Субсидия на выполнение госзадания
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Субсидия на выполнение госзадания». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Бюджетникам выделяются государственные и муниципальные средства на ведение закупочной деятельности в рамках 44 ФЗ. Государство проводит субсидирование и некоторых автономных учреждений, если это допускается их экономической деятельностью.
Условия субсидирования
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетными и автономными учреждениями осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) физическим и юридическим лицам.
Показатели государственного (муниципального) задания используются:
- при составлении проектов бюджетов для планирования субсидий на оказание государственных (муниципальных) услуг;
- для определения объема субсидий на выполнение государственного задания бюджетным и автономным учреждениям.
Субсидирование ГЗ идет не только на оказание госуслуг. Бюджетные учреждения вправе осуществлять государственные закупки за счет выделенных государством средств. Все заказы из субсидиарных денег проводятся только в рамках Федеральной контрактной системы — по нормам 44-ФЗ. Разрешается приобретать только те товары, работы и услуги, которые необходимы для реализации проектов и целей, закрепленных в ГЗ. Нецелевая закупочная деятельность приведет государственного заказчика к штрафам.
Для автономных учреждений действуют иные правила. Если такие организации получают субсидиарные средства на выполнение госзадания, а цель их субсидирования — капитальные вложения, то целевые заказы ведутся по 44-ФЗ (Письмо Минфина № 02-02-04/68092 от 29.12.2014). Субсидирование на иные цели используется на усмотрение автономного заказчика — он вправе осуществлять закупки как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ. Аналогичное правило распространяется и на средства, полученные от предпринимательской деятельности. Если автономное учреждение не разместит в Единой информационной системе положение о закупке в установленный срок, то проводить заказы по 223-ФЗ у него не получится. Об этом говорится в ч. 4 ст. 8 223-ФЗ.
Новое в учете субсидий на госзадание
30.06.2016
Согласно обновленным Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным Приказом Минфина РФ от 01.07.
2013 № 65н (далее – Указания № 65н), с 2016 года доходы в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания отражаются по коду доходов 130 «Доходы от оказания платных услуг» КОСГУ вместо ранее применявшегося кода 180 «Прочие доходы».
С учетом данных новшеств изменится и порядок бухгалтерского учета указанных доходов. Об этих и других изменениях в учете субсидий государственного (муниципального) задания расскажем в статье.
Организацию и ведение бухгалтерского учета автономные учреждения осуществляют в соответствии с инструкциями № 157н[1] и 183н[2]. Приказом Минфина РФ от 31.12.
2015 № 228н[3] в Инструкцию № 183н внесены изменения, которые необходимо применять при формировании объектов учета на 01.01.2016.
В этих изменениях, в частности, учтены новые коды бюджетной классификации, действующие с 2016 года в отношении доходов в виде субсидии, предоставляемой для выполнения государственного (муниципального) задания (далее – субсидия на госзадание).
Согласно обновленным положениям Инструкции № 183н для отражения расчетов по поступлению и начислению субсидий на госзадание применяется счет 4 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг, работ» (вместо ранее использовавшегося счета 4 205 80 000 «Расчеты по прочим доходам»).
Случаи изменения объемов субсидии
В Соглашении рекомендуется предусмотреть условия изменения установленного размера субсидии. Например, можно указать, что в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, на основании которых было сформировано государственное задание, а также изменения размера бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете для финансового обеспечения выполнения государственного задания, в последнее могут быть внесены соответствующие изменения. В обоснование таких изменений можно сослаться на то, что финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном (региональном, муниципальном) бюджете на соответствующие цели.
Кроме того, необходимо сразу предусмотреть гарантию защиты экономических прав учреждения, установив, что изменение объема субсидии, предоставленной из бюджета бюджетному и автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного задания.
Субсидия будет возвращена в бюджет при таких обстоятельствах:
- Сокращение объема госзадания.
- Учреждение не реализовало задание за отчетный период.
Если объем задания уменьшен в текущем году, выполняются эти проводки:
- ДТ420531560 КТ440110130. Сторнирование дохода от субсидии (используется метод «Красное сторно»).
- ДТ420531560 КТ420111610. Выбытие части субсидии с расчетного счета.
Если возвращаются субсидии прошлых лет, выполняются эти проводки:
- ДТ440110130 КТ430305730. Начисление долга по возврату неиспользованной субсидии.
- ДТ430305830 КТ420111610. Выбытие части средств.
Последние проводки актуальны для тех случаев, когда не полностью реализовано поставленное задание.
Сроки предоставления субсидии
Сроки предоставления субсидии, как правило, фиксируются в соответствующем графике, являющемся неотъемлемой частью Соглашения. Соглашение с автономным учреждением предполагает выделение субсидии ежеквартально.
Вместе с тем в тексте Соглашения можно предусмотреть особые случаи исчисления сроков и построения графиков, например зафиксировать, что в случае, когда срок окончания выполнения работ (оказания услуг) переходит на следующий год, по решению учредителя субсидия возврату не подлежит, но учитывается при формировании государственного задания на очередной год. Указанные работы (услуги), а также средства субсидии на их выполнение необходимо отразить в государственном задании на очередной год без включения в общий объем субсидии в очередном году. В зависимости от специфики взаимоотношений хозяйствующих субъектов график может формироваться путем как пропорционального (по отношению к временному промежутку) предоставления денежных средств, так и определения иных параметров.
Например, можно установить, что учредитель осуществляет перечисление субсидии бюджетному учреждению равными долями четыре раза в год в следующие сроки:
- 1/4 общего объема субсидии перечисляется в течение 10 рабочих дней со дня заключения Соглашения;
- остаток общего объема субсидии перечисляется соответственно во II, в III и IV кварталах текущего года в течение 10 рабочих дней после получения учредителем отчетных сведений, указанных в соответствующем подпункте Соглашения, за предыдущий отчетный период.
Тип государственного учреждения
Государственные (муниципальные) учреждения делятся на казенные, бюджетные, автономные. Это определено п.1 ст.123.22 Гражданского кодекса РФ, п.1 ст.9.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», (далее Закон № 7-ФЗ).
Решение о типе учреждения, а также об изменении типа принимает его учредитель, публично-правовое образование (Российская Федерация — для федеральных государственных учреждений, субъект Российской Федерации — для государственных учреждений, муниципальное образование — для муниципальных учреждений). В соответствии со ст.125 ГК РФ, функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти РФ, субъекта РФ, уполномоченный орган местного самоуправления. Бюджетное учреждение получает от учредителя финансовое обеспечение в форме субсидии на государственное (муниципальное) задание.
Напомним, что никакого собственного имущества у бюджетного учреждения не может быть. Бюджетное учреждение владеет имуществом на праве оперативного управления и может распоряжаться им, за исключением особо ценного движимого и недвижимого имущества. Земельные участки под зданиями и сооружениями, переданными в оперативное управление бюджетного учреждения, закрепляются за учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования. Самостоятельно распоряжаться земельными участками бюджетное учреждение не имеет права.
Полученными от ведения деятельности доходами, а также приобретенным за счет этих средств имуществом бюджетное учреждение может распоряжаться самостоятельно (п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса РФ), направляя при этом на достижение уставных целей. Однако заключать крупные сделки можно только с согласия учредителя (ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ). По своим обязательствам бюджетное учреждение отвечает всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, кроме особо ценного движимого и недвижимого. При этом учредитель не несет субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения. Но в случае причинения вреда гражданам, при недостатке иного движимого имущества для его возмещения, субсидиарную ответственность несет собственник имущества, публично-правовое образование.
Что будет, если госзадание не выполнено?
18 июня 2017 года вступил в действие закон, ужесточающий ответственность за невыполнение положений государственного задания. Теперь за неисполнение норм полагается административная ответственность:
- Вынесение предупреждения.
- Штраф от 100 до 1 000 рублей.
- Штраф до 30 000 рублей при повторном правонарушении.
Штрафы выплачивает учреждение. Ему же придется вернуть остаток субсидий в том случае, если госзадание не выполнено полностью. Административная ответственность накладывается за эти правонарушения:
- Информация или документы, необходимые для контроля над исполнением, содержат существенные ошибки.
- Неправильный учет значений бюджетных ассигнований.
Учреждению представляет собой специальный документ, в котором устанавливаются требования к качеству, составу либо объему, порядку, условиям и результатам предоставления услуг/производства работ. Данное определение присутствует в 6 статье БК. Форма документа, содержащего , утверждена правительственным постановлением № 671 от 02 сент. 2010 г. Ключевые нормы, регламентирующие правила его действия, установлены статьей 69.2 БК.
Увеличение субсидии на выполнение муниципального задания
И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант
Для большинства бюджетных и автономных учреждений субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания является основным источником финансирования. Средства субсидии расходуются учреждениями согласно утвержденному плану финансово-хозяйственной деятельности и не подлежат санкционированию со стороны Федерального казначейства. Однако учредитель и Федеральное казначейство имеют право проверять использование средств субсидии и принимать меры по итогам проверок. |
Расходы, осуществляемые за счет субсидий. Разъяснения Минобрнауки (Зернова И.)
Дата размещения статьи: 04.11.2015
Согласно Приказу Минобрнауки России N 2804 с 1 января 2012 г. подведомственным федеральным бюджетным и автономным учреждениям из федерального бюджета предоставляются субсидии на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) и субсидии на иные цели. В Письме Минобрнауки России N 02-219 даны разъяснения в отношении расходов, которые могут производиться за счет этих средств. Предлагаем ознакомиться с ними.
——————————–
Приказ Минобрнауки России от 08.12.2011 N 2804 “О предоставлении федеральным бюджетным и федеральным автономным учреждениям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, субсидий из федерального бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации”.
Письмо Минобрнауки России от 17.02.2012 N 02-219 “О порядке предоставления субсидий и публичных обязательств на 2012 год”.
Государственное задание и план финансово-хозяйственной деятельности
Расходы, производимые за счет субсидии на выполнение государственного задания
Как было указано выше, финансовое обеспечение выполнения государственного задания федеральным бюджетным и автономным учреждением осуществляется в виде субсидии (п. 9 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 671 , п. 8 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 182 ).
——————————–
Постановление Правительства РФ от 02.09.2010 N 671 “О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания”.
Постановление Правительства РФ от 18.03.2008 N 182 “Об условиях и порядке формирования государственного задания в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения государственного задания”.
Финансовое обеспечение оказания услуг
Объем средств на оказание государственных (муниципальных) услуг рассчитывается путем умножения соответствующих нормативных затрат на единицу услуги на количество предоставляемых единиц, установленное в госзадании. В свою очередь, указанные нормативы состоят из групп затрат. Остановимся на некоторых из них.
При планировании затрат на коммунальные услуги руководству учреждения необходимо обеспечить взаимодействие работников финансовой службы (бухгалтерии) с главным инженером, другими руководителями обслуживающих подразделений. У специалистов следует запрашивать сведения не только о текущих потребностях учреждения, но и об ожидаемом изменении объема потребления коммунальных услуг, а также изменении тарифов. В частности, в 2012 г. тариф на электрическую энергию будет повышен с 1 июля. Поэтому размер финансового обеспечения на второе полугодие текущего года должен быть рассчитан с учетом данного изменения.
Напомним, что расходы на коммунальные услуги могут быть включены в нормативные затраты на оказание государственной (муниципальной) услуги следующим образом:
- затраты на холодное водоснабжение и водоотведение — 100%;
- затраты на горячее водоснабжение — 100%;
- затраты на теплоснабжение — 50%;
- затраты на электроснабжение — 90%.
При планировании затрат на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания государственной (муниципальной) услуги, рекомендуется использовать соответствующие нормативы. При их отсутствии могут использоваться данные о фактических затратах, сформировавшиеся за последние годы. Также следует помнить о том, что стоимость материальных ресурсов необходимо проиндексировать с учетом инфляции. Кроме того, при планировании указанной группы затрат необходимо учитывать возможное изменение объема потребляемых материальных ресурсов (например, из-за участия учреждения в тех или иных мероприятиях, целевых программах). Кстати, по этой же причине могут измениться затраты на командировки, привлечение сторонних специалистов по договорам гражданско-правового характера, услуги сторонних организаций.
При планировании объема субсидии на оказание услуг иногда возникает проблема, связанная с уменьшением финансирования на сумму доходов от платных услуг, оказываемых учреждением в рамках государственного задания. Пункт 8.1 Положения, утвержденного Постановлением N 182, гласит: если в случаях, установленных федеральным законом, федеральные АУ оказывают государственные услуги за плату в пределах госзадания, размер субсидии рассчитывается с учетом средств, планируемых к поступлению от потребителей услуг. При этом ни в одном нормативном акте нет конкретного порядка учета таких поступлений при расчете затрат. Получается, что учреждение, которое оказывает платные услуги в рамках госзадания, должно разработать этот порядок самостоятельно.
Однако, если какая-либо услуга предоставляется исключительно на платной основе, было бы логично полностью исключить ее из расчета, поскольку на ее оказание не требуется субсидий из бюджета. А вот если услуга предоставляется на частично платной основе, порядок расчета «бюджетной» части просто необходим.
Сроки предоставления субсидии
Сроки предоставления субсидии, как правило, не фиксируются в соглашении, а указываются в соответствующем графике, являющемся неотъемлемой его частью. При этом предполагается ежеквартальное выделение субсидии автономному учреждению. Отметим, что Федеральное казначейство рекомендует федеральным органам исполнительной власти перечислять субсидии подведомственным учреждениям ежемесячно.
Вместе с тем в тексте соглашения можно предусмотреть особенности исчисления сроков и построения графиков предоставления субсидии. Например, зафиксировать, что в случаях, когда срок окончания работ (оказания услуг) переходит на следующий год, по решению учредителя субсидия возврату не подлежит, но учитывается при формировании государственного задания на очередной год. Указанные работы (услуги), а также средства субсидии на их выполнение необходимо отразить в госзадании на очередной год без включения в общий объем субсидии в очередном году. В зависимости от специфики взаимоотношений сторон в графике может быть отражено предоставление денежных средств через равные промежутки времени или он может формироваться на основе иных параметров.
Особенности предоставления в 2012 г. из федерального бюджета субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного задания изложены в Постановлении N 1249 .
Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 N 1249 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов».
В силу п. 11 данного документа субсидия предоставляется в соответствии с графиком, прилагающимся к соглашению. Субсидия подлежит перечислению федеральным АУ (за исключением учреждений, оказывающих услуги (выполняющих работы) на основании Перечня сезонных отраслей и видов деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.04.1999 N 382 ) не реже одного раза в квартал в сумме, не превышающей:
- 25% годового размера субсидии в течение I квартала;
- 50% (для образовательных бюджетных и автономных учреждений — 65%) годового размера субсидии в течение первого полугодия;
- 75% годового размера субсидии в течение девяти месяцев.
«О перечнях сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых для целей налогообложения».
Однако в Постановлении N 1249 не указано, когда конкретно — в начале или в конце квартала — должна перечисляться субсидия. А ведь от того, в какой момент поступят средства федерального бюджета на счета учреждений, зависят порядок расчетов с поставщиками и подрядчиками, возможность перечисления авансов по заключенным договорам.
Как показывает практика, с учетом особенностей финансово-хозяйственной деятельности автономных учреждений предоставление им субсидий производится одним из двух способов:
- один раз в квартал и «авансом», то есть перечисление бюджетных средств должно произойти в течение первого месяца наступившего квартала (в январе, апреле, июле и октябре);
- ежемесячно в размере 1/12 годового объема.
Очевидно, что конкретные сроки предоставления автономным учреждениям субсидий на выполнение государственного задания должны быть предусмотрены в нормативных документах соответствующих органов государственной власти, реализующих полномочия учредителя.
Субсидия на выполнение госзадания: что это и как связано с закупками
В случае использование не всей выделенной суммы субсидии на реализацию задания исполнитель обязан вернуть. При расчете размера учитываются показатели готового заказа и отклонения. Данная операция отображается документально.
Внимание! Рекомендуется приложить уточнение всех затрат, где видно остаток. Так исполнитель сможет избежать вопросов со стороны проверяющих организаций.
Определены случая, когда РФ выделяет деньги свыше рассчитанной суммы и это обязывает при использовании не всех средств произвести возврат. Для этого совершаются следующие действия:
- Составить акт использования средств. Документ подготавливается после окончания работ. Он содержит сведения о размере денег, которые подлежат возврату;
- Госорганы рассматривают предоставленный акт и выносят решение о нецелесообразности остатка финансовой помощи;
- Бухгалтерия предприятия возвращает деньги на указанные реквизиты;
- Представитель учреждения обращается в госорган и представляет документы, которые подтверждают факт возврата денег.
Законодательные акты закрепляют основания, наступление которых обязывает получателя вернуть деньги:
- необходимый объем субсидии на выполнение государственного задания не достигнут;
- качественные показатели на ненадлежащем уровне.
В случае уменьшения размера денег данный факт отображается в таких проводках:
Дебет | Кредит | Наименование |
ДТ420531560 | КТ420111610 | Полная отмена первоначальной операции |
ДТ420531560 | КТ420111610 | Исключение части субсидий с РС |