Как стать учителем: основные способы и проблемы
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как стать учителем: основные способы и проблемы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Формально обойтись без педагогического образования можно тем, у кого есть диплом по профилю преподаваемого предмета. Фактически же работать с детьми без специальной подготовки сложно. Педагогические способности есть далеко не у каждого человека, и профильное обучение ни для кого не будет лишним.
Как получить педагогическое образование
Для тех, кто хочет преподавать в школе, есть несколько вариантов получения педагогического образования.
- Обучение в педагогическом колледже или техникуме.
- Обучение в педагогическом ВУЗе или на педагогическом факультете по программе бакалавриата.
- Получение второго высшего по программе магистратуры или специалитета.
- Прохождение профессиональной переподготовки.
На очное обучение в ССУЗе или на бакалавриате в ВУЗе уйдет 4 года. Но взрослый человек, решивший сменить сферу деятельности, скорее всего пойдет учиться заочно или дистанционно. В этом случае потребуется 5 лет.
Обучение в магистратуре займет 2 года. После бакалавриата человек имеет право на бесплатное обучение, в том числе и по другой специальности. Желательно, чтобы они хотя бы косвенно были связаны. Например, в магистратуру педагогического направления можно пойти с дипломом бакалавра по психологии. Нужно учесть, что не все ВУЗы принимают на магистерские программы бакалавров других специальностей. Также потребуется сдать комплексный экзамен по направлению магистратуры.
Магистратура после специалитета считается вторым высшим образованием и поэтому возможна только на платной основе. Стать педагогом с дипломом магистра можно за 2 года. Чтобы получить квалификацию специалиста, потребуется от 2,5 до 4 лет. В первую очередь это зависит от того, сколько предметов совпадет с программой предыдущего обучения, и перезачтут ли их.
Настоящий педагог должен соответствовать высоким стандартам, основной из которых гласит, что учитель – это всесторонне развитая личность. Его задача – ведение работы по многим направлениям параллельно, для чего нужно обладать определенными навыками. Вот их перечень:
Обучение:
- Уметь планировать и проводить уроки.
- Использовать интересные и доступные подходы к обучению всех категорий детей.
- Объективно оценивать знания учеников.
Требования безопасности
Закон запрещает работать в образовательных организациях:
-
Если лишен права заниматься педагогической деятельностью.
Это отдельный вид наказания, который предусмотрен почти по всем статьям УК РФ. Человека могут лишить права заниматься педагогической деятельностью от шести месяцев до пяти лет, а в специально предусмотренных случаях до 20 лет.Если суд назначил такое наказание, то отметка об этом ставится в трудовую книжку.
-
Если есть судимость.
Нельзя работать педагогом в случае судимости за преступления:
— против жизни и здоровья;
— против свободы, чести и достоинства личности;
— против половой неприкосновенности и половой свободы личности;
— против семьи и несовершеннолетних;
— против здоровья населения и общественной нравственности;
— против основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества;
— против общественной безопасности.
Требования к должности учителя младших классов
Требования к педагогу определяются государственными профессиональными стандартами. Согласно профстандарту 01.001 “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)” преподаватель должен пользоваться не только базовыми методиками обучения, но и выходящими за рамки классной деятельности (дополнительные занятия, кружки, обучение в полевых условиях). Он должен изучить и применять современные педагогически-психологические технологии. Учитель обязан использовать инновационные методики обучения, позволяющие вовлечь в процесс учеников с особыми потребностями (отстающих, вундеркиндов, иностранцев, инвалидов). Он понимает особенности объективной оценки знаний и умеет проводить тестирования.
Также профстандарты устанавливают минимальный набор необходимых для педагогической деятельности знаний:
нормативные акты о воспитании ребенка;
конвенция о правах ребенка;
основы профессиональной этики;
узкоспециализированные знания по предмету;
приоритетные направления развития образовательной системы.
По закону должность педагога не может занимать человек, имеющий в прошлом судимость. Также не допускаются к педагогическому процессу люди, страдающие следующими заболеваниями: психическими расстройствами, нарушениями зрения и слуха, сердечно-сосудистыми заболеваниями, нарушениями работы вестибулярного аппарата, патологиями ЦНС.
Какое образование должно быть у учителя начальных классов
Согласно профстандарту педагога, утвержденному приказом Минтруда России от 18.10.2013 №544н, обучением школьников может заниматься человек, получивший высшее или среднее профессиональное образование по специальности «преподавание» или «педагогика». Обучение в ВУЗе занимает 5 лет. Для получения диплома колледжа потребуется от 3 до 5 лет.
Но сейчас для людей, получивших непрофильное образование, допустимо овладеть профессией учителя без многолетнего обучения. Имея высшее или среднее образование, достаточно пройти пройти программу профпереподготовки длительностью от 4 месяцев.
Важно! По закону на должность учителя младших классов можно принимать соискателя без опыта работы. Обязательно наличие профильного образования в колледже, ВУЗе или на курсах переподготовки в лицензированных учреждениях ДПО.
Школьный учитель — особенности и специфика профессии
Современный образовательный стандарт определяет не только программу обучения но и ряд профессиональных личностных качеств, которые должны быть у педагогов. К ним относят выдержку, уравновешенность и педагогическую грамотность. Последняя состоит из профессионально-этических качеств и понимания моральной ответственности за свою работу, как врачу за жизнь пациентов.
Наличие диплома еще не делает его обладателя настоящим, хорошим учителем математики или русского языка. Очень важна эрудированность поедагога. По мнению ребенка, он должен знать ответы на многие вопросы, быть «ходячей энциклопедией», уметь объяснить почему вымерли динозавры и как создать картинку на компьютере. Специфика профессиональной деятельности требует от учителя аккуратности во всем, системности и планомерности.
Профессия Учитель — Факты
Срок обучения |
|
Ср. стоимость обучения за рубежом/год |
|
Ср. стоимость обучения в РФ/год |
|
Средняя зарплата, РФ | 540 USD/мес. |
Престижные премии |
|
Профессиональный праздник | 5 октября |
Смежные специальности | Школьный психолог, школьная администрация, библиотекарь, дефектолог, преподаватель в вузе |
Зарплата учителя в России и за рубежом
Страна / регион | Мин. зарплата/год | Ср.зарплата/год | Воспитатель в дет.саду | Преподаватель англ. языка (ESL) | Директор школы |
---|---|---|---|---|---|
Москва | 4 626 USD | 7 401 USD | 3 978 USD | 7 401 USD | 6 692 USD |
Регионы РФ | 3 700 USD | 6 476 USD | 3 793 USD | 6 476 USD | 6 186 USD |
США | 36 500 USD | 74 400 USD | 56 850 USD | 45 801 USD | 108 125 USD |
Великобритания | 30 490 USD | 66 324 USD | 29 664 USD | 38 353 USD | 59 682 USD |
Австралия | 24 651 USD | 50 242 USD | 44 731 USD | 49 609 USD | 86 661 USD |
Канада | 35 455 USD | 68 216 USD | 31 962 USD | 28 393 USD | 69 946 USD |
Германия | 15 137 USD | 32 754 USD | 29 165 USD | 25 440 USD | 70 089 USD |
Франция | 19 186 USD | 36 888 USD | 30 105 USD | 20 670 USD | 73 835 USD |
Южная Корея | 18 143 USD | 37 798 USD | 18 134 USD | 19 523 USD | 42 774 USD |
Гонконг | 28 680 USD | 59 879 USD | 31 001 USD | 33 227 USD | 69 082 USD |
Особенности работы учителем начальных классов
Учитель начальных классов знакомит ребенка со школой и ее правилами, помогает адаптироваться в новой для него среде, найти друзей среди сверстников и влиться в учебный процесс. Это и педагог, и наставник-психолог, и воспитатель, а иногда – даже музыкальный работник или учитель физической культуры. За первые несколько лет в школе дети учатся читать и писать, узнают азы математики, активно развивают творческие способности.
В обязанности школьного учителя входит:
- составление календарно-тематических планов по каждому предмету на год;
- написание поурочных планов;
- проведение уроков и классных часов;
- ведение классного журнала, выставление оценок и учет посещаемости;
- планирование и проведение воспитательных мероприятий;
- организация праздников.
Учитель без педагогического образования. Ситуация в России
При получении услуги нам хочется гарантий, что они были исполнены профессионалами. Образовательные услуги, особенно для детей, не составляют исключения. Нынче можно услышать различные мнения по поводу «правильности» или «неправильности» работы учителей, не прошедших специального обучения.
В школах крупных городов строго и очень формально относятся к наличию педагогического образования. В то же время в сельских и районных школах порой сложно найти дипломированного специалиста по некоторым предметам.
И все же педагогическое образование для учителей обязательно.
По закону педагог – «лицо, претендующее на должность учителя, должно иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету».
Классные руководители должны быть доступны 24 часа в сутки
В продолжение темы классного руководства, хочется предупредить о кое-каких вещах. Эту должность, по сути, можно назвать родительской. Учитель автоматически становится опекуном для 20−30 школьников и должен отвечать за них чуть ли не 24 часа в сутки. За их поведение в школе и за её пределами, за достижения или проступки, за отношения в классе, за отсутствие на уроках и так далее. Это вполне понятные вещи и делаются ради безопасности учеников, но не каждый человек способен работать в таком ритме и нести огромную ответственность за жизнь, обучение и воспитание чужих детей. Такая интенсивная работа требует много физических и моральных сил. А ведь у учителя есть ещё и личная жизнь.
Какое образование нужно преподавателю колледжа
Сейчас вопрос «Как стать преподавателем?» вызывает множество споров. Происходит это из-за того, что в различных колледжах подходят к нему по-разному.
Теоретически для преподавания в колледже помимо высшего профессионального образования обязательно нужны преподавательские курсы.
Но некоторые колледжи могут взять на работу и без них. Нехватка людей делает свое дело. Сейчас выпускников с высшим педагогическим образованием очень мало.
В связи с этим на должность берут и с дипломом магистра по определенной дисциплине, а иногда даже с дипломом бакалавра, но здесь уже вряд ли можно будет обойтись без дополнительного преподавательского образования.
На практике в таком случае педагогов отправляют на курсы повышения квалификации в течение учебного года.
Распространенные ошибки начинающих воспитателей
- Отсутствие индивидуального подхода к детям. Воспитатели-новички часто видят в детях только черты, присущие определенному возрасту: «В 3 года ребенок начинает проявлять интерес к ролевым играм», «В 2 года ребенок спит днем 2 часа». Но даже в 2-3 года каждый малыш уже является полноценной личностью со своим характером, темпераментом, интересами, способностями. К тому же дети развиваются неравномерно – кто-то немного отстает, кто-то, наоборот, опережает сверстников по развитию. Поэтому даже в условиях большого количества детей в группе детского сада нужно стараться применять индивидуальный подход. Например, одному малышу в случае проступка объяснить его неправоту словами, другому поставить в пример героя любимой сказки, у третьего задействовать эмоции.
- Неправильное использование системы поощрений и наказаний. Воспитатели часто не успевают или не хотят разбираться в поступках детей, стараясь как можно быстрее разрешить любой инцидент, наказать «виновных» и утешить «пострадавших». Из-за этого наказания и поощрения нередко бывают несправедливыми, что негативно сказывается на психологическом климате в детском коллективе, формирует у малышей искаженное представление о добре и зле. Воспитателю нужно правильно увидеть конфликтную ситуацию, объяснить виноватым их неправоту и избрать такой вид наказания, который не ущемит чувство достоинства ребенка, не унизит его.
- Повышение голоса на детей. Делать малышам замечания, обращать их внимание на неправильное поведение можно и даже нужно. Это один из ключевых моментов воспитания. Но важна форма педагогического воздействия. Окрики травмируют психологическую систему чувствительного ребенка, делают его замкнутым. Если же малыш не из робких, он быстро привыкает к замечаниям на повышенных тонах и перестает их воспринимать. Поэтому воспитателю нужно строго, но спокойно общаться с провинившимися детьми, объяснять им, в чем и почему они не правы. Малыш должен понять, что он сделал не так, а не просто испугаться крика.
- Отсутствие культуры речи. В дошкольном возрасте у детей активно формируется речь. Проводя с воспитателями большую часть дня, именно у них малыш учиться, как и что говорить. Поэтому работникам ДОУ очень важно общаться не только с воспитанниками, но и друг с другом правильно – четко произносить слова, грамотно строить предложения, избегать слов-паразитов, сюсюканья и т. д.
- Нарушение субординации в отношениях с родителями. Молодые воспитатели часто хотят стать друзьями с мамами и папами своих воспитанников. Но это не ведет ни к чему хорошему. Нередко «приближенные» родители начинают рассчитывать на особое отношение к их малышу, игнорируют общие требования и т. д. Поэтому отношения между родителями и воспитателем должны быть партнерскими, но субординированными.
Где предлагать свои услуги, не имея педагогического образования?
Не стоит пугаться того, что у Вас нет педагогического образования, обычно бывает сложно лишь начать, при профессиональном подходе к организации занятий удается наработать собственный рейтинг и «обрасти» положительными отзывами. Многие ведущие репетиторы начинали свою деятельность именно с такого уровня и не имели на руках диплома об образовании, а выучивались лишь потом.
Главное – сделать первый шаг, а он самый трудный. Не думайте, что как только заявите о себе, к Вам сразу начнут поступать предложения: все это нужно заработать, оказывая свои услуги на профессиональном уровне. Именно при таком подходе потенциальные клиенты поймут, что наличие «корочки» – это лишь формальность, а главное: это ценные знания, которые Вы даете на своих занятиях.
Начать предлагать свои услуги можно на следующих информационных площадках:
- по объявлениям в газетах – сегодня еще актуальны печатные издания, особенно в провинциальных городах;
- на электронных площадках по типу «Авито» – обязательно разошлите свои объявления по нескольким версиям платформ;
- в мессенджерах – можно вывесить информацию с красивой картинкой, разослать друзьям или даже утроить акцию, например: «первое занятие бесплатно»;
- по «сарафанному радио» – очень актуально для общительных людей, у которых много друзей, готовых помочь в таком начинании.