Учет расходов по их характеру и назначению
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет расходов по их характеру и назначению». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно ПБУ 10/99, расходами организации от обычной деятельности признаются все расходы, непосредственно затраченные на производство основного товара компании. Это покупка материала, оборудования, зарплаты сотрудникам и т. д. Если фирма занимается недвижимостью, то к данным расходам относятся ремонт помещений, затраты на фотографа и размещение рекламы объекта, поиск заказчика. Эти затраты целиком включаются в себестоимость товаров или услуг.
Расходы от обычных видов деятельности
Что еще входит в перечень подобных расходов:
- материальные траты;
- оплата труда;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизация;
- прочие затраты.
Что изменили в 2022 году
С 2022 года бухгалтеры проводят операции по-новому. К примеру, на подстатье КОСГУ 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» следует отражать выбытие денежных средств при недостаче, хищении, отзыве лицензии у банка. Провести операцию необходимо в день признания требования о возмещении ущерба или в день поступления денег в счет погашения долга.
С 01.01.2022 по КОСГУ 250 бюджетники разделяют операции текущего и капитального характера. Операции текущего характера учитывают по подстатьям 251, 252, 253. Операции капитального характера поводят по новым кодам:
- 254 — перечисление средств в другие бюджеты;
- 255 — перечисление средств наднациональным организациям, правительствам иностранных государств;
- 256 — перечисление средств международным государствам.
Понятие затрат в управленческом учете
В странах с развитой экономикой существует множество вариантов классификации затрат. Они зависят от целей и направлений учета, а также запросов пользователей отчетности.
Британский профессор экономики Колин Друри предложил свою версию классификации затрат. Он разделил информацию по затратам на три категории: материалы, рабочая сила, накладные расходы. Далее разделил их по направлениям: 1)калькулирование себестоимости, 2)планирование управленческих решений, 3)контроль и регулирование. Каждое направление имеет ряд более детальных пунктов, которые будут раскрыты в статье.
Некоторые практики считают такую классификацию довольно узкой и недостаточно актуальной для нынешних рыночных реалий. Они аргументируют это тем, что у управленческого учета есть функции, а те, в свою очередь, обладают назначением, целью, задачами, методами, способами и приемами достижения.
Примечательно, что термины «затраты» и «расходы» часто путают и используют в качестве синонимов. Даже специализированные словари дают определения типа «затраты – это расходы», «расходы – это затраты». Для избежания путаницы определим понятия этих терминов:
Затраты – это израсходованные для хозяйственной деятельности ресурсы, выраженные в их стоимости. Расходы – снижение экономических выгод из-за появления обязательств или выбытия активов. Ресурсы числятся затратами и имеют стоимость до тех пор, пока не признают доходы, на получение которых их потратили. В этот момент затраты признаются расходами.
В классификации затрат существует большое количество терминов для их обозначения. Много авторов внесли свой вклад в их создание. Как и в появившуюся из-за этого путаницу для определения затрат. Это приводит к разночтению и усложняет понимание пользователей управленческой отчетности и ее составителей. Каждая компания ведет собственный управленческий учет методами и приемами, которые подходят конкретно ее руководству и целям. В этой статье собраны наиболее часто упоминаемые виды затрат в управленческом учете с несколькими версиями их названий.
Мониторинг и координация
Представленной выше группировки недостаточно в работе по контролю затрат. Данные об их распределении не дают точной информации для участков производства. Связать затраты и доходы с обязанностями определенных менеджеров подразделений помогает подход, где учитывают затраты по центрам ответственности. Он реализован делением затрат на такие группы.
Контролируемые и неконтролируемые. Затраты, используемые в оценивании работы менеджеров подразделений и планирования работы этих подразделений. Контролируемыми затратами называют затраты, которые поддаются контролю и влиянию со стороны ответственных лиц. Неконтролируемыми называют затраты, неподдающиеся контролю и влиянию менеджеров.
Регулируемые и нерегулируемые. Поддающиеся и неподдающиеся влиянию менеджера затраты. Например, если в цехе появились затраты из-за нарушения технологии производства, то руководитель этого цеха способен воздействовать на них. Общехозяйственные расходы вне зоны его влияния, поскольку они находятся в компетенции управленцев высшего уровня.
Эффективные и неэффективные затраты. Первыми называют такие, которые приносят доход от реализации выпущенных продуктов, на которые они были потрачены. Неэффективными называют затраты, не приносящие доходов из-за того, что продукт не выпустили. Это непроизводственные затраты, такие как: брак, простой, недостача, порча ценностей и так далее. Такие затраты выделяют, чтобы предотвратить потери компании в будущем.
