Учетная политика учреждения в целях налогового учета.
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учетная политика учреждения в целях налогового учета.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В настоящее время федеральными стандартами бухгалтерского учета предусматривается сразу несколько способов применения счетов бухучета, оценки активов и обязательств, погашения их стоимости, проведения инвентаризации и осуществления документооборота. Организации не вправе произвольно применять все эти способы параллельно друг с другом и должны из всей совокупности методов ведения бухучета выбрать те, которые подходят лично им. Выбранные способы ведения бухучета закрепляются в таком обязательном документе, как учетная политика организации.
Как сформировать и утвердить учетную политику организации в 2021 году
Учетную политику организация формирует самостоятельно, но с соблюдением ряда обязательных требований. Данные требования установлены в том числе положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденным приказом Минфина от 06.10.2008 № 106н.
Так, в отношении каждого объекта выбирается один из способов ведения бухучета, допускаемых федеральными стандартами.
Если по какому-либо объекту способ ведения учета стандартами не установлен, то организация вправе самостоятельно его разработать и утвердить (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). По общему правилу организация выбирает способы ведения бухучета независимо от всех прочих организаций.
Но если головная организация утверждает собственные стандарты бухгалтерского учета, обязательные к применению его дочерними предприятиями, то дочерние общества обязаны выбрать способы ведения бухгалтерского учета исключительно исходя из утвержденных организацией стандартов (п. 5.1 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н).
В свою очередь организации, применяющие упрощенные способы учета, при отсутствии в ПБУ соответствующих способов учета по конкретному вопросу вправе формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности.
При этом учетная политика каждой организации в обязательном порядке должна содержать следующие элементы (п. 4 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н):
- рабочий план счетов бухучета. Этот план должен включать в себя синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
- формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухотчетности;
- конкретные способы оценки активов и обязательств организации;
- порядок проведения инвентаризации;
- правила документооборота и контроля за всеми хозяйственными операциями.
Порядок составления учётной политики
На законодательном уровне отсутствует чёткая регламентация по вопросу того, кто именно должен составлять учётную политику, а также о предъявляемых к ней требованиях.
В большинстве случаев ответственность ложится на главного (или единственного) бухгалтера компании, который отвечает за то, чтобы утверждённая учётная политика соответствовала нуждам организации, а также была грамотно оформлена.
Единственным требованием к компаниям является составление внутреннего приказа об утверждении учётной политики за подписью руководителя (ПБУ 1/2008). Его отсутствие может повлечь за собой финансовые санкции со стороны проверяющих органов, поскольку некоторые хозяйственные операции могут быть признаны неверно оформленными. Приказ составляется в свободной форме с указанием перечня лиц, ответственных за учётную политику, обязательным является наличие следующих реквизитов: номер, дата и подпись руководителя.
Как правило, учётную политику формируют раздельно для налогового и бухгалтерского учёта, где каждый раздел называется в соответствии с объектом или способом учёта: «Основные средства», «Заработная плата», «Способ калькуляции» и прочее.
Сроки утверждения учётной политики
Компания при начале своей деятельности утверждает учётную политику, которую она может придерживаться на протяжении всего периода хозяйствования вплоть до ликвидации или вносить необходимые корректировки по окончании отчётного или налогового периода.
Сроки утверждения отличаются для бухгалтерского и налогового учёта:
- для целей бухгалтерского учёта – в течение 90 дней с момента регистрации или до 1 января при внесении изменений в ранее утверждённый документ (ПБУ 1/2008)
- для учёта по НДС – до завершения первого отчётного периода, нормы распространяются на деятельность с момента создания (п.12 167 НК РФ)
- для учёта по налогу на прибыль – сроки не определены, но применять нужно до завершения текущего налогового периода (ст. 313 НК РФ)
Вносить изменения в учётную политику допускается в следующих случаях:
- новый вид деятельности или новые операции, ранее не перечисленные в учётной политике
- внедрение новых поправок в налоговом законодательстве
- смена способа ведения бухгалтерского учёта на более эффективный
Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур (далее — журнал) – это налоговый регистр, введенный в практику налогового учета постановлением Правительства России № 1137, принятым 26.12.2011 года.
Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур с 1 января 2019 года содержит данные о суммах НДС по новой ставке – 20 % (вместо 18 % по тарифу, действовавшему до 2019 года). В новом году в документе нет данных о сделках с начисленным налогом по старой ставке налогообложения, все незавершенные в 2018 году операции купли-продажи пересчитаны с учетом увеличившейся ставки НДС.
Журнал учета счетов-фактур ежеквартально сдается в ИФНС лицами, обязанными его вести. Изменение ставки НДС не повлияло на сроки представления журнала – 20 число в месяце, следующем за завершившимся отчетным кварталом (п. 5.2 ст. 174 НК РФ). Оформление журнала и его подача в контролирующую структуру происходит в электронном формате, с электронной подписью руководителя [20, с. 374].
Структура учетной формы включает две части:
— часть 1 – журнал учета выставленных счетов-фактур;
— часть 2 – журнал учета полученных счетов-фактур.
В журнале вписано полное наименование организации – ООО «Весна». Ниже указаны регистрационные данные организации – номера ИНН и КПП, обозначен период, за который представлена информация.
В документ внесены данные по первичным документам — счетам-фактурам. В табличных блоках отражаются сведения по корректировочным формам. Информация отражается только в рамках истекшего налогового периода (квартала). Налоговый интервал указан в «шапке» документа.
3.3 Документальное оформление операций по НДС на основании счета-фактуры
3.3.1 Оформление расчетов по начисленному НДС
ООО «Весна» выставляет авансовые и отгрузочные счета-фактуры, которые обладают одинаковой юридической значимостью. Законодатель установил форму, по которой они должны обязательно составляться — ее структура приведена в приложении 1 к постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 года № 1137.
Можно выделить 2 основных критерия разграничения авансовых и отгрузочных счетов-фактур:
— момент составления (авансовый документ составляется по факту получения предоплаты продавцом, отгрузочный — по факту продажи товара либо выполнения работы);
— полнота заполнения (сведения в некоторые из пунктов авансового счета-фактуры по объективным причинам не всегда могут быть внесены — и это учитывает законодатель) [20, с. 382].
В соответствии с абз. 3–5 п. 1 ст. 154 НК РФ, п.17 Правил ведения книги продаж счета-фактуры на аванс не составляются, если:
— период изготовления товаров более 6 месяцев;
— товары (работы, услуги) в соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ облагаются по ставке 0 %;
— товары, работы, услуги не облагаются НДС или освобождаются от налогообложения в соответствии со ст. 149 НК РФ;
— налогоплательщик получил освобождение по ст. 145, 145.1 НК РФ.
Сроки фактического формирования авансового и отгрузочного счетов-фактур могут различаться в силу несовпадения сроков перечисления предоплаты за товар и его реализации. Однако в обоих случаях соответствующий документ должен быть составлен за 5 дней — с момента первого либо второго события (п. 3. ст. 168 НК РФ).
Счет-фактура любого типа оформляется в 2 экземплярах — первый вручается покупателю, второй остается у ООО «Весна» и подлежит регистрации в книге продаж (п. 2 приложения 5 к постановлению № 1137).
Счет-фактура на аванс содержит (исходя из требований п. 5.1 ст. 169 НК РФ):
— дату составления документа, порядковый номер (их нужно включать в строку 1);
— сведения о продавце и клиенте — названия фирм, их адреса, ИНН, КПП (в строках 2, 2а, 2б, 6, 6а, 6б);
— данные о платежном документе, подтверждающем перечисление аванса — номер и дату (фиксируются в строке 5);
— название валюты расчетов, а также ее код — в соответствии с ОКВ (строка 7);
— название товара/работы, за что перечислен аванс — так, как оно звучит в договоре между организациями (в графе 1);
— ставку НДС, установленную в отношении конкретного вида товара — причем обозначаться она должна как расчетная — 10/110 или 20/120, а не 10 и 20 % (в графе 7);
— величину исчисленного НДС — в рублях и копейках без округления (в графе 8);
— величину полученной предоплаты, также в рублях и копейках (в графе 9) [20, с. 384].
Принципиальные отличия авансового счета-фактуры от отгрузочного заключаются:
— в менее строгих требованиях законодателя к заполнению (что объяснимо тем, что некоторых сведений, предусмотренных структурой формы, которая утверждена постановлением № 1137, у налогоплательщика может не быть в наличии);
— необходимости указания в документе ставки НДС как расчетной — в формате 20/120 или 10/110.
В то же время, оба типа счета-фактуры имеют одинаковую юридическую силу в части реализации покупателем товара права на вычет НДС.
ООО «Весна» выставляет покупателю счет-фактуру, с отраженной в ней суммой «исходящего» НДС. Срок выставления счета-фактуры равен 5 календарным дням, отсчитываемым со дня, следующего за наступлением события, в связи с которым счет-фактура оформляется (пп. 1 и 2 ст. 6.1, п. 3 ст. 168 НК РФ), то есть: отгрузки; поступления аванса; изменения количества или цены отгруженных товаров. Сроков для оформления счета-фактуры в других ситуациях, обязывающих к его составлению, НК РФ не устанавливает.
При этом, по общему правилу счет-фактура выставляется по каждому событию отдельно, но допускается и составление одного документа на все отгрузки, произведенные в адрес одного покупателя в течение дня (письмо Минфина России от 02.05.2012 № 03-07-09/44). Если же отгрузка является непрерывной (энергоресурсы, аренда), то счет-фактура, так же, как и отгрузочный документ, может быть оформлен один за месяц или квартал (письма Минфина России от 25.06.2008 № 07-05-06/142 и от 17.02.2009 № 03-07-11/41).
В первых двух случаях (при отгрузке и авансе) составляют обычный счет-фактуру, а в третьем случае (при изменении количества или цены) — корректировочный. Если последним днем 5-дневного срока оказывается выходной день, то его окончание переносится на следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ) [20, с. 389].
В ООО «Весна» отражение в учете НДС, начисленного при реализации товаров, работ, услуг, осуществляется бухгалтерской записью – дебет счета 90 «Продажи» субсчет «НДС» и кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «НДС».
3.3.2 Учет НДС по принятым счетам-фактурам
Приобретая товары (работы, услуги), ООО «Весна» получает от поставщика первичные документы и счета-фактуры, в которых отражается входящий НДС. После получения документов, входящий НДС в учете отражается проводкой: дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» и кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Таким образом, входящий НДС — это налог, предъявляемый налогоплательщику при покупке товаров, работ, услуг. Он накапливается по дебету счета 19, а в дальнейшем, принимается к вычету при соблюдении условий, предусмотренных НК РФ [20, с. 391].
Чтобы принять к вычету входящий НДС, должны соблюдаться следующие условия (ст. 172 НК РФ):
1) есть счет-фактура, оформленный в соответствии с действующим законодательством;
2) товары (работы, услуги) приняты на учет;
3) в определенных законом случаях НДС оплачен (налоговый агент, таможенный НДС);
3) в дальнейшем предполагается использование товара в облагаемых НДС операциях.
В случае, если указанные условия соблюдены, ООО «Весна» имеет право принять к вычету входящий НДС, сделав проводку дебет счета 68 и кредит счета 19. После чего, данный счет-фактура будет зарегистрирован в книге покупок, а сумма НДС попадет в раздел 3 декларации по НДС.
Порядок ведения налогового учета по НДС определяется не только законодательством, но и учетной политикой компании. В случаях, предусмотренных законодательством, в учетной политике должны быть утверждены методы и принципы ведения раздельного учета НДС.
Учет НДС предполагает не только отражение операций в регистрах налогового учета, но и отражение на счетах бухгалтерского учета. Бухгалтерские проводки по учету НДС необходимы для правильного отражения в учете этого налога при совершении различных операций.
Ведение налогового учета по НДС предусматривает не только формирование налоговой базы на счетах бухгалтерского учета, но формирование налоговых регистров, таких как книги покупок и продаж. Кроме того, отдельные категории налогоплательщиков должны вести журнал учета полученных и выданных счетов фактур.
Обязанность ведения раздельного учета, предъявляемого поставщиками НДС, возникает в том случае, если налогоплательщик осуществляет и облагаемую, и не облагаемую данным налогом деятельность. Условия и принципы ведения такого учета указаны в пп. 4 и 4.1 ст. 170 НК РФ, но его методику налогоплательщики определяют самостоятельно.
Если предприятие приобретает материалы, товары или услуги, которые впоследствии будут использоваться для обоих видов деятельности, то следует высчитать пропорцию, в соответствии с которой будет делиться входной НДС. При этом, часть налога будет использована в виде вычета при учете операций, облагаемых НДС, а другая доля пойдет на увеличение стоимости активов, которые использовались в операциях, не облагаемых НДС.
В ходе выполнения работы, установлено, что бухгалтерский учет расчетов по НДС в ООО «Весна» ведется в соответствии с действующим законодательством, применяются рекомендованные формы для ведения учета операций по НДС, а также, формы разработанные организацией самостоятельно.
Для учета операций по начисленному НДС используется счет 68, по входящему НДС – счет 19.
Отражаемые в книге покупок и продаж данные, используются для составления отчетности по НДС.
Анализ экономических показателей организации дал следующие результаты.
В 2018 году по сравнению с 2017 годом, выручка ООО «Весна» увеличилась на 9 103 т. руб. или на 2,63 %, валюта баланса увеличилась на 30 737 т. руб. или на 18,08 %. Сумма нераспределенной прибыли повысилась на 28 756 т. руб. или на 19,03 %.
Увеличение стоимости внеоборотных активов произошло из-за основных средств. Оборотные активы увеличились за счет роста запасов, что является положительным фактором, т.к. сырьё и материалы будут использованы в будущем в производстве. Снизилась дебиторская задолженность, что уменьшает зависимость предприятия от дебиторов. Денежные средства повышаются, и это, безусловно, положительно скажется на погашении наиболее краткосрочных обязательствах.
В пассиве баланса тоже наблюдаются тенденции увеличения: возрос собственный капитал и краткосрочные/долгосрочные обязательства. Краткосрочные обязательства выросли за счет кредиторской задолженности, что характеризуется, как отрицательная тенденция.
Вместе с тем структура актива достаточно мобильная, а структура пассива указывает на стабильное финансовое положение и имеет низкий уровень финансового риска для кредиторов.
Чистая прибыль увеличилась на 6 283 тыс. руб. или на 12,88 %. Рентабельность в 2018 году немного снижается по некоторым показателям, но в целом находится на высоком уровне, что означает достаточную эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Момент определения налоговой базы Понятие «отгрузка» в целях исчисления НДС
С 1 января 2006 г. ст. 167 НК РФ называется «Момент определения налоговой базы», а в п. 4 ст. 166 НК РФ слова «дата реализации» заменены на слова «момент определения налоговой базы». Обязанность исчислить налог возникает у налогоплательщика не с возникновением объекта налогообложения, а в момент определения налоговой базы.
Более того, момент определения налоговой базы для общего случая всегда наступает раньше, чем возникает налоговая база, и оказывается связанным не с юридическим фактом передачи прав собственности (выполнением работ, оказанием услуг), а с фактическими действиями (оплатой или отгрузкой). Налоговая база все меньше характеризует объект налогообложения, который определен ст. 146 НК РФ как реализация, отдаляясь от него во времени.
Отгрузка и переход права собственности
Термин «отгрузка» отождествляется законодателем с термином «передача». Термины «отгрузка» и «передача» налоговым законодательством не определены. В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ «институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства».
Поскольку речь идет об операциях, связанных с исполнением сделок, обсуждаемые термины следует искать в гражданском законодательстве.
Термин «отгрузка» специально ГК РФ не определяется, однако так же, как и в налоговом законодательстве, ассоциируется с передачей товара. В ст. 509 ГК РФ указано:
«Поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товаров покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицу, указанному в договоре в качестве получателя».
Термин «передача» определяется следующим образом:
«Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором» (ст. 223 ГК РФ).
Согласно ст. 224 ГК РФ передачей признается вручение вещи приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательства доставки. Вещь считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица. Если к моменту заключения договора об отчуждении вещи она уже находится во владении приобретателя, вещь признается переданной ему с этого момента.
Из приведенных норм ГК РФ можно сделать следующие выводы.
Что должно быть в учетной политике по НДС?
Учетная политика по НДС может включать:
- описание синтетических и аналитических счетов учета НДС, применяемых в компании;
- технологию документооборота по учету НДС;
- перечень подтверждающих правомерность вычетов по НДС документов и требования к их оформлению, включая формы (счет-фактура, УПД, УКД и др.);
- формы применяемых бухгалтерских справок-расчетов (по исчислению налоговых вычетов, суммы НДС к восстановлению и др.);
- порядок нумерации счетов-фактур при наличии обособленных подразделений;
- формулы и алгоритмы раздельного учета НДС;
- алгоритм подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС (ответственные лица, перечень представляемых налоговикам документов и др.);
- перечень лиц, уполномоченных подписывать счета-фактуры (УПД, УКД);
- список ответственных лиц за оформление и отправку по ТКС деклараций по НДС;
- алгоритмы оформления и подписания документов, связанных с расчетом НДС (книги покупок, книги продаж и др.);
- иные аспекты (порядок подшивки и хранения счетов-фактур и иных связанных с исчислением НДС документов).
Учетная политика для целей налогообложения (фрагмент). Раздельный учет по НДС
Когда понадобится:
для правильного распределения сумм входного НДС между различными видами деятельности.
Заполненный образец
Общество с ограниченной ответственностью «Производственная »
Учетная политика для целей налогообложения
ООО «Производственная » на 2020 год
4. Раздельный учет по НДС
Для правильного распределения сумм входного НДС между различными видами деятельности организация ведет раздельный учет:
- операций, облагаемых НДС;
- операций, освобожденных от налогообложения (включая операции, которые не являются объектом обложения НДС) в соответствии со статьями 146 и 149 Налогового кодекса РФ.
В рамках учета операций, облагаемых НДС, организация ведет раздельный учет:
- операций, облагаемых НДС по ставке 18 (10) процентов;
- операций, облагаемых НДС по ставке 0 процентов (п. 10 ст. 165 НК РФ).
4.1. Раздельный учет операций, облагаемых НДС, и операций, освобожденных от налогообложения
4.1.2. Раздельный учет выручки и расходов по операциям, облагаемым НДС, и операциям, освобожденным от налогообложения, ведется на счетах 90 и 91. Для обеспечения раздельного учета к указанным счетам открываются субсчета:
- «Операции, облагаемые НДС»;
- «Операции, освобожденные от налогообложения»;
- «Операции, облагаемые НДС по ставке 0 процентов».
4.1.2. К счету 19 открываются субсчета:
- «НДС к вычету»;
- «НДС к распределению»;
- «НДС, вычет которого отложен до момента определения налоговой базы по ставке 0 процентов».
4.1.3. Суммы входного НДС по активам, приобретенным для деятельности, освобожденной от налогообложения, включаются в стоимость активов (учитываются на соответствующих счетах по субсчету «Деятельность, освобожденная от налогообложения») без отражения на счете 19.
4.1.4. Суммы входного НДС по активам, приобретенным для деятельности, облагаемой НДС, и учтенным на соответствующих счетах по субсчету «Деятельность, облагаемая НДС», отражаются на счете 19 субсчет «НДС к вычету».
4.1.5. Суммы входного НДС по активам, приобретенным для деятельности, облагаемой НДС, и для деятельности, освобожденной от налогообложения, отражаются на счете 19 субсчет «НДС к распределению».
Как выглядит образец учетной политики по НДС на 2021 год
НДС не относится к разряду обязательных налоговых платежей, уплачиваемых всеми без исключения фирмами и предпринимателями.
