Когда назначается штраф за езду по обочине в 2022 и 2023 году?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда назначается штраф за езду по обочине в 2022 и 2023 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Отдельно стоит обратить внимание на еще одно нарушение правил дорожного движения, которое является разновидностью уже рассмотренной езды по обочине. Аналогичным способом избежать ожидания в создавшейся пробке является движение по обочине встречной полосы. Повторное подобное нарушение в течение одного календарного года станет основой для постановления об аннулировании водительского удостоверения сроком на 1 год.
Обочина — боковой отрезок дороги, который идет параллельно проезжей части. Она обозначается разметкой (сплошная или прерывистая линия) или выделяется иным видом покрытия.
Согласно правилам дорожного движения, водитель не имеет права выезжать на обочину (п.9.9 ПДД). На этом элементе дороги предусмотрена только временная остановка или стоянка.
В целях объезда пробок, разворота или обгона впереди едущих транспортных средств водители нередко выезжают за пределы проезжей части, создавая при этом аварийные ситуации и еще большие заторы на дорогах. ГИБДД на основании ПДД и КОАП РФ привлекает таких автолюбителей к административной ответственности. Какой действует штраф за обгон по обочине, а также за выезд на этот элемент дороги?
Кому разрешено движение по обочине
Движение по обочине запрещено не всегда. Езда разрешена, если:
- водителю нужно загрузить или разгрузить автомобиль (при условии, что иного подъезда к месту нет);
- на дороге авария, объехать которую можно только по обочине;
- нужно развернуться, когда недостаточно места для совершения маневра (только вне перекрестка);
- водитель хочет остановиться или припарковаться на обочине.
Обратите внимание, что все перечисленные случаи являются вынужденными.
Также движение автомобиля по обочине разрешено для:
- коммерческих транспортных средств;
- авто, принадлежащих коммунальным службам;
- транспортным средствам, которые принадлежат МЧС, скорой помощи, ГИБДД и другим экстренным службам.
Кроме того, передвигаться по обочине могут велосипедисты, пешеходы, повозки с верховыми и вьючными животными, водители мопедов, сигвеев, самокатов и гироскутеров.
Штраф за езду по обочине в Москве и Московской области
В соответствии со ст. 32.2, ч. 1.3 КоАП РФ взыскание штрафа может быть осуществлено в половинном объеме, если правонарушитель заплатит штраф в течение 20 дней с момента наложения штрафной санкции. Но данное послабление не касается уплаты штрафа за рецидив правонарушения.
Итак, из этого пункта можно сделать следующие выводы:
- В большинстве случаев движение автомобилей по обочинам запрещено.
- Есть несколько исключений, рассмотренных в других пунктах правил. Часть этих пунктов приведена в этой статье ранее (для велосипедистов, мопедов и гужевого транспорта), часть будет рассмотрена ниже.
- По обочинам могут ездить транспортные средства коммунальных служб и дорожно-эксплуатационных служб, т.е. автомобили, занимающиеся обслуживанием и уборкой дорог.
- По обочинам могут ездить автомобили, подвозящие грузы к объектам, расположенным непосредственно у обочин.
Нарушители Правил дорожного движения попадают под действие «Кодекса об административных правонарушениях» от 30.12.2001 №195-ФЗ. В частности случай с движением автотранспорта по обочине статьей 12.15 пункт 1 КоАП РФ предусмотрен штраф в размере 1500 рублей.
Производить езду на велосипеде по краю проезжей части могут только лица, достигшие 14 летнего возраста, в противном случае необходимо осуществить ход пешком, направляя транспортное средство руками.
Кто имеет право заезжать на обочину?
Разъяснения относительно того, когда можно ехать по краю дороги, дает п.9.9 ПДД. Такое движение разрешено транспортным средствам дорожно-ремонтных и коммунальных служб, а также машинам, которым необходимо подъехать к магазину для разгрузки товара (при условии, что другой возможности для этого не предусмотрено). Ничто при этом не должно угрожать безопасности других участников движения и пешеходов.
