Полученные субсидии облагаются налогом – как отразить в учете?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Полученные субсидии облагаются налогом – как отразить в учете?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Такие выплаты нужно включать в доходы постепенно в суммах, равных расходам, на которые вы эти выплаты тратите. Такой постепенный налоговый учёт действует три календарных года, начиная с года получения (п. 1 ст. 346.17, п. 1 ст. 346.19 НК РФ).
Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса
Субсидию малому и среднему бизнесу, которая выплачивается в соответствии со ст. 17 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства, вы учитываете так же, как и субсидию самозанятым ‒ постепенно, пропорционально расходам, на которые вы её потратили. Особенность в том, что льготный период, когда её можно учитывать постепенно, действует только два календарных года с года получения (п. 1 ст. 346.17, п. 1 ст. 346.19 НК РФ). Если к концу второго года у вас останется неизрасходованная часть, её придётся признать в доходах, не дожидаясь, когда вы её потратите.
Льготный порядок признания этих денежных выплат в доходах можно применять и в том случае, если в течение года сначала у вас были расходы, а потом вы получили субсидию на их компенсацию (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). В этом случае на дату получения денежных выплат учтите доход в пределах признанных в этом году расходов, на компенсацию которых направлена эта субсидия (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).
Если у вас по итогам года получился к уплате минимальный налог, то признанные в этом году доходы по денежным выплатам нужно включать в облагаемую базу по минимальному налогу (п. 6 ст. 346.18 НК РФ, Письмо ФНС России от 20.03.2015 № ГД-3-3/1078@).
Если у вас объект «Доходы», то вопрос о том, как правильно учитывать субсидию, спорный.
Таблица. Порядок налогообложения субсидий, полученных «вмененщиком» на возмещение затрат
Цель, на которую израсходована субсидия |
Порядок налогообложения |
Субсидия, полученная из бюджета, |
Субсидия относится к доходам |
Субсидия, выделяемая плательщикам ЕНВД |
Субсидия включается в состав |
Учет бюджетных субсидий на УСН
Государство может предоставлять финансовую помощь лицам, занимающимся коммерческой деятельностью, в виде субсидий из федерального, регионального или местного бюджета. О том, как учитываются такие средства компаниями и предпринимателями, применяющими УСН, мы и поговорим.
Порядок предоставления бюджетных субсидий коммерческим организациям регулируется положениями Бюджетного кодекса. В пункте 1 ст. 78 БК РФ сказано, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные акты, регулирующие предоставление таких субсидий, должны содержать:
— категории отбора лиц, имеющих право на получение субсидий;
— цели, условия и порядок предоставления субсидий;
— порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
— порядок возврата неиспользованных остатков субсидий;
— положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями (п. 3 ст. 78 БК РФ).
Как видите, предоставление субсидий носит целевой характер.
Если Вы подходите по все параметрам, пора приступать к возврату средств. Так как вернуть комиссию за СБП? Для того, чтобы привлечь больше компаний к подключению платежного сервиса, способ получения возврата максимально упростили. Поэтому Вам ничего не нужно делать дополнительно: ни писать заявление, ни отправлять специальные отчетные документы. Принцип получения возмещения прост:
- Компания подключает сервис приема платежей у банка-партнера;
- В течение месяца получает оплаты от клиентов через него;
- В первую неделю каждого месяца банк САМОСТОЯТЕЛЬНО передает данные Минэкономразвития (реестр оплаченных комиссий и заявление о предоставлении субсидии).
- Министерство изучает представленные документы и проверяет организацию на предмет удовлетворения условий субсидирования. На это уходит еще до 10 рабочих дней;
- Если всё в порядке, то в течение еще 10 дней Минэкономразвития перечисляет средства в банковскую организацию;
- После того, как банк получит деньги, за 5 рабочих дней он должен перевести их на счет компании-получателя возмещения;
- И так каждый месяц.
Таким образом, на возврат средств в 2022 году уходит до 32 дней.
Пример учета субсидии для малого бизнеса: бухпроводки
Компании на УСН начислена субсидия за апрель 2020 в сумме 339 640 руб. (28 сотрудников по данным СЗВ-М за март х 12 130 руб.)
25 мая эти средства поступили на счет. Руководством фирмы принято решение компенсировать за счет субсидии уже произведенные расходы:
- по зарплате за апрель в сумме 200 000 руб.;
- по аренде за апрель – 85 000 руб.;
- по налогу при УСН в сумме 36 000 руб.
Оставшуюся сумму решено потратить на покупку ТМЦ – 18 640 руб.
В учете фирмы бухгалтер сформировал записи по субсидиям для малого бизнеса проводками:
Операции |
Д/т |
К/т |
Сумма |
Поступила субсидия на р/счет |
51 |
86 |
339 640 |
Списание субсидии на возмещение расходов: |
|||
-по оплате аренды |
86 |
91/1 |
85 000 |
— по выплате зарплаты |
86 |
91/1 |
200 000 |
— по уплате налога УСН |
86 |
91/1 |
36 000 |
Приобретение ТМЦ за счет субсидии: — ТМЦ поступили от поставщика |
10 |
60 |
18 640 |
— плата поставщику за ТМЦ |
60 |
51 |
18 640 |
— списана субсидия |
86 |
91/1 |
18 640 |
Учет субсидий при расчете единого налога
В то же время компания вправе уменьшить полученные доходы на расходы в виде оплаты товаров, работ, услуг за счет бюджетных средств (письмо Минфина России от 28 декабря 2009 г. № 03-11-06/2/267).
Если по окончании этого срока сумма полученной финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, то разница между ними в полном объеме входит в состав доходов (п. 1 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ).
Если финансовая помощь получена на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания дополнительных рабочих мест, то она учитывается в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих расходов.
Такие средства, не израсходованные вовремя, отражаются в доходах того налогового периода, в котором истек срок их предоставления.
При нарушении условий получения субсидий (например, нецелевое использование), они учитываются в доходах того периода, в котором допущено нарушение. Такие же разъяснения дают и контролирующие органы (письма Минфина России от 16 июня 2011 г. № 03-11-11/152, от 8 апреля 2011 г. № 03-11-11/87, ФНС России от 26 августа 2010 г. № ШС-07-3/215@).
Таким образом, при применении упрощенной системы субсидии на содействие самозанятости и создание рабочих мест учитываются для определения налоговой базы, если:
— по окончании третьего налогового периода средства не израсходованы в полном объеме;
— нарушены условия их предоставления.
Является ли доходом субсидия на оплату ЖКХ
Вправе ли организация для целей налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, учесть расходы по реконструкции квартиры, в т.ч. Средства государственной помощи, которые относятся к целевому финансированию при расчете налога на прибыль, в состав налогооблагаемых доходов при расчете единого налога не включают. Перечень средств целевого финансирования, приведенный в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, закрыт. В отношении бюджетных средств, которые получает коммерческая организация, предусмотрено только выделение государственной помощи управляющей компании на финансирование ремонта многоквартирных домов.
Как малые предприниматели, так и крупный бизнес может пользоваться теми возможностями, что открываются государствам в рамках целевых программ и прочих мероприятий.
При этом до 1 января 2011 года к средствам целевого финансирования относилось имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе, в виде бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям, а также в виде субсидий автономным учреждениям.
Она отмечается отдельным порядком при ОСНО и УСН, в любом случае эти средства учитываются и фигурируют в документах. Субсидии могут назначаться по множеству причин, среди которых стоит отметить:
- работу с региональными программами;
- создание рабочих мест;
- способствование занятости населения.
Согласно статье 6 БК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2011 года, получателями бюджетных средств (получателями средств соответствующего бюджета) признавались орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не устанавливалось БК РФ.
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий организациям, должны определять:
– категории и критерии отбора предприятий, имеющих право на получение средств;
– цели, условия, порядок их предоставления и другое.
Например, коммерческие организации могут получать субсидии на содействие самозанятости безработных граждан и создание дополнительных рабочих мест. Такое финансирование предоставляется на определенных условиях в соответствии с региональными программами, предусматривающими мероприятия по снижению напряженности на рынке труда.
Зачастую организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, относятся к малому предпринимательству. Поэтому они имеют право на финансовую поддержку из бюджета в виде субсидий (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).
Субсидии при УСН: учет доходов и расходов
Бюджетные средства принимаются в бухгалтерские записи на момент их предоставления, то есть, фактического поступления на счет, либо на момент выделения, который фигурирует в документах.
Упрощенная налоговая система, УСН, упрощёнка – это всё названия самой популярной среди малого и среднего бизнеса системы налогообложения.
Облагаются ли НДФЛ субсидии, предоставляемые из бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям? Если да, то по какой налоговой ставке?
По общему правилу при применении УСН не учитываются доходы, перечисленные в статье 251 Налогового кодекса РФ (ст. 346.15 НК РФ). В этой статье, в частности, поименованы целевые поступления (п. 2 ст. 251 НК РФ) и доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Облагается ли субсидия налогом при усн
Бюджетные субсидии, предоставленные коммерческим организациям и предпринимателям на УСН, не удовлетворяют указанным требованиям. На основании статьи 346.15 Налогового кодекса РФ они должны включаться в состав налогооблагаемых доходов в день поступления денежных средств организации (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).
Минфин России в письме от 24 мая 2013 г. № 03-11-06/2/18694 в очередной раз разъяснил, что субсидии, полученные предприятием из бюджета для возмещения затрат на приобретение материально-производственных запасов, не соответствуют перечню средств целевого финансирования (целевых поступлений) и учитываются при определении налоговой базы при применении «упрощенки». Об этом также сказано в письмах Минфина России от 24 декабря 2010 г. № 03-11-06/2/193, от 2 марта 2010 г. № 03-11-06/2/24 и других.
При этом в целях расчета налога на прибыль иные формы государственной помощи учитываются в составе доходов от реализации или внереализационных доходов. А значит, при расчете единого налога такие средства государственной помощи также нужно учесть в увеличение налоговой базы. Работающие на этом режиме юридические лица и индивидуальные предприниматели-работодатели могут уменьшить единый налог до 50%.
Оформления налогового вычета: порядок
Последовательность действий включает прохождение нескольких этапов:
Этапы | Комментарий |
I. Уточнение права на получение вычета | Не помешает ознакомиться с возможными причинами отказа, чтобы не создавать себе лишних проблем |
II. Изучение особенностей льготы, если квартира – новостройка | При оформлении соглашения долевого участия необходимо подождать, пока жилье построят, сдадут жильцам, и будет оформлено право собственности. Отправной момент – оформление акта на прием-передачу квартиры |
III. Принятие решения о том, как оформить льготу | Оформление льготы возможно через:
|
IV. Подготовка пакета документов | Отправка специалистам налогового органа |
Ожидание результата и поступления денег на собственный счет в банковском учреждении |
У собственника новенькой, только построенной квартиры, появляется право на получение субсидии и оформление налогового вычета на ремонт. Покупать жилье на первичном рынке можно без опаски, поскольку вычет налогов практически обеспечен (при соблюдении всех остальных критериев, о которых сказано выше).
Нужно ли платить налог на прибыль с целевой бюджетной субсидии
Мало кому из коммерческих организаций дают бюджетные субсидии. Но, получив право на целевую субсидию, впору задуматься: а включать ли ее в доходы, учитываемые для целей налога на прибыль?
Казалось бы, организация вполне может признать полученные из бюджета деньги целевым финансированием или целевыми поступлениями. Их, как известно, не нужно учитывать для целей налогообложения прибыл Однако Минфин считает, что НК разрешает учитывать как целевое финансирование только целевые поступления, полученные бюджетными и автономными учреждениями. А коммерческие организации целевые поступления из бюджетов получать в принципе не могу Следовательно, по версии Минфина, со всех полученных денег надо заплатить налог на прибыль: будь то субсидии на возмещение затрат либо субсидии, компенсирующие не полученную от потребителей плату за оказанные услуги.
Однако далеко не все согласны с этим. Есть суды, которые считают, что коммерческие организации тоже могут получать целевое финансирование, которое не должно облагаться налогом на прибыль. Разумеется, важно, чтобы полученные деньги организация использовала по целевому назначени Не так давно свое веское слово в данном вопросе сказал и Высший арбитражный суд.
В одном из рассматриваемых им споров организация получила из областного бюджета крупную субсидию на возмещение затрат на строительство, реконструкцию и модернизацию основных средств. Деньги были использованы строго по назначению, велся раздельный учет. Поэтому организация не включила субсидию в облагаемые налогом доходы. Причем затраты на модернизацию основных средств, компенсированные из бюджета, организация списывала на расходы (начисляя амортизацию) только в бухучете. В налоговом же учете они не уменьшали «прибыльную» базу.
ВАС решил, что п. 2 ст. 251 НК не ставит возможность применения льготы в зависимость от организационно-правовой формы лица, получившего целевые поступления из бюджет А значит, и коммерческая организация может получить их и при выполнении определенных условий учитывать как доходы, не облагаемые налогом на прибыль.
Итак, коммерческая организация, получив целевую бюджетную субсидию, может не облагать ее налогом на прибыль, если:
- велся раздельный учет целевых поступлений и иных доходов, а также соответствующих им расходов;
- затраты, на возмещение которых из бюджета получено финансирование, не учитывались в «налоговых» расходах.
Субсидирование на приобретение основного капитала
При получении основного капитала из программы государственного субсидирования предприятий, их учет производится следующими отметками:
- ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86 – получение бюджетных средств;
- ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60 – показаны затраты на приобретение основного капитала;
- ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51 – показана выплата, причитающаяся производителю;
- ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08 – основной капитал зачислен к использованию;
- ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 98 – показано направление употребления, полученных средств;
- ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02 – установлены амортизационные отчисления.
Параллельно делают еще одну запись:
- ДЕБЕТ 98 КРЕДИТ 91 – отчисление прибыли последующих периодов в качестве иных доходов, соизмеримых с установленной амортизацией отчислений.
Как подать заявку на субсидию?
Прежде всего, необходимо выяснить, куда подавать заявку. Довольно часто это может быть один из департаментов администрации города (сельского хозяйства, туризма, строительства и т.д.) или Служба занятости.
На сайте данного учреждения вы найдете документ, который называется «Правила (или порядок) предоставления субсидий для возмещения затрат на…»
В этом документе вы узнаете условия государственной поддержки. Такими условиями могут являться:
- организационная форма предприятия, а также отнесение компании к малому, среднему или крупному бизнесу;
- размер возмещения затрат (например, 50% от расходов на оборудование, но не более 500 000 руб.);
- дополнительные условия: например, создание новых рабочих мест;
- документы, необходимые для назначения выплаты, и сроки, в которые она будет производиться;
- порядок рассмотрения заявок и причины их отклонения и т.д.
Документы, которые должна подать компания для предоставления субсидии на возмещение затрат, определяет организация, выделяющая деньги. Основными из них являются следующие:
- Заявление по форме, прописанной в «Правилах…».
- Копии ИНН, ОГРН, и устава юр. лица (для ИП копия паспорта).
- Финансово-экономическое обоснование проекта.
- Копии документов, подтверждающих затраты, которые подлежат возмещению.
Предоставление этих документов возможно и по почте (заказным письмом), и лично (в приемные часы гос. учреждения).