Администрирование страховых взносов: плюсы минусы
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Администрирование страховых взносов: плюсы минусы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По мнению представителей экономического и социального сектора, передача администрирования страховыми платежами от внебюджетных фондов в налоговую имеет как плюсы, так и минусы. Ниже в таблице раскроем администрирование страховых взносов и выделим плюсы и минусы этого решения.
Что такое администрирование страховых взносов?
До настоящего момента времени администрирование взносов осуществляют внебюджетные фонды самостоятельно. Понятие администрирование включает такие функции, как:
- Ежемесячный сбор социальных, пенсионных, медицинских отчислений.
- Проведение регулярных выездных проверок на предмет правильности исчисления страховых платежей и своевременности их уплаты.
- Проведение камеральных проверок страхователей.
- Проверка своевременности подачи отчетности по начисленным и перечисленным взносам и правильность ее заполнения.
- Создание единого ресурса, включающего информацию о населении.
- Формирование единой базы о регистрируемых актах гражданского состояния (заключение, расторжение брака, рождение и смерть человека, усыновление, отцовство и прочие акты).
Администрирование страховых взносов ПФР представлено контролем над полнотой и своевременностью перечисления страховых взносов. Это относится как к пенсионным, так и социальным выплатам.
На основании ФЗ №243 и №250 с 2017 года контроль осуществляется налоговыми инспекторами, а не представителями ПФ.
На работников налоговой службы возложены следующие полномочия:
- постановка на учет физлиц и предприятий, представленных плательщиками страховых взносов;
- прием специальных расчетов, в которых определяется размер страховых взносов;
- контроль над тем, чтобы плательщики взносов своевременно вносили средства на пенсионное страхование застрахованных лиц;
- взыскание долгов по страховым взносам, которые появляются при несвоевременных платежах;
- определение излишне уплаченных взносов;
- взаимодействие с другими фондами и инстанциями.
Виды страховых взносов
Различают следующие виды страховых взносов ():
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС);
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование (ОМС);
- страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ);
- страховые взносы на травматизм (страхование от несчастных случаев).
Данные виды взносов рассчитываются с заработной платы и иных выплат, начисленных по каждому сотруднику.
К иным выплатам, по которым необходимо начислить и уплатить страховые взносы относятся ():
- премии;
- отпускные и компенсации за неиспользованный отпуск;
- материальная помощь свыше 4000 руб. на одного сотрудника за год.
Куда уплачиваются страховые взносы
Страховые взносы на ОПС, ОМС, на случай ВНиМ уплачиваются в ИФНС по месту нахождения организации, а страховые взносы на травматизм — в Фонд социального страхования.
Если организация имеет обособленное подразделение в другом городе, то уплачивать страховые взносы необходимо по месту нахождения ее головной организации. Однако, если обособленное подразделение наделено полномочиями, то уплачивать страховые взносы требуется по месту нахождения обособленного подразделения. В этом случае страховые взносы уплачиваются исходя из размера базы по данному подразделению.
Каждый вид страховых взносов уплачивается отдельными платежными документами. Обратите внимание на правильность КБК, который указываете в платежном поручении, для каждого страхового взноса оно своё.
Возвраты излишне уплаченных или взысканных сумм взносов, пеней и штрафов, образовавшихся в прошлые периоды до 1 января 2020 г., будут осуществляться по написанному страхователем во внебюджетные фонды заявлению о возврате переплаты (ч. 1 ст. 21 Закона № 250-ФЗ). Если после подачи заявления страхователем ПФР или ФСС примет по нему положительное решение, эти данные перенаправят в налоговую, и непосредственный возврат денежных сумм страхователю должен будет произвести налоговый орган.
Информация о суммах недоимки, пеней и штрафов по взносам, образовавшихся за отчетные периоды до 1 января 2020 г., органы ПФР и ФСС РФ передадут в налоговые органы. Если задолженность невозможно будет взыскать по какой-либо причине, то она будет списана с плательщика страховых взносов (ч. 2, 3 ст. 4 Закона №243-ФЗ).
Подлежат списанию (то есть не могут быть взысканы со страхователя) недоимки, пени, штрафы по взносам (ч. 3 ст. 19 Закона № 250-ФЗ):
- которые невозможно взыскать по основаниям, перечисленным в ст. 23 Закона №212-ФЗ, и которые возникли до 01.01.2017;
- срок взыскания которых органами фондов истечет по состоянию на 01.01.2017.
За органами ФСС РФ сохранены функции по проверке расходов, понесенных плательщиками (кто не является участниками пилотного проекта) на цели социального страхования в связи с временной нетрудоспособностью и возмещение сумм превышения понесенных расходов над начислениями.
За органами ПФР сохранены функции по ведению персонифицированного учета и контроля за уплатой страховых взносов по добровольному пенсионному страхованию.
Федеральная налоговая служба как администратор страховых платежей: основные задачи
С 01.01.2017 ФНС РФ занимается администрированием большей части страховых платежей — всех, кроме взносов на травматизм, которые остались в ведении ФСС. Главным фактором, предопределившим реформу в системе администрирования страховых платежей, эксперты называют не самый высокий уровень собираемости взносов фондами, которые ранее за них отвечали, — ПФР (отвечал также за сбор платежей для ФФОМС) и ФСС (в части взносов по больничным и декретным).
Отметим, что ФНС уже имеет опыт сборов подобных платежей. С 2001 по 2009 год ведомство администрировало единый социальный налог (ЕСН), позднее замененный взносами в ПФР, ФСС и ФФОМС. Примечательно, что до 2001 года за сбор взносов также отвечали внебюджетные фонды.
Процедура взаимодействия нового администратора соответствующих взносов с налогоплательщиками принципиально не изменилась в сравнении с работой ПФР и ФСС. Прежними остались наименования взносов, принципы их исчисления, применение льгот, сроки уплаты.
Однако основным регулирующим нормативным актом в рамках данных правоотношений стал НК РФ. В нем появилась новая глава 34, которая заменила ранее действовавшие федеральные законы, по которым осуществлялось администрирование страховых взносов государственными фондами.
Узнать больше об особенностях нового законодательства о страховых взносах вы можете в статье «Налоговый кодекс и страховые взносы в 2017 году».
Полезно будет узнать больше о том, как именно разграничиваются полномочия между ФНС — текущим основным администратором страховых платежей, ПФР и ФСС — прежними администраторами данных платежей.
Что понимают под администрированием страховых взносов
Под администрированием страховых взносов, включая те, что предназначены для ПФР, понимают процедуру контроля полноты и своевременности их перечисления. Это относится к выплатам пенсионного и социального назначения.
Администрирование отчислений в ПФР предполагает выполнение следующих операций:
- учета граждан и организаций, входящих в число плательщиков;
- приема расчетной документации, информирующей о порядке начисления плательщиками указанных перечислений;
- контроля своевременности отчислений в ПФР;
- взыскания задолженностей по платежам в этот фонд для начисления пенсионных пособий;
- вычисления чрезмерно уплаченных сумм;
- взаимодействия с государственными и прочими инстанциями в рамках управления перечисленными взносами.
Все указанные действия входят в общую процедуру администрирования взносов в ПФР.
Администрирование страховых взносов ПФР представлено контролем над полнотой и своевременностью перечисления страховых взносов. Это относится как к пенсионным, так и социальным выплатам.
На основании ФЗ №243 и №250 с 2020 года контроль осуществляется налоговыми инспекторами, а не представителями ПФ.
На работников налоговой службы возложены следующие полномочия:
- постановка на учет физлиц и предприятий, представленных плательщиками страховых взносов;
- прием специальных расчетов, в которых определяется размер страховых взносов;
- контроль над тем, чтобы плательщики взносов своевременно вносили средства на пенсионное страхование застрахованных лиц;
- взыскание долгов по страховым взносам, которые появляются при несвоевременных платежах;
- определение излишне уплаченных взносов;
- взаимодействие с другими фондами и инстанциями.
Справка! Представители ФНС обязаны применять разные меры администрирования, направленные на информирование застрахованных лиц, а также на своевременную уплату ими страховых взносов.
Работники налоговой службы пользуются разными способами администрирования, направленными на получение страховых выплат и проверки правильности расчетов.
Процедура взаимодействия с плательщиками взносов делится на этапы:
- в установленные сроки работодатели и ИП передают представителям ФНС правильные расчеты;
- производится проверка полученной документации;
- при необходимости запрашиваются уточнения;
- плательщики перечисляют средства по правильным реквизитам.
Если в установленный срок не поступают средства от работодателей, то применяются разные методы администрирования, взыскания и наказания.
Представители ФНС могут пользоваться следующими способами:
- Проведение выездных или камеральных проверок. Процедура регламентируется положениями ст. 88 НК. Во время камеральных проверок инспектор может потребовать от работодателя разные документы и данные, имеющие отношение к страховым взносам. С их помощью подтверждается обоснованность сумм, которые отражаются в расчетах. Выездная проверка проводится на территории плательщика взносов, а также правила ее реализации приводятся в ст. 89 НК.
- Зачет или возврат сумм. Процедура выполняется при излишне уплаченных страховых взносах. Если выясняется, что работодатель заплатил больше, но у него имеются непогашенные долги по страховым взносам, то производится зачет.
- Принудительное взыскание средств. Плательщики могут отказаться от своевременного перечисления взносов по разным основаниям. Это связано с плохим финансовым состоянием, непрофессионализмом бухгалтера или иными причинами. Если предприниматель отказывается добровольно выплачивать деньги, то налоговые органы могут воспользоваться принудительными методами взыскания. К ним относится начисление штрафов и пени, а также наложение ареста на счета и имущество. При применении таких мер приостанавливаются операции по карточкам и счетам, принадлежащим компании или бизнесмену. Представители ФНС могут начать исполнительное производство, поэтому средства взыскиваются приставами. Исполнители могут накладывать арест на счета или имущество должника, а также накладывать запрет на пересечение границы России. Предприниматели рискуют не только имуществом, используемым для ведения деятельности, но и личными ценностями.
- Взаимодействие с внебюджетными фондами. Сведения о поступивших взносах передаются работникам ФСС и иных государственных органов. На основании этой информации проводятся дополнительные проверки предпринимателей. Сведения о полученных взносах передаются представителям ПФ для отражения на индивидуальных счетах граждан. Ежеквартально в фонд медицинского страхования передаются специальные отчеты о полученных суммах.
Из-за пандемии правила работы налоговой инспекции изменены, поэтому инспекторам приходится учитывать ограничения относительно выездных проверок, что привело к переносу сроков. Дополнительно в период самоизоляции изменены сроки, в течение которых допускается направлять требования об уплате налогов и иных платежей, поэтому они увеличиваются на 6 месяцев.
Так как занимается администрированием ФНС, то за нарушение требований взимаются крупные штрафы. Например, при нарушениях во время сдачи электронной отчетности взимается 1 тыс. руб.
Что поменялось в НК РФ?
Страховые взносы вводятся в законодательство о налогах и сборах, а оно требует четкого определения всех элементов обложения. К ним относятся: объект обложения страховыми взносами; база для исчисления взносов; расчетный период; тариф страховых взносов; порядок исчисления взносов; порядок и сроки уплаты взносов. Вводится также в ч. II НК РФ новая гл. 34 «Страховые взносы», которая фактически скопирована из действующей редакции Закона о страховых взносах.[1]
Причем в НК РФ прописаны только основные элементы «страхового» обложения. Все иные положения, связанные с администрированием взносов, указаны в НК РФ по отношению к налогам и будут распространяться и на взносы. В частности, мероприятия по контролю за уплатой налогов (камеральная и выездная проверки) детально описаны в ч. I НК РФ. Причем приняты и действуют различные подзаконные акты, которые регулируют порядок проведения этих мероприятий налогового контроля и которые еще предстоит подправить в связи с контролем налоговиками уплаты страховых взносов.
Далее отметим, что плательщики страховых взносов стали участниками налоговых правоотношений наравне с налогоплательщиками и плательщиками сборов (п. 1 ст. 9 НК РФ). В этом есть и плюс, так как при разрешении спорных вопросов плательщики взносов могут смело ссылаться на обновленную редакцию п. 7 ст. 3 НК РФ, в силу которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов, плательщика страховых взносов, налоговых агентов). Похожей нормы в Законе о страховых взносах не было, что лишало плательщика данных взносов дополнительной защиты, согласующейся с презумпцией невиновности налогоплательщика.
Кстати, поправлен один важный нормативный акт – Закон о налоговых органах[2]. В силу Федерального закона № 250 ФЗ налоговики вправе приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов, страховых агентов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество данных лиц. Таким образом, у налоговиков есть рычаги воздействия на плательщиков страховых взносов, равно как и на недобросовестных налогоплательщиков. То есть передача контроля за уплатой страховых взносов налоговикам скорее будет в пользу бюджета, чем в пользу организаций, которые являются плательщиками и налогов, и взносов.
Кто будет контролировать больничные и декретные пособия?
Исходя из того, что указанные выплаты являются страховым обеспечением, контролировать обоснованность его назначения будет страховщик – Фонд социального страхования. Действовать он будет в рамках Закона обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством[5]. В него вводятся дополнительные нормы Федеральным законом № 250 ФЗ.
На основании поступивших от налогового органа в рамках межведомственного взаимодействия сведений о расходах на выплату страхового обеспечения, содержащихся в расчете по страховым взносам, представленном страхователем в налоговый орган, территориальный орган страховщика вправе провести камеральную и (или) выездную проверку страхователя. Проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения проводятся ФСС одновременно с выездными проверками, проводимыми налоговым органом по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов.
Правоотношения, связанные с контролем за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования, регулируются законодательством о налогах и сборах.
Если по результатам проверки предоставленных налоговым органом сведений о расходах на выплату страхового обеспечения установлено, что сумма произведенных страхователем расходов превышает общую сумму начисленных страховых взносов, то территориальный орган ФСС будет направлять в налоговый орган подтверждение заявленных страхователем расходов. Если обнаружены нарушения, решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения направляется страхователю (организации, учреждению), а также в налоговый орган (копия указанного решения).
Работники налоговой службы пользуются разными способами администрирования, направленными на получение страховых выплат и проверки правильности расчетов.
Процедура взаимодействия с плательщиками взносов делится на этапы:
- в установленные сроки работодатели и ИП передают представителям ФНС правильные расчеты;
- производится проверка полученной документации;
- при необходимости запрашиваются уточнения;
- плательщики перечисляют средства по правильным реквизитам.
Если в установленный срок не поступают средства от работодателей, то применяются разные методы администрирования, взыскания и наказания.
Представители ФНС могут пользоваться следующими способами:
- Проведение выездных или камеральных проверок. Процедура регламентируется положениями ст. 88 НК. Во время камеральных проверок инспектор может потребовать от работодателя разные документы и данные, имеющие отношение к страховым взносам. С их помощью подтверждается обоснованность сумм, которые отражаются в расчетах. Выездная проверка проводится на территории плательщика взносов, а также правила ее реализации приводятся в ст. 89 НК.
- Зачет или возврат сумм. Процедура выполняется при излишне уплаченных страховых взносах. Если выясняется, что работодатель заплатил больше, но у него имеются непогашенные долги по страховым взносам, то производится зачет.
- Принудительное взыскание средств. Плательщики могут отказаться от своевременного перечисления взносов по разным основаниям. Это связано с плохим финансовым состоянием, непрофессионализмом бухгалтера или иными причинами. Если предприниматель отказывается добровольно выплачивать деньги, то налоговые органы могут воспользоваться принудительными методами взыскания. К ним относится начисление штрафов и пени, а также наложение ареста на счета и имущество. При применении таких мер приостанавливаются операции по карточкам и счетам, принадлежащим компании или бизнесмену. Представители ФНС могут начать исполнительное производство, поэтому средства взыскиваются приставами. Исполнители могут накладывать арест на счета или имущество должника, а также накладывать запрет на пересечение границы России. Предприниматели рискуют не только имуществом, используемым для ведения деятельности, но и личными ценностями.
- Взаимодействие с внебюджетными фондами. Сведения о поступивших взносах передаются работникам ФСС и иных государственных органов. На основании этой информации проводятся дополнительные проверки предпринимателей. Сведения о полученных взносах передаются представителям ПФ для отражения на индивидуальных счетах граждан. Ежеквартально в фонд медицинского страхования передаются специальные отчеты о полученных суммах.
Из-за пандемии правила работы налоговой инспекции изменены, поэтому инспекторам приходится учитывать ограничения относительно выездных проверок, что привело к переносу сроков. Дополнительно в период самоизоляции изменены сроки, в течение которых допускается направлять требования об уплате налогов и иных платежей, поэтому они увеличиваются на 6 месяцев.
Так как занимается администрированием ФНС, то за нарушение требований взимаются крупные штрафы. Например, при нарушениях во время сдачи электронной отчетности взимается 1 тыс. руб.
Тревожный сигнал от ФНС — «за опоздание с расчётом по страховым взносам будем блокировать расчётный счёт»
Отчётные периоды по страховым взносам: первый квартал, полугодие, девять месяцев. Расчётный — год (ст.423 НК).
Единый расчёт по страховым взносам надо представить до 30-го числа того месяца, который следует за расчётным периодом. За первый квартал 2017 года отчётность надо будет сдать не позднее 2 мая 2017, потому что 30 апреля и 1 мая — выходные.
И вот в письме от 27 января 2017 г. № ЕД-4-15/1444 ФНС заявила, что за опоздание она будет блокировать счёт компании. При этом ФНС ссылается на статью 76 НК, в которой говорится о приостановлении операций по счетам компаний в банках. По мнению ФНС, с 1 января 2017 года действие этой статьи затрагивает и плательщиков страховых взносов.
Здесь есть неясный момент, а именно: за 15 дней до опубликования письма ФНС Минфин опубликовал письмо № 03-02-07/1/556 от 12.01.2017. И в нём указал, что опоздание расчёта по страховым взносам — не причина блокировать счёт компании.
Учитывая, что никакой практики по этому вопросу нет, ситуация ещё больше запутывается.
Что такое администрирование страховых взносов?
До настоящего момента времени администрирование взносов осуществляют внебюджетные фонды самостоятельно. Понятие администрирование включает такие функции, как:
- Ежемесячный сбор социальных, пенсионных, медицинских отчислений.
- Проведение регулярных выездных проверок на предмет правильности исчисления страховых платежей и своевременности их уплаты.
- Проведение камеральных проверок страхователей.
- Проверка своевременности подачи отчетности по начисленным и перечисленным взносам и правильность ее заполнения.
- Создание единого ресурса, включающего информацию о населении.
- Формирование единой базы о регистрируемых актах гражданского состояния (заключение, расторжение брака, рождение и смерть человека, усыновление, отцовство и прочие акты).
Обособленные подразделения
Важным изменением стало то, что с 1 января 2021 г. все обособленные подразделения (включая филиалы и представительства), которые начисляют выплаты и вознаграждения физическим лицам, будут обязаны самостоятельно рассчитывать и уплачивать страховые взносы, а также представлять в ИФНС расчеты по ним.
Поэтому головные организации обязаны уведомить ИФНС по месту своего нахождения о том, что их обособленные подразделения начиная с 1 января 2021 г. получили право по начислению выплат и вознаграждений физическим лицам или лишились полномочий по начислению выплат и вознаграждений физическим лицам. Это правило действует для созданных обособленных подразделений только с 01.01.2017 г. (подп. 7 п.3.4 ст.23 НК РФ). Передавать данные об обособленных подразделениях, которые начисляли выплаты и вознаграждения до 1 января 2021 г. не нужно. Эти данные внебюджетные фонды передадут самостоятельно в органы ИФНС.
Администрирование страховых взносов: последние новости
В начале текущего года был разработан план-график мероприятий, так называемая «дорожная карта» по передаче администрирования страховых взносов в ведомство налоговой службы (письмо ФНС от 02.02.2016 г. №БС-4/11/1539). В соответствии с планом дорожной карты по администрированию страховых взносов с 1 января 2021 года произойдет перераспределение полномочий. ФНС примет на себя обязанность по контролю правильности расчета страховых взносов, соблюдению сроков и сумм их уплаты организациями. Также ФНС будет заниматься востребованием штрафных начислений и взысканием недоимок с организаций. Соответствующие изменения были внесены в ч.1 и ч.2 налогового кодекса.
Администрирование страховых взносов ФНС будет регламентироваться главой 34 НК РФ, которая включает статьи с 419 по 432.
Внебюджетные фонды в свою очередь будет заниматься обеспечением страховых прав граждан, то есть начислением и выплатой пенсий, пособий по материнству, временной нетрудоспособности и компенсацией полученных человеком медицинских услуг.
Инициатива передать администрирование страховых взносов в ФНС принадлежит Правительству РФ и Минфину. С начала 2021 года в ФНС примет на себя управление и администрирование страховых взносов и персонифицированного учета по следующим видам государственного социального страхования: ОПС, ОМС и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Обязательные взносы плательщиков от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («на травмы») останутся в ведении ФСС.
В связи с нововведениями с 1 января 2021 года полностью утрачивает силу ФЗ №212 от 24.07.2009 года, который на сегодняшний день регламентирует правовую область страховых взносов в бюджетной системе РФ.
Также, изменения затронут следующие законы: №943-1 от 21.03.91г., ФЗ №125 от 24.07.98г., ФЗ №27 от 01.04.96г., ФЗ №165 от 16.07.99г., ФЗ № 167 от 15.12.01г., ФЗ №255 от 29.12.06г., ФЗ №326 от 29.11.10г., ФЗ №400 от 28.12.13г. и ряд других правовых актов.
Виды страховых взносов
Различают следующие виды страховых взносов (ст. 8 НК РФ):
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС);
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование (ОМС);
- страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ);
- страховые взносы на травматизм (страхование от несчастных случаев).
Данные виды взносов рассчитываются с заработной платы и иных выплат, начисленных по каждому сотруднику.
К иным выплатам, по которым необходимо начислить и уплатить страховые взносы относятся (ст. 420 НК РФ):
- премии;
- отпускные и компенсации за неиспользованный отпуск;
- материальная помощь свыше 4000 руб. на одного сотрудника за год.