Коллегия ЕЭК ввела переходные положения ТР ЕАЭС 051 / 2021
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Коллегия ЕЭК ввела переходные положения ТР ЕАЭС 051 / 2021». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если ваш выбор пал на помещение, которое до этого не использовалось для общепита, рекомендуем обратиться за помощью к проектной компании. Обычные дизайнерские фирмы не помогут получить все нужные разрешения. Поэтому важно, чтобы такая компания была членом саморегулируемой организации (СРО) по проектным работам. Тогда она поможет:
— спроектировать;
— получить разрешение на реконструкцию;
— провести реконструкцию;
— получить разрешение на ввод в эксплуатацию;
— утвердить новый технический план для БТИ.
При открытии заведения с нуля вам придётся сотрудничать с инстанциями:
— СЭС — будьте готовы к соблюдению норм освещения, вентиляции, влажности, структуры и объёмов помещения.
— Пожарная инспекция — требует соблюдать противопожарную защиту, сигнализацию, план эвакуации, нормы вентиляции и тд.
— Энергосбыт и водоканал.
Бухгалтерская документация
В эту группу мы включили список документов, требующихся для регистрации бизнеса. Индивидуальный предприниматель подает минимальный комплект документов вместе с заявлением на регистрацию:
- ИНН;
- паспорт (ксерокопия);
- квитанцию об оплате государственного сбора (пошлины).
Собственник Общества с ограниченной ответственностью вместе с заявлением предоставляет:
- Устав предприятия и решение собрания учредителей о его организации (вместе с протоколом голосования);
- паспорта учредителей (копии) и директора (это может быть учредитель или наемный работник);
- гарантийное письмо собственника помещения, подтверждающее наличие у компании юрадреса;
- квитанцию об оплате государственного сбора (пошлины).
Регистрация в налоговой
По ИП вы можете продавать только слабоалкогольные напитки, пиво, сидр и прочее. Если вы хотите продавать крепкий алкоголь и коктейли, нужно регистрировать юрлицо. Многие собственники заведений идут на компромисс и регистрируют ИП и юрлицо: само кафе с кухней ведут на ИП, а бар на ООО. Это как раз тот случай, когда в заведении вам отдают два чека: отдельно по бару и по кухне.
ИП — это простое ведение налогового и бухгалтерского учёта, но в то же время большая ответственность: вы отвечаете личным имуществом за любые наложенные штрафы и запреты. И такая форма не подойдёт, если вы планируете вести бизнес с партнёрами или ваш инвестор претендует на часть заведения.
Какие документы нужны для подачи в налоговую для ИП:
— заявление по форме Р21001;
— паспорт;
— квитанция об уплате госпошлины;
— нотариальная доверенность для представителя, если нужно.
Проверить, какой продукции общепита касается маркировка, можно по кодам ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД 2 — их указывают в таможенной декларации и сертификате соответствия.
Молочная продукция | ||
Товарная группа | ТН ВЭД ЕАЭС | ОКПД 2 |
Сыры | 0406 | 10.51 |
Мороженое | 2105 00 | 10.52 |
Молочные продукты со сроком реализации свыше 40 дней |
0401 0402 0403 0404 0405 0406 2202 99 910 0 2202 99 950 0 2202 99 990 0 |
10.51 10.86.10.110 10.86.10.140 10.86.10.190 |
Молочные продукты со сроком реализации менее 40 дней | ||
Упакованная вода | ||
Минеральная вода (природная и искусственная) | 2201 (включая 2201 10) | 11.07.11.110 |
Другие виды бутилированной воды | 2201 (включая 2201 90 000 0) |
11.07.11.120 11.07.11.130 11.07.11.140 11.07.11.150 |
ОСОБЕННОСТИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ
1. Установить, что в 2022 году предоставление лицензии на сервисное обслуживание вооружения и военной техники осуществляется без проведения оценки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям при условии наличия у него разрешения (лицензии) на разработку, производство, испытание, установку, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и реализацию вооружения и военной техники, разработку, производство, испытание, хранение, реализацию и утилизацию боеприпасов (за исключением указанной деятельности, осуществляемой воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Российской Федерации и войск национальной гвардии Российской Федерации, в случае если осуществление указанной деятельности предусмотрено их учредительными документами) в части осуществления деятельности по производству и реализации вооружения и военной техники и (или) деятельности по ремонту, техническому обслуживанию, установке и монтажу вооружения и военной техники.
2. Установить, что лицензия на сервисное обслуживание вооружения и военной техники представляется в отношении вооружения и военной техники, которые предусмотрены приложением к Положению о лицензировании сервисного обслуживания вооружения и военной техники, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. N 2118 «О лицензировании сервисного обслуживания вооружения и военной техники», и в отношении которых соискатель лицензии имеет разрешение (лицензию) на разработку, производство, испытание, установку, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и реализацию вооружения и военной техники, разработку, производство, испытание, хранение, реализацию и утилизацию боеприпасов (за исключением указанной деятельности, осуществляемой воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Российской Федерации и войск национальной гвардии Российской Федерации, в случае если осуществление указанной деятельности предусмотрено их учредительными документами) в части осуществления деятельности по производству и реализации вооружения и военной техники и (или) деятельности по ремонту, техническому обслуживанию, установке и монтажу вооружения и военной техники.
3. Установить, что для получения лицензии на сервисное обслуживание вооружения и военной техники с учетом особенностей, предусмотренных настоящим документом, соискатель лицензии (лицензиат) направляет в лицензирующий орган, наряду с заявлением о предоставлении лицензии на сервисное обслуживание вооружения и военной техники, следующие документы:
а) номенклатура вооружения и военной техники, в отношении которых будет осуществляться деятельность по сервисному обслуживанию вооружения и военной техники, в соответствии с приложением к Положению о лицензировании сервисного обслуживания вооружения и военной техники, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. N 2118 «О лицензировании сервисного обслуживания вооружения и военной техники»;
б) заявление руководителя организации о готовности выполнять лицензионные требования, предусмотренные подпунктами «б» — «л» пункта 9 Положения о лицензировании сервисного обслуживания вооружения и военной техники, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. N 2118 «О лицензировании сервисного обслуживания вооружения и военной техники».
4. Установить, что в заявлении о предоставлении лицензии на сервисное обслуживание вооружения и военной техники соискатель лицензии вправе указать адрес места осуществления деятельности по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники, разработке, производству, испытанию, хранению, реализации и утилизации боеприпасов (за исключением указанной деятельности, осуществляемой воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Российской Федерации и войск национальной гвардии Российской Федерации, в случае если осуществление указанной деятельности предусмотрено их учредительными документами) или адрес, по которому будут выполняться работы (услуги) по сервисному обслуживанию в отношении номенклатуры вооружения и военной техники, указанному в заявлении о предоставлении лицензии.
ОСОБЕННОСТИ РАЗРЕШИТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА
1. Установить, что осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте и деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов не требует получения лицензии. Лицо, планирующее осуществлять указанные виды деятельности, уведомляет Федеральную службу по надзору в сфере транспорта о начале их осуществления в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности».
К лицам, осуществляющим деятельность без лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте и без лицензии на осуществление деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов, не применяется установленная законодательством Российской Федерации ответственность за осуществление деятельности без лицензии.
2. Продлить до 1 марта 2024 г. сроки действия допусков российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, сроки действия которых истекают со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году» по 1 февраля 2024 г.
3. Установить, что на 6 месяцев продлеваются:
а) свидетельства о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, срок действия которых истекает в течение 6 месяцев со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году» (при осуществлении перевозок исключительно на территории Российской Федерации);
б) свидетельства о профессиональной подготовке консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, срок действия которых истекает в течение 6 месяцев со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году» (при осуществлении перевозок исключительно на территории Российской Федерации);
в) специальные разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, срок действия которых истекает в течение 6 месяцев со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году».
- Городская: рассчитана на любых посетителей, находится рядом с градообразующими предприятиями и учебными заведениями
- В административном здании, при учебном учреждении, медицинской организации: предоставляет услуги питания ограниченному кругу
- Как вариант, можно на базе учреждения открыть небольшую точку питания: буфет. Это потребует меньших вложений и более быстрой окупаемости
-
В торговом центре: служит частью ресторанного дворика на 40-50 мест
Интересный формат имеет закусочная, которую разумно организовать при входе в ТЦ или на главной улице города - В бизнес-центре: работает для сотрудников, а также в определённые часы принимает остальных посетителей
Сколько стоит открыть столовую
В общей сложности, на открытие заведения понадобится порядка 2400 тыс. руб., из которых:
- На ремонт и аренду помещения уйдёт 720 тыс. руб.
- На закупку оборудования потребуется ~1,5 млн.руб.
- На продукты и сырьё около 130 тыс. руб.
- Регистрацию дела 30 тыс. руб.
- Маркетинговую деятельность в районе 35 тыс. руб.
- Непредвиденные траты 185 тыс. руб.
Если вы открываете ресторан на месте прежнего заведения общепита, спешим вас поздравить. Вы упростили весь процесс. Получить необходимые документы в таком случае вам будет намного легче. Кроме того, вы еще и сэкономите. Поэтому постарайтесь найти подходящее помещение. На рынке аренды встречается много предложений. Заведения общепита закрываются часто, и много помещений, которые уже проходили все проверки, но теперь сдаются в аренду. Сложность только в том, чтобы найти помещение, в которое впишется ваше концептуальное заведение.
Вначале определимся с теми документами, которые требуются помещению как объекту недвижимости. Сюда входит проектно-строительная документация. Обращаем внимание, что перечень разрешительных документов может меняться в зависимости от назначения помещения, его перепланировки или изменения фасада здания. Перечислим основные:
-
Договор аренды или свидетельство о праве собственности на помещение. Для заведений общественного питания, согласно нормам и правилам, подходят только нежилые помещения. Поэтому если помещение находится в жилом фонде, его необходимо перевести в нежилой. Согласование и подписание договора аренды является довольно сложным процессом, имеющим свои особенности. Обязательным пунктом в договоре следует указать, что в случае отказа в получении лицензии на продажу алкоголя, договор аренды может быть расторгнут арендатором в одностороннем порядке без штрафных санкций. Также следует прописать положения, которые касаются вывоза мусора и пищевых отходов. Заключайте долгосрочный договор аренды, чтобы избежать риска повышения ставки и отказ в предоставлении аренды помещения..
-
Если вы задумали перепланировку, обязательно согласуйте ее в архитектурном надзоре, СЭС и пожарной охране.
-
Документы БТИ
-
Проекты инженерных коммуникаций и акты их приемки.
-
Если вы будете менять фасад здания, потребуется согласование в КГА (Комитет по градостроительству и архитектуре).
-
Паспорт на рекламную вывеску, который действителен 1-5 лет. Дизайн-проект рекламы необходимо утверждать в Департаменте архитектуры и градостроительства.
Продавать алкоголь имеют право только организации, имеющие соответствующую лицензию. Продажа без разрешения может повлечь не только административное, но и уголовное наказание. Для того чтобы реализовывать алкоголь в ресторане, необходимо получить лицензию «На розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания», так называемую «барную лицензию».
Следует определиться, на какой срок вы будете получать разрешение. От этого зависит стоимость лицензии на алкоголь. Лицензия, действующая 1 год, обойдется в 65 тыс. рублей. Лицензия выдается максимум на 5 лет.
Что нужно для получения лицензии на алкоголь? Следующий пакет документации:
-
Заявление о выдаче соответствующей лицензии;
-
Копии учредительной документации, документа о гос. регистрации бизнеса, квитанции об уплате гос. пошлины;
-
Заключение комиссии о соответствии помещения всем установленным законом требованиям;
-
Документ аренды помещения;
-
Документ, подтверждающий, что ваша организация оплатила уставный капитал.
Как рознице подготовиться к маркировке и объёмно-сортовому учёту
Сроки маркировки упакованной питьевой воды для розницы в 2022 году касаются только объёмно-сортового учёта. Начать его вести нужно с 1 ноября.
Чтобы с 1 ноября 2022 года года вести объёмно-сортовой учёт маркированной воды, нужно:
- Получить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП). Это аналог вашей обычной подписи, но в электронном виде. Она понадобится, чтобы зарегистрироваться в «Честном знаке» и работать с электронными документами.
Требования нового СанПин для заведений общественного питания
СанПин 2.3/2.4.3590-20 утвержден Постановлением № 32, начнет действовать с 1 января 2021 года. Документ содержит эпидемиологические и санитарные нормы по обеспечению безопасности для клиентов. Согласно п. 2.4 указанного СанПин предусмотрены специальные правила для реализации еды предприятиями общепита:
- устранена необходимость оформления обязательных разрешительных документов на готовые блюда и продукты, если они реализуются по месту изготовления, либо вне заведения по заказам (на вынос, с доставкой домой, при оказании услуг кейтеринга);
- предусмотрена обязанность получить разрешительные документы, если продукция реализуется вне заведения, без предоставленияуслуг общественного питания;
- СанПин 2.3/2.4.3590-20 распространяется на блюда, кондитерскую продукцию,напитки, кулинарные изделия;
- нормативный акт обязаны применять юридические лица, граждане, предприниматели.
Выбор концепции для заведения
Перед тем как открыть столовую, необходимо прописать концепцию для заведения общественного питания. Это поможет ответить на основные вопросы:
- Локация заведения. Необходимо выбрать местность и подходящее помещение, оценить уровень клиентского трафика, транспортную развязку, а также обзор со стороны проезжей части улицы. После того, как будет выбрано помещение, необходимо оценить его состояние, состояние инженерных коммуникаций и условий. Подобрать для него дизайн и оснащение.
- Конечный потребитель. Перед открытием столовой необходимо понять, на какую именно целевую аудиторию вы будете работать. Вам необходимо определить потребности именно вашего клиента, понять его характеристики, денежные возможности, определить, какие каналы связи с потребителем будут использоваться.
- Оценка локации. После того, как будет определена локация, вам необходимо будет оценить прямых конкурентов. Будет лучше, если в пределах 1-2 километров их не будет вообще. Оцените также инфраструктуру района. Наличие рядом торговых центров, крупных компаний, офисов, университетов будет положительным фактором. В этих местах вы можете разместить рекламу.
- Создание штатного расписания. Перед открытием столовой необходимо сразу понять, по какому графику вы будете работать. Это могут быть определенные часы, которые напрямую связаны с часами работы близлежащих корпоративных заведений. Также стоит заранее определить, будет это столовая самообслуживания или придётся нанимать официантов, будете вы работать с покупными полуфабрикатами или создадите собственное производство.
- Спектр дополнительных услуг. Для того чтобы увеличить уровень прибыли столовой, вы можете предложить клиентам дополнительное обслуживание. Это может быть проведение банкетов, доставка еды, кейтеринг.
Ответив на все представленные вопросы по концепции, вы сможете понять, что и как потребуется сделать. С помощью концепции вы сможете увидеть какой станет ваша столовая в итоге.
Общественно-правовые вопросы
При открытии столовой потребуется зарегистрировать заведение официально. Для начала необходимо выбрать форму собственности. Для такого бизнеса подойдет ИП либо ООО. Для того чтобы понять, какая форма собственности будет наиболее предпочтительной, нужно определить круг потенциальных клиентов. Если вы планируете обслуживать обычных потребителей, достаточно будет зарегистрировать ИП. В случае, если будет производиться сотрудничество с юридическими лицами, то рекомендовано открытие ООО.
Прописываются следующие коды ОКВЭД:
55.30. Деятельность ресторанов и кафе
55.40. Деятельность баров (в случае, если планируется торговля алкоголем. Помните о том что для этого потребуется дополнительное получение лицензии)
55.51. Деятельность столовых при предприятиях и учреждениях
55.52. Поставка продукции общественного питания
Для того, чтобы получить разрешение на деятельность потребуется предоставить документацию для Роспотребнадзора и Госпожарнадзора.
Нужно ли декларировать готовые блюда?
Вопрос о том, требуется ли сертификация еды на вынос интересует предпринимателей по вполне обоснованным причинам. Это обусловлено действующей судебной практикой. Из нее следует, что кафе, рестораны, закусочные и другие предприятия сферы общественного питания, обязаны оформлять декларацию ТР ТС на ту часть блюд, которые не подаются в обеденном зале, а продаются в формате «take away», например, через специальное окошко на улице. В противном случае им грозит административная ответственность и штрафные санкции согласно КоАП РФ.
Согласно ч. 3 ст. 21 ТР ТС 021/2011, под требования об обязательном декларировании не попадает пищевая продукция, реализуемая предприятиями общепита непосредственно в самом заведении. Контроль над качеством услуг по организации общественного питания, оказываемых населению, предусмотрен в формате государственного надзора от Роспотребнадзора.
Согласно положениям ГОСТ 31984-20212, реализация приготовленных блюд через окна раздачи или буфеты признается услугой по продаже товаров общепита, а не услугой общепита как таковой, а потому предполагает обязательное декларирование готовых блюд.
В пользу такого порядка говорят следующие факты:
- посетитель, купивший приготовленную еду, не садится за столик, а потому не удовлетворяет свои потребности в развлечении и досуге;
- блюда, купленные с собой, не всегда съедаются сразу, а потому вопрос их безопасности становится более актуальным.
Особенности оценки соответствия продукции
В приложении № 18 к постановлению № 353 определены особенности оценки соответствия продукции требованиям технических регламентов, а также федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. в период введения режима временных ограничений.
Первым делом в документе отмечаются уже действующие послабления в части возможности проведения в 2022 г. инспекционного контроля над сертифицированной продукцией, выпущенной в обращение на территории нашей страны, в виде анализа состояния производства, в том числе в удаленной форме. Также вместо этого могут быть проведены испытания образцов продукции.
Кроме того, орган по сертификации вправе принять решение о переносе инспекционного контроля, который запланирован в 2022 г., на срок до 6 месяцев.
Что касается документов об оценке соответствия, срок действия которых истекает с 14 марта 2022 г. до 1 сентября 2022 г, то они продлеваются еще на 12 месяцев.
Производство и выпуск в обращение продукции по таким документам будет возможен по новым датам действия разрешительных документов без дополнительных проверок.
Документом также закреплено, что при ввозе продукции на территорию России на таможне достаточно предоставить сведения о разрешительных документах, оригиналы не требуются.
Без разрешительных документов (сведениях о них) таможню проходят товары:
-
запасные части, которые ввозятся для обслуживания или ремонта ранее выпущенной в обращение продукции на территории России;
-
комплектующие, компоненты, сырье или материалы для производства продукции на территории России;
-
единичные экземпляры для собственных нужд декларанта.
Послабления вносятся и в части маркировки продукции. До 1 марта 2023 г. допускается ввоз товаров, предназначенных для реализации только в пределах России, без маркировки, установленной обязательными требованиями, включая знак ЕАС. Маркировку требуется нанести до реализации продукции потребителю.
Не менее важные изменения касаются упрощения форм оценки соответствия продукции. В период с 21 марта 2022 г. по 1 сентября 2022 г. допускается замена сертификации и декларирования продукции по схемам с участием аккредитованной испытательной лабораторией на декларирование на основании собственных доказательств безопасности продукции. Это можно будет сделать в следующих случаях:
-
Оценка соответствия необходима для партии продукции или единичного изделия.
-
Заявителем могут быть только юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в России.
-
Имеется комплект документов:
-
контракт/договор поставки (копия) и товаросопроводительные документы, идентифицирующие партию/единичное изделие;
-
описание принятых технических решений и результатов оценки рисков, подтверждающих выполнение обязательных требований; список стандартов (в случае их применения);
-
документы и сведения, послужившие основанием для принятия декларации о соответствии, составленные на иностранном языке с переводом на русский язык (за исключением приложений к протоколам испытаний).
Декларация о соответствии должна быть зарегистрирована заявителем в ФГИС Росаккредитации.
Срок действия декларации о соответствии составляет 6 месяцев со дня регистрации в ФГИС Росаккредитации.
Продукция не должна иметь маркировки ЕАС.