Окончание — правила и примеры правописания у разных частей речи
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Окончание — правила и примеры правописания у разных частей речи». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Новые школьные учебники поддерживают другую точку зрения, в соответствии с которой «ть», «ти» у глаголов — суффиксы. Эта теория была разработана такими лингвистами, как Бабайцева В.В., Валгиной Н.С. Отвечая на вопрос: «Ть – это суффикс или окончание?», ученые, в первую очередь, пытались доказать несостоятельность другой позиции, раскрывающей эту проблему. Они утверждали, что «ть» у глагола не может быть флексией, так как не выражает грамматическое значение слова и не сохраняется в формах, образованных от инфинитива.
Правописание безударных окончаний прилагательных
Чаще всего прилагательные имеют безударные гласные в падежных окончаниях. Безударные окончания прилагательных в форме единственного и множественного числа совпадают с ударными окончаниями вопросов:
- (како́го?) гро́мк о го звука
- (како́й?) гро́мк о й песни
- как и́м ? гро́мк и м
- как и́ми ? гро́мк и ми
- о как и́х ? о гро́мк и х и т. д.
Это совпадение поможет в правильном написании безударных окончаний прилагательных. Достаточно задать к прилагательному соответствующий вопрос, с помощью которого можно определить написание безударной гласной в его окончании.
После шипящих согласных основы в окончании прилагательного под ударением пишется буква «о», без ударения — буква «е»:
- чужой — чуж о́го
- хоро́ший — хоро́ш е го
- све́жий — све́ж е го
- то́щий — то́щ е го .
Три типа склонения прилагательных
В русском грамматике у имен прилагательных выделяют три типа склонения в зависимости от основы слова:
- твердое склонение
- мягкое склонение
- смешанное склонение.
К твердому склонению отнесем слова с основой на твердый согласный:
- прав ый
- горд ый
- смирн ый
Такие прилагательные в окончаниях имеют первую гласную «о» или «ы»:
гордый — го́рд о го , го́рд о му , го́рд ы м , го́рд ы ми .
Мягкое склонение объединяет прилагательные, имеющие основу на мягкий согласный:
- вечерн ий
- летн ий
Эти прилагательные характеризуются окончаниями с первой гласной «е» или «и»:
вечерний — вече́рн е го , вече́рн е му , вече́рн и м , вече́рн и ми , о вече́рн и х
К смешанному склонению прилагательных принадлежат слова с основой на «г», «к», «х», «ц» и шипящие согласные:
- упруг ий
- узк ий
- ветх ий
- куц ый
- свеж ий
У прилагательных смешанного склонения в окончаниях отметим наличие первых гласных «о» и «ы», как у прилагательных твердого склонения, и «е», «и», как у прилагательных мягкого склонения:
- глухой — глух о́го , глух о́му , глух и́м , глух и́ми ;
- куцый — ку́ц е го , ку́ц е му, ку́ц ы м , ку́ц ы ми .
Окончания существительных после суффиксов
После суффикса -ищ- у существительных мужского и среднего рода в единственном числе пишется окончание -е , а у существительных женского рода — окончание -а: арбуз-ищ-е, басище, великанище, волчище, городище, дождище, дружище, роялище, сапожище, умище, болотище, бревнище, винище; бородища, головища, силища, скучища, туфлища (туфля). Во множественном числе существительные мужского и женского рода с этим суффиксом имеют окончание -и, а существительные среднего рода — окончание -а: заборищи, сапожищи, ладонищи, мозолищи; болотища, бревнища, оконища .
После суффиксов -ушк-, -юшк-, -ышк-, -ишк- в именительном падеже единственного числа пишется:
1) окончание -а у существительных женского рода и у одушевленных существительных мужского рода: дум-ушк-а, зимушка, волюшка, страстишка, болтунишка, воришка, колдунишка, купчишка, скворушка, трусишка ;
2) окончание -о у существительных среднего рода и у неодушевленных существительных мужского рода: гор-юшк-о, здоровьишко, молочишко, пальтишко, голосишко, городишко, рублишко, сараишко, заборишко .
После суффикса -л- в именительном падеже единственного числа у одушевленных существительных мужского и общего рода пишется окончание -а, у существительных среднего рода — окончание -о: верзи-л-а, воротила, заводила, мазила; мочало, точило, ветрило, зубило .
После суффикса -иц- у существительных среднего рода пишется окончание -е: варень-иц-е, здоровьице, именьице, креслице, маслице, поместьице (ср.: пальтецо , ружьецо ).
Учим правила школьной программы по русскому — весело: запоминалки
Ребенок с неприятным упорством забывает правила и лепит ошибку на ошибке? Не сорваться и не отругать его при этом очень сложно. Но сдерживаться придется: все равно от крика пользы не будет, а нетерпимость в этом вопросе — плохой помощник. Поверьте, чем веселее борьба, тем легче выиграть.
Русский язык ведь очень логичный. Возьмем для примера все ту же Агриппину Саввичну: что у нее на носу — веснуски или веснушки? И сразу понятно, почему пишется «веснушчатая». Опытный педагог знает: если дети посмеются над ошибкой, на будущее наверняка запомнят правильное правописание слова.
А как запомнить все глухие согласные? Попробуйте вызубрить с — т — п — к — х — ч — ш — щ — ц — ф. Трудновато, да? Внимание — включаем фантазию, и вот уже: «Степка, хочешь щец? — Фи!» Тут они все, и запомнить несложно.
А, например, словосочетание «Зося ждет» включает в себя все согласные, после которых следует ставить суффикс -чик-.
Не уверены, как пишутся слова «мужчин» и «женщин»? Включите домостроевскую логику: «мужу — чин, жене — щи». Точно не ошибетесь! Обычно дети от таких педагогических хитростей приходят в восторг.
Что еще помогает подружиться с родным языком?
- Поработайте со словом, в котором постоянно делаете ошибку: несколько раз напишите его, выговорите по слогам, раскрасьте букву, в которой ошибаетесь.
- Анаграммы, кроссворды, шифры, шарады, ребусы превосходно развивают наши интеллектуальные способности.
- Простая и забавная игра: один человек зачитывает из словаря определение, а другие должны идентифицировать слово.
- Запишите свою речь на диктофон (а еще лучше — создайте видеоклип). Велика вероятность, что, послушав себя со стороны, обнаружите, что совершаете множество речевых ошибок: неправильно строите предложения или используете слова-паразиты.
Окончание – изменяемая значимая часть слова, которая образует формы слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Эта формообразующая морфема выражает грамматические значения рода, лица, числа и падежа.
Не все слова имеют окончание. Оно есть только у изменяемых слов. Бывает, что окончание у слова есть, но его не видно и не слышно, т.е. оно не выражено буквами и звуками – это нулевое окончание. Кроме того, окончание не всегда стоит в конце слова. В слове может быть два окончания. Иногда, чтобы выделить окончание приходится использовать фонетическую транскрипцию.
Окончание – это формообразующая морфема, которая выражает грамматические значения слова (род, лицо, число, падеж), а не лексические значения как словообразовательные морфемы.
От формообразующих суффиксов окончание отличается характером выражаемого им грамматического значения.
Первый шаг к тому, чтобы выучить русский язык – освоить его алфавит. Кириллица, в отличие от латиницы, имеет в своей основе греческую азбуку. Из-за этого многие буквы хоть и похожи, но означают другие звуки, а некоторые и вовсе уникальны. Так, например, русская буква «Р» аналогична английской «R», а русская «Н» не что иное, как английская «N». Если с самого начала уделить достаточно времени алфавиту и основам фонетики, то дальнейшее изучение многих аспектов языка станет легче и будет продвигаться гораздо быстрее.
Для обучения чтению хорошо подойдут детские сказки, их список можно найти в Википедии . Они написаны простым и правильным языком и легки для понимания. Такое чтение поможет Вам прочувствовать основы языка, научится красиво и правильно строить предложения. Более сложные вещи лучше оставить на потом.
Полное погружение в языковую среду – самый верный способ начать быстро говорить по-русски. На просторах бывшего СССР русский язык весьма распространён, не обязательно ехать непосредственно в Россию — можно найти города и в других странах, где одним из основных языков общения будет русский. Такое место можно найти даже в Европейском Союзе. Например, город Даугавпилс в Латвии: для 80% его жителей русский язык является родным, а 96% жителей говорят на русском свободно. В Даугавпилсе стандартный современный русский язык без какого-либо акцента используется как основной для общения, что делает этот город очень привлекательным местом для его изучения.
Если есть возможность, то лучше проживать не в отеле, а в семье, где основной язык общения – русский. Такую возможность предоставляют многие языковые обучающие программы. Так Вы никогда не будете выпадать из языковой среды, и будете вынуждены говорить на русском, что со временем обязательно даст свои плоды.
Как определить нулевое окончание
Чтобы определить окончание, достаточно просклонять слово по падежам и посмотреть на то, какая часть слова изменяется. Возьмем, например, слово «дама» просклоняем и подчеркнет ту часть слова, которая не изменяется (она же основа слова).
Дама – дамы, даме, даму, дамой, о даме
Та часть, которая осталась неподчеркнутой, то есть изменилась – это окончание. В случае со словом «Дама», окончание «а», так как при склонении по падежам, именно эта часть слова изменилась.
Но что тогда делать с нулевым окончанием?
Возьмем для примера слово «стол».
Стол – стола, столу, стол, столом, о столе.
Как можно заметить, в слове стол нет части слова, которая бы изменилась при склонении по падежам, а это значит, что в слове «стол» нулевое окончание.
Грамматическое и лексическое значение слова
Обратим внимание, что это именно одно и то же слово, так как речь идет об одном и том же явлении действительности, которое одинаково характеризуется. Если бы мы захотели иначе охарактеризовать это явление, мы бы использовали возможности многочисленных аффиксов русского языка: кошечка, кошуня, кошуля, кошуся, кошандра… Добавив в слово эмоцию, оценку, мы образовали новое слово: кошка и кошуся — это разные слова, а не формы одного и того же слова.
этих слов разное лексическое, но одно и то же грамматическое значение: именительный падеж, единственное число. Мы можем образовать и другие формы этих слов: кошек, кошусей. Это разные слова в одной и той же форме, то есть их лексические значения разные (словом «кошка» мы нейтрально указываем на животное, а словом «кошуся» ласково его называем), а грамматические — одинаковые (родительный падеж, множественное число).
Аналогично мы можем поступить со словом «мир». Формы того же самого слова: дом-а, дом-у, дом-ом, дом-ами, дом-ах. Образованные от него слова с другим значением (то же значение плюс выражение нашего отношения или уточнение размера): дом-ик, дом-ин-а, дом-ищ-е.
Грамматическое значение окончаний разных частей речи.
- Имя существительное . Окончания существительных
река — реки — рекам
- Имя прилагательное . Окончания имён прилагательных указывают на их число и падеж и род:
красивый — красивая — красивых
- Имя числительное . Окончания имён числительных указывают на их падеж и число:
второй — второго — вторых
- Глагол . Окончания глаголов настоящего и будущего времени указывают на лицо и число:
читают — читает
Окончания глаголов прошедшего времени указывают на их число, лицо и род:
Смотрел — смотрели — смотрело — смотрела
- Местоимение . Окончания местоимений указывают прежде всего на падеж, затем на число и род, если они есть:
он — его
свой — своего — своей — своих - Причастие . Окончания причастий указывают на число, род и падеж:
прочитанный — прочитанная — прочитанных
Окончание — это исключительно формообразующая морфема , которая не придает слову никаких дополнительных значений.
Окончания бывают материально выраженными и нулевыми.
Нулевое окончание — это окончание изменяемых слов, которое не выражается звуками при произношении и буквами на письме, но при этом передает определенное грамматическое значение. Нулевое окончание может быть показателем определенного рода или падежа, например:
- Именительный и винительный падеж существительных ж.р. 3 склонения в единственном числе: дочь, печь, мать, рожь;
- Именительный падеж существительных м.р. 2 склонения ед.ч. (для неодушевленных — именительный и винительный падеж): друг, стул, камыш ;
- Родительный падеж существительных разных родов мн.ч.: стран, солдат, окон;
- Краткие формы ед.ч. м.р. прилагательных и причастий: весел, прочитан, добр.
- Именительный падеж притяжательных прилагательных м.р. ед.ч.: братов, мамин, лисий;
- Повелительное наклонение глаголов в ед.ч.: смотри, учи, бди;
- Изъявительное и сослагательное наклонение глаголов ед.ч. м.р.: писал — писал бы; смотрел — смотрел бы; ходил — ходил бы.
Русский как иностранный
Давайте представим себя на месте ребёнка. Он с самого рождения слышит родной язык и практически с года-двух начинает на нём говорить. К семи годам будущие первоклашки говорят в целом не хуже взрослых.
В первом классе основная задача — научить ребенка писать и читать. Как с этим справляется школа?
Именно в первый школьный год ребенок осваивает и понимает важную сущность нашего языка: говорим мы одно, а пишем другое. Тот, кто уже научился читать не по слогам, осознает, что слово «молоко» читается как «малако», и соглашается с этим.
Между тем, изучение русского (родного!) языка в нашей школе напоминает изучение иностранного – ребёнку постоянно подсовывают фонетическую транскрипцию, хотя он и сам прекрасно знает, как звучат слова.
Если ребёнок уже читает, то, несомненно, понимает разницу между звуками и буквами, поскольку процесс чтения, собственно, и состоит в переводе букв в звуки. Транскрипция только мешает ученику, запутывает его, не позволяя запомнить единственно правильный вид, «образ» слова.
Так дети уже в первом-втором классах на раз-два делают фонетический разбор слова «путь», определяя мягкость согласных, количество букв и звуков. Зачем? Чтобы благополучно забыть об этом в средней школе, вспомнив только перед ГИА и ЕГЭ.
Есть мнение (и оно поддерживается учебниками), что именно благодаря активному изучению фонетики в начальной школе дети начинают писать грамотно. Увы, это совершенно не согласуется с наблюдениями любого родителя — дети сейчас не более (а возможно, и менее) грамотны, чем предыдущие несколько поколений, которые фонетику изучали в 5-6 классе и не дольше одной четверти.
Е. Ефимовский
Слышал я: в одной стране
Нет совсем частицы «НЕ».
Люди там живут радивы
И казисты всем на диво.
Хоть работы впроворот,
Вмоготу им спать весь год.
А вдомёк, что это гоже.
А на улицах всё тоже:
Чаянно толкнут любого
И взначай пихают снова.
А чтоб было вам повадно,
Обругать вас могут щадно.
Если ж встретятся друзья,
То друзьям подраться льзя.
Вот такие все там вежды.
Что касается одежды –
Очень ряшлива, приглядна,
И поэтому нарядна.
И довольны все вполне
В той стране, где нету «НЕ».
Вот какую я былицу
Сочинил про «НЕ»-частицу.
Вопросы «какой», «какая», «какое», «какие»
При запросе информации о качественной характеристике лица или предметы, используются вопросы какой? какая? какое? какие? Вопрос зависит от рода и числа определяемого существительного и обычно стоит в начале предложения. Если существительное мужского рода, употребляется вопрос какой? женского – какая? среднего – какое? Если определяемое существительное стоит во множественном числе, используется вопрос какие?
Какой это человек? (существительное человек мужского рода – вопрос какой?)
Какая это рыба? (существительное рыба женского рода – вопрос какая?)
Какое это пиво? (существительное пиво среднего рода – вопрос какое?)
Какие это дети? (существительное дети стоит во множественном числе – вопрос какие?)
В ответных репликах используются имена прилагательные, которые согласуются с существительным в роде и числе.
Это вкусная рыба.
Вопросы какой? какая? какое? какие? также могут использоваться при запросе информации о названии предмета. Сравните:
—Какое это пиво?
—Это холодное пиво.
—Это пиво «Балтика».