Кто такой резидент и нерезидент: понятия и основные отличия

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто такой резидент и нерезидент: понятия и основные отличия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


За последние 20 лет традиционно сложилось, что российским законоположениям фактически никак не удается самостоятельно правоприменяться без каких-либо дополнительных разъяснений Минфина России, ФНС России или высших судебных органов РФ, которые в таких случаях обязательно (уже десятилетиями) ссылаются на какие-либо доктрины. Некоторые несправедливо полагают, что при разработке законоположений такая процедура предусматривается специально с тем, чтобы в дальнейшем, при необходимости, обеспечить возможность их вольного толкования в зависимости от обстоятельств. Не миновала такая участь и тех правовых норм, которые касаются налогового и валютного резидентства в России, что является очевидным также и из настоящего Анализа.

В настоящее время интересующий нас Законопроект пока не внесен в Госдуму на рассмотрение. Таким образом до его подписания может пройти много или очень много времени. Как известно, в экстренном порядке там рассматриваются более неотложные вопросы и с этим следует считаться. Например:

В первую очередь, разумеется, забота о будущем России. Например, о недопустимости подзатыльников детям со стороны родителей или запрете называть детей экзотическими именами.

Не менее глобальными являются вопросы текущего управления государством. Например — вопрос увеличения количества помощников у депутатов Государственной Думы.

Конечно, пенсионное обеспечение почти на самом первом месте должно быть. Например — о единовременной выплате пенсионерам в 2016г. 5,0 тысяч рублей (потом перенесли по уважительной причине —денег пока нет).

Ключевые проблемы, касающиеся здоровья нации — ограничение количества сигарет в пачке или химическая, а не физическая (ни в коем случае) кастрация педофилов.

Основные общегражданские вопросы — новый порядок получения водительских удостоверений.

Другие не менее актуальные и масштабные законопроекты.

Например, «Пакет Яровой». Терроризмом начали заниматься с 31 декабря 1999 г. и будем продолжать в обозримом будущем, так как в данном направлении очень много дорогостоящей работы, что, разумеется, имеет принципиальное значение для ограниченного круга задействованных лиц.

Но может быть, что после не просто общественного, а всенародного обсуждения, интересующий нас Законопроект, в конце концов, все же станет Законом. Если это, в конце концов, произойдет в той редакции, которая будет соответствовать официально озвученным целям (см. выше), то это будет замечательно. А если будет соответствовать фактическими и неявным целям обсуждаемого законопроекта, то голь на выдумки хитра.

То есть — опять ничего страшного.

Но, тем не менее, как свидетельствуют заслуживающие доверия источники, у людей начались у кого паника, у кого — озлобление. При этом, иначе, как ужесточением валютного законодательства поправки никем не воспринимаются. Однако, рассматривая реальные последствия законопроекта, следует трезво различать две ситуации.

Первая — это когда гражданин РФ постоянно проживает в иностранном государстве и является как налоговым, так и валютным резидентом РФ.

Но не является налоговым резидентом того иностранного государства, в котором постоянно проживает. Например, это лица, которые не получают официальных доходов в иностранном государстве, а пользуются лишь средствами, поступающими на их счет из каких-то внешних легальных источников. В том числе — из России.

Именно для таких лиц требования валютного законодательства (с поправками или без) о представлении в налоговый орган Уведомлений об имеющихся зарубежных счетах и Отчетов о движении по ним денежных средств имеют значение и могут сопровождаться последствиями с реальной ответственностью. Потому что властям иностранного государства, незачем будет упрямиться в представлении информации, так как налогоплательщиками такие лица не являются. Конечно, как это будет происходить при автоматическом обмене информацией, — надо изучать.

Вторая — граждане РФ постоянно проживают в иностранном государстве и являются налоговыми резидентами иностранного государства, в котором постоянно проживают. Такие лица никак не понимают — зачем им давать информацию о своих счетах, если они давно живут, допустим, в Испании, являются налоговыми резидентами Испании и платят положенные налоги. И беспокоятся.

Можно, конечно, беспокоиться на данную тему, чтобы быть в курсе, но реальные негативные последствия таким лицам при нарушении Закона о валютном контроле (с поправками или без) не грозят не только в период их нахождения за границей, но даже если они приезжают в Россию и превышают при этом трехмесячный срок своего пребывания. Если, конечно, для возникновения негативных последствий не возникнет каких-либо особых причин уголовного или политического характера.

А в обычном порядке можно быть почти уверенным, — никакой иностранный банк, даже того государства, у которого имеется договор с Россией о двустороннем обмене информацией, не станет представлять сведений о налоговых резидентах своей страны стране их гражданства.

Еще более указанное относится к лицам, которые получили паспорт этой страны. По этим же причинам можно также почти не сомневаться, что какие-либо претензии со стороны России по валютным основаниям не будут активно поддерживаться иностранным государством в качестве нарушений, которые подлежат преследованию на его территории с оказанием надлежащей помощи. Поэтому такие лица, если, опять же, не найдется уголовной или политической подоплеки, будут находиться в относительной безопасности, даже если вернутся в Россию на ПМЖ.

Но!

Если только они сами не представят властям соответствующую информацию. Такой вариант является достаточно возможным, так как многие думают, что им такие обязательства, действительно, нужно выполнять. Потому что, если они не знают в силу российской привычности к бесправию, какой реальной поддержки (пусть неявной или косвенной) можно ожидать от властей иностранных государств в защите от бесцеремонного изъятия их собственности , зато знают:

  • По внешним признакам происходит планомерное ужесточение контроля над финансовыми операциями граждан РФ, что, среди прочего, может усложнить их расчеты с негражданами РФ. А это по естественным причинам — чрезвычайно важно.
  • РФР
  • Что штрафы могут бухнуть от 75% до 100% от суммы валютной операции. А потом — доказывай в судебном порядке — законная она или нет?
  • При задержках в гостевых заездах в Россию более чем на 3 месяца потребуют отчеты по счетам, минимум, за три года (срок давности по налоговой ответственности).
Читайте также:  Плата за негативное воздействие на окружающую среду

А если понадобится при определенных обстоятельствах (как показывает опыт) — то любую налоговую и финансовую отчетность за любое время пребывания в иностранном государстве, имея ввиду не только налоговую ответственность, но также и совокупную ответственность по валютному, административному и уголовному законодательству.

Поэтому массовая волна сдачи российских паспортов может стать более чем вероятным следствием предлагаемых поправок в Закон о валютном контроле в предлагаемой редакции. Такая перпектива является особенно пугающей, потому что некорректные положения Закона о валютном контроле и рассматриваемого Законопроекта касаются интересов не 2-х миллионов граждан РФ, которые по данным ЦИК России проживают за рубежом, а не менее 10-ти миллионов, как это следует из источников, заслуживающих доверия.

Такой сценарий, если произойдет, может стать последним гвоздем в оценке заслуг российской власти также и в рассматриваемом вопросе. Может сложиться впечатление, что автор пытается доказать, что закон хороший, а законопроект плохой. На самом деле — Закон плохой, а поправки — еще хуже.

С каких выплат нерезидентам необходимо удерживать НДФЛ?

Согласно ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиком:

  • от источников в РФ и (или) за ее пределами – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;

  • от источников в РФ – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

Таким образом, удержать НДФЛ необходимо только с тех доходов нерезидента, которые он получил от источников в РФ. Согласно ст. 208 НК РФ к доходам от источников в РФ, в частности, относятся:

  • дивиденды и проценты, полученные от российской организации, а также проценты, полученные от российских индивидуальных предпринимателей и (или) иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ;

  • страховые выплаты при наступлении страхового случая, в том числе периодические страховые выплаты (ренты, аннуитеты) и (или) выплаты, связанные с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика, а также выкупные суммы, полученные от российской организации и (или) иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ;

  • доходы, полученные от использования в РФ авторских или смежных прав;

  • доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в РФ;

  • доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в РФ;

  • доходы от реализации в РФ акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций;

  • доходы от реализации в РФ акций, иных ценных бумаг, долей участия в уставном капитале организаций, полученные от участия в инвестиционном товариществе;

  • доходы от реализации прав требования к российской организации или иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения на территории РФ;

  • доходы от реализации иного имущества, находящегося в РФ и принадлежащего физическому лицу;

  • вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в РФ;

  • вознаграждения и иные выплаты за исполнение трудовых обязанностей, получаемые членами экипажей судов, плавающих под Государственным флагом РФ;

  • иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в РФ.

Как рассчитывается НДФЛ с выплат сотрудникам-нерезидентам?

Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ. Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки (кроме установленной п. 1 ст. 224 НК РФ), налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению (п. 4 ст. 210 НК РФ). При этом сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику (п. 3 ст. 226 НК РФ).

Это значит, что НДФЛ нужно рассчитать отдельно по каждой выплате, а не нарастающим итогом. Сумма налога рассчитывается путем умножения налоговой базы на налоговую ставку (п. 4 ст. 210 НК РФ).

Налог рассчитывается на дату фактического получения дохода, определяемую исходя из ст. 223 НК РФ (п. 3 ст. 226 НК РФ). Например, датой фактического получения дохода в виде зарплаты является последний день месяца, за который она начислена (п. 2 ст. 223 НК РФ).

Налоговое резидентство

Для того, чтобы определить, где (в каком государстве) и какие налоги вы должны платить, используется понятие «налоговое резидентство».

Основной критерий определения статуса резидентства в большинстве государств – это срок пребывания на территории страны в течение налогового периода. Например, не менее 183 дней в течение года.

Также могут использоваться следующие критерии:

  • недвижимость на территории государства (в т.ч. постоянное жилище);
  • наличие на территории страны центра жизненных интересов (социальные и экономические связи между вами и государством, в т.ч. работа, семья, постоянный источника дохода и т.д.);
  • гражданство (например, все граждане США и владельцы грин-карт признаются налоговыми резидентами США).

Кто должен платить налоги в России со своих доходов (НДФЛ)?

Налоговый кодекс Российской Федерации («НК РФ») определяет две категории налогоплательщиков НДФЛ:

  1. Резиденты России; и
  2. Нерезиденты России.

Резиденты платят НДФЛ (13% по общему правилу) со всех своих доходов от источников по всему миру.

Нерезиденты платят НДФЛ (30% по общему правилу, исключения см. в следующих разделах) только с доходов от источников в России, перечисленных в ст. 208 НК РФ. К ним, например, относятся:

  1. Дивиденды и проценты от российских организаций, российских индивидуальных предпринимателей, иностранных организаций в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ;
  2. Страховые выплаты;
  3. Доходы, полученные от использования в Российской Федерации авторских или смежных прав;
  4. Доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации, и т.д.

В налоговом кодексе содержится ряд отличий в налогообложении прибыли резидентов и нерезидентов. Для них установлены разные перечни доходов, которые будут облагаться НДФЛ. Говоря о нерезидентах, они платят налог только с того дохода, которой получен в результате работы в России. Когда происходит исчисление НДФЛ для обеих категорий, ставка применяется разная.

Доходы резидентов облагаются по ставке 13%, нерезидентов – 30%. Прибыль в качестве материальной выгоды, полученной от экономии на процентах по взятым займам, у резидента облагается налогом по ставке 35%, у нерезидента – 30%.

Существует еще одно отличие, которое заключается в том, что гражданин РФ, являющийся резидентом, имеет право на налоговые вычеты по НДФЛ. У нерезидента такой возможности нет.

Валютные резиденты должны отчитываться об открытии счетов за границей

По валютному законодательству права и обязанности резидентов и нерезидентов различаются.

Читайте также:  Как изменится отчетность по взносам в 2023 году: новые формы и новые сроки

Резиденты должны уведомить налоговую об открытии счета за границей и отчитываться о движении средств по этому счету. Еще им запрещено использовать иностранные электронные кошельки, которые не привязаны к банковскому счету.

Нерезиденты освобождены от этих обязанностей — им не надо уведомлять об открытии счета и движении средств по зарубежным счетам. Но при этом у них есть ограничения: в России они могут открыть счет только в специальных уполномоченных банках.

И резиденты, и нерезиденты на территории РФ проходят валютный контроль одинаково: они должны предоставить документы в банк по валютным операциям свыше 200 000 ₽. Неважно, оплата прошла в рублях или валюте. Любой банк по требованию Центробанка следит за законностью таких сделок и проверяет платежи.

Если вы гражданин России, то даже при условии, что большую часть года вы проводите за границей, вы остаетесь валютным резидентом. Это значит, что вам надо отчитаться в налоговой об открытии счетов за границей и любым операциям по ним.

Как определяется статус валютного резидента?

Из-за перегруженного и неочевидного законодательства у меня возникают вопросы о валютном резидентстве.

С налоговым резидентством мне все ясно. Но как обстоят дела с валютным? Я находил разную информацию, начиная с того, что каждый гражданин РФ — валютный резидент, если провел в России хотя бы день в календарном году, до того, что валютное резидентство с недавних пор аналогично налоговому.

По окончании 2020 года я буду налоговым нерезидентом. Я не понимаю, должен ли я в 2021 году подавать отчет о движении средств по счету в иностранном банке за 2020 год, так как не могу окончательно разобраться со статусом валютного резидента.

Валютное резидентство не аналогично налоговому. Будучи гражданином РФ, вы признаетесь валютным резидентом. В то же время если в 2020 году вы провели за границей в совокупности более 183 дней, то есть стали налоговым нерезидентом, то не должны представлять отчет о движении средств на зарубежном счете.

Кого признают налоговым и валютным резидентом

Понятия «налоговый резидент» и «валютный резидент» не идентичны. Они установлены разными законами.

Определение налогового резидента дано в налоговом кодексе, который регулирует налогообложение. Понятие валютного резидента содержит закон «О валютном регулировании и валютном контроле», цель которого — навести порядок в операциях с иностранной валютой.

По общему правилу налоговые резиденты — это граждане, которые находятся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

В 2020 году из-за пандемии, чтобы стать налоговым резидентом, нужно было провести в России минимум 90 дней и подать заявление в налоговую. Заявление на резидентство можно представить до 30 апреля 2021 года. Если его не подать, резидентство будет определяться по общему правилу.

Валютные резиденты — это все граждане РФ, кроме дипломатов, которые работают за рубежом. Валютными резидентами являются и иностранные граждане, и лица без гражданства с видом на жительство в РФ.

Тайное лицо. Резидент и его дополнительные значения

Ещё одно интересное значение имеет понятие резидент. Оказывается, резидентами называют тайных уполномоченных иностранной разведки, причём не просто уполномоченных, а, берите выше, руководителей агентурных сетей. Возможно, данное значение было бы забыто из-за редкой употребляемости. Однако популярные художественные фильмы «Ошибка резидента» и «Судьба резидента» с полюбившимся всем актёром в главной роли Георгием Жжёновым укоренили в сознании советских людей это значение.

С латинского языка «резидент» дословно переводится как «сидящий, остающийся на месте», в английском это понятие обозначает словосочетание «неперелётная птица». Кроме этого, резидентом называют человека, представляющего в протекторате колониальную державу. В средние века на вопрос, кто такой резидент, ответили бы, что это иностранец, дипломатический представитель своей страны, который на данный момент выполняет свою политическую миссию в их государстве.

Изучив все законодательство и литературу, к числу резидентов можно отнести и таких субъектов:

  • Иностранцев, проживающих на территории РФ, имеющих вид на жительство.
  • Физлиц, имеющих беспрестанное место жительства в РФ, в том числе временно пребывающих за пределами РФ.
  • Юрлиц, созданных согласно канонам РФ, местонахождению в РФ.
  • Организации и предприятия, не являющиеся юрлицами, учрежденные согласно законам РФ, местонахождению в РФ.
  • Представительства и филиалы резидентов, размещенные за границами РФ.
  • Дипломатические и иные официозные представительства РФ, размещенные за пределами РФ.

Права резидентов РФ закреплены статьями 14 и 24 ФЗ «О валютном контроле и валютном регулировании». К ним относятся:

  1. Открытие без ограничений в уполномоченных банках счетов (вкладов) в иноземной валюте.
  2. Юридические лица вправе рассчитываться через собственные счета, открытые в банках вне РФ.
  3. Юридические лица могут производить расчеты с физлицами-нерезидентами без применения счетов в реальных деньгах РФ по контрактам поштучной купли-продажи продукции, а также при оказании этим физическим лицам на землях РФ гостиничных, транспортных и иных услуг, предоставляемых населению.
  4. Юридические лица могут рассчитываться с гражданами-нерезидентами без применения счетов в иноземной наличной валюте и деньгах РФ за обслуживание самолетов заморских государств в аэроузлах, иностранных судов в морских и речных портах, а также при оплате нерезидентами аэропортовых, аэронавигационных и портовых сборов на землях РФ.
  5. Также юрлица могут производить без применения счетов в аккредитованных банках расчеты в иноземной наличной валюте и деньгах РФ с нерезидентами за обслуживание самолетов таких юрлиц в аэроузлах иноземных стран, судов таких юрлиц в заморских морских и речных портах, иного транспорта таких юрлиц во время его нахождения на землях иных стран, а также при оплате такими юрлицами аэропортовых, аэронавигационных, портовых пошлин и иных непреложных сборов на землях зарубежных стран, связанных с обеспечением работы таких юрлиц.
  6. Юрлица могут производить без применения банковских счетов расчеты в иноземной валюте и валюте РФ с пребывающими за границами РФ физлицами-резидентами, а также филиалами, резиденциями и иными подразделениями юрлиц, созданных согласно канонам РФ, и физлицами-нерезидентами по контрактам перевозки путников, а также расчеты в иноземной валюте и деньгах РФ с находящимися за пределами земель РФ физлицами-резидентами (нерезидентами) по соглашениям перевозки грузов, транспортируемых физлицами для семейных, частных, домашних и других нужд, не связанных с исполнением предпринимательской деятельности.
  7. Консульские учреждения, дипломатические представительства РФ и иные официозные представительства РФ, размещенные за пределами РФ, а также беспрестанные представительства РФ при межправительственных или межгосударственных организациях могут исполнять расчеты в реальной валюте с сотрудниками представительств без применения банковских счетов.
  8. Юрлица-резиденты РФ могут исполнять без применения банковских счетов расчеты в иноземной наличной валюте с пребывающими за границами РФ физлицами-нерезидентами по выплате жалованья работникам консульских учреждений, дипломатических представительств РФ и иных официозных представительств РФ, размещенных за границами РФ, а также беспрестанных представительств РФ при межправительственных и межгосударственных организациях, по выплате заработка служащим представительства юрлица-резидента, пребывающего за пределами земель РФ, по оплате или возмещению издержек, связанных с командированием работников на земли страны местонахождения учреждений, представительств и организаций и за ее границы, за исключением зоны РФ.
  9. Осуществление расчетов через личные банковские счета в любой иноземной валюте с проведением (если это нужно) конверсионной сделки по курсу, согласованному с аккредитованным банком, независимо от того, в какой иноземной валюте был открыт счет.
  10. Право ознакомления с актами проверок, исполненных агентами и органами валютной ревизии.
  11. Право обжалования действия (бездействия) и решения агентов и органов валютного контроля в установленном законом порядке.
  12. Право на компенсацию реального ущерба, нанесенного преступными действиями (бездействиями) агентов и органов валютного контроля, в установленном законом порядке.
Читайте также:  Могу ли я расторгнуть ипотечный договор?

Эти права закрепляет статья 24 ФЗ «О валютном контроле и валютном регулировании». К ним относятся:

  • Право ознакомления с актами ревизий, осуществленных агентами и органами валютной поверки.
  • Право обжалования действий (бездействий) и решений агентов и органов валютного контроля в установленном законом порядке.
  • Право на компенсацию реального ущерба, нанесенного преступными действиями (бездействиями) агентов или органов валютного контроля в установленном законом порядке.

Налоговое резидентство юридических лиц

В РФ юридические лица могут быть привлечены к налогообложению:

  • корпорации, компании, предприятия и подобные, которые были созданы и зарегистрированы на территории РФ, в соответствии к требованиям национального законодательства;
  • филиалы российских предприятий, находящиеся за границей, но зарегистрированные в РФ и выполняющие необходимые налоговые обязательства (выплата процентов в казну РФ и предоставление декларации для фиксации этого факта в Федеральную Налоговую Службу).

В практике других стран встречаются случаи, когда статус юридических лиц определяется по следующим критериям:

  1. Место, где располагается основной офис предприятия.
  2. Страна, где проходят советы директоров, то есть осуществляется фактическое управление компанией.
  3. Место, где располагаются финансовые отделы компании;
  4. Государство, где проходит глобальная деятельность компании (получение большей доли прибыли).

Нормативно-правовая база

Детальное определение дается в ФЗ №173 от 10 марта 2003 года «О валютном регулировании и валютном контроле». В соответствии с данной нормой, резиденты – это:

  • физические лица, являющиеся гражданами России, за исключением лиц, живущих на постоянной основе в другой стране;
  • иностранцы и лица, не имеющие конкретного гражданства, постоянно находящиеся на территории страны на основании вида на жительство;
  • организации, которые прошли официальную процедуру государственной регистрации в соответствии с законами РФ;
  • филиалы, подразделения, официальные представительства юридических лиц, созданные на территории российского государства, находящиеся в подчинении его законов;
  • представительства (дипломатические), консульские организации, расположенные территориально за пределами страны;
  • субъекты РФ, муниципальные структуры, состоящие в отношениях, регламентируемых ФЗ №173 и иными аналогичными нормативно-правовыми актами.

В п. 7 ст. 1 ФЗ №173 указано, что нерезиденты РФ – это:

  • граждане, которые не относятся к первой категории;
  • компании и их филиалы, создание которых на территории РФ происходило согласно законам других стран;
  • фирмы, не являющиеся ЮЛ, созданные по законам других стран, расположенные за их пределами;
  • дипломатические структуры и консульства иностранных держав, получившие аккредитацию в РФ (а также их официальные представительства);
  • компании межгосударственного и межправительственного уровня;
  • обособленные подразделения, относящиеся к нерезидентам.

В целях определения НДФЛ физические лица подразделяются на резидентов и нерезидентов (гл. 23 НК РФ). В качестве резидента выступает человек, который пребывал на территории РФ от 183 календарных дней на протяжении 12 месяцев подряд (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Нормативно-правовая база

Детальное определение дается в ФЗ №173 от 10 марта 2003 года «О валютном регулировании и валютном контроле». В соответствии с данной нормой, резиденты – это:

  • физические лица, являющиеся гражданами России, за исключением лиц, живущих на постоянной основе в другой стране;
  • иностранцы и лица, не имеющие конкретного гражданства, постоянно находящиеся на территории страны на основании вида на жительство;
  • организации, которые прошли официальную процедуру государственной регистрации в соответствии с законами РФ;
  • филиалы, подразделения, официальные представительства юридических лиц, созданные на территории российского государства, находящиеся в подчинении его законов;
  • представительства (дипломатические), консульские организации, расположенные территориально за пределами страны;
  • субъекты РФ, муниципальные структуры, состоящие в отношениях, регламентируемых ФЗ №173 и иными аналогичными нормативно-правовыми актами.

В п. 7 ст. 1 ФЗ №173 указано, что нерезиденты РФ – это:

  • граждане, которые не относятся к первой категории;
  • компании и их филиалы, создание которых на территории РФ происходило согласно законам других стран;
  • фирмы, не являющиеся ЮЛ, созданные по законам других стран, расположенные за их пределами;
  • дипломатические структуры и консульства иностранных держав, получившие аккредитацию в РФ (а также их официальные представительства);
  • компании межгосударственного и межправительственного уровня;
  • обособленные подразделения, относящиеся к нерезидентам.

В целях определения НДФЛ физические лица подразделяются на резидентов и нерезидентов (гл. 23 НК РФ). В качестве резидента выступает человек, который пребывал на территории РФ от 183 календарных дней на протяжении 12 месяцев подряд (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Если НДФЛ удерживает и перечисляет в бюджет налоговый агент, то датой, с которой нужно вести обратный отсчет 12-месячного периода, будет дата выплаты дохода. Такой вывод подтверждают положения пункта 2 статьи 207, статьи 223 и пункта 4 статьи 226 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения высказана в письмах Минфина России от 25 мая 2011 г. № 03-04-06/6-122, от 19 марта 2007 г. № 03-04-06-01/74.

Если НДФЛ со своего дохода человек платит сам, то датой обратного отсчета является 1 января года, следующего за годом, в котором получен доход. В этом случае 12-месячный период равен календарному году, в котором человек получил доход. То есть определять налоговый статус для расчета обязательств по НДФЛ нужно по итогам этого года.

Особенности требования банка

Нерезидентам разрешено открывать валютные счета в российских банках, об этом указывается в ФЗ-173.

При этом не во всех банках разрешены такие операции, только для тех, кому Центральных Банк дал специальное уполномочие. С каждым разом, перечень этих банков изменяется.

В ст. 846 ГК РФ указаны правила, которые используют при открытии банковских счетов для нерезидентов.

Обязательные документы для проведения валютных операций, а так же открытия счета идентичны как для резидентов.

Чтобы воспользоваться услугами, необходимо предоставить такой пакет документов:

  1. Анкета.
  2. Паспорт гражданина.
  3. Миграционная карта с действующей датой.
  4. Разрешение на пребывание в стране.
  5. Разрешение от ЦБ об открытие банковского счета.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *