Изменения в НК РБ с 2023 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в НК РБ с 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Так, с 2023 года пользоваться этой системой не вправе индивидуальные предприниматели и нотариусы. Основной запрет на УСН для ИП, оказывающих услуги, был введен с 2022 года, но для некоторых категорий предпринимателей делалось исключение. Так, остаться на «упрощенке» могли ИП, работающие в сфере здравоохранения, общепита, туризма, программирования. Но с 2023 года запрет на применение УСН распространяется на всех предпринимателей.

Ставки налога на профессиональный доход

Устанавливаются две ставки, по которым будет начисляться профессиональный доход (п. 191 ст. 1, ст. 381−2 проекта НК-2023).

10% в отношении профессионального дохода, полученного от:

  • физических лиц (независимо от его размера);
  • иностранных организаций и иностранных индивидуальных предпринимателей (независимо от его размера);
  • белорусских организаций и белорусских индивидуальных предпринимателей в размере, не превышающем 60 000 белорусских рублей в целом за год.

20% в отношении профессионального дохода, полученного:

  • от белорусских организаций и белорусских индивидуальных предпринимателей, в размере, превысившем 60 000 белорусских рублей в целом за год;
  • при выявлении налоговым органом факта получения плательщиком дохода без формирования чека посредством приложения «Профналог».

• Изменится ли с 2023 г. порядок определения налоговой базы по УСН по договорам, в которых сумма обязательств выражена в иностранной валюте (в том числе эквивалентно сумме в иной иностранной валюте), а также в белорусских рублях эквивалентно сумме в иностранной валюте?

• Организация применяет в 2022 году общий порядок налогообложения, с 2023 года планирует перейти на УСН с отражением выручки по принципу оплаты. От заказчика в 2022 году поступила предоплата за товар, который будет отгружен в 2023 году. Каким налогом и по какой ставке облагается такая реализация?

• Теряет ли организация, оказывающая услуги транспортной экспедиции, право на УСН в 2023 году?

• Организация розничной торговли в 2022 году применяет УСН и арендует помещение под магазин. Арендодателю реализует товары, оплата по которым проводится взаимозачетом в счет возмещения коммунальных услуг. Имеет ли организация право применять УСН?

• Численность работников организации в среднем за 2022 г. составила 10 чел., а валовая выручка нарастающим итогом с начала 2022 г. — 880 000 бел. руб. В 2023 г. такая организация обязана вести одновременно как бухгалтерский учет, так и книгу учета доходов и расходов?

• С 2023 г. получение арендодателем от арендаторов сумм возмещения стоимости коммунальных услуг, не включаемых в налоговую базу налога при УСН, будет служить основанием для утраты права на УСН?

• Организация-комиссионер в 2022 г. применяет УСН. В соответствии с условиями заключаемых договоров денежные средства за приобретаемые товары покупатель в полном объеме перечисляет на расчетный счет организации-комиссионера. Впоследствии организация-комиссионер полученную за товар сумму перечисляет комитенту за минусом причитающихся ей сумм комиссионного вознаграждения и дополнительной выгоды. Утратит ли организация-комиссионер право на применение УСН в 2023 г.?

• Организация (арендодатель) является членом товарищества собственников, применяющего в 2022 г. УСН, и сдает помещение в аренду. Стоимость коммунальных расходов товариществу собственников возмещает арендатор. Верно ли, что товарищество собственников в 2023 г. сохраняет право на УСН, поскольку в данном случае получает сумму, которая не является суммой, включаемой в валовую выручку товарищества на основании подп.2.10 п.2 ст.328 НК-2023?

• Какие критерии должны соблюдаться для перехода на УСН с 2023 г.? В какой срок необходимо представить уведомление о переходе на УСН с 2023 г.?

• Обязана ли организация уведомлять налоговый орган о своем решении отказаться от применения УСН с 1 января 2023 г.?

Что прокомментировано в книге?

В книге приведен полный текст Налогового кодекса РБ 2021 (общая и особенная части) со всеми приложениями с учетом изменений, внесенных Законом от 29.12.2020 № 72-З «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь»

В комментарии мы рассмотрели изменения в НДС и акцизы, налоги на прибыль и доходы, ресурсные (экологический, земельный, недвижимость) платежи, УСН и подоходный налог.

Мы также детально рассматриваем нововведение 2021 года — транспортный налог и порядок его исчисления и уплаты в бюджет согласно новой главе 281 НК.

В комментарий к изменениям в НК мы также включили анализ норм статей 2 – 7 Закона № 72-З, не включенных в текст самого кодекса, но вступающих в силу и обязательных для применения с 1 января 2021 года.

Налог на профессиональный доход

Согласно изменениям в Налоговом кодексе, физические лица, которые с 2023 года не вправе уплачивать единый налог, могут перейти на уплату налога на профессиональный доход.

Для этого нужно уведомить налоговый орган по месту постановки на учет о своем решении и скачать бесплатное приложение «Налог на профессиональный доход» (НПД). Но нужно учитывать, что перечень видов деятельности, облагаемых налогом на профессиональный доход, пока еще не определен.

Ставки налога на профессиональный доход планируют установить в следующих размерах:

  • 10 % – в отношении дохода, полученного плательщиками от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • 20 % – в отношении профессионального дохода, превысившего в пределах календарного года 60 000 белорусских рублей, и средств, полученных от организаций и индивидуальных предпринимателей, которые состоят на учете в налоговых органах Беларуси.

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

Индивидуальный предприниматель, применяющий общий порядок налогообложения становится плательщиком НДС при превышении выручки 460 000 (было 465 255) белорусских рублей. Основание: статья 1 пункт 49 Законопроекта

49. В пункте 1 статьи 113:

в подпункте 1.1:

в части первой цифры «465 255» заменить цифрами «460 000»

С 1 января 2023 года вводится новый налог на профессиональный доход (гл. 40 проекта НК-2022).

Другие изменения опубликуем позже. Законопроект сложный для анализа изменений — из-за наличия разных дат вступления в силу пунктов (абзацев). Определенные пункты (абзацы) вступают в силу после официального опубликования, другие с 01.01.2022, с 01.07.2022, с 01.01.2023 года

[скачать id = «3767»]

Опубликован новый проект изменений в Налоговый кодекс

  • МНС: транспортный налог в вопросах-ответах 16.02.2022
  • УСН при разработке и размещении мобильных приложений на площадке AppStore 16.02.2022
  • Стандартные вычеты по подоходному налогу в 2022 году 14.02.2022
  • Разъяснения МНС о применении ИП УСН (лесозаготовки, туризм, разработка ПО, 3D-моделей) 13.02.2022
  • Коэффициенты переоценки зданий и сооружений на 01.01.2022 12.02.2022
  • Новости законодательства (сентябрь 2021 — январь 2022) 12.02.2022
  • Срок уплаты ФСЗН и срок подачи ПУ-3 за 2021 год для ИП 09.02.2022
  • Кто же все-таки из ИП остается в 2022 году на УСН? 10.01.2022
  • Разъяснения МНС об изменениях в НК-2022 09.01.2022
  • Налоговый кодекс — 2022 официально опубликован 04.01.2022

Новое налоговое законодательство принесет изменения в порядке ведения учета. Компании, работающие с «упрощенкой», обязаны вести учет в книге учета доходов и расходов организаций, применяющих УСН. Данный учет может осуществляться в личном кабинете плательщика по установленной форме. Это новшество открывает и некоторые технические возможности: выбрав этот вариант учета, вы сможете использовать электронные сервисы, функционирующие в личном кабинете, для заполнения книги учета доходов и расходов и декларации по налогу при УСН.

Организации по-прежнему вправе вести бухгалтерский учет и (или) составлять бухгалтерскую отчетность на общих основаниях, в том числе в целях организации учета, не обеспеченного ведением учета в указанной книге (п. 5 ст. 33 проекта НК-2022). Однако кассовый принцип отражения выручки сохраняется в любом случае.

В Новый год с новыми налогами. Часть 1: «упрощенка», единый налог с ИП и физлиц

Филиалы организаций и курсовые разницы

Одно из дополнений решает проблему учета курсовых разниц в организациях, имеющих филиалы. В следующем году планируется, что курсовые разницы, возникающие в бухучете при пересчете выраженной в иностранной валюте и (или) белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, обязательств по кредитам и займам, определяемые в порядке, установленном законодательством, можно будет по решению руководителя организации распределять между организацией и филиалами независимо от результатов их финансово-хозяйственной деятельности пропорционально критерию, определенному учетной политикой организации.

В 2022 году может измениться порядок применения инвестиционного вычета, включаемого в состав затрат по производству и реализации (подп.2.2 ст. 170 НК).

Прежде всего, в сумму, с которой можно сделать инвестиционный вычет, наряду с реконструкцией, модернизацией, реставрацией, будет включаться, среди прочего, стоимость вложений в основные средства, используемые в предпринимательской деятельности, в связи с их дооборудованием, возведением последующих очередей строительства, пусковых комплексов.

Инвестиционный вычет

Увеличивается предельный размер инвестиционных вычетов:

  • по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам – с 15 до 20% первоначальной стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию), а по машинам и оборудованию, транспортным средствам (за исключением легковых автомобилей, кроме относимых к специальным, а также используемых для оказания услуг такси) – с 30 до 40%.

Напомним, компании в Оршанском районе с 1 января 2019 по 31 декабря 2021 г. вправе применять инвестиционный вычет в размерах до 30% по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам и до 50% по машинам и оборудованию, транспортным средствам (подп. 4.4, п. 26 Указа от 31.12.2018 № 506). Так что в новом году оршанский опыт будет частично распространен на всю республику.

Инвестиционный вычет не применяется к первоначальной стоимости основных средств, полученных безвозмездно либо первоначальная стоимость которых сформирована (за счет безвозмездно принятых затрат, произведенных при создании объектов. При этом более не имеет значения, формировалась ли первоначальная стоимость этих объектов за счет безвозмездных поступлений (затрат).

Кроме того, инвестиционный вычет по основным средствам (стоимости вложений в реконструкцию), первоначальная стоимость которых сформирована частично (осуществленных частично) за счет безвозмездно принятых затрат, бюджетного финансирования будет применяться лишь к той части первоначальной стоимости (стоимости вложений в реконструкцию) основных средств, которая сформирована без учета сумм безвозмездно принятых затрат или бюджетного финансирования.

Оплата труда

В подп. 2.9 ст. 170 НК уточняется, что в состав затрат по производству и реализации включаются расходы на оплату труда (любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах за исполнение трудовых обязанностей, в том числе все виды стимулирующих и компенсирующих выплат, в размерах и по основаниям, установленным законодательством, соглашением, коллективным договором, иным локальным правовым актом, трудовым договором), а также на выплату среднего заработка и выходных пособий, начисляемых в случаях, предусмотренных законодательством, за исключением выплат, не учитываемых при налогообложении, перечисленных в подп. 1.3 ст. 173 НК. Таким образом, речь идет практически о любых видах стимулирующих и компенсирующих выплат, а не только о вознаграждениях по итогам работы за год, выплатах, носящих характер вознаграждений по итогам работы за год, премиях, доплатах, надбавках. Не включаются в затраты лишь выплаты, прямо названные в подп.1.3 ст. 173 НК.

Реклама

Планируется изменить подход к включению в состав затрат, учитываемых при налогообложении, расходов на рекламу. В полной сумме в состав затрат будут включаться только расходы на следующие виды рекламы (подп. 2.10 ст. 170 НК):

  • на рекламные мероприятия через СМИ (в т.ч. объявления в печати, передача по радио и телевидению), информационно- телекоммуникационные сети;

  • на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

  • на участие в выставках, ярмарках, экспозициях;

  • на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов;

  • на изготовление рекламных брошюр, каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации.

Расходы на все иные виды рекламы, а также на приобретение (изготовление) призов, вручаемых в виде выигрыша при проведении в соответствии с законодательством рекламной игры, будут нормироваться и учитываться при налогообложении в составе прочих затрат, т. е. в пределах 1% выручки вместе с остальными «прочими» затратами, перечисленными в п. 2 ст. 171 НК.

Помимо пеней, штрафов, иных санкций за нарушение законодательства, перечисляемых в республиканский и местные бюджеты или в бюджеты государственных внебюджетных фондов, при налогообложении не будут учитываться также суммы неустоек (штрафов, пеней), суммы, подлежащие уплате в результате применения мер ответственности за нарушение обязательств, предусмотренных зак��юченными с Республикой Беларусь инвестиционными договорами.

Одновременно уточняется, что санкции и иные мер ответственности за нарушение условий инвестиционных договоров, заключенных с Республикой Беларусь, не будут включаться и в состав внереализационных расходов (подп. 3.1 ст. 175 НК). Однако санкции за нарушение иных договоров могут включаться в состав внереализационных расходов, даже если они перечисляются в республиканский и местные бюджеты.

В состав внереализационных доходов с нового года будут включаться средства фондов предупредительных (превентивных) мероприятий (за исключением средств, поступающих в рамках целевого финансирования из республиканского бюджета) (подп. 3.42-1 ст. 174 НК). Напомним, такие фонды создаются страховыми компаниями в соответствии с Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утв. указом от 25.08.2006 № 530, и Положение о порядке и направлениях использования средств фондов предупредительных (превентивных) мероприятий по видам добровольного страхования, утв. Постановлением Совмина от 04.11.2006 № 1462.

Вклады в имущество хозяйственных обществ

С 28.04.2021 г. вступила в силу норма ст. 29-1 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах», позволяющая участникам хозобществ вносить вклады в имущество своих компаний, не приводящие к увеличению уставного фонда и изменению размера долей (номинальной стоимости акций). Чтобы обеспечить более комфортное применение этой нормы, ст. 175 НК дополняется подпунктом 4.25, согласно которому такие вклады не будут включаться в состав внереализационных доходов хозяйственных обществ.

Отметим также, что ст. 31 Общей части НК будет дополнена подп.2.7.12, согласно которому не признается реализацией безвозмездная передача таких вкладов.

Таким образом, предоставленная Законом Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» возможность участников вносить вклады в имущество общества, не увеличивая при этом уставный фонд, обретает практический интерес.

НДС

В состав внереализационных расходов будут включаться суммы НДС, исчисленные в порядке, установленном законодательством, с сумм увеличения налоговой базы НДС, в соответствии с частью 2 п. 39 ст. 120 НК. Напомним, налоговая база по НДС определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РБ и увеличивается на суммы, фактически полученные (причитающиеся к получению), указанные в п. 4 ст. 120 НК:

  • за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права сверх цены их реализации, либо иначе связанные с оплатой этих объектов;

  • в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров;

  • в виде дополнительной выгоды за реализованные комиссионером товары (работы, услуги), имущественные права на условиях, более выгодных, чем те, которые были указаны комитентом. При этом налоговая база увеличивается у каждого из участников договора комиссии в части причитающейся им дополнительной выгоды;

  • в виде процентов (платы) за пользование коммерческим займом, предоставленным продавцами в виде отсрочки или рассрочки оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

Читайте также:  Всё, что нужно знать об оплате больничного листа после увольнения сотрудника

Резервы по сомнительным долгам

Подп. 3.48 ст. 175 НК дополняется нормой, согласно которой по дебиторской задолженности, выраженной в иностранной валюте и (или) белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, резерв по сомнительным долгам создается исходя из суммы выручки в белорусских рублях, отраженной в налоговых декларациях (расчетах) по налогу на прибыль.

