Статья 39. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту…
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 39. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту…». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Специальные выплаты от государства получают федеральные госслужащие, космонавты и летчики-испытатели, граждане, пострадавшие на военной службе, в техногенных и радиационных катастрофах — или их семьи. Участники Великой отечественной войны. А еще те, кто является нетрудоспособным и остается без средств к существованию. Например, не накопил на страховую пенсию. Такой род выплат называется социальной пенсией.
Источники права социального обеспечения – акты, содержащие нормы права, касающиеся регулирования вопросов социального обеспечения.
Система источников – совокупность нормативных актов, регулирующих отношения в сфере социального обеспечения.
Система источников права социального обеспечения:
А) Конституция РФ, закрепляющая, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность;
б) международные акты:
– Всеобщая декларация прав человека;
– Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
– Европейская конвенция о социальном обеспечении;
– Конвенция «О правах ребенка»;
– Соглашение стран СНГ «О гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения» и др.;
в) Федеральные законы:
– «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», который устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в РФ;
– «Об основах социального обслуживания населения в РФ», который устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в РФ;
– «О социальной защите инвалидов в РФ», который определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ;
– «О медицинском страховании граждан в РФ», который направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивает конституционное право граждан РФ на медицинскую помощь и др.;
г) подзаконные акты:
1) Указы Президента РФ: «О размере пособия по временной нетрудоспособности»; «О Фонде социального страхования»; «О мерах по социальной поддержке отдельных категорий граждан»; «О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией организации» и т. д.;
2) постановления Правительства РФ: «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ»; «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и др.;
3) иные нормативные акты: постановление Минтруда РФ «Об утверждении порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций»; Приказ Мин-здравсоцразвития России «Об утверждении формы индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы».
Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 г.:
– устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;
– регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования;
– определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
Федеральный закон состоит из 6 глав (31 статьи).
Глава 1 «Общие положения»:
1) определяет предмет регулирования закона;
2) закрепляет, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из:
– Конституции Российской Федерации;
– законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
– Федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации;
3) дает основные понятия, используемые в законе.
Глава 2 «Участники правоотношений по обязательному пенсионному страхованию» определяет, что субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица.
Глава 3 «Права и обязанности субъектов обязательного пенсионного страхования» раскрывает правомочия каждого участника правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.
Глава 4 «Финансовая система обязательного пенсионного страхования» определяет порядок формирования и расходования средств бюджета ПФР, закрепляя, что бюджет ПФР формируется за счет:
– страховых взносов;
– средств федерального бюджета;
– сумм пеней и иных финансовых санкций;
– доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
– добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
– иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Глава 5 «Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование» раскрывает порядок расчета и уплаты страховых взносов, а также объекты и базу для начисления страховых взносов и возлагает обязанность по контролю за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на налоговые органы.
Глава 6 «Заключительные и переходные положения» регулирует следующие вопросы:
– рассмотрение и разрешение споров по вопросам обязательного пенсионного страхования;
– право застрахованного лица на передачу своих накоплений в негосударственный пенсионный фонд;
– вступление в силу закона (со дня его официального опубликования).
Право на социальное обеспечение закреплено в ч. 1 ст. 39 Конституции РФ: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». Перечень оснований для предоставления социального обеспечения не является исчерпывающим, т.е. социальное обеспечение может быть предоставлено и в других случаях на основании закона.
Часть 1 ст. 39 Конституции РФ перечисляет условия (социальные риски), при наступлении которых государство гарантирует социальную поддержку. Это могут быть, например, определенные периоды жизни человека, связанные с возрастом (детство, старость), состояние здоровья и трудоспособности (болезнь, временная нетрудоспособность, инвалидность), выполнение или невозможность выполнения семейных обязанностей (воспитание детей, потеря кормильца).
Часть 2 ст. 39 Конституции РФ гласит, что «государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом». Безусловно, пенсии и пособия — основные, но не единственно возможные виды социального обеспечения. Действующее российское законодательство позволяет выделить и другие способы социального обеспечения — социальное обслуживание, медицинская помощь, компенсации, льготы.
Законопроект ЛДПР о 13 пенсии
Вот, что сказано в законопроекте №50206-8 от ЛДПР:
- предлагается ввести ежегодную предновогоднюю пенсионную выплату;
- так как поправки вносятся во все “пенсионные” законы, положена 13 пенсия военным пенсионерам, а также всем другим гражданам, вышедшим на пенсию;
- размер предновогодней выплаты равен ежемесячной пенсии;
- финансирование осуществляется за счет федерального бюджета.
Закон должен был вступить в силу 1 июля 2022 года, но он пока не рассмотрен даже в первом чтении.
По замыслу авторов законопроекта 13-ую пенсию должны выплачивать всем категориям российских пенсионеров:
- военным и приравненным к ним по статусу (пенсионерам МВД, ФСИН, Росгвардии, МЧС, ФСБ и так далее);
- получателям страховой пенсии — не только по старости, но и по инвалидности, случаю потери кормильца;
- получателям государственного пенсионного обеспечения, в частности, социальной пенсии.
В законе не предусмотрено каких-либо ограничений, поэтому 13-ая пенсия положена как неработающим пенсионерам, так и работающим.
Через четыре дня после объявления о повышении пенсионного возраста — 18 июня — по социальным сетям начали распространяться копии поста «юриста Виталия Михайловича Митина», в котором утверждается, что пенсионная реформа противоречит ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, где «четко и ясно предусмотрено (запрещено)»: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина», — и ч. 1 ст. 19 Конституции РФ («Все равны перед законом…»).
Автор утверждает, что право граждан на пенсию «отменяется в сторону ухудшения», а дореформенные и пореформенные пенсионеры перестают быть равными в правах. Действия правительства автор текста расценил как попытку «попутно серьезно изменить Конституцию».
Виды пенсии по государственному обеспечению
Согласно статьи 5 Закона о государственном пенсионном обеспечении, гражданам назначают следующие виды пенсий:
- пенсия за выслугу лет – назначается государственным служащим, военнослужащим, работникам из числа космонавтов и летно-испытательного состава;
- пенсия по инвалидности – назначается военнослужащим, участникам ВОВ и гражданам, имеющим знак «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим вследствие радиационных или техногенных катастроф и из числа космонавтов;
- пенсия по старости – назначается гражданам, пострадавшим в результате техногенных или радиационных катастроф;
- пенсия по случаю потери кормильца – назначается членам семьи, в случае смерти военнослужащего, гражданина, пострадавшего вследствие техногенных или радиационных катастроф и гражданина из числа космонавта;
- социальная пенсия – назначается нетрудоспособным гражданам по старости, по инвалидности или по случаю потери кормильца.
Порядок установления пенсии и срок ее назначения
Статья 22 Закона фиксирует порядок установления пенсии, которая устанавливается по заявлению гражданина, за исключением пенсии по инвалидности граждан из числа инвалидов с детства, ранее являющихся получателями пенсии по инвалидности. Обращение за установлением пенсии осуществляется в любое время после возникновения соответствующего права на ее установление.
Как правило, перерасчет пенсии производится в связи с изменением группы или причин инвалидности, количества членов семьи, находящихся на иждивении, категории нетрудоспособного члена семьи или условий назначения пенсии.
Пенсия по государственному обеспечению назначается на следующий срок (статья 23 ФЗ):
- пенсия за выслугу лет (исключение – гражданские служащие, работники летно-испытательного состава, где пенсия за выслугу лет установлена к трудовой пенсии по инвалидности) – бессрочно;
- пенсия за выслугу лет гражданским служащим и гражданам из числа летно-испытательного состава, установленные к страховой по инвалидности – на срок, установленный страховой пенсией по инвалидности;
- пенсия по старости – бессрочно;
- пенсия по инвалидности – на срок, который лицо признано инвалидом, может быть бессрочно;
- пенсия по случаю потери кормильца – на срок, который лицо будет считаться нетрудоспособным;
- социальная пенсия по старости – бессрочно;
- социальная пенсия по инвалидности – на срок, который лицо признано инвалидом;
- социальная пенсия по потере кормильца — на срок, который лицо будет считаться нетрудоспособным.
Исчисление пенсий военнослужащим и в случае выплаты пенсий по случаю потери кормильца – их семьям, осуществляется исходя из размеров денежного довольствия военнослужащих. При этом в состав денежного довольствия, исходя из которого осуществляется исчисление размера пенсии, включаются: оклады по должности или специальному званию без учета повышения окладов за службу в особых условиях, процентная надбавка, стоимость соответствующего продовольственного пайка и ежемесячная денежная продовольственная компенсация.
Законодательство устанавливает различные размеры пенсии по случаю потери кормильца семьям погибших (умерших) военнослужащих в зависимости от причин наступления смерти. Если военнослужащий погиб (умер) вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в связи с пребыванием на фронте, в связи с прохождением службы в государствах, где велись боевые действия, во время пребывания в плену, во время пребывания в действующей армии в качестве воспитанников и юнг, то пенсия по случаю потери кормильца выплачивается в размере 40 % денежного довольствия на каждого нетрудоспособного члена семьи. Также в размере 40 % от суммы денежного довольствия, которое получал военнослужащий, пенсия по случаю потери кормильца назначается членам его семьи:
1) если погибший (умерший) военнослужащий на день его смерти являлся инвалидом вследствие военной травмы;
2) детям, потерявшим обоих родителей;
3) детям умершей одинокой матери.
Если военнослужащий погиб (умер) в период военной службы вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы, либо в результате заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы, то пенсия по случаю потери кормильца назначается в размере 30 % от денежного довольствия военнослужащего.
Минимальный размер пенсии по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих составляет 150 % предусмотренного законодательством минимального размера пенсии по старости на каждого нетрудоспособного члена семьи военнослужащего – если пенсия исчисляется членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в связи с исполнением обязанностей военной службы. Если пенсия по случаю потери кормильца назначается членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в результате увечья или заболевания, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, то минимальный размер пенсии составляет 100 % предусмотренного законодательством минимального размера пенсии по старости на каждого нетрудоспособного члена семьи.
Если член семьи погибшего (умершего) военнослужащего является инвалидом I группы или достиг 80-летнего возраста, ему назначается надбавка к пенсии в размере 100 % предусмотренного законодательством минимального размера пенсии по старости. Если пенсионер нуждается в постоянном постороннем уходе, то ему назначается надбавка к пенсии в размере 2/3 от минимального размера пенсии по старости. Детям-инвалидам, а также инвалидам с детства I и II групп, детям, потерявшим обоих родителей, детям умершей одинокой матери, получающим пенсию по случаю потери кормильца за погибшего (умершего военнослужащего), назначается надбавка к пенсии в размере 100 % установленного федеральным законом минимального размера пенсии. Законодательство предусматривает повышение и увеличение размеров пенсии при повышении стоимости жизни и оплаты труда.
Статья 49 ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» устанавливает правило, в соответствии с которым пенсии, назначенные военнослужащим и их семьям, подлежат пересмотру при повышении стоимости жизни и оплаты труда, при повышении денежного довольствия военнослужащих, а также при повышении установленного федеральным законом минимального размера пенсии по старости.
Установленный законодательством порядок назначения и выплаты пенсии предусматривает, что работа по пенсионному обеспечению военнослужащих и их семей осуществляется Министерством обороны РФ (соответствующими военкоматами). Для назначения пенсии лицо, имеющее право на назначение пенсии, должно обратиться с заявлением о назначении пенсии, приложив к этому заявлению все необходимые для назначения пенсии документы. Поступившие на рассмотрение соответствующего пенсионного органа документы рассматриваются в срок не более 10 рабочих дней. При этом днем обращения за пенсией считается день, в который были предоставлены все необходимые документы, либо, если документы отправлены по почте, день отправления документов, который определяется по штампу на конверте. Военнослужащие имеют право на получение пенсии со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого им выплачено денежное довольствие. Семьям военнослужащих пенсии по случаю потери кормильца назначаются со дня смерти военнослужащего, но не ранее того дня, до которого военнослужащему было выплачено денежное довольствие. Если лицо, имеющее право на назначение пенсии, несвоевременно обратилось за ее назначением, то пенсия назначается с того дня, с которого возникло право на ее назначение.
Пенсия по случаю потери кормильца семьям военнослужащих назначается каждому члену семьи, имеющему право на получение этой пенсии, на весь период нетрудоспособности. Если по результатам медицинского обследования лицо, получающее пенсию по случаю потери кормильца за военнослужащего, признается трудоспособным, то оно теряет право на получение пенсии по случаю потери кормильца. Членам семьи, получающим пенсию по случаю потери кормильца, мужчинам, достигшим возраста 60 лет, и женщинам, достигшим возраста 55 лет, пенсия по случаю потери кормильца назначается пожизненно. Перерасчет пенсий осуществляется с первого числа того месяца, который следует за месяцем, в котором наступили обстоятельства, послужившие основанием для перерасчета пенсии.
В отличие от некоторых других видов пенсионного обеспечения, которые осуществляются в зависимости от выполняемой пенсионером работы и получаемых им доходов, пенсии, установленные ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», выплачиваются полностью независимо от наличия у пенсионера заработка или иных видов доходов. Единственное ограничение, которое устанавливает закон: пенсионерам-военнослужащим и их семьям не выплачиваются надбавки, предусмотренные законодательством для неработающих пенсионеров.
Назначенные военнослужащим либо их семьям пенсии выплачиваются им через филиалы Сберегательного банка Российской Федерации по их местожительству пенсионными органами Министерства обороны РФ, к которым относятся соответствующие военкоматы по местожительству пенсионеров.
Выплата пенсий военнослужащим и членам их семей приостанавливается в случае лишения пенсионера свободы по приговору суда – на срок лишения свободы, а в случае смерти пенсионера оставшаяся невыплаченной часть пенсии выплачивается членам его семьи, если они производили его похороны. Если же похороны пенсионера осуществлялись не членами его семьи, то они теряют право на получение оставшейся после смерти пенсионера невыплаченной части пенсии.
Все споры по пенсионному обеспечению военнослужащих и членов их семей решаются пенсионными органами министерства обороны Российской Федерации (военкоматами) в порядке их подчиненности. В случае несогласия с решением, вынесенным военкоматом, пенсионер вправе обращаться за решением своего вопроса в судебном порядке.
Основным нормативно-правовым источником, указывающим на порядок начисления, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет является Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». По государственному пенсионному обеспечению назначаются следующие виды пенсий:
1) пенсия за выслугу лет;
2) пенсия по старости;
3) пенсия по инвалидности;
4) социальная пенсия.
Пенсии за выслугу лет в соответствии с нормами приведенного закона назначаются федеральным государственным служащим и военнослужащим. Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению производится за счет средств федерального бюджета. Как правило, это пенсия, которая устанавливается за наличие на протяжении определенного времени специального трудового стажа. В юридической литературе его часто называют «выслугой», «стажем творческой работы» и т. п. Таким образом, пенсия за выслугу лет всегда «стажевая», как и пенсия по старости, но без возрастного ценза. Однако иногда пенсией за выслугу лет именуется и та пенсия, которая устанавливается при наличии соответствующего специального стажа (выслуги) и достижении определенного возраста. В то же время пенсией по старости называется в отдельных случаях пенсия, для установления которой требуется длительный специальный трудовой. Пенсии, которые в дальнейшем получили название «выслуга» были введены еще в советское время для многих категорий граждан: военнослужащих, правоохранительных органов, работников здравоохранения, образовательных учреждений и т. п. Сохранились такие пенсии и в российском пенсионном законодательстве, причем в последние годы сфера их применения существенно расширилась. Главная причина – стремление властных структур таким путем компенсировать явную деградацию в последние годы общей системы пенсионного обеспечения, а также создать для определенных категорий служащих привилегированные пенсионные системы.
В Конституции РФ 1993 г. как и у ее предшественниц не содержится оснований для установления пенсии за выслугу лет. Изначально пенсия за выслугу лет была введена в связи со спецификой определенной деятельности, службы. Многие авторы высказывают такое предположение, что возрастные ограничения, предусмотренные при выслуге лет, установлены не зря. После того, как человек в определенной сфере прослужит несколько лет очень сильно меняется его мировоззрение, психологические качества, которые могут препятствовать осуществлению дальнейшей службы. У человека накапливается усталость, начинается перегрузка организма. Таким образом, пенсия по выслуге лет ограждает человека от психологического напряжения, так как человек, как правило, отстраняется от дальнейшего осуществления своих обязанностей и оправляется на пенсию. Пенсии за выслугу лет устанавливаются военнослужащим и федеральным государственным служащим. Ранее пенсия за выслугу лет назначалась летно-подъемного состава авиации и воздухоплавания, некоторым работникам транспорта. Как правило, пенсия за выслугу лет назначается при выслуге всего времени, и по размерам больше, нежели простая пенсия по старости. Таким образом, если гражданин не выслужил определенное количество лет, он не имеет право претендовать на пенсию по выслуге лет.
В ранее действовавшем законодательстве (Законе РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации») четко указывались категории граждан, которые имели право на получение пенсии за выслугу лет. И этотперечень был достаточно большой, это:
1) граждане, непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников (по Списку работ и профессий, утверждаемому Правительством РФ). Они имели право на пенсию независимо от возраста, если трудились на указанных работах не менее 25 лет, а работники ведущих профессий на этих работах – горнорабочие очистного забоя, проходчики, забойщики на отбойных молотках, машинисты горных выемочных машин, – если трудились на таких работах не менее 20 лет. Стажевые требования в данном случае не зависели от пола работника, однако такие работы выполняются лишь мужчинами. Применительно к действующему законодательству данная категория работников имеет право на назначение досрочной пенсии.
2) граждане, работающие на судах морского флота рыбной промышленности по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности. Здесь практически названы две категории работников. Первая – занятые работой на судах морского флота рыбной промышленности по добыче, обработке рыбы и морепродуктов и приему готовой продукции на промысле. Вторая – работа на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности.
Они имели право на пенсию независимо от возраста при выслуге у мужчин – не менее 25 лет, у женщин – 20 лет. На сегодняшний день в соответствии с действующим законодательством они имеют право на досрочное назначение пенсии по старости.
3) граждане, работающие спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях. Перечень должностей и специальностей не был утвержден. Им устанавливалась пенсия независимо от возраста при вы��луге не менее 15 лет. Это связано с тем, что в данном случае предусматривалась лишь возможность назначения такой пенсии, она «могла устанавливаться независимо от возраста при выслуге не менее 15 лет». Правительство РФ не сочло возможным утвердить перечень, видимо, в связи с тем, что при такой выслуге (15 лет) пенсия по старости назначается спасателям по достижении лишь 40 лет – как мужчинам, так и женщинам.
В настоящее время они также имеют право на получение досрочной пенсии по старости.
4) граждане, работающие в гражданской авиации. Данной категории граждан на сегодняшний момент предоставляется пенсия по выслуге лет, и более подробно об этом будет рассмотрено в следующих параграфах.
5) граждане, занятые педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. Они имели право на пенсию при выслуге не менее 25 лет. Пенсия за выслугу лет для этих граждан – одна из первых таких пенсий, введенных в СССР: она установлена в 1925 г., даже несколько раньше, чем пенсия по старости. Условия назначения данной пенсии неоднократно менялись. Особенность условий, введенных Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» будет рассмотрена в следующих параграфах.
6) граждане, занятые лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Они имели право на пенсию при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах. Для указанных работников традиционно устанавливалась различная выслуга лет в зависимости от местности, в которой протекала трудовая деятельность. Но трудовая деятельность не так уж редко складывалась из периодов работы в разных местностях. Логика подсказывает простое решение вопроса: в городах необходимо было проработать не 25, а 30 лет, т. е. на пять лет, или на 20 %, больше, чем в сельской местности; коэффициент перевода времени работы в сельской местности (поселках городского типа), следовательно, равен 1,2 (30:25).
7) граждане, занятые творческой работой на сцене в театрах и других театрально-зрелищных организациях и коллективах. Пенсии для этих работников появились в СССР несколько позднее, чем пенсии за выслугу лет для учителей, врачей, других работников просвещения и здравоохранения, а также летно-подъемного состава.
Для получения данной пенсии была необходима выслуга 15, 20, 25 или 30 лет в зависимости от характера работы. Чем сложнее, напряженнее работа, тем меньшей продолжительности требовалась выслуга, и наоборот. Согласно установленному постановлением Правительства РФ от 28 августа 1991 г. списку, при стаже творческой работы не менее 15 лет право на пенсию за выслугу лет имели: артисты балета театров балета и театров оперы и балета, исполняющие сольные партии; артисты (гимнасты, эквилибристы, акробаты всех наименований, кроме акробатов-эксцентриков) цирков и концертных организаций.
Что такое государственная пенсия и кто ее получает
С понятием «государственная пенсия» могут столкнуться разнообразные категории граждан, подходящие под определенные условия для получения денежной выплате. При этом сумма выплаты зависит от конкретного случая и регламентируется ФЗ-166. Вопрос актуален и достаточно сложен для самостоятельного изучения.
В данном материале мы рассмотрим:
- подробное описание пенсии по государственному обеспечению;
- ситуации, в которых можно рассчитывать на такой вид компенсации;
- правила оформления, произведение расчета и итоговая сумма материальной компенсации;
- куда обратиться, способы подачи и получение одобрения по заявке.
Практическая реализация пенсионной реформы началась 1 января 2002 г. после вступления в силу ряда федеральных законов. С указанной даты утратил силу Закон N 340-1. Его сменили Закон N 166-ФЗ и Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» . С 1 января 2015 г. введен в действие Закон N 400-ФЗ, в связи с чем с указанной даты не применяется Закон N 173-ФЗ, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Законом N 400-ФЗ в части, ему не противоречащей.
Далее — Закон N 173-ФЗ.
Тем самым пенсии классифицируются законодателем на два вида в зависимости от источника их финансирования: страховые пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Первые из названных пенсий финансируются в первую очередь за счет средств страхователей (работодателей), уплачиваемых в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Финансирование государственного пенсионного обеспечения производится за счет средств федерального бюджета.
Закон N 400-ФЗ устанавливает основания возникновения и порядок реализации права на страховые пенсии лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования.
Закон N 166-ФЗ регулирует отношения, связанные с условиями, нормами и порядком назначения пенсий таким категориям граждан, как: федеральные государственные гражданские служащие; военнослужащие; участники Великой Отечественной войны; граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф; граждане из числа космонавтов; граждане из числа работников летно-испытательного состава; нетрудоспособные граждане.
Нетрудоспособным гражданам устанавливается социальная пенсия (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца).
Как найти работу пенсионеру после пенсионной реформы?
Давайте объективно, вследствие новшества, связанного с пенсионной реформой, появляется много проблем. Люди планировали выйти на заслуженный отдых, получать пенсию и жить спокойно. Но получается, что придется еще поработать. Безусловно, вопрос того, что сил на это нет, не волнует никого. Но и это половина беды, всем известно, как относятся работодатели к пенсионерам.
Вследствие этого пенсионеру найти работу – очень сложно. У работодателя имеется много причин отказать:
- низкая производительность труда;
- пенсионер может часто уходить на больничный;
- пенсионеру сложно освоить новые технологии;
- дополнительные льготы, в ходе которых пенсионер имеет право на получении дополнительного отпуска.
На основании этих причин, Министерством труда уже разрабатывается специальная программа, которая позволит устраиваться на работу пожилым людям либо поменять уже существующую работу. Помимо этого, было обещано, что все жалобы пенсионеров, которые не могут устроиться работать, будут рассматриваться очень тщательно.
Федеральный закон от N 166-ФЗ (ред
дети, оба родителя которых неизвестны, — дети, государственная регистрация рождения которых произведена на основании поданного органом внутренних дел, органом опеки и попечительства либо медицинской организацией, воспитательной организацией или организацией социального обслуживания заявления о рождении найденного (подкинутого) ребенка или о рождении ребенка, оставленного матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов, а также найденные (подкинутые) дети или дети, оставленные матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в указанной медицинской организации, государственная регистрация рождения которых произведена в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя по 31 декабря 2014 года включительно.
Разбор: повышение пенсионного возраста против Конституции или нет?
Так противоречит ли Конституции России повышение пенсионного возраста, или нет? Об этом спорят на множестве форумов, в СМИ и в мессенджерах, рассылая публикацию юриста Виталия Митина “Увеличение пенсионного возраста против Конституции”.
Давайте разберемся, что это — страшная правда, популизм или желание автора получить “хайп” на горячей теме, а у рассылающих это сообщение — желание показаться “самым умным” и “предупредить серый народ”?
Итак, “юрист Виталий Митин” пишет:
“В России началось бурное обсуждение законопроекта об увеличении пенсионного возраста для мужчин вместо 60 лет до 65 лет, а женщинам вместо 55 лет до 63 лет.
Чтобы обсуждать новый закон, то сначала нужно четко и ясно сказать, что новый закон это прямое нарушение Конституции РФ.
Читаем ч. 2 ст. 39 Конституции РФ: “Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом”.
Согласно п. 1 ст. 7 “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” установлено (предусмотрено): “Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет”.
Но ведь согласно ч. 2 ст. 55 Конституции РФ четко и ясно предусмотрено (запрещено): “В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина”.
Безусловно, новым законом отменяются и умаляются права граждан России выходить на пенсию мужчинам в 60 лет, а женщинам в 55 лет. Подчеркиваю особо: отменяются эти права граждан в сторону ухудшения! А это уже не только прямое нарушение указанной ч. 2 ст. 55 Конституции РФ о запрете отменять права граждан, но и прямое нарушение ч. 1 ст. 19 Конституции РФ: “Все равны перед законом…”
Оказывается, будущие пенсионеры, но граждане сегодняшней России будут, по новому закону, явно не равны сегодняшним гражданам-пенсионерам, что и есть прямое нарушение конституционных прав будущих пенсионеров о конституционном равенстве всех перед законом — новый антиконституционный закон серьезно (существенно) ущемляет права будущих пенсионеров.
Безусловно, нарушаются права человека, гарантированные в ст. 2 Конституции РФ: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства”.
Нарушается также и ч. 1 ст. 1 Конституции РФ о правовом государстве. Поэтому не должен быть принят новый закон без изменения Конституции РФ, то есть сначала надо изменить Конституцию — поотменять все указанные выше права граждан, а потом с чистого листа писать новый закон о пенсионном возрасте.
А согласно ст. 135 Конституции РФ парламент России (Федеральное Собрание) сам не может изменить указанные выше статьи Конституции из глав 1 и 2 Конституции, а в случае необходимости должно быть созвано Конституционное Собрание. А это уже очень серьезно!
В общем, получается, что правительство замахнулось попутно серьезно изменить Конституцию, но правду об этом скромно умалчивает, или вообще задумало обойти Конституцию, или даже само не замечает (что вполне вероятно, ведь юристов у нас не хотят даже слышать), что нарушает Конституцию.
Надеюсь, что на этот раз меня. юриста, услышат власти и Конституция РФ и права граждан России не будут нарушены!”
Так что же на самом деле — против Конституции такое решение правительства Медведева или все-таки нет?
Нет. Повышение пенсионного возраста все же может рассматриваться в качестве ограничения конституционных прав.
“Согласно ч. 3 ст. 55 права и свободы могут быть ограничены при наличии следующих условий: а) только федеральным законом; б) в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства. Более того, это конституционное право относится к ряду социальных прав и не является “абсолютным”, то есть его можно ограничивать”, — пояснил эксперт.
Он рассказал, что согласно правовым позициям Конституционного Суда РФ ограничение прав и свобод помимо условий, указанных в ст. 55 Конституции, должно быть необходимо для обеспечения указанных целей, например, защиты прав и законных интересов других лиц, и соразмерно целям, ради которых ограничиваются эти права.
Оба понятия являются оценочными, и эту оценку проводят представители исполнительной и законодательной властей (то есть правительство и Федеральное Собрание: Госдума и Совет Федерации. — Ред.). А результат оценки принимается в форме федерального закона (его подписывает президент страны).
Владимир Мазаев отметил, что обеспечение социальных прав в отличие от личных и политических имеет важную особенность — они тесно связаны с уровнем развития национальных экономик.
“Если российская экономика не в состоянии обеспечить действующее законодательное положение о сроке выхода на пенсию, то это является существенным основанием изменения правовой модели”, — подчеркнул Владимир Мазаев.
Он напомнил, что в ст. 4 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах закрепляется в качестве одного из условий ограничения таких прав цель исключительно способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе.
“Главным в конституционной оценке повышения пенсионного срока являются необходимость и соразмерность!” — отметил правовед.
Пенсия космонавтам при наработке необходимого стажа (25 лет для мужчин и 20 лет для женщин) рассчитывается следующим образом:
П = 55% Ддк + 3%Ддк х Ст,
- где Ддк — заработок, получаемый при работе в должности космонавта;
- Ст — стаж свыше 15 лет.
Максимально возможный размер пенсии космонавтам за выслугу лет — 85% зарплаты.
В случае инвалидности I и II группы пенсия космонав¬тов составляет 85% денежного довольствия (заработка); в случае инвалидности III группы —50%.
Членам семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов (должностных лиц, указанных в пункте 5 статьи 7.1 ФЗ № 166-ФЗ) назначается пенсия по случаю потери кормильца. Имеющими право на указанную пенсию (в размере 40% денежного довольствия), признаются:
- дети погибшего (умершего) кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а если они обучаются по очной форме об¬учения по основным образовательным программам в орга¬низациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории РФ, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами РФ, то до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения возраста 18 лет;
- родители погибшего (умершего) кормильца, достиг¬шие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и жен¬щины, с учетом положений, предусмотренных приложением 1 к ФЗ № 166-ФЗ; см. таблицу 6 на стр. 19 настоящего издания) либо являющиеся инвалидами, если они нахо-дились на иждивении погибшего (умершего) кормильца;
- супруг погибшего (умершего) кормильца независимо от возраста и трудоспособности.
Возможны установленные законом прибавки к пенсии за выработку.
Важно!
Размер прибавки определяется в процентном отно¬шении от суммы социальной пенсии, предусмотренной пунктом 1 статьи 18 ФЗ № 166-ФЗ — 5034,25 рублей на 1 апреля 2018 года.
Достигшим возраста 80 лет, инвалидами I группы или нуждающимся в постоянном уходе, подтвержденным ме¬дицинским заключением — 200%.
Неработающим гражданам — по достижению возраста 55 лет или, если они инвалиды, имеющие на своем содер¬жании ограниченных в возможностях членов семьи:
- сестра, брат, внуки, дети, которым нет 18 лет или стар¬ше, если они являлись до 18 лет инвалидами, а учащиеся очно — до конца учебы, но дольше 23 лет. Внуки, сестры и братья имеют возможность на выплату, если у них нет родителей, которые их обеспечивают. Усыновленные дети могут так же претендовать на пособие, как и родные дети;
- бабушка и дед — если отсутствуют лица, которые должны их содержать;
- супруг, мать и отец, если они — инвалиды или до¬стигли возраста: мужчины — 65 лет, женщины — 60 лет. При наличии одного такого члена семьи надбавка в размере 32%, двух — 64%, трех и более — 100%.