ГИБДД советует томичам сменить резину на автомобилях
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ГИБДД советует томичам сменить резину на автомобилях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Некоторых водителей волнует не только когда, но и зачем менять резину. Понятно, что по закону в 2022 году необходимо установить вместо летних покрышек зимние при наступлении холодов. Но с какой целью проводится обратная замена?
Зимние шины изобретены специально для поездок по дорогам, покрытым льдом. Шипы улучшают сцепление автомобиля с поверхностью трассы, поэтому риски скольжения сводятся к минимуму. Использование зимних покрышек в теплое время года может дать обратный эффект.
Использовать их не следует по 3 основным причинам:
- лишний шум при движении;
- неблагоприятное влияние на дорожное покрытие, вплоть до разрушения;
- плохое сцепление с дорогой.
«Закон» о смене резины
Важный нюанс! Техрегламент Таможенного союза – это международный документ. Пункт 5.5, регулирующий сезонность резины, дает странам, входящим в Союз, возможность самостоятельно изменять установленные сроки в соответствии со своими климатическими условиями. Федеральное правительство России же в свою очередь передает эти полномочия в руки органов власти своих субъектов, так как из-за географического положения и размеров страны даже внутри ее границ климатические условия значительно различаются.
Из-за этого примечания в России и зародился слух о существовании некоего закона о смене автомобильных покрышек. Действительно региональные органы власти могут продлевать запреты на использование ошипованной или летней резины, если это обусловлено климатическими особенностями региона. Но ни один закон не устанавливает сроки, в течение которых все автомобилисты должны сменить тип резины.
Чтобы узнать о наличии изменений в сроках ограничения использования определенных типов покрышек, нужно зайти на региональный сайт ГИБДД и проверить наличие объявлений в блоке новостей. Если там нужной информации не будет, то можно направить электронное обращение или просто позвонить по номеру регионального подразделения Госавтоинспекции.
Шутка ли, но наказания за нарушение пункта 5.5 Техрегламента по состоянию на 2022 год нет, равно как нет ни штрафов, ни лишения прав, ни иных видов наказаний за любые несоответствия этому нормативному акту. Действующий КоАП просто не предусматривает таковых.
Единственный штраф в размере 500 рублей или даже предупреждение может быть выписан за нарушения условий эксплуатации автомобилей по ПДД по части 1 статьи 12.5 Административного кодекса. Но не следует путать 2 этих нормативных документа – обязанность переобуваться не прописана нигде, а ездить на шипах летом – в регламенте, в Правилах ни слова о сезонности использования резины не было и нет.
Вы можете сами проверить действующую редакцию всех штрафов ГИБДД поиском, и вы не найдёте здесь ни единой санкции, которая бы применялась за нарушения в области регламента, равно как и ГОСТов, действующих на территории России.
Экспертное мнение
Юрий Панченко
Автоинструктор, правозащитник, автор книг. Стаж 10 лет.
Технический регламент таможенного союза О безопасности колесных транспортных средств содержит все требования ко всем автомобилям, которые выпускаются и эксплуатируются на дорогах РФ.
К сожалению, с момента его принятия соответствующие поправки в ПДД не приняты. Получилась правовая коллизия: с одной стороны, неисправности, при которых запрещена эксплуатация, приведены в Основных положениях по допуску к эксплуатации, и этим списком годами никто не занимается. С другой стороны, аналогичный, но более полный список содержится в техническом регламенте.
На сегодняшний день, увы, наказывается эксплуатация автомобиля только с теми неисправностями, которые приведены в Основных положениях по допуску. Потому за управление автомобилем с зимними колесами летом и с летними колесами зимой наказания нет, и, видимо, появится не скоро. И потому водители продолжают разъезжать по дорогам, рискуя не только своими жизнями, но и жизнями окружающих.
Задать вопрос
Закон о зимней резине в Астраханской области
По данным Федеральной службы гидрометеорологии, мониторинг окружающей среды показывает, что каждый год погодные условия бывают разными. К тому же на территории нашей страны отмечаются I; II; III климатические зоны.
Температурный режим в разных регионах варьируется от 3 градусов до 50 мороза в январе и от нуля до 35 жары в июле. Среднегодовые температуры колеблются от 15 до 30 градусов и больше.
Учитывая серьезную разницу температур, закон об ограничительных мерах должен быть более серьезно проработан. Насчет Астрахани следует уточнить, к какой климатической зоне она относится.
Считается, что эта область относится к южным регионам страны. Зима здесь начинается с 15 ноября, весна с первых чисел мая. Поэтому использовать резину рекомендуется с 1-15 ноября по 15 мая. Если в текущем году не было высоких сугробов, можно ездить на всесезонных, нешипованных шинах с глубоким протектором и отметкой M+S, грязь плюс снег.
Некоторые Астраханцы меняют летнюю резину уже в октябре, на шипованную. Они отмечают, что летняя резина при температуре ниже 5-7 градусов тепла дубеет и хуже держит трассу, уменьшается характеристика сцепления.
Зимние шины должны быть маркированы знаком в виде рисунка горы с тремя пиками и снежинкой в середине.
На резине должна быть маркировка:
- M+S (грязь плюс снег);
- M&S (грязь и снег);
- M S (грязь снег).
При отсутствии индикатора износа глубина узора протектора в зимнее время (декабрь, январь, февраль) не должна быть менее 4 мм, при движении по обледеневшей и заснеженной трассе.
Очевидно водители должны сами решать, менять резину на шипованную или ездить все время на липучках. Если передвигаться приходится только по очищенному городскому асфальту это одно дело, тут справятся и всесезонки. А если чаще приходится ездить по сельской местности, занесенной снегом, лучше обувать шиповки.
Требования к летней резине в 2022 году
Однако, как и всесезонные шины, “липучки” крайне не рекомендовано использовать в жаркое время года, в первую очередь – из-за “мягкости” состава резиновой смеси, применяемой при их изготовлении.
По вопросу, когда менять резину на летнюю указано, что использовать шины с шипами в летние месяцы запрещается.
Использование соответствующей резины при изменении климатических условий помогает снижению аварийных ситуаций на дорогах.
Замена зимних шин на летнюю резину – обязательное условие комфортной езды в период межсезонья. Но для каждого региона выбор наиболее удачного периода для поездки в шиномонтаж будет своим.
Летняя резина – иной случай. Для условий мокрой дороги и высушенного на солнце асфальта не нужны шипы и большое количество ламелей, они летом будут только мешать. Для нее важна хорошая дренажная система, которая будет выводить воду из пятна контакта и не давать аквапланированию подчинить себе колеса машины.
А вот жители юга России, регионов Северного Кавказа и Калининграда могут переходить на летнюю резину без опаски. Среднесуточная температура в этих субъектах давно находится на положительных отметках.
Также летние шины необходимо осмотреть перед установкой, чтобы выявить их эксплуатационные дефекты. Это могут быть любые повреждения рваного и резаного характера, если обнажен корд резины. Отслоения или проникающие разрывы слоев шины. Такие дефекты прямо указывают на необходимость замены шины.
Шипованные шины перестают выполнять свои функции сразу же после того, как на дорогах исчезает лед, предупредил Зиманов. По его словам, от них нужно отказываться значительно раньше, чем от зимней резины без шипов.
Как уточнил научный руководитель Гидрометцентра России Роман Вильфанд, в ближайшее время — до конца февраля и в начале марта температура во всех регионах страны окажется выше нормы, будет тепло.
Если на зимних шинах нет шипов, то ориентироваться нужно на температуру воздуха, считает он. Стандартная рекомендация — менять резину при потеплении до плюс пяти градусов, уточнил Зиманов. Откладывая «переобувание», мы рискуем резко увеличить износ протектора.
Формально, следуя букве закона, менять зимнюю резину на летнюю обязаны владельцы только ошипованных шин и только с наступлением июня. Однако, учитывая повышенный износ зимних шин при положительных температурах, больший расход топлива и посредственные тормозные качества, переобуть «зиму» на «лето» лучше своевременно. Машины, оснащённые зимними шинами без шипов могут эксплуатироваться круглый год.
Некоторых водителей волнует не только когда, но и зачем менять резину. Понятно, что по закону в 2022 году необходимо установить вместо летних покрышек зимние при наступлении холодов. Но с какой целью проводится обратная замена?
Когда менять шины на зимние по закону?
В нормативных требованиях, также есть пунктик на счет когда менять резину по правилам. Об этом мы можем прочитать в “Техническом регламенте таможенного союза ТР ТС 018/2011 О безопасности колесных транспортных средств”. В частности в пункте 5.5 написано следующее:
Запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения в зимний период (декабрь, январь, февраль). Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства.Сроки запрета эксплуатации могут быть изменены в сторону увеличения региональными органами государственного управления государств — членов Таможенного союза.
По закону, летние шины необходимо сменить на зимние до 1 декабря 2022 года.
Окончательные рекомендации к использованию
Выбор лучшей модели резины 2023 года на лето, как и в прошлые годы, не зависит от цены. Пожалуй, главенствующим фактором являются цель и регионы эксплуатации. Универсальные летние шины для теплых регионов – это Nokian Hakka Green 2 (3 350 рублей), Continental ContiPremiumContact 5 (4 000 рублей), Formula Energy (2 600 рублей). Эти шины подойдут тем, кто:
- предпочитает агрессивное вождение с частыми перестроениями;
- любит быстрое замедление как на теплой мокрой дороге, так и на знойной сухой;
- не может без путешествий: плавность хода и «держак» на сухом/мокром асфальте у этих моделей превосходны.
Но не стоит забывать, что в этой тройке все сделано в ущерб прочности. Об этом говорят отзывы, которые грешат на слишком мягкие боковины. Поэтому, если в предполагаемом регионе использования дороги неважные, обратить внимание стоит на японок – Toyo Proxes CF2 и Bridgestone Turanza T001. Ради справедливости стоит отметить, что это самые температуростойкие шины – они тормозят одинаково как при + 27°C, так и при +6°C. Поэтому их и Dunlop SP Touring R1 можно рекомендовать для эксплуатации в тех уголках страны, где температура летом не превышает 15-17°C, да и сама пора отличается высокой частотой осадков.
Ценителям тонкостей будет полезна такая информация:
- В борьбе за низкий расход топлива выигрывает Тойо Проксес ЦФ-2.
- Превосходным акустическим комфортом могут похвастаться Континенталь, Данлоп, Ханкук, Нордман и Йокогама.
- Комфортабельное передвижение гарантируют Nokian, Dunlop, Formula и Nordman.
Свежий прогноз: когда в Россию придет зима
Согласно прогнозу Гидрометцентра «настоящая зима» придет в Россию в период с начала ноября по середину декабря (в зависимости от региона). Эксперты предполагают, что снежный покров может укутать Столицу уже к 24-21 ноября.
В целом, по мнению специалистов, в 2022 г. зима будет относительно спокойной, в западных и южных регионах она напомнит позднюю осень с промозглой погодой и холодным ветром.
Затяжных аномальных морозов не прогнозируется. По-настоящему морозной зима ожидается в ЯНАО, Чукотском автономном округе, ХМАО, Республике Саха, Магаданской области и в Красноярском крае.
В центре России сильные морозы ожидаются в январе-начале февраля, однако температура воздуха не опустится до аномально низких отметок.
В Адыгее, Ростовской области, Краснодарском крае и в Крыму сильных морозов вообще не ожидается.
В Пермском крае, в Сибири и республике Коми в декабре температура может опуститься до минус 30-35 градусов.
Подбор летних шин на авто
Летние шины отличаются от зимних рисунком протектора и составом резиновой смеси. Резиновая смесь разработана таким образом, чтобы сохранять оптимальный уровень жесткости при высоких температурах и не терять сцепление во время осадков. Рисунок протектора определяет качество сцепления с сухой и мокрой дорогой. Обратите внимание на его направление и симметричность.
Летние модели бывают нескольких категорий:
-
С симметричным ненаправленным рисунком. Универсальные и бюджетные автошины. Взаимозаменяемые и легко монтируются. Идеальны для спокойной городской езды. Из недостатков автовладельцы отмечают плохую управляемость на высокой скорости и мокрой поверхности. В базовой комплектации большинства легковых автомобилей и некоторых внедорожников именно такие автошины.
-
С симметричным направленным рисунком. Отличаются высокой управляемостью на мокрой асфальтированной дороге, но не подходят для езды по грунтовым поверхностям. Из недостатков отмечают высокий уровень шума.
-
Шины для лета с асимметричным ненаправленным рисунком. Улучшают скоростные показатели автомобиля, отличаются повышенной управляемостью и подходят для передвижения на асфальтированных покрытиях. Канавки на поверхности протектора успешно отводят воду.
-
С асимметричным направленным рисунком. Встречаются реже, но сочетают в себе плюсы остальных типов протектора. У них высокий индекс скорости, хорошая курсовая устойчивость и управляемость в любую погоду. Не деформируются и предотвращают аквапланирования. Из минусов — высокая стоимость и сложность монтажа.
При какой температуре меняют зимнюю резину на летнюю
При повышении среднесуточной температуры более +5 С° рекомендуется сменить зимнюю резину на летнюю. В таких условиях смеси, из которых изготовлены летние шины уже начинают «работать» и выполнять свои функции. По сравнению с зимними шинами летние экономят своему владельцу не только топливо, но и финансы. Ведь зимние шины тяжелее и сильнее изнашиваются при положительных температурах.
Так нужно ли менять шины сразу после того, как растаял снег? Конечно же нет! Важно набраться терпения и дождаться не только устойчивой плюсовой температуры днём, но и отсутствия вполне возможных в нашем климате ночных кратковременных заморозков. В этом смысле, как говорится, лучше «переездить».
Особенно это касается тех, кто перемещается по загородным второстепенным дорогам, так как городские улицы и магистрали с шоссе активно обрабатывают противогололёдными реагентами.
Требования к летней резине в 2021 году
Требования к летней резине в 2021 году представлены в Разделе 5 Приложения 8 к Техрегламенту ТР ТС 018/2011:
- на автомобиле должны стоять шины, рекомендованные заводом-изготовителем;
- размерность покрышек должна соответствовать колесному диску;
- по категории скорости и индексу несущей способности резина должна соответствовать максимальной скорости ТС согласно техдокументации и допустимой массе, приходящейся на 1 покрышку (например, маркировка 82H будет означать, что шину можно установить на авто с макс. скоростью до 210 км/ч и в случае, если на нее не будет приходиться нагрузка более 475 кг);
- высота протектора у летней резины должна быть более 1,6 мм (для легковых автомобилей, грузовых с массой до 3500 кг и прицепов до 3500 кг), 2 мм – для автобусов, 0,8 мм – для мототранспортных средств, 1 мм – для всех остальных (грузовиков и прицепов более 3500 кг);
- повреждения шин не допускаются (различные пробои, сквозные и несквозные порезы), обнажающие корд, расслоения каркаса, боковины, герметизирующего слоя.
Штрафные санкции за «неправильную» зимнюю резину
В текущем году действующее административное законодательство не содержит ссылок на Технический регламент. Другими словами, оштрафовать водителя за отсутствие на его автомобиле зимних шин невозможно. Однако не исключено, что в ближайшем будущем такая правовая норма и соответственно штрафная санкция будут введены.
Читать так же: Закон об уличной торговле
Закон предусматривает ответственность за эксплуатацию изношенных зимних шин, в виде наложения на нарушителя штрафа в размере 500 рублей или его предупреждение (что тоже считается привлечением к административной ответственности). Подобный штраф налагается на водителя, автомобиль которого находится на резине, имеющей маркировку M+S и т. п. При этом глубина протектора шины в наиболее «убитом» месте должна составлять менее 4 мм и авто эксплуатироваться на обледеневшей или заснеженной дороге (трассе).
Технические параметры
Летние шины от зимних отличаются глубиной протектора. У резины, использующейся в теплое время года, значение показателя должно составлять минимум 1,6 мм. В период, когда на дороге образуется наледь, разрешается использовать покрышки, глубина протектора которых составляет 4 мм. Если протектор стерся, потребуется осуществить незамедлительную замену покрышек. В иной ситуации машина может быть признана несправной. Это позволит сотруднику ГИБДД применить штраф в отношении водителя.
Чтобы обывателю было проще разобраться в разновидностях шин, производители проставляют на товаре маркировки. Разрешается использовать:
- С марта по ноябрь — летние шины. Маркировки не имеют.
- С сентября по май — зимние шипованные шины. Имеют маркировку «M+S» (Mud + Snow) и/или «Winter».
- Круглый год — зимние нешипованные шины. Имеют маркировку «M+S» (Mud + Snow), «Winter», «All season» или «All weather».
Вот типичная информация о новом законе о зимней резине с ноября месяца. Также данные распространяются преимущественно посредством мессенджеров WhatsApp, Viber и Telegramm.
Между тем, подтверждающие законодательные инициативы в таких сообщениях отсутствуют, а ссылаются авторы на якобы изменения в ПДД и новой возможности сотрудников ГИБДД штрафовать водителей на летних шинах.
Среди основных тонкостей поправок следующие:
- зимние шипованные покрышки обязательны на всех автомобилях на дорогах России с 1 ноября (по другим источникам – с 11 числа) 2019 года,
- но инспекторам ДПС разрешается в первый раз не выписывать штраф, потому как якобы не все водители успели узнать о новом законе и подготовиться, закупив зимнюю резину,
- в законодательстве теперь якобы есть обязанность водителей устанавливать шины только соответственно грузоподъёмности и скорости транспортного средства.