Учетная политика на 2022 год. Что отразить по новым ФСБУ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учетная политика на 2022 год. Что отразить по новым ФСБУ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 2022 года ввели новые федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора: среди них — сведения о показателях бухгалтерской (финансовой) отчетности по сегментам. Его применяют учреждения, которые формируют консолидированную отчетность. ФСБУ определяет порядок раскрытия сведений о показателях отчетности по сегментам в составе годовой консолидированной отчетности. Такие отчеты формируют, в том числе, и главные распорядители бюджетных средств (ГРБС), которые осуществляют функции и полномочия учредителя для бюджетных и автономных учреждений. Кроме того, консолидированную отчетность формируют финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.
Формирование первичных документов на бумажном носителе
При установлении правил документооборота автономным учреждениям необходимо учитывать положения Приказа Минфина России от 30.03.2015 № 52н, предусматривающие приоритетность формирования первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета по унифицированным формам в виде электронных документов.
Формирование на бумажном носителе первичных учетных документов по унифицированным формам документов, утвержденным Приказом № 52н, допустимо в следующих случаях (Письмо Минфина России № 02-07-07/98091):
-
при обеспечении соблюдения требований законодательства РФ о защите обрабатываемых персональных данных, а также сведений, составляющих государственную тайну, и иной информации с ограниченным доступом, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну;
-
при отсутствии технической возможности (при условии представления в бухгалтерию электронного образа такого документа).
* * *
В заключение определим основные мероприятия, которые необходимо реализовать для обеспечения успешного перехода на применение Приказа № 61н с 1 января 2023 года:
1. Привести учетную политику автономного учреждения в соответствие требованиям Приказа № 61н, в том числе внести дополнения в график документооборота с учетом использования электронных документов (определить сроки формирования, подписания, утверждения электронных документов, передачи первичных (сводных) учетных документов для их отражения в бухгалтерском учете).
2. Обеспечить наличие в программном продукте, используемом автономным учреждением для ведения бухгалтерского учета, реализованных форм электронных первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, которые обязательны к применению с 1 января 2023 года.
3. Обеспечить техническую возможность обмена электронными документами.
4. Определить список лиц, ответственных за формирование и подписание электронных документов.
5. Обеспечить всех сотрудников, составляющих и подписывающих электронные документы, простой ЭП или ЭЦП в соответствии с полномочиями на подписание и утверждение документов, определенных Приказом № 61н.
6. Обеспечить всех должностных лиц, утверждающих и согласовывающих электронные документы, ЭЦП.
7. Провести мероприятия по синхронизации справочников ГИИС «Электронный бюджет» и программного продукта, используемого в автономном учреждении для ведения бухгалтерского учета.
Обращаем внимание на то, что Приказом Минфина России от 28.06.2022 № 100н вносятся изменения в Приказ № 61н.
В перечень форм электронных первичных учетных документов добавят формы:
-
0510448 – акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов;
-
0510450 – накладная на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов;
-
0510451 – требование-накладная;
-
0510452 – акт приемки товаров, работ, услуг;
-
0510453 – извещение о трансферте, передаваемом с условием;
-
0510521 – заявка – обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема через подотчетное лицо.
В перечень электронных регистров бухгалтерского учета добавят формы:
-
0509211 – карточка учета капвложений;
-
0509214 – карточка учета права пользования нефинансовым активом.
В 2023 году по налогу на прибыль предусмотрены такие корректировки:
- изменится срок сдачи декларации — до 25-го числа месяца после отчетного периода и до 25-го марта — для годовой декларации;
- сроки уплаты авансового и годового платежей не изменятся — до 28-го числа месяца после отчетного периода для авансов и до 28-го марта по годовому налогу;
- отрицательные курсовые разницы необходимо будет учитывать в расходах только на дату погашения обязательства;
- введут новые основания для применения ускоренной амортизации — для исключительных прав на ПО и базы данных из реестра отечественного ПО и для амортизируемых основных средств из реестра отечественной радиоэлектронной продукции, предусматривается коэффициент 1,5 для расходов по налогу на прибыль при приобретении прав на использование ПО и баз данных из сферы искусственного интеллекта, которые числятся в реестре российского ПО, а также новый инвестиционный вычет — 100% на установку, тестирование, адаптацию, модификацию ПО и баз данных из реестра российского ПО или основных средств из реестра российской радиоэлектронной продукции.
По НДС предусмотрены такие корректировки:
- изменится срок уплаты налога — до 28-го числа каждого из трех месяцев, идущих за прошедшим кварталом;
- уточнят порядок возмещения НДС на основании ст. 176, 176.1 НК из-за перехода на единый налоговый платеж. Суммы, которые подлежат возмещению, будут направляться в счет увеличения сальдо единого налогового счета, а получить возврат НДС деньгами налогоплательщик сможет, если на ЕНС будет положительное сальдо по всем налогам.
Обновления по спецрежимам
С 2023 года перейти на автоматизированную УСН смогут не только вновь зарегистрированные налогоплательщики, но и уже действующие, если они соответствуют требованиям, которые установлены для этого спецрежима.
При применении обычной УСН предусмотрены такие корректировки:
- изменится срок сдачи декларации — до 25-го марта (для юрлиц) и до 25-го апреля (для ИП);
- изменятся сроки уплаты авансового и годового платежей — до 28-го числа месяца после отчетного периода для авансов для всех плательщиков, до 28-го марта по годовому налогу (для юрлиц), до 25-го апреля по годовому налогу (для ИП);
- для сдачи отчетности будет применяться обновленная форма декларации по УСН;
- в перечень видов деятельности, при которых запрещено применять УСН, включили с 2023 года ювелирную деятельность.
Нематериальные активы
По ФСБУ, к нематериальным активам относятся исключительные и неисключительные права пользования. Пользовательские права на лицензионные программы не учитываются на забалансе по счету 01, их отражают на балансе по новым аналитическим счетам к регистру 0 111 00 «Права пользования активами».
Детализировали учет исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, дополнив счет 0 102 00 «Нематериальные активы» новой аналитикой. Для отражения прав пользования нематериальными активами используют новые подстатьи по КОСГУ:
- неисключительные права с определенным сроком полезного использования отражают на подстатьях 352 и 452;
- неисключительные права с неопределенным сроком полезного использования — на подстатьях 353 и 453.
Этот ФСБУ содержит методологию составления и предоставления бухгалтерской отчетности. Некоторые отчетные данные придется раскрывать в обязательном порядке.
Активы и обязательства учреждения будут разделены на краткосрочные и долгосрочные, или оборотные и внеоборотные соответственно.
Также чиновники определили ряд принципов, которым должна отвечать бюджетная отчетность учреждения:
- уместность (релевантность);
- достоверное предоставление (полнота, нейтральность, отсутствие существенных ошибок);
- верификация;
- своевременность;
- существенность;
- сопоставимость;
- понятность.
Как считать амортизацию
Для каждого объекта нематериального актива организация должна определить срок полезного использования (период, в течение которого использование нематериального актива будет приносить экономические выгоды). А для отдельных объектов нематериальных активов срок полезного использования определяется исходя из количества продукции или объёма работ или услуг в натуральном выражении, которое организация планирует получить от использования такого объекта нематериальных активов.
Срок полезного использования можно определить исходя из:
- из срока действия прав организации на результаты интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации;
- срока действия разрешения или лицензии на осуществление отдельных видов деятельности;
- ожидаемого периода использования объекта с учётом нормативных, договорных и других ограничений использования и намерений руководства организации в отношении использования такого объекта
- ожидаемого морального устаревания, например, в результате изменения или усовершенствования производственного процесса, рыночного спроса и других факторов;
- срока полезного использования иного актива, с которым НМА связан (например, материального носителя).
Объекты нематериальных активов, для которых срок полезного использования определить нельзя, не подлежат амортизации.
Амортизацию по общему правилу начинают начислять с даты признания объекта в бухгалтерском учёте, а прекращают — с момента его списания. Начисление амортизации можно приостановить, если ликвидационная стоимость объекта становится равной его балансовой стоимости или превышает её.
Способ амортизации нужно выбирать в зависимости от того, каким периодом определяют срок полезного использования.
- Если это период, когда нематериальный актив будет приносить экономические выгоды, выбирают линейный способ или способ уменьшаемого остатка.
- Если исходят из количества продукции (объёма работ или услуг), которые ожидают получить от использования нематериального актива — амортизация проводится пропорционально количеству продукции.
Каковы основные требования к документам?
- документы бухгалтерского учета должны быть составлены на русском языке,
- документы, составленные на иностранном языке, должны содержать построчный перевод на русский язык,
- денежное измерение осуществляется в рублях, если факт хозяйственной жизни (ФХЖ) осуществлялся в валюте, то запись производится в валюте и рублях,
- в качестве даты составления первичного учетного документа указывается дата его подписания, если дата составления первичного учетного документа и дата совершения сделки отличаются, то указываются обе даты,
- экономический субъект имеет право включать в документ бухгалтерского учета реквизиты, являющиеся дополнительными к обязательным реквизитам,
- записи в бумажных документах бухгалтерского учета должны выполняться при помощи пишущих инструментов, которые обеспечат сохранность записи в течение срока хранения документов. Такими средствами могут быть краска, чернила, шариковая ручка и т.п. Нельзя использовать простые карандаши,
- при составлении электронных документов должна быть возможность подготовки копий таких документов на бумажном носителе.
Новые понятия и обновленные термины
ФСБУ 14/2022 вводит понятие «лимит стоимости НМА». Это новшество для отечественного бухучета – в действующих правилах такого нет. Компания устанавливает лимит сама и прописывает в учетной политике. Если стоимость единицы актива ниже этого предела, на балансе в качестве НМА такой актив не учитывается.
Пример
Компания ООО «Пластиковые и металлические конструкции» применяет новый ФСБУ 14/2022. В ее учетной политике с учетом существенности информации установлен лимит стоимости НМА в размере 120 000 руб.
Компания приобрела исключительные права на компьютерную программу за 115 000 руб. Затраты сразу списала в расходы периода, так как стоимость программы оказалась ниже лимита. Учет программы бухгалтерия компании будет вести на забалансовом счете.
На сегодня лимит стоимости ОС в бухгалтерском учете — 40 тыс. рублей. Это означает, что актив, имеющий все признаки ОС, но стоимостью меньше лимита, есть возможность сразу списать на издержки после начала использования – исходя из норм ПБУ 6/01 он признается материальными запасами.
В ФСБУ 6/2020 такого ограничения уже нет. Лимит отнесения активов к основным средствам устанавливает сама фирма, исходя из особенностей своей деятельности и используемых ОС. Например, пороговое значение в 150 тыс. руб. или в 100 тыс. руб., закрепленное в учетной политике, будет законным основанием все активы ниже этой стоимости считать МПЗ и списывать их однократно на текущие расходы.
Такое новшество снимает проблему разниц между НУ и БУ. Сейчас лимит отнесения к основным средствам в налоговом учете — 100 тыс. руб., а в бухгалтерском, как сказано, меньше. Образующиеся разницы приходится регулировать дополнительными проводками, что увеличивает вероятность ошибок. Организации, применяющие ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», теперь смогут установить единый лимит по двум видам учета 100 тыс. рублей и снять эту проблему.
Стандарты экономического субъекта
Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета.
Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно.
Стандарты экономического субъекта применяются равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.
Экономический субъект, имеющий дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами. Стандарты указанного субъекта, обязательные к применению основным обществом и его дочерними обществами, не должны создавать препятствия осуществлению такими обществами своей деятельности.
Согласно ст. 21 Федерального закона «О бухгалтерском учете», рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в отношении порядка применения федеральных и отраслевых стандартов, форм документов бухгалтерского учета, форм ведения учета, организации бухгалтерских служб предприятий, технологии ведения бухгалтерского учета, порядка организации и осуществления внутреннего контроля, а также порядка разработки стандартов экономических субъектов.
Рекомендации в области бухгалтерского учета разрабатываются и принимаются субъектами негосударственными регуляторами. В отличие от федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, они не являются обязательными к применению. Но еще раз подчеркну: ни Минпромторг, ни Минтранс, ни Минсельхоз и никакое иное государственное ведомство больше не является регулятором бухгалтерского учета. А значит, все специфичные для отрасли решения предприятию придется разрабатывать самому или пользоваться существующими рекомендациями.
Лидером в области разработки рекомендаций является Фонд НРБУ «БМЦ», начавший работу над ними еще в 2008 г. По состоянию на 01.05.2018 Фондом НРБУ «БМЦ» принято 88 рекомендаций (из них 22 за 2016–2017 гг.), 62 из которых посвящены порядку применения ФСБУ и ПБУ безотносительно отрасли деятельности, а 26 – порядку их применения в специфичных для конкретных отраслей ситуациях. Таким образом, крупный бизнес (а членами Фонда НРБУ «БМЦ» являются преимущественно крупные корпорации) понял необходимость стандартизации учетных практик как по специфическим внутриотраслевым вопросам, так и в сфере применения ФСБУ и ПБУ.
Распределение рекомендаций Фонда НРБУ «БМЦ» в области бухгалтерского учета по отраслям применения
Отрасль | Количество рекомендаций |
Любая | 63 |
Нефтегазовая промышленность | 9 |
Машиностроение | 6 |
Связь | 4 |
Торговля | 2 |
Горнодобывающая промышленность | 1 |
Сельское хозяйство | 1 |
Лизинг | 1 |
Деятельность некоммерческих организаций | 1 |
Изменения для бухгалтера
- Передача социальных взносов в ведение ФНС. Получается, что теперь ФСС будут отвечать лишь за взносы по травматизму, тогда как вся остальная отчётность перейдёт в подчинение ФНС.
- Новый срок сдачи доклада согласно страховому взносу. Отмеченный документ придётся подавать 4 раза в год на протяжении 30 дней после месяца, считающегося отчётным.
- Изменения в ведомостях по взносам. В будущем аннулируются нынешние формы РСВ-1 и 4-ФСС, а на их месте появится иной вид налоговых обязательств. Какой именно пока точно неизвестно.
- Отчётность о стаже работников. Обновлённый вид документа придётся сдавать один раз в год до 1 марта.
- Смена кодировки бюджетной классификации касательно страхового взноса. Так как бухгалтерские вклады теперь будут поступать непосредственно в налоговую, начнут действовать совершенно новые КБК.
- Обновлённый срок сдачи СЗВ-М. Указанную форму придётся подавать до 15 числа месяца, который следует сразу за отчётным.
- Иной стандарт снижения вкладов на травматизм. Если компания не подаст подтверждение всех видов деятельности своих работников, ФСС самостоятельно установит тариф взноса относительно самых рискованных вариантов.
- Суточные, размер которых превышает некий лимит обзаведутся налогом. Обычно указанное начисление не имеют подобного взыскания до некого уровня. При поездках по России этот предел равен 700 рублей, тогда как для поездок за границу – 2,5 тыс.
- Увеличение штрафов за несвоевременную подачу отчётности в ПФР. В случае игнорирования подачи ведомости в отведённые для этого сроки, начисляется наказание в размере 1 тыс. рублей.
- Привязка зарплаты верховных должностей к ведомости обычных сотрудников предприятия. Указанное нововведение в первую очередь касается государственных и муниципальных мероприятий. С зарплата всех членов правления обязана соотноситься к оплате труда обычных штатных работников.
ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»
С 1 января 2022 года необходимо применять ФСБУ 25/2018. Некоторые компании уже начали применять его в добровольном порядке.
Арендатор больше не будет делить аренду на операционную и финансовую, а учитывать в дебете активного счета начнет не само имущество, а право пользования активом (ППА), на которое и будет начисляться амортизация. По кредиту для равновесия указывается обязательство по аренде, которое постепенно погашается.
Будущие платежи по обязательствам нужно будет дисконтировать независимо от срока аренды. Ставка дисконта определяется арендатором самостоятельно.
Арендодатели оставят разделение аренды на финансовую и операционную — от этого будут зависеть проводки. При этому случаи, которые относятся к финансовой аренде, прописали в стандарте. Все доходы от финансовой аренды арендодатель признает как проценты по новому виду актива — «инвестициям в аренду». Для операционной аренды нужно по-прежнему учитывать периодические поступления.
Сложнее всего будет разобраться с тем, как применять новые правила.
Перечень ПБУ о бухгалтерском учете в 2021-2022 годах
Правила бухучета, применяемые в РФ в 2021-2022 годах, представлены следующим перечнем:
О ПБУ 9/99 и 10/99 читайте здесь.
Какие нюансы следует учитывать, применяя стандарт по учету ФСБУ 5/2019, узнайте в Обзоре от КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и бесплатно изучите материал.
ПБУ 6/01 утратил силу с 01.01.2022. Вместо него ввели два новых ФСБУ: 6/2020 «Основные средства» и 26/2020 «Капитальные вложения». Что изменили новые стандарты по сравнению с ПБУ 6/01, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Как применять ПБУ 18/02 при возникновении постоянных и временных разниц между бухгалтерским и налоговым учетом, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ и переходите в Готовое решение.
ФСБУ 25/2018 «Аренда», утвержденный приказом Минфина России от 16.10.2018 № 208н, нужно применять с 2022 года. Почитать о нем можно здесь.
С 2022 года так же обязателен к применению ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухучете». Как прменять новый стандарт, читайте здесь.
Стандарты экономического субъекта
Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета.
Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно.
Стандарты экономического субъекта применяются равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.
Экономический субъект, имеющий дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами. Стандарты указанного субъекта, обязательные к применению основным обществом и его дочерними обществами, не должны создавать препятствия осуществлению такими обществами своей деятельности.
Развитие российских стандартов бухгалтерского учета
Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2021 — 2021 гг. утверждена Приказом Минфина России от 05.06.2021 N 83н.
Долгое время, с 2012 по 2016 гг. Минфин РФ не разрабатывал новые ПБУ. Дело в том, что в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» разработчиком федерального стандарта бухгалтерского учета является не Минфин РФ, а любой, так называемый, субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета. Но сначала субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета не очень активно взялись за эту работу.
В 2016 году был принят Приказ Минфина РФ от 23 мая 2016 года № 70н, который утвердил «Программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016-2021 гг.». Согласно этой программе будут разработаны 14 новых стандартов бухгалтерского учета (или новых версий старых стандартов), а также 6 изменений в существующие стандарты.
Следует отметить, что у Минфина РФ есть право разрабатывать федеральные стандарты:
1) для организаций государственного сектора;
2) в случае, если ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета не принимает на себя обязательства разработать федеральный стандарт, предусмотренный утвержденной программой разработки федеральных стандартов.