Например, если ИП или компания применяет спецрежим и не исполняет обязанности налогового агента по НДС, уделять внимание вопросам налога на добавленную стоимость в учетной политике не требуется.
Учитывая специфичность работы с НДС разных компаний и предпринимателей, информация о порядке, способах учета, отчетных и иных связанных с НДС нюансах может быть оформлена по-разному, например:
- отдельной учетной политикой — такой вариант может применяться налогоплательщиками НДС при наличии многочисленных нюансов исчисления этого налога (сложной структуре филиалов, работе с иностранными контрагентами, совмещении режимов налогообложения и др.);
- приложением к учетной политике — обычно в таком виде оформляется методика раздельного учета НДС, без которой затруднительно подтвердить правомерность налоговых вычетов при осуществлении облагаемой и необлагаемой НДС деятельности и в иных случаях;
Оформить грамотно такую методику поможет наш раздел про раздельный учет НДС.
- специальной главой (разделом, подразделом) учетной политики — если обязанность по уплате НДС необходимо выполнять в силу требований НК РФ и при этом применяются стандартные учетно-расчетные подходы (отсутствует необходимость раздельного учета НДС, нет льгот и пр.).
Нужно ли менять учетную политику по НДС на 2021 год?
Согласно действующему законодательству изменения в учетную политику компании вносятся в том числе при изменении нормативных актов, регламентирующих исчисление и уплату налога.
Так, с января 2021 года на территории РФ была повышена ставка НДС до 20%. В этой связи налогоплательщику в приказе на изменение учетной политики следовало прописать порядок исчисления налога, а также алгоритм учета переходных авансов. Т.к. получив аванс в 2018 году и рассчитав с него налог по ставке 18/118, налогоплательщик при отгрузке в 2021 году должен был предъявить покупателю налог, исчисленный по ставке 20%.
Как считать НДС в переходном периоде читайте здесь.
Внести изменения в учетную политику с 2021 года (или с любого нового налогового периода 2020-2021 годов) необходимо, если:
- компания планирует осуществлять операции, освобожденные от НДС (к примеру, выдавать займы контрагентам) — методику раздельного учета НДС необходимо разработать и включить в учетную политику;
О том, как ведется раздельный учет по НДС — принципы и методика, мы рассказывали в этом материале.
- в действующей учетной политике детализированы особенности расчета налога или отчетности по НДС, которые со следующего года меняются в связи с законодательными нововведениями (например, если в учетной политике указана применяемая форма декларации по НДС и прописан алгоритм ее заполнения, а форма декларации по НДС меняется);
О том, какие еще законодательные нововведения по НДС нужно учесть в учетной политике, читайте в нашем обзоре изменений НДС.
Образец учетной политики по НДС на 2021 год есть и в «КонсультантПлюс». Получите бесплатный демодоступ к К+ и изучите нюансы составления данного документа.
Как выглядит образец учетной политики по НДС на 2021 год
НДС не относится к разряду обязательных налоговых платежей, уплачиваемых всеми без исключения фирмами и предпринимателями.
Например, если ИП или компания применяет спецрежим и не исполняет обязанности налогового агента по НДС, уделять внимание вопросам налога на добавленную стоимость в учетной политике не требуется.
Учитывая специфичность работы с НДС разных компаний и предпринимателей, информация о порядке, способах учета, отчетных и иных связанных с НДС нюансах может быть оформлена по-разному, например:
- отдельной учетной политикой — такой вариант может применяться налогоплательщиками НДС при наличии многочисленных нюансов исчисления этого налога (сложной структуре филиалов, работе с иностранными контрагентами, совмещении режимов налогообложения и др.);
- приложением к учетной политике — обычно в таком виде оформляется методика раздельного учета НДС, без которой затруднительно подтвердить правомерность налоговых вычетов при осуществлении облагаемой и необлагаемой НДС деятельности и в иных случаях;
Оформить грамотно такую методику поможет наш раздел про раздельный учет НДС.
- специальной главой (разделом, подразделом) учетной политики — если обязанность по уплате НДС необходимо выполнять в силу требований НК РФ и при этом применяются стандартные учетно-расчетные подходы (отсутствует необходимость раздельного учета НДС, нет льгот и пр.).
Для целей формирования информации по налоговому учёту, организация раскрывает, в рамках указанного раздела, сведения, позволяющие более точно формировать необходимые сведения как в целом, так по каждому из налогов, плательщиком которых является организация.
Данные о том, является ли организация вновь созданной или нет, необходимы для того, чтобы установить — является ли учётная политика организации совершенно новой, представляет собой модификацию старой, либо принята совершенно новая учётная политика. Отмечаем, что учётная политика формируется не позднее 90 дней с момента учреждения организации и применяется последовательно из года в год.
Далее организации необходимо указать виды осуществляемой ею хозяйственной деятельности. Данная информация, помимо констатации факта, несёт в себе и дополнительную нагрузку. В зависимости от конкретного вида деятельности организация будет формировать особенности своей учётной налоговой политики (в первую очередь, в части налога на прибыль).
Для этих же целей — для характеристики особенностей деятельности организаций, учитываемых при формировании данных по налоговому учёту налога на прибыль — организация должна указать сведения о том, осуществляет ли она операции с ценными бумагами и несёт ли в процессе своей деятельности расходы на НИОКР.
Для целей формирования информации о порядке ведения учёта по налогу на имущество, организация должна указать, имеется ли у неё на балансе имущество, подлежащее налогообложению.
Для структурной характеристики организации, а также в качестве сведений, которые в дальнейшем будут учитываться при формировании информации о необходимости распределения налоговых платежей, организации необходимо указать в учётной политике на наличие (отсутствие) обособленных структурных подразделений, в том числе расположенных на территории одного субъекта федерации.
Далее следует блок вопросов, ответы на которые характеризуют порядок организации ведения налогового учёта. Организация может вести учёт данных как с привлечением сторонней организации или специально уполномоченного лица (в этом случае в тексте учётной политики следует указать их наименование), так и собственными силами. Если налоговый учёт ведётся собственными силами, то необходимо указать, кто именно этим занимается — отдельный работник или специализированная служба. В обоих случаях необходима конкретизация, то есть точное указание на должность работника согласно штатному расписанию либо на наименование подразделения в соответствии со структурой организации.
Существенным моментом является указание на способ ведения налогового учёта (автоматизированный или неавтоматизированный). При выборе автоматизированного метода необходимо дополнительно указать специализированную программу, с помощью которой ведётся налоговый учёт.
Нужно ли менять учетную политику по НДС на 2020 год?
Согласно действующему законодательству изменения в учетную политику компании вносятся в том числе при изменении нормативных актов, регламентирующих исчисление и уплату налога.
Так, с января 2019 года на территории РФ была повышена ставка НДС до 20%. В этой связи налогоплательщику в приказе на изменение учетной политики следовало прописать порядок исчисления налога, а также алгоритм учета переходных авансов. Т.к. получив аванс в 2018 году и рассчитав с него налог по ставке 18/118, налогоплательщик при отгрузке в 2019 году должен предъявить покупателю налог, исчисленный по ставке 20%.
Как считать НДС в переходном периоде читайте здесь.
Внести изменения в учетную политику с 2020 года (или с любого нового налогового периода 2019-2020 годов) необходимо, если:
- компания планирует осуществлять операции, освобожденные от НДС (к примеру, выдавать займы контрагентам или начнет совмещать ЕНВД с ОСНО) — методику раздельного учета НДС необходимо разработать и включить в учетную политику;
О том, как ведется раздельный учет по НДС — принципы и методика, мы рассказывали в этом материале.
- в действующей учетной политике детализированы особенности расчета налога или отчетности по НДС, которые со следующего года меняются в связи с законодательными нововведениями (например, если в учетной политике указана применяемая форма декларации по НДС и прописан алгоритм ее заполнения, а форма декларации по НДС меняется);
О том, какие еще законодательные нововведения по НДС нужно учесть в учетной политике, читайте в нашем обзоре изменений НДС.