Обязательна ли постоянная регистрация при устройстве на работу?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательна ли постоянная регистрация при устройстве на работу?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Когда гражданин приезжает в другой регион для заработка, он обычно меньше всего задумывается о необходимости иметь временную регистрацию. Однако работодатели очень часто предъявляют такое требование к своим соискателям. И не все понимают законность данного требования.
Обязательность регистрации для граждан России и трудовых мигрантов
Нормы предусматривают обязанность граждан России проходить процедуру регистрации, если они проживают по данному месту более 90 дней.
Постановка на регистрационный учет не требует затрат. Однако, она влечет сообщение контролирующим органам, где этот человек проживает, а это может привести к огласке договоров найма помещения.
Многие лица, которые сдают в настоящее время жилье другим, пытаются утаить данный доход от налогообложения, поэтому они предпочитают официально не показывать. Поэтому и работники остаются часто без временной регистрации.
Внимание! Тем не менее нормы права требуют от этих лиц, чтобы они проходили хотя бы процедуру временной регистрации. В противном случае к данным лицам могут применяться меры административного воздействия в виде штрафа. Данное правило распространяется на трудовых мигрантов.
До июля 2018 года такие лица могли проходить регистрацию по месту нахождения своего работодателя. Однако, новые нормы, вступившие в силу в прошлом году, требуют, чтобы мигранты проходили постановку на учет по месту своего фактического проживания. Это они должны сделать, как только старая их регистрация закончиться.
Все процессы, связанные с приёмом граждан на работу и дальнейшим определением обязанностей и прав каждой стороны, определяются Трудовым кодексом. И каждому человеку, интересующемуся тем, можно ли устроиться на работу без прописки, стоит ознакомиться с третьей статьёй данного документа. Для людей без регистрации она является самой важной.
Там сказано, что ни один работодатель не имеет законного основания на отказ гражданину Российской Федерации в трудоустройстве по причине отсутствия у него прописки.
Почему же такое случается? Ведь многие люди жалуются, что их без прописки не берут на работу, и даже нанимают юристов для разрешения трудового спора подобного характера. Дело в том, что наличие регистрации для гражданина является обязательным – так гласит существующее законодательство. Каждый человек, решающий сменить своё место проживания более, чем на 90 дней, в первую очередь должен озадачиться по поводу оформления временной прописки в территориальном правлении или отделе ФМС.
Ещё пару слов хотелось бы сказать о трудоустройстве в столице нашей страны. Многих интересует работа в Москве. Без прописки (местной, естественно) её получить очень сложно. Если обратить внимание на объявления, то можно заметить, что в каждом втором, в пункте «Требования к соискателю», отмечено наличие регистрации в Москве или МО. И работодатели, к которым обращаются люди, её не имеющие, часто обращаются в УФМС с жалобой на нарушение ими пресловутого положения законодательства.
Однако у статьи 19.15 есть важное примечание, отмеченное во второй её части. Там говорится, что человек, пребывающий в столице без прописки, освобождается от административной ответственности, положенной за её отсутствие. Но только с одной поправкой. Это примечание распространяется на людей, пребывающих в жилом помещении (квартире, доме, таунхаусе и т. д.).
Допускается ли постановка на биржу труда не по месту временной регистрации
Необходимость постановки на учет в Центр занятости может возникнуть абсолютно у каждого гражданина. Однако здесь нужно помнить, что одного желания может быть недостаточно. Дело в том, что действующими законодательными нормами были установлены определенные правила относительно постановки на официальный учет в данную организацию.
Общие правила гласят, что обращаться в территориальное отделение граждане нашей страны должны в соответствии с местом собственной регистрации. Однако на практике нередко возникают и особые ситуации, при которых постановку необходимо осуществить в другом месте, отличном от места прописки. Например, гражданин временно находится в другом городе по причине длительного отъезда и т.д.
Существующая практика показывает, что специалисты из Центра занятости нередко выносят отрицательные решения в отношении граждан, которые обратились к ним не в соответствии со своим местом прописки либо местом временной регистрации. Однако необходимо помнить, что подобные решения уполномоченной инстанции в большинстве случаев будут являться неправомерными.
Официальная регистрация граждан в центрах занятости населения осуществляется в строгом соответствии с установленным порядком. Основные положения по этому вопросу содержатся в Постановлении Правительства РФ №891. Именно там указана важная информация относительно действующего порядка постановки, основных правил, некоторых особенностей процесса и т.д.
В вышеуказанном нормативно-правовом акте содержится информация о том, что регистрации гражданина должна быть произведена в любом случае, вне зависимости от его фактического места прописки или временной регистрации. То есть получается, что сотрудник отделения занятости будет обязан поставить гражданина на официальный учет, даже если тот проживает совершенно в другом городе России. Следовательно, отказ специалиста в данном действии будет являться абсолютно неправомерным. В этом случае у заинтересованного лица появится законное право на предъявление официальных претензий в адрес руководителя учреждения занятости. Для этого физическое лицо сможет обратиться в суд и добиться справедливости.
Проблемы работодателя
В то же время, несмотря на то, что в трудовом праве четко установлено, что трудоустройство без прописки осуществляется также, как если бы у соискателя имелась регистрация по месту дислокации предприятия, для нанимателя трудоустройство работника без регистрации может быть проблематично, и связано это прежде всего с налоговой отчетностью.
В основополагающих законодательных актах, которым руководствуются субъекты предпринимательства по вопросам трудоустройства граждан без регистрации по месту расположения предприятия, складывается неоднозначная ситуация – конфликт правовых норм.
С одной стороны – работодатель не контролирует и не несет ответственности за регистрацию своего сотрудника или соискателя на вакансию, а с другой стороны – при ее отсутствии по месту нахождения, не может выполнить обязательное требование по сдаче налоговой отчетности, поскольку в части некоторых отчетных форм присутствует графа, в которой должен быть указан адрес регистрации работника.
Можно ли работать в другом городе (не там, где зарегистрирован по месту жительства) без регистрации (по месту пребывания)
На вопрос о том, можно ли устроиться на работу без прописки или временной регистрации в другом городе, законодатель дает однозначный положительный ответ.
Это вполне объяснимо, так как большинство граждан предпочитает работать вахтовым методом.
Такая работа осуществляется в течение нескольких месяцев в крайне отдаленных районах (например, на севере).
Такие работники не регистрируются там временно, однако могут законно осуществлять свою трудовую деятельность.
Такая же ситуация складывается и при трудоустройстве жителей сел и деревень в районных центрах. Разумеется, что добросовестные работодатели, которые нуждаются в компетентном трудовом штате, берут таких граждан на работу без каких-либо оговорок.
Государством всячески поддерживается устройство работников в отдаленные районы. Например, возможно претендовать на должности врачей и учителей в сельских поселениях, получая при этом неплохие дотации и поддержку от государства. Никаких требований по поводу обязательной прописки в этих районах нет.
Где можно оформить регистрацию
Зарегистрироваться на постоянной основе можно только в помещениях, которые имеют статус жилых (квартирах, частных домах, семейных общежитиях). Нельзя оформить постоянную прописку в апартаментах, поскольку они относятся к нежилым помещениям. В апартаментах можно оформить только временную регистрацию. Это одна из причин постоянных дискуссий вокруг статуса апартаментов.
Ни временная, ни постоянная регистрация невозможна в домах, которые определены под снос. После выхода городского постановления о сносе дома регистрационный учет в этих зданиях прекращается.
А вот временная регистрация возможна не только в квартирах и домах, но и гостиницах, санаториях (пансионатах или домах отдыха), кемпингах и турбазах, медицинских учреждениях, учреждениях уголовно-исполнительной системы и даже в нежилых помещениях (например, по месту работы).
Как сняться с постоянной регистрации
Данная процедура необходима, когда человек переезжает на новое место жительства, покупает квартиру или уезжает из России. Сняться с регистрационного учета можно, обратившись с заявлением лично или подав документы в ближайший МФЦ. Причем сняться с учета можно не только по месту прописки, но и в любом регионе России. Государство оказывает данную услугу бесплатно, назначая штрафы только в тех случаях, когда была просрочена регистрация на старом месте жительства (по временной регистрации).
Если человек не знает нового адреса или не может его указать, в заявлении отмечается «адрес нового места жительства неизвестен». Если уже известно новое место жительства, то одновременно с заявлением на регистрацию по новому адресу заполняется и заявление на снятие с регистрации по старому. Подать заявление можно и за границей. Нужно заверить его у нотариуса и удостоверить подписью в дипломатическом представительстве.
При снятии с регистрации заполняется еще один документ — листок убытия. Для регистрации по новому месту жительства этот листок предъявлять не нужно. Достаточно паспорта, заявления и документа, подтверждающего ваши права на вселение в новое помещение.
В случае если у человека есть несовершеннолетние дети, то они снимаются автоматически с регистрации по старому адресу при регистрации по новому месту жительства. Если новое место жительство неизвестно, то можно снять несовершеннолетнего с учета в общем порядке.
Необходимые документы
По закону основанием для трудоустройства является контракт или трудовой договор (соглашение). Стороны приходят к согласию, что работодатель предоставляет на определенных условиях работнику рабочее место и возможность выполнять профессиональные обязанности. Последний с ответственностью обязан трудиться и получать за это вознаграждение.
Договор подписывается не позднее 3 дней с момента, как трудоустроенный фактически приступил к своим обязанностям. В соответствии со ст. 189 ТК принимаемый на работу знакомится с правилами внутреннего распорядка, тем самым соглашаясь работать на условиях, выдвинутых работодателем. На нового работника издается приказ, на его основании запись заносится в трудовую.
Для того чтобы ответить на вопрос, можно ли работать без прописки, следует обратиться к ТК, ст. 65, где указано, что гражданин обязан предоставить работодателю при поступлении:
- Гражданский паспорт, в некоторых случаях разрешается другой документ, удостоверяющий личность. На основании паспортных данных будет оформлен приказ. Ф. И. О., дата рождения вносится во внутренние документы предприятия. Если у гражданина стоит штамп в паспорте или есть временное свидетельство, то место проживания (прописка) или временной регистрации также может быть зафиксировано работодателем. На основании личных данных гражданина оформляется трудовое соглашение.
- Трудовую книжку. При повторном трудоустройстве предоставляется книжка, в которой работодатель на основании приказа должен сделать запись о приеме на предприятие, занимаемой должности. Если гражданин устраивается впервые, то работодатель оформляет для него трудовую.
- Свидетельство пенсионного страхования, где прописан индивидуальный номер (СНИЛС).
- Диплом об образовании, высшем, среднем или среднетехническом, другом.
- Военный билет для военнообязанных или приписное свидетельство.
Работодатель не вправе требовать от гражданина, устраивающегося на работу документы, на которые законодатель не указывает в ТК. Если должностные лица работодателя требуют другие сведения, такие действия считаются незаконными и нарушают трудовые права.
Ответственность за проживание человека не по месту прописки
В случае, когда человек выехал за пределы региона регистрации и живет там более 90 дней, нарушителем Закона становится и он сам и собственник помещения, где тот проживает. Такое нарушение попадает под действие статей 19.15.1 и 19.15.2 КоАП с наложением штрафа в следующем размере:
- с гражданина РФ, проживающего без временной прописки, — от 2 000 до 3 000 рублей (для Москвы и С-Петербурга – от 3 000 до 5 000 рублей);
- с физического лица, являющегося собственником или нанимателем жилья, предоставившим его лицу без регистрации – от 2 000 до 3 000 рублей (для обеих столиц – от 5 000 до 7 000 рублей).
Суммы штрафов увеличиваются, если нарушителем является организация или должностное лицо, а также иностранный гражданин.
Можно ли устроиться на работу без временной или постоянной прописки
В соответствии с современным законодательством реализация гражданами трудовых прав не зависит от места их проживания, а также от того, есть ли у них временная или постоянная регистрация (ст. 64 Трудового кодекса России).
Теоретически отказывать в приеме на работу по мотивам отсутствия у гражданина прописки запрещено, но на практике данный момент часто становится препятствием к заключению трудового договора.
Разумеется, при этом свой отказ в трудоустройстве работодатель объясняет другими причинами, не связанными с особенностями регистрационного учета соискателя.
Работодатели предпочитают брать на работу граждан, имеющих как минимум постоянную прописку. Если человек живет в одном субъекте РФ, а пытается трудоустроиться в другом, то наличие временной регистрации может упростить его попытки. Только у высококвалифицированных специалистов шансы найти достойную работу достаточно высоки, невзирая даже на отсутствие какой бы то ни было прописки.
Прием на работу без прописки – законодательная база и правовое регулирование
В вопросах прописки и трудоустройства, как для сотрудника, так и для работодателя следует обратить внимание на следующие нормативные акты:
- Статья 27 Конституции РФ. В ней закреплены основополагающие права граждан РФ на свободу передвижения, смены места жительства и пребывания. При этом следует понимать, что Конституцией закрепляются лишь основные правовые принципы, а не конкретные механизмы и способы их реализации.
- Закон РФ №5242-1 от 25.06.1993. В данном законе более подробно раскрываются нормативы, касающиеся обязательности регистрации граждан по их месту жительства или по месту их временного пребывания.
- Статья 3 ТК РФ. Нормативы означенной статьи запрещают любые формы дискриминации в сфере трудовых взаимоотношений. В частности, отдельным образом упомянута в данном случае и дискриминация по месту жительства..
- Статья 64 ТК РФ. Её нормативы запрещают непосредственное проявление дискриминации в вопросах заключения трудовых договоров. В том числе признают дискриминационным проявление отказов при приеме на работу в случае отсутствия прописки.
Как можно понять из вышеозначенных нормативных документов, прием на работу без прописки граждан Российской Федерации является возможным и не запрещен положениями законодательства. Более того, отказ в трудоустройстве без прописки в паспорте прямо относится к дискриминационным действиям работодателя и может повлечь за собой привлечение к ответственности уже самого работодателя.
Последствия для работника и работодателя
Каждый гражданин, находящийся на территории Российской Федерации должен быть зарегистрирован:
- Гражданин РФ:
- в случае пребывания в другом регионе сроком более 90 дней,
- если же гражданин выписывается из одного места проживания, то у него есть 7 дней, чтобы прописаться в другом месте (например, в случае купли-продажи недвижимости).
- Иностранный гражданин. Должен быть зарегистрирован в случае нахождения в стране более 7 дней. При этом, если гражданин другой страны проживает в отеле, гостинице, туристических комплексах, то обязательство регистрации берет на себя принимающая сторона.