Налоги и страховые взносы: что изменится в 2023 г.
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоги и страховые взносы: что изменится в 2023 г.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как видим, изменения налогового законодательства масштабны. Мы рассмотрели наиболее существенные из них. В основном новшества обусловлены введением в практику единого налогового платежа и объединением Пенсионного фонда и ФСС в единый фонд.
Порядок уплаты обязательных платежей с 2023 года
Вид платежа |
Плательщики |
Способ уплаты |
Налог на прибыль |
Организации |
ЕНП |
Налог на имущество организаций |
Организации |
ЕНП |
НДС |
Организации и ИП |
ЕНП |
НДФЛ за работников |
Организации и ИП |
ЕНП |
НДФЛ, уплачиваемый иностранцами со своих доходов от осуществления трудовой деятельности по найму в РФ на основании патента |
Иностранные работники на патенте |
Путем внесения НДФЛ отдельной платежкой |
НДФЛ, уплачиваемый физлицами самостоятельно (например, при продаже имущества) |
Физлица |
ЕНП |
Страховые взносы |
Организации и ИП |
ЕНП |
Единый налог по УСН |
Организации и ИП |
ЕНП |
Налог на профессиональный доход |
Самозанятые плательщики НПД |
Путем внесения НПД или ЕНП |
Транспортный налог |
Организации, ИП и физлица |
ЕНП |
Земельный налог |
Организации, ИП и физлица |
ЕНП |
Налог на имущество физлиц |
ИП и физлица |
ЕНП |
Единый налог в рамках ПСН |
ИП |
ЕНП |
Сборы за пользование объектами животного мира |
Организации, ИП и физлица |
Путем внесения сбора или ЕНП |
НДПИ |
Организации и ИП |
ЕНП |
Торговый сбор |
Организации и ИП |
ЕНП |
Налог на дополнительный доход (НДД) |
Организации |
ЕНП |
Сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов, уплачиваемые самостоятельно плательщиками сборов в соответствии с главой 25.1 НК РФ |
Организации, ИП и физлица |
Путем внесения сбора или ЕНП |
Государственные пошлины, кроме госпошлин, в отношении уплаты которых судом выдан исполнительный документ |
Организации, ИП и физлица |
Путем внесения пошлины или ЕНП |
Государственные пошлины, в отношении уплаты которых судом выдан исполнительный документ |
Организации, ИП и физлица |
ЕНП |
Когда налоги будут считаться неуплаченными
По новым правилам обязанность по уплате налогов будет считаться исполненной со дня перечисления денежных средств на единый налоговый счет в качестве ЕНП. В то же самое время налоговая обязанность не сможет считаться исполненной в одном из следующих случаев (новая редакция п. 13 ст. 45 НК РФ):
- при отзыве налогоплательщиком неисполненного поручения на перечисление денежных средств на единый налоговый счет (при одновременном отсутствии на счете достаточной денежной суммы);
- возврата физлицу местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи либо МФЦ наличных денежных средств, принятых для их перечисления в счет уплаты налога;
- неправильного указания в платежном поручении номера счета Федерального казначейства;
- неправильного указания в платежном поручении наименования банка получателя.
III. Новые сроки уплаты налогов и представления отчетности
В целях реализации нового порядка администрирования унифицированы сроки представления налоговой отчетности и уплаты налогов (авансовых платежей). Приведем новые сроки относительно основных налогов:
Налог | Срок представления отчетности | Срок уплаты | Норма НК РФ |
---|---|---|---|
НДС (налогоплательщик, налоговый агент) | не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом | не позднее 28-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом | п. 1, п. 4, п. 5 ст. 174 |
Налог на прибыль | не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода | авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом; налог – не позднее 28 марта года, следующего за налоговым периодом |
п. 1, п. 2, п. 4 ст. 287, п. 3 ст. 289 |
НДФЛ | 6-НДФЛ за I кв., полугодие, 9 мес. – не позднее 25-го числа месяца, следующего за соответствующим периодом. В 6-НДФЛ за I кв. отражаются суммы, удержанные в период с 1 января по 22 марта включительно, за полугодие – в период с 1 января по 22 июня включительно, за 9 мес. – в период с 1 января по 22 сентября включительно; за год – не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
алог, удержанный за период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца – не позднее 28-го числа текущего месяца; налог, удержанный за период с 1 по 22 января – не позднее 28 января; налог, удержанный за период с 23 по 31 декабря – не позднее последнего рабочего дня календарного года; в отношении НДФЛ с дивидендов, выплачиваемых АО, – не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты |
п. 6 ст. 226, п. 9 ст. 226.1, п. 2 ст. 230 |
Страховые взносы | не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом | не позднее 28-го числа следующего календарного месяца | п. 3, п. 7 ст. 431 |
Налог, уплачиваемый при применении УСН | организации – не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; ИП – не позднее 25 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог: организации – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; ИП – не позднее 28 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
п. 7 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.23 |
транспортный налог (для организаций) | авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог – не позднее 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
п. 1 ст. 363 | |
налог на имущество организаций | не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом | п. 1 ст. 383, п. 3 ст. 386 |
Ставки налога на профессиональный доход
Устанавливаются две ставки, по которым будет начисляться профессиональный доход (п. 191 ст. 1, ст. 381−2 проекта НК-2023).
10% в отношении профессионального дохода, полученного от:
- физических лиц (независимо от его размера);
- иностранных организаций и иностранных индивидуальных предпринимателей (независимо от его размера);
- белорусских организаций и белорусских индивидуальных предпринимателей в размере, не превышающем 60 000 белорусских рублей в целом за год.
20% в отношении профессионального дохода, полученного:
- от белорусских организаций и белорусских индивидуальных предпринимателей, в размере, превысившем 60 000 белорусских рублей в целом за год;
- при выявлении налоговым органом факта получения плательщиком дохода без формирования чека посредством приложения «Профналог».
Рассмотрим, какие реквизиты необходимо заполнить на титульном листе.
ИНН указывается 12-значный идентификационный номер налогоплательщика.
КПП – 9-значный код, присваиваемый в органах ФНС.
Номер корректировки – у первичной декларации значение «0—», далее в случае уточнения указывается соответственно «1—», «2—» и т.д.
Налоговый период – в обычном порядке при сдаче ежегодной отчётности необходимо указать код «34», в случае реорганизации код «50».
Отчётный год – 2021.
Представляется в налоговый орган (код) – указывается код, соответствующий территориальному отделению ФНС, в который направляется отчётность, наиболее часто используемый «281»
По месту нахождения – указывается код, соответствующий месту нахождения имущества, в отношении которого заполняется декларация.
Налогоплательщик – полное наименование компании.
Субъекты, обязанные вносить платеж
Плательщиками сбора, по общему правилу, выступают все участники хозяйственной деятельности. Однако есть основания для освобождения от налога по одному из следующих обстоятельств:
- Налоговый агент попадает под действие послабления, предусмотренного актами субъекта РФ, в котором осуществляет свою деятельность;
- Компания попадает под действие федерального законодательства (налог не распространяется по исключительным основаниям).
Налог на движимые активы организаций не вносятся, если:
- Компания выбрала упрощенную систему налогообложения или ЕНВД;
- Объект попадает под категорию 1,2 амортизационной группы;
- Период полезного действия движимого объекта не превышает 3-летний период.
Налог на недвижимые активы
В законе появились дополнительные уточнения по исчислению налоговой базы и уплате сбора в отношении недвижимых активов компаний, при условии, что их кадастровая стоимость была установлена в течение года.
В указанную категорию вошли следующие объекты недвижимого фонда:
- Активы иностранных компаний, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность в РФ через постоянные представительства;
- Активы зарубежных компаний, которые не относятся к их деятельности в России через постоянные представительства;
- Постройки жилого назначения, не состоящие на балансе основных средств (в соответствии с ПБУ 6/01).
На каком имуществе юридический налогоплательщик сэкономит
Не на все ОС начисляются максимальные налоги. На балансе могут находиться объекты, полностью выведенные из налогообложения, имущество с льготным налоговым режимом.
Не являются объектом налогообложения:
- имущество 1 и 2 амортизационных групп по классификации;
- космические объекты;
- международные суда государственного реестра;
- земли предприятий;
- природные ресурсы;
- имущество культурного наследия;
- ядерные сооружения;
- атомные ледоколы
Имущество с льготным режимом налогообложения (перечень льгот определен в ст. 381 НК):
- ОС движимой категории, учтенные с 01.01.2013;
- энергетически эффективные объекты на протяжении 3-х лет после ввода в эксплуатацию;
- профильные активы религиозных организаций;
- фонды основной деятельности общественных объединений инвалидов;
- ОС фармацевтических предприятий для изготовления противоэпидемических ветеринарных препаратов;
- основные фонды протезно-ортопедических компаний;
- имущество объединений адвокатов и юристов;
- объекты управляющих компаний инновационного проекта «Сколково»;
- балансовые фонды предприятий территорий с особым экономическим режимом.
Все эти льготы предоставляются организациям на федеральном уровне. С 2018 года преференции по движимому, энергоэффективному имуществу номинально сохраняют статус общероссийских, но фактически все полномочия по назначению переданы исполнительной власти субъектов.
Организации и имущество, которые не облагаются налогом
Освобождены от уплаты налога на имущество лишь некоторые организации, а именно:
- Плательщики сельскохозяйственного налога (ЕСХН) в отношении исчерпывающего перечня имущества, которое необходимо для производства, переработки сельхозпродукции и ее реализации (п. 3, ст. 346.1 НК РФ).
- Организации применяющие систему упрощенного налогообложения (УСН), в случае если налоговая база по указанному объекту определяется исходя из его среднегодовой стоимости (п. 2, ст. 346.11 НК РФ).
- Предприниматели плательщики ЕНВД, если имущество используется для ведения предпринимательской деятельности и не включено в перечень объектов недвижимости налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость (п. 2, ст. 346.11 НК РФ).
Так или иначе, налог на имущество организаций в 2019 году уплачивают даже организации на специальном режиме налогообложения, если налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости имущества. Какое недвижимое имущество организаций в 2019 не является объектом налогообложения? Исчерпывающий перечень недвижимого имущества, которое не подлежит налогообложению организаций предусмотрен (п. 4 ст. 374 НК РФ), к нему относятся:
- Земельные участки;
- Водные объекты и другие природные ресурсы (прим. искусственный водоем);
- Объекты культурного наследия федерального значения: памятники истории и культуры;
- Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.
Плюсы перехода на единый налоговый платеж
В связи с введением в 2023 году ЕНП можно выделить следующие положительные моменты при работе:
- внедрение единого налогового платежа позволит изменить и упростить механизм исполнения обязанности по уплате налогов и обеспечит экономически обоснованный расчет суммы пеней на общую сумму задолженности перед бюджетом. Исчезнет необходимость форматирования платежных поручений и перечисления большого количества платежей;
- случаи, при которых у одного плательщика имеется одновременно задолженность и переплата по разным платежам, будут исключены. Уточнения и зачеты исчезнут в связи с зачетом налоговой ЕНП;
- упрощения позволят налогоплательщику оплатить платеж по всем налогам единомоментно, что позволит платить все налоги один раз в месяц единым налоговым платежом;
- положительное сальдо на ЕНС является денежными средствами налогоплательщика, которые он может использовать как актив, то есть вернуть (налоговый орган направит распоряжение на возврат в федеральное казначейство не позже следующего дня после поступления заявления от плательщика);
- выведение единого налогового счета планируется одновременно с расширением сервисных возможностей ФНС РФ онлайн-доступности для плательщиков, детализации начислений и уплаты налогов. Актуальная сумма обязательств всегда будет доступна налогоплательщику онлайн. При необходимости всегда можно будет получить детализацию, как сформировался баланс по счету в налоговой, на что и как были распределены платежи.
Расчёт налога на имущество
Для начала проверьте, нет ли у вас недвижимости, облагаемой по кадастровой стоимости. Если есть, рассчитайте налог по каждому такому объекту отдельно.
По общему правилу, если кадастровая стоимость меняется в течение года, это не влияет на расчёт налога (авансов) за текущий и за предыдущие годы. Новую стоимость нужно использовать при расчёте только с 1 января следующего года.
Но есть исключения:
- Если стоимость поменялась из-за изменения количественных или качественных характеристик объекта, то по новой стоимости нужно считать налог с момента, когда сведения об изменённых характеристиках внесли в ЕГРН.
- Если стоимость поменялась из-за исправления ошибок или из-за того, что после оспаривания её приравняли к рыночной, то по новой стоимости вы пересчитываете налог за все годы, за которые платили его по старой, неправильной стоимости.
Итак, кадастровая стоимость является обязательным условием, при котором по объекту начисляется налог на имущество в 2022 году. Она не является константой, то есть может меняться в зависимости от различных факторов. Для определения этой стоимости проводится кадастровая оценка недвижимости.
Какие именно объекты должны быть оценены по кадастровой стоимости в целях налогообложения, указано в статье 378.2 НК РФ. К ним относятся:
- административно-деловые и торговые центры;
- помещения под офисы, для торговли, заведений общественного питания и оказания услуг;
- некоторые типы объектов иностранных юрлиц;
- жилая недвижимость, гаражи, машино-места, дачные дома, хозяйственные постройки на участках под ИЖС или подсобное хозяйство, а также объекты незавершённого строительства.
Это общий список типов объектов. В каждом регионе по решению властей проводится оценка их кадастровой стоимости. В текущем году подавляющая часть российсикх регионов оценивает недвижимость по кадастровой стоимости. Такая оценка может быть проведена как выборочно, так и в отношении всех видов объектов недвижимости. Как пример – администрация субъекта РФ решает провести оценку в отношении всех многоквартирных домов.
После определения кадастровой стоимости издаётся закон о том, что налогообложение объектов должно проводиться на её основе.
С налогом на недвижимость предпринимателей, которую они используют в бизнесе, всё намного проще, поскольку считать его самому не приходится. Этим занимается ИФНС. Всё точно так же, как и с личной недвижимостью гражданина. Нужно лишь удостовериться, что налоговый орган знает об объекте недвижимости, а когда придёт квитанция – уплатить указанную сумму.
Платёж налога производится 1 раз, поскольку установлен только налоговый период. Крайний срок – 1 декабря следующего года. Никаких отчётов подавать в налоговый орган не нужно.
Максимальная ставка, по которой взимается налог на имущество при УСН – 2%. Власти конкретного субъекта РФ могут снизить её до нуля либо увеличить, но не более, чем в 3 раза. Как и в случае с налогом на недвижимость организаций, ставки могут быть дифференцированы.
Приведём пример ставок в Санкт-Петербурге:
- гаражи и машино-места облагаются по ставке 0,3 %;
- дорогостоящая недвижимость (более 300 млн рублей) – по ставке 2%;
- жилая недвижимость – по ставкам от 0,1 до 0,25% в зависимости от типа и стоимости;
- некоторые иные объекты – по ставке 0,1%.
Что входит в состав единого налогового платежа и как его внести.
Пополнять налоговый счет плательщик будет одним платежом, без указания конкретного налога. То есть единым налоговым платежом. Кроме средств, переведенных компанией на единый счет, ЕНП будут признаваться и иные суммы:
- взысканные с налогоплательщика;
- поступившие в связи с принятием решения о возмещении (предоставлении вычета);
- поступившие в результате зачета от иного лица;
- отозванные по заявлению или из-за отсутствия на ЕНС средств текущие платежи, которые ранее были зачтены в счет исполнения обязанности;
- проценты, начисленные за излишне взысканные суммы и в других предусмотренных случаях;
- возвращенные излишне уплаченные суммы НДФЛ с доходов патентных иностранцев, НПД, ряда сборов.
Комментарий к ст. 373 НК РФ
Плательщиками налога на имущество являются иностранные и российские организации.
Налог на имущество должны уплачивать все российские организации независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, в том числе органы государственной власти (исполнительной и законодательной), включая все министерства и ведомства, некоммерческие организации, бюджетные организации, государственные унитарные предприятия, Центральный банк РФ и его территориальные учреждения, финансово-кредитные организации, а также внебюджетные государственные фонды.
В законах субъектов РФ о налоге на имущество организаций могут быть установлены льготы по этому налогу для отдельных категорий налогоплательщиков.
Кроме того, налог на имущество не платят организации, работающие по упрощенной системе налогообложения, плательщики единого налога на вмененный доход (с имущества, которое используется в деятельности, облагаемой ЕНВД) и те организации, которые уплачивают единый сельскохозяйственный налог. Также данный налог не нужно платить и со стоимости имущества, используемого исключительно в деятельности, предусмотренной соглашениями о разделе продукции. В главе 30 Налогового кодекса РФ эти нормы не прописаны, но о них сказано в главах 26.1, 26.2, 26.3 и 26.4 Налогового кодекса РФ.
Следовательно, если российская организация не переведена на спецрежим, то она признается плательщиком налога на имущество согласно главе 30 Налогового кодекса РФ. При этом плательщиком она становится после ее государственной регистрации в качестве юридического лица, которая производится в соответствии со статьей 51 ГК РФ. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, определяемом Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Таким образом, российская организация признается плательщиком налога на имущество со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Иностранная организация признается плательщиком налога на имущество с учетом положений международных договоров Российской Федерации в следующих случаях:
— она осуществляет деятельность в Российской Федерации, приводящую к образованию постоянного представительства в соответствии со статьей 306 Налогового кодекса РФ;
— она имеет в Российской Федерации на праве собственности объект недвижимо го имущества; при этом она не осуществляет деятельности в Российской Федерации, или объект недвижимого имущества, которым она владеет, не относится к деятельности, осуществляемой через постоянное представительство иностранной организации в Российской Федерации;
— она осуществляет деятельность в Российской Федерации, приводящую к образованию постоянного представительства в соответствии со статьей 306 Налогового кодекса РФ, и имеет в Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации объект недвижимого имущества, принадлежащий ей на праве собственности.
Согласно пункту 2 статьи 306 Налогового кодекса РФ под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными соглашениями об избежании двойного налогообложения, для целей главы 30 Налогового кодекса РФ понимаются филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (далее — отделение), через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации.
Иностранная организация рассматривается как имеющая постоянное представительство, если она поставляет с территории Российской Федерации принадлежащие ей товары, полученные в результате переработки на таможенной территории или под таможенным контролем, а также если она осуществляет деятельность, отвечающую признакам, предусмотренным пунктом 2 статьи 306 Налогового кодекса РФ, через лицо, которое на основании договорных отношений с этой иностранной организацией представляет ее интересы в Российской Федерации, действует на территории Российской Федерации от имени этой иностранной организации, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий от имени данной организации, создавая при этом правовые последствия для данной иностранной организации (зависимый агент).
Иностранная организация не рассматривается как имеющая постоянное представительство, если она осуществляет деятельность на территории Российской Федерации через брокера, комиссионера, профессионального участника российского рынка ценных бумаг или через любое другое лицо, действующее в рамках своей основной (обычной) деятельности.
Тот факт, что лицо, осуществляющее деятельность на территории Российской Федерации, является взаимозависимым с иностранной организацией при отсутствии признаков зависимого агента, предусмотренных пунктом 9 статьи 306 Налогового кодекса РФ, не рассматривается как фактор, приводящий к образованию постоянного представительства этой иностранной организации в Российской Федерации.
В отношении понятий территории Российской Федерации, континентального шель��а Российской Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации необходимо отметить следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Конституции РФ территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Частью 2 этой же статьи установлено, что Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом Федеральным законом и нормами международного права.
Статус и правовой режим внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны Российской Федерации установлены Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 названного Закона внутренние морские воды Российской Федерации — это воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации. Внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Федерации.
Согласно пункту 2 этой же статьи к внутренним морским водам относятся воды:
портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;
заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;
заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством РФ и публикуется в «Извещениях мореплавателям».
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 названного Закона территориальное море Российской Федерации — это примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, указанных в статье 4 этого же Закона. Иная ширина территориального моря может быть установлена в соответствии с положениями статьи 3 Закона о делимитации территориального моря.
Определение территориального моря согласно пункту 2 статьи 2 применяется также ко всем островам Российской Федерации.
Согласно пункту 3 этой же статьи внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации. Внутренней границей территориального моря являются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря.