Наследственное право по законодательству Древней Руси

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Наследственное право по законодательству Древней Руси». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


У русского народа первобытнообщинный строй сохранялся дольше, чем у большинства других народов. Лишь в IX веке первобытнообщинный строй (минуя рабовладельческий) заменился феодальным и образовалось государство Киевская Русь. Этот запоздалый переход к новой общественной формации, естественно, отразился и на развитии права. Если в странах Востока и в большинстве государств Европы к X веку было уже, в основном, разработано уголовное и гражданское законодательство, то у русского народа до этого времени господствовало обычное право. Лишь в XI веке в Киевской Руси появился письменный сборник феодального права — «Русская правда». В ней так же, как в первых памятниках права других славянских государств, были изложены обычаи своего народа и закреплены привилегии господствующего класса.

Брачно-семейное и наследственное право в Древнерусском государстве

Брачно-семейное право. Большое количество брачных норм было выработано в постановлениях различных церковных соборов.

Возраст вступавших в брак устанавливался для мужчин в 15 лет, для женщин в 13 лет, по другим нормам — 14 и 12 лет. Однако и этот возраст на практике часто не соблюдался, князья женили своих сыновей в 11 лет, а дочерей отдавали замуж в восемь лет.

Для действительности брака требовалось согласие брачуюшихся и их родителей.

Оформление брачного договора сопровождалось обязательным совершением церковных обрядов. Первым обязательным обрядом было обручение (могло быть с семи лет). При этом брак обрученной с другим уже не допускался. Узы обручения были признаны равносильными браку. Обручение совершалось в церкви, сопровождалось чтением особых молитв и обменом колец.

Согласно византийскому праву, брак мог быть расторгнут, причем предусматривалось довольно большое число случаев, служащих основанием к разводу:

  • безвестное отсутствие супруга в течение пяти лет;
  • вступление обоих супругов в монашество;
  • если жена, узнав о чьем-то злоумышлении на убийство, не скажет об этом мужу;
  • если жена без разрешения мужа пирует с посторонними мужчинами или моется с ними в бане;
  • если жена без разрешения мужа проведет ночь вне дома и не у своих родителей;
  • если посещает без разрешения мужа конские скачки и театры;
  • если муж торгует честью жены;
  • если муж заводит в доме любовницу или будет обнаруживать свою связь с посторонней женщиной.

Положение женщины в семье было приниженным. Это хорошо видно из поучения Владимира Мономаха: «Жену свою любите, но не давайте ей над собой власти».

В Древней Руси существовал брачный обряд, свидетельствовавший о подчиненном положении женщины: молодая жена в знак своего подчинения должна снимать мужу обувь.

Мужья имели право наказывать своих жен.

1

Изорник (от изорати — вспахать) — в Древней Руси мелкие съемщики земли, уплачивающие часть урожая в виде оброка землевладельцу.

2

Покрута — предоставление помещиком крестьянину в долг денег, хлеба, сельскохозяйственных орудий.

3

Вотчина — наследственное земельное владение.

4

Поместье — разновидность земельного владения, предоставлявшегося за воинскую или государственную службу в России.

5

История государства и права СССР. Ч. I; под ред. О.И. Чистякова и И.Д. Мартысовича. М.: Изд-во МГУ, 1985. С. 158.

6

Хрестоматия по истории государства и права России; под ред. И.А. Исаева. М., 1997.

7

Хрестоматия по истории государства и права России.

8

Заповедное имение — особая форма родового имущества, считавшаяся собственностью дворянского рода в целом и не подлежавшая отчуждению. Имение — земельный участок с усадьбой.

9

Временно-заповедное имение — заповедное имение, которое может быть заложено, продано и т.п.

10

Имение на праве майората — пожалованное имение, имущество переходит в целом своем составе к одному лицу по принципу старшего (в роде).

11

Мейер Д.И. Русское гражданское право. Ч. 2. М., 1997. С. 446.

12

Хрестоматия по истории государства и права России.

13

Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998. С. 303.

14

Хрестоматия по истории государства и права России; под ред. И.А. Исаева. М., 1997.

15

Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского Правительства за 1922 год. М., 1950.

16

Гражданский кодекс РСФСР 1922 г.

17

Крестьянский двор — объединение членов одной или нескольких семей, проживающих в одном доме и ведущих совместное хозяйство. Во главе стоял отец семейства — домохозяин.

Наследственное право по Русской Правде

  • Привилегированное положение среди зависимых людей имели княжеские кормильцы, а также княжеские сельские и ратайные старосты (ратать — пахать, пахотный староста): «А въ сельскомъ старостѣ княжи и в ратаинѣмъ 12 гривнѣ» (ст. 22 Краткой Правды).

Низшее положение занимали смерды, холопы, рядовичи и закупы. За убийство смерда, холопа и рядовича взимался штраф в 5 гривен (ст. 22, 23 Краткой Правды).

  • Смерд — крестьянин, в этом контексте зависимый крестьянин. Если после его смерти у него не оставалось незамужних дочерей, имущество смерда наследовал князь.
  • Холопство могло быть обельным (полным) или закупным. Обель — пожизненный раб. Женский род — роба.
  • Закуп — человек, взявший купу — долг, и ставший долговым рабом до тех пор, пока не отдаст или не отработает долг.
  • Рядович — лицо, поступившее на службу и ставшее зависимым по «ряду», то есть договору.
РУССКАЯ ПРАВДА ПСКОВСКАЯ СУДНАЯ ГРАМОТА СУДЕБНИКИ 1497-1550 СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649
Источники: 1) Византийское каноническое право;

2) Договоры Руси с Византией (907, 911, 944, 971);

3) Церковные Уставы Владимира I и Ярослава М.;

4) Княжеская судебная практика;

5) Обычаи, нормы обычного права

1) Русская Правда;

2) Вечевое законодательство;

3) Договоры города с князьями;

4) Судебная практика;

5) Обычное право;

6) Договоры с иностранными купцами, ремесленниками

1) Русская Правда;

2) ПСГ;

3) Уставные грамоты;

4) Судные грамоты;

5) Судебные решения по отдельным вопросам;///

6) Утраченный Судебник Василия III, отца Ивана Грозного;

7) Именные царские указы;

8) Законодательные акты Боярской думы и Земских соборов;

9) Обычаи;

10) Судебная практика

1) Судебники;

2) Указные книги приказов;

3) Царские указы;

4) Думские приговоры;

5) Решения Земских соборов (большая часть статей составлена по челобитным гласных собора);

6) «Стоглав»;

7) Литовское и византийское законодательство;

8) Новоуказные статьи «о разбоях и душегубстве», «о поместьях и вотчинах (1677)», «о торговле (1653, 1677)», которые вошли в Уложение уже после 1649 г.

Предпосылки: К принятию Уложения подтолкнул вспыхнувший в 1648 году в Москве Соляной бунт; одним из требований восставших был созыв Земского Собора и разработка нового уложения.

Структура: 1). Краткая редакция (43 ст.):

— Правда Ярослава (1-18ст.);

— Правда Ярославичей (Изяслава, Святослава, Всеволода) (19-41 ст.);

— ПоконВирный (ст. 42) – определение порядка кормления вирников (сборщиков штрафов)

— Урок Мостникам (ст.43) – регулирование оплаты труда мостников;
2). Пространная редакция (121ст.);

— Суд Ярослава (1-52 ст.);

— Устав Владимира Мономаха (53-121 ст.);
3). Сокращенная редакция

ПСГ можно разделить на 3 части:

1) 1-76 ст.; приняты

2) 77-108 ст.; в 1397 г.
3) 109-120 ст.- позже по решению вече

1) Деятельность центрального суда и нормы уголовного права (ст.1-36).

2) Организация и деятельность местных судов (ст. 37-45).

3) Гражданское право и гражданский процесс (ст. 46-66) (наследование, договоры личного найма, купли-продажи, переход крестьян от одного хозяина к другому, о холопстве).

4) Дополнительные статьи по судебному процессу (ст.67-68);///

— статьи (они уже более систематизированы, нормы одного права располагаются в одном отделе);

— главы (около 100).

Делятся на две половины, из которых в 1-й говорится о порядке суда, а 2-я включает в себя узаконения по частному гражданскому праву.

Лишь намечается разделение норм по отраслям права.

25 глав и 967 ст.

К Соборному Уложению добавлялись новоуказные статьи:

1) В 1669 г.- статьи по «татебным делам»;

2) В 1676—1677 гг.— о поместьях и вотчинах в связи со спорами о статусе вотчины и поместья.

В дополнение к Уложению были приняты также несколько уставов и наказов:

1) 1649 год — Наказ о городском благочинии (о мерах по борьбе с преступностью).

2) 1667 год — Новоторговый устав (о защите отечественного производителя и продавца от иностранной конкуренции).

3) 1683 год — Писцовый наказ (о правилах межевания вотчин и поместий, лесов и пустошей).
Важную роль сыграл «приговор» Земского Собора 1682 года об отмене местничества (то есть системы распределения служебных мест с учётом происхождения, служебного положения предков лица и, в меньшей степени, его личных заслуг.)

Читайте также:  Вступление в наследство через 10 лет

Ярослав Мудрый и его наследники собрали в общем сборнике имевшиеся на тот момент устные и письменные правовые нормы регулирования жизни граждан молодой Киевской Руси.

Виды нарушений закона

Методы урегулирования

Совершение убийства

Наказание было различным. Судьи при определении меры наказания должны были руководствоваться не соображениями о тяжести совершенного преступления, а брать за основу принадлежность убийцы и убитого к определённому сословию. Тот, кто по происхождению своему относился к знати, получал более мягкое наказание. Если жертва являлась знатным человеком, преступник был обязан уплатить в казну 80 гривен. Если это был простой свободный человек – 40 гривен. За убийство женщины полагался штраф (вира) в 20 гривен. Лишение жизни холопа каралось вирой в 6 гривен.

Побои

Существовала классификация побоев, за те, что признавались сильными (с подтверждёнными синяками и увечьями), полагалась вира в 3 гривны, плюс оплата лечения пострадавшего. Альтернативой была кровная месть (это понятие было ещё не полностью изжито).

Кража

Кража, совершённая свободным человеком, каралась штрафом в пользу князя. Часть денег преступник отдавал пострадавшему.

Если кражу совершал холоп (который не обладал имущественными правами), штраф за него платил феодал. Мера наказания холопа определялась его хозяином, причём она могла быть абсолютно любой, вплоть до убийства – закон ничем не ограничивал господина.

Поджог двора и гумна – основного имущества, без которого человек превращался в нищего

Мера наказания – «поток и разграбление», что означало физическое уничтожение преступника и полное разорение его семьи.

В «Русской Правде» уделялось большое внимание преступлениям против имущества, против личных прав. Впервые были разделены умышленное убийство и убийство в процессе ссоры, за них предусматривались разные наказания. Особо тщательно охранялось имущество князя.

Штрафы с момента приёма нового сборника законов на Руси стали применяться в качестве основного вида наказания. Преступления делились на уголовные и гражданско-административного характера. Наказанием за уголовные преступления являлась вира (слово взято с немецкого). За преступления имущественного характера взимался урок. Часть денег изымалась в пользу князя, олицетворявшего верховную власть (государство), часть выплачивалась пострадавшему лицу или его представителям.

Наследование по завещанию в древней руси

У русского народа первобытнообщинный строй сохранялся дольше, чем у большинства других народов. Лишь в IX веке первобытнообщинный строй (минуя рабовладельческий) заменился феодальным и образовалось государство Киевская Русь. Этот запоздалый переход к новой общественной формации, естественно, отразился и на развитии права. Если в странах Востока и в большинстве государств Европы к X веку было уже, в основном, разработано уголовное и гражданское законодательство, то у русского народа до этого времени господствовало обычное право. Лишь в XI веке в Киевской Руси появился письменный сборник феодального права — «Русская правда». В ней так же, как в первых памятниках права других славянских государств, были изложены обычаи своего народа и закреплены привилегии господствующего класса.

Наследственные отношения регулировались «Русской правдой» примерно так же, как и в других феодальных государствах Европы. Наследование допускалось по завещанию и по закону. Наследование по закону имело место во всех случаях, если не было завещания.

При наследовании по закону наследниками первой очереди являлись сыновья умершего. Наследственное имущество делилось между ними в равных долях. Наследственное имущество матери поступало тому из детей, «. у кого она жила на дворе и кто ее кормил» [1] (ст. 103) Следуя старинному общеславянскому обычаю отцовский двор всегда без раздела передавался младшему сыну (ст. 100). Дочери умершего, при наличии у них братьев, к наследованию не призывались. Незамужние дочери при выходе замуж получали от своих братьев лишь приданое. Поскольку порядок наследования в Киевской Руси носил сословный характер, дочери феодалов (при отсутствии у них братьев) признавались наследниками, а дочери зависимых людей (смердов) — наследовать не могли. Наследственное имущество крепостного крестьянина (при отсутствии у него сыновей) поступало в распоряжение князя. В этом случае князь обязан был снабдить дочерей умершего приданым при. выходе их замуж.

При наследовании по закону переживший супруг не являлся наследником. «Если жена после (смерти) мужа останется во вдовах, — говорится в ст. 93 «Русской правды», — то ей дать выдел, она же является госпожой того, что ей завещал муж, но до (самого) наследства мужа ей дела нет» [2] . Под словом «выдел» законодатель понимал возвращение жене ее имущества, находившегося под опекой мужа. Круг наследников по завещанию ограничивался лишь детьми и супругом. Внебрачные дети не могли наследовать своему отцу. Не могли наследовать своему отцу (господину) также и дети рабынь.

Читайте также:  Как оформить льготы и пособия матерям-одиночкам в Брянске в 2022 году

В XII веке Киевская Русь приходит в упадок и распадается на двенадцать самостоятельных земель. Однако «Русская правда» еще долго признавалась основным правовым кодексом во всех русских землях.

Наследование по завещанию в древней руси

У русского народа первобытнообщинный строй сохранялся дольше, чем у большинства других народов. Лишь в IX веке первобытнообщинный строй (минуя рабовладельческий) заменился феодальным и образовалось государство Киевская Русь. Этот запоздалый переход к новой общественной формации, естественно, отразился и на развитии права. Если в странах Востока и в большинстве государств Европы к X веку было уже, в основном, разработано уголовное и гражданское законодательство, то у русского народа до этого времени господствовало обычное право. Лишь в XI веке в Киевской Руси появился письменный сборник феодального права — «Русская правда». В ней так же, как в первых памятниках права других славянских государств, были изложены обычаи своего народа и закреплены привилегии господствующего класса.

Наследственные отношения регулировались «Русской правдой» примерно так же, как и в других феодальных государствах Европы. Наследование допускалось по завещанию и по закону. Наследование по закону имело место во всех случаях, если не было завещания.

При наследовании по закону наследниками первой очереди являлись сыновья умершего. Наследственное имущество делилось между ними в равных долях. Наследственное имущество матери поступало тому из детей, «. у кого она жила на дворе и кто ее кормил» [1] (ст. 103) Следуя старинному общеславянскому обычаю отцовский двор всегда без раздела передавался младшему сыну (ст. 100). Дочери умершего, при наличии у них братьев, к наследованию не призывались. Незамужние дочери при выходе замуж получали от своих братьев лишь приданое. Поскольку порядок наследования в Киевской Руси носил сословный характер, дочери феодалов (при отсутствии у них братьев) признавались наследниками, а дочери зависимых людей (смердов) — наследовать не могли. Наследственное имущество крепостного крестьянина (при отсутствии у него сыновей) поступало в распоряжение князя. В этом случае князь обязан был снабдить дочерей умершего приданым при. выходе их замуж.

При наследовании по закону переживший супруг не являлся наследником. «Если жена после (смерти) мужа останется во вдовах, — говорится в ст. 93 «Русской правды», — то ей дать выдел, она же является госпожой того, что ей завещал муж, но до (самого) наследства мужа ей дела нет» [2] . Под словом «выдел» законодатель понимал возвращение жене ее имущества, находившегося под опекой мужа. Круг наследников по завещанию ограничивался лишь детьми и супругом. Внебрачные дети не могли наследовать своему отцу. Не могли наследовать своему отцу (господину) также и дети рабынь.

В XII веке Киевская Русь приходит в упадок и распадается на двенадцать самостоятельных земель. Однако «Русская правда» еще долго признавалась основным правовым кодексом во всех русских землях.

Майорат, лествичное право и удельная система

Под словом «майорат» обычно подразумеваются две разные сущности: во-первых, особая система наследования и, во-вторых, само наследство, часто связанное с титулом, например, земля и иная недвижимость. Поэтому следует разобраться, какой смысл вкладывается в каждое из этих двух значений.

Юридически майорат обозначает наследование всего семейного состояния или неотчуждаемой его части старшим из наследников.

Однако в узком смысле слова под майоратом обычно подразумевается мужская примогенитура (мужское первородство), т. е. наследство и социальный статус переходит от отца к старшему из его выживших сыновей.

При простой примогенитуре к наследованию может призываться старшая из выживших дочерей при условии отсутствия или смерти мужского потомства.

Когда речь идёт о майорате в узком смысле слова, следует иметь в виду, что наследование иначе как по прямой линии не допускается. В качестве примера можно взять французскую королевскую династию, где мужская примогенитура была основным законом. Все читатели романов А.

Дюма с детства знают, что Людовику XIII наследовал его старший сын Людовик XIV, будучи ещё совсем ребёнком. Но что случилось бы, если бы Людовик XIV умер в детстве или юности, как это едва не произошло в 1658 г.? Тогда, разумеется, королём Франции стал бы его брат, герцог Филипп Анжуйский (впоследствии Орлеанский).

Но, хотя фактически и хронологически Филипп следовал бы за Людовиком XIV, юридически он наследовал бы своему отцу Людовику XIII как старший из выживших сыновей.

Это хорошо видно на примере титула наследника. Старший сын короля Франции с 1349 г. получает при рождении титул дофина Вьеннского. При жизни Людовика XIII его старший сын именовался дофином.

Но кто унаследовал этот титул, когда маленький дофин стал Людовиком XIV? Правильный ответ: никто. Младший брат в майоратной системе не является наследником старшего.

Таким образом титул дофина Вьеннского оставался вакантным вплоть до рождения у Людовика XIV собственного сына в 1661 г.

Во Франции титул дофина оставался вакантным неоднократно. Например, его никогда не носили короли Людовик XII и Франциск I. Людовик XII стал королём после своего троюродного племянника, чьи дети умерли во младенчестве, а Франциск I — после двоюродного брата, оставившего двух дочерей.

Иначе говоря, они не являлись прямыми потомками тех, вслед за кем восходили на престол.

Юридически оба этих короля, царствовавших в XVI веке, наследовали своему общему предку Карлу V Мудрому, который правил в XIV веке, являясь генеалогически старшими из его выживших потомков по мужской линии.

Наследование по закону в едином Русском государстве

XV-XVI вв. — период создания и укрепления централизованного Русского государства и единого русского права.

На определенном этапе развития феодального общества ликвидация феодальной раздробленности и возникновение единого централизованного государства является закономерным и неизбежным. В основе данного процесса лежит специализация общественного труда и увеличение оборота товаров на рынке, что, в свою очередь, повышает значение собственности как товара и подготавливает условия для капиталистического производства.

В это время наряду с развитием производственных сил на Руси увеличивается и феодальное землевладение, растет число средних и мелких феодалов. Одновременно наблюдается дальнейшее разделение труда между земледелием и ремеслом с постепенным отделением последнего от сельского хозяйства , что впоследствии привело к усилению экономических связей внутри страны и вызвало необходимость установления единой общегосударственной денежной системы. Со второй половины XIV в. вновь начинается прерванная в связи с политической и экономической децентрализацией периода феодальной раздробленности чеканка русской монеты.

Еще одним фактором, обусловившим централизацию Русского государства, наряду с экономической интеграцией явилась необходимость борьбы с золотоордынским игом и усиления обороноспособности государства.

Центром объединения русских земель стало Московское княжество. Именно вокруг Москвы как самого крупного города Русского государства начинает образовываться всероссийский рынок, необходимый для дальнейшей интеграции земель. В первой четверти XVI в., после вхождения в состав Российского государства Северных земель (1500-1503 гг.), Пскова (1510 г.), Смоленска (1514 г.), Рязани (1521 г.), образование единого государства завершилось.

Читайте также:  Как аннулировать доверенность на представление интересов

Становление единого централизованного Русского государства заняло несколько столетий. Разумеется, право, являясь регулятором общественной жизни, не могло остаться в стороне от стремительно меняющихся социально-экономических и политических отношений в государстве и обществе. Изменения в правовом регулировании были значительными, прежде всего они коснулись нормативных актов, содержащих правовые нормы, в том числе и нормы, посвященные праву наследования. Данные нормы содержались в актах царского законодательства (жалованные, указные, духовные грамоты и указы), «приговорах» Боярской думы, постановлениях Земских соборов, отраслевых распоряжениях, приказах. Наряду с указанными актами создавались и абсолютно новые формы законно-дательства, среди которых были и Судебники, содержащие в себе большинство гражданско-правовых норм.

Первым крупным памятником права единого Русского государства является составленный в 1497 г. Судебник Ивана III. Источником данного законодательного акта стали прежде всего такие объемные и важные для законодательства Древней Руси нормативные документы, как Русская Правда и Псковская Судная грамота, а также иные акты . В отличие от многих других памятников древнерусского права, Судебник 1497 г. дошел до нас в одном списке, обнаруженном в 1817 г. П.М. Строевым и опубликованном им совместно с К.Ф. Калайдовичем в 1819 г. Постатейной нумерации в данном тексте не было. Со временем попытки ввести нумерацию предпринимались целым рядом авторов, однако в настоящее время наиболее распространенной является нумерация, предложенная М.Ф. Владимирским-Будановым.

В 1550 г. при Иване Грозном был издан новый Судебник, в отличие от предшествующего «великокняжеского» Судебника 1497 г. получивший название «царский».

Что касается Судебника 1589 г., в литературе укоренилось мнение, согласно которому данный Судебник «является переработкой и дополнением текста Судебника 1550 года, проведенными в целях создания руководства для земских судей» . По-видимому, утверждению центральной властью данный Судебник не подлежал, однако применялся на практике при отправлении правосудия, в особенности на Севере Руси. Что касается авторства данного памятника, по этому вопросу, как и по вопросу толкования отдельных его положений, единого мнения среди ученых нет. В рамках диссертационного исследования данный источник представляет собой особенный интерес, так как в отличие от более ранних Судебников право наследования получило в нем широкое развитие.

Рассматривая право наследования в едином Русском государстве, обратимся прежде всего к Судебникам Ивана III и Ивана IV. Однако необходимо отметить, что касательно законного порядка наследования широкой регламентации данные памятники не содержали.

Положение княжеств на «лествице» определялось историческими и экономическими факторами. Изначально главными землями считались Киевская и Новгородская.
«Все наличные князья по степени старшинства составляли одну генеалогическую лествицу, — пишет Ключевский в «Курсе русской истории». — Точно так же вся Русская земля представляла лествицу областей по степени их значения и доходности».
Киевская система престолонаследия была очень своеобразна — похожий порядок можно найти было разве что в Османской империи и нынешней Саудовской Аравии.
В раннесредневековой Европе утвердились правила наследования по Салическому закону. Феодальные владения передавались подобно объектам недвижимости. В первую парантеллу (группу кровных родственников) входили дети наследодателя, во вторую — его братья, женщины из наследования исключались. Если бы нечто подобное утвердилось на Руси, феодальная раздробленность была бы более ранней и глубокой.
«Лествичное» же право способствовало сохранению единства Руси как родового владения династии. Это единство хорошо осознавалось современниками, к примеру, автором «Слова о полку Игореве». Князья не могли обособиться, они вынуждены были внимательно наблюдать, что происходит в других княжествах. От этого зависела их собственная судьба.
Несмотря на утверждения историков о «точном соответствии» генеалогической и территориальной иерархии при престолонаследии, на практике ситуация была сложнее. Потомство Владимира Святого сильно разветвилось, и положение каждого князя не было «чисто математическим», как считал Ключевский. Где-то авторитет князя был настолько велик, что наследником становился его сын в обход брата, где-то всё решала воля народа, в других случаях играли роль договорные отношения между князьями. Тем не менее принцип родового (генеалогического) старшинства оставался преобладающим в домонгольскую эпоху.
Исследователи Кира Гвозденко и Антон Горский в 2017 году проанализировали известные по текстам летописей случаи передачи власти в Киеве, Чернигове, Суздале (Владимире), Смоленске, Владимире-Волынском и Галиче. Из 59 фактов в 28 случаях соблюдалось старшинство — на престол входил не сын князя, а старший в его роду. Строже всего этому принципу следовали в Черниговской земле (в 90% случаев). Только в пяти случаях на Руси имело место «салическое наследование», когда престол переходил от отца к сыну при наличии у отца братьев. Как правило, это было вызвано какими-то форс-мажорными обстоятельствами.

Гражданское» и брачно-семейное право Древней Руси

Уже в языческую эпоху восточные славяне знали брак, т.е. такой союз с целью сожительства мужчины и женщины, который основывался на взаимном согласии и был заключен в установленную форму. Невест либо выбирали на игрищах, либо родители по предварительному соглашению приводили их в дом жениха (у полян), получая затем плату (вено). Имело место и похищение (умыкание) невесты. До принятия христианства и некоторое время после него славяне допускали многоженство, как это мы знаем на примере самого Владимира-крестителя. Летописец-христианин, явно не одобряя славян-язычников, пишет об этом так: «И радимичи, и вятичи, и север один обычай имяху, имяху же по 2 и по 3 жены, си же творяху обычая кривичи, прочие погане, не ведуще закона Божия, но творяще сами собе закон».

Условия совершения брака. 1. Брачный возраст. По византийским законам он равнялся 15 годам для мужчин и 13 годам для женщин. На Руси эти сроки не соблюдались, браки совершались и в более юном возрасте (11 и 10 лет). Что касается крайнего старческого возраста, за пределами которого брак невозможен, то русское право такого возрастного предела не знало. Во всяком случае, данных на сей счет нет. 2. Свободная ноля и согласие родителей. 3. Свобода брачующихся от другого брака. 4. Не допускалось вступление в 3-й брак. 5. Отсутствие близкого родства. 6. Венчание (при исключениях, о которых шла речь). Несоблюдение указанных условий могло стать причиной признания брака недействительным, со всеми вытекающими юридическими последствиями.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *