ОСАГО по-новому: какие жуткие проблемы ждут российских водителей в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ОСАГО по-новому: какие жуткие проблемы ждут российских водителей в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В России хорошо развиты электронные каналы заключения договоров страхования – электронные ОСАГО, КАСКО и другие массовые виды страхования. Это существенно расширило географию продаж страховщиков, не имеющих собственных точек присутствия в большинстве регионов России.
Нужно ли проходить техосмотр, если ОСАГО и так продадут?
При этом по закону отмена обязательного ТО для получения ОСАГО не влияет на то, что прохождение техосмотра остается обязательным само по себе. С 1 марта 2022 года вступает в силу новая редакция КоАП, согласно которой за отсутствие техосмотра на автомобиль будет выписываться штраф размером 2 тыс. рублей.
Страховые компании также смогут воспользоваться формально отмененным ТО и полугодовой заминкой в законодательных документах. Например, предъявить регрессное требование, если на момент наступления страхового случая истек срок действия техосмотра.
Вдобавок к этому, почти год назад была запущена в опытную эксплуатацию система автоматической фото- и видеофиксации полиса ОСАГО по номеру автомобиля. Рассылка штрафов за отсутствие техосмотра, зафиксированного с помощью камер фиксации нарушений ПДД — вопрос времени.
Прохождение техосмотра теперь не обязательно?
Услышав новость о том, что для получения полиса ОСАГО не нужно проходить техосмотр, многие водители решили, что от процедуры техосмотра можно и вовсе отказаться. Автовладельцы задают вопросы: правда ли, что президент России отменил прохождения техосмотра? Это не совсем так. Согласно документу, чтобы получить полис, не обязательно нужно делать техосмотр. Однако сам техосмотр никто не отменял. Чтобы не попасть в ситуацию, когда без прохождения техосмотра на вас будут налагаться штрафы, и вам будут отказывать в страховых выплатах, нужно разобраться в нюансах изменений в законодательстве.
Согласно новым правилам, водители по-прежнему обязаны проходить техосмотр. Его результаты будут вноситься в диагностическую карту автомобиля. В данном случае для получения полиса ОСАГО не нужно будет оформлять диагностическую карту. Это существенно упростит получение самих полисов, но контроль за исправностью технических средств никто убирать не будет. За отсутствие пройденного техосмотра, как и прежде, автолюбители могут быть оштрафованы.
Если не будет пройден техосмотр и авто попадет в ДТП, водитель не сможет получить выплаты по ОСАГО. В этом случае водитель будет нести материальную ответственность за свой автомобиль и ещё и возмещать ущерб третьим лицам. Если диагностическая карта у автовладельца просрочена, страховые компании могут предъявить автовладельцам регрессивной иск, по которому тот будет обязан выплачивать деньги и возмещать ущерб пострадавшим участникам дорожного движения.
Важно! Отсутствие диагностической карты грозит штрафом 2000 руб. Зафиксировать нарушение могут видеокамеры на дорогах или сотрудники ГИБДД, которые при остановке автомобиля обнаружат, что нужный документ отсутствует.
Ранее до принятия поправок в Федеральный Закон страховые компании не могли продавать полисы ОСАГО тем водителям, у которых не было диагностической карты. Ожидается снижение цен на страховые полисы. Раньше оплата за техосмотр и страховой полис осуществлялась одновременно. С нововведением полис ОСАГО будет проще купить. В условиях здоровой конкурентной борьбы могут быть улучшены условия, предоставляемые страховыми компаниями, включая снижение цен на полисы. До 22 августа, пока закон не вступил в силу, действуют старые правила. Для покупки полиса ОСАГО всё ещё нужна диагностическая карта на автомобиль.
Правительство постоянно держит автомобилистов в напряжении различными нововведениями. С 1 марта должны были вступить в силу новые правила прохождения техосмотра. Согласно этим правилам, при въезде на техосмотр и выезде из него должна проводиться фотофиксация. Снимки будут поступать в единую автоматизированную информационную систему техосмотров ЕАИСТО. Снимки должны быть высокого качества, с отображением передней части машины, где видна марка, регистрационный знак и цвет кузова. Это всё делается для того, чтобы техосмотр водители проходили по-настоящему, чтобы исключить бюрократическую составную часть этого мероприятия. Этот порядок ведения техосмотра был отложен до 1 октября текущего года. Отсрочку инициировал премьер-министр Михаил Мишустин.
Где пройти техосмотр
Раньше проверкой технического состояния транспортного средства занимались сотрудники ГИБДД. Функция передана в частные организации и сервисы техобслуживания, официальным дилерам автомобильных марок и независимым центрам, которые ремонтируют автомобили и мотоциклы. Вступление в силу новых правил техосмотра предполагает наличие специализированных центров государственной аккредитации, поэтому не каждая станция техобслуживания может провести техосмотр и выдать диагностическую карту.
Важно! Перед прохождением техосмотра водитель должен удостовериться в том, что техническая станция имеет официальную аккредитацию, а сотрудники обладают соответствующей компетенцией.
Ознакомиться со списком сервисных станций можно на сайте российского Союза автостраховщиков. Перед прохождением техосмотра проверьте в пункте факт наличия аккредитации. Вы вправе потребовать предъявление документа, который её подтверждает.
Будет ли выплата, если нет техосмотра или он просрочен
Получить полис можно легко даже без карты диагностики. Но при этом неизвестно выплатят ли страховку. В случае ДТП застрахованное лицо лишает себя шансов доказать, что его авто было технически исправным. Поэтому рискует, что его признают виновником аварии.
Страховая компания получает возможность не платить компенсацию, аргументируя это тем, что полис ОСАГО оформлен не по правилам.
Собственник авто имеет шансы добиться выплаты компенсации через суд. Но радость может оказаться недолгой. Ведь страховщик может предъявить регрессные к автовладельцу, если будет установлена вина последнего в дорожно-транспортном происшествии.
Суд может решить вопрос, не в пользу владельца авто. Договор автострахования признается ничтожным, и водитель в этом случае несет ответственность за ДТП. Поэтому ситуация, если нет техосмотра, но при этом есть страховка, может оказаться неприятной для водителя.
Некоторые водители решают вопрос, могу ли я ездить без техосмотра, своеобразным способом – покупают фальшивый полис ОСАГО.
Для справки! Покупая бумажку «за копейки», человек наживает себе проблемы. Использование поддельных документов является преступлением.
Какие нормы предусматривает новый закон об отмене техосмотра?
Итак, в новом законопроекте чиновники предлагают:
- Сохранить норму, согласно которой техосмотр могут не проходить легковые автомобили и мотоциклы возрастом до 4 лет, находящиеся в собственности физических лиц.
- Ввести норму, по которой легковые автомобили и мотоциклы возрастом более 4 лет должны будут проходить техосмотр только при прохождении регистрации в ГИБДД, которая связана либо со сменой собственника, либо с внесением изменений в конструкцию транспортного средства.
- Сохранить обязательный техосмотр для всех транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам.
- Сохранить обязательный техосмотр для грузовиков и автобусов, находящихся в собственности физических лиц, а также любых других транспортных средств, которые используются не в личных целях (такси).
- Оставить возможность автовладельцам проходить техосмотр по желанию.
Ориентировочная дата принятия закона и его введения – 1 марта 2022 года. Таким образом, при успешном прохождении законопроекта через все слушания и проверки весной следующего года для подавляющего большинства передвигающихся по российским автодорогам транспортных средств обязательный техосмотр фактически будет отменен.
Поэтапная инструкция оформления ОСАГО в 2021 году
Для того, чтобы сделать процедуру оформления «автогражданки» корректной и оперативной, необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:
- Выбрать страховщика и уточнить у менеджера, какие именно необходимы бумаги.
- Собрать необходимый пакет документов, продлить сроки действия некоторых или заменить их вовсе.
- Прийти в офис компании, написать заявление и отдать пакет бумаг или отправить электронное заявление через интернет с приложенными к нему документами.
- Если все корректно, то страховщик подписывает документ, а владелец автотранспорта получает страховку.
Сотрудники страховой организации могут попытаться продать Вам дополнительные услуги и включить их в договор. Поэтому обязательно проверяйте контракт, который собираетесь подписать. Страхователь ставит подпись на следующих бумагах: заявление на заключение контракта; квитанция об оплате; оригинал полиса страхования и его копия.
На руках у автовладельца должно остаться следующее:
- Оригиналы документов, ведь копии страхователь передаст страховщику.
- Полис ОСАГО, на котором подпись сотрудника организации и Ваша личная подпись, штамп компании и государственный знак.
- Квитанция об оплате госпошлины за полис страхования.
- Бланк извещения о дорожно-транспортных происшествиях в двух экземплярах. Если этих бланков будет недостаточно, то в офисе компании можно попросить еще.
- Список филиалов страховой организации и их адреса.
- Памятка о правах автовладельца, о правилах договора и о том, когда именно страхователь должен вносить ежемесячные выплаты за полис.
Важно: Подписывайте только заполненный бланк полиса, проверяйте и перепроверяйте всю информацию, которая предоставляется в документах, ведь от ошибок никто не застрахован. Если сотрудник компании пытается Вас убедить уменьшить мощность автомобиля в договоре или изменить стаж вождения, чтобы снизить стоимость полиса, то лучше всего прекратить сотрудничество с этой организацией. Ведь умышленное искажение действительных данных может повлечь за собой различного рода ответственность.
Практика показывает, что многие автовладельцы могут пользоваться довольно продолжительное время поддельным и незарегистрированным полисом ОСАГО, но только до тех пор, пока они по воле случая не становятся участниками ДТП. От этого, увы, не застрахован никто. И здесь уже неважно, кто стал провокатором аварии. За дело берутся юристы страховых компаний, которые тщательно проверяют документы автовладельцев и обязательно докажут факт мошенничества клиента при оформлении полиса.
Если обнаружится, что у одного из участников ДТП отсутствует, просрочена или недействительна диагностическая карта, то выплаты по его полису не будут производиться. Страховые компании вправе расторгнуть соглашение с клиентом в одностороннем порядке, если полис приобретён без настоящего ТО.
Даже если эта же страховая и выдала водителю такой полис, доказать это будет почти невозможно и вся вина падёт на страхователя.
Важно! Водитель с поддельным ОСАГО без настоящей диагностической карты будет признан виновным в любом ДТП, и все выплаты по аварии лягут на его плечи. Страховая компания в данном случае самоустраняется.
Класс (КБМ) при оформлении ОСАГО
Владельцу машины, который уже не первый год страхует автомобиль необходимо уметь правильно рассчитать коэффициент «Бонус-малус». Если в течение года не было совершено ни одного ДТП по вине водителя, то при оплате стоимости ОСАГО экономия составит 5% от стоимости страховки.
При покупке полиса действуют и повышающие коэффициенты, которые увеличивают стоимость документа, если гражданин управляющий машиной в течение предыдущего страхового периода становился виновником дорожно-транспортного происшествия.
Кроме аварийности на размер КБМ влияет стаж водителя. Если автомобилист пытается оформить страховку в первый год после получения прав, то повышающий коэффициент будет равен 2,45 от стандартной суммы страховки.
Нужна ли диагностическая карта для ОСАГО в 2021 году
Диагностическая карта – документ, который подтверждает, что автомобиль имеет надлежащее техническое состояние. Ввиду изменений в автомобильном законодательстве в 2011 году она стала заменой талону техосмотра. На вид они сильно отличаются.
Талон техосмотра выглядел как зеленая карточка, на обе стороны которой нанесена соответствующая информация обо всех необходимых степенях защиты: голограмма, уникальный номер, скрытая маркировка, особая микроструктура.
Карта же представляет собой лист формата А4. Он включает в себя информацию о техническом состоянии автомобиля. В документе содержится 65 информационных блоков, которые содержат данные о тех системах машины, которые обеспечивают ее безопасную эксплуатацию. То есть, этот документ подтверждает, что на машине можно безопасно ездить.
Утвержденного внешнего вида у карты нет – он зависит от выдавшей его организации. Законодательством регулируется только наличие указанных 65 блоков.
В большинстве случаев получить полис при отсутствии диагностической карты нельзя. Если этого документа нет, сотрудники ГИБДД могут признать полис ОСАГО фальшивым. Карты вносятся в базу данных ЕАИСТО. Информация о них хранится там в течение пяти лет.
Тем не менее, в некоторых ситуациях карта не нужна. Это касается покупки новой машины и автомобиля, с момента выпуска которого не прошло трех лет. Если возраст машины больше, без диагностической карты не обойтись.
Для определения возраста автомобиля владельцу нужно предоставить страховщику паспорт транспортного средства. В соответствии с законодательством именно этот документ, а не дата фактического изготовления машины, должен использоваться для расчета полных лет транспорта.
Диагностическую карту выдают в двух экземплярах. Один выдается владельцу автомобиля на руки, другой остается на ПТО. Документ обязательно должен включать подпись и печать эксперта, который проводил оценку транспортного средства. Кроме того на карте должен быть уникальный номер из 21 цифр. Именно он и вносится в базу ЕАИСТО.
Можно ли получить полис ОСАГО без диагностической карты
В интернете часто встречается вопрос, можно ли сделать ОСАГО без диагностической карты. Ответ на него двоякий. Страховые компании, вернее, их представители на местах, стремясь увеличить свои доходы, иногда готовы идти на нарушение законодательства. Как известно, страховая компания существует на разницу между собранными страховыми премиями (платой за страховку) и выплаченными суммами компенсаций ущерба при наступлении страховых случаев. Разумеется, компании заинтересованы в увеличении количества страховых премий.
Кроме того, служащие страховых компаний получают определенный процент от реализации полисов и тоже иногда готовы застраховать машину без прохождения техосмотра. Многие из них хотят жить хорошо, прилагая при этом минимум усилий. В свою очередь клиент, который хочет застраховать гражданскую ответственность, не имея диагностической карты, как правило, осведомлен в необходимости ее наличия и может отправиться на поиски менее ответственного страховщика. Поэтому, не желая терять клиента, а вместе с ним и свой процент, сотрудники страховых компаний достаточно часто идут на нарушения.
Существует еще одна причина, по которой страховщики согласны на страхование без ТО, вот только страхователям на такой вариант соглашаться не стоит. Сделка (а заключение договора страхования является сделкой), проведенная с нарушением закона, может быть признана юридически ничтожной. Это означает, что, несмотря на уплаченные вами средства и имеющийся на руках полис, страховая компания может отказаться от оплаты ущерба, причиненного в ДТП по вашей вине.
Согласно закону ответ на вопрос, нужен ли техосмотр при оформлении ОСАГО, однозначен: он необходим. Поэтому не стоит прибегать к каким-то махинациям, чтобы избежать прохождения ТО, и соглашаться на предложения сомнительных личностей или фирм. В любом случае за услуги такого рода придется платить дополнительно. Однозначно лучше выполнить свои обязанности как положено и при этом сэкономить средства.
Можно ли получить полис ОСАГО без диагностической карты
В интернете часто встречается вопрос, можно ли сделать ОСАГО без диагностической карты. Ответ на него двоякий. Страховые компании, вернее, их представители на местах, стремясь увеличить свои доходы, иногда готовы идти на нарушение законодательства. Как известно, страховая компания существует на разницу между собранными страховыми премиями (платой за страховку) и выплаченными суммами компенсаций ущерба при наступлении страховых случаев. Разумеется, компании заинтересованы в увеличении количества страховых премий.
Кроме того, служащие страховых компаний получают определенный процент от реализации полисов и тоже иногда готовы застраховать машину без прохождения техосмотра. Многие из них хотят жить хорошо, прилагая при этом минимум усилий. В свою очередь клиент, который хочет застраховать гражданскую ответственность, не имея диагностической карты, как правило, осведомлен в необходимости ее наличия и может отправиться на поиски менее ответственного страховщика. Поэтому, не желая терять клиента, а вместе с ним и свой процент, сотрудники страховых компаний достаточно часто идут на нарушения.
Существует еще одна причина, по которой страховщики согласны на страхование без ТО, вот только страхователям на такой вариант соглашаться не стоит. Сделка (а заключение договора страхования является сделкой), проведенная с нарушением закона, может быть признана юридически ничтожной. Это означает, что, несмотря на уплаченные вами средства и имеющийся на руках полис, страховая компания может отказаться от оплаты ущерба, причиненного в ДТП по вашей вине.
Согласно закону ответ на вопрос, нужен ли техосмотр при оформлении ОСАГО, однозначен: он необходим. Поэтому не стоит прибегать к каким-то махинациям, чтобы избежать прохождения ТО, и соглашаться на предложения сомнительных личностей или фирм. В любом случае за услуги такого рода придется платить дополнительно. Однозначно лучше выполнить свои обязанности как положено и при этом сэкономить средства.
Ответственность за нарушение правил
Новые правила прохождения техосмотра придётся строго соблюдать не только автолюбителям, но и пунктам технического обслуживания. С июня 2022 года ужесточится ответственность за их нарушение.
- за использование автомобиля без диагностической карты штраф составит 2 000 рублей (статья 12.5 КоАП РФ). Но штрафовать за такое нарушение можно будет не чаще одного раза в день. Таким образом, за месяц вождения без диагностической карты водитель может заплатить штрафов на 60 000 рублей.
- за выдачу поддельных диагностический карт (статья 14.4.1 КоАП РФ) придётся заплатить юридическим лицам 100 000 руб. – 300 000 руб. Аналогичное наказание предусмотрено для тех, кто внесёт «липовое» прохождение техосмотра в 2022 году в ЕАИСТО.
- наказание предусмотрено и за работу станций технического обслуживания без соответствующей аккредитации. Юридическому лицу придётся заплатить штраф до 300 000 рублей. Если его работа будет продолжена также без аккредитации, то повторный штраф возрастает уже до 500 000 руб. В крайнем случае, могут даже привлечь к уголовной ответственности по статье 171 УК РФ. Ответственному лицу может грозить до 6 месяцев ареста.
Новые правила техосмотра в 2022 году вступают в силу не с 1 января 2022 года, а с 8 июня. Поэтому у станций техобслуживания есть время пройти авторизацию для проведения технического осмотра по новому закону, а у автовладельцев – время пройти техосмотр ещё по старым правилам.