Принудительная госпитализация больных туберкулезом
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Принудительная госпитализация больных туберкулезом». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В Конституционный Суд обратился Алексей Львович, который был призван на специальные военные сборы и в период с 28 августа по 23 октября 1986 года, где исполнял обязанности военной службы, принимал участие в выполнении работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения. В дальнейшем мужчина перенёс лучевую болезнь и другие заболевание, полученные в связи с работой в непосредственной близости с ЧАЭС.
Мнение Верховного Суда
Судьи Верховного Суда Российской Федерации согласились с Алексеем Львовичем в том, что граждане, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), если они стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, приравниваются к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, и имеют право на одновременное получение двух пенсий – пенсии по инвалидности по нормам Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Однако причин для получения права на две пенсии ВС всё же не усмотрел, т. к. одним из условий назначения страховой пенсии по старости является достижение мужчиной возраста 65 лет; возможность же одновременного получения гражданами двух пенсий, назначаемых в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», одна из которых – пенсия по старости, назначаемая гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, а другая – пенсия по инвалидности, данным Федеральным законом не предусмотрена.
Аргумент, связанный с возрастом заявителя, опровергается Определением Верховного Суда от 25.07.2008 №46-В08-8, в котором отмечено, что указанная пенсия назначается относящимся к этой категории граждан мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам – 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет соответственно.
Льготы вдовам чернобыльцев
Вдовы чернобыльцев и иные родственники, проживающие с ними, имеют право на оплату половины площади в государственных домах и в приватизированных квартирах. Одновременно с этим им полагается 50% оплаты коммунальных услуг или цены на топливо.
Нетрудоспособные вдовы и иные родственники умерших чернобыльцев-инвалидов, которые находились у них на иждивении, могут получать ежемесячную компенсацию.
Такие перечисления осуществляются в целях возмещения вреда здоровью. Сумма компенсационных выплат зависит от числа нетрудоспособных членов семьи и группы инвалидности умершего.
Кроме этого члены семей чернобыльцев могут рассчитывать на улучшение жилищного положения, преимущественное право оставаться на работе при проведении сокращения, внеочередное обеспечение детей местами в образовательных учреждениях.
Вдовы и иные члены семьи чернобыльцев могут получить внеочередное место в доме-интернате для престарелых.
Общие выплаты для пострадавших
К денежным выплатам, которые перечисляются в отношении чернобыльцев, можно отнести следующие:
- Доплата до размера прежней заработной платы, если лицо было переведено на другую работу по медицинским показаниям. Такие суммы доплачиваются трудоустроенным гражданам:
• до момента восстановления их трудоспособности;
• до момента установления инвалидности. - Пособие по временной нетрудоспособности. Его размер составляет 100% от среднего показателя заработка гражданина.
- Ежемесячная компенсация для чернобыльцев и проживающих с ними детей в возрасте до 14 лет. Данная компенсация перечисляется с целью приобретения продовольствия и составляет 970,38 руб.
- Ежемесячная компенсация, выплачиваемая с целью возмещения вреда здоровью. Средства перечисляются в сумме:
• 20 289,67 руб. инвалидам 1-й группы:
• 10 144,84 руб. инвалидам 2-й группы;
• 4 057,91 руб. инвалидам 3-й группы.
Выплаты для переселившихся и эвакуированных пострадавших
С 01.02.2020 размеры ежегодной компенсации за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление составляют:
- для инвалидов 1, 2 группы – 1 617,30 руб.
- для инвалидов 3 группы – 1 293,86 руб.
- для ликвидаторов 86-87 годов – 970,38 руб.
- для ликвидаторов 88 года – 646,88 руб.
- для ликвидаторов 89-90 годов – 323,47 руб.
Лицам, эвакуированным или переселившимся из области отселения, гарантируется перечисление таких выплат, как:
- Компенсация материального ущерба при утрате имущества, которая включает в себя стоимость:
• жилых помещений, дач, гаражей и хозяйственных построек, находившихся у граждан в собственности по состоянию на 1 января 1994 года;
• домашнего имущества, зараженного радиацией;
• сельскохозяйственных животных, подвергшихся облучению;
• утраченных садово-ягодных насаждений и иных посевов. - Компенсация расходов на проезд.
- Оплата стоимости услуг по погрузке и разгрузке багажа, которая перечисляется:
• нетрудоспособным лицам;
• многодетным семьям;
• одиноким матерям;
• одиноким женщинам. - Ежемесячная компенсация на оздоровление.
Статус «чернобылец»: категории лиц, которым положены льготы
К категории «чернобылец» согласно Разделу II Закона 1 относится широкий спектр лиц – не только непосредственные ликвидаторы аварии, но также те, кто проживал близко к ЧАЭС, и другие работники станции.
Территория, которая претерпела воздействие радиации, на законодательном уровне условно разделена на 4 зоны:
- Отчуждения. Непригодные для жизни земли, которые получили наибольшую степень радиации.
- Отселения. Площади, с которых выселялись люди из-за превышения радиационного фона, но на которые можно вернуться в случае его нормализации.
- Проживания с правами на отселение. Территории, также получившие радиацию, однако жители которых имели право самостоятельно принять решение – уезжать или остаться.
- Проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Независимо от того, в какой зоне проживал или работал человек, он наделен правом возмещения вреда, который причинила катастрофа 1986 г., а также получения социальной и материальной помощи.
Всего есть 4 категории чернобыльцев:
- Первая. К ней относятся ликвидаторы, которые стали инвалидами из-за пребывания в очаге катастрофы или получили лучевое заболевание.
-
Вторая. В нее входят ликвидаторы, которые находились определенное время в зоне отчуждения:
- с момента происшествия и до 01.07.1986 года — вне зависимости от длительности пребывания;
- с 01.07.1986 г. по 31.12.1986 года — от 5-ти суток;
- в течение 1987 года — от 14 суток;
- те, кто эвакуировался из зоны отчуждения (в том числе – в утробе матери) и обязательного выселения;
-
Третья. Не ликвидаторы, но те, кто:
- находился в области отчуждения с 1 июля по 31 декабря 1986 года — до 5 суток;
- пребывал в ней на протяжении 1987 года — до 14 суток;
- был там с 1988 по 1990 годы – от 1 месяца;
- работал в пунктах санобработки граждан в течение 1986 года — от 14 суток;
- жил в зонах обязательного и добровольного переселения, но не вошел в предыдущую категорию.
- Четвертая. Это постоянно проживающие в зоне радиологического контроля усиленного режима, если до 1993 года они прожили там от 4 и более лет.
Трудовые права чернобыльцев защищаются ТК РФ в усиленном режиме, а именно – они пользуются следующими трудовыми льготами:
- Не подпадают под сокращение кадров в случае его проведения на предприятии.
- Наделены правом обязательного обеспечения рабочим местом в случае переезда.
- У них на протяжении 4-х месяцев сохраняется средняя заработная плата и не прерывается стаж при увольнении с предыдущего места работы.
- Чернобыльцы получают доплату до размера прежнего заработка, если их перевели по медицинским показаниям на место с меньшей зарплатой.*
- В плане отпуска они вольны сами выбирать его дату, а не идти на ежегодный отдых тогда, когда скажет работодатель.
- Кроме основного отпускного периода, который оплачивается всем работникам по ТК РФ, чернобыльцы имеют право раз в 12 месяцев воспользоваться дополнительными 14 днями оплачиваемого отпуска.
* — доплата производится за счет работодателя до полного восстановления трудоспособности или получения группы инвалидности.
Как оформить статус чернобыльца?
Статус чернобыльца подтверждает удостоверение. Оформить его можно в органах соцзащиты по месту проживания, обратившись туда с заявлением и предоставив следующую папку с бумагами:
- паспорт;
- свидетельство о рождении ребенка;
- справку, что на момент аварии чернобылец имел регистрацию в соответствующем населенном пункте;
- справку об инвалидности;
- подтверждение участия в ликвидации;
- бумаги, подтверждающие родство с чернобыльцем, пр.
В каждом конкретном случае – список документов может варьироваться, поэтому если есть возможность – лучше уточнить этот момент в соцзащите.
Подать документы на удостоверение чернобыльца можно несколькими способами:
- совершив визит в соцзащиту;
- лично в МФЦ;
- онлайн через сайт госуслуги.
Размер компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, с 1 февраля 2022 г.*
Ежемесячные компенсационные выплаты
-
Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста
- 1103,44 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 13 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-I
-
Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС
- 735,58 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 3 части первой статьи 15 Закона РФ N 1244-I
-
Ежемесячная денежная компенсация в зависимости от времени проживания на территории зоны проживания с правом на отселение:
- с 26 апреля 1986 года — 147,13 руб.
- со 2 декабря 1995 года — 73,57 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 1 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
-
Ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны проживания с правом на отселение в зависимости от времени проживания, работы:
- с 26 апреля 1986 года — 735,58 руб.
- со 2 декабря 1995 года — 183,89 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 3 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
-
Ежемесячная денежная компенсация при условии постоянного проживания до 2 декабря 1995 г. на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом
- 73,57 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 1 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
-
Ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 г.
- 294,27 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 2 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
-
Ежемесячная денежная компенсация в зависимости от времени проживания в зоне отселения до переселения в другие районы:
- с 26 апреля 1986 года — 220,71 руб.
- со 2 декабря 1995 года — 147,13 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 1 части второй статьи 20 Закона РФ N 1244-I
-
Ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны отселения до их переселения в другие районы в зависимости от времени проживания (работы):
- с 26 апреля 1986 года — 1471,28 руб.
- со 2 декабря 1995 года — 735,58 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 3 части второй статьи 20 Закона РФ N 1244-I
-
Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС:
- инвалидам I группы — 23071,70 руб.
- инвалидам II группы — 11535,86 руб.
- инвалидам III группы — 4614,32 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 15 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-I
-
Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности (без установления инвалидности)
- 1153,61 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 4 части первой статьи 15 Закона РФ N 1244-I
-
Ежемесячная денежная компенсация на питание ребенка в детских дошкольных учреждениях, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа
- 271,10 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 12 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-I
-
Ежемесячная компенсация на питание с молочной кухни для детей до 3 лет, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение:
- детям первого года жизни — 692,84 руб.
- детям второго и третьего года жизни — 602,47 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 8 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
-
Ежемесячная денежная компенсация на питание детей в детских дошкольных учреждениях, а также в случае, если ребенок с 3-летнего возраста не посещает детское дошкольное учреждение по медицинским показаниям
- 542,26 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 9 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
-
Ежемесячная компенсация на питание лиц, обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в период учебного процесса
- 210,86 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 10 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
-
Ежемесячная компенсация на питание с молочной кухни для детей до 3 лет, постоянно проживающих на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом:
- детям первого года жизни — 692,84 руб.
- детям второго и третьего года жизни — 602,47 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 6 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
-
Ежемесячная компенсация на питание детей в детских дошкольных учреждениях
- 542,26 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 7 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
-
Ежемесячная компенсация на питание школьников, если они не посещают школу в период учебного процесса по медицинским показаниям
- 105,45 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 3 части первой статьи 25 Закона РФ N 1244-I
-
Ежемесячная компенсация на питание дошкольников, если они не посещают дошкольное учреждение по медицинским показаниям
- 542,26 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 3 части первой статьи 25 Закона РФ N 1244-I
-
Ежемесячная компенсация за потерю кормильца — участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на каждого нетрудоспособного члена семьи независимо от размера пенсии
- 279,10 руб.
Основание для назначения:
- Часть вторая статьи 41 Закона РФ N 1244-I
Ежегодные компенсационные выплаты
-
Ежегодная компенсация на оздоровление граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения
- 367,82 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 13 статьи 17 Закона РФ N 1244-I
-
Ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы:
- инвалидам I и II групп — 1839,06 руб.
- инвалидам III группы и лицам (в том числе детям и подросткам), перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы — 1471,28 руб.
Основание для назначения:
- Часть первая статьи 39 Закона РФ N 1244-I
-
Ежегодная компенсация на оздоровление:
- гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 Закона РФ N 1244-I — 1103,44 руб.
- гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 Закона РФ N 1244-I, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 году — 735,58 руб.
- гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 Закона РФ N 1244-I, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1989 — 1990 годах — 367,82 руб.
Основание для назначения:
- Статья 40 Закона РФ N 1244-I
-
Ежегодная компенсация детям, потерявшим кормильца
- 367,82 руб.
Основание для назначения:
- Часть третья статьи 41 Закона РФ N 1244-I
Ежединовременные компенсационные выплаты
-
Единовременная компенсация за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы**:
- инвалидам I группы — 36780,99 руб.
- инвалидам II группы — 25746,72 руб.
- инвалидам III группы — 18390,55 руб.
Основание для назначения:
- Часть вторая статьи 39 Закона РФ N 1244-I
-
Единовременная компенсация при потере кормильца вследствие чернобыльской катастрофы:
- семьям, потерявшим кормильца — 36780,99 руб.
- родителям погибшего — 18390,55 руб.
Основание для назначения:
- Часть 4 статьи 39 Закона РФ N 1244-I
*) С 1 февраля 2022 года компенсационные выплаты чернобыльцам проиндексированы исходя из фактического индекса роста потребительских цен за 2021 год. Коэффициент индексации установлен Постановлением Правительства РФ от 27 января 2022 г. N 57 “Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2022 году” в размере 1,084.
**) В случае усиления инвалидности при переосвидетельствовании в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы единовременная компенсация выплачивается по вновь назначенной группе инвалидности с зачетом ранее выплаченной суммы единовременной компенсации.
Льготы детям и внукам ликвидаторов чернобыльской аэс в 2021
Кроме того, федеральный законодатель, во взаимосвязи с конституционными нормами и принципами, положил в основу преобразования системы возмещения вреда, причиненного здоровью воздействием радиации вследствие чернобыльской катастрофы, критерий равенства ценности жизни и здоровья всех граждан, пострадавших от нее.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 08.02.2021 № 7-П, в связи с жалобой гражданина Сизова А.Я. признаны не противоречащими Конституции РФ п.15 ч.1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ч.1 ст. 2 Федерального закона от 12.02.2021 № 5-ФЗ, п.1 ст. 2 Федерального закона от 26.04.2021 № 31-ФЗ и положение п.8 ст. 3 Федерального закона от 22.08.2021 № 122-ФЗ.
Конституционный Суд Российской Федерации своим Постановлением от 18 сентября 2021 г. №23-П признал противоречащей Конституции Российской Федерации часть 1 статьи 2 Федерального закона от 12.02.2021 №5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Норма неконституционна
в том истолковании, в каком она позволяет отказывать инвалидам — чернобыльцам из числа лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, которые получают пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, но не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, в назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности).
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что ранее в своем Постановлении от 07.02.2021 N 1-П он дал истолкование данной норме, защитив право инвалидов — чернобыльцев из числа сотрудников органов внутренних дел на получение компенсации, и признал ее конституционной с учетом такого истолкования.
Необходимость принятия данного Постановления обусловлена тем, что в деле заявителя суды общей юрисдикции, включая Верховный Суд РФ, отвергли конституционно-правовой смысл указанной нормы.
Прокуратура РИ
С 11 сентября 2021 года вступило в действие постановление Правительства РФ от 08.09.2021 № 1069, которым внесены изменения, касающиеся социальной поддержи граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Такие дети имеют право на ежемесячную компенсацию на питание независимо от места их рождения при условии, что их родители (один из родителей) непосредственно перед рождением ребенка постоянно проживали (работали) в зонах отселения, проживания с правом на отселение и проживания с льготным социально-экономическим статусом и ребенок после рождения постоянно проживает в этих зонах.
Участвовавшие в Чернобыле наделены правом получать одновременно две выплаты. Главное, чтобы на это было основание. Если человек относится к описываемой категории и является инвалидов, он получит, соответствующие индексации пенсии чернобыльцам в 2021 году.
Граждане РФ, что относятся к категории льготников, не могут пользоваться одновременно двумя видами государственной поддержки. Если кому-то положено несколько типов дотаций, человек выбирает одну, где сумма больше.
1. Все ликвидаторы наступивших после катастрофы последствий вправе окончить свою трудовую деятельность на 10 лет раньше общего срока. Речь идет о работах 1986-1987 годов. Поскольку здоровью ликвидаторов был причинен большой вред, срок работы при назначении обеспечения не учитывается.
Начатая в России реформа предполагает изменение существующего порядка в части повышения возраста завершения трудовой деятельности. Чернобыльцев это нововведение не коснется. Порядок расчета возраста для них будет происходить по прежним стандартам. Предоставляемые чернобыльцам льготы и пенсии будут сохранены.
- Правовые основы деятельности
- Нормативные акты
- Постановления Европейского Суда по правам человека
- Судебная практика
- Конституционный Суд
- Верховный Суд
- Научно-методические материалы
- По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
- По иным вопросам надзорной деятельности
- Статистические данные
- Об использовании выделяемых бюджетных средств
- О деятельности органов прокуратуры
- Новости
- Основные документы
- Главное управление международно-правового сотрудничества
- Региональное представительство
Международной ассоциации прокуроров в России
- Новости Генеральной прокуратуры России
- Новости прокуратур субъектов федерации
- События Генеральной прокуратуры
- Мероприятия и встречи
- Интервью и выступления
- Печатные издания
- Видео
- К сведению СМИ
- Инфографика
- Конкурс
- Участие в конкурсе
- Этапы конкурса
- Итоги конкурса
- Аккредитация СМИ
- Информационные материалы
- Социальные ролики
- Наглядные материалы
- Прокурор разъясняет
- Порядок обращения граждан
- График приема
- Интернет приемная
- Уведомления об экстремизме
- Статусы уведомлений
- Прямая линия для предпринимателей
*) К лицам, проходящим (проходившим) военную службу (службу), относятся офицерский состав, прапорщики, мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы, военнослужащие женского пола, сержантский и рядовой состав, находящийся на действительной срочной военной службе в Вооруженных Силах, войсках и органах государственной безопасности, внутренних войсках, железнодорожных войсках и других воинских формированиях, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы.
Важно! Власти субъектов РФ вправе устанавливать дополнительные выплаты и льготы, которые будут распространяться исключительно на чернобыльцев и их семьи, проживающих на территории данного региона. О перечне дополнительных мер поддержки и условиях их оформления можно узнать в территориальных органах социальной защиты населения.
В 1991 году приняли законодательство, исходя из которого чернобыльцы были защищены правительством. Пять лет назад в закон были внесены изменения, которые имели отношения к статусу чернобыльцев, числу льготников. Изменения в законе направлены на:
- сертификат чернобыльца, который дает право повысить качество проживания;
- скидку в пятьдесят процентов на услуги коммунальных служб каждый месяц. В случае, когда лицо живет в месте, где нет отопления, то полагающуюся льготу можно использовать для покупки топлива;
- устройство на работу в порядке преимущества. Реализуется при сокращении штата и не имеет отношения к трудовому стажу;
- вступление вне очереди в различные кооперативы (садоводческие, гаражные, строительные);
- право вне очереди получать земельные участки, которые используются для строительства;
- обслуживание вне очереди в медицинских учреждениях и аптеках;
- устройство на работу вне очереди, выплаты каждую неделю на питание детей в учреждении дошкольного, санитарного или лечебного типа. Стоит знать, что средняя зарплата сохраняется для данных лиц на протяжении четырех месяцев;
- вдовы, которые не имеют возможности осуществлять трудовую деятельность и являются иждивенками погибшего чернобыльца с группой инвалидности, имеют право получать выплаты от государства раз в месяц. Количество выплачиваемых средств имеет прямое отношение к количеству членов семьи и группе инвалидности погибшего гражданина.
В октябре года этот список был закреплен законодательством. Лица, имеющие 1-ю и 2-ю категорию. На год есть два вида оплаты пенсий: для людей, что стали инвалидами из-за аварии, и те, кто достиг пенсионного времени. Семья, где умер пострадавший чернобылец, полноправно будет получать пособие. Отдельный случай, когда инвалидам назначают 2 пособия, так как достигли пенсионного возраста. Страховое жалование и жалование, что выплачивает государство, может получать каждый член семьи.
- выплаты, которые сравнивают нынешний доход с ранее существующим, если гражданин был вынужден перейти на другую работу по состоянию здоровья. Средства выплачиваются до того времени, пока лицо не будет восстановлено или пока ему не присвоят инвалидность;
- выплаты из-за временной невозможности осуществлять трудовую деятельность в размере сто процентов от средней зарплаты;
- выплаты каждый месяц чернобыльцам и ребенку, над которым имеется опекунство и не достигшему возраста в четырнадцать лет;
- выплаты каждый месяц, которые компенсируют причиненный вред здоровью.
- граждане, которые получили лучевую болезнь из-за случившейся катастрофы;
- лица, которые получили болезни из-за повышенного радиационного фона в связи с аварией;
- граждане, которые стали инвалидами после того, как были облучены радиацией (служащие в войсках, которые были направлены ликвидировать последствия аварии; военнообязанные; работники правоохранительных органов; медработники; служащие МЧС);
- лица, которые были эвакуированы в срочном порядке в 1986 году. К данной группе лиц относятся граждане, которые на момент эвакуации были в утробе матери; люди, которые стали донорами и отдали костный мозг для пострадавших в аварии. Доноры имеют право получать льготы вне зависимости от места проведения операции; лица, проживающие в зоне с правом отселения; лица, которые на постоянной основе проживали в зоне с допустимым радиационным фоном или осуществляли там трудовую деятельность.
Более того, многими источниками приведены факты, что в ту роковую смену остались далеко не самые опытные инженеры. Молодые ребята, проработавшие 2-4 месяца на станции, были допущены к серьезному и опасному испытанию. Разве это можно считать нормальным и обдуманным поступком руководства? – нет.
- Какая максимальная мощность реактора чернобыльской АЭС?
- Мощность чернобыльской АЭС до аварии?
- Мощность чернобыльской АЭС на момент взрыва?
- Один из главных факторов, который воспроизвел взрыв 26 апреля 1986 года?
- Хроника чернобыльской катастрофы.
- Виновники и герои аварии.
- Что с Припятью на момент 2021 года?
- Пункт 1 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
Преференции чернобыльцам, установленные на федеральном уровне, обязаны предоставлять организации и предприятия всех форм собственности. Особые выплаты начисляют и выдают:
Я 1985 года рождения, именно с этого года я проживал в г. Болхов Орловской области, с этого года и получил чернобыльское удостоверение по 1993 г. Сейчас живу в Ростове-на-Дону, хотелось бы знать на какие льготы я могу рассчитывать?
- компенсация до прежней зарплаты, если гражданин по состоянию здоровья был переведен. Такие компенсации платятся либо до назначения инвалидности, либо до возвращения трудоспособности;
- компенсация по нетрудоспособности. Суммы составляют 100% от средней зарплаты гражданина;
- денежное возмещение ежемесячно чернобыльцам с детьми до 14 лет. Сумма составляет 300 рублей;
- компенсации ежемесячного характера инвалидам за нанесенный ущерб здоровью.
- На возмещение вреда, причиненного здоровью.
- На возмещение вреда личному имуществу.
- На компенсацию риска, которому подвергся человек, проживавший в опасной зоне.
- На компенсацию риска, которому подвергся человек, работающий в зоне распространения вредных веществ.
- На получение социальных выплат.
- 50%-я льгота на коммунальные услуги и квартплату;
- усовершенствование квартирных условий;
- запрет на увольнение с официальной должности;
- внеочередное оформление в строительных и/или гаражных кооперативах;
- внеочередное оформление земельного участка при необходимости сооружения дома;
- внеочередное получение медицинской помощи, обслуживание без очереди в медпунктах и аптеках и другие.
В законе № 1244-1 1991 г. вместе с выделением социальной помощи, отдельными положениями указаны направления помощи близким родственникам. Вдовы чернобыльцев могут воспользоваться льготами умершего мужа. С 2016 г. льгота равняется 50% скидки на квартплату, топливо. Сохраняются и компенсации на коммунальные услуги.
- собрать пакет всех документов, подтверждающих право на получение привилегий (справка об инвалидности и т.д.);
- документы на родственников, детей и вдов с подтверждением их статуса;
написать соответствующее заявление; - дождаться решения (ответ поступает в письменном виде на адрес фактического проживания);
- забрать удостоверение лично под роспись.
- компенсация за излишне уплаченные средства на коммунальные платежи;
- предоставление скидки в 50%;
- сокращение выплат на налогообложение;
- бесплатный проезд на общественном транспорте при наличии оформленной социальной карты жителя Московской области.
Чтобы получить оплату за отпуск, необходимо обращаться в муниципальную социальную службу, где следует написать запрос по шаблону. Берется паспорт, удостоверение чернобыльца, выписку о зарплате, номер банковского счета для перечисления финансов. Оплата проводится со средств бюджета.
Внуков чернобыльцев принимают в детский сад без очереди. К категории льготников относят потомков тех лиц, которые подверглись влиянию высокой дозы радиации, получивших инвалидность, покинувших зону отчуждения, эвакуированных граждан, жителей четвертой зоны.
Об индексации компенсационных выплат
В пункте 8 постановления Пленума от 14.12.00 № 35 разъясняется: наряду с индексацией ежемесячной денежной компенсации инвалидам без каких-либо ограничений подлежат индексации все дополнительные выплаты, предусмотренные Законом от 15.05.91 № 1244–1, за исключением выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами.
Из проекта постановления Пленума, рассматривавшегося 18 января 2005 г., исключен пункт, который был полностью посвящен разъяснениям порядка применения Федерального закона от 26.04.04 № 31-ФЗ. Частью 3 ст. 2 этого Федерального закона ранее установленный Федеральным законом от 12.02.01 № 5-ФЗ порядок индексации компенсационных выплат чернобыльцам применительно к росту прожиточного минимума в целом по России (с учетом Постановления Конституционного Суда (КС) РФ от 19.06.02 № 11-П – применительно к росту прожиточного минимума в конкретном регионе) был заменен новым. Новый порядок связывает индексацию с уровнем инфляции, устанавливаемым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом Правительством РФ. В таком же порядке подлежит индексации и ежемесячная денежная компенсация, размер которой определен в зависимости от группы инвалидности (ст. 1 Федерального закона от 26.04.04 № 31-ФЗ).
Федеральный закон от 26.04.04 № 31-ФЗ также придал обратную силу норме о ежегодной индексации исходя из уровня инфляции ежемесячных компенсационных денежных сумм, выплачиваемых инвалидам (в случае смерти инвалидов – находившимся на их иждивении нетрудоспособным членам семьи), а также семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате чернобыльской катастрофы, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с этой катастрофой, начиная с 19 июня 2002 г., т. е. с момента принятия Постановления КС РФ от 19.06.02 № 11-П.
В результате принятия данных правовых норм уровень социальных гарантий инвалидам-чернобыльцам существенно снижен по сравнению с тем уровнем, который был закреплен в нормах ранее действовавшего законодательства и на необходимость соблюдения которого было указано в Постановлении КС РФ от 19.06.02 № 11-П. По существу принятие закона в такой редакции может быть истолковано как попытка необоснованного преодоления правовой позиции, высказанной Конституционным Судом РФ, путем принятия нового закона, содержащего нормы, аналогичные тем, что уже признаны неконституционными.
Поскольку имеются основания для сомнений в конституционности указанных норм Федерального закона от 26.04.04 № 31-ФЗ, рабочая группа предложила Пленуму не давать разъяснения о порядке применения данного закона, а обратиться в КС РФ с запросом о проверке его соответствия Конституции РФ.
В соответствии с п. 18 Постановления от 14.12.00 № 35 (в ред. Постановления от 05.04.05 № 7) в КС РФ был направлен запрос, в котором выражалось мнение о необходимости проверки конституционности ряда статей Федерального закона от 26.04.04 № 31-ФЗ.
Конституционный Суд РФ вынес определение от 04.10.05 № 364-О: в нем запрос ВС РФ признан не подлежащим рассмотрению в заседании КС РФ, поскольку для ответа на поставленные в нем вопросы не требуется вынесения постановления. Однако при этом КС РФ сформулировал правовые позиции по вопросу о порядке применения механизма индексации сумм возмещения вреда инвалидам-чернобыльцам после введения в действие Федерального закона от 26.04.04 № 31-ФЗ. В связи с этим стало возможным внести в постановление Пленума от 14.12.00 № 35 изменения и дополнения (постановление Пленума от 11.05.07 № 23).
В пункте 8.1 Постановления от 14.12.00 № 35 (в ред. постановления от 11.05.07 № 23) разъяснено следующее. Решения судов об индексации с учетом роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, а также иных компенсационных выплат, входящих в объем возмещения вреда (за исключением тех, которые индексируются в соответствии с другими федеральными законами), а также о взыскании образовавшейся в связи с этим задолженности, вынесенные до 29 мая 2004 г., не могут быть пересмотрены только на том основании, что редакция ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 12.02.01 № 5-ФЗ была изменена Федеральным законом от 26.04.04 № 31-ФЗ. Дело в том, что эти решения постановлены в соответствии с действовавшей в тот период редакцией базового Закона от 15.05.91 № 1244–1 с учетом положений, закрепленных в Постановлении КС РФ от 19.06.02 № 11-П. Такие решения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории России (ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.96 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»).
При этом особое внимание судов обращено на недопустимость обратного взыскания или зачета в счет будущих платежей присужденной на основании решения суда, вступившего в законную силу до 29 мая 2004 г., суммы задолженности, образовавшейся в связи с отсутствием индексации, а также на незаконность перерасчета в сторону уменьшения проиндексированной с учетом роста прожиточного минимума ежемесячной суммы либо иной компенсационной выплаты.
В пункте 8.2 постановления Пленума от 14.12.00 № 35 (в ред. постановления Пленума от 11.05.07 № 23) говорится: в ряде случаев лица, которым компенсационные выплаты за период с 19 июня 2002 г. по 29 мая 2004 г. были проиндексированы с учетом роста прожиточного минимума в субъекте РФ, вновь обращаются в суд с требованием проиндексировать эти же выплаты, но уже по новому порядку, предусмотренному ст. 5 Закона от 15.05.91 № 1244–1 (в ред. Федерального закона от 26.04.04 № 31-ФЗ) и постановлением Правительства РФ от 27.12.04 № 847 «Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Удовлетворение таких требований означает двойную индексацию компенсационных выплат, что противоречит закону.
Распространение норм Закона на пострадавших при других авариях
Пункт 17.1 Постановления от 14.12.00 № 35 (в ред. Постановления от 11.05.07 № 23) посвящен вопросам применения судами норм Закона от 15.05.91 № 1244–1 в отношении граждан, пострадавших вследствие радиационного воздействия, не связанного с чернобыльской катастрофой.
В связи с тем, что нормы Закона от 15.05.91 № 1244–1 на эти категории граждан были распространены постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91 № 2123–1 в определенном объеме, а впоследствии в сам Закон от 15.05.91 № 1244–1 были внесены изменения, существенно расширившие круг предоставляемых чернобыльцам льгот и компенсаций, в практике судов возник следующий вопрос.
В каком объеме действующая редакция Закона от 15.05.91 № 1244–1 распространяется на категории граждан, пострадавших вследствие иного радиационного воздействия?
С учетом правовых позиций, высказанных в определении Конституционного Суда РФ от 07.10.05 № 385-О, в Постановлении от 14.12.00 № 35 (п. 17.1) дается следующее разъяснение. Закон от 15.05.91 № 1244–1 к указанным категориям граждан применяется в полном объеме, а ранее вынесенные судами решения об отказе в удовлетворении требований граждан, пострадавших вследствие радиационного воздействия, не связанного с катастрофой на Чернобыльской АЭС, о предоставлении им льгот и компенсаций, предусмотренных Законом от 15.05.91 № 1244–1, подлежат пересмотру и при истечении сроков на обжалование в суд надзорной инстанции применительно к порядку, установленному гл. 42 ГПК РФ.
Такое разъяснение позволит упростить и ускорить пересмотр многих судебных решений, которыми гражданам было отказано в реализации их прав.
Какие льготы положены чернобыльцам в 2020 году
- компенсация до прежней зарплаты, если гражданин по состоянию здоровья был переведен. Такие компенсации платятся либо до назначения инвалидности, либо до возвращения трудоспособности;
- компенсация по нетрудоспособности. Суммы составляют 100% от средней зарплаты гражданина;
- денежное возмещение ежемесячно чернобыльцам с детьми до 14 лет. Сумма составляет 300 рублей;
- компенсации ежемесячного характера инвалидам за нанесенный ущерб здоровью.
- На возмещение вреда, причиненного здоровью.
- На возмещение вреда личному имуществу.
- На компенсацию риска, которому подвергся человек, проживавший в опасной зоне.
- На компенсацию риска, которому подвергся человек, работающий в зоне распространения вредных веществ.
- На получение социальных выплат.
Государственная помощь вдовам чернобыльцев
- обеспечение жилплощадью в установленном порядке при обращении в государственные органы до 1.01.2015. Критерии нуждаемости установлены в ч.1 ст. 51 ЖК;
- скидку в размере 50 % на оплату за жилплощадь в государственном или муниципальном здании;
- скидку в размере 50 % на оплату коммуналок или покупку топлива в домах без центральной системы подачи тепла;
- право на сохранение должности при реструктуризации штата или устройстве на работы в случае ликвидации компании;
- право на вступление в кооперативы;
- обеспечение участками для ИЖС вне очереди;
- право на покупку домов в садоводческих домах или материалов для постройки вне очереди;
- обслуживание машины или иного транспортного средства вне очереди;
- право на поступление ребенка в ДОУ или школу без очереди;
- компенсации на питание детей в школе (90 руб. ежемесячно), покупку товаров для дошкольников (300 руб., индексируется);
- доотпуск от 7 до 14 дней без дополнительной оплаты;
- компенсацию проезда на внутригородском транспорте, за исключением такси;
- налоговый вычет в размере 3000 руб. в случае лучевой болезни, а также 5000 руб., если женщина была медработником и подверглась облучению.
При выезде из зоны с правом на отселение до 1 января 1994 года, вдова, если умерший не воспользовался данным правом, получает деньги за имущество (14680 руб. на человека). Ей возмещаются транспортные расходы. Общая денежная сумма зависит от количества иждивенцев, а также группы супруга-инвалида до его смерти.
Льготы Ликвидаторам Чернобыльской Аэс 1988 1989 Г По Жкх В 2020 Г
В ТОО работает специалист, который в 1988 году участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Работником представлено заявление на предоставление льготы при исчислении ИПН на основании подпункта 13 пункта 1 статьи 156 Налогового кодекса и приложена копия документа — «Удостоверение участника ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС в 1988 г.». Льготы и социальная защита участникам, инвалидам Великой Отечественной войны и лицам, приравненным к ним, предусмотрены Законом РК от 28.04.1995 г. № 2247. К лицам, приравненным по льготам и гарантиям к участникам Великой Отечественной войны, согласно статье 6 Закона, отнесены лица, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 — 1987 годах. К другим категориям лиц, приравненных по льготам и гарантиям к участникам войны, в соответствии со статьей 9 Закона отнесены лица из числа участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 — 1989 годах. Льготы и гарантии, предоставляемые участникам войны, определены статьей 11 Закона, в т. ч. в пункте 34 статьи 11 предусмотрено льготное налогообложение в соответствии с действующим законодательством. Льготы и гарантии, предоставляемые лицам, приравненным по льготам и гарантиям к участникам войны, установлены статьей 14 Закона. При этом, в соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона, на них распространяется действие пункта 34 статьи 11 — льготное налогообложение. Льготы и гарантии, предоставляемые другим категориям лиц, приравненных по льготам и гарантиям к участникам войны, предусмотрены статьей 16 Закона. Согласно пункту 3 статьи 16 Закона лицам из числа участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 — 1989 годах предоставляются льготы и гарантии в соответствии с пунктами 9, 18, 23 статьи 11 Закона. Таким образом, льгота, предусмотренная пунктом 34 статьи 11 Закона (льготное налогообложение), не предоставляется участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 — 1989 годах. На основании рассмотренных положений Закона РК «О льготах и социальной защите участников, инвалидов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним» применить подпункт 13 пункта 1 статьи 156 Налогового кодекса об освобождении от обложения индивидуальным подоходным налогом годового дохода в пределах 55-кратного МРЗП, действующей в текущем финансовом году, могут только участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 — 1987 годах, при этом участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 — 1989 годах право на льготное налогообложение их доходов не имеют. Так ли это?
Согласно статье 6 Закона «О льготах и социальной защите участников, инвалидов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним», лицами, приравненными по льготам и гарантиям к участникам Великой Отечественной войны признаются лица, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 — 1987 годах, других радиационных катастроф и аварий на объектах гражданского или военного назначения, а также участвовавшие непосредственно в ядерных испытаниях и учениях.
Результат рассмотрения жалобы
Таким образом, оспариваемые Алексеем Львовичем подпункт 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и пункт 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» по своему буквальному смыслу не предполагают возможности отказа гражданам, которые, являясь военнообязанными, были призваны на специальные сборы, направлены для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполняли обязанности военной службы и стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в предоставлении права на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению) и страховой пенсии по старости (с учетом назначения ее ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).
Отметим, что на данный момент Управление Пенсионного Фонда реализовало право Алексея Львовича на получение двух пенсий: управление провело повторную медико-социальную экспертизу, по результатам которой причина установленной ему инвалидности II группы изменена на «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС», и с 23 декабря 2020 года ему назначены страховая пенсия по старости и пенсия по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению).
КС защитил право Чернобыльцев на получение двух пенсий
Территориально зона включает в себя обширные территории отдельных районов регионов Центральной России, Черноземья и Среднего Поволжья. Показатели загрязненности там, как правило, редко превышают ПДК, однако требуются постоянные измерения радиационного фона. Максимальное количество лет, на которое снижается пенсионный возраст в этой зоне, составляет 3 года.
Справка! Полный перечень населенных пунктов, относящихся в той или иной зоне, определен Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 года № 1074. Ознакомиться с нормативным актом можно в любом открытом источнике, в том числе и в интернете.
- Пенсии, исчисленные в зависимости от зарплаты и стажа, с 1 марта для 8 млн украинцев выросли на 11%, в среднем рост составил 300 грн.
- 12 марта 2021 года глава Минсоцполитики Марина Лазебная заявила о том, что надеется, что законопроект, которым «отвяжут» социальные выплаты от уровня прожиточного минимума, примут в ближайшее время — это позволит увеличить уровень минимальной пенсии до 3 500 грн.
- С 1 апреля 2021 года в Украине пенсионный возраст для женщин увеличили с 59,5 до 60 лет.
Традиционно к чернобыльцам относят граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы, произошедшей в апреле 1986 года. Пострадавшими являются различные категории граждан. Это граждане, проживающие на зараженных территориях, это сотрудники ЧАЭС, участники ликвидации последствий катастрофы и т.д.
Поэтому, прежде чем разбираться с пенсионным обеспечением чернобыльцев, представляется важным определиться с категориями граждан, пострадавших от катастрофы. Это важно еще и потому, что набор государственных социальных льгот, в том числе, пенсий, устанавливается каждой категории граждан. То есть для категорий предусмотрены различные варианты пенсионного обеспечения.
Выделение категорий чернобыльцев мы делаем на основе закона РФ 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – закон 1244). В соответствии с указанным законом выделяются следующие категории (группы) граждан:
- 1. Граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания. К указанной категории относятся не только лица, страдающие такими заболеваниями в настоящее время, но также и лица, перенесшие лучевую болезнь и не имеющие этого диагноза в настоящее время.
- 2. Инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы. К указанной категории относятся:
— граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения;
— граждане, занятые на эксплуатации или других работах на ЧАЭС;
— военнослужащие, участвовавшие в ликвидации последствий катастрофы;
— граждане, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные из зоны отселения;
— граждане, отдавшие костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших от катастрофы. - 3. Граждане и военнослужащие, принимавшие в 1986 — 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения.
- 4. Граждане и военнослужащие, принимавшие в 1988 — 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения.
- 5. Граждане, занятые на работах в зоне отчуждения в настоящее время.
- 6. Граждане, эвакуированные в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.
- 7. Граждане, постоянно проживающие или работающие в зоне проживания с правом на отселение.
- 8. Граждане, постоянно проживающие или работающие на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
- 9. Граждане, постоянно проживающие или работающие в зоне отселения до их переселения в другие районы.
- 10. Граждане, занятые на работах в зоне отселения (но не проживающие в этой зоне).
- 11. Граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
Льготное протезирование зубов чернобыльцам в 2022 году
Статья 13. Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы Статья 14. Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
- граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и заболевания, связанные с радиационным воздействием или с работами по ликвидации последствий катастрофы
- инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа: граждан (в том числе направленных и командированных) при ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения и занятых на эксплуатации, военнослужащих и военнообязанных, привлеченных к ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, граждан, выехавших после принятия решения об эвакуации, граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы
- граждане (в том числе командированные), принимавшие в 1986 – 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий катастрофы
- граждане (в том числе командированные), принимавшие в 1988 – 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения
- граждане, занятые на работах в зоне отчуждения
- граждане, эвакуированные (в том числе добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения и зоны отселения в 1986 году и последующие годы, включая детей
- граждане, постоянно проживающие на территории зоны проживания с правом на отселение и с льготным социально-экономическим статусом, в зоне отселения до их переселения в другие районы, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне), выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы
- военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава ОВД, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.