Ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В области ВЭД законодательство сегодня достаточно сложное. С одной стороны, введены суровые меры по наказанию за отказ от своих обязательств, с другой стороны, существует целый ряд привилегий, исключений и послаблений для предпринимателей и частных лиц. Именно поэтому нередко возникают обвинения в умышленном искажении назначения груза, в занижении его стоимости, в искажении фактов о его происхождении. Все это действительно может стать причиной для обвинения, но не обязательно по статье 194 УК РФ.
Основные способы уклонения:
- Занижение реальной стоимости товаров, чтобы снизить налогооблагаемую базу, как следствие — снизить общий размер таможенных пошлин.
- Укрытие перемещаемого груза — человек может не указать в декларации некоторые товары и не уплатить за него таможенные пошлины.
- Предоставление недостоверной информации с целью занижения налоговой базы или освобождения от уплаты тех или иных пошлин (например, алкогольные напитки могут быть указаны в декларации в качестве безалкогольных напитков — а значит, платить алкогольный акциз на них не придётся).
Фактически все противоправные действия, подпадающие под уклонение от уплаты таможенных платежей, связаны с прямым обманом — человек предоставляет работникам таможни поддельные документы с целью занижения налогооблагаемой базы либо для полного освобождения от уплаты налогов. Также человек может не обманывать таможенников напрямую, а просто не раскрывать всю правду (например, он может попытаться провезти через границу товар, которого нет в декларации).
Распространенные примеры
Каждое преступление по ст.194 имеет свои тонкости и нюансы, мы выделим наиболее распространенные.
- Ввоз оборудования или транспорта по запчастям. На таможне указывается, что в страну ввозится не объект в разобранном виде, а запчасти к нему. Ввезенное оборудование или транспорт далее собирается на предприятии и продается. В этом случае речь зачастую идет о неуплаченных в бюджет миллионах рублей.
- Беспошлинный ввоз имущества для личного использования с последующей продажей.
- Искажение информации в сопроводительных документах, снижение реальной стоимости ввозимого товара.
- Появление в схеме номинальных импортеров и фиктивных продавцов.
- Контрабанда стратегически важных товаров. Контрабанде посвящена отдельная статья, но недостоверные сведения о ввозимом товаре автоматически меняют суммы таможенных платежей. Часто такие преступления рассматриваются в совокупности.
Неуплата таможенных платежей — не выход из ситуации
Также при возникновении подобной неприятной ситуации необходимо помнить, что существуют различные способы уплаты таможенных платежей, есть вероятность договориться с получателем сборов об отсрочке или рассрочке. Содействие юриста нашей компании в подобных делах позволит получить максимально выгодные условия даже в самых сложных случаях. Пишите в комментариях свой вопрос и мы поможем найти решение: профессионально и в срок.
Комментарии к ст. 194 УК РФ
1. Таможенные платежи уплачиваются в случаях, установленных Таможенным кодексом Таможенного союза. В нем предусмотрено пять видов платежей:
- ввозная таможенная пошлина;
- вывозная таможенная пошлина;
- налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию;
- акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию;
- таможенные сборы (ст. 70).
При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов возникает:
- при ввозе товаров — с момента пересечения таможенной границы;
- при вывозе товаров — с момента выдачи таможенным органом разрешения на убытие товаров с таможенной территории (ст. ст. 161 и 166 Таможенного кодекса Таможенного союза). Законом предусмотрены отсрочки и рассрочки уплаты таможенных платежей.
Состав преступления, предусмотренный ч.1 ст.194 УК РФ
- Объект: общественные отношения, складывающиеся в области государственно-таможенного регулирования.
Предмет преступления – таможенные платежи, перечисленные в главе 6 ТК ЕАЭС. Так, в частности, это:
- таможенные платежи (ввозная и вывозная таможенные пошлины, НДС и акцизы, взимаемые при ввозе продукцию на территорию ТС);
таможенные сборы (обязательные платежи, взимаемые сотрудниками таможни за совершение ряда операций, связанных с выпуском товаров, сопровождением транспортных средств и т.д.).
- Объективная сторона: неисполнение гражданами или юрлицами обязанности по уплате таможенных платежей. Обязательный признак – крупная сумма неуплаченных таможенных платежей (от 2 млн до 6 млн рублей).
- Субъект: лицо, на которого возложена обязанность по уплате таможенных платежей. По ст.50 ТК ЕАЭС, это декларант и прочие субъекты.
- Субъективная сторона: вина в форме прямого умысла.
Обязанность уплаты таможенных платежей
Таможенный кодекс РФ обязывает всех людей (как частных лиц, так и организации) при перемещении через границу товаров делать следующие отчисления в бюджет:
- Основная таможенная пошлина на товары.
- Многочисленные косвенные таможенные пошлины и сборы — за оформление, за хранение, за принятие предварительного решения и так далее.
- НДС.
- Акцизы.
- Сборы, которые нужны для выдачи лицензии на товар.
- Сборы, которые нужны для выдачи аттестата специалиста.
Размер пошлин регулируется законом «О таможенном тарифе».
При пересечении границы следует подавать таможенную декларацию обо всех товарах, которые будут ввозиться, а все выплаты следует осуществлять:
- при подаче таможенной декларации,
- перед подачей декларации.
В некоторых случаях плательщику может предоставляться отсрочка на срок до 2 месяцев.
Комментарий к статье 194 УК РФ
Все таможенные обложения указаны в статье 70 ТК и ТС. Таможенным, Налоговым Кодексами Российской республики даётся разъяснение понятий о платежах(гл. 21 – 22 НК, раздел 2 ТК).
- Основание взносов.
- Срок.
- Плательщик.
- Правило выплат.
Гражданами выполняются указанные законодательством правила, чтобы в дальнейшем не попасть под уголовное преследование.
- пошлина на импорт товара;
- таможенные отчисления при экспорте продукции;
- выплата НДС при ввозе предметов чрез кордон;
- акцизное отчисление на доставку изделий чрез таможенную границу;
- таможенное обложение.
Обязанности по отчислениям таможенного сбора, налога наступают после пересечения товаром таможенного кордона.
- Ввоза продукции.
- Вывоза изделий после разрешения таможенного органа на убывание с таможенных территорий.
Статья 194 Уголовного кодекса подробно не раскрывает состава преступления, называемого — Уклонением от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица
Так, в законе лишь указано — уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Квалифицирующими признаками этого преступления являются совершение деяния группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере. В этом случае, закон предусматривает более серьезную ответственность — в виде штрафа в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительных работ на срок до пяти лет с лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишение свободы на срок до пяти лет с лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Часть 3 указанной статьи добавляет к составу следующие квалифицирующие признаки: . действия совершенные:
а) должностным лицом с использованием своего служебного положения;
б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, —
в этом случае, совершение преступления наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.
Самой жесткой, по санкции является часть 4 статьи 194 УК РФ. Она предусматривает ответственность за совершение уклонения от уплаты таможенных платежей, совершенные организованной группой.
В этом случае деяние наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.
Примечание. Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей, взимаемых с физического лица, превышает один миллион рублей, с организации — два миллиона рублей, а в особо крупном размере — если сумма неуплаченных таможенных платежей, взимаемых с физического лица, превышает три миллиона рублей, с организации — десять миллионов рублей.
Налоговые обязательства
В 2018 г. правоотношения по транспортировке объектов путем пересечения госграницы Российской Федерации координируются нормами Таможенного кодекса ЕЭС. Документ вступил в силу с начала года, полностью заменил прежнее законодательство по этой сфере международной деятельности. Основная цель нового регламента – минимизация бумажных документов, оцифровка данных и ведение документооборота в электронной форме. Такие действия позволят сократить время обмена информацией и ускорят процесс перевозки грузов.
Процедура исчисления таможенных пошлин, порядок их уплаты описаны главой 7 ТК ЕЭС. Согласно ст. 51 настоящего кодекса объектами обложения сборами являются все товары, перемещаемые через государственную границу участников Союза. Для определения суммы бюджетного платежа понадобится таможенная стоимость и физические характеристики перевозимых предметов и грузов.
В соответствии со статьей 54 вышеуказанного закона обязанность по уплате таможенных сборов возникает у предприятий и физических лиц. Различают пять видов пошлин, подлежащих обязательному перечислению в бюджет:
- Сбор за ввоз и вывоз товарно-материальных ценностей.
- НДС со стоимости объектов, ввозимых на территорию государств Союза.
- Акцизный налог.
- Таможенные взносы.
Комментарий к статье 194 УК РФ
1. Предмет преступления — таможенные платежи. К ним относятся:
1) ввозная таможенная пошлина;
2) вывозная таможенная пошлина;
3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
5) таможенные сборы.
Таможенные пошлины, налоги исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов, самостоятельно.
2. Объективная сторона преступления характеризуется бездействием — неуплатой таможенных платежей в крупном размере. Способы уклонения от уплаты таможенных платежей могут быть любыми:
— занижение стоимости перемещаемых товаров;
— сокрытие товаров;
— неверное указание таможенного режима, страны происхождения товаров и т.п.
При ввозе товаров таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия. При вывозе товаров таможенные пошлины должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации, если иное не установлено Таможенным кодексом Таможенного союза.
3. Преступление считается оконченным с момента истечения сроков, установленных для платежей.
4. Ответственность за уплату таможенных платежей несет декларант — лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. Если декларирование производится таможенным брокером, он является ответственным за уплату таможенных пошлин и налогов.
5. Если имели место признаки уголовно наказуемой контрабанды, то привлечение к ответственности по ст. 188 УК охватывает факт неуплаты таможенных платежей и дополнительной квалификации по ст. 194 при этом не требуется.
Состав преступления и квалифицирующие признаки
Средства, взимаемые с организации или физического лица при перемещении товара через границу, идет в бюджет страны. Поэтому уклонение от этой обязанности, а тем более злостное уклонение, является административным или уголовным преступлением. Состав данного деяния заключается в следующем:
- Объектом преступления, с юридической точки зрения, выступает финансовая деятельность государства.
- Объективная сторона – отказ лица от выполнения обязанностей по уплате платежей, нежелание соблюдать правила налогообложения.
- Субъект – физическое или должностное лицо.
- Субъективная сторона – наличие прямого умысла.
На квалификацию преступления также влияют следующие признаки:
- Преступление совершено несколькими лицами по предварительной договоренности.
- Нарушитель уже был ранее судим за подобные деяния в сфере налогообложения.
- Неуплата таможенных платежей осуществлялась лицом неоднократно.
- Сумма долга зафиксирована в особо крупном размере.
Эти признаки свидетельствует о повышенной опасности совершенного преступления, поэтому напрямую влияют на степень наказания. Что касается умысла, с которым совершается деяние, то его наличие следует доказать. Например, сокрытие информации при заполнении декларации может быть ошибкой, а не умышленным поступком.
Важно разделять уклонение от уплаты таможенной пошлины и контрабанду, так как признаки этих преступлений во многом схожи. При контрабанде следует обращать внимание на признаки незаконного перемещения. В то время как уклонение от уплаты чаще всего осуществляется с помощью предоставления неправдивой информации, а не с помощью сокрытия ввозимых товаров.
Методика расследования
Следствие по делам такого рода почти всегда оказывается очень сложным, трудоёмким делом. Главной проблемой криминалисты называют весьма сжатые сроки следственных действий, на которые обычно даётся 15 суток (по особому решению прокурора – 25).
Чтобы доказать злодеяние, приходится проводить анализ и исследование огромного количества документов. Это не только таможенные декларации и бухгалтерские отчёты. Например, при обысках правоохранители изымают всевозможные черновики, блокноты, ежедневники и тому подобные предметы. В них могут обнаружиться различные записи, которые подтвердят вину подозреваемых.
Особенно сложно расследование квалифицированных преступлений. Если действовала группа, необходимо вычислить всех её членов. Должностные лица порой мастерски скрывают свои контакты с преступниками. В итоге криминалисты должны продемонстрировать истинный профессионализм.
Рассмотрим, какие приговоры выносят российские суды по ст.194 УК РФ
В 2012-2014 годах ПГ «Генерация» помогала аффилированным компаниям ввести на территорию России из Румынии 7 буровых установок. Сотрудники ПК «Генерация» ввели в заблуждение сотрудников таможни, указав, что ввозят в Россию не разобранные установки, а запчасти к ним. После этого оборудование собиралось на заводе компании и продавалось. В результате указанных действий в бюджет не поступило более 100 млн рублей. Первоначально топ-менеджерам ПГ «Генерация» предъявлялось обвинение не только в уклонении от уплаты таможенных платежей, но и в организации преступного сообщества (ст.210 УК РФ), а также в совершении нелегальных валютных операций (ст.193.1 УК РФ). Однако суд признал топ-менеджеров виновными лишь в уклонении от уплаты таможенных платежей в особо крупном размере. Сотрудники ПГ «Генерация» получили от 7 до 7,5 лет колонии условно.
Ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей
Существуют разные схемы уклонения от уплаты таможенных платежей, но для обвинения по указанной статье следует доказать, что имели место сразу несколько фактов.
- умышленность, сговор, неоднократность нарушения. Только в этом случае можно всерьез рассматривать возможность уголовного наказания.Преступлением могут посчитать: сокрытие товара, указание режима, который неприменим в конкретном случае, уменьшение стоимости ввозимого товара или оборудования.
- порядок уплаты таможенных платежей достаточно сложен, необходимо установление размера, достаточного для привлечения к уголовной ответственности. Предполагается оплата сразу нескольких видов взносов, учет различных статей законодательства. Поэтому хорошо построенная защита способна и вовсе избавить тех, кто обвиняется впервые, от какого-либо взыскания. Сумма неоплаченных платежей — ввозная пошлина, акциз, взимаемый при ввозе товара является важным при определения состава преступления. При небольших суммах укрывательства меньше 1 000 000 рублей состав именно преступления не наступает.
- нужно разбираться кто виноват. Ведь ответственность лежит на декларанте, именно он составляет и предоставляет необходимое при оформлении таможенной процедуры. Если в вашем случае Вы привлекли таможенного брокера для осуществления процедуры, то именно он ответственен за уплату обязательных платежей.
Также следует понимать, что называется злостным неисполнением обязательств, когда возникает уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере и как оно исчисляется. Нельзя рассчитывать, что все факты будут рассмотрены беспристрастно, объективно и недвусмысленно.
Налоговые обязательства
В 2021 г. правоотношения по транспортировке объектов путем пересечения госграницы Российской Федерации координируются нормами Таможенного кодекса ЕЭС. Документ вступил в силу с начала года, полностью заменил прежнее законодательство по этой сфере международной деятельности. Основная цель нового регламента – минимизация бумажных документов, оцифровка данных и ведение документооборота в электронной форме. Такие действия позволят сократить время обмена информацией и ускорят процесс перевозки грузов.
Процедура исчисления таможенных пошлин, порядок их уплаты описаны главой 7 ТК ЕЭС. Согласно ст. 51 настоящего кодекса объектами обложения сборами являются все товары, перемещаемые через государственную границу участников Союза. Для определения суммы бюджетного платежа понадобится таможенная стоимость и физические характеристики перевозимых предметов и грузов.
В соответствии со статьей 54 вышеуказанного закона обязанность по уплате таможенных сборов возникает у предприятий и физических лиц. Различают пять видов пошлин, подлежащих обязательному перечислению в бюджет:
- Сбор за ввоз и вывоз товарно-материальных ценностей.
- НДС со стоимости объектов, ввозимых на территорию государств Союза.
- Акцизный налог.
- Таможенные взносы.
Лицо должно уплачивать таможенные пошлины при пересечении границы
Налог не уплачивается, если выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
- Объект уничтожен в результате аварий, стихийных бедствий, чрезвычайных происшествий.
- Продукция предназначена для использования федеральной структурой.
- Стоимость перемещаемых грузов не превышает предельную величину.
- Действует льготное налогообложение, освобождающее плательщика от уплаты бюджетного взноса.
Обязанность по перечислению таможенного платежа признается исполненной, когда подтверждены нижеперечисленные факты:
- С банковского счета плательщика списана необходимая сумма.
- Кассой таможенного органа приняты наличные денежные средства.
- Ранее излишне перечисленные пошлины зачтены в счет погашения текущих обязательств по инициативе получателя груза или контролирующего органа.
- При перечислении средств посредником по договорам поручительства, банковской гарантии, залога, страхования.
- Покрытие задолженности стоимостью товаров, по которым предусмотрена уплата пошлины.
Итак, как наверняка многим известно, любая форма ввоза или вывозы какого-либо товара из территориальных пределов Российской Федерации подлежит обязательной оплате. Соответственно, лицо, каким-либо образом совершившее перемещение какого-либо предмета через границу без уплаты положенных пошлин, автоматически становится правонарушителем, а в определённых ситуациях и преступником. В России существует ФЗ за номером № 311, который был утверждён 27.11.2010 г. и устанавливает все имеющиеся нюансы таможенного регулирования в нашей стране.
Например, в соответствии со статьёй 114 вышеназванного ФЗ, плательщиком рассматриваемых пошлин/налогов является декларант, то есть лицо, непосредственно участвующее в возникающих взаимоотношениях между компанией отправителем и таможенными органами, путём документального сопровождения товара, в том числе осуществления соответствующего декларирования.