Инвентаризация источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инвентаризация источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно Федеральному закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», передвижной источник загрязнения окружающей среды – это транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником загрязнения окружающей среды. Под стационарным источником понимается источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника. Таким образом, данные понятия не являются напрямую противоположными друг другу, поскольку передвижной источник – это не любой «нестационарный» источник, а только транспортное средство.
Организованные и не организованные источники загрязнения атмосферы
Итак, классификация по местоположению понятна, перейдем теперь к следующей ступени – разделение ИЗА по характеристикам, здесь у нас две позиции – организованные и неорганизованные.
Организованный ИЗА тот, у кого выброс газовоздушной смеси (ГВС) осуществляется принудительно с определенными параметрами – объемом и скоростью потока через выходное отверстие (чаще всего устье трубы вытяжной вентиляции).
Неорганизованный ИЗА этими параметрами не обладает, поток ГВС идет свободно, его объем и скорость не являются константой (скажем так – куда ветер подует, туда и полетят все наши ЗВ), чаще всего это как раз открытые стоянки автотранспорта, открытые очистные, неплотности оборудования, расположенного на открытом воздухе, склады сыпучих материалов и тому подобное.
Кстати, довольно часто задают такой вопрос – у нас в помещении только неорганизованный ИЗА (обычно окно, поскольку зимой с открытой дверью не слишком то посидишь), а технология пылящая, выброс большой, что делать?
Здесь ответов может быть два, кому что нравится по стоимости и сложности исполнения – приобрести обычный промышленный пылесос (что предпочтительнее), либо …попросту вставить в окно вентилятор. Да-да, таким образом вы превращаете ваш неорганизованный ИЗА в организованный, у ГВС появляются динамические характеристики, которые вы можете свободно контролировать (конечно, заранее просчитав кубатуру помещения и определив необходимую мощность вентилятора).
Требования к инвентаризации ИЗА
Ну что же, разберемся в требованиях и наставлениях Приказа МПР № 352. «Инвентаризация выбросов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее — хозяйствующие субъекты), осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее — источники загрязнения атмосферного воздуха, ИЗАВ, выбросы и загрязняющие вещества, ЗВ)».
Первый же вопрос, который задают ну практически все – а с передвижными что делать, в приказе-то их нет?
Нет, в приказе нет. Но если Вам, как мы говорили выше, предстоит экспертиза этих материалов в Роспотребнадзоре, то передвижные стоит учесть, иначе не видать вам положительного заключения, это по практическому опыту известно. Да, разночтения, да, возникает дилемма, да, стоимость разработки (а это весьма немаловажный фактор в сложившихся экономических условиях!) может увеличиться. Зато при появлении официальных изменений в Порядке инвентаризации (а они будут, раз в законе уже это прописано, сами понимаете, это только дело времени), вы уже будете застрахованы от того, что не учли передвижные.
Да и что вам важнее – нормально пройти согласование и получить нужные документы или упираться в приказ, да еще в тот, где планируются изменения?
Будут ли выбросы от передвижных ИЗА учитываться в декларации НВОС – неизвестно, а вот оценить влияние предприятия на атмосферный воздух логично от всей совокупности ИЗА, как стационарных, так и передвижных, они ведь, как ни крути, влияние на него имеют, причем далеко не всегда им можно пренебречь (мы не говорим о 2-3 легковушках на балансе небольшого офиса). Выбор, конечно, за вами, но в старом мультфильме «Козленок, который умел считать до десяти» все на бедного козленка обижались, что он их сосчитал, а в итоге этот подсчет спас всем жизнь, так-то вот…
Далее, конечно, последует официальная часть – руководство предприятие должно издать приказ об инвентаризации, установить ее сроки и назначить ответственного, чтобы было с кого спросить, иначе никак, сами понимаете.
После этого вся головная боль по этому вопросу переходит на ответственного – самим делать или нанимать профессионалов-экологов, если самим – то достаточна ли квалификация собственных специалистов, если нанимать – то кого выбрать, поскольку рекламы в сети на проведение этих работ пруд-пруди.
Здесь мы можем посоветовать либо старое доброе «сарафанное радио» (знакомые, кто сталкивался с подобной проблемой, у производственников всегда найдутся, поэтому они могут сказать что-то дельное), либо проводить конкурсы/тендеры/собеседования, выбирая оптимальное соотношение опыта/цены/репутации.
Нумерация передвижных ИЗАВ
Условия нумерации указаны в п.15 Порядка:
- Передвижные ИЗАВ нумеруются отдельно;
- При нумерации передвижных ИЗАВ используется индекс «п»;
- Нумерация передвижных ИЗАВ начинается с № 0001п и ведется в возрастающей последовательности;
- При нумерации передвижных ИЗАВ вместе с индексом «п» могут быть использованы дополнительные индексы, указывающие на вид передвижных ИЗАВ, с расшифровкой значений;
- Допускается нумерация стоянок и иных мест и сооружений, где эксплуатируются (функционируют) передвижные ИЗАВ, в порядке, предусмотренном настоящим пунктом для стационарных ИЗАВ (это позволяет все стоянки нумеровать в одном стиле).
Подробное описание услуги
Организации, осуществляющие деятельность с использованием стационарных источников выбросов проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в воздух. На основании полученных в ходе инвентаризации данных готовится отчет по инвентаризации источников выбросов. Документ хранится в организации. В случае проведения проверки документ может проверить инспектор надзорного органа.
Сама по себе инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (инвентаризация выбросов) представляет собой систематизацию сведений о распределении источников загрязнения на территории предприятия, о количестве и составе выбросов.
- ЗВ – загрязняющие вещества
- ИЗА – источник загрязнения атмосферы
- ГОУ – газоочистная установка (установка очистки газов)
Штрафы и санкции за нарушение законодательства
В соответствии с Федеральным законом №96 «Об охране атмосферного воздуха» и Кодексом административных правонарушений
Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха
Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации
В соответствии с КОАП РФ ОТ 30.12.2001 №195-ФЗ, ГЛАВА 8:
Статья 8.5.Сокрытие или искажение экологической информации
Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа
- на граждан в размере от 500 до 1 000 рублей;
- на должностных лиц — от 3 000 до 6 000 рублей;
- на юридических лиц — от 20 000 до 80 000 рублей.
Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха
1. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа
- от 2 000 до 2 500 рублей;
- на должностных лиц — от 40 000 до 50 000 рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, —от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- на юридических лиц — от 180 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
1. В Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» [1] впервые (в сравнении с ранее действовавшим Законом «Об охране атмосферного воздуха») введена статья, касающаяся инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
КонсультантПлюс: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ имеет название «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 22 «Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников» этого ФЗ и ст. 121 ФЗ N 122-ФЗ от 22.08.04 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:
«Юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды» (в настоящее время — Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, далее — Ростехнадзор).
Инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферу (в дальнейшем — «инвентаризацию») проводят все действующие предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу.
Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу является систематизацией сведений о распределении источников выбросов на территории, количестве и составе выбросов [5].
Инвентаризация является основой для ведения всей воздухоохранной деятельности. Основной целью инвентаризации является выявление и учет источников загрязнения атмосферы (ИЗА), определение количественных и качественных характеристик выбросов загрязняющих веществ для:
— подготовки исходных данных для нормирования выбросов и установления нормативов предельно допустимых и временно согласованных выбросов ЗВ в атмосферу (ПДВ и ВСВ) предприятий;
— подготовки исходных данных для оценки загрязнения атмосферы (в частности, в рамках расчетного мониторинга загрязнения атмосферы);
— контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов;
— ведения статистической отчетности о выбросах;
— контроля работы пылеулавливающих и газоочистных установок (ГОУ) и выработки рекомендаций по улучшению их эффективности;
— разработки и установления технических нормативов выбросов (ТНВ) вредных (загрязняющих) веществ для передвижных и стационарных источников выбросов от технологических процессов и оборудования;
— оценки экологичности используемых технологий;
— формирования компьютерной базы данных об ИЗА в разрезе предприятия, отрасли, города и региона.
2. При инвентаризации должны быть выявлены и учтены все возможные источники выделения и выброса ЗВ в атмосферу, которые постоянно или временно эксплуатируются или хранятся на производственной территории предприятия (в т.ч. и передвижные), а также вредные вещества, которые могут выделиться или образоваться при осуществлении всех процессов, предусмотренных технологическим регламентом производства.
Все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с [90] стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством.
Стационарные источники выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух подразделяются на два типа:
— источники с организованным выбросом;
— источники с неорганизованным выбросом.
Наиболее часто употребляется краткая форма данных терминов: «организованный источник» и «неорганизованный источник».
Под организованным выбросом понимается выброс, поступающий в атмосферу через специально сооруженные газоходы, воздуховоды и трубы; под неорганизованным выбросом понимается выброс, поступающий в атмосферу в виде ненаправленных потоков газа в результате нарушения герметичности оборудования, отсутствия или неудовлетворительной работы вентиляционных систем, местных отсосов в местах загрузки, выгрузки или хранения сырья, топлива, полупродуктов и продуктов и т.д.
3. Работы по инвентаризации можно подразделить на следующие основные этапы:
— изучение технологического регламента (карты техпроцесса) и составление перечня загрязняющих веществ, которые могут выделяться (образоваться) в ходе технологических процессов. При этом учитываются результаты инструментального и расчетного определения выбросов при предыдущей инвентаризации (для действующих объектов), данные проектной документации (для вновь вводимых в действие реконструируемых объектов) и действующие расчетные методики определения выделений (выбросов) в атмосферный воздух различными производствами;
— подготовка карты-схемы промплощадок предприятия, для которых проводится инвентаризация;
— кодификация и определение координат ИЗА.
Каждому источнику загрязнения атмосферы предприятия присваивается код-идентификатор (как правило, номер, N), который указывается на карте-схеме рядом с источником и служит в дальнейшем для идентификации этого ИЗА в пределах промплощадки предприятия (см. п. 13 раздела 1 настоящего Пособия).
Однако, при необходимости, для крупных предприятий с большим числом источников допускается независимая нумерация ИЗА структурных подразделений предприятия: площадок, цехов и т.д. В этом случае код (номер) ИЗА, указываемый на карте-схеме, может составляться из номеров структурных подразделений предприятия и номера источника внутри структурных подразделений (например, 1.1 — цех N 1, источник N 1);
— анализ результатов периодической (ежегодной) проверки технического состояния ГОУ с целью определения эффективности работы ее оборудования и степени очистки газа;
Примечание: В случаях, если фактические (среднеэксплуатационные) показатели работы оборудования ГОУ не соответствуют проектным или наладочным показателям более чем на 20%, перед началом инвентаризации должны быть выполнены операции технического обслуживания или ремонта.
— выбор методов определения количественных и качественных характеристик выделений и выбросов ЗВ в атмосферу;
— определение количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, включая геометрические характеристики ИЗА и параметры выбрасываемой газовоздушной смеси (ГВС);
— составление отчета по инвентаризации и его утверждение руководителем предприятия.
4. Ответственность за полноту и достоверность данных инвентаризации несет предприятие (в лице руководителя) [11].
Какие источники выбросов нужно учесть в инвентаризации
Примечание: ИЗАВ – источник загрязнения атмосферного воздуха
ЗВ – загрязняющие вещества
При проведении инвентаризации нужно учесть следующие источники:
- ИЗАВ, из которых вещества поступают в атмосферу через специальные устройства отвода выбросов: установки очистки газа (циклон), трубы (например, коаксиальная труба котельной), вентиляционные шахты, газоходы, трубы, вентиляционные шахты, газоходы, воздуховоды, факельные устройства (организованные источники выбросов);
- ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух в составе ненаправленных потоков газа, в том числе места загрузки, выгрузки или хранения сырья, материалов, продукции и иных веществ, негерметичности (неплотности) технологического оборудования, из которых вещества поступают в атмосферный воздух, размещенные на территории объекта ОНВ или в санитарно-защитной зоне отходы, имеющие непосредственный контакт с атмосферным воздухом, например, пылящие поверхности хвостохранилищ, карьеров (неорганизованные источники выбросов);
- ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух из установленного отверстия (точечные ИЗАВ, вид организованных);
- ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух по установленной линии значительной протяженности, например, аэрационные фонари цехов (линейные ИЗАВ);
- ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух с установленной ограниченной поверхности или площади (площадные ИЗАВ, вид неорганизованных).
Особенности инвентаризации источников загрязнения атмосферы
Итак, в типах ИЗА и их классификационных признаках мы, надеюсь, хотя бы худо-бедно разобрались, поэтому можно приступить к «основному блюду» — самой инвентаризации, поскольку теперь нам известно, что мы туда включаем и какие параметры необходимо учитывать.
Отметим отдельно, что если ранее имелась определенная периодичность проведения инвентаризации (5 лет), то на данный момент этот параметр не установлен законодательно.
Однако существует термин «корректировка инвентаризации», который предусматривает внесение в нее необходимых корректировок в случае каких-либо достаточно глобальных перемен в техпроцессах, ведущих как к количественному, так и качественному изменению выбросов ЗВ (как гласит пункт 3 статьи 22 № 96-ФЗ от 4 мая 1999 г.:
«Корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляется в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обнаружения несоответствия между выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации, изменения требований к порядку проведения инвентаризации, а также в случаях, определенных правилами эксплуатации установок очистки газа».
Т.е. если вы решите перейти на новое оборудование/технологию, сменить сырье на более экологичное, оснастить процесс дополнительными ГОУ – вам необходимо скорректировать инвентаризацию, причем те ИЗА, что изменениям не подверглись, вы имеете полное право оставить как есть.
Инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу
ОБЩЕСТВО «ЗНАНИЕ» РСФСР Ленинградская организация ЛЕНИНГРАДСКИЙ ДОМ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ОХРАНЕ ПРИРОДЫ |
ИНСТРУКЦИЯ ПО ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ
Серия — Биотехнология, экология, защита окружающей среды, охрана труда |
Для чего в дальнейшем могут быть использованы данные инвентаризации?
По итогам проведения инвентаризации предприятие получает множественные данные:
- о перечне источников образования вредных веществ,
- их территориальном размещении на территории,
- его технологическое описание, режим работы,
- обоснование всех выбросов предприятия, подтверждённое как расчетным путем, так и на основании проведенных натурных исследований атмосферного воздуха.
Помимо разработки проекта ПДВ и получения разрешений на выбросы, результаты инвентаризации понадобятся предприятию:
- при составлении статистической отчетности по форме 2ТП,
- ведения журналов по охране атмосферного воздуха,
- разработки природоохранных мероприятий,
- при проведении мониторинга качества охраны окружающей среды.
Также по данным инвентаризации могут быть заполнены соответствующие разделы экологического паспорта предприятия и проведен расчет рассеивания для обоснования расчетных границ санитарно-защитной зоны предприятия (СЗЗ).
Также проведение инвентаризации может поспособствовать уменьшению экологических платежей предприятия, и главное – соблюдению природоохранного законодательства Российской Федерации.
Кому требуется проводить инвентаризацию?
Деятельность практически каждого производственного объекта приводит к ухудшению экологической обстановки: токсичные вещества поступают в атмосферу, приводят к нарушению естественного баланса. Для определения их количества, состава и степени опасности и должна проводиться инвентаризация – ее можно поручить штатному экологу, если он есть на предприятии. Если такой единицы в штате есть, руководство должно обратиться в стороннюю специализированную организацию для проведения такой процедуры.
Ст. 22 Закона № 96-ФЗ подтверждает, что систематизировать данные и определять количество должны юридические лица всех типов и индивидуальные предприниматели, если их деятельность связана с попаданием загрязняющих веществ (ЗВ) в воздух. В их числе не только промышленные объекты, но и различные мастерские, котельные, стоянки автомобилей и многие другие объекты.
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ОБЪЕКТОВ РАЗМЕЩЕНИЯ ОТХОДОВ
Инвентаризация мест размещения и накопления отходов на территории предприятий и организаций:
Обязательной процедурой для собственников отходов, владельцев различных объектов размещения отходов, лиц, применяющих отходы в качестве вторичного сырья, а также лиц, осуществляющих их транспортировку, является инвентаризация мест накопления отходов и прочих объектов.
- Образующиеся отходы и объекты их хранения (накопления) подлежат инвентаризации двумя способами: с помощью специалистов-экологов, которые могут совместить законодательные требования с возможными выгодами клиента, либо, при наличии на предприятии опытного и высококвалифицированного специалиста, инвентаризация выполяется индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом самостоятельно.
- Периодичность проведения инвентаризации различных объектов размещения отходов, а также их мест временного накопления — один раз в 5 лет или по мере необходимости.
- Инвентаризация различных объектов размещения сопровождается изучением проектных данных объекта, данных предыдущих обследований, проведением исследований на предмет соответствия между местом размещения и правилами безопасности и хранения отходов.
- В характеристике объекта, составленной на основе его инвентаризации, сообщаются основные сведения об организации-владельце (или сдающей объект в аренду) и делаются выводы о том, является ли объект пригодным для размещения отходов и временного их хранения.
Организованные и не организованные источники загрязнения атмосферы
Итак, классификация по местоположению понятна, перейдем теперь к следующей ступени – разделение ИЗА по характеристикам, здесь у нас две позиции – организованные и неорганизованные.
Организованный ИЗА
тот, у кого выброс газовоздушной смеси (ГВС) осуществляется принудительно с определенными параметрами – объемом и скоростью потока через выходное отверстие (чаще всего устье трубы вытяжной вентиляции).
Неорганизованный ИЗА
этими параметрами не обладает, поток ГВС идет свободно, его объем и скорость не являются константой (скажем так – куда ветер подует, туда и полетят все наши ЗВ), чаще всего это как раз открытые стоянки автотранспорта, открытые очистные, неплотности оборудования, расположенного на открытом воздухе, склады сыпучих материалов и тому подобное.
Кстати, довольно часто задают такой вопрос – у нас в помещении только неорганизованный ИЗА (обычно окно, поскольку зимой с открытой дверью не слишком то посидишь), а технология пылящая, выброс большой, что делать?
Здесь ответов может быть два, кому что нравится по стоимости и сложности исполнения – приобрести обычный промышленный пылесос (что предпочтительнее), либо …попросту вставить в окно вентилятор. Да-да, таким образом вы превращаете ваш неорганизованный ИЗА в организованный, у ГВС появляются динамические характеристики, которые вы можете свободно контролировать (конечно, заранее просчитав кубатуру помещения и определив необходимую мощность вентилятора).