Назначение и функции системы обеспечения пожарной безопасности организации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Назначение и функции системы обеспечения пожарной безопасности организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


О технических моментах организации пожарной безопасности на объекте мы уже сказали чуть выше. Теперь хотелось бы обратить внимание на глобальную систему, включающую людей и ответственные органы, и их роль в предотвращении возгораний. Она состоит из нескольких уровней, для каждого из которых предусмотрены свои задачи.

Техническое регулирование

1) Установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации.

2) Правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности.

3) Правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, Федеральные законы и иные обязательные для исполнения нормативные правовые акты.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований Федерального закона РФ № 123-ФЗ.

Система предотвращения пожара – это комплекс организационных мероприятий и технических средств, исключающих возможность возникновения пожара на объекте защиты.

Система противопожарной защиты – это совокупность организационных мероприятий и технических средств, направленных на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара и ограничение материального ущерба от него.

Назначение системы пожарной безопасности

Способов и возможностей обеспечить безопасность людей и имущества, позволяющих предотвратить возгорание или быстро его потушить, довольно много. У каждого – свои функции и назначение.

Назначение и цели системы обеспечения пожарной безопасности:

  • Предупреждение ситуаций, способствующих возникновению и распространению огня.
  • Обнаружение очага возгорания.
  • Оповещение людей, находящихся в здании, а также службы пожарной охраны о пожаре.
  • Эвакуация людей из горящего здания.
  • Пожаротушение и дымоудаление.

Обеспечение пожарной безопасности проводится в несколько этапов: проектируется комплекс мер для конкретного объекта, проводится техническое оснащение и разрабатываются инструкции, назначаются ответственные, создается служба охраны, проводится обучение и инструктаж персонала. Все действия контролируются органами пожарной службы, проводятся плановые проверки, сдаются декларации и т.д.

Любое бедствие проще предупредить, чем бороться с ним и его последствиями, поэтому отдельно следует остановиться на мерах предотвращения возникновения опасных ситуаций. Сюда относятся:

  • правильная планировка объекта;
  • использование негорючих строительных материалов;
  • соблюдение техники безопасности.

В большинстве своем это самые дешевые и эффективные меры. Контролировать все процессы на объекте, вести обучение работающих в нем людьми – это зона ответственности уполномоченных лиц, обязанности, которыми ни в коем случае не следует пренебрегать.

Система обеспечения пожарной безопасности регламентируется Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Статья 3. Система обеспечения пожарной безопасности

Система пожарной безопасности — совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:

нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;

создание пожарной охраны и организация ее деятельности;

разработка и осуществление мер пожарной безопасности;

реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;

проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;

содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;

научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;

информационное обеспечение в области пожарной безопасности;

осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;

производство пожарно-технической продукции;

выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;

лицензирование деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности (далее — лицензирование) и сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности (далее — сертификация);

противопожарное страхование, установление налоговых льгот и осуществление иных мер социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;

тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ (далее — тушение пожаров);

учет пожаров и их последствий;

установление особого противопожарного режима.

Глава IV. Обеспечение пожарной безопасности

Статья 20. Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности

Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственных нормативных правовых актов по пожарной безопасности.

Нормативное регулирование в области пожарной безопасности установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Нормативные документы по стандартизации, которые принимаются федеральными органами исполнительной власти и устанавливают или должны устанавливать требования пожарной безопасности, подлежат обязательному согласованию с Государственной противопожарной службой.

Порядок разработки, введения в действие и применение других нормативных документов по пожарной безопасности устанавливается Государственной противопожарной службой.

Читайте также:  МНС предложило изменить налоги для белорусов в 2023 году

Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные документы по пожарной безопасности, не снижающие требований пожарной безопасности, установленных федеральными нормативными документами.

Порядок согласования отступлений от требований пожарной безопасности, а также не установленные нормативными документами дополнительные требования пожарной безопасности устанавливает Государственная противопожарная служба.

Нормативные документы по пожарной безопасности подлежат регистрации и официальному опубликованию в установленном порядке.

Статья 21. Разработка и реализация мер пожарной безопасности

Меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.

Изготовители (поставщики) веществ, материалов, изделий и оборудования в обязательном порядке указывают в соответствующей технической документации показатели пожарной безопасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования, а также меры пожарной безопасности при обращении с ними.

Разработка и реализация мер пожарной безопасности для предприятий, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.

Для производств в обязательном порядке разрабатываются планы тушения пожаров, предусматривающие решения по обеспечению безопасности людей.

Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Инвестиционные проекты, разрабатываемые по решению органов государственной власти, подлежат согласованию с Государственной противопожарной службой в части обеспечения пожарной безопасности.

Статья 22. Тушение пожаров

Тушение пожаров представляет собой боевые действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

Порядок организации тушения пожаров в гарнизонах пожарной охраны устанавливается Государственной противопожарной службой.

Порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров определяется Государственной противопожарной службой и утверждается: на межрегиональном уровне — федеральными органами государственной власти; на территориальном и местном уровнях — соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Пожар может перерастать в чрезвычайную ситуацию в случае, если сил и средств пожарной охраны, а также служб жизнеобеспечения, дислоцированных на определенной территории, недостаточно для его ликвидации.

При этом силы и средства пожарной охраны могут привлекаться для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о чрезвычайных ситуациях.

Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и участие в их ликвидации осуществляются в безусловном порядке (часть четвертая в редакции, введенной в действие с 27 января 1998 года Федеральным законом от 24 января 1998 года N 13-ФЗ).

Тушение пожаров Государственной противопожарной службой осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Для вызова подразделений пожарной охраны в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер — 01.

При тушении пожаров проводятся необходимые действия по обеспечению безопасности людей, спасению имущества, в том числе:

проникновение в места распространения (возможного распространения) пожаров и их опасных проявлений;

создание условий, препятствующих развитию пожаров и обеспечивающих их ликвидацию;

использование на безвозмездной основе средств связи, транспорта, оборудования;

ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях;

эвакуация с мест пожаров людей и имущества.

Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара — прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в выполнении боевых действия по тушению пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение боевой задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожара, и привлеченных к тушению пожара сил.

Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, также принимает решения о спасении людей, имущества при пожаре.

При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории.

Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара.

Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.

Материальный ущерб, причиненный при тушении пожаров, подлежит возмещению в порядке, установленном действующим законодательством.

Личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, действовавшие в условиях крайней необходимости, от возмещения причиненного ущерба освобождаются.

Противопожарная безопасность объекта — это не только грамотное техническое решение, но целая совокупность правовых, административных, социальных, экономических мероприятий.

Обеспечение пожарной безопасности регулируется Федеральным законом «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. 69-ФЗ.

К системе пожарной безопасности объекта в первую очередь относятся автоматические установки пожаротушения, устройства сигнализации и оповещения.

В функции автоматических установок пожаротушения входит:

  • своевременное обнаружение очагов возгорания и задымления;
  • генерирование сигнала о нештатной ситуации на основании показаний датчиков и пожарных извещателей;
  • оповещение людей, находящихся на объекте, об опасности, информирование о путях эвакуации;
  • приведение в действие устройств пожаротушения;
  • защита от задымления.

Для выполнения этих функций автоматическая система должна быть укомплектована:

  • огнетушащим веществом в необходимом количестве и надлежащего качества для устранения пожара. Количество огнетушащего вещества определяется расчетным путем для каждого помещения;
  • устройством для контроля работоспособности данной установки во избежание нештатного срабатывания;
  • дублирующие устройства для ручного пуска установок, не снабженных оросителями, а также не имеющими тепловых замков, реагирующих на чрезмерное повышение температуры.
Читайте также:  Замер тонировки основные правила

Основные проблемы в сфере защиты от пожаров

Возникновение пожара вызывает множество факторов. Зачастую к такому бедствию приводит обычная халатность человека или несоблюдение им установленных норм и правил. Проблемы обеспечения пожарной безопасности, в первую очередь, связаны с увеличением показателей пожароопасности в стране и в мире. На это влияет множество факторов, например: использование новых средств и материалов, которые содержат нефтепродукты, газ и иные легковоспламеняющиеся вещества.

Количественный рост пожаров связан с тем, что различные материалы, применяемые и в работе, и в быту, производятся в соответствии с техническими достижениями: с применением высокого давления и температур.

Изначально такое сырье обладает повышенным порогом опасности возникновения пожаров. Увеличение количества населения, постройка новых сооружений в случае возникновения пожара влечет за собой огромные убытки и потери.

Решение проблемы высокого уровня пожароопасности можно подразделить на три категории:

  • Экономическую;
  • Психологическую;
  • Техническую.

Только при сочетании всех трех аспектов возможно решение острых проблем в сфере обеспечения противопожарной безопасности. Указанные вопросы являются общими. Самой распространенной проблемой в этой сфере на сегодняшний день является несоблюдение людьми элементарных правил безопасности и требований противопожарной защиты. Возникновение пожара также может быть вызвано:

  • Отсутствием специальных инструктажей с населением;
  • Разработкой и проектированием защитных систем без согласования с государственными органами;
  • Отсутствием или нерабочим состоянием спецсредств пожаротушения и личной защиты на объектах;
  • Недостаточным финансированием системы обеспечения пожарной безопасности.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

За нарушение требований пожарной безопасности к ответственности может быть привлечен работодатель, собственник имущества и должностные лица (в рамках своей компетенции).

Должностные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Надзор за соблюдением требований пожарной безопасности в России осуществляется федеральной противопожарной службой (ФПС), которая входит в структуру МЧС. Как правило проверки в организациях проводятся инспекторами ее территориальных подразделений.

К основным поводам для привлечения виновных лиц к ответственности можно отнести:

  • Допуск персонала к работе необученного мерам пожарной безопасности;
  • Отсутствие инструкций о мерах пожарной безопасности;
  • Здания и помещения не укомплектованы средствами пожаротушения;
  • Отсутствие журналов учета наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки первичных средств пожаротушения;
  • Отсутствие приказов о назначении ответственных лиц;
  • Нарушение правил хранения горючих материалов.

В большинстве случаев виновные привлекаются к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ, которая предусматривает:

  • Для юридических лиц — штраф в размере от 100 до 200 тыс. руб.;
  • Для должностных лиц – штраф в размере от 6 до 15 тыс. руб.

Нарушение правил пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима влечет более суровые меры наказания:

  • Для юридических лиц — штраф в размере от 200 до 400 тыс. руб.;
  • Для должностных лиц – штраф в размере от 15 до 30 тыс. руб.

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека будут иметь следующие последствия:

  • Для юридических лиц — штраф в размере от 350 до 400 тыс. руб.;
  • Для должностных лиц – штраф в размере от 40 до50 тыс. руб.

Правовые основы противопожарного режима на объекте

Порядок обеспечения пожарной безопасности на объектах на территории Российской Федерации строго регулируется российским законодательством, а именно Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 (ред. от 21.05.2021) «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации».

Правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон «О техническом регулировании», Федеральный закон «О пожарной безопасности» и настоящий Федеральный закон, в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты.

На основе этих нормативных документов и Правил как раз и составляют Инструкцию о мерах пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования. В Инструкции фиксируют порядок предотвращения пожара и обеспечения безопасности персонала, а также условия для успешного тушения пожара.

Что входит в систему обеспечения пожарной безопасности?

Нормативное определение системы обеспечения ПБ предусматривает следующие ее подсистемы:

  1. Предотвращение пожара. Это комплекс мер по сведению к минимуму риска возникновения пожара. Если подсистема срабатывает, то, теоретически, никакие другие действия (тушение возгорания, эвакуация людей и имущества) уже не требуются. Но на практике сократить количество пожаров до нуля нельзя, ведь чаще всего их причиной становится человеческий фактор.
  2. Противопожарная защита. Является необходимой мерой если пожар уже возник. Объединяет массу конструктивных средств и технологий, снижающих или устраняющий действие на людей поражающих факторов возгорания, а также снижающих материальные убытки от пожара.
  3. Организационно-технические мероприятия по обеспечению ПБ. Это организация на объекте пожарной охраны, обучение сотрудников правилам противопожарной безопасности, составление инструкций по работе со взрывоопасными веществами, проведение учений и т. д.

Cистема обеспечения пожарной безопасности объекта защиты

Риски возникновения пожаров определяются системами обеспечения пожарной безопасности объектов разного назначения. Есть определенные плановые риски, которые формируются на потенциальных категориях формирования пожарной безопасности.

Все это узаконено в законе федерального уровня №123 от 22.07.208 г., который назван: «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя три подсистемы:

Обратите внимание, что последовательность перечисления не случайна. Подсистемы работают именно в таком порядке. К примеру, если первая подсистема работает на все сто процентов, то это говорит о том, что пожары просто отсутствуют, их количество равно нулю. Значит, последующие категории отпадают сами собой в плане отсутствие действий.

Фактически система предотвращения не может сама работать на 100%. Практика показывает, что из небольшого очага возгорания по халатности ответственных руководителей объектов защиты возгораются пожары высокой категории.

Читайте также:  Выплаты по индивидуальным трудовым спорам: НДФЛ и страховые взносы

А дело в том, что на объекте просто техническое состояние противопожарной сигнализации оставляло желать лучшего. Или работники просто не смогли правильно среагировать по не знанию, как действовать при пожаре.

То есть, система предотвращения пожаров не срабатывала.

И тут на помощь приходит подсистема противопожарной защиты, в которую входят простейшие средства тушения огня: огнетушители, лопаты и песок, ведра с водой, а также автоматическая система управления, которая отвечает за включение и выключение стационарных автоматических систем пожаротушения.

Важно

Необходимо обозначить, что многие работники объектов защиты при пожаре быстро и активно включаются в его ликвидацию. Но эффективность их действий во многом зависит от личных качеств каждого человека.

И если очаг возгорания небольшой, то, как показывает практика, с ним успешно борются работники предприятия. Если возгорания вырастает в большой объем, то действия работников в большинстве случаев неэффективны.

К тому же возрастает угроза гибели людей.

Более эффективны средства автоматического пожаротушения. Но последние исследования показали, что на многих объектах защиты они срабатывают только в половине случаев.

Кроме того в подсистему противопожарной защиты входит правильная эвакуация людей. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты – это не только тушение очагов возгорания, это и грамотно проведенная эвакуация людей.

Поэтому так тщательно подбираются эвакуационные пути и маршруты, где рассматриваются строгие требования и правила, определяющие минимизацию людских потерь. Необходимо обозначить, что этот раздел, касающийся эвакуации, заложен в нормативы всех стран.

Этой позиции уделяется особое внимание.

Правильная эвакуация людей

Классы пожарной опасности строительных материалов

Строительные материалы по пожарной опасностиСт. 36 ФЗ-123 классифицирует строительные материалы по пожарной опасности следующим образом:

  • К0 – не представляющие пожарную опасность.
  • К1 – с малой пожарной опасностью.
  • К2 – с умеренной ПО.
  • К3 – пожароопасные.

Эти классы в значительной мере формируют следующий классификационный параметр строительных объектов.

Свойства пожарной опасности строительных материалов Класс пожарной опасности строительных материалов в зависимости от групп
КМ0 КМ1 КМ2 КМ3 КМ4 КМ5
Горючесть НГ Г1 Г1 Г2 Г3 Г4
Воспламеняемость В1 В2 В2 В2 В3
Дымообразующая способность Д2 Д2 Д3 Д3 Д3
Токсичность Т2 Т2 Т2 Т3 Т4
Распространение пламени РП1 РП1 РП2 РП2 РП4

Функции системы обеспечения пожарной безопасности: основные положения

Комплекс специальных средств, сил и мер различного характера: социального, научного, технического, экономического, организационного, правового – составляет целостную систему противопожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность специализированных государственных органов, органов самоуправления на местном уровне, предприятий, организаций и всех граждан, которые принимают участие в защите от пожаров и устранении их последствий.

Обеспечение пожарной безопасности осуществляется путем установки в организациях охранно-пожарных систем. Любой объект народного хозяйства должен быть оснащен противопожарными сигнализациями. В связи с внедрением новых технологий, сегодня такие противопожарные сигнализации интегрируются в целостные комплексы безопасности. Это могут быть инженерные подсистемы объекта, устройства оповещения, оборудование контроля доступа. Отдельно устанавливаются подсистемы пожаротушения, удаления дыма и т. п.

ПО относится к сфере деятельности, носящей профилактический и предупредительный характер. ОПБ закладываются на этапе проектирования объекта капитального строительства или отнесения участка местности к режимной категории.

Объект можно считать защищенным от пожара при выполнении таких условий:

  1. Выполнены все требования технического регламента, строительных и санитарных правил. Риск возгорания не превышает предельно допустимых показателей, установленных законодательными актами.
  2. Соблюдены правила обустройства объекта средствами обнаружения и тушения огня, в том числе первичными приспособлениями.
  3. Разработана служебная документация. Описан порядок действий, доведены до персонала правила ПБ и порядок действий при возгорании.
  4. Оценены риски, проведены расчеты, оформлена и подана в органы ГПН пожарная декларация.

Охрана объектов недвижимости осуществляется такими способами:

  • электронными и механическими датчиками с выводом шлейфа на пульт индикации;
  • визуально с использованием видеокамер, изображение которых проецируется на экран оператора;
  • системами автоматического тушения пламени и удаления дыма;
  • обходом или патрулированием на транспортном средстве.

Лучшие результаты достигаются при комплексном использовании сил и средств.

Средства обеспечения противопожарной безопасности

Относят к средствам противопожарного оборудования такие приспособления:

  1. Первичные. Они включают щиты, стенды и уголки, гидранты с рукавами, огнетушители (ОП, ОУ, ОХВП, ОХ), коврики и инструменты (багор, топор, лом, лопата), бочки с водой и ящики с песком.
  2. Системы автоматической сигнализации. Состоят из датчиков различного типа, шлейфа и приемного пульта. С высокой точностью передают данные о повышении температуры и наличии дыма. Могут комплектоваться камерами наблюдения.
  3. Системы оповещения о пожаре и управления эвакуацией. Являются важнейшей частью СОПБ, так как обеспечивают передачу световых и звуковых сигналов, голосовых сообщений о месте возгорания, включение аварийного освещения и резервной связи. Подается информация о правилах поведения и маршрутах следования к безопасным местам.
  4. Автоматические комплексы тушения пламени. Представляют собой совокупность устройств, приходящих в действие самостоятельно при обнаружении огня и дыма. Воздействие на очаги возгорания осуществляется путем подачи в помещение воды, порошка, пены, пара, углекислого газа, аэрозолей.

В больших и потенциально опасных объектах устанавливается мощная вентиляция, обеспечивающая удаление дыма из помещений, где могут находиться люди.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *