До 2023 года продлены сроки действия разрешений на строительство
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «До 2023 года продлены сроки действия разрешений на строительство». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если речь идет о необходимости продления разрешения на строительство, то подобные вопросы решаются органом, который ранее выдавал документ и уполномочен в решении подобных вопросов. Заявителем может быть приобретатель прав на строение либо на земельный участок, на котором предполагалось возведение объекта. В такой роли может выступать новый владелец лицензии, который получил разрешение на законное пользование недрами.
Какие документы нужны?
Для того чтобы продлить разрешение потребуется подготовить следующий пакет документов:
- заявление;
- подлинник разрешения на строительство;
- положительное заключение экспертов о возможности продления сроков ведущегося строительства;
- заключение об актуальном состоянии объекта.
Важно! Акт о ведении строительства выдается представителями комиссии районной администрации. Без этого документа продлить срок не получится.
Для подтверждения ведения работ понадобится обратиться в районную администрацию. После этого формируется комиссия, которая в назначенную дату приедет на объект. Если специалисты удостоверятся, что возведение здания движется, пусть и медленно, то будет выдан соответствующий акт.
Далее предоставляется бумага, подтверждающая право на внесение корректировки. Причины внесения изменений могут быть как продление срока строительства, так и другие. В зависимости от них застройщику понадобится подготовить документы. К примеру, могут потребоваться:
- постановление о разделении или объединении земельного участка;
- документы на внесение корректив в названии застройщика;
- распоряжение об изменении адреса постройки и др.
Сколько раз можно продлевать сроки.
Разрешительная документация на проведение комплекса строительных работ выдается на срок, предусмотренный рамками конкретного проекта. Если речь идет о возведении объектов ИЖС, то общепринятым значением считается 10 лет.
Предельного срока в части количества обращений застройщика с просьбой о продлении разрешения на строительство действующим законодательством не установлено. Решение о подобной возможности принимается специалистами уполномоченного органа, в роли которого чаще всего выступает комитет архитектуры или строительства. При рассмотрении дела к учету принимается большое количество факторов, в том числе объем проведенных работ и степень готовности объекта, наличие или отсутствие препятствий юридического или иного характера.
Отмена разрешения на строительство возможна только в исключительных случаях.
Как справедливо отмечено в Постановлении АС ПО от 20.05.2015 № Ф06-21841/2013, Ф06-22926/2015, Ф06-23424/2015 по делу № А55-15700/2014, ст. 48 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления[1] действительно предусматривает право органов местного самоуправления или должностных лиц местного самоуправления, принявших (издавших) соответствующий муниципальный правовой акт отменять либо приостанавливать муниципальные правовые акты. Вместе с тем из положений указанного закона в совокупности следует, что отменен или приостановлен органом местного самоуправления может быть не любой ненормативный акт, а лишь не соответствующий действующему законодательству (!).
Обязанность доказывать соответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличие у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу ст. 65 АПК РФ должен доказать заявитель (обратившееся в суд лицо).
Таким образом, закон не предоставляет органам местного самоуправления права по собственному усмотрению принимать и отменять ранее принятые документы. Этот вывод в полной мере распространяется и на случаи, связанные с выдачей и отменой разрешений на строительство.
В соответствии с ч. 21.1 ст. 51 ГрК РФ действие разрешения на строительство прекращается (на основании решения соответствующего органа) в случае:
- принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
- отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;
- расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
- прекращения права пользования недрами, если разрешение выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Судебная практика исходит из того, что по смыслу приведенной нормы, которая носит императивный (не допускающий выбора) характер, орган местного самоуправления, выдавший застройщику разрешение на строительство, вправе принять решение о прекращении действия (аннулировании, отмене) этого разрешения только при наличии хотя бы одного из перечисленных выше оснований. Перечень таких оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Следовательно, если постановление об отмене разрешения на строительство не содержит ссылок на ч. 21.1 ст. 51 ГрК РФ, действия администрации незаконны (при условии, что разрешение на строительство было выдано с соблюдением установленных требований). Такая позиция выражена, в частности, в определениях ВС РФ от 01.09.2016 № 306-КГ16-10277 по делу № А12-33006/2014, от 14.09.2015 № 306-КГ15-10973 по делу № А55-15700/2014, от 08.09.2015 № 306-КГ15-10973 по делу № А55-15700/2014 и т. д.
При этом не имеет значения довод администрации о том, что отмена разрешения на строительство связана с получением протеста прокуратуры. Например, в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 № 07АП-6957/2016 по делу № А45-27192/2015 отмечено: из оспариваемого постановления следует, что разрешение на строительство отменено в связи с протестом прокуратуры города. Иных оснований отмены или ссылок на конкретные нормы права в постановлении не указано. При таких обстоятельствах постановление об отмене разрешения на строительство является незаконным.
Выдача разрешения на строительство
Выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 5 и в пункте 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых выдача разрешений на строительство возложена на иные федеральные органы исполнительной власти.
Наименование государственной услуги
Выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 5 и в пункте 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых выдача разрешений на строительство возложена на иные федеральные органы исполнительной власти).
Правовые основания для предоставления государственной услуги
Предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии с:
а) Градостроительным кодексом Российской Федерации;
б) Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»;
в) Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
г) приказ Минстроя России от 19 февраля 2015 № 117/пр «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию»;
д) постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038 «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации»;
е) постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации»;
ж) постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2012 г. № 92 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства»
з) Приказ Минстроя России от 23 мая 2016 г. № 334/пр Об утверждении Административного регламента Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 5 и пункте 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых выдача разрешений на строительство возложена на иные федеральные органы исполнительной власти)
Категории потребителей государственной услуги
Потребителями могут выступать физические или юридические лица, выполняющие функции застройщика либо технического заказчика
Сроки оказания государственной услуги
– Общий срок предоставления государственной услуги включает срок межведомственного взаимодействия органов власти и организаций в процессе предоставления государственной услуги и не может превышать 5 рабочих дней;
– Срок предоставления государственной услуги исчисляется со дня, следующего за днем регистрации заявления о предоставлении государственной услуги.
Информация о платности оказания государственной услуги
Государственная услуга выполняется бесплатно.
Возможно продление срока действия разрешения на строительство?
Продление разрешения на строительство требуется при невозможности окончания работ согласно установленному графику. Право на продление сроков предусмотрено для объектов, возведение которых уже было начато. Решение о продлении принимает Отдел архитектуры и градостроительства района или населенного пункта.
Если допустимые сроки строительства подходят к концу, необходимо подать в Отдел архитектуры и градостроительства следующие документы.
- Заявление установленного образца с просьбой о продлении сроков.
- Паспорт собственника.
- Разрешение на строительство, выданное уполномоченным органом изначально.
- Акт, подтверждающий проведение строительных работ на целевом объекте.
- Доверенность, заверенная нотариусом (требуется при подаче документов уполномоченным лицом).
Для соблюдения регламента продления разрешения на строительство документы подаются не позднее 10 дней до истечения срока.
Уполномоченное лицо может отказать в продлении разрешения ввиду следующих причин.
- Продление разрешения на строительство просрочено (собственник подал заявку после окончания имеющегося разрешения).
- За время текущего разрешения строительство так и не было начато.
- Строительство признано незаконным.
- Собственником представлены некорректные документы.
Порядок получения разрешения на строительство строго регламентирован. При его соблюдении у компетентных органов не будет причин для отказа.
Продление истекающего разрешения возможно при соблюдении следующих условий.
- Подача документов в установленный законом срок.
- Отсутствие ошибок в бумагах.
- Наличие признаков строительной деятельности на объекте.
- Соблюдение строительных, экологических и прочих нормативов при проведении работ.
Какие риски могут возникать при покупке недостроя?
Кислов С.С., эксперт журнала
Организация рассматривает целесообразность приобретения объекта незавершенного строительства (не МКД) и земельного участка. Свидетельства о праве собственности на оба объекта у продавца есть.
Проблема в том, что «незавершенка» имеет невысокий процент готовности, а срок действия разрешения на строительство у организации истек.
Получив данный вопрос от читателя, мы решили «копнуть» чуть глубже. Подробнее о нюансах продления разрешения на строительство и внесения изменений в него, а также о рисках покупателя – в этом материале.
По общему правилу (если объект не является объектом долевого строительства) в соответствии с ч. 20 ст.
51 ГрК РФ срок действия разрешения на строительство может быть продлен органом, выдавшим разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за 60 дней до истечения срока действия такого разрешения.
В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления. Иными словами, для продления разрешения на строительство необходимо:
- подать заявление не менее чем за 60 дней до истечения срока действия ранее выданного разрешения;
- начать строительные работы до подачи такого заявления.
Причем правоприменительная практика исходит из того, что несоблюдение установленного срока подачи заявления не является основанием для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство. Соответственно, если строительство объекта начато в период действия разрешения на строительство и это разрешение не отменено и не признано недействительным (незаконным), уполномоченный орган не вправе отказать в продлении срока действия разрешения на строительство.
Указанный вывод справедлив при условии, что заявление подано с нарушением срока (менее чем за 60 дней), но до того как истек срок действия разрешения на строительство.
Если заявление подано после истечения срока действия разрешения на строительство, рассчитывать на его продление можно лишь в некоторых случаях. Суды считают законным отказ уполномоченного органа в продлении разрешения на строительство, поскольку закон (ч. 20 ст.
Тем не менее окончательная судьба фактически утратившего силу разрешения на строительство зависит от конкретных обстоятельств, важными среди которых являются следующие:
- период просрочки;
- степень готовности объекта.
Причина возврата дела на повторное рассмотрение
Получение разрешения на строительство означает, что имеющаяся у застройщика проектная документация соответствует градостроительному плану участка и дает ему право возводить на нем объекты недвижимости. Чтобы получить разрешение, необходимо собрать комплект документов, среди которых закон называет правоустанавливающие документы на землю (п. 1 ст. 7 ГрК РФ).
Нижестоящие суды в качестве таких документов указали зарегистрированные в регпалате договор аренды и допсоглашение к нему, что подтверждало наличие у Общества соответствующих прав на землю. Но суды не учли, что изначально участок имел целевое назначение «для организации отдыха населения», а не для строительства.
Согласно земельному законодательству, у любого участка имеется целевое назначение. Выходить за пределы данного назначения землепользователь не вправе. На определение правового режима участка влияет его категория, вид и цели использования, а также отнесение его к определенной зоне. В ст. 85 ЗК РФ содержится право каждого землепользователя выбирать вид разрешенного использования в рамках допустимых вариантов внутри конкретной территориальной зоны. Но применять данную норму надлежит только во взаимосвязи с другими нормами права.
Реализовать свое право на пользование землей можно через оформление права аренды. Данное право отражается в договоре одновременно с фиксацией вида использования земельного участка.
Как следует из п.1 ст. 615 ГК РФ, пользоваться арендованной землей допускается в точном соответствии с договором. Если в тексте соглашения отсутствует указание на цель использования, то арендатор должен учесть установленное в официальных документах назначение земли.
Таким образом, если назначение участка меняется, то обязательно следует изменение условий заключенного договора. Лицо, предоставившее участок в аренду, не может своевольно изменять назначение участка. При решении данного вопроса оно обязано соблюдать законодательно установленный порядок его предоставления.
Когда нижестоящие суды посчитали возможным изменение цели использования участка на «строительство объектов для отдыха населения» посредством подписания допсоглашения к договору аренды, они не учли, что порядок предоставления участков для новой и существующей цели различен.
Основная мысль судебных актов, принятых по данному спору, сводилась к тому, что у Администрации не было законных причин для отмены распоряжения, так как ГрК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень случаев для подобных действий. Ни к одному из данных случаев сложившаяся ситуация не подходила.
В то же время Закон № 131-ФЗ позволяет муниципалитету отменить или временно прекратить применение изданного им же правового акта (ст. 48). Правда, отменить свой акт Администрация могла только при условии, если данными действиями никому не причинялся вред.
Несмотря на указанные правовые нормы, констатировал ВС РФ, суды были обязаны изучить процедуру передачи земли под застройку, оценить доводы Истца о разрешении строительства в отсутствии соответствующих прав на землю у Ответчика. Указанное явилось причиной для передачи дела на повторное изучение и принятие законного судебного акта.
Прекращение разрешения на строительство возможно только в исключительных обстоятельствах
Уполномоченный орган может отозвать только тот ненормативный Акт, который не соответствует действующему Законодательству.
В ч.21.1 ст.51 ГК РФ даны снования, которые могут послужить причиной для прекращения разрешения на строительство:
- право собственности или иное право на участок земли, на котором осуществлялось строительство, прекратилось в принудительном порядке. К этому условию относится и изъятие земли для государственных нужд;
- отказ от права собственности или иного права на землю;
- физическое или юридическое лицо произвело процедуру расторжения договора аренды, дающего право пользования землей;
- было прекращено право пользования недрами, если разрешение выдавалось на осуществление строительства или реконструкции объекта на участке, который был предоставлен пользователю недр и необходимом для проведения работ, касающихся использования недр.
Как показывает практика, уполномоченный орган вправе отозвать разрешение, если были обнаружены существенные нарушения в процессе его выдачи. Этому могут послужить следующие причины:
- отсутствуют документы, подтверждающие право на землю;
- истек срок договора аренды на землю;
- несоответствие вида разрешенного использования земли;
- в проектной документации отсутствуют определенные разделы, что приводит к несоответствию документа положению о составе проектной документации;
- нарушение санитарных норм в процессе проектирования;
- в результате экспертизы проектной документации было принято отрицательное решение;
- нарушена процедура выдачи разрешения.
Если в процессе действия разрешения право собственности на ЗУ переходит к другому человеку, срок выданного ранее документа остается прежним. Но возможны ситуации, когда разрешение на строительство теряет силу. Это происходит в следующих случаях:
- Прекращение права использования недр (в том числе досрочное).
- Игнорирование необходимости передачи оригиналов в течение 60 суток с момента уведомления о возможности получения разрешения на строительство.
- По завершению срока действия документа и при отсутствии заявления на продление (перерегистрацию) существующего разрешения.
- При отказе застройщика или частного лица от возведения (восстановления) объекта капстроительства.
- В случае изъятия ЗУ с учетом действующего законодательства РФ.
- При нарушении требований, прописанных в разрешении на строительство.
- По решению судебного органа.
- При изменении характеристик или типа сооружений, а также условий их возведения (восстановления), разрешенных для конкретного ЗУ.
Необходимые условия для продления разрешения
Условия, необходимые для того, чтобы без труда продлить разрешение на строительство, указаны в Градостроительном кодексе:
- За 10 дней до того, как срок действия разрешения выйдет, нужно подать заявление в отдел архитектуры о продлении документа. 10-дневный срок установлен только в 2018 году. Раньше этот период был 60 дней.
- Собрать дополнительные документы по перечню, установленному местными регламентами.
- Строительство должно вестись и этот факт должен быть подтвержден документами. Это может быть акт о начале строительства, формы КС-2 и КС-3, договоры подряда, уведомление о начале строительных работ и т.д. Если по закону вы должны уведомить местные органы власти о начале строительства, то отсутствие такого уведомления будет оценено, как факт того, что стройка не ведется. А это – основание для отказа в продлении разрешения.
Могут ли отказать в продлении разрешения?
Принятые поправки в августе 2019 года облегчили жизнь застройщиков. Законодатель одобрил продление истекшего срока разрешений на строительство. Крайней датой значится 1 января 2020 года, после чего в пролонгации будут отказывать. Кто не успеет, тому придется делать новое РНС.
Отказ в продлении практикуется только при серьезных нарушениях со стороны заявителя:
- Если срок закончен, а строительство до сих пор не начато.
- Если нарушен 10-дневный срок подачи заявления от застройщика (не всегда).
- Отсутствие основных документов, например – подтверждения текущих работ (КС-2 и КС-3).
- Отсутствие гарантий со стороны банка – о том, что объект будет возведен в установленные сроки. Еще одной причиной отказа служит отсутствие договора о страховании гражданской ответственности застройщика.
- Отсутствие уведомления о планируемом строительстве – если такое уведомление обязательно, например для частных домов (см. «Разрешение на строительство дачного дома в СНТ«).
- Расхождения проектной документации с фактической постройкой капитального объекта. Например, заявили одно – а строят другое.
- Изменения в градостроительных планах земельного участка (ГПЗУ) – при которых текущая стройка невозможна. Например, смена статуса территории, создание охранной зоны, кладбища, аэродрома.
Однако за основу берется факт начатого возведения объекта. Отказ в продлении сроков по данному основанию является законным. Остальные причины можно обжаловать в вышестоящее руководство органа или через суд.
Уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, указав на нарушение срока, установленного ч. 20 ст. 51 ГрК РФ, и предложив застройщику обратиться за получением нового разрешения.
Арбитры отметили: организация обратилась за продлением разрешения спустя более пяти лет после окончания срока его действия. Застройщик не представил доказательств обращения в уполномоченный орган с таким заявлением до даты истечения срока действия разрешения. Следовательно, застройщик утратил предусмотренное законом право на продление срока действия разрешения на строительство.
ГрК РФ не содержит оснований для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство по причине того, что заявление было подано застройщиком с нарушением срока его подачи (то есть не менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения). Однако в данном случае имеет место не просто нарушение срока для обращения с заявлением о продлении действующего разрешения на строительство.
Общество требует продлить в судебном порядке действие разрешения, срок которого истек пять лет назад. В такой ситуации (при непредставлении заявителем доказательств уклонения уполномоченного органа от выдачи разрешения (противоправного бездействия администрации) либо наличия иных обстоятельств, препятствовавших организации своевременно обратиться с соответствующим заявлением) продление срока действия разрешения на основании ч. 20 ст.
Таким образом, пропуск срока обращения с заявлением о продлении разрешения при уже начатом строительстве объекта не является безусловным основанием для отказа в продлении срока действия разрешения. Единственным обстоятельством, исключающим такое продление, является отсутствие начатого строительства объекта к моменту истечения срока действия разрешения на строительство. Поэтому судьи встанут на сторону застройщика, представившего заявление менее чем за 60 дней до окончания срока действия разрешения.
В случае, когда уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, сославшись на то, что заявление подано после истечения срока его действия, исход судебного разбирательства будет зависеть от конкретных обстоятельств. Прежде всего, арбитры будут оценивать добросовестность действий застройщика, который в любом случае не лишен возможности обратиться с заявлением о выдаче нового разрешения на строительство.
Например, как следует из Постановления АС СЗО от 27.10.2014 по делу № А56-68046/2013, организация сообщила о выполнении:
- 100% земляных работ;
- 90% работ по созданию фундамента;
- 20% работ по прокладке инженерных сетей;
- 10% работ по возведению каркаса здания.
Между тем согласно акту осмотра строительные работы на земельном участке не велись.
При таких обстоятельствах арбитры решили, что организация при подаче заявления о продлении срока действия разрешения на строительство представила сведения, не соответствовавшие действительности, что было установлено по итогам проверки. Как результат – отказ в продлении разрешения был признан обоснованным. Причем судья ВС РФ не нашел оснований для пересмотра дела (Определение от 12.03.2015 по делу № 307-ЭС15-223).
Подтверждение строительства
Чтобы продлить разрешительную документацию, необходимо доказать, что работы были начаты и ведутся. Чтобы это сделать, необходимо обратиться в администрацию по месту нахождения строительства. Здесь необходимо написать специальную заявку о формировании комиссии. В назначенную дату к вам приедут специалисты из Отдела жилищной политики для составления акта о начатом строительстве.
Этот документ является достаточным подтверждением того, что строительные работы ведутся. После получения акта о строительстве необходимо обратиться в Отдел архитектуры. Его прикладывают к остальным документам и подают вместе с заявлением. В течение 30 дней вы получите готовое решение. Если все в порядке, строительство можно продлить.
Продление разрешения на строительство
Разрешение на строительство (по Градостроительному кодексу) — официальный документ, составленный на специальном бланке и подтверждающий соответствие проектных документов требованиям, нормам и правилам, действующим в РФ на момент оформления бумаг в отношении застройки и плана участка. Получение разрешения является основанием для строительной компании начать работы по строительству сооружений в Москве (или области), а также в другом регионе РФ. Бланк разрешения является универсальным и утвержден Правительством РФ в 2005 году.
Как отмечалось, в процессе строительства применяются проектные документы, а сам процесс начинается после выдачи разрешения местными органами власти. Список бумаг, которые требуется собрать для оформления разрешения, утверждается на законодательном уровне, а необходимые меры прописаны в ГрК РФ.
В Градостроительном кодексе также отмечается, что разрешение на строительство (при соблюдении регламента) оформляется без ограничений по времени — на весь срок, который оговорен в проектной документации.
Исходя из этого, напрашивается вывод о бессрочности документа. В редких случаях уполномоченные органы власти оформляют разрешение не на весь срок действия, а на конкретные этапы возведения объекта.
В таких ситуациях п разрешение на строительство имеет определенные ограничения.
С учетом действующего порядка оформления разрешения и законодательства наличие определенного срока разрешения на восстановление или строительство сооружения — существенный факт.
Но практика показывает, что застройщик часто не вписывается в сроки реальной сдачи сооружения. Бытует мнение, что при окончании периода действия прежней бумаги требуется оформление нового разрешения.
В этом нет необходимости — достаточно обратиться в уполномоченный орган и продлить документ.
В ГрК РФ указано, что период действия разрешительных бумаг может продлеваться при участии муниципальных (городских) властей. Если такой орган отказывают в продлении документа, он выдает обоснование причины и дает возможность исправить ситуацию. В каких случаях возможен отказ продления, рассмотрено ниже.
По закону строительная компания, которая просрочила с обращением и несвоевременно передала заявление, наказывается с учетом действующего законодательства.
По регламенту у застройщика имеется 2 месяца для оформления и подачи заявления.
Образец последнего представлен на сайте государственного органа, который выдает разрешения (к примеру, для Москвы и Московской области это органы самоуправления). Кроме того, требуемая информация представлена на сайте госуслуг.
Человеку нужно посетить отдел архитектуры местных административных органов с заявлением, предоставив сотруднику учреждения все требуемые документы:
- правоустанавливающая документация на участок, на котором расположен дом;
- текущее разрешение;
- проект с обновленными датами окончания строительных работ;
- график организации работ.
Законные основания для отказа
Если до истечения срока действия разрешения застройщик так и не начал проводить строительство, реконструкцию ил капитальный ремонт дома, то административные органы откажут в продлении разрешения.
Если срок действия истек, а человек по каким-либо причинам не успел направить заявление на продление разрешения, то в этом случае он также рискует столкнуться с отказом.
Наконец, отказ последует в таких ситуациях:
- заявитель предоставил не все документы;
- в документах была выявлена не соответствующая действительности информация;
- в документах отсутствуют какие-либо сведения.
Если административные органы вынесли отказ, то заявителю будет выдан документ, в котором прописываются причины отрицательного решения властей.
При получении неправомерного отказа человек вправе обжаловать вынесенное решение. В качестве оснований для обжалования могут выступать следующие факторы:
- административные органы затянули проведение процедуры, в результате чего по их вине произошел срыв сроков;
- человек предоставил все требуемые по закону документы, однако администрация отказала в продлении действия разрешения по той причине, что заявитель не подготовил дополнительные справки и бумаги, не указанные в регламенте.
Краткое пошаговое юридическое руководство
Итак, рассмотрим действия, которые необходимо предпринять.
Шаг — 1
Если вы получили разрешение на строительство, но не успели его завершить и ввести новостройку в эксплуатацию, то вам придется продлить сроки, указанные в разрешении. Сделать это необходимо до момента окончания сроков, указанных в ранее полученном разрешении, иначе в продление вам могут отказать. Законом предусмотрено, что ваше заявление о продлении сроков должно поступить не позднее, чем за 10 дней до окончания действия ранее выданного разрешения. Далее, переходим к следующему шагу рекомендации.
Шаг — 2
Согласно статье № 51 п. 20 продлить можно разрешение на уже начатое строительство. Если вы собрали все необходимые документы, получили строительный паспорт и разрешение, а данные документы оформляются сроком на 10 лет, но за этот период даже не начали строить, не заложили фундамент, то в продлении вам будет отказано. Далее, переходим к следующему шагу рекомендации.
Шаг — 3
Чтобы подтвердить, что ваше строительство уже начато, но еще не завершено, обратитесь в отдел жилищной политики местной администрации. Напишите заявку на вызов комиссии, которая составит акт о стадии начатого строительства, тем самым подтверждая, что строить вы все-таки начали. Далее, переходим к следующему шагу рекомендации.
Шаг — 4
В отдел архитектуры предъявите свой общегражданский паспорт, строительный паспорт, разрешение, акт комиссии из администрации. На основании представленных документов вам продлят сроки разрешения в течение 30 рабочих дней с момента подачи заявления. Далее, переходим к следующему шагу рекомендации.
Шаг — 5
Повторная выдача разрешения осуществляется на основании прежнего проекта строения и инженерно-технических коммуникаций, а также на основании ранее полученных согласований с коммунальными системами, пожарниками и СЭС. За повторное разрешение не взимается плата, то есть выдают его совершенно бесплатно и на срок не более трех лет. Далее, переходим к следующему шагу рекомендации.
Шаг — 6
После получения повторного разрешения вы обязаны завершить начатое строительство и ввести его в эксплуатацию. Далее, переходим к следующему шагу рекомендации.
Шаг — 7
Если жилищная комиссия вам выдала акт, что строительство еще не начато, то продлять в принципе нечего. Вам придется получить разрешение на основании общих правил. Для этого необходимо оформить свежий проект и эскиз здания и инженерно-технических коммуникаций, пройти по всем инстанциям для его согласования и на основании этого получить разрешение на строительство.
Надеемся ответ на вопрос — Как продлить разрешение на строительство — содержал полезные для Вас юридические сведения. Удачи Вам!Чтобы найти ответ на интересующий Вас вопрос воспользуйтесь формой —
В Градостроительном кодексе РФ прописано, что разрешение на строительство — специальная бумага, подтверждающая соответствие проектных бумаг нормам и требованиям планировочного проекта (по отношению к территории застройки) и плану территории. Наличие такой бумаги — основание для застройщика начинать работы по возведению (строительству) объекта в Москве, Московской области или любом другом регионе. Стоит также учесть, что форма разрешения является универсальной, и она утверждена Правительством РФ в 2005 году.
Как упоминалось, строительство ведется на базе проектных документов и после получения разрешения, предоставляемого, как правило, органом муниципальной власти. Перечень документов, которые нужно собрать для получения разрешения от соответствующей инстанции, также утвержден законодательно. Все необходимые нормы прописаны в ГрК РФ.
Можно ли продлевать разрешение?
В том же ГрК РФ прописано, что разрешение на строительство (в случае соблюдения заявителем всех требований регламента) выдается на весь период, оговоренный в проекте. Получается, что срок действия документа является бессрочным. При необходимости уполномоченными органами может выдаваться разрешение не на весь период работ, а на этапы строительства (возведение отдельных участков). В последнем случае период действия будет ограничен.
Существующий порядок и действующее законодательство подразумевают, что наличие конкретного срока разрешения на возведение (восстановление) объекта является существенным фактом. С другой стороны, практика показывает несоответствие запланированных застройщиком сроков с реальной сдачей объекта. Многие считают, что в случае завершения срока действия старого документа необходимо получение нового разрешения. Но это не так. Действующий регламент предписывает, что в случае утери силы прежней бумаги достаточно воспользоваться услугой продления. Все, что требуется — обратиться в уполномоченный орган.
Снова возвращаемся к ГрК РФ, где прописано, что срок действия разрешительных документов можно продлевать с участием органов местного управления. При этом существуют условия, когда такая услуга не предоставляется (перечень причин упомянут ниже). Кроме этого, законодательно предусмотрено наказание в случае несвоевременного обращения застройщика с заявлением о продлении разрешительных документов и продолжения работ. Действующий регламент подразумевает, что у застройщика есть ровно два месяца на подачу необходимого заявления. Образец последнего можно найти на сайте органа, занимающегося выдачей разрешения (например, органов самоуправления Москвы или Московской области), или на портале государственных услуг.
Если объект построен без получения разрешения на строительство, то его могут отнести к категории самовольно построенных зданий. Итогом может стать административный штраф или снос объекта. Обоснование подобных действий судом не вызывает проблем, ведь все происходит строго по закону. Вышел срок действия разрешения — нужно продлить документ. Отсутствие разрешающих документов влечет ряд проблем не только на этапе строительства, но и в будущем, когда придется вводить объект в эксплуатацию и проходить регистрацию в соответствующих структурах. Действующий регламент актуален для Москвы, Московской области или любого другого региона.
Справедливости ради стоит отметить одну интересную вещь. Если застройщик предъявил необходимые документы и получил необходимое разрешение с соблюдением «буквы» действующего законодательства, то судебные инстанции идут навстречу в случае наличия разрешения, но не продления застройщиком необходимых бумаг. Чаще всего накладывается административное наказание, после чего застройщик обязан организовать продление по всей форме и закончить объект.