Льготы по налогу на прибыль организаций
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Льготы по налогу на прибыль организаций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) региональными законами (законами субъектов Российской Федерации о налогах). Льготы по местным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (пункт 2 статья 56 Налогового Кодекса РФ).
- Налог на прибыль организаций — ключевая пошлина, сложная в расчёте из-за определения налоговой базы.
- Важно точно классифицировать доходы и расходы, убытки, знать региональные ставки и пользоваться положенными льготами.
- Расходы и доходы определяются одним методом. Нельзя учитывать расходы по начислению, а доходы по кассовому методу.
- Актуальную информацию по региону всегда можно узнать на официальном сайте ФНС. Это поможет избежать лишних расходов или волокиты по возврату излишне перечисленных средств из бюджета.
- В 2022 году налог на доход составляет от 0 до 20% в зависимости от деятельности и географии предприятия.
- Налог можно платить помесячно или поквартально.
- Налоговую базу можно уменьшить на сумму убытков, которые предприятие понесло в ходе деятельности, но не более 50% от общей суммы убытка.
Поквартальная уплата авансов
Платить аванс по налогу на прибыль раз в квартал вправе налогоплательщики, у которых за предыдущие четыре отчётных периода доходы от реализации не превышали в среднем 15 млн рублей за квартал. Платежи производятся не позднее 28 числа месяца, следующего за окончанием квартала. Если этот день попадает на выходной, то срок переносится. Для юридических лиц, попадающих под условия поквартальной уплаты, расчёт производится так:
- по окончании I квартала исчисляется и уплачивается авансовый платеж — до 28 апреля;
- по окончании 6 месяцев исчисляется аванс за полугодие, из полученной суммы вычитается то, что было уплачено по итогам первого квартала — до 28 июля.
По окончании 9 месяцев расчёт производится аналогично.
Например, за I квартал компания заработала 100 000 рублей, а за II — 140 000 рублей. Рассчитаем авансовые платежи:
- аванс за I квартал: 100 000 * 20% = 20 000 рублей;
- база за полугодие: 100 000 + 140 000 = 240 000 рублей;
- авансовый платёж за полугодие: 240 000 * 20% = 48 000 рублей;
- налогоплательщик должен заплатить до 28 июля: 48 000 — 20 000 = 28 000 рублей.
Формы налоговых льгот
Предоставляться такие преимущества могут в различных формах. Например:
-
налоговые вычеты;
-
пониженные ставки налогов. Например, по основным продовольственным, детским и медицинским товарам применяется льготная ставка НДС 10%;
-
освобождение от уплаты налога отдельных категорий лиц. К примеру, реализация продуктов питания, произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций, освобождается от обложения НДС;
-
уменьшения суммы налога к уплате. Например, владельцы грузовых автомобилей – плательщики транспортного налога могут уменьшить сумму транспортного налога на сумму платежей, уплаченных в систему Платон;
-
иные формы.
Порядок отмены налоговых льгот
Отменять налоговые льготы могут те же субъекты, которые вправе их устанавливать.
Таким образом, льготы по федеральным налогам и сборам отменяются Налоговым кодексом РФ; льготы по региональным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах; льготы по местным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (статья 56 Налогового Кодекса РФ).
Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, не могут быть изменены или отменены нормативным актом регионального или местного уровня (см. Письмо Минфина России от 17.10.2012 N 03-02-08/92).
Налоговые послабления для организаций с участием инвалидов
Организация инвалидов будет признана таковой, если:
- В составе её участников не меньше, чем 80% инвалидов, считая вместе с лицами, представляющими их в соответствии с законом.
- Уставной капитал сформирован из взносов общественных организаций с участием инвалидов.
- Среднесписочный состав работающих инвалидов насчитывает их не меньше, чем 50%.
- Составляющая зарплаты инвалидов в общем фонде оплате труда – не менее, чем 25%.
При соблюдении этих условий такая организация в качестве некоммерческой, может не включать в базу по прибыли:
- вступительные и членские взносы;
- целевые поступления;
- пожертвования;
- безвозмездные услуги;
- наследство;
- средства, выделяемые из бюджета, связанные с выполнением уставных целей;
- имущество, в том числе денежное, и права на него, предоставляемые для проведения благотворительных мероприятий.
Кроме того, организации с участием инвалидов получают государственную поддержку, направленную на соцзащиту их членов:
- Ст. 264 НК РФ указывает на состав специальных расходов, связанных с такой защитой (например, изготовление и ремонт протезов, лечение, обучение и трудоустройство). На них можно уменьшить прибыль, подлежащую обложению налогом.
- Предоставляется право на создание в течение пяти лет резерва по таким расходам.
Общий порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль установлен статьей 274 НК РФ. Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 настоящего Кодекса, подлежащей налогообложению.
Особенности определения налоговой базы в зависимости от вида операций установлены следующими статьяни НК РФ:
Статья 275. Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях
Статья 275.1. Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств
Статья 275.2. Особенности определения налоговой базы при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья
Статья 276. Особенности определения налоговой базы участников договора доверительного управления имуществом
Статья 277. Особенности определения налоговой базы по доходам, получаемым при передаче имущества в уставный (складочный) капитал (фонд, имущество фонда)
Статья 278. Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками договора простого товарищества
Статья 278.1. Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками консолидированной группы налогоплательщиков
Статья 278.2. Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками договора инвестиционного товарищества
Статья 279. Особенности определения налоговой базы при уступке (переуступке) права требования
Статья 280. Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами
Статья 281. Особенности определения налоговой базы по операциям с государственными и муниципальными ценными бумагами
Статья 282. Особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО с ценными бумагами
Особенности предоставления налоговых послаблений для некоторых типов деятельности
Для организаций льготы предоставляются, если они являются учреждениями социальной сферы, образования, здравоохранения, производителями сельскохозяйственной продукции, участниками ОЭЗ, СЭЗ и региональных инвестиционных проектов. Для использования преференций существуют определённые условия, которым необходимо соответствовать предприятиям, претендующим на скидку.
Определённые категории организаций вправе претендовать на налог по более выгодным условиям.
По ним применяются специальные налоговые ставки.
Рассмотрим некоторые особенности платы ННП отдельными категориями плательщиков.
Налог на прибыль льготы для учреждений, производящих продукты сельского хозяйства Производители продуктов сельского хозяйства вправе выбрать между специализированным налогообложением – единым сельскохозяйственным налогом, и общим. При использовании спецрежима они подлежат освобождению от ННП, если:
- продают продукты сельского хозяйства после первичной или промышленной переработки;
- размер вышеуказанных продуктов не менее 0,7 от общего оборота.
Льготы для участников особых зон
Резиденты особых экономических зон
Компании, работающие в особых – технико-внедренческой и туристско-рекреационной – экономических зонах, которые решением Правительства РФ объединены в кластер, могут воспользоваться льготами по налогу на прибыль. Речь идет о применении ставки 0% к налоговой базе при расчете той части налога, которая подлежит уплате в федеральный бюджет (п. 1.2 ст. 284 НК РФ).
Важным условием для получения налоговых преференций является ведение раздельного учета доходов (расходов) от непосредственно подпадающей подо льготы деятельности, т. е. осуществляемой на территории особой экономической зоны. Утрата статуса резидента технико-внедренческой или туристско-рекреационной особой экономической зоны означает потерю права на использование налоговой преференции (п. 1.2 ст. 284 НК РФ).
Для технико-внедренческой деятельности возможность применения такой льготы завершается с окончанием 2021 года, а в части туристско-рекреационной деятельности она будет действовать до 2023 года (п. 5 ст. 10 закона «О внесении изменений…» от 30.11.2011 № 365-ФЗ).
В 2021 году появилась (п. 1 ст. 1 закона «О внесении изменений…» от 18.07.2017 № 168-ФЗ) льгота в виде ставки 0% по налогу (п. 1.11 ст. 284 НК РФ) для юрлиц, работающих в туристско-рекреационной сфере на территории Дальневосточного округа. Ее применение ограничено периодами 2018-2022 годов и требует выполнения организацией ряда условий (ст. 284.6 НК РФ). Возникновение несоответствия этим условиям потребует восстановления суммы неуплаченного налога и оплаты пеней (п. 5 ст. 284.6 НК РФ).
Для применения с начала 2021 года введена (п. 2 ст. 1 закона «О внесении изменений…» от 27.11.2017 № 348-ФЗ) также льгота для юрлиц, работающих в особых зонах, но в сферах, отличающихся от указанных в п. 1.2 ст. 284 НК РФ. Заключается она в том, что ставка по налогу, предназначенному для федерального бюджета, составляет 2% (п. 1.2-1 ст. 284 НК РФ), а не 3%, по которой большинством компаний должен платиться налог в этот бюджет в 2017-2024годах.
Участники свободной экономической зоны
Льготной ставкой (0%) при уплате налога на прибыль в федеральный бюджет пользуются компании, осуществляющие деятельность в СЭЗ (свободной экономической зоне). Льгота предоставляется на протяжении 10 налоговых периодов с момента получения дохода от продажи товаров по договору о деятельности в СЭЗ (п. 1.7 ст. 284 НК РФ).
Кроме того, субъектами Федерации может устанавливаться пониженная ставка для таких предприятий по уплате налога в местный бюджет (не ниже 13,5%).
Обязательным является ведение раздельного учета доходов (расходов) по видам деятельности, которые осуществляются в СЭЗ и за ее пределами. Причем налогообложение других видов деятельности осуществляется в общем порядке (письмо Минфина от 20.03.2015 № 03-03-10/15503).
О требованиях к регистрам, в которых организуется налоговый учет, читайте в статье «Как вести регистры налогового учета (образец)?».
Участники ТОСЭР
Для компаний – резидентов ТОСЭР (территорий с опережающим социально-экономическим развитием) также предусмотрены преференции – это налог на прибыль (льгота 2014 года) по ставке 0% при уплате налога на прибыль в федеральный бюджет (п. 1.8 ст. 284 НК РФ).
Примеры с пояснением Минфина
Министерство цифровых технологий совместно с IT-компаниями и ФНС разработало Письмо от 18.12.2020 № 03-07-07/111669. Имеющееся приложение составляет примеры ситуаций, которые касаются конкретных налогоплательщиков, реализующих собственные программы ЭВМ и баз данных по ним.
В примеры включены налогоплательщики, имеющие исключительные права на:
- комплексное ПО, которое обеспечивает работу системы электронного документооборота
- ПО по регулированию отношений с клиентами (CRM)
- ПО, которое проводит анализ и контроль контрагентов
- ПО, позволяющее организовывать весь процесс основания, редактирования и управления сайтом (CMS)
- ПО, которое уже включено в единый реестр российских программ для электронно-вычислительных машин и баз данных
Также туда вошли те, кто получил права на основании лицензионного договора и предоставляет право на использование ПО по другому сублицензионному соглашению.
Условия для получения льгот
Главное, на что следует обращать внимание организациям при анализе применения льгот — то, что они могут быть лимитированы. Например, большинство льгот не должны уменьшать сумму налога, предназначенную к уплате, больше, чем на 50 %.
Если организация ведет деятельность по нескольким направлениям, для которых налогообложение прибыли ведется по разным ставкам, то в этом случае необходимо распределять льготы пропорционально выручке по этим видам деятельности.
Для уменьшения налоговой базы на сумму долгосрочных затрат на капитальное вложения необходимо:
- Подтверждение факта совершения операций капитальных вложений за счет прибыли;
- Объекты, на которые направлены капитальные вложения, были предназначены для собственного использования предприятия, а не для продажи.
Уменьшение предприятием налогооблагаемой прибыли правомерно только при выполнении этих условий.
Применение нулевой льготной ставки в 2020 году
В результате уже подписанных президентом изменений для Налогового кодекса, организации смогут включить больше расходов при подаче декларации по налогу на прибыль. Например, внереализационные расходы, подразумевающие понесенные организацией затраты по созданию социальных объектов, которые безвозмездно передаются в государственную или муниципальную собственность (пункт 5 статьи 1 Федерального закона № 210-ФЗ). В то же время, для юридических лиц, ранее уже применявших нулевую льготную ставку по данному налогу, все осталось по-прежнему. Так, согласно пункту 2 статьи 284.1 НК РФ, образовательным и медицинским учреждениям правомерно применять нулевую льготную ставку ко всей имеющейся налоговой базе, кроме таких категорий прибыли, как:
- доходы в виде прибыли от КИК;
- проценты и дивиденды по госбумагам.
Учреждения, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность, вправе применять ставку 0 % и после 01.01.2020.
В силу п. 1.1 ст. 284 НК РФ к налоговой базе, определяемой учреждениями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность, применяется ставка 0 % с учетом особенностей, предусмотренных ст. 284.1 НК РФ.
Согласно п. 6 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2010 № 395‑ФЗ указанные нормы должны были действовать с 01.01.2011 по 01.01.2020. Статьей 2 Федерального закона № 210‑ФЗ из этого правила исключены слова «по 01.01.2020».
Таким образом, образовательным и медицинским учреждениям предоставлено право применять нулевую ставку по налогу на прибыль бессрочно (при выполнении условий, перечисленных в ст. 284.1 НК РФ).
Если учреждение в этом году исчисляет налог на прибыль по ставке 0 %, то при желании и наличии оснований оно может продолжить это делать и в 2020 году. При этом представлять заявление в налоговый орган не нужно.
Если учреждение ранее не применяло нулевую ставку и (при наличии оснований) планирует это сделать с 01.01.2020, то не позднее чем за один месяц до начала 2020 года ему следует подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление вместе с копиями лицензий на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности согласно п. 5 ст. 284.1 НК РФ.
Учреждения, которые ранее применяли нулевую ставку, а затем перешли на общую (20 %), вправе снова вернуться к нулевой ставке не ранее чем через пять лет начиная с налогового периода, в котором был переход на общую ставку. Например, с 2020 года могут использовать ставку 0 % только те учреждения, которые перешли на применение ставки 20 % с 2015 года и ранее.
В соответствии с п. 1.9 ст. 284 НК РФ к налоговой базе, определяемой организациями, осуществляющими социальное обслуживание граждан, применяется ставка 0 % с учетом особенностей, предусмотренных ст. 284.5 НК РФ.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2014 № 464‑ФЗ указанные нормы должны действовать с 01.01.2015 по 01.01.2020. Теперь это правило исключается благодаря ст. 3 Федерального закона № 210‑ФЗ, и учреждения, осуществляющие социальное обслуживание граждан, могут применять ставку 0 % бессрочно.
Если учреждение не применяло ставку 0 % и хочет сделать это с 01.01.2020, не позднее чем за один месяц до начала 2020 года ему, согласно п. 5 ст. 284.5 НК РФ, следует подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление, а также сведения, подтверждающие выполнение условий для применения льготы, прописанных в п. 3 этой статьи. (Учреждениям, которые облагали прибыль по ставке 0 % в 2019 году, для продолжения применения этой ставки в 2020 году представлять заявление в налоговый орган не нужно.)
Обращаем ваше внимание, что если учреждение ранее применяло ставку 0 %, а затем перешло на общую ставку, то оно, согласно п. 9 ст. 284.5 НК РФ, не вправе повторно перейти на использование нулевой ставки.
Общая характеристика налога на прибыль организаций
Налог на прибыль организаций является прямым федеральным налогом, взимаемым с коллективных субъектов (организаций), объектом обложения которым является главный экономический результат деятельности организаций всех форм собственности — прибыль. Российский налог на прибыль организаций является аналогом корпоративного налога за рубежом.
Налог на прибыль организаций является одним из самых значимых для бюджетной системы России. Несмотря на то, что этот налог является федеральным, наибольшее фискальное значение он имеет для региональных бюджетов, поскольку из базовой налоговой ставки в 20% в региональный бюджет зачисляется 18%, а в федеральный — всего 2%. Благодаря этому налог обеспечивает формирование доходов бюджета того субъекта Федерации, где расположена и осуществляет деятельность организация — налогоплательщик. Так, в 2017 г. налог на прибыль организаций составил около 31% налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ. Например, в консолидированном бюджете Воронежской области доля налога на прибыль в 2016 г. составила 17,2% от общего объема доходов.
Ответственность за нарушение сроков уплаты налога на прибыль организации
За нарушение сроков уплаты налогов предусмотрена ответственность:
Согласно ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок в налоговые органы документов влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
В соответствии со ст. 119.1 НК РФ несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме в тех случаях, когда это необходимо делать, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей.
Не следует забывать о том, что согласно п. 3 ст. 76 НК РФ в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации возможно принятие решения о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств.
Налоговые каникулы для бизнесменов Москвы
Закон г. Москвы от 18.03.2015 г. №10 «Об установлении ставок налогов для налогоплательщиков, впервые зарегистрированных в качестве ИП и перешедших на УСН и (или) ПСН» вступил в силу 25.03.2015 г. (далее по тексту – Закон №10) и ввел нулевую ставку для ИП, перешедших на УСН и (или) ПСН и впервые зарегистрировавшихся в качестве ИП.
Указанный закон также как и предыдущий, распространяется на ограниченный осуществляемыми видами деятельности круг ИП, например, деятельность в сфере производства пищевых продуктов, одежды, кожи и изделий из нее, резиновых и пластмассовых изделий, электрооборудования, мебели, музыкальных инструментов; научные исследования.
То есть ИП, работающий на патенте, вправе претендовать на бесплатное получение патента на определенный вид деятельности, а ИП-«упрощенец» — использовать ставку 0% в отношении полученного дохода.
Льготы для музеев, театров и библиотек
Начиная с 01.01.2020 ст. 284 НК РФ дополняется п. 1.13, согласно которому к налоговой базе музеев, театров и библиотек, учредителями которых являются субъекты РФ или муниципальные образования, может применятся налоговая ставка 0% при выполнении условий, установленных ст. 284.8 НК РФ, вводимой с указанной даты.
Данная ставка применяется ко всей налоговой базе при выполнении следующего условия: если соотношение доходов от деятельности музеев, театров и библиотек, включенной в Перечень видов культурной деятельности, установленной Правительством РФ ко всем доходам, учитываемым при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ, больше или равны 90%.