В пределах норм и с отклонениями от норм. Затраты, классифицирующиеся относительно к нормам и стандартам, ограничениям, действующим в компании. Включенные в себестоимость отделяют по признакам действующих норм и отклонений от них в ходе производства в рамках текущего месяца. Такой подход помогает оперативно контролировать уровень издержек на производстве и входит в основу нормативного учета.
Сторонники унификации терминологии затрат в управленческом учете предлагают пользоваться понятиями принятыми в финансовом учете и переносить их туда без изменений. Термины производственных и непроизводственных затрат оставить как есть, а остальные использовать по ситуации.
Прислушиваться к их советам или нет — личное дело каждого специалиста по управленческому учету. Главное, чтобы классификация затрат помогала руководству компании собирать и получать данные, помогающие увидеть детализированную картину использования средств по центрам ответственности, составить точные прогнозы, исправить прошлые ошибки и повлиять на будущую прибыль.
Понятие и структура классификации расходов бюджетов РФ
Классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней. Она отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций и решение социально-экономических задач.
Код классификации расходов бюджетов состоит из:
1) кода главного распорядителя бюджетных средств;
2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;
3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.
Таблица 2. Структура кода классификации расходов бюджета РФ
Код администратора |
Раздел |
Подраздел |
Целевая статья |
Вид расходов |
Экономическая классификация |
1 часть |
2 часть |
3 часть |
Наименование | Вид расходов НУ |
Аренда имущества | Прочие расходы |
Имущественные налоги | Налоги и сборы |
Инф.услуги, консультац.услуги, технолог.сопровождение | Прочие расходы |
Командировочные | Командировочные расходы |
Командировочные (не учит. в НУ) | Не учитываемые в целях налогообложения |
Прочие налоги и сборы | Налоги и сборы |
Представительские | Представительские расходы |
Представительские (не учит. в НУ) | Не учитываемые в целях налогообложения |
Прочие затраты | Прочие расходы |
Расходы на ПО | Прочие расходы |
Расходы на сертификацию | Прочие расходы |
Ремонт ОС | Ремонт основных средств |
Бюджетная классификация расходов
Классификация расходов осуществляется по нескольким признакам:
- Функциональная классификация отражает направление средств бюджета на выполнение основных функций государства (управление, оборона и т. п.). (Раздел→ Подраздел→ Целевые статьи→ Виды расходов).
- Ведомственная классификация расходов бюджета непосредственно связана со структурой управления, она отображает группировку юридических лиц, получающих бюджетные средства. (Главные распорядители средств бюджета).
- Экономическая классификация показывает деление расходов государства на текущие и капитальные, а также на выплату заработной платы, на материальные затраты, на приобретение товаров и услуг. (Категория расходов→ Группы→ Предметные статьи→ Подстатьи)
Другой комментарий к статье 21 Бюджетного Кодекса РФ
Статья 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает классификацию расходов бюджетов.
Классификация расходов бюджетов, так же, как и классификация доходов, имеет свой код, структура которого состоит из нескольких кодов:
1. Код главного распорядителя бюджетных средств.
2. Код раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов.
3. Код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.
Первым кодом классификации является код главного распорядителя бюджетных средств.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации (ст. 6) главным распорядителем бюджетных средств является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
Статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет, что распорядителями бюджетных средств являются:
— орган государственной власти (государственный орган);
— орган управления государственным внебюджетным фондом;
— орган местного самоуправления;
— орган местной администрации;
— бюджетное учреждение. Все вышеперечисленные субъекты бюджетных правоотношений являются распорядителями бюджетных средств в том случае, если они имеют право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
Получателями бюджетных средств являются:
— орган государственной власти (государственный орган);
— орган управления государственным внебюджетным фондом;
— орган местного самоуправления;
— орган местной администрации.
Получатели бюджетных средств должны находиться в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетного учреждения и иметь право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.
Определение статуса главных распорядителей бюджетных средств является прерогативой законодательных (представительных) органов государственной власти соответствующего уровня.
Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета устанавливается законом о федеральном бюджете.
Перечень главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается законом о бюджете субъекта Российской Федерации.
Перечень главных распорядителей средств бюджетов государственных внебюджетных фондов устанавливается законом о бюджете соответствующего государственного внебюджетного фонда.
Перечень главных распорядителей средств местных бюджетов устанавливается решением о соответствующем местном бюджете.
Перечень главных распорядителей средств соответствующего бюджета должен содержаться в составе ведомственной структуры расходов.
