежит рассмотрению в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления данного срока еще на 30 дней). При наличии оснований, препятствующих применению предусмотренного п. 1.1 ст. 386 НК РФ порядка представления налоговой декларации, налоговый орган должен будет сообщить об этом налогоплательщику.

На фоне нововведений, коснувшихся земельного и транспортного налогов, изменения в части налога на имущество организаций выглядят скромно. В то же время тенденции в судебной практике показывают, что именно этот налог чаще становится причиной споров.

Подавляющее большинство споров по налогу на имущество организаций по-прежнему сконцентрировано вокруг утративших силу еще 1 января 2019 г. положений п. 25 ст. 381 НК РФ. Они предусматривали освобождение от налога для движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве объектов основных средств. После упразднения этой нормы движимое имущество и вовсе было исключено из перечня облагаемых налогом объектов, однако это не поспособствовало решению вопроса о том, как отграничить для целей налогообложения движимое имущество от недвижимого.

Теоретически серьезных проблем при таком разграничении возникать не должно. Разумному налогоплательщику следовало бы напрямую обратиться к ст. 130 ГК РФ, руководствуясь положениями п. 1 ст. 11 НК РФ о том, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства, используемые в НК РФ, должны применяться в том значении, в каком они используются в этих отраслях. В ст. 130 ГК РФ установлено следующее: к недвижимым вещам относится все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *