С 2023 года электронные транспортные накладные планируют сделать обязательными

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С 2023 года электронные транспортные накладные планируют сделать обязательными». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Чтобы обмениваться перевозочными документами в электронном формате, нужно подключиться к ГИС ЭПД — единой федеральной информационной системе. Она обеспечивает формирование, получение, обработку, обмен и хранение электронных документов. Также контролирующие органы могут в любой момент получить оттуда информацию о перевозках.

Форматы электронных документов в разработке

20 апреля 2022 года ФНС утвердила План разработки и ввода формата электронных документов на 2022 год (распоряжение № 92@).

Некоторые форматы документов налоговики разработают сами, к разработке других — привлекут иные ведомства и компании. Все форматы будут утверждены приказами ФНС.

В 4 квартале 2022 года налоговики при участии 1С планируют разработать и утвердить форматы:

  • счёта на оплату;
  • прейскуранта;
  • авансового отчёта;
  • отчёта агента (комиссионера);
  • списка застрахованных лиц (по ДМС).

А Минтрансу поручат разработку:

  • путевого листа;
  • заявки;
  • заказа;
  • договора фрахтования.

Преимущества перехода на электронные транспортные накладные для бизнеса

У электронного формата есть как плюсы, так и минусы. Для удобства собрали их в таблицу.

Плюсы Минусы

Быстрый обмен документами.

Расходы на подключение к ЭДО — в среднем около трех тысяч рублей в год.

Доступ к документам из любого места и с любого устройства.

Расходы на ПО для работы с электронными накладными — стоимость зависит от тарифов поставщика.

Экономия на доставке и бумаге.

Некоторые предприниматели недовольны тем, что перевозки с электронными документами стали более прозрачными.

Быстрая передача данных в налоговую и расчет НДС.

Быстрый поиск нужного документа при проверке, его корректировка.

Когда и для чего нужна транспортная накладная?

Прежде чем говорить об ЭТрН, рассмотрим, зачем в принципе нужна транспортная накладная в вопросах и ответах:

Транспортная накладная (ТН или ТрН) — что это за документ? Обязателен он или нет?

Транспортная накладная является обязательным документом в перевозках, в которых участвуют грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель. Если из этой цепочки исключается перевозчик, и отправитель груза осуществляет доставку своими силами, то ТН можно не оформлять.

Кто подписывает транспортную накладную?

Все участники грузоперевозки — грузоотправитель, транспортная компания (перевозчик), водитель, осуществляющий перевозку, грузополучатель.

Кто оформляет транспортную накладную при доставке перевозчиком и когда?

Грузоотправитель оформляет ТН и передаёт её вместе с грузом водителю. Без ТН грузополучатель не может принять груз.

Является ли транспортная накладная первичным бухгалтерским документом?

Да, этот документ является первичным документом, подтверждающим заключение договора на перевозку и расходы на логистические услуги.

ТН и ТТН — одно и то же?

Нет, это разные документы. В отличии от ТН, в ТТН есть раздел, описывающий передаваемые ТМЦ. Но, фактически, сейчас это и не требуется. ТТН отменили в 2013 году. Единственное исключение — этот документ по-прежнему нужен для оформления и сопровождения грузоперевозки этилового спирта и спиртосодержащей продукции. Причём даже если перевозка такого груза осуществляется между подразделениями одной компании, ТТН необходима. Если же для перевозки алкоголя используется автомобильный транспорт, то оформляют ещё и ТН. Это именно тот единственный случай, когда на вопрос, нужна ли ТТН при перевозке, следует ответить утвердительно. Во всех остальных случаях сейчас оформляют ТН.

Формат и порядок формирования электронной транспортной накладной

С 1 марта 2022 года электронные транспортные накладные (ЭТН), которые оформлены по Приказу ФНС от 09.12.2021 г. № ЕД-7-26/1065, имеют юридическую силу. На основании этого же приказа регламентированы форматы электронной сопроводительной ведомости и электронного заказ-наряда.

На данный момент не обязательно их применять, но в дальнейшем в планах Минтранса перевести все перевозочные документы в электронный вид.

С 1 сентября 2022 года начнут действовать и другие документы, которые на данный момент только рассматриваются. В частности, к ним относятся:

  • Постановление Правительства «Об утверждении Правил информационного взаимодействия при передаче электронных перевозочных документов и получении доступа к ним»;
  • Постановление Правительства с изменениями в Постановление от 06.07.2015 г. № 676;
  • Приказ Минтранса «Об утверждении Порядка ведения реестра операторов информационных систем электронных перевозочных документов (ИС ЭПД)»;
  • Приказ Минтранса «О вводе ГИС ЭПД в эксплуатацию».
Читайте также:  Как «спрятать» деньги от взыскания?

Маркировка корма для домашних животных

Минпромторг предложил с 1 мая 2022 года запустить эксперимент по маркировке расфасованных кормов для домашних животных. Проект соответствующего правительственного постановления опубликован на Едином портале для размещения проектов НПА.

Подготовленное постановление предлагает провести эксперимент по маркировке с 1 мая 2022 года по 28 февраля 2023 года и устанавливает порядок его проведения.

Соответственно, под добровольную маркировку с 1 мая текущего года подпадут корма для домашних животных (за исключением сельскохозяйственных), расфасованных в потребительскую упаковку (Код ТН ВЭД ЕАЭС 2309).

Производители, импортеры и продавцы указанной продукции участвуют в эксперименте по маркировке на добровольной основе. По результатам проведения эксперимента будет принято решение о целесообразности введения обязательной маркировки в отношении кормов для домашних животных.

В результате постепенного перехода на обязательную маркировку товаров кардинально меняются правила торговли и учёта продукции. Чтобы оставаться на плаву, компаниям необходимо оперативно реагировать на изменения. Переходный период планируется завершить к 2024 году: к этому времени цифровые коды будут присваиваться всем товарным категориям.

Новый бланк транспортной накладной

Изменения в составе транспортной накладной:

  1. Количество разделов ТН сокращено с 17 до 12. Исключённые разделы: «Прочие условия», «Оговорки и замечания перевозчика», «Информация о принятии заказа к исполнению».
  2. Добавлен раздел 12 «Стоимость перевозки груза (установленная плата) ‎в руб. (при необходимости)». Он заполняется, если ТН используется как первичный документ для учёта.

В разделе 12 нужно указать:

  • стоимость услуг перевозки без налога
  • ставку и сумму налога, выставленного покупателю
  • стоимость услуг перевозки с учётом налога
  • сведения об ответственных лицах за оформление фактов хоздеятельности со стороны перевозчика и грузоотправителя.

Важно: все строки ТН обязательны для заполнения. Исключение составляют случаи, когда в бланке есть соответствующая отметка «(при необходимости)».

— К сожалению, белорусский законодатель любит оставлять юристам неразгаданные ребусы. Одним из них стало принятие постановления № 713, когда директиву № 10 еще не отменили. Я и ряд моих коллег-юристов высказывали мнение, что директива как указ программного характера свою роль выполнила — во исполнение ее появилось постановление № 713. Соответственно, после принятия постановления нужно руководствоваться им, а не п. 1 директивы № 10 и цены можно повышать, но в рамках, установленных постановлением.

Президент также высказался на одном из совещаний, что запрета на тотальную заморозку цен не было. Запрет был на период с 6 по 20 октября. Однако несмотря на это, МАРТ в своих письмах с ответами на вопросы бизнеса, а также на встречах и консультациях вплоть до начала ноября продолжал указывать, что директива действует и цены следует формировать в четком соответствии с ней. Как это делать (особенно, если сформированная по правилам постановления № 713 цена получалась выше, чем была на 05.10.2022), МАРТ, правда, не объяснял.

По этому пункту основное, что можно сказать, — это «спасибо» законодателю, что дал время подготовиться и вспомнить старые схемы работы.

Еще один момент — буквальное толкование этого пункта постановления № 713 в совокупности с пунктом 23, который предусматривает перечень отношений, на которые требования постановления не распространяются, дают основания сделать вывод о том, что в отношениях, указанных в пункте 23 постановления, бартер, мена, зачет, новация, отступное возможны. Но МАРТ в одном из своих разъяснений указывает иную позицию — запрет неденежного прекращения обязательств распространяется на все отношения по реализации потребительских товаров без исключения.

Выскажите свое мнение по поводу регулирования цен на изготовление мебели, пошив одежды по индивидуальным заказам.

Это работы, на них Постановление 713 не распространяется.

Однако в разъяснениях, вышедших 2 ноября, МАРТ указывает, что если вещь по индивидуальному заказу изготавливается из материалов исполнителя и/или исполнитель является собственником изготовленной вещи, то исполнитель в терминах постановления № 713 является производителем и на него требования постановления полностью распространяются.

Поэтому в договоре подряда нужно четко предусматривать, что собственником изготовленной по индивидуальному заказу вещи является заказчик.

Что же является новыми товарами? Мы производим сумки из натуральной кожи. Каждый месяц выпускаем новые модели (новые по дизайну, по цвету и фактуре натуральной кожи). Будут ли новые модели сумок являться новыми товарами, цены на которые необходимо согласовывать?

В соответствии с примечанием к подпункту 3.4 пункта 3 ПСМ 713 под новыми потребительскими товарами понимаются:

Читайте также:  Что изменится в отчётности с 2023 года

1. новая продукция (впервые произведенная продукция), к которой относится продукция:

— впервые произведенная изготовителем;

— не имеющая аналогов на территории Республики Беларусь;

— впервые произведенная изготовителем и не имеющая аналогов на территории Республики Беларусь;

2. новый вид продукции — продукция, уже производимая ранее изготовителем, но получившая новое обозначение или новое определение (наименование), которая подвергалась значительной степени технологических изменений и (или) изменению классификационного кода единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза на уровне любого из первых четырех знаков, произошедшее в результате переработки (обработки).

Как перейти на электронные транспортные накладные

Правила представления информации в государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД) и технические требования к документам утверждены постановлением Правительства от 03.03.2022 № 281. Правила вступили в силу с 1 сентября 2022 года.

Чтобы сформировать перевозочные документы в электронном виде, нужно:

  • заключить договор с оператором ЭДО, которые есть в реестре, размещенном на сайте Минтранса (подп. 31 п. 1 ст. 2 Закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ);
  • заключить соглашение между всем участниками ЭДО;
  • подключиться к системе ГИС ЭПД;
  • оформить для сотрудников усиленную квалифицированную электронную подпись.
  • загружать все заполненные документы.

С 1 сентября 2022 года ЭТрН применяется в добровольном порядке. Срок обязательного применения ЭТрН в настоящее время не определен, потому что переход на электронный формат накладной может вызвать серьезные сложности.

Главное препятствие — к ГИС ЭПД одновременно должны подключиться все три участника перевозки: грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель. Если один из них не подключился к системе, то сформировать ЭТрН невозможно. Сложнее всего будет убедить грузополучателя. Ему транспортная накладная для бухгалтерского и налогового учета фактически не нужны. Товар приходуется на основании накладной, УПД и пр. Транспортная накладная — лишь дополнительный документ, косвенно подтверждающий получение груза.

Что такое накладная ТОРГ-12

Товарная накладная ТОРГ-12 — первичный документ учета отпуска ТМЦ. Форма и методические указания разработаны Постановлением Госкомстата от 25 декабря 1998 года № 132 “ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УНИФИЦИРОВАННЫХ ФОРМ ПЕРВИЧНОЙ УЧЕТНОЙ
ДОКУМЕНТАЦИИ ПО УЧЕТУ ТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ”. Хоть документ и принят на государственном уровне, его применения носит рекомендательный характер. Такую поправку приняли 1 января 2013 года. До этого времени использование унифицированной формы было обязательным к применению.

Сейчас предприниматели не обязаны применять установленную форму и могут разрабатывать собственные. Однако на практике так никто не делает. Зачем изобретать велосипед, если все давно придумали за вас? К тому же, форма в целом удобна и содержит все данные, нужные для учета.

Обновлены бланк ТН и правила грузоперевозок

Статусы УПД 1 и 2 определяют назначение документа. УПД со статусом 1 можно использовать и как первичный документ для оформления хозяйственных операций, и как счет-фактуру. УПД со статусом 2 можно использовать только как первичный документ для оформления хозяйственных операций. Тогда счет-фактура составляется отдельно.

Статус при заполнении УПД имеет информационный характер. Фактический статус документа будут определять реквизиты, которые вы укажете: так, если вы присвоили документу статус 2, но при этом указали в нем НДС, то такой документ можно использовать как счет-фактуру для обоснования налогового вычета, несмотря на статус.

  • В подразделе со счетом-фактурой: подписи руководителя организации (или иного уполномоченного лица), главного бухгалтера (или иного уполномоченного лица). Если документ заполняется индивидуальным предпринимателем, то подпись ИП и указание реквизитов свидетельства о государственной регистрации ИП. Подпись уполномоченного лица, которое подписывает документ вместо предпринимателя, с 1 октября 2017 ставиться в поле для дополнительной подписи.
  • В поле таблицы 10: подпись лица, передавшего товар, работы, услуги.
  • В поле таблицы 13: подпись лица, ответственного за правильное оформление документа. Называется это поле в УПД «Ответственный за правильность оформления факта хозяйственной жизни». Если этот сотрудник уже ставил свою подпись в документе, то он может не подписываться в поле 13 повторно: достаточно указать должность и ФИО.
  • В поле таблицы 15: лицо, получившее товар, работы, услуги.
  • В поле таблицы 18: лицо, ответственное за правильное оформление документа. Если этот сотрудник подписался в поле 15, то здесь достаточно указать должность и ФИО.

Электронные транспортные накладные могут стать обязательными с 2023 года

  • МНС: транспортный налог в вопросах-ответах 16.02.2022
  • УСН при разработке и размещении мобильных приложений на площадке AppStore 16.02.2022
  • Стандартные вычеты по подоходному налогу в 2022 году 14.02.2022
  • Разъяснения МНС о применении ИП УСН (лесозаготовки, туризм, разработка ПО, 3D-моделей) 13.02.2022
  • Коэффициенты переоценки зданий и сооружений на 01.01.2022 12.02.2022
  • Новости законодательства (сентябрь 2021 — январь 2022) 12.02.2022
  • Срок уплаты ФСЗН и срок подачи ПУ-3 за 2021 год для ИП 09.02.2022
  • Кто же все-таки из ИП остается в 2022 году на УСН? 10.01.2022
  • Разъяснения МНС об изменениях в НК-2022 09.01.2022
  • Налоговый кодекс — 2022 официально опубликован 04.01.2022
Читайте также:  Льготы малоимущим семьям в 2022 году: какие и кому положены и как их получить.

Алгоритм работы с электронными документами довольно простой. Он укладывается в логику обычной программы с доступом через интернет. Бухгалтерам, сдающим отчетностью через операторов ЭДО, буде несложно разобраться с электронными накладными.

  1. Грузоотправитель формирует накладную в своей бухгалтерской системе, которую нужно будет интегрировать с ГИС через оператора ЭДО.
  2. В накладной указываются данные о перевозчике, грузополучателе, водителе и параметрах груза.
  3. Накладная подписывается ответственным за отгрузку квалифицированной электронной подписью (КЭП).
  4. Сформированная накладная попадает в ГИС через оператора ЭДО.
  5. Эту накладную видят в ГИС перевозчик и грузополучатель (эти данные были внесены в поля электронной накладной).
  6. После того, как товар прибыл, Грузополучатель открывает накладную в системе, подтверждает приемку груза и подписывает накладную электронной цифровой подписью со своей стороны.
  7. Отказ в приемке, замечания вносятся с дополнительные поля системы.
  8. Подписанная Грузополучателем накладная видна Грузоотправителю и перевозчику в системе.
  9. Водитель, который непосредственно перевозит груз, может отслеживать документооборот с помощью специального приложения, которое нужно установить на свой смартфон или планшет.
  10. В этом же приложении он может открыть накладную, добавить свои замечания. Водителю, как и всем другим сотрудникам, ответственным за доставку груза понадобится электронная цифровая подпись.

Работникам, участвующим в системе электронного документооборота по перевозке грузов (водителю, кладовщику, экспедитору и т.п.) нужно оформить электронные цифровые подписи для работы в системе. Водителя, скорее всего, придется обеспечить корпоративным смартфоном и/или планшетом.

Новая форма транспортной накладной утверждена с 2022 года. Электронная форма – это та же бумажная, только в цифровом формате. Заполнять ее нужно будет в системе, добавляя сведения в поля формы накладной.

Электронная транспортная накладная имеет такой же статус, как и бумажная. Она подтверждает расходы на доставку груза.

Если компания подключена с ГИС и перешла на электронный документооборот, бухгалтерии не нужно распечатывать транспортные накладные и хранить их на бумаге.

Обязательный переход на электронные транспортные накладные намечен на 1 января 2023 года.

В 2022 году подключение к ГИС – дело добровольное.

Но, очевидно, что крупным грузоотправителям и грузополучателям, логическим и транспортным компаниям, лучше не откладывать и подключаться к системе сразу, как только ее запустят в полном режиме.

Пока пользователей в системе будет немного, можно спокойной отладить электронный документооборот в своей компании и обучить персонал. Не секрет, что даже такой большой ресурс как госуслуги, подвисал при большом наплыве пользователей, например, в день сдачи отчетов о вакцинированных работниках.

Переход на ЭДО пройдет спокойно в рабочем режиме, если к нему подготовится заранее. Вот несколько советов, что нужно сделать.

  1. Проверить, как сейчас оформляется отгрузка-приема товаров и составить список работников, участвующих в этом процессе. При необходимость какие-то процессы оптимизировать.
  2. Оформить за счет компании квалицированные подписи для работников. Напоминаем, что трудовое законодательство запрещает, требовать ЭЦП от работника. Лучше всего оформлять подписи через ФНС.
  3. Проверить на каком оборудовании и в каких системах работают сотрудники, отвечающие за отгрузку и доставку грузов. Возможно кладовщикам, водителям или менеджерам нужно будет заменить ПК или докупить смартфоны или планшеты.
  4. Выбрать оператора ЭДО из списка, который утвердить Минтранс (после 1 января 2022 года). Согласовать с оператором возможность интеграции системы с вашей бухгалтерской программой.
  5. Подключится к ГИС электронных перевозочных документов.
  6. Провести обучение или консультирование работников, участвующих в отгрузке-приемке товаров.
  7. Подписать соглашения об обмене электронными документами: одно — с транспортной или экспедиционной компанией, второе – с грузоотправителем или грузополучателем.

Что с 1 ноября 2022 года обязаны делать розница и общепит.

И так, с 1 ноября вступает в силу новое требование — нужно подтверждать через ЭДО в Честном ЗНАКе, что приняли маркированную продукцию в потребительской упаковке от поставщика. Требование касается розницы и заведений общепита, которые продают воду в упакованном виде через кассу. Даже если продаете какой-то один вид воды, например воду без газа объемом 0,5 л.

Что с 1 ноября 2022 года обязаны делать розница и общепит (заведения, которые продают воду через кассу и при этом списывают маркированную воду):

  • Подтверждайте через ЭДО в Честном ЗНАКе, что приняли воду в потребительской упаковке от поставщика.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *