Все, что следует знать о бюджете страны
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Все, что следует знать о бюджете страны». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Кocвeнныe нaлoги – этo oбязaтeльныe oтчиcлeния, взимaeмыe c пpибыли oт пpoдaжи тoвapoв и ycлyг. Глaвнaя ocoбeннocть нeпpямoгo нaлoгa (кoтopый тaкжe мoжeт имeнoвaтьcя дoбaвoчным) зaключaeтcя в тoм, чтo oн изнaчaльнo включaeтcя в итoгoвyю cтoимocть. Taким oбpaзoм, пpиoбpeтaя тoвap или ycлyгy, пoкyпaтeль oплaчивaeт, в тoм чиcлe, и cyммy oтчиcлeний, кoтopыe бyдyт нaпpaвлeны пpoдaвцoм в бюджeт гocyдapcтвa.
Кocвeнныe oтчиcлeния в бюджeт
BAЖНO! Пo мнeнию мнoгиx экcпepтoв, пpямыe нaлoги пpинocят в кaзнy cтpaны гopaздo мeньший дoxoд пo cpaвнeнию c кocвeнными oтчиcлeниями. Пoэтoмy дoбaвoчныe нaлoги являютcя вaжнoй cocтaвляющeй нaциoнaльнoй экoнoмики.
B итoгe нa вoпpoc «чтo знaчит кocвeнный нaлoг пpocтыми cлoвaми?» мoжнo oтвeтить, чтo этo дoпoлнитeльнaя нaцeнкa нa тoвap, ycтaнaвливaeмaя пpoдaвцoм c цeлью дaльнeйшeгo oтчиcлeния в гocyдapcтвeнный бюджeт.
В структуру входят две составляющие: доходная и расходная.
К доходной части относятся:
- федеральные прямые и косвенные налоги;
- акцизные и таможенные пошлины и сборы;
- региональные и местные налоги.
К расходной части относятся:
- финансирование отраслей промышленного сектора экономики;
- финансирование агропромышленного комплекса и сельского хозяйства;
- затраты на оборону и правоохранительную деятельность;
- финансирование социального блока, а также науки, образования, здравоохранения.
Опыт СМИ в поддержании законодательных инициатив в сфере налогообложения
Средства массовой информации традиционно относятся к любым нововведениям в налоговой сфере скептически и в первую очередь ставят своей целью оценить все позитивные и негативные последствия для экономики и общества.
Безусловной поддержкой СМИ пользовались только законодательные инициативы, которые были однозначно позитивными для налогоплательщиков, как, например, отмена налога с продаж в 2004 году или снижение страховых взносов в социальные фонды для предпринимателей.
В 2014 году в СМИ развернулась кампания по информированию населения об изменении порядка расчета налога на имущество физических лиц: было объявлено, что вместо привычной инвентаризационной стоимости в 2016 году налог будут рассчитывать, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Новый принцип декларировался как способ более справедливый, позволяющий повысить налоговую нагрузку на владельцев дорогой недвижимости.
Некоторые СМИ подогревали панические настроения, возникшие в обществе, и прогнозировали рост налога до неподъемной для населения величины. Однако большинство СМИ взвешенно подошли к этой теме, разъяснив на примерах, что размер налога для большинства изменится незначительно. Это помогло заметно снизить градус напряженности в обществе.
В 2015 году благодаря СМИ распространилась информация о появлении инвестиционного налогового вычета для владельцев индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС). Этот вид счетов и связанная с ним налоговая льгота были специально разработаны в рамках государственной политики по стимулированию инвестиционной активности населения. СМИ принадлежит большая заслуга в популяризации этого нового финансового продукта и преимуществ, которые получает инвестор, который управляет своим портфелем посредством ИИС.
1Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 16.
2Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 25.
3Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 19.
4Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 4.
5Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 27.
6Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – с. 21.
7Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 9.
8Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) о т 31.07.1998 № 146-ФЗ, с посл. изм. и доп. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000.
9Рахманова С. Ю. Актуально о НДФЛ. / М.: Бератор-Паблишинг, 2008. – с. 3
10Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 3.
11Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – с. 18.
Популярные виды сборов: НДФЛ
Самым, пожалуй, распространенным в России прямым налогом является НДФЛ. Его обязаны уплачивать все физические лица, проживающие на территории РФ и получающие в том или ином виде персональный доход. Это могу быть как граждане России, так и подданные иностранных государств. Возможен вариант, при котором плательщиками НДФЛ будут лица, не имеющие паспорта какой-либо страны.
Объектом налогообложения выступает получение дохода за счет предпринимательской деятельности, наемной работы, продажи чего-либо. Учитывается не только выручка наличными, но также и натуральная форма доходов (по рыночной цене или определяемой государством стоимости).
Типовая ставка НДФЛ в России составляет 13%. Для нерезидентов страны ставка существенно выше — 30%. Самое интересное, что к такому статусу могут быть причислены и граждане РФ — в тех случаях, когда основную часть времени живут за рубежом. В свою очередь, статус резидента получают иностранцы, если проживут в России более 183 дней в течение 12 месяцев.
Во многих зарубежных аналог НДФЛ возвращается, если доходы граждан ниже определенного уровня. В России механизма, в точности повторяющего такую схему, нет, но есть множество других оснований для возврата уплаченных сборов. Такие процедуры называются в РФ «налоговыми вычетами».
Таблица прямых и косвенных налогов
Все виды налогов можно свести в таблицу:
Вид налога | Наименование налога | Бюджеты: федеральный, региональный, местный | ||
1 | 2 | 3 | ||
Прямые налоги | Для физических лиц | |||
НДФЛ | прямой федеральный |
|||
Налог на имущество | прямой местный | |||
Транспортный налог | прямой региональный |
|||
Земельный налог | прямой местный |
|||
Водный налог | прямой федеральный | |||
Для юридических лиц | ||||
Налог на прибыль | прямой федеральный | |||
НДФЛ с работников | прямой федеральный | |||
Налог на имущество | прямой региональный | |||
Транспортный налог | прямой региональный | |||
Земельный налог | прямой местный | |||
НДПИ | прямой федеральный | |||
Налог на игорный бизнес | прямой региональный | |||
Водный налог | прямой федеральный | |||
Торговый сбор | прямой местный | |||
Косвенные налоги | НДС | косвенный федеральный | ||
Акциз | косвенный федеральный |
Факты о косвенных налогах
К косвенным сборам относятся суммы, подлежащие выплате в казну государства на основе устанавливаемых непосредственно налогоплательщиком надбавок к основной стоимости какого-либо актива. Самые распространенные виды такого типа денежных обременений — акцизы, таможенные пошлины, а также НДС.
Сборы такого типа называются косвенными потому, что фактически их оплату производит не сам субъект перечисления сборов, а некоторое третье лицо. Как правило — покупатель товара. НДС, пошлины и акцизы — это издержки, которые закладываются предпринимателем в отпускную стоимость товара (можно сказать, что наравне с расходами на транспорт, погрузку, закупку у производителя, рекламу и т.д.).
Этим-то и отличаются налоги прямые и косвенные: в случае с первыми, плательщик сознательно переводит денежные средства государству, а при уплате вторых — за него это делают третьи лица. Которые, в свою очередь, могут и не быть осведомленными об этом (все-таки нюансы начисления того же НДС, а также определения его доли в себестоимости товара — как правило, закрытая для покупателей информация).
О двойном налогообложении
Ситуация, о которой идет речь, возникает, если человек, являющийся гражданином одной страны, платит в ней налоги — прямые и косвенные. И делает то же самое, по тем же основаниям, находясь в другом государстве. Например, если у нас открыт бизнес в Германии, то мы, с одной стороны, обязаны платить налоги в немецкую казну, с другой — перечислять соответствующие суммы в российский бюджет. Касательно косвенных сборов — мы, приобретая товары в берлинском супермаркете, точно так же платим за него НДС. Ставки налогов в России и Германии при этом, как правило, различаются.
Такое положение дел невыгодно для граждан и предпринимателей. Поэтому, в мировой практике дипломатических отношений между разными странами принято по возможности составлять соглашения об обходе двойного налогообложения. Есть и односторонний метод избегать этого явления — издание национальных законов, разрешающим гражданам, ведущим бизнес за рубежом, не платить у себя на родине налоги тех типов, что начислены в другой стране. Либо делать послабления, в свою очередь, для иностранцев (например, власти многих европейских стран позволяют зарубежным гражданам, делающим покупки в немецких магазинах, возвращать уплаченный НДС при выезде из государства, заполнив специальное заявление на таможне — если, конечно, сохранились чеки).
Данный тип налогов в исторической картине возник значительно раньше в сравнении с косвенными платежами. Прямые налоги – обязательные сбор, поэтому они должны быть внесены в государственную казну абсолютно каждым гражданином нашей страны. В рамках классификации этих сборов также может быть выделено два основополагающих типа – реальные и личные взносы. Установление прямых налоговых выплат происходит на доходные части и имущество. Субъект и государство имеют между собой прямую связь. Со стороны налогоплательщика появляется давление, как уже говорилось. Еще одним ключевым фактором является сложность в проведении расчета детальной налоговой суммы. Прямым налогом является сумма, которая выплачивается из своего кармана и исчисляется от стоимости выручки.
Основные функции налогов
Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.
Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.
Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).
Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.
Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.
Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.
Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.
Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.
Налог на доходы физических лиц уплачивается со всех видов доходов, полученных в налоговом периоде (календарном году), как в денежной, так и в натуральной форме:
- Ø от источников в Российской Федерации и/или от источников за пределами Российской Федерации физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации;
- Ø от источников в Российской Федерации физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.
Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами признаются:
- Российские военнослужащие, проходящие службу за границей;
- Сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ.
В соответствии со ст. 226 НК РФ обязанность исчислить, удержать и уплатить сумму налога в отношении доходов, выплачиваемых физическому лицу, возложена на налогового агента, как правило, работодателя.
Однако в некоторых случаях физическим лицам необходимо самостоятельно исчислить сумму налога путём подачи в налоговый орган налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц, в которой и рассчитывается сумма налога, подлежащая уплате в бюджет. К таким физическим лицам относятся:
- индивидуальные предприниматели;
- нотариусы, адвокаты, арбитражные управляющие и иные лица, занимающиеся частной практикой;
- физические лица, получившие доходы:
- †’ РѕС‚ продажи имущества (например, квартиры, автомобиля Рё С‚.Рї.), находившегося РІ собственности РЅР° момент продажи менее трёх лет, Рё имущественных прав;
- †’ РІ РІРёРґРµ различного СЂРѕРґР° выигрышей (РІ лотереях, казино, игровых автоматах, тотализаторах Рё букмекерских конторах, РѕС‚ участия РІ рекламных акциях, конкурсах Рё С‚.Рї.);
- †’ РїРѕ договорам гражданско-правового характера (например, РґРѕС…РѕРґС‹ РѕС‚ сдачи имущества РІ наём (аренду);
- †’ РІ РІРёРґРµ вознаграждения, выплачиваемого РёРј как наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, Р° также авторов изобретений, полезных моделей Рё промышленных образцов;
- †’ РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ дарения РІ денежной или натуральной форме (недвижимость, транспортные средства, акции, доли, паи Рё С‚.Рґ.) РѕС‚ лица, РЅРµ являющегося членом семьи или близким родственником;
- †’ РїСЂРё получении которых налоговым агентом РЅРµ был удержан налог Рё С‚.Рґ.
Ставки налога
Налоговым кодексом предусмотрено пять налоговых ставок на доходы физических лиц: 13% — общая налоговая ставка и 9, 15, 30 и 35% — специальные налоговые ставки (табл. 6).
Таблица 6
Виды налоговых ставок на доходы физических лиц
Ставка |
Объект налогообложения |
9% |
Дивиденды, полученные от российских организаций физическими лицами, которые являются налоговыми резидентами РФ |
15% |
Дивиденды, полученные от российских организаций физическими лицами, которые не являются налоговыми резидентами РФ |
30% |
Доходы (за исключением дивидендов), которые получены физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ |
35% |
— стоимость выигрышей и призов в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг. Причем налог платится с суммы превышения стоимости таких выигрышей и призов 4000 руб.;
|
13% |
Все остальные доходы |
Основная ставка налога на доходы физических лиц составляет 13% и применяется в отношении большинства доходов физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации. Прежде всего, к таким доходам относится заработная плата, налог с которой рассчитывается, удерживается и перечисляется в бюджет налоговым агентом, как правило, работодателем; также относятся вознаграждения по гражданско-правовым договорам; доходы от продажи имущества, а также некоторые другие виды доходов.
Косвенные налоги на бизнес и физических лиц с точки зрения государства
По сравнению с прямыми сбор косвенных налогов для государства представляется более простой задачей. В данном случае основным налогоплательщиком является бизнес, а налоговой базой – выручка от реализации или добавленная стоимость, т.е. показатели, которые несложно проконтролировать во время проверки.
Предприятие может некоторое время не получать прибыль или не иметь в собственности (арендовать) недвижимость, но добавленная стоимость генерируется практически всегда, если ведется хоть какая-нибудь деятельность. Физические лица могут не являться плательщиками НДФЛ (например, пенсионеры), но они любом случае опосредованно платят косвенные налоги, включенные в цену приобретаемых товаров.
Поэтому можно сказать, что, в отличие от прямых, косвенные налоги обязательны для уплаты всеми экономическими субъектами на территории государства.
Кроме того, т.к. эти налоги уплачиваются с оборота, то при наличии инфляции суммы налоговых платежей «автоматически» растут пропорционально росту цен.
Поэтому в государствах с относительно высоким уровнем инфляции и сложностями в налоговом администрировании (к которым относится и Россия) соотношение прямых и косвенных налогов, как правило, сдвигается в пользу последних.
Косвенные налоги и эластичность спроса
Говоря о перераспределении налогового бремени на конечного потребителя товаров и услуг не следует забывать о том, что цены нельзя повышать до бесконечности. А до какой степени можно? Это зависит от показателя, называемого эластичностью спроса. Спрос тем более эластичен, чем сильнее он меняется при изменении какого-либо влияющего фактора (для нашего случая – чем сильнее снижается при росте цены).
Соответственно, чем менее эластичен спрос на определенную группу товаров, тем большую часть нагрузки по косвенным налогам производитель может переложить на потребителей своей продукции.
Не случайно самыми высокими косвенными налогами – акцизами облагается в первую очередь алкогольная и табачная продукция. Эластичность спроса на эти группы товаров очень низка (попросту говоря, их будут покупать практически по любым ценам), что и гарантирует поступления в бюджет по данному налогу.