Кроме того, не запрещена правилами остановка или стоянка автомобиля на краю дороги, примыкающему к проезжей части. В ряде случаев, водители, которым пришел штраф на основании снимка, сделанного камерой на трассе, именно так пытаются оправдать свое движение по обочине – перед остановкой или стоянкой. Но, т. к. камер на МКАДе установлено достаточно много, такие аргументы не всегда срабатывают. Остановиться на левой обочине можно лишь в том случае, когда на дороге имеется только одна полоса и эта полоса не разделена трамвайными путями.
Дополнительные нарушения
Если водитель прибег к недопустимой езде на обочине, то это влечет и другие провинности:
Какое нарушение | Ответственность |
Не включение поворотников | Ч. 1 ст. 12.14 КоАП РФ — штраф 500 руб. |
Не соблюдение дорожной разметки/знака | Ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ — штраф 500 руб. |
Не предоставление преимущества пешеходу | Ст. 12.18 КоАП РФ – штраф до 2500 руб. |
Причинение вреда здоровью | Ст. 12.24 КоАП РФ – штраф от 2000 до 25000 руб. в зависимости от степени травм. |
Определение и назначение обочины
Согласно отечественному законодательству, обочина является элементом дороги, граничащим с проезжей частью и дистанцирующимся от нее специальной разметкой либо отличающимся своим покрытием: щебневым, гравиевым, травяным или песочным. Как правило, полоса движения и обочина находятся на одном уровне: именно этим обстоятельством и пользуются нерадивые водители, используя ее, как участок трассы.
Помимо экстренной остановки, никаких иных действий проезжающие автомобили совершать на ней не имеют права!
Причин такого запрета несколько, но главными из них являются следующие:
- Во-первых, въезд машины на обочину угрожает пешеходному и велосипедному движению;
- Во-вторых, совершив запретный манёвр, водитель должен попытаться затем вернуть автомашину обратно на проезжую часть, что чревато появлением дополнительных пробок и даже возникновением аварийной ситуации.
Штраф за выезд на обочину в 2021 году
Наказание за движение по обочине предусмотрено частью 1 статьи 12.15 КоАП:
1. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречном проезде, а также передвижение по обочине дороги или переход организованной транспортной или пешеходной колонны либо ее места в ней —
влечет наложение денежной административной санкции в размере одна тысяча пятьсот рублей.
То есть за движение по обочине водитель получит штраф в размере 1500 рублей. В этом случае штраф могут зафиксировать как сотрудники ГАИ, так и автоматические камеры.
Размер штрафа не зависит от региона, в котором было совершено нарушение. То есть вождение водителя на обочине МКАД в Москве и движение по грунтовой дороге в далекой деревне повлечет за собой такой же штраф — 1500 рублей.
Указанный штраф можно оплатить со скидкой 50%:
Какие штрафы я могу оплатить со скидкой?
В заключение хотелось бы отметить, что движение машины на обочине дороги во избежание пробок — довольно опасный маневр и представляет опасность для других участников дорожного движения (велосипедистов, водителей мопедов, пешеходов). А если водитель допустит вложение, ему грозит гораздо более суровое наказание за причинение вреда здоровью (до 15 лет лишения свободы). Так что не ездите по обочине.
Удачи на дорогах!
Ответственность за нарушение
Несмотря на все риски передвижения по краю дорожного полотна, штраф за это правонарушение сравнительно мал – в соответствии со статьей 12.15, п.1 КоАП РФ он составляет всего 1500 рублей. К тому же на отдаленных от города участках это никто не контролирует, поэтому данное нарушение настолько распространено. Более того, нарушение правила происходит даже при совершении парковки или обратном выезде на полосу. Этим часто пользуются инспекторы ГИБДД, чтобы выписать штраф. Ведь в идеале выезд на проезжую часть дороги должен быть моментальным – только тогда вы не нарушите правила, а это физически невозможно.
Сравнительно незначительная сумма штрафа объясняется легкостью его получения. В свою очередь, простота наложения взыскания объясняется стремлением уменьшить количество случаев выезда на обочину. А все потому, что таким образом часто провоцируются разного рода ДТП. Приведем несколько примеров:
- Неправильный обгон справа может привести к аварии по причине того, что вас могут не заметить и другой водитель не ожидает помехи справа.
- Из-за неоднородности дорожного покрытия машину может занести или развернуть. Вследствие потери контроля над авто можно вылететь за пределы дороги (в кювет) или на встречную полосу. И то и другое, скорее всего, приведет к столкновению.
- От езды по краю дороги поднимается пыль, из-под колес могут вылетать камешки, тем самым создавая помехи другим водителям.
- Реалии таковы, что на обочине может быть и яма, и большие камни, и даже поваленные деревья, не говоря уже об ограничительных бортах, которые так часто не замечают водители.
Определение обочины содержится в пункте 1.2 ПДД РФ. Здесь говорится, что такое название носит крайняя часть дороги, которая отличается от проезжей части покрытием. Дополнительно обочина может быть отделена разметкой.
Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам Москва; Санкт-Петербург; Бесплатный звонок для всей России.
По обочине нетерпеливые водители стремятся объезжать пробки. В результате создается опасность для лиц, которые имеют право использовать эту часть дороги. Такая возможность присутствует у пешеходов и велосипедистов. Запрет на движение по обочине накладывается пунктом 9.9 ПДД РФ.
В пункте 11.2 ПДД РФ говорится, что обгон не допустим, если действие приведёт к созданию опасности и помех для иных участников движения. Человек обязан вернуться на ранее занимаемую полосу. Выезд на обочину допустим лишь для остановки и стоянки. Такая норма отражена в пункте 12.1 ПДД РФ.
Когда назначается штраф за езду по обочине?
Обычно боковая часть дороги используется для остановки. Водитель не имеет права двигаться по краям проезжей части или обгонять другие автомобили по обочине. Запрет накладывает часть 1 статьи 12.15 КоАП РФ. Если лицо двигалось по попутной обочине, в 2021 году с него взыщут штраф в размере 1500 руб.
Ответственность может быть более суровой. Ее фиксирует часть 4 вышеуказанной статьи. Допустимо повышение размера штрафа за езду по обочине или лишение прав на срок до 6 месяцев. Наказание применяется, если совершены действия, отраженные в пункте 8 Постановления Пленума ВС РФ №18 от 24 октября 2006 года.
Езда по обочине противоположной стороны дороги приравнивается к движению по встречной полосе. Прав лишат, если произошло пересечение сплошной разметки. Причем она может отделять как встречную полосу, так и саму обочину. Нарушение классифицируют по п. 4. ст. 12.15 КоАП РФ.
Штраф за езду по обочине на трассе
Проезд по правой обочине трассы трактуется, как нарушение правил маневрирования. Наказание накладывается в соответствии с нормами пункта 1 статьи 12.15 КоАП РФ. Лицо обязано заплатить штраф в размере 1500 руб.
Езда по левой обочине на трассе в нарушение разметки в 2021 году карается более серьёзно. В дополнение к нарушениям правил маневрирования вменяется движение по встречной полосе. Нормы, касающиеся выезда на встречку через сплошную полосу, регламентирует пункт 4 статьи 12.15 КоАП РФ. За нарушение налагается штраф в размере 5000 руб или выполняется лишение водительских прав на срок до 4-6 месяцев.
Если нарушение допущено повторно, в действие вступает пункт 5 статьи 12.15 КоАП РФ. В этом случае гражданина лишат водительских прав на срок до 1 года. Однако если происшествие на трассе было зафиксировано в автоматическом режиме, удостоверение не заберут. На нарушителя будет наложен штраф в размере 5000 руб.
Пункт 3 статьи 12.15 КоАП РФ снижает денежное взыскание за езду по левой обочине трассы до 1000-1500 руб, если выполняется объезд препятствия. Однако в 2021 году подобная норма не распространяется на лиц, решивших подобным образом избежать ожидания в пробке. В соответствии с пунктами 1.2 ПДД РФ, затор на дороге препятствием не признается.
Противоречия законодательства
КоАП содержит подробное описание о том, как накладывается штраф и в какой последовательности осуществляются действия работников ГИБДД. Но технические моменты самого правонарушения проработаны плохо, что вносит в общение с сотрудниками дорожной инспекции много противоречий.
Но после введения системы штрафования водителей за езду по обочине многие сотрудники ГИБДД пытаются всеми силами подогнать под этот пункт и тех владельцев авто, которые просто припарковались на придорожной территории. Процедура выглядит примерно следующим образом:
- Владелец машины паркуется на обочине в отведенном для парковки месте.
- Выезжая с парковочного места на дорогу, он встречается с работником дорожной инспекции.
- Инспектор вполне законно останавливает транспортное средство и констатирует нарушение ПДД.
- Составляется протокол на немаленькую сумму.
- Итог – парадокс: парковаться на обочине можно, а двигаться — законодательство запрещает!
Не всегда дело доходит до абсурда, описанного выше, и многие работники ГИБДД понимают противоречивость ПДД. Но доказать свою правоту водителю при вынесении постановления бывает весьма затруднительно.
Причиной введения системы административных штрафов за передвижение по обочинам послужило обострение ситуации на дорогах больших городов. Машины, съезжающие с проезжей части на обочину, создают обстановку с высокой аварийной вероятностью.
Пример 1: Антон решил обогнать пробку по обочине. Но впереди, через 200 метров, стоял экипаж ГИБДД, который и остановил Антона. На него составили протокол и выписали штраф на 1500 рублей.
Почему не стоит выезжать на обочину
Не нужно забывать о водительской солидарности, ведь на дороге требуется относиться к автомобилистам так же, как к себе самому. При выезде на обочину для участников движения могут создаваться следующие проблемы:
- в воздух поднимается большое скопление пыли и грязи, которое затрудняет движение, загрязняет двигатели автомобилей. В жаркое время года водителям приходится запирать окна, чтобы не задохнуться;
- редко когда удаётся полностью объехать затор, приходится возвращаться на нормальную дорогу (если обочина закончится или проехать по ней будет нельзя). Попытка встроиться в ряд займёт кучу времени, а некоторые недовольные водители могут даже протаранить автомобиль со злости;
- из-за столба пыли ухудшается видимость, что повышает риск дорожно-транспортного происшествия;
- возникает опасность для пешеходов, велосипедистов, водителей мопедов, если эти участники движения пострадают, то автолюбителя ждёт уголовная ответственность и большие штрафы.
Если пункт ПДД был всё же нарушен, то не существует отягчающих обстоятельств, то есть штраф в указанном размере в любом случае придётся заплатить.
В каких случаях по обочине ехать можно
Движение по обочине для транспортных средств запрещено, особенно если она отмечена разделительными полосами. Выезд правомерен только для совершения остановки по правой стороне. При этом дорога может быть с одно- или двусторонним движением, но без трамвайных путей посередине.
Кому разрешено двигаться по обочине:
- Спецтехнике, ремонтирующей дорогу.
- Транспорту коммунальных служб.
- Грузовым машинам, обеспечивающим подвоз материала или товара на объекты, если других подъездов для них не предусмотрено.
- Велосипедистам старше 14 лет.
- Мопедам или двухколёсной технике со скоростью не больше 20 км/час.
- Гужевым повозкам, вьючным животным или лошадям с всадниками.
Передвижение велосипедистов по обочине
Велосипед является удобным и экологически комфортным ТС, благодаря которому можно довольно быстро доехать в конечный пункт или же просто прокатиться с коллегами за пределами населенного пункта. Для езды на двухколесном ТС возрастные ограничения отсутствуют, поэтому нередко на дорогах можно встретить подростков, крутящих педали. Единственной угрозой при встрече на таком ТС подростка является не знание им ПДД, что может привести к созданию аварийной обстановки и даже к ДТП.
На некоторых дорогах выделена специальная полоса для велосипедного движения. В таком варианте велосипедистам лучше ездить по выделенному ряду, так как выезжая на дорогу и маневрируя между быстро передвигающимся автомашинам, можно быть сбитым. Тут даже опытный собственник двухколесного ТС может очутиться в непредсказуемой ситуации. Передвигаясь по трассе, велосипедист является полноправным участником передвижения на дороге и обязан двигаться, придерживаясь правого ряда. Велосипедисту разрешается ездить по обочине, так как это не создает помеху пешим лицам и прочим участникам, двигающимся по краю шоссе.
Исключение, которое запрещает передвижение велосипедистов – это движение по автомагистралям. ПДД запрещается находиться на автомагистралях пешим лицам, велосипедистам, всадникам, а также прочим ТС, скорость которых не превышает 40 км/час, так как такое передвижение может создавать угрозу для их жизни.
Любое передвижение автотранспорта, не попадающего под разрешение ПДД, по обочине является нарушением. Рассмотрим типичные случаи:
- На трассе. Скоростные автотрассы имеют обозначение установленным дорожным знаком, согласно ПДД. Обочина вдоль такой проезжей части отделена сплошной линией. По ней запрещено не только передвигаться, но даже останавливаться.
Для остановки вдоль скоростных автотрасс изготавливают специальные площадки – «карманы». Только в исключительных случаях водитель может остановиться на обочине, когда ситуация связана с поломкой автомобиля, не позволяющей двигаться дальше.
Движение же по обочине категорически запрещено.
- Задним ходом. На обычной дороге, не отнесенной к скоростной и не обозначенной специальным знаком, обочина может быть использована для остановки – это не нарушает правил.
Но двигаться по ней, и тем более задним ходом, правилами запрещено. Такой маневр является опасным для пешеходов, велосипедов и мопедов, которые могут на ней находиться в случае отсутствия соответствующих мест, оборудованных для их передвижения.
Отметим, почему ПДД так категорично относится к езде по обочине:
- поскольку покрытие обочины не асфальтированное, то создается облако пыли, мешающее обзору другим участникам дорожного движения;
- создается опасность для людей, которые движутся по краю трассы;
- после объезда пробки по обочине и попытке перестроиться в свою полосу движения автомобили создают заторы, затрудняют движение другого транспорта и создают аварийную ситуацию.
Запрет выезда на обочину: обычные и исключительные обстоятельства
В законе указываются и случаи категорического запрета езды по обочине, и ситуации, когда выезд на обочину, даже последующее движение по ней допускаются. Стоит привести наглядные примеры нарушений, фиксирующихся при езде по обочине.
Ситуация первая. Водители выезжают на обочину дороги в черте города, чтобы подолгу не оставаться в пробке. Таким способом водитель объезжает место затора, после чего выезжает с обочины и пытается втиснуться в общий поток автотранспорта. В результате таких маневров может произойти столкновение с другими машинами, что приведет к образованию новой пробки.
Ситуация вторая. Поток машин, движущихся навстречу, не прекращается. Такая загруженность не позволяет совершать востребованные маневры по условиям ПДД. Водитель пытается обогнать медлительно движущееся ТС с правой стороны. Он совершает опасный маневр, выезжая на обочину. В данной ситуации он нарушает правила.
Такой маневр считается опасным, ведь обгоняемое ТС, стремясь избежать столкновений по касательной, почти приживается к разметке слева, что разделяет полотно дороги на полосы движения. Если погодные условия сложные (дорога оледенела или промокла), возможность столкнуться со встречным транспортом намного возрастает.
С другой стороны, водитель, пытающийся обогнать машину, движущуюся недостаточно быстро, выезжает на обочину. Но он не знает, какова ее ширина впереди, и может совершить съезд с дороги на большой скорости. А в черте города машина может:
- натолкнуться на препятствие;
- сбить человека, который двигается по обочине.
Так что оставить на обочине машину можно, такую стоянку правила допускают. Зато двигаться по обочине, чтобы обогнать другое авто, запрещено.