Правила замера тонировки по закону
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила замера тонировки по закону». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если сотрудник полиции остановил водителя не на посту ГИБДД и предложил пройти проверку на светопропускаемость автомобильных стекол, автолюбитель вправе отказаться это делать, даже если стекла его транспортного средства полностью затонированы.
Сейчас в ПДД упоминается ГОСТ 33997-2016. Именно этот документ регламентирует, какую тонировку можно использовать на автомобиле. Там указано, что для лобового стекла она должна пропускать не менее 70% световых лучей. Также указано, какие типы тонировки могут применяться.
ГОСТ 33997-2016 полностью унифицирован с Техрегламентом таможенного союза ТР ТС 018/ 2011 «О безопасности колёсных ТС». Фактически это взаимозаменяемые документы. Просто для сотрудников ДПС гораздо привычнее и удобнее ссылаться на ГОСТ.
Обязательно стоит упомянуть Приказ МВД №664. Именно он разрешил проверять тонировку в любом месте. До декабря 2017 года проверка допускалась только на постах ДПС. Теперь это действие может производиться где угодно. Есть исключение — допустимые места определяет местный отдел ГИБДД, но они оставляют этот пункт по умолчанию, не ограничивая действия инспекторов.
Правила проверки регламентированы ГОСТ 27902-88. Этот документ подробно расписывает условия и технические действия при проверке транспортного средства на степень светопропускания. Пусть вас не смущает «древность» этого ГОСТа, он еще не отменен, и вряд ли в ближайшее время его поменяют.
Как и на основании чего производится проверка тонировки?
Ответственность за использование цветных плёнок на передних и лобовом стёкле с понижением уровня светопропускания установлена ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ. Суть правонарушения – управление ТС, на котором установлены стёкла, не соответствующие техническому регламенту. При этом законом уточняется, что данное нарушение касается и цветных плёнок на стёклах, а, говоря проще, любой тонировки.
Технический регламент 018/2011, а именно п. 4.3 устанавливает минимальный порог светопропускания тонировки в 70%. Это ограничение касается лобового и передних стёкол, обеспечивающих обзор водителя при управлении автомобилем. Там же прописаны и дополнительные ограничения на использование светозащитных полос в верхней части стекла. Но нас сейчас интересует лишь светопропускание окон в целом и правила его замера в 2019 году.
Обратите внимание, Регламент никаких отсылок к ГОСТу не использует. Ранее действовавший ГОСТ 5727-88, на основании которого сотрудники ГИБДД осуществляли проверку светопропускания стекол, утратил силу с 1 января 2015 года в связи с принятием ГОСТ 32565-2013. П.4.7.3 ГОСТ Р 51709-2001 и п.5.7.1 ГОСТ Р51709-2001, на которые любят ссылаться автомобилисты при обжаловании действий сотрудника ГИБДД, копируя жалобы из Интернета, также по состоянию на 2019 год не действуют.
Пункт 7.3 Перечня неисправностей и условий из ПДД запрещает эксплуатацию транспортных средств при установлении дополнительных предметов или нанесении покрытия, ограничивающих обзорность с места водителя. Это касается как тонировки в виде плёнки, так и различных съёмных конструкций – съёмной тонировки, «шторок» и других ограничивающих обзор водителя покрытий.
Основные нормы светопропускаемости
Когда был отменен запрет на тонировку, автолюбители начали активно затемнять стекла. Однако часто они не учитывают показатели светопропускаемости, что приводит к применению штрафных санкций. При нанесении защитных покрытий от ультрафиолета следует ориентироваться на пункты ГОСТ.
Государственные стандарты допускают к управлению транспортные средства, светопропускаемость тонировки у которых для лобового стекла составляет 70 процентов. Спереди также разрешается наносить затеняющие полосы шириной менее 140 мм. Их располагают строго вверху. Что касается передних боковых стекол, то они должны тоже пропускать не менее 70 % света. Это необходимо, чтобы водитель мог отчетливо видеть по сторонам и спереди. К остальным стеклам требований по затемнению не предъявляется, если по бокам установлены зеркала заднего вида.
Инструкция по эксплуатации тауметра
Мы опишем инструкцию к самому популярному среди сотрудников полиции прибору – «Блик-Н». Если замеры производятся в полевых условиях, его крепят к ремешку, который надевают на шею.
Для проведения замеров необходимо соединить шнур прибора с прикуривателем машины, который имеет питание в 12В. Далее тауметр разогревается в течение нескольких минут. Если прибор переносится с помещения на свежий воздух или наоборот, проверяющему надо убедиться, что стекла на головке устройства не запотели и не замерзли.
Также надо определить, какая оправа подойдет для стекла в зависимости от его толщины. Следом надо настроить показатель индикатора прибора на 100 %. При нестабильности показателя, значения на индикаторе будут мигать.
Чтобы отрегулировать аппарат, приемную и передающую головки помещают друг напротив друга по обе стороны измеряемого стекла. Важно следить, чтобы не было резкого удара о стекло, поскольку обе головки притягиваются друг к другу посредством магнита.
Если соблюдены правила проверки тонировки, на индикаторе высветится цифра, которая определяет коэффициент светопропускания стекла.
Может ли решение сотрудника ГИБДД быть незаконным
Часто сотрудники дорожной полиции пользуются тем, что автолюбители плохо знают законы и регламенты. Вследствие этого мало кто будет оспаривать штраф в 500 рублей. Вот перечень незаконных действий со стороны инспектора:
- Нельзя измерять светопропускную способность стекол «на глаз», даже если инспектору «и так все видно». Даже если стекло сильно тонировано, инспектор обязан проверить его тауметром.
- Если у сотрудника ГИБДД нет измерительного прибора, он может просто выписать протокол, в котором будет написано, что на транспортном средстве установлены предметы, которые ограничивают обзорность. Штрафа в этом случае не будет.
- Инспектор не может заставить водителя снять тонировку без проведения замеров.
- Если сотрудник дорожной полиции утверждает, что на автомобиле установлены съемные тонировочные стекла, то есть конструкция транспортного средства подверглась незаконным изменениям, свои слова он обязан подтвердить посредством измерений прибором.
Сейчас в ПДД упоминается ГОСТ 33997-2016. Именно этот документ регламентирует, какую тонировку можно использовать на автомобиле. Там указано, что для лобового стекла она должна пропускать не менее 70% световых лучей. Также указано, какие типы тонировки могут применяться.
ГОСТ 33997-2016 полностью унифицирован с Техрегламентом таможенного союза ТР ТС 018/ 2011 «О безопасности колёсных ТС». Фактически это взаимозаменяемые документы. Просто для сотрудников ДПС гораздо привычнее и удобнее ссылаться на ГОСТ.
Обязательно стоит упомянуть Приказ МВД №664. Именно он разрешил проверять тонировку в любом месте. До декабря 2017 года проверка допускалась только на постах ДПС. Теперь это действие может производиться где угодно. Есть исключение — допустимые места определяет местный отдел ГИБДД, но они оставляют этот пункт по умолчанию, не ограничивая действия инспекторов.
Правила проверки регламентированы ГОСТ 27902-88. Этот документ подробно расписывает условия и технические действия при проверке транспортного средства на степень светопропускания. Пусть вас не смущает «древность» этого ГОСТа, он еще не отменен, и вряд ли в ближайшее время его поменяют.
Правила разрешенной тонировки стекол
Если вам нужна актуальная информация о том, какие правила действуют в плане разрешенной тонировки стекол автомобиля, обратитесь на п. 7.3 Основных положений по допуску ТС к эксплуатации. Именно там указано, какая тонировкаразрешена на данный момент с перечислением полного списка требований. Причем касаемо не только тонировки окон, но и других требований к эксплуатации ТС. Если же есть хотя бы одна неточность, использовать такой автомобиль может быть проблематичным.
Тонировки касается пункта, согласно содержимому которого, передняя часть окон авто не должна иметь ничего, что может ухудшить обзор водителя. Министерство транспорта периодически совершенствует рассматриваемое положение. Например, в 2016 стандарты тонировки были выведены на более современный уровень по ГОСТу, поскольку раньше использовали правила, которые ввели ещё в 1988 году. Они успели морально устареть.
Нужно ли ехать на стационарный пост ГИБДД для осуществления замера
Если сотрудник полиции остановил водителя не на посту ГИБДД и предложил пройти проверку на светопропускаемость автомобильных стекол, автолюбитель вправе отказаться это делать, даже если стекла его транспортного средства полностью затонированы.
В этом случае инспектор может предложить проехать до стационарного поста, чтобы соблюсти все правила замера тонировки. Даже в этом случае водитель может отказаться. Чтобы заставить автолюбителя ехать к пункту проверки, сотруднику полиции надо осуществить административное задержание. Законно ли это?
Нет, это не законно. Кодекс о правонарушениях гласит, что ограничить свободу автолюбителя или любого другого человека можно лишь в тех ситуациях, когда необходимо своевременно рассмотреть случай правонарушения. В этом случае задержание не может использоваться для выявления правонарушения. Задержать автомобиль можно лишь в том случае, если уже было выявлено нарушение, но никак не до него.
Как и на основании чего производится проверка тонировки?
Ответственность за использование цветных плёнок на передних и лобовом стёкле с понижением уровня светопропускания установлена ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ. Суть правонарушения – управление ТС, на котором установлены стёкла, не соответствующие техническому регламенту. При этом законом уточняется, что данное нарушение касается и цветных плёнок на стёклах, а, говоря проще, любой тонировки.
Технический регламент 018/2011, а именно п. 4.3 устанавливает минимальный порог светопропускания тонировки в 70%. Это ограничение касается лобового и передних стёкол, обеспечивающих обзор водителя при управлении автомобилем. Там же прописаны и дополнительные ограничения на использование светозащитных полос в верхней части стекла. Но нас сейчас интересует лишь светопропускание окон в целом и правила его замера в 2022 году.
Обратите внимание, Регламент никаких отсылок к ГОСТу не использует. Ранее действовавший ГОСТ 5727-88, на основании которого сотрудники ГИБДД осуществляли проверку светопропускания стекол, утратил силу с 1 января 2022 года в связи с принятием ГОСТ 32565-2013
П.4.7.3 ГОСТ Р 51709-2001 и п.5.7.1 ГОСТ Р51709-2001, на которые любят ссылаться автомобилисты при обжаловании действий сотрудника ГИБДД, копируя жалобы из Интернета, также по состоянию на 2022 год не действуют.
Кто и когда может проверять техническое состояние автомобиля?
Противоречащая Регламенту тонировка – это эксплуатация автомобиля с нарушением установленных правил таковой. Сотрудники ГИБДД имеют право котролировать техническое состояние автотранспорта, пресекая эксплуатацию автомобилей с нарушениями.
Полномочия ГИБДД в части контроля технического состояния ТС, участвующих в дорожном движении, закреплены:
- В КоАП РФ, где прописаны правонарушения, связанные с технической неисправностью ТС, и ГИБДД указаны как должностные лица, правомочные выявлять указанные нарушения и оформлять материал о нарушениях (ст. 23.3 и ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ);
- В п. 31 Административного регламента.
- В п. 111 того же регламента, где даны основания для проведения проверки технического состояния автомобиля.
Фактически, полномочия ГИБДД при проверке светопропускания тонировки в этой части не вызывают сомнений. Ранее действовавший приказ МВД №1240 предусматривал условия для контроля технического состояния. В частности, там была указана возможность проведения такого контроля исключительно на стационарных постах или специализированных станциях техосмотра, однако, в действующем ныне Административном регламенте таких ограничений нет.
Нужно ли ехать на стационарный пост ГИБДД для осуществления замера
Если сотрудник полиции остановил водителя не на посту ГИБДД и предложил пройти проверку на светопропускаемость автомобильных стекол, автолюбитель вправе отказаться это делать, даже если стекла его транспортного средства полностью затонированы.
В этом случае инспектор может предложить проехать до стационарного поста, чтобы соблюсти все правила замера тонировки. Даже в этом случае водитель может отказаться. Чтобы заставить автолюбителя ехать к пункту проверки, сотруднику полиции надо осуществить административное задержание. Законно ли это?
Нет, это не законно. Кодекс о правонарушениях гласит, что ограничить свободу автолюбителя или любого другого человека можно лишь в тех ситуациях, когда необходимо своевременно рассмотреть случай правонарушения. В этом случае задержание не может использоваться для выявления правонарушения. Задержать автомобиль можно лишь в том случае, если уже было выявлено нарушение, но никак не до него.
Как законно должен проходить замер тонировки?
согласно статьи 12.5 ч 1 КоАП, несоответствие нормам ГОСТа светопропускаемости передних боковых стекол автомобиля, наказывается только предупреждением или штрафом 500 рублей. Но, чтобы составить протокол, инспектору еще придется с вами повозиться! Если у инспектора нету при себе устройства для измерения, то он должен привезти его сам, или попросить другого сотрудника, но не вас заставлять куда-то ехать. Хотя предложив вам проехать на стационарный пост инспектор схитрил. Объясняю почему. Согласно ГОСТ 5727 — светопропускаемость должна быть в следующих пределах:
— Лобовое стекло — должно пропускать не менее 75% от общего светового потока
— Переднее боковое стекло-должно пропускать не менее 70% от общего светового потока,
— Светопропускание прочих стекол не нормируется.
Согласно приказа МВД №1240 при замере светопропускаемости бокового стекла обязательно должны быть соблюдены 4 следующих правила:
1) Контроль светопропускаемости стекол автомобиля осуществляется только на стационарном посту ДПС.
2) контроль светопропускаемости передних боковых стекол автомобиля осуществляется только инспектором технического надзора ГИБДД (об этом, есть запись в его служебном удостоверении).
3)Осуществляется только средствами технического диагностирования, которые внесены в Государственный реестр типа средств измерений, имеющие сертификаты соответствия, а так же отметку в них о дате последней поверки прибора.
4) Замер производится только при условии чистой и сухой поверхности стекла. Другими словами — нельзя производить проверку светопропускаемости в дождь и грязь.
Приборы для замера светопропускаемости стекол могут использоваться в работе, как днём, так и в ночное время. Источник света в них автономный и прибор не использует дневное освещение. По этому, попросите инспектора показать вам датчики, которые крепятся к стеклу. На них не должно быть никакой затемненной пленки. Она искажает показания прибора не в вашу пользу. Обозначить это в протоколе. Если все Пункты были соблюдены и вы согласны с показанием прибора тогда инспектор вправе составить квитанцию-постановление и вручить ее вам под роспись.
Если хоть один из пунктов был нарушен или Вы не согласны с показанием прибора — требуйте составления протокола. Для повторного замера инспектор обязан пригласить не менее двух понятых, которые подтвердят, показание прибора. Где он их достанет — его проблема. Если инспектор нарочно тянет время поиска понятых, не лишним будет напомнить ему, что согласно КоАП, протокол должен составляться немедленно (ст.28.5 КоАП), о неправомерности столь долгой задержки вашего авто и звонке в «02».
В объяснении пишем:
«С вменяемым нарушением не согласен, в связи с несоблюдением процедуры замера (например: замер произведен вне стационарного поста ДПС). Требую помощи адвоката». Далее действуем согласно главе 23.
В 10-ти дневный срок отправляем жалобу на действия ИДПС.
Маленькая хитрость, если вы уверены, что прибор показывает «нужную» степень тонировки, то попросите инспектора, прямо сейчас, замерить не тонированное лобовое. Посмотрите на результат замера.
Кстати, инспектор может потребовать, «содрать» тонировочную пленку. Это требование незаконно и квалифицируется статьей 19.1 КоАП «Самоуправство».
Согласно пункту 82 Административного регламента, инспектор вне стационарного поста ДПС может остановить за тонировку, т.е. «основанием к остановке ТС вне стационарного поста является, в том числе и установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.»
А вот оштрафовать не может, потому что нет понятия — тонировка, есть величина светопропускания, а ее можно установить только прибором. А вот померить прибором можно только на стационарном посту — п. 16.1. Наставлений по техническому надзору (Приказ МВД РФ от 7 декабря 2000 г. N 1240)
Надеюсь я ответил на ваш вопрос.
С уважением, Владислав Валентинович.
Нужно ли ехать на стационарный пост ГИБДД для осуществления замера
Если сотрудник полиции остановил водителя не на посту ГИБДД и предложил пройти проверку на светопропускаемость автомобильных стекол, автолюбитель вправе отказаться это делать, даже если стекла его транспортного средства полностью затонированы.
В этом случае инспектор может предложить проехать до стационарного поста, чтобы соблюсти все правила замера тонировки. Даже в этом случае водитель может отказаться. Чтобы заставить автолюбителя ехать к пункту проверки, сотруднику полиции надо осуществить административное задержание. Законно ли это?
Нет, это не законно. Кодекс о правонарушениях гласит, что ограничить свободу автолюбителя или любого другого человека можно лишь в тех ситуациях, когда необходимо своевременно рассмотреть случай правонарушения. В этом случае задержание не может использоваться для выявления правонарушения. Задержать автомобиль можно лишь в том случае, если уже было выявлено нарушение, но никак не до него.