Единый Реестр Проверок Генеральной Прокуратуры РФ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Единый Реестр Проверок Генеральной Прокуратуры РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Оценить вероятность назначения в отношении компании выездной налоговой проверки позволяет приказ ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Данный документ в числе прочего содержит перечень признаков «подозрительных» налогоплательщиков, которые включаются в план проведения выездных налоговых проверок на очередной год.
Нарушения порядка проведения выездной проверки
На практике редко какая выездная проверка обходится без того или иного нарушения со стороны проверяющих должностных лиц. При этом далеко не каждое нарушение является основанием для отмены принятого по итогам такой проверки решения. Так, нарушение сроков проведения проверки и рассмотрения материалов налоговой проверки не является основанием для признания недействительным решения по результатам этой проверки.
Не является безусловным основанием для признания решения недействительным и нарушение срока вынесения такого решения (определение Верховного Суда РФ от 21.08.2019 № 309-ЭС19-13355). Это объясняется тем, что срок проведения выездной налоговой проверки и принятия решения по итогам ее проведения не является пресекательным. Истечение указанного срока не препятствует выявлению фактов неуплаты обязательных платежей и принятию мер по принудительному взысканию налогов (письмо ФНС от 25.01.2021 № СД-4-2/778@). То же самое касается и невручения плательщику акта налоговой проверки.
Все перечисленные нарушения не возлагают на налогоплательщика каких-либо непредусмотренных действующим законодательством обязанностей и не создают препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Кроме того, они не лишают налогоплательщика права на участие в рассмотрении материалов проверки и представление возражений (объяснений).
Единственным критическим нарушением, которое влечет отмену принятого налоговиками по итогам проверки решения, является непредоставление компании возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять свои возражения (п. 14 ст. 101 НК РФ). В этих случаях отменить решение может либо вышестоящий налоговый орган, либо арбитражный суд.
Возможность исключения организации из реестра проверок
Как говорилось ранее, в настоящее время компаниям присваиваются степени риска, в зависимости от которых определяется частота проводимых проверочных мероприятий.
Степень риска оценивается, в основном, по экономическим показаниям, налоговым, пенсионным, социальным отчётам, своевременности сдачи отчётности.
Так, например, организации с высоким уровнем риска могут проверять до 2 раз в год, а при чрезвычайном уровне проверки проводятся не чаще 1 раза в год.
В обязательном порядке проверкам подвергнуться организации важнейших для населения направлений: здравоохранение, обучение, социальная сфера и т.д.
Если организация не относится к социальной сфере деятельности, то освободить от проверок и исключить из реестра проверок возможно путём подтверждения низкого уровня риска при ведении бизнеса.
Для этого нужно:
- Собрать пакет документов, состоящий из:
- заявления на отказ от проверок по установленной форме;
- отчета с финансовыми результатами деятельности организации;
- отчёта о страховых взносах.
- Направить пакет документов в адрес контролирующих органов.
Срок ответа на заявление не может превышать 10 дней. В случае отрицательного ответа в нём должны содержаться мотивированные обоснования такого решения.
Таким образом, в 2023 году проверки возобновляются, но с применением определённых принципов и ограничений, позволяющим предпринимателям свободно вести свою деятельность при условии соблюдения законодательства.
Кто принимает решение о проведении выездной проверки
Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, обособленного подразделения иностранной организации или месту жительства физлица, признанных налоговыми резидентами РФ. Также решение может принять налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ в отношении налогоплательщиков, имеющих местонахождение (место жительства) на территории этого субъекта.
Если организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков (ст.83 НК РФ), решение о выездной проверке выносит налоговый орган, который поставил эту организацию на учёт в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Самостоятельную налоговую проверку филиала или представительства проводят на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения или налогового органа, уполномоченного на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ филиалов и представительств, имеющих местонахождение на территории этого субъекта РФ.
В решении о проведении выездной налоговой проверки должны содержаться следующие сведения:
- полное и сокращённое название организации либо ФИО налогоплательщика;
- предмет проверки (налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке);
- периоды, за которые проводится проверка;
- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Как пройти налоговую проверку: оцениваем свои риски
Компания может самостоятельно оценить свои риски подпасть под выездную налоговую проверку. Для этого можно использовать общедоступные критерии из приложения 2 к Приказу № ММ-3-06/333@.
Вероятность попасть в план выездных проверок повышается у компаний, которые:
- имеют низкую налоговую нагрузку;
- низкорентабельны;
- указывают размеры зарплат сотрудников ниже отраслевого уровня в регионе;
- на протяжении двух и более лет отражают убытки в налоговой отчётности;
- имеют значительные суммы налоговых вычетов за отчётные периоды (свыше 89% от НДС);
- динамика роста расходов компании выше динамики роста доходов;
- компания неоднократно приближается к предельным показателям, позволяющим применять налоговый спецрежим;
- компания неоднократно снималась с учёта и ставилась на учёт в разных налоговых органах.
Есть ли мораторий на выездные проверки в 2021 году
Нет, мораторий на выездные налоговые проверки в 2021 отсутствует. Не путайте плановые налоговые проверки ФНС и плановые проверки, которые проводят другие госорганы.
Правительство установило мораторий на проведение проверок постановлением № 1969 от 30.11.2020 года. Основную часть субъектов МСП не проверяют до конца 2021 года. Но запрет распространяется на плановые проверки Роспотребнадзора, Государственной Инспекции Труда, МЧС и другие неналоговые ревизии. Налоговых проверок указанные нормы не касаются и мораторий на них не действует.
Наоборот, для налоговиков созданы все условия для реализации проверок в нестабильной ситуации и в условиях пандемии (Федеральный закон № 248-ФЗ от 31.07. 2020 года «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», постановление Правительства № 1969 от 30.11.2020 года). В 2021 году выездные налоговые проверки могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи. В частной беседе специалисты Управления ФНС рассказали, что мораторий на налоговые проверки не планируется вводить в 2021-2022 годах, даже если будет наблюдаться резкое ухудшение эпидемиологической ситуации, иными словами ослаблять свою хватку ФНС точно не планирует.
А есть ли вообще какие-то способы перенести выездную налоговую проверку или ее отменить
Если вы получили на руки Решение о начале проведения выездной налоговой проверки, то перенести срок ее начала не выйдет. Проверку может отсрочить только сама налоговая служба, например, из-за того что ей требуется собрать дополнительную информацию от контрагентов налогоплательщика.
Налоговики не проводят выездную проверку за периоды, которые контролировались в рамках налогового мониторинга, правда, тоже с нюансами. Проверка может состояться только в случаях: если налоговый мониторинг прекратился досрочно, компания не выполнила указания, которые получила от ФНС во время мониторинга, или подала уточненную декларацию за период, который налоговая контролировала.
Выездная проверка переносится или приостанавливается в результате ЧС, если на территории, где проводится контроль, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия.
В практике был случай, когда в легковом автомобиле, перевозившем документы на проверку в ИФНС, произошло внезапное короткое замыкание, приведшее к возгоранию транспортного средства, при этом водителю «чудом» удалось спастись. Правоохранительные органы не сумели доказать, что автомобиль моментально полностью сгорел вместе со всей первичкой и отчетностью злонамеренно. В результате выездная налоговая проверка была приостановлена, а компании дали приличный срок на восстановление утраченных документов, несмотря на то, что происшествие наводит на определенные мысли…
Как действует ФНС при проверке
Рассмотрим порядок работы налоговой инспекции с «подозрительными налогоплательщиками»:
- При выявлении сомнительных критериев, в адрес налогоплательщика будут направлены требования о даче пояснений.
Например, у компании выявлен договор с фирмой-однодневкой, или же наблюдается низкая налоговая нагрузка в течение года. ФНС запросит пояснений. Здесь паниковать не стоит. Компании следует подготовить подробный и детальный ответ, приложить документы, подтверждающие добросовестное и открытое ведение бизнеса. Это могут быть договора, контракты, счета-фактуры, платежки и чеки.
- Если пояснений не достаточно, то представителя бизнеса пригласят в ФНС.
Это стандартная процедура. Встреча с дирекцией налогоплательщика позволит убедиться контролерам, что это не фирма-однодневка. Что деятельность действительно ведется. На встречу обязательно возьмите паспорт, либо иной документ подтверждающий личность. Также нужно взять учредительные документы, и бумагу, на основании которой действует официальный представитель. Например, это приказ о назначении генерального директора на должность, или доверенность на представителя.
- Устранение разногласий.
От ошибок не застрахован никто. Возможно, результатов запроса пояснений или при личной встрече в ИФНС, разногласия между сторонами будут устранены. Например, компания представит все необходимые обоснования правомерности применения налоговых вычетов. Либо, ФНС докажет необоснованность применения налоговых льгот. Компания подаст корректировки отчетности и доплатит налоги. В таком случае, ждать выездную проверку не стоит.
Как узнать о плановой налоговой проверке?
В каком случае налогоплательщик скорее всего попадет в план выездных проверок ИФНС на 2017 год? Это вероятно при условии соответствия компании критериям риска. Если у вас есть опасения, что ваша компания могла попасть в график налоговых проверок на 2017 год, ознакомьтесь с критериями, которые приведены в приложении № 2 к приказу ФНС России № ММ-3-06/333 от 30 мая 2007 г., внимательно.
Велика вероятность попасть в план проверок налоговой инспекции на 2017 год, если:
- На протяжении нескольких налоговых периодов организация отражает в отчетности убытки;
- Компания отражает в налоговой отчетности большие суммы налоговых вычетов;
- Компания может попасть в график проверок налоговой, если величина средней зарплаты за месяц работников компании ниже среднего уровня (размер зарплаты сравнивается с зарплатами по данному экономическому виду в регионе);
- Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);
- Большой шанс попасть в план выездных налоговых проверок на 2017 год у налогоплательщиков, которые неоднократно были близки к показателям, дающим право применять спецрежим;
- Компания заключает договоры с посредниками и перекупщиками, не имея для этого обоснованных причин;
- Выездные налоговые проверки в 2017 году могут коснуться вашей компании в случае, если вы не предоставили в инспекцию требуемые документы, пояснения о каких-либо несоответствиях в деятельности вашей компании. Возможно у налоговой инспекции есть информация, что какие-либо документы в вашей компании были уничтожены;
- Причиной, когда в вашей компании может быть проведена выездная проверка ИФНС в 2017 году может стать неоднократная «миграция» между налоговыми инспекциями – то есть регулярная смена местонахождения.
Рекомендации для компаний
Чтобы не допустить такой ситуации, организациям можно посоветовать следующее:
1. Перед каждой сделкой запрашивать документы у контрагента, подтверждающие реальность его экономической деятельности и наличие ресурсов выполнить обязательства по договору.
Также нужно изучать информацию о будущем партнере на сервисах проверки контрагентов или с помощью открытых источников данных: например, сайта ФНС России, Картотеки арбитражных дел, базы данных ФССП России. Другими словами, нужно проводить тщательную проверку контрагентов с учетом положений Письма ФНС России 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@.
Не забывайте сохранять данные в специальном досье на контрагента в свободной форме: оно понадобится, если у налоговой все же возникнут вопросы.
2. Включать в договоры заверение об обстоятельствах.
Пример формулировки для договора оказания услуг: «Исполнитель обязуется возместить имущественные потери Заказчика, если на основании решения налогового органа будут предъявлены требования по причине не подтверждения налоговым органом права Заказчика на вычет сумм НДС и (или) отказа налогового органа в признании права Заказчика на включение в состав расходов в целях исчисления налога на прибыль организаций стоимости поставленных товаров по Договору».
Предпроверочный анализ
Предпроверочный анализ включает в себя проведение инспекторами ряда обязательных процедур:
Предпроверочный анализ включает в себя проведение инспекторами ряда обязательных процедур:
1) Истребование документов по конкретным сделкам
Безусловно, требования от налогового органа поступают налогоплательщикам постоянно и не всегда это означает инициацию проведения предпроверочного анализа. Тем не менее, участившиеся требования от ИФНС — первый звонок.
2) Проведение допросов должностных лиц контрагентов налогоплательщика
Как правило проводится в целях установления реальности сделок.
3) Анализ банковских выписок и информации из АСК «НДС 2»
Цели анализа: (а) сопоставить данные о товарных потоках с денежными потоками; (б) установить звенья вывода денежных средств (обналичивание) либо факт возврата денег налогоплательщику.
4) Запрос в банках информации о представителях налогоплательщика и его контрагентов
Конечно, речь идёт не обо всех контрагентах, а лишь о подозрительных (потенциально подконтрольных). В ходе данной процедуры инспекторы запрашивают сведения: (а) о личности лиц, участвовавших в открытии расчётных счетов, лиц и/или имеющих право распоряжаться деньгами; (б) данные таких представителей: контактные телефоны, IP и MAC адреса устройств, с которых они управляют счетами.
5) Анализ обстоятельств сделки
Цель анализа — определить, было ли вообще возможно её реальное исполнение, с точки зрения экономических и физических обстоятельств.
6) Истребование информации о сделках налогоплательщика у его контрагентов
«Встречной проверкой», в целом, тоже никого не удивишь и получение требований контрагентами также не гарантирует проведение предпроверочного анализа. Однако, как и в пункте 1, при получении информации от контрагентов об участившихся требованиях в отношении компании, стоит быть начеку.
7) Установление подконтрольности между контрагентом и анализируемым налогоплательщиком
Речь идёт о выявлении некого перечня связанных с налогоплательщиком субъектов, которые используются им в целях уклонения от уплаты налогов. Данный процесс носит вероятностный характер. То есть налоговый орган выдвигает некоторые предположения о подконтрольности на основе собранных к текущему моменту доказательств, что вовсе не гарантирует верность их предположений.
8) Изучение информации о контрагенте налогоплательщика
В рамках данного мероприятия, налоговый орган должен собрать в отношении контрагентов информацию, аналогичную той, что была собрана в отношении самого налогоплательщика на этапе отбора, то есть с использованием внешних и внутренних источников информации.
9) Установления факта «злоупотребления» именно налогоплательщиком
Иными словами, налоговый орган должен убедиться, что именно анализируемый налогоплательщик организовал схему уклонения от уплаты налогов. Кроме того, он или его бенефициары являются выгодоприобретателями от схемы уклонения.
10) Составление графической схемы товарных и денежных (в т.ч. заёмных) потоков
Данная процедура предполагает условное изображение модели ведения деятельности конкретным налогоплательщиком и его взаимодействия с иными контрагентами, отношения с которыми вызывают подозрения.
11) Расчёт предполагаемых сумм доначислений
Здесь в целом всё понятно, налоговый орган должен прикинуть потенциальный куш, для определения целесообразности проведения проверки в отношении налогоплательщика.
12) Передача материалов в другой субъект
Эта процедура выполняется в случае, если проверяющими будет выявлен иной налогоплательщик, стоящий на учёте в другом регионе и являющийся выгодоприобретателем от схемы.
Декларируемая ФНС цель всех вышеописанных процедур — собрать доказательства совершения налогового правонарушения. Однако совершенно очевидно, что помимо сбора доказательств, инспекторы решают вопрос целесообразности проведения проверки с точки зрения возможных доначислений и перспектив взыскания денежных средств.
Как проводится камеральная налоговая проверка
Камеральная налоговая проверка проводится по тому периоду и по тому налогу, который указан в сданной декларации. Налоговая инспекция не может выносить решение о доначислении налога, начислении пеней или наложения штрафа в отношении налога или периода, которые не отражены в проверяемой декларации.
Данные из полученной декларации вносятся в автоматизированную информационную систему налоговых органов (АИС Налог), после чего проводится сверка контрольных показателей. Проверяется также, не нарушен ли срок сдачи декларации, нет ли противоречий, ошибок или несоответствий данных или оснований для истребования подтверждающих документов. Если все в порядке, то камеральная налоговая проверка на этом и заканчивается.
Если же вопросы у налоговых органов к вам возникнут, то они должны письменно потребовать представить необходимые пояснения или внести исправления в декларацию. Дать ответ на требование надо в течение пяти рабочих дней. Таким ответом может быть подача уточненной налоговой декларации (если вы согласны с замечаниями налоговиков) или аргументированное письменное пояснение своей позиции.
Здесь надо учесть, что если проверяющие не согласятся с вашими доводами, то может быть составлен акт камеральной налоговой проверки о взыскании недоимки, начислении пени и привлечении к ответственности в виде штрафа. В течение одного месяца со дня получения акта налогоплательщик может подать возражения на нее, которое должно быть рассмотрено в течение 10 рабочих дней.
По результатам рассмотрения данных проверки и возражения на акт руководитель налоговой инспекции должен вынести решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности. О времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки налоговики обязаны сообщить налогоплательщику для возможности участвовать в процессе лично или через своего представителя.
Не устраивающее вас решение по результатам камералки может быть обжаловано и дальше – в вышестоящий налоговый орган и в суд.
Методы и способы проведения налоговой проверки
В Постановлении Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 30 апреля 2019г. №24 «О методах и способах проведения проверок налоговыми органами и установлении форм документов» определены следующие методы налоговых проверок:
· Документальная проверка (изучение действующей системы внутрихозяйственного учета и контроля; сопоставление данных бухучета и налогового учета с данными отчетов (налоговых деклараций), с соответствующими плановыми данными (баланс доходов и расходов); совершение и оформление хозяйственных операций; изучение информации и документов, имеющие отношение к проверке);
· Фактическая проверка (установление действительного состояния материального объекта, операции, путем пересчета, обмера, позволяющих получить данные о характеристиках этого объекта, операции и их состоянии);
· Расчетная проверка (определение размера причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов сборов (пошлин) при отсутствии у проверяемого субъекта или непредставлении им документов бухгалтерского, налогового учета и (или) других документов, связанных с налогообложением);
· Сплошная проверка (анализ всех подлежащих проверке взаимосвязанных финансово-хозяйственных операций и документов проверяемого субъекта, которыми оформлялись эти операции);
· Выборочная проверка (анализ части документов проверяемого субъекта, сверяются отдельные записи бухгалтерского и (или) налогового учета с взаимосвязанными первичными документами, выявляются неверно отраженные (не отраженные) в учете факты финансово-хозяйственной деятельности, выясняются причины ошибок и искажений, осуществляется проверка соблюдения проверяемым субъектом правил учета хозяйственных операций).
Справочно: при проведении проверки возможно применение 1-го или нескольких методов проверки, указанных выше.
Способы проведения налоговых проверок
Постановлением №24 от 30 апреля 2019 года был расширен и уточнен перечень способов осуществления проверок налоговыми органами:
— проведение встречных проверок;
— осмотр используемых для осуществления деятельности территорий, помещений, транспортных средств и иных объектов проверяемого субъекта для определения соответствия фактических данных об объектах документальным данным, представленным проверяемым субъектом (имеющимся у него);
— проведение личного досмотра проверяемого субъекта и его представителей, досмотра находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств в пределах, необходимых для обнаружения документов, денежных средств, иных предметов, свидетельствующих о нарушении законодательства;
— контрольный обмер выполненных объемов работ и произведенных затрат на объектах строительства (в т.ч. реконструкции, ремонта, реставрации, благоустройства);
— инвентаризация имущества проверяемого субъекта;
— контрольная закупка товарно-материальных ценностей, контрольное оформление заказов на выполнение работ, оказание услуг.
Виды налоговых проверок
Налоговые проверки в Республике Беларусь бывают следующих видов: а) по основанию; б) по характеру; в) по объему проверяемых вопросов
По основанию:
· Плановые
· Внеплановые
По характеру:
· Выездные — проводятся по месту расположения налогоплательщиков;
· Камеральные — проводятся налоговыми органами дистанционно на основании информации, которой они располагают
Немного подробнее остановимся на камеральных проверках. Их главная цель — дать налогоплательщику самому скорректировать нарушения, подать уточненные налоговые декларации и доплатить налоги и сборы в бюджет. Камеральные проверки проводятся без предписания.
Сначала налоговый орган проверяет отчетные налоговые документы плательщика. Если выявляются спорные моменты, то ему приходит уведомление из налоговой, с предложением в десятидневный срок разъяснить возникшие вопросы либо подать уточненную декларацию.
Если налогоплательщик не смог дать пояснения, либо не отреагировал на уведомление, то по результатам проверки составляется акт. На его основании может быть назначена дополнительная выездная проверка.
Выездные налоговые проверки делятся на:
· Комплексные
· Тематические
· Встречные
· Рейдовые
Период для выявления нарушений налогового законодательства в комплексных и тематических проверках составляют 5 лет, в остальных случаях – 3 года.
ГФС опубликовала график налоговых проверок бизнеса в 2019 году
Государственная фискальная служба (ГФС) обнародовала план-график проверок на 2019 год. Согласно документу, в наступившем году будет проведено 6944 плановых проверок. Об этом говорится на сайте ведомства.
Как и прошлогодний, план-график на 2019год состоит из четырех разделов. Сначала налоговики опубликовали лишь первые два, согласно которым они намерены провести 4946 налоговых проверок:
Раздел I. Документальные плановые проверки налогоплательщиков — юридических лиц;
Раздел II. Документальные плановые проверки финансовых учреждений, постоянных представительств и представительств нерезидентов.
Позже были обнародованы еще два раздела:
Раздел III. Документальные плановые проверки физических лиц. Он насчитывает 1651 человек, которых в 2019 году намерены посетить с визитом представители ГФС.
Раздел IV. Документальные плановые проверки юридических лиц по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налога на доходы физических лиц, военного сбора и единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование. По таким вопросам налоговики планируют провести 347 проверок.
Выездные налоговые проверки в 2019 году, список организаций
Вопреки распространенным заблуждениям, в Сводный план включают не все проверки. В соответствии с требованиями ч. 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ информацию о планируемых надзорных мероприятиях ообязаны размещать в публичном доступе такие ведомства, как:
- Федеральный государственный пожарный надзор;
- Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства;
- Лицензионный контроль;
- Государственный строительный надзор;
- Экспортный контроль;
- Государственный экологический надзор;
- Государственный надзор в сфере рекламы;
- Федеральный государственный транспортный надзор;
- Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения;
- Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности;
- Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций;
- Региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, а также за деятельностью ЖСК, связанной со строительством многоквартирных домов;
- Федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств.
А вот проверки, планируемые Федеральной налоговой службой, в силу ч. 3.1 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, останутся в тайне. Потому что размещению в открытом доступе не подлежит информация о налоговом контроле и контроле за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Также не будет информации о плановых мероприятиях по:
- контролю за осуществлением иностранных инвестиций;
- валютному контролю;
- таможенному контролю;
- контролю за соблюдением требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- контролю за обработкой персональных данных.
Выездная налоговая проверка: что ждать и как готовиться?
Выездная налоговая проверка: что важно знать в 2019 году?
Выездная налоговая проверка — один из самых удобных для налоговых органов способов контроля за добросовестной и своевременной уплатой налогов налогоплательщиком. Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика, может охватывать все уплачиваемые налогоплательщиком налоги за 3 года деятельности.
При этом проверке может быть подвергнут любой налогоплательщик: и организация, и индивидуальный предприниматель. Проверка осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик стоит на учёте.
Кроме того, Налоговым кодексом РФ предусмотрена самостоятельная проверка филиалов и представительств организации (то есть проверка обособленных подразделений без проверки головной организации).
В этом случае проверку проводит налоговый орган по месту расположения этих обособленных подразделений.
Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты налогоплательщиком налогов. При этом налоговый орган может проверить как один налог, так и все налоги, исчисляемые налогоплательщиком.
Глубина проверки (период, который может быть проверен) по общему правилу составляет не более трех лет, предшествующих году вынесения решения о назначении проверки.
Пример: если решение о проведении проверки было вынесено в 2018 году под проверку попадают 2015, 2016 и 2017 годы.
При этом не имеет значения дата вынесения решения в 2018 году и даты получения его налогоплательщиком.
То есть даже если решение будет вынесено в конце декабря, а получено налогоплательщиком в январе 2019 у инспекции всё равно сохранится право проверить полные 2015, 2016 и 2017 годы.
Указание в Налоговом кодексе РФ на трехлетний период, не препятствует налоговому органу в рамках выездной налоговой проверки проверять отчётные периоды текущего года. На это в частности указал Верховный суд РФ в Определении от 09.09.2014 № 304-КГ14-737.
Но проверка может коснуться и более давних периодов, если по ним подавалась уточненная налоговая декларация. В этой ситуации налоговый орган в рамках выездной проверки вправе проверить период, за который подана уточненная декларация, даже если он выходит за пределы трехлетнего периода.
Кира ТрунтаеваВедущий налоговый юрист
Нарушение инспекцией правила трехлетнего периода приводит к тому, что все выводы и доначисления, сделанные за пределами периода, являются незаконными, и решение в соответствующей части будет подлежать отмене.
Налоговый кодекс также устанавливает определённые рамки для проведения выездных налоговых проверок.
Во-первых, налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Во-вторых, по общему правилу инспекция не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года. В исключительных случаях этот лимит может быть превышен, но для этого налоговому органу необходимо получить разрешение вышестоящего налогового органа.
Решение о проведении выездной налоговой проверки принимается налоговым органом. Инспектор должен предъявить его налогоплательщику перед началом проверки.
При этом решение должно быть составлено по специально установленной форме (форма решения утверждена Приказом ФНС России от 08.05.2015 №ММВ-7-2/189@) и содержать следующие обязательные данные:
- полное и сокращенное наименование либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
- предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке. В данной графе налоговый орган вправе указать просто «по всем налогам и сборам»;
- периоды, за которые проводится проверка;
- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки. Следует отметить, что налоговая вправе менять состав проверяющих во время проверки. Соответствующие изменения вносятся в решение.
Получив решение о проведении проверки, налогоплательщику необходимо оценить его на соблюдение ограничений, установленных в отношении выездных налоговых проверок. В частности, необходимо установить соблюдение налоговиками трехлетнего периода глубины проверки. Также следует убедиться, что налоговым органом соблюдены ограничения по допустимому количеству проверок в течение календарного года.
Предъявление налогоплательщику решения о проведении выездной проверки свидетельствует о её начале.
Налоговый орган не обязан заблаговременно информировать налогоплательщика о предстоящей выездной проверке (Письмо ФНС России от 18.11.2010 №АС-37-2/15853).
Как узнать о плановых проверках
Практически любое государственное ведомство уполномочено на проведение проверок организаций в части специфики своей деятельности. Даты всех контрольно-ревизионных мероприятий назначаются заранее.
Для удобства пользователей сводный план проверок на 2022 год представлен на сайте Генеральной прокуратуры РФ в виде специального электронного сервиса. Интернет-ресурс позволяет получить информацию о предстоящей ревизии, ее сроках, формах и предмете проверки, а также о ведомстве, исполняющем контрольную функцию.