Классификация расходов бюджетов подразделяется на четыре уровня:
— разделы классификации расходов бюджетов;
— подразделы классификации расходов бюджетов;
— целевые статьи классификации расходов бюджетов;
— виды расходов.
Наиболее укрупненными в классификации расходов бюджетов являются разделы, а подразделы, целевые статьи и виды расходов более подробно детализируют разделы классификации расходов бюджетов.
Первые два уровня классификации расходов бюджетов являются едиными для бюджетов всех уровней бюджетной системы, что также свидетельствует о единстве бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно определению бюджета, данного в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. На этом основании разделы классификации расходов бюджетов формируются исходя из укрупненных задач и функций государства, так как все задачи и функции должны быть обеспечены денежными средствами. Подразделы детализируют задачи и функции, осуществляемые государством посредством органов государственной власти и местного самоуправления.
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает 11 разделов классификации расходов бюджетов, такие, как:
1) общегосударственные вопросы;
2) национальная оборона;
3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
4) национальная экономика;
5) жилищно-коммунальное хозяйство;
6) охрана окружающей среды;
7) образование;
8) культура, кинематография, средства массовой информации;
9) здравоохранение, физическая культура и спорт;
10) социальная политика;
11) межбюджетные трансферты.
Указанные разделы классификации расходов бюджетов определяют наиболее фундаментальные направления обеспечения функционирования государства и наиболее важные сферы жизнедеятельности гражданина.
Понятие Затраты. но одно ли оно?
Читая книги и учебники по бухгалтерскому учету можно обнаружить, что вместе с понятием Затраты часто встречается понятие Расходы. Да так часто, что даже в одном предложении они порой бывают вместе. Можно подумать о равенстве этих понятий. Однако, между ними есть принципиальное различие.
Затраты в бухгалтерском учете — это уменьшение ресурса предприятия, но без его потери. Такие ресурсы как деньги, материалы или др. обмениваются на другой ресурс или обязательство. Например: Оплатили деньгами поставщику за полученные ранее материал — «деньги превратились в материалы». А могли сначала оплатить поставщику и тем самым «зафиксировать» его обязательство перед нами. В любом случае, ресурс «деньги» не потерян, а «превращен» либо в материалы, либо в обязательство.
Расходы в бухгалтерском учете — это безвозвратное превращение ресурсов фирмы для получения Выручки. Например: Продали товар и передали его покупателю. В этот момент себестоимость товара считается для фирмы Расходами.
Теперь, когда определена принципиальная разница между этими понятиями, следует быть внимательным к происходящим на предприятии событиям, чтобы для слов Затраты и Расходы ясно понимать каково их значение.
Она отражает затраты предприятия (в денежном эквиваленте) на изготовление и реализацию единицы продукции, является одной из основных качественных характеристики результативности производственного процесса. Калькуляция себестоимости характеризует расчет затрат по всем элементам и статьям бюджета.
В основные виды расходов включают бухгалтерскую и управленческую себестоимость. Первый вариант представляет собой расчетный показатель на единицу товара, используемый для налогообложения, он необходим для списывания существующих затрат.
Управленческий вариант является инструментом для увеличения эффективности компании, позволяет оптимизировать и планировать расходы, позиционировать продукцию.
Себестоимость — это все виды бюджетных расходов, которые связаны с применением в производственном процессе природных ресурсов, материалов, сырья, энергетических и топливных элементов, трудовых кадров, иных затрат, связаны с продажами.
Понятие и условия признания расходов в бухучете
В процессе хозяйственной деятельности любое предприятие несет определенные издержки, правильный учет которых позволит представить реальное финансовое положение дел компании и избежать претензий со стороны контролирующих органов. При этом налоговый и бухучет расходов различаются. В бухгалтерском учете учитываются все издержки по мере их возникновения, за некоторым исключением, например, при формировании резервов. В налоговом — отображаются лишь те издержки, которые названы в гл. 25 НК РФ.
Алгоритм налогового учета расходов узнайте в разделе «Расходы по налогу на прибыль — перечень».
Алгоритм бухгалтерского учета и группировки затрат предприятия регулируется:
- ПБУ 10/99, утвержденным приказом Минфина от 06.05.1999 № 33н;
- планом счетов и инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н;
- отраслевыми нормативно-правовыми актами и рекомендациями.
Под расходами предприятия понимается снижение экономических выгод, возникающее по мере выбытия активов, а также появления каких-либо обязательств, которые в результате приводят к снижению капитала компании. Исключением из данного понятия является уменьшение вкладов, утвержденное решением собственников бизнеса (п. 2 ПБУ 10/99).
Понятие Затраты. но одно ли оно?
Читая книги и учебники по бухгалтерскому учету можно обнаружить, что вместе с понятием Затраты часто встречается понятие Расходы. Да так часто, что даже в одном предложении они порой бывают вместе. Можно подумать о равенстве этих понятий. Однако, между ними есть принципиальное различие.
Затраты в бухгалтерском учете — это уменьшение ресурса предприятия, но без его потери. Такие ресурсы как деньги, материалы или др. обмениваются на другой ресурс или обязательство. Например: Оплатили деньгами поставщику за полученные ранее материал — «деньги превратились в материалы». А могли сначала оплатить поставщику и тем самым «зафиксировать» его обязательство перед нами. В любом случае, ресурс «деньги» не потерян, а «превращен» либо в материалы, либо в обязательство.
Расходы в бухгалтерском учете — это безвозвратное превращение ресурсов фирмы для получения Выручки. Например: Продали товар и передали его покупателю. В этот момент себестоимость товара считается для фирмы Расходами.
Теперь, когда определена принципиальная разница между этими понятиями, следует быть внимательным к происходящим на предприятии событиям, чтобы для слов Затраты и Расходы ясно понимать каково их значение.
ГЛАВА 1. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ
Затраты — потребленные, потраченные или потерянные материальные, трудовые и финансовые ресурсы для извлечения прибыли в процессе хозяйственной деятельности предприятия. Существует много видов затрат, и проявляют они себя по-разному. Службы управления и производственные подразделения нуждаются в самой разной информации о затратах, сгруппированной различным образом.
Система оперативного управленческого учета, использующего затратные показатели, позволяет достичь традиционных целей учета затрат и определения дохода, при этом одновременно удовлетворяются разнообразные потребности отдельных менеджеров организации. Обеспечивается это путем организации учета затрат в соответствии с системой их классификации. Данные по затратам подвергаются перекрестной классификации для удовлетворения практически всех потребностей, связанных с принятием управленческих решений и регулированием финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Использование системы классификации затрат позволяет анализировать и прогнозировать показатели продаж и чистого дохода по туристской организации в целом и по отдельным видам турпродукта, по клиентам и продавцам, по каналам реализации и другим категориям. Такое разбиение данных применяется в управлении себестоимостью, при планировании прибыли и оценке качества работы, а также для контроля затрат. Вся эта информация объективно необходима менеджерам для управленческого учета. Для того чтобы лучше понять характер поведения затрат, проведем их классификацию по нескольким базовым признакам.
Прямые и косвенные расходы в налоговом учете
Распределение расходов на прямые и косвенные актуально для компаний, применяющих метод начисления по налогу на прибыль (ст. 318 НК РФ). При этом косвенные расходы учитываются в налоговой базе по факту их совершения и при наличии соответствующих документов. Прямые же затраты отражаются лишь по мере реализации товаров, работ или услуг, в рамках производства которых они участвовали.
Конкретное распределение затрат по этим двум статьям организация определяет самостоятельно. И в этой связи налоговое законодательство оставляет плательщикам определенные варианты действий, ведь часто списание расходов единовременно без необходимости распределять из пропорционально реализации (то есть при отнесении затрат к косвенным) является более выгодным для компании. Однако общие принципы распределения затрат в кодексе все же прописаны, и их стоит придерживаться.
Так, прямые расходы в налоговом учете – это в первую очередь расходы материальные. К таковым можно отнести траты на приобретение сырья и комплектующих для производственных целей, а также тару и упаковку, и любые дополнительные материалы в рамках подготовки товаров к передаче конечному покупателю. Инвентарь и инструменты, которые в силу специфики использования и низкой стоимости не относятся к основным средствам, спецодежда, оплата коммунальных услуг, а также самой аренды производственных помещений также включаются в состав материальных расходом. Впрочем, это далеко не весь их список. К такому подвиду затрат можно отнести любые расходы, возникающие при осуществлении основных направлений деятельности компании.
Следующий подвид прямых расходов – затраты на оплату труда персонала. Данная статья включает как сами начисленные и выплаченные работникам суммы, так и страховые взносы, которые уплачивает по ним работодатель.
Если же производственный процесс предполагает использование определенных основных средств, то в учете компании можно будет выделить еще один подвид прямых расходов в рамках производства и реализации – расходы на амортизацию.
Налоговый учет прочих расходов, не подпадающих ни под один из относящихся к прямым затратам пунктам, означает, что расходы считаются косвенными. Важное условие: они не должны при этом относится к внереализационных расходов.