Формирование учетной политики организации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Формирование учетной политики организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Действующие системы бухгалтерского учета различных стран существенно различаются. Это различие обусловлено социально-экономическими и политическими факторами развития государств, что затрудняет осуществление совместной деятельности организаций на международном уровне.

Форма учетной политики

Существует три формы ведения учетной политики:

  • Журнально-ордерная
  • Мемориально-ордерная
  • Автоматизированная

Для того чтобы учетная политика велась грамотно, необходимо использовать проверенную основу, для классификации и хранения данных. Существуют определенные формы и шаблоны для заполнения документации. Часть из этих документов созданы и утверждены на законодательном уровне, часть определена внутренней политикой компании.

Перед тем как решить, в какой форме будет вестись учет, нужно четко квалифицировать документы:

  • Часть документов должна храниться в печатном виде
  • Часть документов должна храниться в электронном виде
  • Некоторая документация существует только для внутренней отчетности и создается в произвольной форме

Структура учетной политики. Утверждение и изменение документа

При формировании структуры документа целесообразно разделить его на две части: организационную и методологическую (методическую). В первой речь идет об технических, организационных вопросах учета. Указываются ответственные за учет лица, распределение их обязанностей, форма учета, например, «автоматизированная», с обозначением, какое программное обеспечение используется. Дается указание на рабочий план счетов в приложении к УП либо сам план счетов, в тексте. Даются пояснения, какими формами документов пользуется организация: унифицированными или разработанными самостоятельно. В тексте или в приложении должны приводиться используемые неунифицированные формы.

Отдельными документами со ссылками них либо в приложениях также утверждается:

  • порядок проведения инвентаризации;
  • график документооборота;
  • формы регистров бухгалтерского или налогового учета, список ответственных за их ведение лиц;
  • список должностных лиц и их права доступа к учетным данным.

Вторая часть указывает на методику учета соответственно:

  • по участкам бухгалтерского учета (например: основные средства, запасы, расчеты по налогу на прибыль, доходы и расходы);
  • в разрезе налогов (например, налог на прибыль, НДС, налог на имущество).

Учетную политику разрабатывает главный бухгалтер, другой сотрудник, выполняющий аналогичные функции. Утверждает ее руководитель. Документ оформляется в виде приказа. Учетная политика утверждается заранее – на следующий год в текущем году, как правило, в последних числах декабря.

У организации нет обязанности каждый год принимать новый документ. Если речь идет о малом бизнесе, фирме, работающей на спецрежиме, зачастую отсутствует и необходимость. Однако положения учетной политики должны полностью соответствовать законодательству. Если изменения незначительные, в учетную политику для целей БУ и НУ можно вносить дополнения, не дожидаясь окончания года.

Серьезные нововведения позволяют изменять учетную политику. В целях БУ это возможно только со следующего года, только в следующих случаях (по тексту ст. 8-6 ФЗ-402 от 06/12/11, ПБУ 1/2008 п. 10, 12):

  • изменились требования законодательства о бухгалтерском учете, федеральные, отраслевые стандарты учета;
  • выбран новый прогрессивный способ ведения бухгалтерского учета для повышения качества бухгалтерских данных;
  • условия деятельности фирмы существенно изменились (реорганизация, появление нового вида деятельности).

В целях НУ это возможно до окончания года, согласно изменениям НК РФ. Так же можно поступить, если у фирмы появился новый вид деятельности (письмо Минфина №03-03-06/1/45756 от 03/07/18).

В определенных случаях, если речь идет о крупной организации, имеющей филиалы, ведущей сложный, с точки зрения учета и взимания налогов, бизнес, для разработки учетной политики приглашаются специализированные фирмы.

Утверждение и внесение изменений в учётную политику

Учётная политика утверждается при создании организации, а также может утверждаться ежегодно, — до наступления финансового года, или в самом его начале. Если изменений в учётной политике в течение года не было, утверждать её заново не нужно.

Аудит учетной политики организации.

Цель аудита учетной политики организации — установление ее соответствия действующим нормативным и законодательным актам, а также характеру и масштабу деятельности организации.

Объектом изучения являются все внутрифирменные документы, определяющие вопросы организации и ведения бухгалтерского учета в организации.

При аудите учетной политики следует проверить:

· наличие приказа (распоряжения) руководителя о принятии учетной политики организации;

· соответствие принятой учетной политики требованиям Закона Российской Федерации «О бухгалтерском учете в Российской Федерации» и Положению по бухгалтерскому учету «Учетная поли- тика предприятия» (ПБУ — 1/98);

· соблюдение при подготовке учетной политики допущений и требований, установленных нормативными документами;

· полноту раскрытия избранных при формировании учетной политики способов ведения бухгалтерского учета, существенно влияющих на оценку и принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности;

· принятую в организации систему внутренней отчетности;

· наличие и эффективность утвержденной системы документооборота;

· выбор формы ведения бухгалтерского учета;

· установленный порядок проведения инвентаризаций имущества и обязательств;

· утвержденный рабочий план счетов бухгалтерского учета (особое внимание следует обратить на варианты использования счетов бухгалтерского учета, отличные от общепринятого порядка).

Аудитор должен также проверить и оценить соответствие масштабам и характеру деятельности организации «прикладных» вопросов, регулируемых учетной политикой, например выбранный вариант отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц.

Читайте также:  Как обжаловать отказ в возбуждении уголовного дела?

Результаты аудита системных вопросов имеют важное значение для формирования мнения аудитора о бухгалтерской отчетности. Данные, полученные при аудите этого раздела, корреспондируют со всеми остальными сегментами аудита.

Основные принципы аудита учетной политики организации

Замечание 1

Изучение аудитором правовых основ функционирования хозяйственного субъекта осуществляется с одновременной проверкой соблюдения последним принципа неизменности методологии отображения отдельных хозяйственных операций и оценки имущества в учете, что является учетной политикой. Это дает возможность быстро определить особенности учета этого субъекта аудита, составить точный план проверки с учетом специфики деятельности предприятия.

Возможность стабильного эффективного функционирования предприятия во внешней рыночной среде и его дальнейшее социально — экономический развитие во многих аспектах зависит от концептуальных основ, заложенных в основу организации бухгалтерского учета на этом предприятии.

Одной из концепций является решение задач бухгалтерской службой исключительно информационного направления, то есть учет в основном нацелен на наблюдение и отображение движения и состояния активов и пассивов и предоставление отчетности.

  • Выявить сущность учетной политики и основные принципы ее формирования.
  • Учетная политика организации и порядок ее формирования на примере ОАО «Ростелеком».
  • 2 Порядок формирования и утверждения учетной политики.
  • Исследовать порядок оформления и раскрытия учетной политики организации.
  • Изучить порядок изменений и дополнений в учетную политику организации.
  • Нормативное регулирование формирования учетной политики.
  • Определяя учетную политику, необходимо учитывать следующие основные требования.
  • При этом при формировании учетной политики предлагается.
  • Порядок составления учетной политики организации.
  • Процесс формирования учетной политики организации состоит из следующих последовательных этапов.

Бухгалтерская и налоговая учетная политика 2021 года

Учетная политика необходима для описания применяемых компанией методов отражения имущества, доходов и расходов, а также операций в бухгалтерском и налоговом учете и отчетности.
Учетная политика 2021 года может быть сформирована как единый документ с отдельными разделами, посвященными нюансам бухгалтерского и налогового учета, или же на каждый вид учета создается отдельная политика.

Форма этого документа законом не регламентирована, но в нем необходимо предусмотреть все нюансы учета. Важно дополнить политику по учету рабочим планом счетов, формами применяемых первичных документов и регистров, правилами документооборота и иными решениями компании, необходимыми для организации учета.

О нюансах применения плана счетов подробнее читайте здесь.

Основой составления учетной политики 2021 года являются правила, закрепленные в положении по бухгалтерскому учету 1/2008 «Учетная политика организаций», утвержденном приказом Минфина от 06.10.2008 № 106н и вводящим ряд допущений и требований (допущения последовательности применения, имущественной обособленности, требования полноты, своевременности, осмотрительности).

Учетная политика 2021 года формируется главным бухгалтером (или иным лицом, которому это поручено) и утверждается руководителем компании. Дата утверждения учетной политики на 2021 год — не позднее 31.12.2020, так как закрепленные ею способы учета подлежат применению с 1 января года, следующего за годом утверждения (п. 9 ПБУ 1/2008).

О том, что является существенным для учетной политики, составляемой «упрощенцем», читайте здесь.

Учетная политика для целей налогового учета

Версия для печати
Хрестоматия
Практикумы
Презентации

Процедура аудиторской проверки состоит из трёх основных этапов.

План (программа) проверки

Программа аудита заключает в себя общие принципы (процедуры) проверки раздела аудита

Проводится контроль формирования и применения учётной политики

Рабочий документ аудитора

В таблицах отражаются все проверенные мероприятия и соответствующий комментарий аудитора

Выводится итоговая часть проверки

Перед началом проверки составьте программу в соответствии с Правилом (стандартом) № 3 «Планирование аудита». Программа варьируется от специфики деятельности предприятия.

Аудитором оценивается соответствие УП бизнесу организации и принципам подготовки финансовой отчётности, а также правилам учёта, применяемым в данной отрасли.

Аудит учётной политики предприятия состоит из сопоставления представленного документа с пониманием деятельности аудируемого лица и среды, в которой он существует.

Аудит полноты учётной политики включает в себя следующие этапы:

Пункты программы аудита

Информация для анализа

Соблюдение правил оформления УП

Приказ (распоряжение) об утверждении УП

Рабочий план счетов бухучета

Утверждённые формы первичной документации

Утверждённые регистры бухучета

Оценивается рациональность сроков обработки документов

Порядок проведения инвентаризации

Проверяется порядок сохранения документации

А также другие приложения и методики

Изучение форм, регистров, графиков и методик

Раскрытие как минимум всех методов ведения учёта, которые допускаются законодательством в отношении тех или иных объектов, применяемых в проверяемой организации

Сопоставление избранных методов учёта действующему законодательству

Проверка соответствия избранных методов учёта на соответствие действующему законодательству

Соблюдение непрерывности деятельности

Проверка имущественной обособленности

Последовательность использования учётной политики

По завершении проверки раздела создаётся рабочая документация аудитора. В документе обосновываются итоги проверки в соответствии с Правилом (стандартом) № 2 «Документирование».

Рабочий документ «Аудит учётной политики», пример:

Вопросы для проверки

Комментарий

Есть документ, утверждающий и вводящий в действие учётную политику?

На кого возложена ответственность за ведение бухгалтерского учёта?

Каков порядок обработки учётных данных?

Проверка принятых приложений:

рабочий план счетов?

Цель учетной политики организации

Ведение бухгалтерского учета на предприятии в обязательном порядке регламентируется не только нормативно-правовыми актами на уровне государства, но и внутренним приказом предприятия – приказом об учетной политике предприятия.

Так, основной целью разработки данного документа является утверждение правил и порядка ведения бухгалтерского учета в организации. В частности, утверждение учетной политики имеет цели:

  • выбрать способ ведения бухгалтерского учета (кто ведет?);
  • выбрать форму ведения бухгалтерского учета (журнально-ордерная, автоматизированная и т.д.);
  • разработать план счетов для учета всех хозяйственных операций в организации;
  • утвердить формы первичных документов в организации;
  • утвердить формы бухгалтерских регистров в организации;
  • утвердить перечень и порядок составления форм отчетности в организации;
  • определить перечень материально-ответственных лиц в организации;
  • утвердить график документооборота в организации;
  • утвердить методику учета отдельных операций для целей бухгалтерского учета;
  • утвердить методику учета отдельных операций для целей налогового учета.

Процесс формирования учетной политики состоит из следующих этапов:

1. определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика;

2. выявление, анализ и оценка факторов, под влиянием которых производится выбор способов ведения бухгалтерского учета;

3. выбор и обоснование исходных положений построения учетной политики;

4. идентификация потенциально пригодных для применения предприятием способов ведения бухгалтерского учета по каждому объекту учета;

5. отбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения предприятием;

6. оформление выбранной учетной политики.

На первом этапе устанавливается предмет учетной политики, так как каждое предприятие имеет свою совокупность объектов бухгалтерского учета. В зависимости от состава объектов учета на втором этапе выявляются конкретные условия, влияющие на формирование учетной политики. На третьем этапе анализируется построение учетной политики в отношении допущений, выявленных на предыдущем этапе. Четвертый этап заключается в отборе потенциально пригодных способов ведения бухгалтерского учета. Пятый этап состоит непосредственно в выборе способов бухгалтерского учета для конкретного предприятия. На последнем этапе выбранная учетная политика оформляется документально.

На выбор варианта учетной политики влияют следующие факторы:

– правовой и организационно-экономический статус предприятия (форма собственности, организационно-правовая форма, отрасль, вид деятельности, размеры);

– текущие и долгосрочные цели предпринимательства (привлечение дополнительных финансовых ресурсов, укрепление конкурентных позиций на рынке и т.п.);

– особенности деятельности – производственной (технологическая структура, потребляемые ресурсы), коммерческой (организация снабжения и сбыта, система и формы расчетов), финансовой (взаимоотношения с банками, налоговыми органами), управленческой (структура, зависимость от собственников, отчетность перед ними);

– кадровое обеспечение – уровень квалификации персонала;

– хозяйственная ситуация – развитость инфраструктуры рынка, состояние бухгалтерского и налогового законодательства.[5]

Принято различать три раздела учетной политики – организационно-технический, методический раздел учетной политики для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения. Последний аспект будет рассмотрен в следующей части работы.

При формировании учетной политики организационно-технический раздел должен содержать:

– способ организации бухгалтерского учета (бухгалтерской службой, возглавляемой главным бухгалтером; руководителем организации; централизованной бухгалтерией на договорных началах и др.);

– рабочий план счетов бухгалтерского учета, который содержит синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности. Он должен соответствовать целям, задачам бухгалтерского учета, быть связан с налоговой политикой и организацией учета финансовых результатов. Разрабатывается на основе действующего плана счетов. В рабочем плане счетов рекомендуется указывать коды и наименования субсчетов, применяемых предприятием.

– правила оценки статей бухгалтерской отчетности;

– порядок контроля за хозяйственными операциями;

– форма ведения бухгалтерского учета (системы учетных регистров) могут использоваться следующие: журнально-ордерная, мемориально-ордерная, автоматизированная, упрощенная.

– формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

– правила документооборота регулируются графиком документооборота, составляемым в виде схемы или перечня работ, выполняемых конкретными работниками-исполнителями с отражением взаимосвязи и сроков формирования и исполнения документов; график документооборота – это направление движения документов и сроки их представления в соответствующие подразделения организации (например, от цеховых кладовых до центральной бухгалтерии). Эффективность такого графика может быть обусловлена тем, что сроки обработки некоторых первичных документов непосредственно влияют на размер оборотных средств. Например, оформление отгрузочных документов на готовую продукцию (при последующей оплате) на один день быстрее, чем по ранее действовавшему графику, позволит сократить период оборота денежных средств и, соответственно уменьшить потребность в их количестве. Сокращение сроков оформления расходных документов, необходимых для выдачи в производство материально-производственных запасов, позволяет сократить либо размер складских запасов, либо остаток незавершенного производства.

– технология обработки учетной информации – бухгалтерский учет на предприятии может вестись: ручным способом; ручным способом с частичным применением средств автоматизации; автоматизированным способом;

– порядок и сроки проведения инвентаризации имущества и обязательств;

– методы оценки активов и обязательств;

– перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов;

– порядок учета в филиалах (обособленных подразделениях);

– организационные вопросы работы бухгалтерской службы (уровень централизации учетных работ, порядок контроля за хозяйственными операциями); способ представления бухгалтерской отчетности пользователям (на бумажных носителях либо в электронном виде);

– другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. В данном разделе учетной политики должны раскрываться вопросы, не нашедшие отражения в других разделах, но необходимые для организации бухгалтерского учета в организации. Такими вопросами могут быть, например, вопросы, касающиеся менеджмента финансами, маркетинговой политики организации, ценообразования, финансового и экономического анализа и т.п.

Наиболее актуальными в настоящее время, в период становления и усовершенствования системы налогообложения в РФ представляются вопросы, связанные с легализацией и одновременной оптимизацией налогообложения предприятий и организаций. Знание налогового законодательства позволяет грамотно подойти к решению данного вопроса. Для того чтобы разумно подойти к расчету предполагаемых налогов следует с помощью учетной политики создать модель минимизации налогов, приемлемую для конкретной организации. При разработке учетной политики предстоит решить следующие задачи:

1. сделать бухгалтерский учет прозрачным и доступным в понимании, позволяющим осуществить анализ хозяйственной деятельности предприятия;

2. создать оптимальную систему налогового учета;

3. предусмотреть определенные направления минимизации налогов, не противоречащие действующему законодательству;

4. создать систему организации бухгалтерской службы, которая способствовала бы своевременному и четкому документообороту и учету информации.

Учетная политика, отвечающая на все вышеперечисленные задачи, может стать реальным источником необходимой информации, который сможет оказать настоящую помощь организации, а не тем формальным документом, который организация, во избежание проблем, должна представить в налоговый орган. При разработке учетной политики, как уже отмечалось, необходимо учитывать специфику деятельности организации.[12]

Читайте также:  Водитель уехал с места ДТП – правовые последствия

Понятие учетной политики для целей налогообложения базируется на ряде законодательных налоговых документов. Так п. 1 ст. 167 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ установил:

– принятая организацией учетная политика для целей налогового учета утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителей;

– учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом руководителя организации;

– учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех подразделений организации;

– учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода и считается применяемой со дня создания организации.

