Как правильно заполнить новую форму транспортной накладной с 2021 года
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как правильно заполнить новую форму транспортной накладной с 2021 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Поскольку это учетный документ, то следует соблюдать нормы его оформления. Он в обязательном порядке будет задействован в бухучете, если удостоверяет реальный факт хозяйственной жизни предприятия. Нельзя недописать информацию в нужных ячейках, делать простые помарки поверх готового варианта, неточно представлять здесь информацию и пр. Исправления должны заверяться с простановкой даты их внесения. Ответственные лица расписываются и оставляют здесь свои Ф.И.О. Первичную документацию разрешено составлять на бумажном носителе или хранить в виде электронного экземпляра. Но поскольку здесь идет речь о сопроводительном документе, то он делается исключительно в бумажной версии. Его предстоит доставить по условленным адресам и собрать подписи.
Правила заполнения транспортной накладной 2022
В 2022 форма транспортной накладной заполняется в соответствии с обновленными Правилами перевозки грузов:
- Грузоотправитель должен заполнить в документе пункты 1-6 и 16 («Грузоотправитель», «Грузополучатель», «Наименование груза», «Сопроводительные документы на груз», «Указания грузоотправителя», «Прием груза», «Дата составления, подписи сторон»).
- Грузоперевозчик должен определить (по согласованию с отправителем) условия транспортировки. Он заполняет (в своей части) пункты 8-11, 13, 15, 16 ТН («Условия перевозки», «Информация о принятии заказа к исполнению», «Перевозчик», «Транспортное средство», «Прочие условия», «Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы», «Дата составления, подписи сторон»).
При транспортировке опасных грузов или при использовании крупногабаритного или тяжеловесного транспорта в пункте 13 при необходимости указываются сведения о маршруте следования, а также о номере, дате и сроке действия специального разрешения.
- Водитель подписывает транспортную накладную в пунктах 6 и 7 («Прием груза», «Сдача груза»), заполняет пункт 15 («Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы» — здесь указывается размер провозной платы), при необходимости — пункт 12 («Оговорки и замечания перевозчика» — здесь приводятся замечания о фактическом состоянии груза, тары, упаковки, маркировки, опломбирования — при сдаче груза, изменении условий перевозки — при выгрузке). В пути водитель по мере необходимости вправе делать отметки об изменении условий транспортировки (пункт 12) и переадресовке (пункт 14 «Переадресовка»).
- Грузополучатель заполняет в транспортной накладной пункт 7 («Сдача груза»).
- В пункте 5 («Указания грузоотправителя») приводится объявленная отправителем ценность груза. Она не должна быть больше его действительной стоимости.
- Отсутствие записи в бланке накладной на перевозку груза подтверждается прочерком. Пустых полей в документе быть не должно.
- При отсутствии записей в пункте 8 применяются общие условия по Правилам перевозки грузов и Федеральному закону «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
- Транспортная накладная составляется в трех экземплярах: для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика. Все экземпляры являются оригиналами.
- Транспортная накладная подписывается грузоотправителем и перевозчиком или их уполномоченными лицами. Исправления заверяются этими же подписями.
- В бланк накладной на перевозку груза включается информация обо всех партиях груза, перевозимых в одном транспорте.
- Если задействовано несколько автомобилей, количество экземпляров транспортной накладной должно быть соответствовать их количеству: на каждый автомобиль — три ТН.
Кроме унифицированного бланка, где наглядно видна структурированность, имеется специальная инструкция о порядке расчетов за перевозку от 83 года. Последняя редакция пришлась на 1997 год. Она точно описывает инструктаж заполнения в пошаговом режиме. Всего здесь предполагается 16 блоков-правил со своим количеством граф и абзацев на тему корректного документального оформления.
С начала 11 года (Федеральный закон 402) формат такой учетной «первички» утверждается экономическим субъектом. Однако, в нем должны присутствовать все необходимые реквизиты (расписанные в том же ФЗ). Поэтому теперь унифицированные общероссийские формы можно и не применять, а разрабатывать свои с требующимися пунктами. Но для избежания ошибок хороша и готовая основа для заполнения. Главное, что работает единое для всех ситуаций правило: составлять накладную надо при свершении факта хозяйственной жизни, а если это невозможно — непосредственно по его окончании. В целом понимать структурное расположение блоков нужно всем фигурантам. Надо учесть также, как правильно заполнять и подписывать ТТН водителю.
Договоры в транзитной сделке
Договорное оформление «транзита» у торговой компании выглядит следующим образом:
- Договор купли-продажи с начальным продавцом. Условия такого договора закрепляют обязанность торговой компании купить у продавца и оплатить товар и обязанность продавца отгрузить товар тому (или туда), кому укажет торговая компания. Отметим, что договор этот «независимый» и будет действовать, даже если что-то не срастется с дальнейшими этапами сделки.
- Договор купли-продажи с покупателем. По этому документу торговая компания обязуется поставить покупателю товар, а покупатель его принять и оплатить. Исполнение этого договора также не зависит от того, какая ситуация складывается по остальным. Фактически, покупателя в данном случае не должно волновать, где его продавец возьмет товар и как его доставит.
- Договор с перевозчиком. Этот договор может быть, а может не быть. Зависит от того, что прописано в двух предыдущих договорах. Например, поставщик может согласиться сам организовать доставку своего товара по адресу, указанному компанией, с которой у него заключен договор. Или покупатель приобретет товар на условиях самовывоза от первого продавца. Но на практике чаще всего договаривается с перевозчиком и организует перевозку торговая компания, являющаяся «центром» транзитной сделки. Этот вариант, с отдельным договором с перевозчиком, мы и будет далее разбирать.
Как оформлять документы при транзитной доставке товара
У торговых организаций в соответствии со ст. 320 НК РФ к прямым расходам относятся покупная стоимость товара и расходы по доставке товара до склада получателя, если доставка не включена в цену приобретения товаров. В данной статье речь идет о доставке товара на склад получателя-налогоплательщика, т.е. торговой организации. При обычных операциях все расходы по доставке покупателю приобретенного торговой организацией товара признаются косвенными и полностью принимаются в периоде их возникновения.
Необходимо обратить внимание, что Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ в ст. 320 НК РФ внесены изменения, согласно которым организации вправе включать в стоимость приобретения товаров любые расходы, связанные с их приобретением, в частности стоимость доставки. Порядок формирования стоимости приобретения товаров определяется организациями в учетной политике для целей налогообложения и применяется в течение не менее двух налоговых периодов. Статью 320 НК РФ в новой редакции предписано применять с 1 января 2005 г. В случае изменения налогового законодательства изменения учетной политики считаются допустимыми и в середине налогового периода (но не ранее чем с момента вступления их в силу). Однако сделать это можно и с нового налогового периода (с 2006 г.).
Поскольку организация производит реализацию товаров транзитом, без их поступления на собственный склад, расходы по оплате услуг транспортной организации и в бухгалтерском, и в налоговом учете могут рассматриваться как расходы, связанные не с приобретением, а с продажей товара. Поэтому, по нашему мнению, при транзитной торговле организация может полностью признать транспортные расходы на доставку товаров от склада первого поставщика до склада покупателя косвенными.
У торговой организации могут возникнуть расходы в виде потерь, связанных с повреждением или полным уничтожением товара во время его доставки от поставщика покупателю. Может ли она признать такие расходы в налоговом учете? Все зависит от условий договора и момента перехода права собственности. Если собственником товара во время доставки является торговая организация, то риск случайной гибели и повреждения товара будет нести она. И если в дороге с товаром что-то произойдет, в целях налогообложения прибыли такие потери будут для торговой организации внереализационными расходами (пп. 5 и 6 п. 2 ст. 265 НК РФ).
Т.Панченко
Аудитор
РЕАЛИЗАЦИЯ ТОВАРОВ ТРАНЗИТОМ
Организации оптовой торговли могут продавать товары «с колес», не завозя их на собственный склад. Такой способ продажи, чаще именуемый транзитным, очень удобен, так как позволяет значительно сократить затраты продавца в случае, когда у него на еще не приобретенный товар уже имеется свой покупатель. Вместе с тем, реализация товаров транзитом имеет свою специфику, влияющую на порядок оформления договорных отношений сторон и первичных документов, а также на отражение этих операций в бухгалтерском и налоговом учете продавца.
Главной особенностью такого способа продажи товаров выступает тот факт, что у организации торговли (далее — транзитный продавец) момент приобретения товара и момент его продажи своему покупателю совпадают во времени. В силу того, что при реализации товаров транзитом продавец выступает, по сути, связующим звеном между поставщиком товара и его конечным покупателем, довольно часто транзитную продажу приравнивают к сделке, совершенной в рамках посреднического договора. Однако такое мнение является ошибочным и ведет к неправильному отражению операций в бухгалтерском учете, и соответственно, к неправильному исчислению налогов. Напомним, что гражданско-правовые основы посреднических договоров, которые могут использоваться торговыми фирмами с целью продажи своих товаров, урегулированы нормами глав 49 «Поручение», 51 «Комиссия» и 52 «Агентирование» ГК РФ. В соответствии с указанными главами ГК РФ, при реализации товаров в рамках посреднического договора (поручения, комиссии или агентского) посредник может выступать либо от своего имени, либо от имени собственника товаров, но действует всегда в его интересах и за его счет.
Торгуем транзитом импортными товарами
Торговля транзитом — один из способов торговли, при котором приобретенные товары не поступают на склад оптовой организации, а отгружаются сразу со склада поставщика покупателю этой оптовой организации. Рассмотрим на примере конкретной ситуации, каким образом оптовой организации-импортеру правильно заполнить документы — определенные графы CMR-накладной, а также накладную в адрес конечного покупателя.
Ситуация
ООО «Альфа» (Республика Беларусь, г. Минск, ул. Макарова, 18) приобретает по договору поставки N 87/96 от 28.05.2018 у ООО «Гамма» (Россия, г. Смоленск, ул. Ленинская, 2) товар А (производство РФ) в количестве 1000 шт. стоимостью 2000,00 рос.руб. за единицу. Товар в Республике Беларусь сертификации не подлежит.
Указанный товар в полном объеме ООО «Альфа» реализовало по договору поставки N 97 от 29.05.2018 конечному покупателю — ООО «Сигма» (Республика Беларусь, г. Гомель, ул. Свободная, 10) по цене 108,00 бел.руб./ед. (в т.ч. НДС — 18,00 бел.руб.).
Согласно договору поставки N 87/96 от 28.05.2018 ООО «Гамма» доставляет товар на склад ООО «Сигма» минуя склад ООО «Альфа». В свою очередь, договором поставки N 97 от 29.05.2018 установлено, что ООО «Альфа» передает товар ООО «Сигма» на складе последнего. В адрес ООО «Сигма» товар доставлен 06.06.2018.
Учетной политикой ООО «Альфа» определено, что при транзитной торговле ввозимым из-за пределов республики товаром последний принимается к учету на дату его фактического получения покупателем.
Заполнение соответствующих граф CMR-накладной у получателя груза
В графе CMR-накладной, предназначенной для удостоверения факта получения груза, по нашему мнению, должно расписаться уполномоченное на то лицо ООО «Альфа» — грузополучателя по договору международной грузоперевозки.
Нормы гражданского законодательства
Правоотношения при торговле транзитом регулируются общими правилами § 3 «Поставка товаров» гл. 30 ГК РФ (не путать с договорами, заключаемыми в рамках посреднических сделок, которые регламентируются гл. 49 «Поручение», 51 «Комиссия» и 52 «Агентирование» ГК РФ). Основным их отличием является то, что отношения, регулируемые гл. 49, 51, 52 ГК РФ, реализуются в рамках одного договора (договора поручения, агентского либо договора комиссии), в то время как при транзитном товарообороте заключается два отдельных договора поставки. Конечный покупатель, как правило, не имеет партнерских отношений с поставщиком товаров. При этом оптовик (перепродавец) согласно п. 2 ст. 509 ГК РФ имеет право давать поставщику указания об отгрузке (передаче) товаров сразу конечным получателям. Отметим, что такая схема довольно выгодна для оптовых продавцов: они избегают дополнительных расходов, связанных с организацией работы склада, кроме того, приобретая товар, они уже имеют покупателя, то есть не происходит затаривания товарами, средства из оборота изымаются ненадолго.
Право собственности у приобретателя товара по договору купли-продажи возникает с момента его передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. Данная норма установлена п. 1 ст. 223 ГК РФ. Однако в отношении транзитной торговли она не совсем корректна. Поясним: так как транзитная торговля осуществляется в рамках двух отдельных договоров купли-продажи, право собственности на товар по ним последовательно переходит от поставщика оптовому продавцу, а затем от последнего — конечному покупателю. На практике нередко товары передаются поставщиком перевозчику, доставляющему их конечному покупателю, либо непосредственно конечному покупателю. То есть, если договором поставки не определен момент перехода права собственности среди участников сделки, возникает некая неопределенность в его установлении. Поэтому при заключении договоров купли-продажи на это следует обратить внимание. Существует несколько возможных вариантов:
- право собственности на товар переходит к оптовому покупателю в момент отгрузки товара со склада поставщика, а к третьему лицу (конечному покупателю товаров) — в момент поступления товара на его склад;
- право собственности на товар переходит к оптовому покупателю в момент отгрузки товара со склада поставщика (например, присутствует представитель оптовой компании) и тут же передается конечному покупателю (через перевозчика или представителя третьего лица — конечного покупателя).
В договорах поставки важно прописать, кто, кого и в какие сроки извещает о движении товара.
Несмотря на то что товар отгружается поставщиком сразу конечному покупателю, обязанность по оплате товаров поставщику закреплена за оптовым продавцом (с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки) (п. 1 ст. 516 ГК РФ). То же относится и к обязанности торговой организации, осуществляющей транзитные сделки, поставлять товары конечному покупателю в определенном количестве (ст. 465 ГК РФ) и соответствующего качества (ст. 469 ГК РФ). То есть конечный покупатель в случае возникновения претензий будет обращаться именно к оптовику. Основание: ст. 308 ГК РФ, согласно которой обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).
Оформляем документы при транзитной доставке товара
Сегодня очень распространены сделки, в которых участвуют поставщик, оптовик и клиент, а товар доставляется транзитом от поставщика клиенту, минуя склад оптовика.
Но действующие формы первичных документов не приспособлены к подобным операциям, что порождает множество проблем для всех участников транзита.
Мы рассмотрели возможные варианты заполнения основных документов для случая, когда транзитные поставки не выходят за пределы РФ.
В сделке оптовой купли-продажи участвуют три стороны: поставщик, оптовик и конечный покупатель. Сама купля-продажа проходит в два этапа.
На первом этапе оптовик приобретает товар у поставщика, то есть право собственности переходит от поставщика к оптовику. На втором этапе оптовик продает товар покупателю, и право собственности переходит от оптовика к покупателю.
По сути два этапа – это две самостоятельные сделки, и на каждую нужно оформить свой комплект документов.
При этом нередко случается, что все участники находятся в разных городах или даже в разных регионах. Тогда товар чаще всего доставляется транзитом от поставщика к конечному покупателю, минуя склад оптовика. Соответственно, транспортировка оформляется единым документом.
В итоге получается, что операций по купле-продаже две, а операция по доставке одна. В связи с этим бухгалтеры часто путаются, как правильно заполнить «первичку» по транзитным операциям. Рассмотрим в отдельности каждый документ.
Товарно-транспортная накладная (ТТН)
Товарно-транспортная накладная (форма 1-Т) — документ, оформляемый при транспортировке груза автомобилями сторонней организации, когда предприятие пользуется услугами транспортной компании. В случае, когда предприятие доставляет свой груз на своем или арендованном транспорте, товарно-транспортную накладную заполнять не нужно, достаточно оформленной товарной накладной. Образец заполнения товарной накладной ТОРГ-12 можно посмотреть здесь. Типовая форма товарно-транспортной накладной — 1-Т, скачать бланк этой формы можно ниже.
«Погрузочно-разгрузочные операции» — отмечаются сведения о погрузке-разгрузке: силами кого осуществлялись эти операции (транспортной компании, получатель, отправитель), каким образом происходила разгрузка-погрузка и указывается время начала и окончания данных операций.
ТТН — это что? Как правильно заполнить ТТН? Образец заполнения ТТН
Таблица «Погрузочно-разгрузочные работы» во время погрузки и разгрузки товара должна включать в себя отметки об исполнителе, типе проведенной операции, ответственном лице, выбранном способе проведения процедур, а также времени их выполнения. Нижние строки должны заполняться отделом бухгалтерии перевозчика, так как именно на основании указанной здесь информации будет насчитываться зарплата водителю.
В графе «Плательщик», которым чаще всего становится отправитель товара, нужно в обязательном порядке указать его банковские реквизиты. В товарном разделе указывают любую имеющуюся информацию о партии груза. Количество, цена, наименование, а также общая сумма в ТТН в большинстве случаев дублируется потом также и в стандартных товарных накладных. По этой причине у сторон нет возможности оформлять дополнительные товарные накладные, если изначально все сведения заполнялись в ТТН, и не нужно будет также отдельно выделять НДС.
Требования к заполнению
Транспортная накладная на перевозку груза оформляется согласно Правилам, утверждённым правительством РФ от 15.04.2011 г. № 272, с учётом внесённых изменений от 12.12. 2017 г. № 1529, в трёх экземплярах (по одному на каждого участника сделки). Все три варианта являются оригиналами и должны быть заверены печатями, а также подписаны ответственными лицами, представляющими грузоотправителя и перевозчика. Документ оформляется грузоотправителем, если в договоре не прописано выполнить эту обязанность другими лицами, например, перевозчиком. В случае, когда товар отгружает филиал организации, в графе реквизитов грузоотправителя документа всё равно указываются данные головного предприятия.
Необходимое количество экземпляров ТН зависит от числа транспортных средств, которые будут перевозить груз. Одна накладная используется только тогда, когда несколько партий груза отправляются автомобильным транспортным средством от одного поставщика к одному получателю. При сборных транспортировках, где комплект груза следует в одном направлении, но предназначается разным покупателям, оформляются несколько накладных на каждую партию. Транспортные накладные на трансфер груза автотранспортом в обязательном порядке должны содержать следующую информацию:
- данные всех участников сделки;
- сведения о грузе;
- данные о транспортном средстве;
- стоимость грузоперевозки;
- перечень сопроводительных документов.
Все пункты накладной должны быть заполнены, а если данные для внесения в любой из разделов отсутствуют, то ставится прочерк. Исправления в обязательном порядке заверяются отправителем и перевозчиком (или их представителями), о чём гласят Правила.
Правила заполнения ТН для грузополучателя
Получатель груза заполняет малую часть накладной, а именно раздел 7, касающийся приёма товара. В раздел вносится информация о том, :
- когда транспорт прибыл на склад разгрузки и когда покинул его;
- в каком состоянии прибыл груз, есть ли недочёты;
- какая масса груза;
- какое количество грузовых мест он занимает.