Ликвидация организации в 2022 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ликвидация организации в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
После утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия приступает к погашению долгов. При этом ликвидируемая организация продолжает осуществлять какой-то минимум операций, в ходе которых у нее вновь возникают обязательства по заработной плате, налогам, коммунальным платежам, услугам, связанным с процедурой ликвидации. Что делать с такими платежами, было неясно (буквально до настоящего времени). Хотя при добровольной ликвидации предполагается, что средств должно хватить на всех кредиторов, законодательство предусматривает, что в случае выявленной нехватки имущества в отношении организации, ликвидируемой первоначально в добровольном порядке, применяется упрощенная процедура банкротства. Наконец-то данная проблема нашла решение: Закон № 99-ФЗ изменил редакцию абз. 1 ст. 64 ГК РФ и уточнил, что очередные требования удовлетворяются после погашения текущих расходов.
Очередность погашения требований кредиторов при добровольной ликвидации
Итак, согласно п. 1 ст. 64 ГК РФ при ликвидации юридического лица после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации, требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
- в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда, о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения;
- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
- в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
- в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
Ликвидация ООО – пошаговая инструкция
Активное вмешательство мэрии Оби в дела местных управляющих компаний и их взаимоотношений с муниципальными унитарными предприятиями (МУПами) проявилось еще в 2012 году, когда Андрей Нешин подписал распоряжение о ликвидации МУП «Теплоэнергетическое предприятие».
Печати организации также находятся у внешнего управляющего. Единственное, что он не может делать – продавать имущество МУП для погашения обязательств перед кредиторами. Этот период длится до года, но может быть продлен еще на полгода. Если в периоде заключаются договора на крупные суммы, этот процесс обычно согласовывается с советом кредиторов организации.
Уполномоченные органы власти прибегают к ликвидации МУП крайне редко, так как данные предприятия оказывают прямое влияние на экономическо-социальную жизнь региона. Альтернативой может быть реорганизация или слияние.
Ликвидация некоммерческой организации: пошаговая инструкция
Ликвидация – это прекращение деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке универсального правопреемства к другим лицам. Порядок ликвидации некоммерческой организации определяется Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами.
В настоящей статье мы поговорим о порядке добровольной ликвидации некоммерческой организации.
Различают 2 вида ликвидации НКО:
- Добровольная ликвидация НКО (так называемая «официальная ликвидация НКО») — это прекращение деятельности юридического лица по инициативе его учредителей
- Принудительная ликвидация НКО осуществляется на основании решения суда в определенных законом случаях (например, в случае грубого нарушения закона при создании некоммерческой организации).
Порядок ликвидации мку пошаговая инструкция
- Акт экспертной оценки вероятных последствий закрытия организации;
- Протокол, свидетельствующий о решении провести экспертизу на предмет последствий упразднения;
- Устав органа, который занимался созданием государственного учреждения;
- Решение совета города или администрации муниципального района;
- Если это образовательный объект, потребуется решение собрания жителей.
- решение и положение об экспертной комиссии;
- экспертное заключение об оценке социально-экономических последствий реорганизации.
- положение о порядке создания, реорганизации и ликвидации учреждений общего образования;
- план (программа) реструктуризации сети образовательных организаций;
Ликвидация областного государственного унитарного предприятия пошаговая инструкция 2021
- Об увольнении сотрудникам можно сообщить лично, письменно или через профсоюз. Начинать уведомлять работников необходимо за 2 месяца до увольнения первого человека.
- Уведомление об увольнении составляется в 2-х экземплярах – один для лица, который получает уведомление, а другой – остается в работодателя.
Если сотрудник не желает подписывать уведомление, то оно направляется почтой по адресу прописки или фактического проживания этого человека.
- Приказ об увольнении составляется только спустя 2 месяца после уведомления сотрудников. Если работодатель начал раньше увольнять работников, то рискует нарваться на судебное разбирательство за несоблюдение прав трудовых прав.
- Приказ должен быть составлен по форме Т-8.
Принятие решения о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии
Принятие решения о добровольной ликвидации ООО относится к компетенции общего собрания участников, но предложить ликвидацию может совет директоров, единоличный исполнительный орган (директор) или участник общества. Решение о ликвидации ООО должно быть принято всеми участниками единогласно. Если же участник в обществе один, то такое решение, естественно, находится в его компетенции.
Ликвидационная комиссия может включать в себя директора, главного бухгалтера, юрисконсульта и других квалифицированных специалистов, но это может быть и один человек, называемый ликвидатором. Обязанности ликвидационной комиссии (ликвидатора) приводятся в статье 62 ГК РФ. К комиссии переходят все полномочия по управлению делами общества и представления его в суде, поэтому именно она (или ликвидатор) несет ответственность за все этапы ликвидации ООО.
Закон о коммерческих организациях применим ко всем некоммерческим структурам, которые создаются на территории Российской Федерации. В соответствии со ст. 9.2 Федерального закона № 7 устанавливаются особенности правового положения бюджетных учреждений. Законодательство устанавливает и порядок присоединения бюджетных организаций.
Согласно Постановлению Правительства РФ № 539 от 26 июля 2010 года принимается решение и проводятся мероприятия по ликвидации бюджетной организации. Согласно нормам из раздела V данного порядка, решение по ликвидации федерального предприятия может приниматься федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя по отношению к данной организации.
В принятом решении должна указываться следующая информация:
- название учреждения с указанием его типа;
- название федерального органа исполнительной власти, который осуществляет полномочия и функции учредителя;
- название федерального органа исполнительной власти, который ответственен за осуществление процедуры ликвидации;
- название правопреемника казенного учреждения, в том числе по обязательствам, которые могут наступать по судебным решениям.
Готовится проект правового акта федерального органа исполнительной власти, который осуществляет функции учредителя. Данный проект касается ликвидации федерального учреждения, которое находится в ведении федерального агентства или федеральной службы, находящихся в ведомстве указанного федерального органа. Только на основе подготовленного проекта возможна передача имущества предприятия.
Есть возможность ликвидации федерального казенного учреждения, осуществляющего функции по государственному управлению. Информация о структуре, к которой данные функции перешли, появляется по завершении процедуры ликвидации.
Если на данное учреждение возложены публичные обязательства перед гражданами, появляется соответствующая информация. Указывается, какой орган будет отвечать по обязательствам, в том числе финансовым.
Понятие МУП и ГУП и особенности их правового статуса
На основании положений ст. 2 161-ФЗ от 2002 года «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» под унитарными предприятиями понимаются определенные коммерческие структуры, специфика которых заключается в отсутствии права собственности за имущество, используемое в работе. Перечень такого имущества закрепляет за унитарным предприятием его собственник.
Унитарные предприятия (МУП и ГУП) относятся по Гражданскому кодексу к определенному типу юрлиц, учредители которых не являются их участниками (по ст. 65.1 ГК). Унитарными организациями, помимо предприятий, считаются также казенные учреждения, фонды и АНО.
По нормам закона права собственности на имущество может принадлежать только государству (в лице РФ или региона РФ) или муниципальным властям. В зависимости от прав собственности на имущество унитарные предприятия разделяются на следующие:
- МУП – муниципальные унитарные предприятия.
- ГУП – государственные унитарные предприятия.
При этом унитарные предприятия имеют ряд схожих черт с частными коммерческими компаниями:
- Руководство унитарного предприятия подотчетно учредителю.
- МУП и ГУП отвечают по всем своим долговым обязательствам принадлежащим им имуществом.
- Собственник имущества в лице государства или муниципалитета может нести субсидиарную ответственность с МУП и ГУП за неисполненные долговые обязательства.
Для решения проблемы долговых обязательств в унитарных предприятиях применяются две основные схемы:
- Приватизация – в рамках которой осуществляется поиск заинтересованного покупателя и осуществляется смена собственника. В результате компания переходит из государственной и муниципальной собственности в частные руки.
- Банкротство – процедура признания финансовой несостоятельности, которая направлена на решение проблемы с долгами перед кредиторами в строго урегулированном процессуальном порядке.
Через механизм банкротства унитарные предприятия сегодня решают две основные задачи: очищают МУП или ГУП от кредиторской задолженности и переоформляют права собственности на активы на иное лицо.
ГУП и МУП проходят процедуру банкротства по общим правилам 127-ФЗ «О несостоятельности» от 2002 года, по которым банкротятся все российские
предприниматели
, юридические и физические лица. Но определенный отпечаток на их банкротство накладывает правовой статус таких предприятий.
Процедура организации, реорганизации и ликвидации МУП опирается на нормы Гражданского кодекса (в частности, ст. 65.1, 113-114) и специального законодательства.
Деятельность ГУП и МУП регулируется положениями ФЗ-161 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 2002 года. Указанный закон содержит такие положения:
- Руководитель унитарного предприятия назначается на свою должность собственником имущества (государственными или муниципальными органами власти). Он не должен быть в числе учредителей другого юрлица, заниматься коммерческой практикой и предпринимательской деятельностью, являться единоличным исполнительным органом, участвовать в забастовке. Единственной разрешенной дополнительной практикой руководства унитарного предприятия является преподавательская, научная и прочая творческая деятельность.
- Законодательно накладываются определенные ограничения на распоряжение имуществом предприятия. ГУП не вправе осуществлять целый ряд операций с имуществом без согласия собственника. В частности, передавать его в залог, продавать, вносить в качестве уставного капитала другого общества без согласия собственника.
- Некоторые сделки с МУП и ГУП, связанные с предоставлением займов, поручительством, получением гарантий, обременениями, договорами простого товарищества, подписываются только с согласия собственника имущества.
Все это направлено на недопущение незаконного вывода активов из компании.
Порядок преобразований
Основное нововведение – запрет на образование новых МУП или ГУП. При этом продолжат свою деятельность предприятия в сферах:
- обороны и госбезопасности;
- естественной монополии государства;
- жизнеобеспечения в районах Крайнего Севера;
- культуры и искусства;
- обращения с радиоактивными отходами.
У губернаторов также будет право сохранять мупы, если они жизненно необходимы для региона. При этом каждое подобное решение должно быть подтверждено фактическими доказательствами незаменимости предприятия.
Основную цель реформы указал член Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Александр Козловский. По его словам, правительство пытается через ликвидацию МУП сократить степень своего влияния на экономику и стимулировать развитие бизнеса, что и определяет первые шаги реформы, которые должны завершиться до 2021 года:
- Провести полную инвентаризацию имущества. Во многих предприятиях такой учет не ведется в принципе.
- Подготовить бухгалтерскую документацию. После проведения аудита будет собрана более точная статистика и определен бухбаланс.
- Подготовиться к преобразованию в акционерные общества.
По итогам к 2025 году большая часть МУП и ГУП превратятся в АО и ЗАО. Они потеряют часть господдержки и будут вынуждены работать в соответствии с требованиями рыночной экономики и под более тщательным контролем.
В ст. 61 Гражданского кодекса прописано, кто может ликвидировать МУП, — это учредитель или суд. Федеральный закон №161 и ст. 63 Гражданского кодекса разъясняют порядок ликвидации унитарного предприятия по решению собственника. Обязанности тех, кто принял такое решение, изложены в ст. 62 ГК.
Вот пошаговая инструкция по ликвидации МУП в этом году:
Шаг 1. Принятие решения о ликвидации. Шаг 2. Передача информации в органы госрегистрации. Срок — в течение трех рабочих дней. Шаг 3. Создание ликвидационной комиссии и передача собственником ей всех полномочий.
Шаг 4. Передача комиссией информации о ликвидации организации и порядке выплат кредиторам в СМИ. Срок — не более 2 месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
Шаг 5. Утверждение промежуточного баланса.
Шаг 6. Окончание выплат.
Шаг 7. Подведение окончательного баланса и его утверждение учредителем организации.
Шаг 8. Передача остатков имущества учредителю.
Порядок ликвидации муниципального предприятия
Подружился я с компанией «Цезарь Консалтинг», регистрируя свое первое ООО. Тогда, помню, переживал, чтобы все сделали быстро и без проблем. И все получилось просто здорово! Сейчас у меня уже несколько магазинов, и юристы из компании стали мне просто друзьями. Бухгалтерия тоже радует, обращаюсь периодически. Решают многие проблемы по налогам. Спасибо, ребята!
Несостоятельность или устранение Ликвидация предприятия банкрота производится при невозможности выполнения финансовых расчетов с кредиторами.
Решение о ликвидации принимает суд на основе заявления государственных органов или одного из учредителей. Чаще всего подобное решение принимается в адрес фирм-однодневок, оформленных на фиктивное лицо или «заброшенных» обществ, более года не отчитывавшихся в налоговую и не совершавших денежных операций.
Но это далеко не все статьи расходов! В платёж обязательно включается сумма за услуги, предоставляемые управляющей компанией.
Это может быть любое преобразование: слияние, продажа ООО, присоединение к другому обществу. Самый дешевый и самый быстрый вид ликвидации. Недостатком его является тот факт, что вы не снимаете с себя ответственность за прошлую работу, фактически вы продолжаете участвовать в жизни общества даже после его ликвидации и все еще можете попасть под штрафы и пени. Поэтому такой способ часто называют «альтернативной» или «мнимой» ликвидацией.
Оплата за жильё рассчитывается по тарифу за один квадратный метр (тариф умножается на общую площадь квартиры). В зависимости от полученной суммы определяется размер платы за пользование общим имуществом дома. Минимальный тариф закреплён законом. А верхний его предел устанавливается на общем собрании жильцов в ТСЖ или управляющей компании. Остальные (дополнительные) статьи расходов также утверждаются на общем собрании. Например, решается вопрос о вывозе мусора, стрижке газонов, уборке подвалов и т. д.
Мне от отца по наследству достался бизнес, мягко говоря недоходный. Ни желания, ни возможности заниматься им не было. Чтобы не влететь на деньги решил ликвидировать фирму. Оказалось это не так уж просто. Были там кое-какие нюансы. Знакомый привел в компанию «Цезарь Консалтинг». Надо сказать взялись за работу сразу. Вопросы по фирме удалось закрыть, успешно ликвидировать и довольно быстро. Юрист к которому обращался до них рисовал другую картину. Так что я доволен.
Здесь следует упомянуть и о случаях фиктивного банкротства. За подобные махинации исполнительные лица привлекаются к уголовной ответственности. Порядок ликвидации Ликвидация управляющих компаний бывает и добровольной, и принудительной, когда решение выносится в судебном порядке, согласно положениям статей 61-64 Гражданского кодекса. Суд лишает управляющую организацию ее прав относительно коммерческой деятельности, обязанностей перед жилищным фондом с передачей их другому исполнителю. Суд также обязывает лишенную прав управляющую компанию уплатить имеющиеся долги, реализовать имущественные ценности. Добровольная ликвидация Процесс добровольного сложения полномочий предписан законодательством и проводится в описанном ниже порядке.
Товарищество собственников жилья – это организация, которая в определенной степени является посредником между ресурсопоставляющими организациями и жильцами многоквартирных домов. Если ТСЖ не оправдывает доверие собственников, ее члены принимают решение о ликвидации компании.
Признать банкротом суд может только не казенное предприятие, об этом гласит 65 статья Гражданского Кодекса. Руководство МУП, имеющее задолженности без возможности оплаты обязано обратится в арбитраж для признания несостоятельности.
Ликвидация ТСЖ осуществляется поэтапно, начиная с принятия решения и закачивая регистрацией в налоговом органе. Нюансы процедуры зависят от того, кто выступает инициатором закрытия.
Порядок ликвидации муниципального предприятия
Слияние или присоединение возможно при условии наличия общего владельца фондов, имущества и активов. В противном случае реорганизация допустима при изменении права собственности.
Статья 65 Гражданского Кодекса исключает возможность признать банкротом даже убыточное казенное учреждение. Принятие решения Решение о ликвидации унитарного предприятия принимается учредителем или судом, если для последнего есть законные причины – неустранимые нарушения при регистрации, систематические грубые в ходе деятельности, противоречие уставу и прочее. После принятия решение начинается делопроизводство по ликвидации в порядке, определенном законом. Постановление о ликвидации МУП может быть вынесено администрацией округа и подписано главой местного государственного органа управления.
Решение выносится на обсуждение советом депутатов.
Особенности ликвидации с долгами
Если текущих материальных активов недостаточно для полного и своевременного удовлетворения требований, участниками фирмы решается вопрос о запуске процедуры банкротства в установленном порядке Кредиторы и прочие лица и организации, которым задолжала ликвидируемая компания У них путь только один – обращаться в суд с ходатайством о принудительной ликвидации. Процедура такой ликвидации практически ничем не будет отличаться от добровольной Отметим, что некоторые собственники организаций, задолжавших крупные суммы, стараются найти возможность незаконного способа вывода хотя бы части материальных активов из предприятия.
Действуя таким образом, они пытаются свести к минимуму возможные потери от реализации имущества с публичных торгов и погашения задолженности при помощи денежных средств на балансе фирмы. Однако не стоит полагать, что такой способ “прокатит”. В контролирующих органах работают далеко не зеленые новички, а опытные специалисты, досконально знающие свое дело.
Подобные мошеннические схемы раскрываются в два счета при проведении проверки.
Как совершается ликвидация МУП
Статус «унитарного» может быть присвоен только государственным предприятиям, следовательно, их имущество принадлежит Российской Федерации.
Этим обусловлено главное отличие при ликвидации МУП от юридических лиц других форм собственности – остаточные активы, финансовые средства и прочее имущество не распределяется между пайщиками, работниками, а переходит в фонд государства. Уполномоченные органы власти прибегают к ликвидации МУП крайне редко, так как данные предприятия оказывают прямое влияние на экономическо-социальную жизнь региона. Альтернативой может быть реорганизация или слияние.
Слияние или присоединение возможно при условии наличия общего владельца фондов, имущества и активов. В противном случае реорганизация допустима при изменении права собственности. исключает возможность признать банкротом даже убыточное казенное учреждение.
Решение о ликвидации унитарного предприятия принимается учредителем или судом, если для последнего есть законные причины – неустранимые нарушения при регистрации, систематические грубые в ходе деятельности, противоречие уставу и прочее.
После принятия решение начинается делопроизводство по ликвидации в порядке, определенном законом.
Постановление о ликвидации МУП может быть вынесено администрацией округа и подписано главой местного государственного органа управления.
Решение выносится на обсуждение советом депутатов.
Правом инициировать ликвидацию наделены другие собственники предприятия, при условии согласования с органами местной власти.
Закон о коммерческих организациях применим ко всем некоммерческим структурам, которые создаются на территории Российской Федерации. В соответствии со ст. 9.2 Федерального закона № 7 устанавливаются особенности правового положения бюджетных учреждений. Законодательство устанавливает и порядок присоединения бюджетных организаций.
Согласно Постановлению Правительства РФ № 539 от 26 июля 2010 года принимается решение и проводятся мероприятия по ликвидации бюджетной организации. Согласно нормам из раздела V данного порядка, решение по ликвидации федерального предприятия может приниматься федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя по отношению к данной организации.
В принятом решении должна указываться следующая информация:
- название учреждения с указанием его типа;
- название федерального органа исполнительной власти, который осуществляет полномочия и функции учредителя;
- название федерального органа исполнительной власти, который ответственен за осуществление процедуры ликвидации;
- название правопреемника казенного учреждения, в том числе по обязательствам, которые могут наступать по судебным решениям.