В ст. 313 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ установлено, что порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом руководителя организации. Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета.

Итак, понятие «учетная политика» установлено как законодательными документами в области бухгалтерского учета, так и законодательными документами в области налогообложения, соответственно учетная политика должна нести в себе два этих направления. Каждая организация выбирает для себя свой приемлемый метод.


Цели и сфера применения

3.2. МСФО (IAS) 8 устанавливает критерии выбора и применения учетной политики. В нем также говорится о порядке учета и требованиях к раскрытию информации об изменениях в учетной политике, бухгалтерских оценках и исправлении ошибок предыдущих периодов. МСФО (IAS) 8 направлен на повышение уровня уместности, надежности и сопоставимости финансовой отчетности. Требования к раскрытию информации об учетной политике, за исключением тех, что относятся к изменениям в учетной политике, описаны в МСФО (IAS) 1 (см. главу 4). [МСФО (IAS) 8, параграфы 1, 2]. Налоговые эффекты от исправления ошибок предыдущих периодов и изменений в учетной политике учитываются и раскрываются в соответствии с МСФО (IAS) 12 (см. главу 13). [МСФО (IAS) 8, параграфы 3, 4].

Вопросы учета в отношении групп организаций

3.24. Может возникнуть вопрос о том, требует ли МСФО (IFRS) принятия последовательной учетной политики в консолидированной финансовой отчетности в сравнении с индивидуальной финансовой отчетностью материнской или дочерних организаций, готовящих финансовую отчетность в соответствии с МСФО (IFRS).

3.25. В отношении консолидированной финансовой отчетности МСФО (IFRS) 10 требует применения единой учетной политики для аналогичных операций и иных событий, имевших место при сходных обстоятельствах. Если любой член группы принял отличную учетную политику в своей индивидуальной финансовой отчетности, для достижения единообразия необходимо внести соответствующие кон-солидационные корректировки. [МСФО (IFRS) 10, параграф 19; МСФО (IFRS) 10, Приложение В, параграф B87]. Аналогичное требование об использовании единой учетной политики применяется к инвестициям, учтенным с применением метода долевого участия. [МСФО (IAS) 28 (пересмотренная версия), параграф 35].

3.26. Тем не менее МСФО (IFRS) не требует, чтобы учетные политики, применяемые для индивидуальной финансовой отчетности материнской и дочерних организаций, были такими же, как и учетная политика, использованная при подготовке консолидированной финансовой отчетности группы. В отношении каждой организации, предоставляющей индивидуальную финансовую отчетность в соответствии с МСФО (IFRS), МСФО (IAS) 8 требует, чтобы руководство осуществило тот же процесс выбора учетной политики, что и в отношении консолидированной финансовой отчетности, и каждая организация должна выбрать учетную политику, которая обеспечит достоверное представление информации в ее финансовой отчетности. Факторы, которые руководство организации принимает во внимание при выборе учетной политики для консолидированной финансовой отчетности группы, как правило, применимы к финансовой отчетности отдельно взятых организаций. Соответственно, в большинстве случаев можно было бы обоснованно ожидать, что для группы, материнской и дочерних организаций, готовящих финансовую отчетность в соответствии с МСФО (IFRS), будут выбраны одинаковые учетные политики.

3.27. Возможны особые причины выбора разных учетных политик для организаций в составе группы. Конкретные обстоятельства и анализ соотношения затрат и выгод могут существенно меняться для разных отчитывающихся организаций и пользователей их финансовой отчетности. Например, сопоставимость учетных политик внутри группы организаций может быть крайне желательна и полезна для акционеров и потенциальных инвесторов организации, ценные бумаги которой обращаются на бирже. Кроме того, если группа также отчитывается в соответствии с ОПБУ США (US GAAP), руководство может стремиться сократить различия между данными консолидированной финансовой отчетности в соответствии с МСФО (IFRS) и в соответствии с ОПБУ США (US GAAP). В свою очередь, сопоставимость может быть не столь важна для пользователей индивидуальной финансовой отчетности организации, тогда как иные факторы, такие как влияние различных учетных политик на распределяемую прибыль дочерних организаций, размер неконтролирующей доли участия или особенности регулирования, могут сыграть большую роль при выборе их учетных политик.

3.28. Решение использовать единую учетную политику или различные учетные политики при подготовке индивидуальной финансовой отчетности материнской или дочерних организаций может потребовать применения профессиональных суждений со стороны соответствующих советов директоров. При выборе иной учетной политики организация должна быть в состоянии обосновать свой выбор весомыми бизнес- или коммерческими причинами.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *