Единый налоговый платёж с 2023 года: что надо знать предпринимателю
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Единый налоговый платёж с 2023 года: что надо знать предпринимателю». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На первый взгляд, раз уж НДС надо начислять при реализации товаров, работ, услуг, он ничем не отличается от налога с продаж (с оборота). Но если мы вернемся к его полному названию – «налог на добавленную стоимость», то становится понятным, что облагаться им должна не вся сумма реализации, а только добавленная стоимость. Добавленная стоимость – это разница между стоимостью проданного товара, работ, услуг и расходами на приобретение материалов, сырья, товаров, других ресурсов, затраченных на них.
НДС для медицинских товаров в период COVID-19.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 430 до 1 января 2021 г. разрешена реализация одноразовых медицинских изделий, незарегистрированных в РФ, а также прочих товаров медицинского назначения, продажа которых облагается НДС по ставке 10%.
Письмо ФНС РФ от 2304ю2020 № СД-4-3/6930 позволяет применять ставку НДС в 10% по отношению к медицинским изделиям, у которых отсутствует регистрационное удостоверение. Будет достаточно того, что продукция официально зарегистрирована в стране производителя.
Также произошло увеличение перечня тех медицинских товаров, которые не облагаются НДС. В данный список было добавлено более 20 новых пунктов. Например, новые виды инструментов, оборудования, мебели, протезов и имплантов.
Обновленный перечень начнет действовать с 2021 г. на основании Постановлений Правительства от 30.09.2015 № 1042 и от 01.10.2020 № 1574.
Объект налогообложения НДС:
-
реализация товаров, работ, услуг на территории России, передача имущественных прав (право требования долга, интеллектуальные права, арендные права, право постоянного пользования земельным участком и др.), а также безвозмездная передача права собственности на товары, результаты работ и оказания услуг;
-
выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
-
передача для собственных нужд товаров, работ, услуг, расходы на которые не учитываются при расчёте налога на прибыль;
-
ввоз товаров на территорию РФ.
НДС — «молодой» налог, стал применяться лишь в XX веке, хотя большинство действующих сегодня налогов были введены в практику на целое столетие ранее. Для сравнения, земельный налог и акцизы были известны еще с древних времен.
НДС относится к группе косвенных налогов, которые появляются, когда возрастают потребности государства в доходах в связи с ростом расходов. Первой формой косвенных налогов стали акцизы, но они взимаются с отдельных видов товаров, а обложению НДС подлежат все товары.
В период Первой мировой войны остро не хватало средств, военные расходы были огромными. Тогда и появился сходный с НДС налог с продаж, который взимался многократно на каждой стадии движения товара от производителя к потребителю. Это вызвало огромное недовольство, как покупателей, так и производителей. Как следствие, после войны этот налог был упразднен.
Но в период Второй мировой войны налог с продаж был введен вновь. Государственный бюджет был обескровлен, требовались дополнительные источники пополнения доходов.
Налог с продаж претерпел некоторые изменения:
- стал взиматься однократно, что не так сильно замедляло оборот капитала, а поступление налога в бюджет происходило более быстрыми темпами;
- стал взиматься, как правило, на стадии розничной торговли.
Повторюсь, что налог на добавленную стоимость — это косвенный многоступенчатый налог, взимается на каждом этапе продажи, начиная с производственного и распределительного циклов и заканчивая продажей потребителю.
Плательщиками НДС признаются (ст. 143 НК РФ):
- организации (в том числе некоммерческие),
- предприниматели.
Как правило, налог уплачивает продавец товаров (работ, услуг) на общей системе налогообложения. Однако налог может платить и сам покупатель, как налоговый агент.
Плательщики НДС уплачивают налог при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, либо при ввозе товаров на территорию РФ. Налогоплательщиков «внутреннего» налога существенно меньше, так как налог на территории страны уплачивают не все хозяйствующие субъекты, а при ввозе товаров плательщиками НДС являются практически все.
Следует отдельно остановиться на правилах уплаты НДС при ввозе товаров на территорию Таможенного союза (ТС). Исчисление и уплата налога производится в соответствии с налоговым законодательством, Таможенным кодексом и законом «О таможенном регулировании в РФ» от 27.11.2010 № 311-ФЗ.
В настоящий момент действующими участниками ТС ЕАЭС являются:
- Россия (с 2010 года);
- Казахстан (с 2010 года);
- Белоруссия (с 2010 года);
- Армения (с 2015 года);
- Киргизия (с 2015 года).
Уплата НДС производится по итогам каждого налогового периода равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом.
Все данные вносятся в налоговую декларацию по НДС, которая представляется налогоплательщиком/налоговым агентом в инспекцию по месту своего учета в качестве налогоплательщика НДС в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговая декларация по НДС представляется только в электронном виде. В случае представления декларации на бумажном носителе она не считается представленной (п. 5 ст. 174 НК РФ).
С 1 июля 2021 года в НК РФ введены новые основания, при обнаружении которых декларации по НДС будут считаться непредставленными. Причины для отказа в приеме декларации перечислены в п. 4.1 ст. 80 НК РФ:
- декларация сдается не по установленной форме;
- декларация подписана неуполномоченным лицом;
- в отношении налогоплательщика в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении его функционирования до даты представления отчета;
- подписавший руководитель дисквалифицирован (ИП — лишен права заниматься бизнесом) или умер;
- декларация не соответствует контрольным соотношениям.
Условия освобождения от уплаты
Условия, при которых можно применять льготы по уплате НДС согласно ст. 145 НК РФ:
- С момента госрегистрации ИП или организации прошло не меньше трёх месяцев.
- Выручка за предыдущие 3 календарных месяца — не больше 2 млн руб. Её считают только по облагаемым НДС операциям, но без учёта самого налога.
Не получится избавиться от НДС, если налогоплательщик выступает налоговым агентом либо реализует импортные или подакцизные товары. Если есть и необлагаемые товары, и подакцизные, для применения льготы нужно вести раздельный налоговый учёт НДС.
Чтобы отказаться от налога на добавленную стоимость:
- Подайте в ИФНС уведомление по форме из приложения 1 к приказу Минфина № 286н от 26 декабря 2018 года. Срок — до 20 числа месяца, с которого начнётся применение льготы. В уведомлении укажите помесячную выручку без учёта НДС за 3 последних месяца. Например, если хотите льготу в августе, — нужны суммы за май, июнь, июль.
- Приложите документы, подтверждающие право на освобождение от НДС — выписки из бухгалтерского баланса или отчёта о финансовых результатах (для ООО), книги продаж, учёта доходов и расходов (для ИП). Если перешли на общий режим с упрощёнки — выписку из КУДиР.
При исчислении НДС необходимо определить место реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, т.к. исчисление налога у белорусского плательщика производиться только тогда, когда они совершаются на территории Республики Беларусь. То есть для исчисления и уплаты НДС следует установить, осуществляется реализация на территории Республики Беларусь или за ее пределами, а для этого нужно определить место реализации объектов.
Местом реализации товаров признается территория Республики Беларусь, если:
— товар находится на территории Республики Беларусь и не отгружается и не транспортируется покупателю (получателю, указанному покупателем);
— товар в момент начала отгрузки или транспортировки покупателю (получателю, указанному покупателем) находится на территории Республики Беларусь (п. 1 ст. 116 НК).
Таким образом, определяющим условием для признания Республики Беларусь местом реализации товаров является их изначальное нахождение на территории Республики Беларусь, то есть, если товар в момент продажи находится на территории Республики Беларусь, местом его реализации признается территория Республики Беларусь.
С 1 января 2022 г. скорректированы понятие и состав работ, услуг, непосредственно связанных с недвижимым имуществом в целях определения места выполнения (оказания) таких работ, услуг по месту нахождения недвижимого имущества (п. 60 ст. 2, абз. 2 ст. 9 Закона «Об изменении законов по вопросам налогообложения» №141-З от 31.12.2021, далее – Закон № 141-З). Так, работы, услуги рассматриваются как непосредственно связанные с недвижимым имуществом, если они выполняются, оказываются в отношении конкретного объекта недвижимого имущества,
существующего или возводимого, в том числе в целях его физического изменения или изменения имущественных прав на него.
Определено, что место оказания услуг по проведению (услуг по организации проведения) в дистанционной форме конференций, форумов, саммитов, симпозиумов, конгрессов, а также лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, мастер-классов, вебинаров, иных обучающих курсов определяется по месту деятельности заказчика (п. 60 ст. 2, абз. 2 ст. 9 Закона № 141-З)
При реализации товаров плательщиком Республики Беларусь плательщику другого государства — члена Евразийского экономического союза, когда перевозка (транспортировка) товара начата за пределами таможенной территории Евразийского экономического союза и завершена в другом государстве — члене Евразийского экономического союза, местом реализации такого товара признается территория Республики Беларусь, если на ее территории товар помещается под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Положения ст. 117 НКиспользуются для определения места реализации по договорам по реализации работ, услуг, имущественных прав с резидентами Республики Беларусь и дальнего зарубежья. По подобным договорам с резидентами ЕАЭС для целей определения места реализации используются нормы Протокола о порядке взимания косвенных налогов (приложение 18 к Договору о ЕАЭС, ч. 2 п. 1, ч. 2 п. 2 ст. 72 Договора о ЕАЭС****.
****Договор о Евразийском экономическом союзе, вступившем в силу 1 января 2015 года, далее – Договор о ЕАЭС
С 1 июля 2022 г. вступят в силу нормы, которые установят, что:
— местом реализации товаров при их электронной дистанционной продаже является территория Республики Беларусь, если в момент завершения транспортировки товаров они находятся в Республике Беларусь(п. 59 ст. 2, абз. 4 ст. 9 Закона № 141-З).
Почему меня это должно волновать?
Если вы работаете в сфере общественного питания, то неважно, какую систему налогообложения вы применяете, отмена НДС в общепите может сэкономить вам налоги. А может и не сэкономить. Надо считать. Давайте разберемся, почему это так.
Какие системы налогообложения сейчас используются в общепите? Если не говорить про крупных игроков, которые вынужденно применяют общую систему, то их всего две — патент и УСН (доходы минус расходы). Есть, конечно, еще УСН (доходы) и НПД, но это скорей для домашней пекарни или чего-то в этом духе. Полноценный ресторан не может себе позволить считать налоги без учета расходов.
Поговорим про патент. Это идеальная система, если у вас не более 15 сотрудников, годовой оборот не превышает 60 миллионов рублей и вы работаете не в самом жадном регионе, который устанавливает адекватные ставки по ПСН.
Те, кто вписывается в эти условия, работают на патенте и горя не знают. Остальные же вынуждены идти на УСН (д-р). Там можно и сотрудников побольше нанимать (130 человек), и лимит по доходам выше (200 миллионов). Но у упрощенки есть одна противная особенность — меньше 1% от оборота налог быть не может. Т. е. если вы сработали в ноль (ничего не заработали), то из своего кармана придется заплатить 1% от всех входящих денег.
Особенности патента:
- Лимит по сотрудникам 15 человек.
- Лимит по доходам 60 миллионов.
- Есть ограничение на площадь заведения.
- Может стоить неадекватно дорого.
- Только для ИП.
Особенности УСН (д-р):
- Лимит по сотрудникам 130.
- Лимит по доходам 200 миллионов.
- Минимальный налог — 1% от оборота.
А теперь, зная все это, давайте посмотрим, какие налоги платятся на общей системе (ОСН). Это НДС и либо НДФЛ 13% (для ИП), либо налог на прибыль 20% (для организаций). Общепит попадает под освобождение от НДС, из этого делаем вывод:
В случае применения освобождения от НДС для общепита, налоговая нагрузка:
- Для ИП — 13% (от разницы между доходом и расходом).
- Для ООО — 20% (от разницы между доходом и расходом).
В качестве заключения
Если вдруг, читая всё это безобразие, вы почувствовали себя Остапом Бендером, и вам в голову пришла мысль о том, что вы сможете, работая без НДС, принимать к вычету все свои НДС-ные расходы, а затем каждый квартал возвращать деньги от государства, то спускаем вас на землю.
К вычету по НДС можно принимать только покупки по деятельности облагаемой НДС (пусть даже и по ставке 0%). У вас же деятельность «Без НДС», т. е. к вычету ничего не принимаем, всё в себестоимость. Извините за плохие новости.
Мы рассказали свои основные мысли по поводу освобождения общепита от НДС. Главная мораль этого текста — считайте и сравнивайте. Отдельного разговора заслуживает условие про среднюю зарплату. Но это как-нибудь в другой раз. Спасибо всем, кто дочитал эту простыню, надеемся, информация была вам полезна.
В голове обывателя может родиться схема, предполагающая, что его этот налог совсем не касается. Ну, платит себе предприниматель, и пусть платит. Но это ошибочное мнение. Потому что в реальности всю сумму этого налога оплачивает в итоге сам покупатель. Чтобы понять, почему же так происходит, обратимся к простенькому примеру и посмотрим какие этапы проходит формирующийся налог на добавленную стоимость.
- Одна компания заказывает у другой фирмы материал, чтобы изготовить свой товара из него. Она этот материал оплачивает. На эту сумму стоимости материала, которую компания заплатила будет накладываться НДС.
- Далее эта компания из купленного материала производит свой товар, а потом решает, какую же стоимость готового изделия поставить? Да так, чтобы и самим в убытке не быть, и клиенты не разбежались от завышенных цен? Первым делом, берётся сумма денег, которую затратили на производство единицы нового товара. Размер налога при этом тоже рассчитывается, но записывается в «налоговый кредит».
- Дальше, компании нужно определиться, сколько будет стоить товар для конечного покупателя. Здесь складывается себестоимость товара, подсчитываются акцизы, вписывается та доля, которая после продажи пойдёт на прибыль и уже прибавляется НДС. То есть он уже будет входить в стоимость товара, которую заплатит при покупке потребитель.
- Когда товар в определённом количестве продан, компания сядет подсчитывать прибыль. Из полученных денег высчитывается 20 процентов налога, которые уже оплатил покупатель. И эти деньги уходят на налоговые обязательства по оплате НДС.
Изменения для юридических лиц-резидентов
В подпункты 2 и 4 п. 2 ст. 441 и в подпункт 5 п. 1 ст. 307 НК внесены изменения, начинающие действовать с 01. 01. 2023 г. Так, исключена норма по неиспользованию корректировки общего годового дохода по КПН непосредственно в части дивидендов, которые выплачиваются юрлицом, производящим снижение исчисленного КПН на 100% по той деятельности, по которой предусмотрено данное снижение. При этом из СГД исключены дивиденды по ценным бумагам, которые размещены на таких биржах, как МФЦА, KASE, если за конкретный налоговый период были осуществлены активные торги на бирже (текущие критерии определяются Правительством РК). Если же в налоговый период на бирже не осуществлялись активные торги указанными бумагами, то дивиденды по ним облагаются КПН в качестве дохода, облагаемого у непосредственного источника выплаты.
Использование минимальных цен в отношении импортируемых товаров из стран ЕАЭС, а также третьих государств
Изменен п. 2 ст. 444 НК, действие начинается 01. 01. 2023 г.
На основании ст. 444 НК в отношении определенных типов товаров, импортируемых с территории ЕАЭС в Республику Казахстан, для определения цены приобретенной продукции используется минимальный уровень стоимости в соответствии с порядком, регламентированным уполномоченными структурами в сфере регулирования торговой деятельности.
Чтобы обеспечить взимание косвенных налогов с официальной налогооблагаемой базы при импорте продукции на территорию Казахстана, внесены поправки, где предусмотрено использование минимального уровня цен на импортируемые изделия как с территории стран ЕАЭС, так и с иных государств, не входящих в состав ЕАЭС.
Такая норма даст возможность обеспечить одинаковые условия для участников внешнеэкономической деятельности, занимающихся импортом продукции из стран ЕАЭС и третьих государств.
Если вы импортируете или экспортируете товары через страны ЕАЭС, обращайтесь к специалистам Первого Бита по настройке Виртуального склада, СНТ и ЭСФ, а также маркировки.
Почему правительство решило переводить всех на ОСНО?
В пояснительной записке к законопроекту об изменениях в НК РФ сказано, что концепцией законопроекта является урегулирование вопроса использования драгоценных металлов в слитках в инвестиционных целях физическими лицами.
Сейчас приобретение гражданами драгоценных металлов (за исключением монет) облагается НДС 20 %, в том числе реализуемых банками в форме слитков при их изъятии из хранилищ. Обратная же покупка слитков организациями и банками осуществляется по рыночной цене без НДС. Условие о взимании НДС в зависимости от факта изъятия слитков драгоценных металлов из банковских хранилищ закреплено в действующем законодательстве с целью предотвратить их реализацию на производственные цели. То есть действующая система налогообложения является основным препятствием для использования драгоценных металлов гражданами в качестве инструмента инвестирования.
Чтобы ввести в инвестиционный оборот для физических лиц драгоценных металлов в слитках, предложили освободить от НДС операции по реализации слитков физическим лицам и запретить применять специальные налоговые режимы, которые, по мнению властей, создают неравные условия на рынке ювелирных изделий и сокращают объём поступлений НДС в год до 20-30 млрд рублей.
Таким образом, новый закон преследует цели:
-
предоставить гражданам альтернативный инвестиционный инструмент, не имеющий кредитного и валютного риска;
-
привлечь дополнительные инвестиции в золотодобывающую отрасль;
-
ликвидировать теневой оборот лома и отходов, содержащих драгоценные металлы;
-
увеличить поступления в бюджетную систему по НДС, налогу на прибыль добывающих компаний, организаций и банков.
Лирическое отступление — читать ВСЕМ!
И ещё кое что.
Вот ВСЕ мы отдаём почти ТРЕТЬ своих доходов государству. Только представьте, что так делает КАЖДЫЙ человек в стране!
Давайте представим, что эти деньги мы бы не платили в качестве налогов, а просто каждый человек ЕЖЕМЕСЯЧНО использовал ТРЕТЬ своих доходов не для себя лично, а на общее благо, причём не какое-то там абстрактное, как по телевизору говорят, а на вполне конкретные вещи. Например, сделать ремонт в общем коридоре дома, разбить газон у подъезда, провести нормальное освещение на улице и так далее.
Вам не кажется, что мы все в таком случае жили бы просто в сказке?
Но мы отдаём всю эту ОГРОМНУЮ кучу денег в бюджет. Поэтому возникает вопрос, о котором стоило бы задуматься КАЖДОМУ:
ГДЕ ВСЁ ЭТО?
НА ЧТО ВООБЩЕ ИДУТ НАШИ ДЕНЬГИ?
Налоговые льготы для производителей электроники
Также подписанный закон заметно смягчил условия применения льготных ставок налога на прибыль и страховых взносов для производителей электроники. Сейчас такие организации вправе применять ставку налога на прибыль в размере 3% для части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет, и 0% – для части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта РФ. Совокупный пониженный тариф страховых взносов для них составляет 7,6%.
Для применения указанных льгот доля дохода таких компаний от реализации услуг по проектированию, разработке, ремонту и техобслуживанию электроники должна составлять не менее 90% от общей суммы доходов, а численность работников – не менее 7 человек. Поправки снижают долю профильных доходов производителей электроники до 70% и исключают из НК РФ условие о минимальной среднесписочной численности работников в целях применения налоговых льгот (п. 1.16 ст. 284 НК РФ).
Таким образом, компании смогут применять льготы по налогу на прибыль и страховым взносам, если их доходы от проектирования, выпуска и обслуживания электроники составят не менее 70% от общей массы доходов, а численность персонала будет меньше 7 человек. Новые условия применения налоговых льгот действуют в период с 1 января 2022 года до 31 декабря 2024 года включительно (п. 6 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 323-ФЗ). Льготы распространяются на организации, включенные по состоянию на 14 июля 2022 года в реестр организаций, оказывающих услуги по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции.