Производство в суде надзорной инстанции
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Производство в суде надзорной инстанции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Процедура пересмотра решений по гражданским делам в порядке надзора долгое время являлась предметом острых дискуссий как на национальном уровне, так и на международном. С момента принятия ГПК РФ 2002 г. нормы о производстве в суде надзорной инстанции длительное время являлись предметом обоснованной критики отечественных ученых.
Полномочия суда надзорной инстанции и основания для отмены или изменения судебных постановлений
Суд надзорной инстанции, рассмотрев надзорные жалобу, представление с делом в порядке надзора, вправе:
1) оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения. Указанное полномочие суд использует в том случае, если согласен с обжалуемым судебным актом и при проверке законности обжалуемого судебного акта не нашел оснований для его отмены (ст. 391.9 и ч. 1 ст. 391.11 ГПК РФ);
2) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум ВС РФ может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей. Реализация указанного полномочия возможна только в случае, если установленные судом надзорной инстанции допущенные ошибки не могут быть им устранены в силу того, что отдельные полномочия не входят в компетенцию суда надзорной инстанции. Так, при рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум ВС РФ не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела;
3) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу. Данное полномочие может быть реализовано судом при установлении нарушений норм процессуального права, предусмотренных ст. 220 и 222 ГПК РФ. Однако для надзорной инстанции важным является то, что в данной стадии применимы не все основания;
4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений. В случае, если по делу было принято уже несколько судебных постановлений, то суд надзорной инстанции может прийти к выводу законности одного из них. Таким образом, он может оставить в силе то судебное постановление, которое является законным;
5) отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права. Судебные постановления подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум ВС РФ установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ; права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы; единообразие в толковании и применении судами норм права;
6) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных ст. 391.4 ГПК РФ.
При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум ВС РФ проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления. В интересах законности Президиум ВС РФ вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы, представления. При этом Президиум ВС РФ не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.
Надзорное производство возбуждается путем подачи жалобы или представления прокурора в суд. Жалоба подается:
1) на вступившие в законную силу решения и определения Верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного или надзорного рассмотрения в Верховном Суде РФ; на кассационные определения Верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на апелляционные решения и определения районных судов; на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей – соответственно, в президиум Верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;
2) на кассационные определения окружных (флотских) военных судов; на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов – в президиум окружного (флотского) военного суда;
3) на определения президиумов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на вступившие в законную силу решения и определения Верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ;
4) на определения президиумов окружных (флотских) военных судов; на вступившие в законную силу решения и определения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ; на кассационные определения окружных (флотских) военных судов, а также на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если жалобы на указанные судебные постановления были оставлены без удовлетворения президиумом окружного (флотского) военного суда, – в Военную коллегию Верховного Суда РФ;
5) на вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда РФ, принятые им по первой инстанции; на определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ; на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, вынесенные ею в кассационном порядке; на определения Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ею в кассационном порядке, – в Президиум Верховного Суда РФ.
Надзорная жалоба или представление прокурора, поданные в соответствии с определенной в ст. 377 ГПК РФ подсудностью, по поручению председателя или заместителя председателя соответствующего суда передаются на рассмотрение судьи данного суда.
Особенности надзора по гражданским делам
Особенности процессуального характера надзора следующие:
- объектами рассмотрения являются определения, постановления, решения судов;
- происходит проверка решений не только судов первой инстанции, но и кассаций, а также судов надзорной инстанции;
- надзор осуществляется только по протестному заявлению уполномоченных лиц суда и прокуратуры, которые определены в законе;
- протест в порядке надзора не имеет срока;
- принести протест можно в связи с грубыми правовыми нормативными нарушениями;
- возможен неоднократный пересмотр дела различными инстанциями по надзору;
- в порядке надзора решение не меняется и не выносится нового в связи с выявлением новых доказательств.
Схожесть и различие с другими стадиями пересмотра судебных решений
Между разными этапами проверки на законность есть общие черты:
- Преследуемые цели.
- Правовое значение.
- Функция проверки работы нижестоящих органов, осуществляющих правосудие.
- Запрет на ухудшение положения осуждённого.
- Контроль законности и обоснованности выносимых актов (ст. 401.1 предусматривает тождественную задачу для кассации).
- Указания на ошибки и необходимость исправления обязательны для исполнения.
- Основания признания незаконными обжалуемых актов.
В то же время стадия судебного надзора существенно отличается от апелляции:
- по виду судебных актов, направленных для пересмотра;
- по субъектному составу (апелляции неизвестны такие субъекты, как заявитель, иные лица);
- процессуальными сроками, их урегулированием (для апелляции они прописаны в соответствующей главе кодекса, для надзора– законом не предусмотрены);
- процедурой пересмотра (апелляция – повторение с новым исследованием доказательств, в надзоре доказательственную базу не подвергают сомнениям);
- уполномоченным госорганом, осуществляющим функции контроля и кругом его полномочий.
Главное отличие – это обжалование акта, приводящегося во исполнение исправительной системой, для апелляционного обжалования предусмотрены короткие сроки до начала выполнения приговора.
Моменты, отличающие от кассационного порядка, содержатся в таблице.
Кассационное обжалование | Обжалование в порядке надзора |
Участники судопроизводства | |
Осуждённый/оправданный, защитник, представитель, потерпевший, частным обвинитель, гражданский истец, гражданский ответчик (по вопросам исковых требований), а также иные лица (заявитель, которому отказали завести дело, владелец имущества, на которое наложен арест или выступает предметом преступления), прокурор не ниже заместителя прокурора субъекта РФ. | Заявители, должностные лица (Генпрокурор РФ, заместители) |
Поставленные задачи | |
Проверка соблюдения законности и обоснованности в решениях органов правосудия. | |
Обжалуемые документы | |
Вынесенные районными и мировыми судами, а также в апелляции. | Те же + кассационные определения, постановления нижестоящей надзорной инстанции. |
Госорган, рассматривающий дело | |
Ст. 401.3 определяет правильность обращения. В обобщённом виде – это высшие органы правосудия в субъекте РФ, в военном округе, а также Верховный Суд. | Верховный Суд РФ |
Гарантия разбирательства при получении жалобы | |
Правильно составленная жалоба гарантирует рассмотрение и вынесение определения. | Такой гарантии нет, решение об истребовании материалов зависит от мнения судьи, осуществляющего первоначальную проверку. |
Рассматриваемые вопросы | |
проверяет соответствие законодательству и основным принципам заключительной резолюции по обвинению, но только в части, обжалуемой лицом, и в отношении тех осуждённых, о ком идёт речь в жалобе или представлении | Неограничен прошением заявителя, уполномочен проверить все, что считает необходимым, объем исследования границ не имеет. При множественности лиц, признанных совершившими преступление, проверочные функции будут затрагивать всех соучастников, даже если ходатайство заявлено лишь одним. |
Сроки принесения протеста | |
Не имеют ограничений, обжалование возможно в период исполнения наказания. |
Порядок действий при получении жалобы, который будет рассмотрен далее, также не аналогичен кассационному.
Понятие надзорного производства
Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постановлений, вступивших в законную силу.
Надзорное производство является самостоятельной стадией гражданского процесса.
Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение оказывается незаконным, а рассмотрение дела судами апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки.
Пределы прав надзорной инстанции
Суд правомочен выйти за рамки полученного ходатайства.
Многие авторы научной юридической литературы и студенты в курсовых заданиях отмечают ревизионный характер проверки, что означает полный контроль законности поступающих документов:
- правовые нормы должны применяться корректно, особенно это касается специального законодательства в области материального права;
- процедурные нарушения должны отсутствовать.
При этом законодатель подчёркивает важный признак изъянов, выявление которых становится причиной отмены или изменения. Этот признак – существенность.
Какие нарушения можно считать существенными, указано в нескольких примерах:
- Имело место изготовление протокола секретарём в заседании по частям, каждая из которых отдельно не была заверена, только в конце стояла подпись председательствующего и секретаря, а между тем ведение протокола осуществлялось двумя лицами.
- Отказ в допросе свидетеля, о вызове которого настаивала сторона обвинения, по причине того, что его слова «не относятся к существу предъявленного обвинения», является препятствием к представлению доказательств. Сторона обвинения была лишена возможности подтвердить обвинение.
- Описательно – мотивировочная часть не содержит описания умысла, не расписано, почему сделаны такие выводы, если исследованные доказательства не в полной мере подтверждают эту позицию.
- Признание виновным за совершение нескольких преступлений, когда состав одного охватывает состав другого и назначение наказания в большем размере.
- Непредставление переводчика на любом этапе следствия и судебного заседания.
Несущественным нарушением можно посчитать, к примеру, отказ в допросе свидетеля, характеризующего личность подсудимого.
Какие действия входят в круг полномочий Верховного Суда РФ, это:
- отказ в удовлетворении протеста;
- отмена и прекращение производства;
- возврат без рассмотрения по существу (ст.412.4);
- изменение документа;
- отмена и передача для нового разбирательства.
Следует понимать, что отмена может коснуться не всех представленных актов, а только вынесенных в определённой инстанции – кассации или апелляции, соответственно новое рассмотрение продолжится именно с указанного момента.
Производственная процедура по пересмотру дел (включая уголовные) и инстанция по надзору: что это такое?
Под надзорным производством подразумевается самостоятельная стадия гражданского (арбитражного, административного, уголовного) процесса, в ходе которой вступившие в силу судебные постановления пересматриваются на основании жалобы, поданной участниками разбирательства или же иными лицами, имеющими к этому прямое отношение. Также данная процедура может быть инициирована представлением прокурора.
Рассмотрением дел в таком формате занимается орган надзорной инстанции. В России данная функция возложена на Верховный суд. Основная задача, которую он выполняет, заключается в проверке законности принятых судебных решений.
Стоит отметить, что надзорное производство является окончательной стадией рассмотрения того или иного дела. Постановление, вынесенное по итогам данной процедуры, не может быть в дальнейшем обжаловано.
Значимость апелляционного/кассационного производства
Значение апелляции или кассации относится к одному из серии этапов, связанных с делопроизводством.
Критериями этого производства становится пересмотр принятых в рассмотрение дел, по которым были получены жалобы на вступившие уже в силу закона приговоры/ претензии или определения судебных органов.
В задачи такого контроля входят:
- Исправление вердиктов, по ошибки принявших законную силу.
- Предоставление законных прав потерпевшим/ обвиняемым или подозреваемым, а также адвокатам/прокурорам на предъявление претензионного заявления направленного на пересмотр вступившего в силу приговора/постановления или определения.
Порядок возбуждения дела в гражданском процессе
Весь процесс возбуждения надзорного производства в рамках гражданского права подробно расписан в главе 41.1 ГПК РФ. Данную процедуру можно представить в виде нескольких последовательных этапов:
- Подготовка жалобы и сопутствующих материалов в соответствии с правилами, прописанными в ст.391.2—391.3 ГПК РФ.
- Изучение представленного заявления на предмет возможности дальнейшей работы с ним.
- Вынесение определения об отказе или приеме поданной жалобы.
- Рассмотрение заявление на судебном заседании Президиума ВС РФ.
- Вынесение окончательного постановления и вступление его в законную силу.
В качестве предмета выступает незаконность, несправедливость, необоснованность решения, вступившего в действие. При составлении жалобы необходимо указать обязательные реквизиты, предусмотренные для документов такого типа. Заявление должно быть адресовано в инстанцию, уполномоченную на пересмотр оспариваемого акта. При этом закон требует от заявителя последовательности. В частности, надзорная жалоба на постановление районного суда не может направляться в коллегию ВС, минуя президиум региональной инстанции. Это правило, по мнению нормотворцев, служит интересам заявителя. В случае отказа в удовлетворении жалобы в нижестоящей инстанции он вправе обратиться в вышестоящую по тем же основаниям. При этом субъект может обжаловать и приговор, и определение.
Каковыми являются полномочия суда?
В соответствии с ч.1 ст.391.12 ГПК РФ суд надзорной инстанции наделен следующими полномочиями:
- оставить итог судебного разбирательства без каких-либо изменений;
- первоначальное решение отменить полностью или частично, а дело направить на повторное рассмотрение;
- постановление нижестоящего суда отменить, оставив при этом заявление без рассмотрения или же прекратив разбирательство;
- оставить неизменным одно из решений, принятых нижестоящими судами по конкретному делу;
- отменить (изменить) первоначальное постановление и принять новое, не направляя дело на повторное рассмотрение (такой вариант допускается, если обнаружена ошибка в толковании и использовании норм материального права);
- оставить жалобу без рассмотрения при наличии весомых оснований, прописанных в ст.391.4 ГПК РФ.
В целом суды надзорной инстанции уполномочены проверять правильность применения нижестоящими судами положений материального и процессуального права. Однако они не могут пересматривать те части судебного постановления (или весь документ в целом), которые не обжалуются.
Пределы прав надзорной инстанции
Суд правомочен выйти за рамки полученного ходатайства.
Многие авторы научной юридической литературы и студенты в курсовых заданиях отмечают ревизионный характер проверки, что означает полный контроль законности поступающих документов:
- правовые нормы должны применяться корректно, особенно это касается специального законодательства в области материального права;
- процедурные нарушения должны отсутствовать.
При этом законодатель подчёркивает важный признак изъянов, выявление которых становится причиной отмены или изменения. Этот признак – существенность.
Какие нарушения можно считать существенными, указано в нескольких примерах:
- Имело место изготовление протокола секретарём в заседании по частям, каждая из которых отдельно не была заверена, только в конце стояла подпись председательствующего и секретаря, а между тем ведение протокола осуществлялось двумя лицами.
- Отказ в допросе свидетеля, о вызове которого настаивала сторона обвинения, по причине того, что его слова «не относятся к существу предъявленного обвинения», является препятствием к представлению доказательств. Сторона обвинения была лишена возможности подтвердить обвинение.
- Описательно – мотивировочная часть не содержит описания умысла, не расписано, почему сделаны такие выводы, если исследованные доказательства не в полной мере подтверждают эту позицию.
- Признание виновным за совершение нескольких преступлений, когда состав одного охватывает состав другого и назначение наказания в большем размере.
- Непредставление переводчика на любом этапе следствия и судебного заседания.
Несущественным нарушением можно посчитать, к примеру, отказ в допросе свидетеля, характеризующего личность подсудимого.
Какие действия входят в круг полномочий Верховного Суда РФ, это:
- отказ в удовлетворении протеста;
- отмена и прекращение производства;
- возврат без рассмотрения по существу (ст.412.4);
- изменение документа;
- отмена и передача для нового разбирательства.
Следует понимать, что отмена может коснуться не всех представленных актов, а только вынесенных в определённой инстанции – кассации или апелляции, соответственно новое рассмотрение продолжится именно с указанного момента.
Пределы прав надзорной инстанции
Суд правомочен выйти за рамки полученного ходатайства.
Многие авторы научной юридической литературы и студенты в курсовых заданиях отмечают ревизионный характер проверки, что означает полный контроль законности поступающих документов:
- правовые нормы должны применяться корректно, особенно это касается специального законодательства в области материального права;
- процедурные нарушения должны отсутствовать.
При этом законодатель подчёркивает важный признак изъянов, выявление которых становится причиной отмены или изменения. Этот признак – существенность.
Какие нарушения можно считать существенными, указано в нескольких примерах:
- Имело место изготовление протокола секретарём в заседании по частям, каждая из которых отдельно не была заверена, только в конце стояла подпись председательствующего и секретаря, а между тем ведение протокола осуществлялось двумя лицами.
- Отказ в допросе свидетеля, о вызове которого настаивала сторона обвинения, по причине того, что его слова «не относятся к существу предъявленного обвинения», является препятствием к представлению доказательств. Сторона обвинения была лишена возможности подтвердить обвинение.
- Описательно – мотивировочная часть не содержит описания умысла, не расписано, почему сделаны такие выводы, если исследованные доказательства не в полной мере подтверждают эту позицию.
- Признание виновным за совершение нескольких преступлений, когда состав одного охватывает состав другого и назначение наказания в большем размере.
- Непредставление переводчика на любом этапе следствия и судебного заседания.
Несущественным нарушением можно посчитать, к примеру, отказ в допросе свидетеля, характеризующего личность подсудимого.
Какие действия входят в круг полномочий Верховного Суда РФ, это:
- отказ в удовлетворении протеста;
- отмена и прекращение производства;
- возврат без рассмотрения по существу (ст.412.4);
- изменение документа;
- отмена и передача для нового разбирательства.
Следует понимать, что отмена может коснуться не всех представленных актов, а только вынесенных в определённой инстанции – кассации или апелляции, соответственно новое рассмотрение продолжится именно с указанного момента.
История развития гражданского и арбитражного процессуального законодательства, регламентирующего возбуждение надзорного производства
Прежде чем обратиться к исследованию теоретических и практических вопросов возбуждения надзорного производства в гражданском и арбитражном процессе, необходимо проанализировать историю его нормативного регулирования. Для этого следует выделить основные направления в развитии законодательства, регламентирующего процедуру возбуждения проверки судебных актов в порядке надзора, как в гражданском, так и в арбитражном процессе, в том числе определить их общие тенденции и различия. Возбуждение надзорного производства представляет собой первый этап проверки вступивших в законную силу судебных актов в суде надзорной инстанции. Во многом именно от него зависит эффективность надзорного производства в целом, поскольку на данном этапе решается вопрос о принятии надзорной жалобы (заявления в арбитражном процессе), представления прокурора к производству. Обратимся к истории процессуального законодательства, регламентирующего порядок возбуждения проверки судебных актов в суде надзорной инстанции. Надзорное производство возникло и получило развитие в советский период нашего государства . В научной литературе сложились две основные точки зрения относительно момента его возникновения. Представители первой точки зрения (В.И. Шинд) считают, что первым органом, осуществлявшим проверку судебных актов в порядке надзора в России, был ВЦИК. Так, жалобы на приговоры революционных трибуналов предварительно рассматривались в Уголовном отделении 4-го отдела НКЮ, после чего одним из членов коллегии НКЮ докладывались на заседании коллегии, которая решала вопрос об отказе в удовлетворении жалобы или же признавала жалобу заслуживающей внимание и со своим заключением направляла дело во ВНИК, решавший вопрос окончательно . Получается, что институт проверки судебных актов в порядке надзора с самого начала сложился таким образом, что судебный акт по существу сразу не проверялся, а прежде рассматривался уполномоченными должностными лицами, мнение которых и являлось основанием для проверки судебного акта по существу. Сторонники второй точки зрения (К.С. Банченко-Любимова, А.Ф. Клейнман, К.И. Комиссаров) полагают, что идея создания в стране единого верховного судебного контроля была впервые законодательно выражена в Декрете о суде №2 от 7 марта 1918 г. , однако реализована была Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 10 марта 1921 г. , утвердившим Положение о высшем судебном контроле. Указанный Декрет от 10 марта 1921 г. «послужил основой для создания советского института пересмотра судебных решений и определений в порядке надзора» . Возложение на НКЮ высшего судебного контроля явилось «зародышем института судебного надзора в советском праве» . Обе точки зрения имеют право на существование, однако возбуждение проверки судебных актов в порядке надзора следует определять с момента осуществления такой проверки именно судебным органом, так как обязательным участником гражданского процесса является суд. ВЦИК и НКЮ это не судебные органы, поэтому их деятельность не может считаться гражданско-процессуальной и осуществляться в рамках стадии гражданского процесса. Возложение на эти органы функции по проверке судебных актов было связано с отсутствием в рассматриваемый период времени налаженной судебной системы и соответствующего правового регулирования . Развитие надзорного производства в советский период представляет собой чередование двух противоположных по своей сути тенденций — централизации и децентрализации. Централизация предполагает сосредоточение полномочий по обжалованию (опротестованию) вступивших в законную силу судебных актов у ограниченного числа высших должностных лиц и небольшое количество судебных органов, рассматривающих поданные ими жалобы (протесты). Децентрализация, наоборот, — законодательное закрепление права на подачу жалоб (принесение протестов) в порядке надзорного производства широкому кругу лиц и значительное число наделенных соответствующей компетенцией судебных органов по рассмотрению этих жалоб (протестов). В научной литературе отсутствует единая периодизация развития института проверки судебных актов в порядке надзора. Это связано, во-первых, с тем, что существуют разные точки зрения на момент возникновения и нормативного закрепления данного института, во-вторых, в большинстве работ идет последовательное перечисление принимаемых нормативных актов без анализа их влияния на гражданский процесс.