Агрегатная и неагрегатная страховая сумма. Что это такое?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Агрегатная и неагрегатная страховая сумма. Что это такое?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Неагрегатное КАСКО – это вид страхования, при котором сумма страхового фонда не уменьшается в случае выплат. Для полиса с неагрегатной суммой по договору устанавливается страховая компенсация, которая не будет уменьшаться при наступлении страховых случаев. Автомобиль попадает в аварию, производится выплата, сумма страхового фонда не уменьшается.
Агрегатная и неагрегатная страховая франшиза
При оформлении полисов КАСКО довольно часто можно услышать такие понятия, как агрегатная и неагрегатная франшиза. Франшиза с агрегатной суммой встречается в таких предложениях, как, например, программа КАСКО пятьдесят на пятьдесят. Агрегатная франшиза характеризуется тем, что устанавливается лимит после исчерпания, которого все убытки ложатся на плечи страховой компании. В рамках установленного лимита владелец, то есть Страхователь, сам оплачивает весь ущерб и предоставляет об этом информацию в компанию, после того как сумма оплаченного страхователем ущерба перейдет предел установленной суммы, все расходы берет на себя компания, от которой идет франшиза.
А вот при неагрегатной франшизе лимит франшизы, который должен будет при страховом случае выплачивать владелец, не меняется. То есть при лимите в десять тысяч, страховая компания будет оплачивать только ту часть ущерба, которая превышает эту сумму. То есть агрегатная франшиза определенно выглядит более приятным вариантом, чем неагрегатная.
Разница между понятиями
Смысл термина «страховая премия» раскрывается в ст. 954 ГК.
- Кодекс уточняет, что страховая премия – денежная сумма, которую выгодоприобретатель (клиент) обязан уплатить страховщику, чтобы воспользоваться услугами страхования.
- По закону «Об организации страхового дела в РФ» единственная валюта, в которой выражается страховая премия – рубль.
- Другое название страховой премии – брутто-премия.
- Вся брутто-премия делится на нетто-премию, за счет которой происходит формирование материальных резервов, и нагрузку – денежную сумму, расходующуюся на компенсацию комиссионных издержек, на дополнительные расходы, на формирование прибыли.
- Страховая премия страхователем всегда выплачивается единовременно.
Страховой взнос (платеж) – согласно той же статье ГК, часть общей премии при такой форме выплаты страховщику, как рассрочка.
- Взаимоотношение понятий лучше всего иллюстрируется формулой:
- Премия = Страховой взнос * Кол-во расчетных периодов
- Формула только показывает взаимозависимость терминов, но не применяется для практических расчетов, потому что сумма всех страховых взносов всегда выше единовременно выплаченной премии.
Из рассмотренного выше видно, что экономия при покупке КАСКО возможна, но всегда связана с увеличением риска. Чем выше экономия, тем ниже степень защиты. Конечно, рассмотренные варианты не исчерпывают всех возможностей по снижению стоимости полиса КАСКО.
Если вы хотите подробнее узнать о возможностях снижения стоимости КАСКО, вам достаточно позвонить нам по телефону (495) 228 0943.
- Наш специалист всегда сможет подобрать программу с учетом особенностей именно вашей ситуации, оптимальным балансом экономии и степени защиты.
- Вам не придется ехать к нам в офис – наш менеджер бесплатно приедет к вам со всеми необходимыми документами, произведет осмотр автомобиля и оформит полис КАСКО на месте.
Если вам удобнее сделать это письменно, заполните анкету на подбор оптимальной страховой программы, наш менеджер свяжется с вами и подберет оптимальный для вас вариант программы КАСКО.
Преимущества и недостатки неагрегатной страховой суммы
Существуют виды страхования, в которых использование неснижаемой страховой ответственности предусмотрено не только правилами страховщика. Таким образом, для обязательного автострахования применяется только неагрегированная страховая сумма. Это указано в действующем законодательстве.
При других видах страхования выбор ответственности зависит от желания страхователя. Стоимость контракта с неагрегированной страховой суммой на десять — пятьдесят процентов больше, чем совокупное обязательство. При этом следует помнить, что при выплате возмещения вне зависимости от количества страховых случаев расчет будет производиться от первоначальной страховой суммы.
При изучении условий особое внимание следует уделить расчетам с использованием коэффициентов индексации неагрегированной страховой суммы. Это позволит вам быть готовым к сокращению компенсационных выплат, если эти нюансы будут учтены при подписании контракта. Владельцы автомобилей, которые эксплуатируются несколько лет, поэтому имеют значительный износ, особенно им нужно быть осторожными.
До момента подписания договора страхования было бы справедливо проконсультироваться с руководителем компании о таких тонких особенностях договора, чтобы не разочароваться при наступлении страховых случаев. Ведь иногда за небольшой суммой повышенного страхового взноса стоит значительная сумма компенсации за полученный ущерб.
Агрегатный лимит ответственности
Абандон
Отказ страхователя от своих прав на застрахованный объект (застрахованное имущество) в пользу страховщика при получении от него полной страховой суммы (обязательстве выплатить страховую сумму полностью в установленный срок). Применяется в случае тотальной гибели объекта страхования, экономической нецелесообразности устранения повреждений или доставки груза по назначению. Например, в автостраховании при выплате за пострадавший автомобиль 100% возможного возмещения остатки автомобиля переходят в собственность страховщика. Также используется в морском страховании: при пропаже судна без вести, при экономической нецелесообразности восстановления или ремонта застрахованного судна. Обычно страховые компании передают такие объекты во вторичную переработку сырья.
Аварийный комиссар
Эксперт, уполномоченный представитель страховщика, устанавливающий по соглашению со страхователем причину, характер и размер страховых убытков, и оформляющий страховые убытки (выдающий аварийный сертификат). Почтовый или телеграфный адрес аварийного комиссара указываются в страховом телеграфе или полисе.
Аварийный сертификат
Документ, составляемый аварийным комиссаром, подтверждающий характер, размер и причины убытка в застрахованном имуществе.
Автокаско
Вид страхования транспортного средства (ТС), включающий риск угона и все риски физического ущерба. Возможно страхование частичного автокаско. В этом случае предполагается защита по риску «Ущерб» (Повреждение Вашего ТС) и не включает риск угона (хищения) автомобиля.
Правила расчета компенсации
Если событие по своему характеру подходит под условия страхования, если присутствуют необходимые признаки, при индексируемой неуменьшаемой компенсации расчет будет осуществляться на основании обозначенной в полисе денежной суммы.
В процессе расчета будет применяться коэффициент установленной на дату происшествия индексации. Одновременно с этим соблюдаются следующие условия:
- Если в соглашении обозначена условная или безусловная франшиза, именно с ее учетом будет откорректирована компенсация;
- Если неуменьшаемая сумма прописана, как не подлежащая индексации, возмещение износа учтено не будет;
- Если по официальному соглашению идет уменьшаемая неиндексируемая сумма, в процессе определения суммы возмещения будет принят коэффициент принятой индексации и сама франшиза.
При этом будут вычтены перечисления, проведенные по данному соглашению ранее.
Может ли изменяться страховая сумма в действующем договоре
Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим несколько составляющих. Первая — это агрегатное страхование. После любого страхового случая цена уменьшается на величина платежа, перечисленного в автосервис за ремонт транспорта.
Второй момент — юридический. Согласно нормам пункта 2 статьи 947 ГК РФ, основным существенным моментом при страховании имущества (по КАСКО) оказывается действительная стоимость имущества. Выше уже было сказано, что страховая сумма не может быть выше цены автомобиля. Согласно положениям статьи 951 ГК РФ страховые полисы, стоимость которых выше реальной расценки объекта защиты, признаются недействительными. Такие случаи достаточно редки, так как в большинстве страховых имеются профессионалы, ориентирующиеся в ценах на различные модели автомобилей.
Кому удобен агрегатный вариант?
Понятно, что при выборе неагрегатной схемы, более выгодной с точки зрения урегулирования убытков, стоимость КАСКО будет на 15-20% дороже. Тем не менее, очевидно, что более дешевая комплексная страховка подходит для уверенных в себе опытных водителей, которые не подвержены автоавариям. В сочетании с высокой франшизой этот подход обеспечивает отличную недорогую защиту от угона. Небольшие убытки собственник компенсирует сам, а в случае реального несчастья (угон, полная потеря авто) получит от СК полную выплату, которая покроет предстоящие расходы на новое авто. Итак, если вы:
- имеете большой опыт вождения без проблем и не сомневаетесь в себе;
- живете и работаете в небольшом населенном пункте, где нет плотного движения и пробок;
- не пользуетесь автомобилем слишком часто;
- имеете гараж или другое защищенное место для ночного хранения;
- уверены, что погода в вашем районе не склонна преподносить сюрпризы, криминальная обстановка не порождает массовых беспорядков и «дураки на дороге» — большая редкость;
Тогда смело выбирайте агрегатное КАСКО и экономьте 30-60% от полиса.
Агрегатная и неагрегатная страховая франшиза
При оформлении полисов КАСКО довольно часто можно услышать такие понятия, как агрегатная и неагрегатная франшиза. Франшиза с агрегатной суммой встречается в таких предложениях, как, например, программа КАСКО пятьдесят на пятьдесят. Агрегатная франшиза характеризуется тем, что устанавливается лимит после исчерпания, которого все убытки ложатся на плечи страховой компании. В рамках установленного лимита владелец, то есть Страхователь, сам оплачивает весь ущерб и предоставляет об этом информацию в компанию, после того как сумма оплаченного страхователем ущерба перейдет предел установленной суммы, все расходы берет на себя компания, от которой идет франшиза.
А вот при неагрегатной франшизе лимит франшизы, который должен будет при страховом случае выплачивать владелец, не меняется. То есть при лимите в десять тысяч, страховая компания будет оплачивать только ту часть ущерба, которая превышает эту сумму. То есть агрегатная франшиза определенно выглядит более приятным вариантом, чем неагрегатная.
Подобная категория суммы часто пишется, как неуменьшаемая. Если в документе прописывается условие о ее применении, это говорит о том, что при наступлении страховой ситуации возмещение будет выплачиваться на основании обозначенной в соглашении суммы.
Если же произойдут неприятные ситуации, требующие компенсации, фирма будет оплачивать все понесенные убытки. Но на сумме ответственности это никак не отразится. Она будет выплачена в первоначальном указанном в договоре размере.
При заключении соглашения со страховой компанией многие клиенты не знают принимать или нет прописанные условия. Чтобы можно было сделать обоснованный выбор, стоит изучить преимущества и отрицательные стороны каждого варианта выплаты.
Агрегатная и неагрегатная страховая сумма. Что это такое?
При заключении договора КАСКО владелец транспортного средства определяет максимальную сумму, на которую хочет застраховать свою собственность. Эти средства ему будут выплачены при полной гибели или угоне авто. Во всех остальных случаях размер компенсации будет высчитываться в процентном отношении от указанного в соглашении максимального лимита.
Отдавая предпочтение агрегатному страхованию следует помнить, что оно имеет одну специфическую особенность. При наступлении страхового случая размер изначальной компенсации будет уменьшаться на сумму каждой осуществленной выплаты.
Чтобы было легче разобраться в системе, давайте разберем ее на наглядном примере:
Владелец транспортного средства застраховал свою собственность на 500 тысяч рублей. После наступления страхового случая он обратился в СК, которая оценила причиненный ущерб и выплатила ему 100 000 рублей. После этого страховая сумма уменьшилась и составила:
500000-100000=400000 рублей.
С машиной снова случается неприятность, и страховая компания выплачивает 200000 рублей. Страховая сумма снова уменьшается и составляет:
400000-200000=200000 рублей.
Таким образом с каждой последующей выплатой размер страховки становится все меньше и при неаккуратном обращении с машиной может вовсе «сойти на нет». В таком случае договор утратит свою юридическую силу. Если при следующем страховом случае причиненные убытки будут оценены в 500 тысяч рублей, то эту сумму автовладелец получить уже не сможет, так как максимальный лимит по его полису составит уже 200 тысяч рублей. Остальные расходы ему придется оплачивать самостоятельно.
Не стоит думать, что агрегатная страховка – отличная возможность обмануть автовладельца. Это более экономичный вариант, стоимость которого значительно ниже неагрегатного полиса. Она идеально подходит водителям, которые:
- могут «похвастаться» многолетним опытом безаварийного вождения;
- аккуратны и внимательны на дороге;
- не практикуют агрессивный стиль езды;
- используют машину в населенных пунктах с незначительным движением на дорогах;
- хранят авто в гараже или другом защищенном месте;
- проживают в регионах для которых не характерны бури, ураганы и другие подобные природные явления.
Только в этом случае покупка страховки с агрегатной страховой суммой окажется выгодной для собственника транспортного средства.
Не стесненным в средствах и проживающим в мегаполисах водителям автоюристы рекомендуют приобретать неагрегатное КАСКО. В этом случае на размер компенсации количество происшествий не влияет. Сколько бы страховых случаев не произошло, лимит по полису останется неизменен.
Рассмотрим пример выплат по неагрегатной страховке:
При заключении договора КАСКО был установлен максимальный лимит компенсации в размере 3 миллиона рублей. В процессе эксплуатации автомобиль дважды попал в аварию и владельцу было выплачено 100000 и 300000 рублей.
Спустя некоторое время транспортное средство угнали. Страховая компания выплатила его собственнику максимальную сумму, которая в соответствии с условиями договора составила 3 миллиона рублей.
Таким образом страхователь получил от СК:
100000+300000+3000000=3400000 рублей
Эта сумма значительно превышает установленный соглашением лимит. В этом и заключается приоритет неагрегатного страхования.
Перед покупкой страховки КАСКО рекомендуем каждому автовладельце внимательно изучить, что такое агрегатные и неагрегатные страховые суммы. Это поможет принять правильное решение и максимально обезопасить себя и свою собственность от возможных неприятностей. Детальную информацию по данному вопросу можно получить воспользовавшись консультацией автоюриста.
Правила страхования каждой компании определяют сумму выплат как лимит обязательств, в границах которого страховщик обязуется произвести компенсационную выплату при наступлении страхового случая. Говоря простыми словами, это стоимость, на которую автовладелец застраховал свое ТС.
Порядок определения страховой суммы у каждой компании свой, зависит от условий страхования и степени ответственности, которую готова принять на себя каждая из сторон договора. Тем не менее основными видами страховых сумм по КАСКО являются:
- агрегатная страховая сумма;
- неагрегатная страховая сумма.
По сути, агрегатное и неагрегатное КАСКО — это два альтернативных варианта, каждый из которых может быть выгоден лишь при наличии определённых обстоятельств.
Агрегатная страховая сумма — это условие страхования, при котором максимальная величина возмещения (лимит ответственности) при наступлении каждого нового страхового случая уменьшается на размер ранее произведённой выплаты.
Пример. Предположим, что автомобиль был застрахован на сумму 1 млн рублей. После этого он попал в ДТП, из-за чего автовладельцу было выплачено 300 тыс. рублей страхового возмещения на проведение ремонта. Если в течение срока полиса ТС вновь попадёт в ДТП или будет угнано, то максимальная выплата по агрегатному КАСКО составит 700 тыс. рублей, т. к. лимит ответственности (страховая сумма) понижается с каждым новым страховым случаем.
Что такое неагрегатная страховка
В отличие от предыдущей, неагрегатная сумма по КАСКО предполагает наличие неуменьшаемого лимита, подлежащего выплате при наступлении страхового случая, вне зависимости от количества обращений в страховую. При желании владелец полиса КАСКО сможет в течение года изменить тип страхования, внеся дополнительную плату.
Если страхователь выбрал неуменьшаемую сумму страхования, страховщики обязаны выплатить компенсацию в полном объеме, несмотря на количество происшествий и стоимости ремонтных работ по восстановлению. Единственное ограничение – максимально возможным размером возмещения будет та неагрегатная сумма, которая устанавливаемая при заключении договора.
В некоторых случаях автомобилист сам выбирает данный вид полиса, опасаясь значительных повреждений автомобиля. Этот вариант добровольного автострахования выбирают при наличии:
- небольшого опыта вождения, если водитель не уверен в собственных силах либо только что получил удостоверение;
- неаккуратного стиля вождения, когда водитель зачастую сам провоцирует создание аварийных ситуаций, не соблюдая ПДД.
Если покупка машины оформляется в кредит, применение неагрегатной страховки — это обязательное условие, выдвигаемое кредиторами.
Главным преимуществом неагрегатного лимита по полису КАСКО является гарантия полной компенсации затрат на восстановление ТС, даже если аварий в течение года было несколько.
Агрегатная страховая сумма или неагрегатная: что выгоднее
Страховые суммы при страховании могут быть как агрегатными, так и неагрегатными (безагрегатными). В первом случае (при агрегатном страховании) начальная страховая сумма будет снижаться после каждой произведенной выплаты. Неагрегатная страховая выплата подразумевает, что общая страховая сумма остается прежней в течение всего срока страхования, вне зависимости от частоты, количества и тяжести случаев.
Допустим, в течение срока действия договора автомобиль попадает в ДТП и владелец получает от страховой компании сумму ущерба в 30 000 рублей. При агрегатном страховании после этой выплаты общая страховая сумма снизится на 30 000 и станет равна 270 000 руб., что составляет 90% от первоначальной суммы.
Например, при оформлении полиса КАСКО автомобиль был оценен в 300 000 рублей. Это общая страховая сумма, то есть максимальная сумма, которая может быть выплачена в случае повреждения или угона машины. Может случиться так, что через месяц вы вновь попадете в аварию. Если в страховке прописана агрегатная сумма, страховщики будут считать новую сумму возмещения с учетом предыдущей выплаты, что раз за разом будет уменьшать ее размер.
Конечно, аккуратным водителям с большим стажем вождения будет достаточно оформить агрегатную сумму страхования, которая дешевле неагрегатной на 5-10%, тем самым сэкономив на оформлении. К тому же, большинство страховых компаний позволяют восстановить страховую сумму до 100%. Для этого страхователю потребуется только доплатить определенную сумму, исчисляемую в зависимости от истекшего времени с начала действия полиса, размера уже уплаченного страхового возмещения и тарифа страхования транспортного средства, указанного в договоре.
Агрегатное и неагрегатное КАСКО: что выбрать
ния. (Пример: Мистер Х застраховал автомобиль на 450000,00 руб, случилось 2 убытка по его вине, а под конец действия полиса автомобиль угоняют или происходит крупная авария (не подлежит восстановлению), страховая выплатит полную страховую стоимость каско минус износ за прошедший период, и минус все выплаты, которые были за период страхования).
В случае, если Вам предлагается меньшая сумма или Вы сами хотите на этом настоять, полагая, что это уменьшит стоимость страховки, будьте готовы, что Страховщик при наступлении страхового случая может возместить лишь часть понесенных убытков, уменьшив сумму выплаты пропорционально отношению страховой суммы и действительной стоимости ТС на момент страхования.
- удостоверение личности владельца ТС;
- генеральная доверенность, если страхователь не владелец транспортного средства;
- ПТС и Свидетельство о регистрации транспортного средства;
- права водителя и их копии всех, кто допущен к управлению ТС;
- предыдущий полис КАСКО, если договор продлевается;
- все ключи (не гаечные) от автомобиля; зажигание, двери, багажник;
- справка с СТО об установлении противоугонного устройства;
- кредитный договор, если машина взята через банк;
- представить ТС на пред страховой осмотр;
- ДТП на дорогах общего пользования;
- возгорание по причине заводского брака;
- умышленные, противоправные действия третьих лиц;
- ущерб, полученный после падения на автомобиль посторонних предметов;
- техногенные катастрофы;
- природные стихийные бедствия.
При неагрегатном страховании количество, частота и тяжесть страховых случаев никак не влияют на заявленную в полисе страховую сумму (а значит, и на страховые выплаты). Безусловное преимущество выбора НЕагрегатного варианта можно продемонстрировать на следующем примере. Имеется КАСКО от угона и ущерба со страховой суммой 1 000 000 рублей.
В то же время его товарищ, выбравший агрегатное страхование, уже не будет иметь возможность полностью компенсировать убытки от угона и получит лишь 1 000 000 – 150 000х2 = 700 000 рублей. Одним словом, общий объем выплат в течение срока страхования при неагрегатном КАСКО легко может превысить страховую сумму в договоре, а при агрегатном – выше нее никак «не прыгнешь».
Агрегатное страхование, или агрегатные суммы выплат, подразумевают, что при выплате страхового покрытия размер резерва на дальнейшее возмещение ущерба уменьшается на сумму выплаты. Например, автомобиль застрахован по КАСКО на 500 тысяч рублей, произошла авария, после которой на восстановление машины страховая компания выплатила 50 тысяч.
Агрегатное страхование появилось как мера защиты СК от убытков из-за частых и крупных выплат страхователю. Понятно, что для автовладельца безагрегатная схема выплат выгоднее, поскольку при ней лимит страхового покрытия не уменьшается при каждом обращении в страховую. Но она и дороже: при заключении договора страхования по автоКАСКО цена на неагрегатную страховку выше процентов на 10…20.
Агрегатное автострахование выгодно применять водителям, которые редко обращаются за покрытием ущерба в результате аварий. Как правило, агрегатная схема сочетается с достаточно высокой франшизой и страхованием автомобиля от угона — такой подход предполагает, что автовладелей сам ремонтирует машину после редких ДТП, зато сильно экономит на страховой премии, имея при этом страховку от угонов.
Оформляя договор страхования КАСКО необходимо обратить внимание на тип страховой суммы. Прежде чем согласиться с предложением страхового агента, внимательно изучите этот вопрос. Тогда вы сможете правильно принять решение.
- Агрегатная страховая выплата. При выборе агрегатной суммы, при каждом последующем обращении в страховую компанию, страховая сумма будет уменьшаться, соответственно и размер компенсации будет становиться меньше.
- Неагрегатная страховая выплата. При неагрегатной сумме, страховая сумма всегда остается такой же, как и при заключении договора, сколько бы раз клиент не обращался в страховую компанию.
При выборе агрегатной выплаты стоит внимательно взвесить все за и против. При неблагоприятных стечениях обстоятельств можно выйти в ноль и тогда договор страхования потеряет силу. Это может произойти, при частом обращении по страховым случаям. Приведем конкретный пример, как это работает.
При оформлении КАСКО клиент выбрал агрегатную страховую сумму, например 1 000 000 рублей. При первом ДТП ущерб составил 250 000 рублей. Агрегатная сумма уменьшается 1 000 000 – 250 000 = 750 000 рублей. (75% от первоначальной суммы). При втором страховом случае ущерб составил 200 000 руб., страховая компания возместит ремонтные работы на сумму 150 000 руб.
У агрегатной суммы есть и свои преимущества, применив такой способ расчёта страховых выплат, стоимость полиса КАСКО можно уменьшить на 15-20%.
Агрегатная и неагрегатная франшизы
В рамках добровольного страхования часто встречаются термины «агрегатная» или «неагрегатная франшиза». Агрегатную франшизу применяют при оформлении полиса КАСКО 50 на 50, когда автовладелец выполняет ремонт за свой счет в пределах половины общего лимита по страховке. Такая франшиза предполагает выполнение ремонта по страховым случаям частично за счет самого автовладельца. Как только установленный лимит затрат на понесенный ущерб исчерпан, ответственность будет нести страховщик.
Неуменьшаемая (или неагрегатная) франшиза означает, что водитель будет самостоятельно ремонтировать машину по каждому страховому случаю в пределах определенной суммы, остальные затраты будет нести СК. Например, повреждение авто при страховом случае привело к необходимости ремонтных затрат в размере 20 тысяч рублей. Если франшиза составила 10 тысяч рублей, водитель оплачивает за свой счет только 10 тысяч рублей, а остальное платит СК. Если ущерб оценен в 10 тысяч рублей, СК не выплачивает ничего.