Резервы сомнительных долгов с 1 января не будут формироваться по дебиторской задолженности:

  • возникшей в отношении выручки, внереализационных доходов, по которым белорусская организация имела право применять законодательство, устанавливающее освобождение от налога на прибыль (право на неуплату налога на прибыль);

  • возникшей в период применения организацией особых режимов налогообложения;

  • в размере имеющегося у организации встречного обязательства (кредиторской задолженности) перед контрагентом.

Налоговый Кодекс Республики Беларусь

Рaссмoтрим кaкиe планируются произойти измeнeния с размерами налоговых вычетов по подоходному налогу в 2021 г., a также сравним с показателями 2020 года. (см. таблицу ниже).

Кому положен вычет

Размер вычета (за месяц)

2020

2021

Плательщикам, получившим доход за месяц в сумме, не превышающей установленный предел

117 р.

126 р.

при условии, что размер дохода, подлежащего налогообложению, не превышает

709 р.

761 р.

Индивидуальным предпринимателям (нотариусам, адвокатам), не имеющим в течение отчетного (налогового) периода (его части) места основной работы (службы, учебы) и получившим доход, не превышающий установленный предел

117 р.

126 р.

при условии, что размер доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму профессиональных налоговых вычетов, не превышает в соответствующем календарном квартале

2126 р.

2283 р.

На ребенка в возрасте до 18 лет и (или) каждого иждивенца

34 р.

37 р.

Вдове (вдовцу), одинокому родителю, приемному родителю, опекуну или попечителю — на каждого ребенка в возрасте до 18 лет и (или) каждого иждивенца

65 р.

70 р.

Родителям, имеющим двух и более детей в возрасте до 18 лет или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, — на каждого ребенка

Категориям плательщиков, указанным в подпункте 1.3 пункта 1 статьи 209 Налогового кодекса РБ

165 р.

177 р.

В случае если плательщиком несвоевременно представил налоговому агенту документы, подтверждающие его право на стандартные налоговые вычеты, то налоговый агент должен произвести перерасчет подоходного налога. Излишне удержанные суммы подоходного налога засчитываются налоговым агентом в уплату предстоящих платежей подоходного налога либо возвращаются по заявлению плательщика.

Налоговый кодекс 2021: что изменилось

— 1. Новая редакция Налогового кодекса (далее — НК) дополнена новым критерием для признания расходов экономически необоснованными — имущество не передано в аренду (финансовую аренду (лизинг)) и продолжает использоваться арендодателем (лизингодателем) (п. 4.1 ст. 169).

Примером такой ситуации на практике может служить заключенный между организациями и/или ИП договор аренды, по которому договор и все отношения между субъектами существуют только на бумаге, фактически имущество в пользование не передается. Такого рода сделки часто совершаются между взаимозависимыми компаниями для увеличения размера расходов для налога на прибыль.

2. НК-2021 дополнен нормой (пп. 2.9. ст. 170), в соответствии с которой в состав расходов для налога на прибыль включаются расходы на оплату труда. В них включены:

  • Любые начисления физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и (или) натуральной форме
  • Вознаграждения по итогам работы за год и выплаты, которые носят характер вознаграждений по итогам работы за год
  • Премии, доплаты, надбавки, связанные с режимом работы или условиями труда, предусмотренные законодательством и (или) трудовым договором, соглашением, коллективным договором, на основании законодательства.

Ранее такие расходы учитывались плательщиками в составе нормируемых затрат, то есть включались в состав нормируемых расходов в размере не более 1% выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и сумм доходов. Новая норма позволяет все расходы на оплату труда, в том числе годовые премии, бонусы и др., включать в состав расходов на оплату труда для налога на прибыль.

1. Внесено дополнение, согласно которому физические лица, получающие доходы в виде дивидендов, облагаемые подоходным налогом по ставке в размере 6%, имеют право на получение налоговых вычетов, установленных статьями 209−211 Налогового кодекса (п. 3 ст. 199 НК).

2. НК-2021 дополнен нормой (п. 5 ст. 216), согласно которой в случае установления контролирующим органом факта неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет подоходного налога налоговым агентом уплата подоходного налога осуществляется им за счет собственных средств.

Такой налог не подлежит дальнейшему удержанию у физического лица в порядке, установленном п. 5 ст. 216 НК (ч. 1 п. 5 ст. 216).

Неправомерное неудержание — заработная плата исчислена, но налог с суммы дохода не удержан и не перечислен в бюджет.

Неправомерное неперечисление — с начисленной заработной платы налог исчислен, но по сроку выплаты заработной платы не перечислен в бюджет.

Такие факты могут быть установлены как в ходе налоговой проверки на основе данных бухгалтерского учета, так и на основании собранных правоохранительными органами доказательств. В большинстве случаев информация попадает в контролирующие органы от самих работников, в том числе и анонимно.

Вышеуказанная норма направлена в первую очередь на предотвращение фактов выплаты заработной платы в конвертах и является своеобразной мерой воздействия на недобросовестных плательщиков, которые не платят подоходный налог.

Кроме того, распространенной практикой, особенно для неплатежеспособных предприятий, является неуплата подоходного налога (при предоставлении в банк документов на выплату заработной платы подоходный налог уплачивается не в полном объеме, а чисто номинально).

Изменения в главе 11 НК направлены на решение вопросов, которые возникали у плательщиков исходя из практики применения положений указанной главы. А также — на упрощение администрирования контроля трансфертного ценообразования.

В результате внесены следующие изменения:

  • Сокращено количество сделок, подпадающих под контроль налоговых органов. Это относится к сделкам, заключенным организациями — резидентами Беларуси с владельцами международных систем платежных расчетов с использованием банковских платежных карточек VISA, MasterCard, American Express, зарегистрированными в оффшорных зонах
  • Упрощен порядок подбора источников информации, содержащих сведения, обосновывающие применение рыночных цен. В частности, плательщику предоставлено право самостоятельно подобрать информационный источник с учетом выбранного им метода определения рыночных цен, не придерживаясь иерархии, которая существовала до 1 января 2021 года
  • Информирование налоговых органов об анализируемых сделках путем внесения сведений в электронный счет-фактуру (ЭСЧФ) осуществляют только плательщики налога на прибыль. До 2021 года сведения в ЭСЧФ подавали и компании, применяющие УСН
  • Предоставлена возможность при определении организаций, которые ведут сопоставимую деятельность, использовать национальные классификаторы видов деятельности иностранного государства
  • Предоставлено право при отсутствии сведений из бухгалтерской и (или) финансовой отчетности белорусских организаций использовать для определения рыночных показателей рентабельности сведения организаций государств — членов ЕАЭС, а при их отсутствии — иных иностранных организаций
  • Предоставлено право по разовым сделкам, по которым невозможно установить рыночную стоимость, используя предусмотренные НК Беларуси методы, определять рыночную цену по результатам независимой оценки. При этом под разовой сделкой понимается сделка, которая отличается от основной деятельности организации и осуществляется один раз в нал��говом периоде
  • Увеличено количество сделок, по которым не составляется документация, подтверждающая экономическую обоснованность примененной цены. К таким сделкам относятся сделки по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, если прибыль, полученная от такой реализации, освобождена от налога на прибыль, а также в случае, если цена сделки (сумма цен сделок) с одним контрагентом в календарном году составляет не более 200 000 бел. руб. и которые не могут быть сгруппированы по признаку однородности сделок
  • Изменен порядок определения диапазона рыночных цен и диапазона рыночных показателей рентабельности. С 1 января 2021 года определение указанных диапазонов осуществляется исходя из квартилей (от фр. quartile — «четверть»)
  • С точки зрения усиления контроля применения трансфертного ценообразования в сделках со взаимозависимыми лицами предусматривается заключение соглашения между Минфином и МНС. В соответствии с ним Минфин будет ежеквартально предоставлять в электронной форме в МНС сведения о владельцах акций акционерных обществ не позднее 60 дней, следующих за истекшим кварталом.

Проверки налоговых органов в части трансфертного ценообразования не являются распространенным явлением. Однако для компаний с иностранным капиталом данные нормы являются важными. Причина в том, что в ряде случаев они составляют экономические обоснования цен для иностранных участников в рамках группы компаний.

1. Отдельные позиции продовольственных товаров, отдельные позиции товаров для детей при их реализации на территории Республики Беларусь при их ввозе на территорию Республики Беларусь облагаются НДС по ставке в размере 20% вместо ранее применявшейся ставки НДС в размере 10%.

2. При реализации на территории Беларуси лекарственных средств, медицинских изделий (в том числе протезно-ортопедических изделий) при их ввозе на территорию Республики Беларусь установлена ставка НДС в размере 10%.

Стандартные налоговые вычеты в 2021 году

    SCHNEIDER GROUP – 500 экспертов, офисы в восьми странах, ваш универсальный партнер.

    SCHNEIDER GROUP помогает своим международным клиентам выйти на рынок, предлагает консультирование и услуги бэк-офиса, необходимые им для создания и развития своего бизнеса в Армении, Беларуси, Казахстане, Польше, России, Украине и Узбекистане.

    К числу предлагаемых нами услуг относятся: разработка стратегий выхода на рынок, услуги в области бухгалтерского учета и отчетности, консультации по налоговым вопросам, импорт, услуги по внедрению ERP-систем (1C, SAP und Microsoft Dynamics NAV), правовая поддержка в разрешении споров, а также консультации по широкому спектру юридических вопросов, в том числе в областях комплаенса, миграционного, трудового, договорного и корпоративного права.

    SCHNEIDER GROUP – ваш универсальный партнер в русскоговорящих странах и Польше.

    В соответствии с Законом о введении с 1 января 2021 года вводится в действие глава 71 Налогового кодекса «Всеобщее декларирование».

    На основании статьи 45-1 Закона о введении всеобщее декларирование вводится поэтапно.

    В соответствии с подпунктом 1 статьи 45-1 Закона о введении в период с 1 января 2021 года до 1 января 2023 года декларация об активах и обязательствах по форме 250.00 (приложение 1 к приказу министра финансов РК от 21 июня 2018 года № 617) представляется являющимися на 1 января года представления такой декларации лицами:

    – занимающими ответственную государственную должность, и их супругами;

    – уполномоченными на выполнение государственных функций, и их супругами;

    – приравненными к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, и их супругами;

    – на которых возложена обязанность по представлению декларации в соответствии с Конституционным законом РК «О выборах в Республике Казахстан» от 28 сентября 1995 года № 2464 (далее – Закон о выборах в РК) и законами РК «О противодействии коррупции» от 18 ноября 2015 года № 410-V, «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» от 31 августа 1995 года № 2444, «О страховой деятельности» от 18 декабря 2000 года № 126-II, «О рынке ценных бумаг» от 2 июля 2003 года № 461-II.

    Указанные лица составляют декларацию об активах и обязательствах по состоянию на 31 декабря года, предшествующего году представления декларации, если иное не установлено вышеперечисленными законами.

    Декларация об активах и обязательствах подразделяется на следующие виды:

    1) первоначальная – декларация об активах и обязательствах, представляемая физическим лицом в связи с тем, что установленная обязанность по представлению такой декларации возникла впервые;

    2) очередная – декларация об активах и обязательствах, представляемая физическим лицом в соответствии с вышеперечисленными законами после представления таким физическим лицом первоначальной декларации об активах и обязательствах;

    3) дополнительная – декларация об активах и обязательствах, представляемая физическим лицом при внесении изменений и (или) дополнений в ранее представленную декларацию об активах и обязательствах физического лица, к которой относятся данные изменения и (или) дополнения;

    4) дополнительная по уведомлению – декларация об активах и обязательствах, представляемая физическим лицом при внесении изменений и (или) дополнений в ранее представленную декларацию об активах и обязательствах, в которой налоговым органом выявлены нарушения по результатам камерального контроля по активам и обязательствам физического лица (ст. 630 Налогового кодекса).

    Особенности составления декларации об активах и обязательствах и сроки ее представления определены статьями 631, 632 Налогового кодекса.

    Таким образом, физические лица в первый год вхождения в систему всеобщего декларирования обязаны представить декларацию об активах и обязательствах по форме 250.00. В последующие годы представляется декларация о доходах и имуществе по форме 270.00.

    С 1 января 2021 года вступила в силу статья 49-1 «Инвестиционный налоговый кредит».

    Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налогов предстоящих периодов, при котором налогоплательщикам предоставляется возможность в течение определенного срока уменьшать на 100 % свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита.

    Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по КПН и (или) налогу на имущество на срок до трех лет.

    Порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным соглашением об инвестиционном налоговом кредите.

    Если налогоплательщик имеет убыток, перенос убытка осуществляется в порядке, определенном статьей 300 Налогового кодекса. При этом срок инвестиционного налогового кредита не продлевается.

    Статья 50 Налогового кодекса дополнена пунктом 3, согласно которому решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита принимается на основании заявления налогоплательщика и оформляется соглашением установленной формы между заявителем и уполномоченным органом по инвестициям.

    Соглашение о таком кредите должно содержать следующие положения:

    – порядок уменьшения налоговых платежей;

    – срок действия соглашения;

    – запрет на реализацию или передачу во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого налогоплательщиком явилось условием для предоставления данного кредита;

    – ответственность сторон.

    Копия соглашения не позднее пяти календарных дней со дня его подачи в уполн��моченный орган по инвестициям направляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту регистрационного учета налогоплательщика.

    Порядок заключения соглашения об инвестиционном налоговом кредите для его получения определяется уполномоченным органом по инвестициям по согласованию с уполномоченным органом и центральным уполномоченным органом по государственному планированию.

    Не имеют права на применение инвестиционного налогового кредита налогоплательщики, соответствующие одному из следующих условий:

    Читайте также:  Трудовые отношения с несовершеннолетним работником

    1) применяющие специальные налоговые режимы, предусмотренные разделом 20 Налогового кодекса;

    2) осуществляющие производство и (или) реализацию всех видов спирта, алкогольной продукции, табачных изделий;

    3) налогообложение налогоплательщиков осуществляется в соответствии с разделами 21 и 23 Налогового кодекса (участники специальных экономических и индустриальных зон, налогоплательщики, реализующие инвестиционные приоритетные проекты, недропользователи) (ст. 51-1 Налогового кодекса).

    В целях гармонизации касательно инвестиционного налогового кредита внесены поправки в пункты 1 и 2 статьи 54 Налогового кодекса о прекращении действия отсрочки, рассрочки и инвестиционного налогового кредита.

    Действие инвестиционного налогового кредита прекращается по истечении срока действия соглашения о предоставлении инвестиционного налогового кредита, в том числе досрочно, в случаях:

    – уплаты налогоплательщиком всей суммы налогов и (или) плат до истечения установленного срока;

    – нарушения налогоплательщиком условий предоставления инвестиционного налогового кредита;

    – по решению суда.

    Также статья 54 Налогового кодекса дополнена пунктом 4, определяющим обязательства в случае нарушения условий соглашения об инвестиционном налоговом кредите. Если в течение срока действия такого соглашения заключивший его налогоплательщик нарушит предусмотренные соглашением условия реализации либо передачи во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого явилось основанием предоставления инвестиционного налогового кредита, этот налогоплательщик в течение налогового периода, следующего за отчетным со дня расторжения соглашения об инвестиционном налоговом кредите, обязан уплатить все неуплаченные ранее, в соответствии с соглашением, суммы налога, а также соответствующие пени, начисленные за каждый календарный день действия соглашения об инвестиционном налоговом кредите в размере 1,25-кратной базовой ставки Национального Банка РК на дату платежа за период от заключения до расторжения указанного соглашения.

    Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

    • О Ресолве
    • Бухгалтерия
    • Юристы
    • Кадры
    • IT и ПВТ
    • Аутстаффинг
    • Бухгалтер+Кадровик+Юрист
    • Первый звонок и новый стадион, или Как прошел День знаний в школе № 1 в Смолевичах
    • Островки безопасности появились на дорогах возле школ Минщины
    • Тир, бассейн и кабинет кулинарии: в Столбцах открыли новую школу
    • Кукуруза тоже болеет. На посевах в Молодечненском районе обнаружили грибок
    • Россия и Беларусь перешли на сниженные роуминговые тарифы
    • Первый звонок и новый стадион, или Как прошел День знаний в школе № 1 в Смолевичах
    • Островки безопасности появились на дорогах возле школ Минщины
    • Iнтэр’актыўную дошку ўручылі дзіцячаму саду-сярэдняй школе ў Гародзьках
    • Школьнікі Міншчыны сталі пераможцамі «Жывой класікі»
    • Тир, бассейн и кабинет кулинарии: в Столбцах открыли новую школу
    • Перед белорусскими пунктами пропуска скопилась почти 1000 фур
    • Грипп или COVID-19? От чего привиться первым, и можно ли все и сразу? Шпаргалка для опасливых
    • Валожынскай школе падарылі сертыфікат на набыццё мульціборда
    • Первый звонок прозвенел в этом году для двух первых классов гимназии № 3 Солигорска
    • Кукуруза тоже болеет. На посевах в Молодечненском районе обнаружили грибок
    • Технологии
    • Хобби и стиль
    • Происшествия
    • Общество
    • Образование
    • Новости партнеров
    • Недвижимость
    • Мультимедиа МЛЫН.BY
    • Люди
    • Это интересно
    • Здоровье
    • Еда
    • Диалог с властью
    • Дела житейские
    • В мире
    • Афиша

    Изменения в Налоговый кодекс с 01.01.2021. Комментарии МНС РБ

      SCHNEIDER GROUP – 500 экспертов, офисы в восьми странах, ваш универсальный партнер.

      SCHNEIDER GROUP помогает своим международным клиентам выйти на рынок, предлагает консультирование и услуги бэк-офиса, необходимые им для создания и развития своего бизнеса в Армении, Беларуси, Казахстане, Польше, России, Украине и Узбекистане.

      К числу предлагаемых нами услуг относятся: разработка стратегий выхода на рынок, услуги в области бухгалтерского учета и отчетности, консультации по налоговым вопросам, импорт, услуги по внедрению ERP-систем (1C, SAP und Microsoft Dynamics NAV), правовая поддержка в разрешении споров, а также консультации по широкому спектру юридических вопросов, в том числе в областях комплаенса, миграционного, трудового, договорного и корпоративного права.

      SCHNEIDER GROUP – ваш универсальный партнер в русскоговорящих странах и Польше.

      Консолидация доходов бюджета для борьбы с COVID-19 стала причиной роста ставок подоходного налога для физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с компаниями — резидентами Парка высоких технологий, резидентами Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» или с совместными белорусско-китайскими компаниями по развитию указанного индустриального парка. Повышенные ставки, а именно 13% вместо 9% будут действовать в течение 2-х лет, то есть до 2023 года.

      С 1 января 2021 года освобождены от налогообложения следующие виды доходов:

      1) Суммы материальной помощи, оказываемой профсоюзными организациями, членом которой являлся умерший работник, лицам, состоящим с умершим работником в отношениях близкого родства.

      2) Доходы, получаемые от профсоюзных организаций членами таких организаций, в том числе в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением доходов, указанных в пп. 14, 24, 29 и 30 ст. 208 Налогового кодекса (далее – НК)).

      Налоговое законодательство: что изменилось в 2021 году?

      С 1 января 2021 года вступила в силу статья 49-1 «Инвестиционный налоговый кредит».

      Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налогов предстоящих периодов, при котором налогоплательщикам предоставляется возможность в течение определенного срока уменьшать на 100 % свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита.

      Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по КПН и (или) налогу на имущество на срок до трех лет.

      Порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным соглашением об инвестиционном налоговом кредите.

      Если налогоплательщик имеет убыток, перенос убытка осуществляется в порядке, определенном статьей 300 Налогового кодекса. При этом срок инвестиционного налогового кредита не продлевается.

      Статья 50 Налогового кодекса дополнена пунктом 3, согласно которому решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита принимается на основании заявления налогоплательщика и оформляется соглашением установленной формы между заявителем и уполномоченным органом по инвестициям.

      Соглашение о таком кредите должно содержать следующие положения:

      – порядок уменьшения налоговых платежей;

      – срок действия соглашения;

      – запрет на реализацию или передачу во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого налогоплательщиком явилось условием для предоставления данного кредита;

      – ответственность сторон.

      Копия соглашения не позднее пяти календарных дней со дня его подачи в уполномоченный орган по инвестициям направляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту регистрационного учета налогоплательщика.

      Порядок заключения соглашения об инвестиционном налоговом кредите для его получения определяется уполномоченным органом по инвестициям по согласованию с уполномоченным органом и центральным уполномоченным органом по государственному планированию.

      Не имеют права на применение инвестиционного налогового кредита налогоплательщики, соответствующие одному из следующих условий:

      1) применяющие специальные налоговые режимы, предусмотренные разделом 20 Налогового кодекса;

      2) осуществляющие производство и (или) реализацию всех видов спирта, алкогольной продукции, табачных изделий;

      3) налогообложение налогоплательщиков осуществляется в соответствии с разделами 21 и 23 Налогового кодекса (участники специальных экономических и индустриальных зон, налогоплательщики, реализующие инвестиционные приоритетные проекты, недропользователи) (ст. 51-1 Налогового кодекса).

      В целях гармонизации касательно инвестиционного налогового кредита внесены поправки в пункты 1 и 2 статьи 54 Налогового кодекса о прекращении действия отсрочки, рассрочки и инвестиционного налогового кредита.

      Действие инвестиционного налогового кредита прекращается по истечении срока действия соглашения о предоставлении инвестиционного налогового кредита, в том числе досрочно, в случаях:

      – уплаты налогоплательщиком всей суммы налогов и (или) плат до истечения установленного срока;

      – нарушения налогоплательщиком условий предоставления инвестиционного налогового кредита;

      – по решению суда.

      Также статья 54 Налогового кодекса дополнена пунктом 4, определяющим обязательства в случае нарушения условий соглашения об инвестиционном налоговом кредите. Если в течение срока действия такого соглашения заключивший его налогоплательщик нарушит предусмотренные соглашением условия реализации либо передачи во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого явилось основанием предоставления инвестиционного налогового кредита, этот налогоплательщик в течение налогового периода, следующего за отчетным со дня расторжения соглашения об инвестиционном налоговом кредите, обязан уплатить все неуплаченные ранее, в соответствии с соглашением, суммы налога, а также соответствующие пени, начисленные за каждый календарный день действия соглашения об инвестиционном налоговом кредите в размере 1,25-кратной базовой ставки Национального Банка РК на дату платежа за период от заключения до расторжения указанного соглашения.

      В соответствии с Законом № 382-VI с 1 января 2021 года Налоговый кодекс дополняется главой 77-1 «Специальный налоговый режим розничного налога» (ст. 696-1 и 696-2).

      Специальный налоговый режим (СНР) розничного налога вправе применять налогоплательщики при условии, если они:

      1) признаются субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с Предпринимательским кодексом;

      2) осуществляют один или несколько видов деятельности, определенных Правительством РК для целей применения данного режима.

      СНР розничного налога предусматривает особый порядок исчисления корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты.

      Исчисление корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты, при применении СНР розничного налога производится налогоплательщиком самостоятельно путем применения к объекту налогообложения за отчетный налоговый период ставки в размере 3 %.

      Объектом налогообложения для налогоплательщика, применяющего СНР розничного налога, является доход, полученный (подлежащий получению) за нало��овый период в РК и за ее пределами, определяемый в общеустановленном порядке:

      – юридическим лицом – в соответствии с разделом 7 Налогового кодекса;

      – индивидуальным предпринимателем – в соответствии с разделом 8 Налогового кодекса.

      Налоговым периодом для применения СНР розничного налога является календарный квартал.

      Декларации для налогоплательщиков, применяющих СНР розничного налога, представляются в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

      Уплата в бюджет налогов, указанных в декларации для налогоплательщиков, применяющих СНР розничного налога, производится не позднее 25-го числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

      СНР розничного налога будет применяться в течение двух лет в период с 1 января 2021 года до 1 января 2023 года.

      Переход на СНР розничного налога возможен с общеустановленного порядка налогообложения или иного СНР (пп. 6 п. 2 ст. 679 Налогового кодекса).

      Плательщик НДС для снятия с регистрационного учета по НДС в связи с переходом на СНР розничного налога не позднее пяти рабочих дней до начала применения такого СНР представляет налоговое заявление (приложение 11 к приказу министра финансов РК от 12 февраля 2018 года № 160) (п. 1 ст. 85 Налогового кодекса).

      В целях постановки на регистрационный учет по НДС в минимум оборота не включаются обороты налогоплательщика, применяющего СНР розничного налога.

      Налогоплательщики, применяющие СНР розничного налога, не являются плательщиками социального налога (пп. 1 п. 2 ст. 482 Налогового кодекса).

      Следует отметить, что статьей 57-4 Закона о введении установлено, что на период с 1 января 2020 года до 1 января 2023 года лица, применяющие СНР и признаваемые субъектами микропредпринимательства или малого предпринимательства, в том числе плательщики единого земельного налога, уменьшают на 100 % подлежащую уплате:

      1) сумму корпоративного (индивидуального) подоходного налога (кроме удерживаемого у источника выплаты), исчисленного в соответствии со статьями 686, 687, 695, 700 Налогового кодекса;

      2) сумму социального налога, исчисленного в соответствии со статьей 687 Налогового кодекса;

      3) сумму единого земельного налога, исчисленного в соответствии со статьей 704 Налогового кодекса.

      Однако Законом № 382-VI установлено, что с 1 января 2021 года положения части первой статьи не распространяются на налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в рамках СНР розничного налога (пп. 17 ст. 57-4 Закона о введении).

      Таким образом, компании, применяющие СНР розничного налога, не вправе уменьшать на 100 % КПН, ИПН (ст. 686, 687, 695, 700 Налогового кодекса) и социальный налог, исчисленный по статье 687 Налогового кодекса.

      Изменения в Налоговый кодекс с 01.01.2021. Комментарии МНС РБ

      • О Ресолве
      • Бухгалтерия
      • Юристы
      • Кадры
      • IT и ПВТ
      • Аутстаффинг
      • Бухгалтер+Кадровик+Юрист
      • Жодинские «автозаводцы» дома проиграли в футбол минским «студентам» со счетом 0:1
      • Юбилейным тортом в День народного единства смогли полакомиться логойчане
      • 17 сентября создали семью. Чем еще запомнится случчанам празднование Дня народного единства
      • Белорусы не будут платить дополнительно за ПЦР-тест при выезде из страны на отдых
      • Форум патриотических сил собрал тысячи белорусов. Лукашенко принял участие в праздновании Дня единства
      • Оранжевый уровень опасности из-за дождей и ветра объявлен в Беларуси 18 сентября
      • Валожыншчына ўпершыню разам з усёй краінай адзначыла Дзень народнага адзінства
      • Как не играть по чужим правилам и кто спасет Афганистан. Главное о визите Лукашенко в Душанбе
      • Литва не будет принимать машины на границе 18 сентября
      • В Радошковичах 37-летний мужчина истязал жену подушкой, учебником и мобильным телефоном
      • Технологии
      • Хобби и стиль
      • Происшествия
      • Общество
      • Образование
      • Новости партнеров
      • Недвижимость
      • Мультимедиа МЛЫН.BY
      • Люди
      • Это интересно
      • Здоровье
      • Еда
      • Диалог с властью
      • Дела житейские
      • В мире
      • Афиша

        Изменения в Налоговый кодекс РБ с 2021 года в части НДС

        НДС

        Положения НК приведенные в соответствие с нормами иных актов:

        – с п. 12 Указа от 31.12.2019 № 503 «О налогообложении» (далее — Указ № 503) в части безвозмездной передачи имущества (подпункты 2.7.3, 2.7.10 п. 2 ст. 31 НК);

        – с Жилищным кодексом (ЖК) в отношении безвозмездной передачи арендного жилья в собственность граждан. Согласно ЖК такая передача может осуществляться только по решению Президента, в связи с чем скорректирована норма (подп. 2.7.7 п. 2 ст. 31 НК);

        – с Указом № 503 скорректирован процент численности инвалидов с 50% до 30% (подп. 1.16 п. 1 ст. 118 НК);

        – с Декретом от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь», устанавливающим льготу по «ввозному» НДС на ввозимое технологическое оборудование, комплектующие и запасные части (подп. 1.19 п. 1 ст. 119 НК);

        – с Указом от 05.08.2019 № 296 «О беспошлинной торговле на бортах воздушных судов» – нормы, устанавливающие ставку НДС 0% и порядок ее подтверждения при реализации товаров владельцу магазина беспошлинной торговли для их последующей реализации на бортах воздушных судов в качестве припасов, вывозимых с таможенной территории ЕАЭС, перенесены в НК (122 НК);

        – с Указом от 24.11.2005 № 546 «О некоторых вопросах налогообложения транспортных средств» (далее – Указ № 546) – нормы о порядке определения налоговой базы НДС при реализации транспортных средств, приобретенных без НДС у физических лиц, в т.ч. являющихся ИП, на территории РБ, перенесены в НК (ст. 120 НК).

        Исходя из правоприменительной практики Указа № 546 ст. 120 НК дополнена нормой, определяющей налоговую базу НДС при реализации по договору финансовой аренды (лизинга) транспортных средств, приобретенных у физических лиц, – разница между контрактной стоимостью с учетом НДС и инвестиционными расходами лизингодателя на приобретение такого транспортного средства.

        Изменения, внесенные исходя из правоприменительной практики:

        – дополнен термин «передача имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности» (ст. 31 НК);

        – уточнен состав работ, услуг, признаваемых как осуществление строительной деятельности для иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории РБ, – добавлены монтаж объектов и иные работы (услуги), относящиеся к строительной деятельности (п. 2 ст. 114 НК);

        Читайте также:  Как проверить сведения о банкротстве юридического лица? Пошаговый порядок

        – регламентирован порядок постановки на учет иностранных организаций, осуществляющих строительную деятельность и не состоящих на учете в налоговых органах РБ при превышении 180-дневного периода непрерывной деятельности на территории РБ;

        – право на применение льготы при использовании труда инвалидов дополнено новым условием – соблюдение установленного процента численности инвалидов (30%) в среднем за соответствующий истекший период (подп. 1.16 п. 1 ст. 118 НК);

        – закреплен порядок определения момента фактической реализации в целях исчисления НДС по завершению этапа работ (услуг), а не по факту завершения всего комплекса работ (услуг) (п. 6 ст. 121 НК);

        – актуализирована терминология и закреплен порядок применения ставки НДС 0% на работы моторвагонного подвижного состава БЖД (абз. 4 подп. 1.7 п. 1 ст. 122; п. 4 ст. 126 НК);

        – предоставлено право применять ставку 20% при ввозе товаров, облагаемых по ставке 10% (ранее возможно было только по оборотам по реализации таких товаров);

        – закреплена норма об обложении НДС пеней, штрафов, процентов по коммерческим займам по товарам, реализованным в розничной торговле, по фактической ставке налога (п. 5 ст. 128 НК);

        – закреплен срок для проставления отметок при выборе отчетным периодом квартала (ст. 127 НК);

        – скорректирован порядок определения отчетного периода для осуществления налоговых вычетов по покупкам, приобретенным у белорусских поставщиков (п. 6 ст. 132 НК);

        – закреплена обязанность уменьшения налоговых вычетов на суммы НДС, ранее принятые к вычету в полном объеме в связи с ликвидацией, в случае отмены процедуры ликвидации (подп. 27.3 п. 27 ст. 133 НК).

        Изменения в порядок налогового администрирования:

        Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2020 г. № 72-З внесены изменения в действовавшую редакцию Налогового кодекса Республики Беларусь, которые вступили в силу с 1 января 2021 г.

        Изменения очень значительны — более 200 статей, 14 прилолжений, документ дополнен новой главой. Общий объем изменений и дополнений составляет более 120 страниц.

        Так, к примеру:

        • в главе «Налог на добавленную стоимость» изменения внесены в 19 из 33-х статей, регламентирующих порядок исчисления и уплаты НДС, одна статья изложена в новой редакции;
        • в главе «Налог на прибыль» изменены или дополнены 17 из 22-х статей;
        • в главе «Подоходный налог» – 18 из 30-ти.

        Также внесены изменения в порядок исчисления и уплаты акцизов, налога на доходы иностранных организаций, налога на недвижимость, земельного налога, других налогов и сборов, уплачиваемых субъектами хозяйствования.

        Все изменения и дополнения, внесенные в Общую часть Налогового кодекса, и подавляющее большинство изменений и дополнений Особенной части вступили в силу 1 января 2021 г.

        После 1 января вступают/вступили в силу:

        • С 3 января 2021 г.:
          • подпункты 4.1, 4.4, 4.5 пункта 4 статьи 285;
          • пятый абзац подпункта 2.4 пункта 2 стати 286 (начинается словами: «документ выдается на имя пенсионера…»);
          • пункты 23, 29, 33 Приложения 12;
          • пункты 1-6, 11, 13 Приложения 18.

          Изменения в главе 11 НК направлены на решение вопросов, которые возникали у плательщиков ��сходя из практики применения положений указанной главы. А также — на упрощение администрирования контроля трансфертного ценообразования.

          В результате внесены следующие изменения:

          • Сокращено количество сделок, подпадающих под контроль налоговых органов. Это относится к сделкам, заключенным организациями — резидентами Беларуси с владельцами международных систем платежных расчетов с использованием банковских платежных карточек VISA, MasterCard, American Express, зарегистрированными в оффшорных зонах
          • Упрощен порядок подбора источников информации, содержащих сведения, обосновывающие применение рыночных цен. В частности, плательщику предоставлено право самостоятельно подобрать информационный источник с учетом выбранного им метода определения рыночных цен, не придерживаясь иерархии, которая существовала до 1 января 2021 года
          • Информирование налоговых органов об анализируемых сделках путем внесения сведений в электронный счет-фактуру (ЭСЧФ) осуществляют только плательщики налога на прибыль. До 2021 года сведения в ЭСЧФ подавали и компании, применяющие УСН
          • Предоставлена возможность при определении организаций, которые ведут сопоставимую деятельность, использовать национальные классификаторы видов деятельности иностранного государства
          • Предоставлено право при отсутствии сведений из бухгалтерской и (или) финансовой отчетности белорусских организаций использовать для определения рыночных показателей рентабельности сведения организаций государств — членов ЕАЭС, а при их отсутствии — иных иностранных организаций
          • Предоставлено право по разовым сделкам, по которым невозможно установить рыночную стоимость, используя предусмотренные НК Беларуси методы, определять рыночную цену по результатам независимой оценки. При этом под разовой сделкой понимается сделка, которая отличается от основной деятельности организации и осуществляется один раз в налоговом периоде
          • Увеличено количество сделок, по которым не составляется документация, подтверждающая экономическую обоснованность примененной цены. К таким сделкам относятся сделки по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, если прибыль, полученная от такой реализации, освобождена от налога на прибыль, а также в случае, если цена сделки (сумма цен сделок) с одним контрагентом в календарном году составляет не более 200 000 бел. руб. и которые не могут быть сгруппированы по признаку однородности сделок
          • Изменен порядок определения диапазона рыночных цен и диапазона рыночных показателей рентабельности. С 1 января 2021 года определение указанных диапазонов осуществляется исходя из квартилей (от фр. quartile — «четверть»)
          • С точки зрения усиления контроля применения трансфертного ценообразования в сделках со взаимозависимыми лицами предусматривается заключение соглашения между Минфином и МНС. В соответствии с ним Минфин будет ежеквартально предоставлять в электронной форме в МНС сведения о владельцах акций акционерных обществ не позднее 60 дней, следующих за истекшим кварталом.

          Проверки налоговых органов в части трансфертного ценообразования не являются распространенным явлением. Однако для компаний с иностранным капиталом данные нормы являются важными. Причина в том, что в ряде случаев они составляют экономические обоснования цен для иностранных участников в рамках группы компаний.

          1. Отдельные позиции продовольственных товаров, отдельные позиции товаров для детей при их реализации на территории Республики Беларусь при их ввозе на территорию Республики Беларусь облагаются НДС по ставке в размере 20% вместо ранее применявшейся ставки НДС в размере 10%.

          2. При реализации на территории Беларуси лекарственных средств, медицинских изделий (в том числе протезно-ортопедических изделий) при их ввозе на территорию Республики Беларусь установлена ставка НДС в размере 10%.

          3. Отменено освобождение от НДС в отношении ввоза и реализации лекарств и медизделий (подп. 1.1 ст. 118, подп. 1.5 ст. 119 НК-2021).

          Установлен переходный период сроком до 1 февраля 2021 года, за который нужно пересмотреть цены в розничной сети на остатки продовольственных товаров, товаров для детей, лекарственных средств и медицинских изделий с учетом включения в них НДС по новым правилам. При этом в отношении товаров, реализованных в период до приведения цен в соответствие с новыми правилами, но не позднее 1 февраля 2021 года, НДС будет исчисляться по нормам НК в редакции, действовавшей в 2020 году.

          Доходы от оказания услуг в сфере образования являются одним из объектов налогообложения. Ранее исключений из данного объекта не было предусмотрено.
          НК 2021 внесено исключение, согласно которому услугами в сфере образования не признаются конференции, форумы, саммиты, симпозиумы, конгрессы, если в ходе их проведения не осуществляется обучение (п. 1.12.7 ст. 189 НК-2021, п. 107 ст. 1 Закона N 72-З).

          Ранее на практике эта норма была постоянной проблемой для плательщиков, поскольку к стоимости конференций, форумов и т.д. добавлялся НДС. Более того, во многих случаях проводимые заграничными партнерами мероприятия не могут быть однозначно квалифицированы, поскольку включают в себя большое количество мероприятий, среди которых может присутствовать и обучение.

          1. Предоставлено право применения УСН организациям и индивидуальным предпринимателям, предоставляющим в безвозмездное пользование недвижимое имущество, не находящееся у них ��а праве собственности (общей собственности), хозяйственного ведения, оперативного управления.

          1. Ставка подоходного налога с физических лиц устанавливается в размере тринадцать (13) процентов, если иное не определено настоящей статьей.
          2. Ставки подоходного налога с физических лиц в отношении доходов, полученных плательщиками от сдачи физическим лицам в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест, находящихся на территории Республики Беларусь (далее в настоящей главе – сдача физическим лицам в аренду жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест), устанавливаются в фиксированных суммах согласно приложению 2 к настоящему Кодексу.

          Положения настоящего пункта не применяются в отношении доходов, полученных плательщиками от осуществления ими предпринимательской деятельности или от индивидуальных предпринимателей в результате заключения с ними договоров аренды (субаренды), найма (поднайма) жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест.

          Областные (Минский городской) Советы депутатов имеют право уменьшать (не более чем в два раза) размер ставок подоходного налога с физических лиц в фиксированных суммах в зависимости от категории населенного пункта, в котором находятся жилое и (или) нежилое помещения, машино-место, а также от места нахождения этих помещений, машино-места в пределах населенного пункта.

          1. Ставка подоходного налога с физических лиц устанавливается в размере шестнадцать (16) процентов в отношении доходов:

          3.1. получаемых индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами от осуществления предпринимательской, нотариальной деятельности, адвокатской деятельности индивидуально;

          3.2. исчисленных в соответствии с законодательством налоговым органом исходя из сумм превышения расходов над доходами;

          3.3. получаемых физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в нарушение требований законодательных актов, от осуществления такой деятельности.

          1. Ставка подоходного налога с физических лиц устанавливается в размере четыре (4) процента в отношении доходов в виде выигрышей (возвращенных несыгравших ставок), полученных плательщиками от организаторов азартных игр – юридических лиц Республики Беларусь.
          2. Ставка подоходного налога с физических лиц устанавливается в размере шесть (6) процентов в отношении доходов в виде дивидендов при условии, если в течение трех предшествующих календарных лет последовательно прибыль не распределялась между участниками (акционерами) белорусской организации – резидентами Республики Беларусь.
          3. Ставка подоходного налога с физических лиц устанавливается в размере ноль (0) процентов в отношении доходов в виде дивидендов при условии, если в течение пяти предшествующих календарных лет последовательно прибыль не распределялась между участниками (акционерами) белорусской организации – резидентами Республики Беларусь.

          Другие статьи:

          Средняя заработная плата

          Ставка рефинансирования

          Государственные пособия для семей

          Бухгалтер или бух компания?

          Отчетность 1-мп (микро)

          Страховой взнос в Белгосстрах

          Базовая величина

          Агентство ОфисТайм оказывает бухгалтерские услуги в Минске, Бресте, Витебске, Гродно, Гомеле, Могилеве и остальных городах РБ, даем консультации юридическим лицам из СНГ. Осуществляем обслуживание в форме аутсорсинга бухгалтерии для ООО и ИП, ЗАО, ОАО, ОДО, ЧУП.

          Смотрите наши цены.

          Что изменил указ 503, в частности:

          • размеры не облагаемых сумм по подоходному налогу;
          • размеры вычетов по подоходному налогу;
          • изменение порядка возврата излишне удержанного подоходного налога;
          • изменены критерии применения УСН;
          • размер дохода для применения стандартного вычета ИП;
          • ряд льгот по походному при работе на Форекс, помощь на оздоровление, льготы работникам принудительного исполнения помощь;
          • прибыль Форекс-компаний;
          • налогообложение иностранных представительств;
          • вопросы уплаты земельного налога;
          • вопросы уплаты акцизы;
          • использование льгот при применении труда инвалидов;
          • льготы научным организациям;
          • вопросы безвозмездной передачи имущества.

          Сообщите в комментариях если ссылка на Налоговый кодекс Республики Беларусь не работает.

          Номер документа: 71-З
          Дата принятия: 29/12/2009
          Состояние документа: Действует
          Начало действия документа: 01/01/2010
          Органы эмитенты: Парламент

          Налоговый кодекс 2021: что изменилось

          1. Ставка подоходного налога с физических лиц устанавливается в размере тринадцать (13) процентов, если иное не определено настоящей статьей.
          2. Ставки подоходного налога с физических лиц в отношении доходов, полученных плательщиками от сдачи физическим лицам в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест, находящихся на территории Республики Беларусь (далее в настоящей главе – сдача физическим лицам в аренду жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест), устанавливаются в фиксированных суммах согласно приложению 2 к настоящему Кодексу.

          Положения настоящего пункта не применяются в отношении доходов, полученных плательщиками от осуществления ими предпринимательской деятельности или от индивидуальных предпринимателей в результате заключения с ними договоров аренды (субаренды), найма (поднайма) жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест.

          Областные (Минский городской) Советы депутатов имеют право уменьшать (не более чем в два раза) размер ставок подоходного налога с физических лиц в фиксированных суммах в зависимости от категории населенного пункта, в котором находятся жилое и (или) нежилое помещения, машино-место, а также от места нахождения этих помещений, машино-места в пределах населенного пункта.

          1. Ставка подоходного налога с физических лиц устанавливается в размере шестнадцать (16) процентов в отношении доходов:

          3.1. получаемых индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами от осуществления предпринимательской, нотариальной деятельности, адвокатской деятельности индивидуально;

          3.2. исчисленных в соответствии с законодательством налоговым органом исходя из сумм превышения расходов над доходами;

          3.3. получаемых физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в нарушение требований законодательных актов, от осуществления такой деятельности.

          1. Ставка подоходного налога с физических лиц устанавливается в размере четыре (4) процента в отношении доходов в виде выигрышей (возвращенных несыгравших ставок), полученных плательщиками от организаторов азартных игр – юридических лиц Республики Беларусь.
          2. Ставка подоходного налога с физических лиц устанавливается в размере шесть (6) процентов в отношении доходов в виде дивидендов при условии, если в течение трех предшествующих календарных лет последовательно прибыль не распределялась между участниками (акционерами) белорусской организации – резидентами Республики Беларусь.
          3. Ставка подоходного налога с физических лиц устанавливается в размере ноль (0) процентов в отношении доходов в виде дивидендов при условии, если в течение пяти предшествующих календарных лет последовательно прибыль не распределялась между участниками (акционерами) белорусской организации – резидентами Республики Беларусь.

          Другие статьи:

          Средняя заработная плата

          Ставка рефинансирования

          Государственные пособия для семей

          Бухгалтер или бух компания?

          Отчетность 1-мп (микро)

          Страховой взнос в Белгосстрах

          Базовая величина

          Агентство ОфисТайм оказывает бухгалтерские услуги в Минске, Бресте, Витебске, Гродно, Гомеле, Могилеве и остальных городах РБ, даем консультации юридическим лицам из СНГ. Осуществляем обслуживание в форме аутсорсинга бухгалтерии для ООО и ИП, ЗАО, ОАО, ОДО, ЧУП.

          Смотрите наши цены.

          Что изменил указ 503, в частности:

          • размеры не облагаемых сумм по подоходному налогу;
          • размеры вычетов по подоходному налогу;
          • изменение порядка возврата излишне удержанного подоходного налога;
          • изменены критерии применения УСН;
          • размер дохода для применения стандартного вычета ИП;
          • ряд льгот по походному при работе на Форекс, помощь на оздоровление, льготы работникам принудительного исполнения помощь;
          • прибыль Форекс-компаний;
          • налогообложение иностранных представительств;
          • вопросы уплаты земельного налога;
          • вопросы уплаты акцизы;
          • использование льгот при применении труда инвалидов;
          • льготы научным организациям;
          • вопросы безвозмездной передачи имущества.

          Сообщите в комментариях если ссылка на Налоговый кодекс Республики Беларусь не работает.

          Номер документа: 71-З
          Дата принятия: 29/12/2009
          Состояние документа: Действует
          Начало действия документа: 01/01/2010
          Органы эмитенты: Парламент


          Похожие записи:

        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *