Инструкция по заполнению товарно-транспортной накладной ТТН форма 1-Т

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция по заполнению товарно-транспортной накладной ТТН форма 1-Т». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Поскольку это учетный документ, то следует соблюдать нормы его оформления. Он в обязательном порядке будет задействован в бухучете, если удостоверяет реальный факт хозяйственной жизни предприятия. Нельзя недописать информацию в нужных ячейках, делать простые помарки поверх готового варианта, неточно представлять здесь информацию и пр. Исправления должны заверяться с простановкой даты их внесения. Ответственные лица расписываются и оставляют здесь свои Ф.И.О. Первичную документацию разрешено составлять на бумажном носителе или хранить в виде электронного экземпляра. Но поскольку здесь идет речь о сопроводительном документе, то он делается исключительно в бумажной версии. Его предстоит доставить по условленным адресам и собрать подписи.

Порядок, правила заполнения ТТН и образец

Для опытных специалистов ее составление не составляет труда, поскольку бланк со значениями готов к оформлению. Нужно лишь знать, что и куда вписывать.

Пошаговый инструктаж:

  1. Сначала документу присваиваем № и указываем его (используя внутреннюю нумерацию, принятую на предприятии), проставляем дату.
  2. В строчку «грузоотправитель» пишем информацию о компании, отправляющей ТМЦ (с полным названием, геолокацией и работающим телефоном).
  3. По аналогии прописываем сведения об адресанте в пункте «грузополучатель».
  4. Там, где стоит слово «плательщик», надо вписать фирму, оплачивающую услуги по перевозке.
  5. Рядом со всеми сторонами сделки надо написать верные коды ОКПО.

Кроме унифицированного бланка, где наглядно видна структурированность, имеется специальная инструкция о порядке расчетов за перевозку от 83 года. Последняя редакция пришлась на 1997 год. Она точно описывает инструктаж заполнения в пошаговом режиме. Всего здесь предполагается 16 блоков-правил со своим количеством граф и абзацев на тему корректного документального оформления.

С начала 11 года (Федеральный закон 402) формат такой учетной «первички» утверждается экономическим субъектом. Однако, в нем должны присутствовать все необходимые реквизиты (расписанные в том же ФЗ). Поэтому теперь унифицированные общероссийские формы можно и не применять, а разрабатывать свои с требующимися пунктами. Но для избежания ошибок хороша и готовая основа для заполнения. Главное, что работает единое для всех ситуаций правило: составлять накладную надо при свершении факта хозяйственной жизни, а если это невозможно — непосредственно по его окончании. В целом понимать структурное расположение блоков нужно всем фигурантам. Надо учесть также, как правильно заполнять и подписывать ТТН водителю.

Путевые листы 2022: изменения

Новые правила оформления путевых листов в 2021 году утвердил Минтранс. Им обязаны следовать юрлица и ИП, которые используют легковые машины, грузовики, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Что изменилось?

  1. Сведения о перевозке. В путевом листе появился новый обязательный реквизит — в этой графе надо отметить вид сообщения и перевозки. Это указано в письме Минтранса от 03.03.2021 № Д3-468-ПГ. Виды перевозок в путевом листе 2022 года:

    • регулярная перевозка пассажиров и багажа,
    • перевозка пассажиров и багажа по заказу,
    • организованная перевозка группы детей,
    • перевозка пассажиров и багажа легковым такси,
    • перевозка грузов,
    • перевозка для собственных нужд.

    Журнал учета путевых листов в 2022 году

    ИП и компании могут в 2022 году сами разработать форму журнала учета путевых листов. Ее надо закрепить в учетной политике. Оформляют документ на срок не более года, но при необходимости его можно сократить до 1 месяца.

    Журнал регистрации путевых листов состоит из двух частей:

    1. Лист, на котором указывают название организации, код по ОКПО и период, в течение которого будет вестись журнал.

    2. Таблица, в которой указывают:

      • номер путевого листа и дату его выдачи,
      • данные водителя и его табельный номер,
      • гаражный номер автомобиля;
      • подписи лиц, ответственных за ведение журнала: водителя, диспетчера и бухгалтера.

    Кто составляет транспортную накладную?

    Рассмотрим пункты 7 и 23 правил перевозок грузов:

    Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, грузоотправителем по форме согласно приложению N 4 на бумажном носителе или в виде электронной транспортной накладной.

    23. Оформление (формирование) транспортной накладной или заказа-наряда в случае перевозки грузов для личных, семейных, домашних или иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, может осуществлять перевозчик (фрахтовщик) по согласованию с грузоотправителем (фрахтователем), если это предусмотрено соглашением сторон.

    До 1 марта 2022 года в Постановлении Правительства было прямо указано, что по умолчанию транспортную накладную составляет грузоотправитель, то есть человек или организация, которые передают груз перевозчику (транспортной компании).

    В случае перевозки груза для личных, семейных или домашних нужд транспортную накладную может оформить перевозчик (транспортная компания).

    С 1 марта 2022 года подобных указаний в нормативном документе нет, то есть транспортная накладная может быть составлена любым участником перевозки.

    Важно понимать, что изначально транспортная накладная заполняется не полностью. Некоторые поля должны быть оставлены пустыми, т.к. они заполняются в процессе перевозки, либо при погрузке или выгрузке груза.

    28. Перевозчик (водитель) по завершении погрузки подписывает транспортную накладную и в случае необходимости указывает свои замечания и оговорки при приеме груза в пункте 8 транспортной накладной на бумажном носителе или в электронной транспортной накладной.

    70. В случае оформления транспортной накладной на бумажном носителе при подаче транспортного средства под выгрузку грузополучатель вносит в транспортную накладную в присутствии перевозчика (водителя) фактические дату и время подачи транспортного средства под выгрузку, а также состояние груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования, массу груза и количество грузовых мест и (или) информирует об отказе принять груз с обоснованием причин (при наличии). Перевозчик (водитель) вносит оговорки и замечания (при наличии) о дате и времени прибытия или убытия, о состоянии груза, тары, упаковки, маркировки, опломбирования, о массе груза и количестве грузовых мест.

    Например, после завершения погрузки водитель подписывает накладную и указывает в ней свои замечания. А при разгрузке транспортного средства в накладную вносят данные и водитель, и грузополучатель.

    Инструкция по заполнению товарно транспортную накладную

    1. В документе обязательно необходимо поставить дату выписки груза.
    2. В специально предназначенных строках указываются названия отправителя и получателя груза.
    3. Графа «Плательщик» предназначена для указания компании, которая заказала услуги по транспортировке груза. Соответственно, данная организация будет производить оплату за оказанные услуги.
    4. Ниже вы увидите таблицу, которая предназначена для внесения информации о грузе. Заполнять данные необходимо максимально понятно.
    5. В графе «Отпуск разрешил» указываются данные ответственного лица. Его подпись свидетельствует о том, что отгрузка товара осуществляется с его позволения. Кроме подписи, здесь должна присутствовать печать компании, которая отправляет груз.
    6. Правильно оформленная ТТН позволяет выполнять загрузку товара и его перевозку. Иногда бывают ситуации, когда нет определенной информации для внесения в документ. В этом случае необходимо ставить прочерки. Таким образом, возможность дописать какую-либо информацию полностью исключается.

    Перевозчик должен оформлять на уполномоченного водителя специализированную доверенность, а отправитель груза должен заполнять всю информацию в соответствующем месте ТТН. Нижняя левая часть первого раздела ТТН должна включать в себя подписи всех уполномоченных лиц отправителя груза, то есть тех людей, которые разрешали и производили отгрузку, а также полное имя главного бухгалтера, в то время как справа указывается подпись водителя, что является подтверждением факта возложения на него ответственности за дальнейшую сохранность принятого груза.

    После того как груз будет доставлен в конечную точку, получатель на этой же стороне накладной в товарном разделе должен сделать отметку об имеющихся претензиях по доставке, и затем он ставит свою подпись. Также здесь должна присутствовать подпись материально ответственного лица, лично принимающего доставленный груз (зачастую речь идет о кладовщике).

    Заполнение после загрузки

    После осуществления загрузки записывается следующая информация:

    • В графе «Автомобиль» указывается марка, точный номер, а также любая другая необходимая информация о машине, на которой осуществляется транспортировка.
    • «Автопредприятие»:наименование предприятия, организующего грузоперевозку.
    • «Водитель»: все личные данные шофера.
    • «Прицеп»: номера, которые принадлежат закрепленному прицепу.
    • «Информация о грузе»: полный перечень сопроводительной документации, тип тары, общее количество мест, которое занимает каждый отдельный вид груза, а также способ определения его массы.
    • «Указанный груз»: определяется оттиск пломбы.
    • «Масса брутто»: указывается точный вес, а также ставится штамп и подпись того сотрудника, на котором лежит ответственность за проведение процедуры взвешивания.
    • «Принял водитель»: личные данные шофера, который подтверждает информацию, внесенную ранее в накладную, закрепляя все собственной подписью.
    • «Погрузка»: все необходимые данные о способен и времени погрузки, код работ и другая информация.
    • «Транспортные услуги»: весь перечень дополнительных услуг, которые были предоставлены водителем (включая упаковку, обвязку и другие).

    Накладная будет сопровождать груз на протяжении всего маршрута, и подойти к ее оформлению следует максимально ответственно, так как заполнить ТТН не настолько просто, как многим кажется на первый взгляд.

    Со 2 сентября вступила в силу новая Инструкция «Об установлении форм товарно-транспортной накладной, товарной накладной и утверждении Инструкции о порядке заполнения товарно-транспортной накладной, товарной накладной»

    Инструкцией № 58 введены в действиеновые формы бланков первичных документов. Это означает, что при заполнении бланков с использованием технических средств необходимо заполнять их по новым правилам. Бланки первичных документов, изготовленные до вступления в силу настоящего постановления, являются действительными до их полного использования. Это касается бланков, которые приобретены уже напечатанными, и в них вносятся (заполняются) сведения о хозяйственной операции.

    В случае перегрузки товара в пути следования на другой автомобиль в строки «Водитель», «Автомобиль», «Прицеп», «К путевому листу №» накладной ТТН-1 вносятся изменения путем зачеркивания с указанием новых данных о водителе, автомобиле, прицепе, путевом листе, а также указываются фамилия, инициалы, подпись лица, принявшего решение о перегрузке. Новые данные о водителе, автомобиле, прицепе, путевом листе допускается размещать в приложении к накладной ТТН-1 либо акте о перегрузке, формы которых разрабатываются организацией самостоятельно, с указанием в них серии и номера накладной ТТН-1, а также фамилий, инициалов, подписи лица, принявшего решение о перегрузке, без внесения изменений в накладную ТТН-1.

    Новый порядок заполнения накладных

    В связи с внесением изменений в Правила автомобильных перевозок грузов , с 11.03.2021 г. для международных автомобильных перевозок грузов, начинающихся с территории Республики Беларусь, в качестве обязательного грузосопроводительного документа применяется товарная накладная ТН-2. Однако постановлением № 192 предусматривалось, что накладная ТН-2 используется для отпуска и приемки товаров, если их перемещение осуществляется без участия автомобиля (почтой или нарочным). С принятием постановления № 58 данное противоречие устранено.

    Однако, заполнять такие формы бланков типовых форм первичных учётных документов следует с учётом нового порядка, закрепленного в Инструкции о порядке заполнения товарно-транспортной накладной и товарной накладной, утвержденной постановлением №58 (далее – Инструкция №58).

    Новый формат отношений грузовладельцев, экспедиторов и перевозчиков

    • Отзывы на грузовладельцев
    • Отзывы на экспедиторов
    • Отзывы на перевозчиков
    • Все отзывы

    Постановление Правительства от 21.12.2020 г. № 2200 должно в корне изменить сложившуюся практику указания в 10-ой графе транспортной накладной экспедитора, с которым у грузовладельца заключен договор в качестве перевозчика. Причин изменений две:

    • уточнено понятие “водитель” — это лицо, состоящее с перевозчиком в трудовых или гражданско-правовых отношениях;
    • Приложением № 4 к ППГАТ 2021 изменена форма транспортной накладной; теперь в ней нашлось место для указания сведений об экспедиторе, а также появилась необходимость указания типа владения транспортным средством — собственность, аренда или лизинг.

    Законодатель как бы настойчиво говорит: указывайте в накладных фактического перевозчика, после которого нет другого контрагента-участника перевозки. Цель такой определенности вполне понятна — фискальные органы хотят иметь четкое представление кто является конечным получателем платежа за перевозку, чтобы остальные участники не могли применять льготные режимы налогообложения или уменьшать налог на прибыль списанием горюче-смазочных материалов и приобретением запчастей.

    Похоже, что государство всерьез намерено контролировать движение денег по всем перевозкам. Для честных предпринимателей, работающих без применения серых и черных схем ухода от уплаты налогов, изменения практически никак не скажутся на деятельности. Указание в качестве перевозчика владельца транспорта применяется в международных грузовых автоперевозках — в CMR перевозчик ставит свой штамп, подтверждая прием груза у отправителя и никому от этого хуже не становится.

    Раскрытие информации о фактических перевозчиках в транспортной накладной может спровоцировать у грузовладельцев желание работать с перевозчиками напрямую. Но оправданы ли опасения экспедиторов потерять клиентов из-за этого? На мой взгляд это маловероятно.

    1. Процедура заключения договора с более-менее крупным грузовладельцем достаточно длительная, и это не подходит перевозчикам, работающим в режиме “ищу загрузку когда освободился”.
    2. Основная часть перевозчиков в России — небольшие организации или предприниматели с автопарком до 15 единиц. Этого количества не хватит для закрытия потребности в автотранспорте любого относительно крупного грузовладельца. Грузовладельцу проще заключить договоры с 4-5 экспедиторами, чем с тысячами перевозчиками.
    3. Применяемое крупными грузовладельцами контрактование, то есть закрепление за экспедитором определенного количества перевозок по фиксированной цене, которые он обязан выполнить. За невыполнение условий контракта — штраф.
    4. НДС. Большинство перевозчиков не применяет общую систему налогообложения, следовательно, грузовладелец не может возместить налог на добавленную стоимость.
    5. Наработанная дебиторская задолженность позволяет производить зачет любых нарушений условий договора, начиная от опозданий и срывов погрузок, заканчивая полной утратой груза при перевозке. При перевозке грузов каждый раз с новым перевозчиком дебиторской задолженности образоваться неоткуда, следовательно, взыскивать штрафы и убытки придется в судах, что значительно увеличит нагрузку на юридические подразделения.

    Кроме того нужно понимать, что и до принятия новых Правил перевозки грузов грузовладелец всегда мог узнать фактического перевозчика — достаточно было спросить у водителя телефон работодателя. Однако грузовладельцы предпочитали не создавать себе лишние трудности и работали с экспедиторами.

    Больше всего вопросов после вступления в силу новых Правил перевозки грузов возникает касательно порядка заполнения основного перевозочного документа — транспортной накладной. В этом разделе будет произведен разбор этих вопросов. Если вопросы все-таки останутся — задавайте их в комментариях после текста статьи либо через форму обратной связи.

    Резюмирую основные моменты, которые необходимо учитывать при заполнении транспортных накладных после 2021 года:

    • если перевозку организует экспедитор, то именно он должен быть указан в графе 1 «Грузоотправитель» с проставлением соответствующей отметки в чекбоксе «Является экспедитором»;
    • клиент экспедитора, заключивший договор на транспортно-экспедиционное обслуживание, указывается в графе 1а;
    • в разделе 10 «Перевозчик» указываются сведения о фактическом перевозчике, владеющим транспортным средством по праву собственности, аренды или лизинга (тип владения указывается в графе 11) и имеющем трудовые или гражданско-правовые отношения с водителем.

    Не все грузовладельцы осознают важность правильного оформления транспортных накладных, однако, если продолжать оформлять их по-старому, у экспедитора и грузовладельца возникают реальные риски привлечения к налоговой и даже уголовной ответственности. У многих экспедиторов договорами предусмотрена обязанность контролировать правильность заполнения транспортных документов. Вы можете скачать шаблон письма и направить его своим клиентам. Письменное уведомление с предупреждением о рисках действует убедительнее, чем просто разговор по телефону.

    При выдаче транспортной накладной экспедитором, клиент должен получить документ, подтверждающий принятие груза экспедитором (ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ “О транспортно-экспед��ционной деятельности”). Таким документом, в силу п. 5 Постановления Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 “Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности”, является экспедиторская расписка. Форма бланка экспедиторской расписки и других экспедиторских документов установлена Приказом Минтранса РФ от 11.02.2008 N 23 “Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов”.

    Неприменение экспедиторских документов в правоотношениях между клиентом и экспедитором может повлечь отказ налогового органа учесть расходы грузовладельца (ст. 252 Налогового кодекса РФ) при исчислении налога на прибыль, что станет причиной повышенной налоговой нагрузки.

    Экспедитору или грузовладельцу следует удостовериться в том, что перевозчик является тем лицом, которое будет фактически выполнять перевозку груза. Для этого необходимо получить документы, подтверждающие:

    • владение транспортным средством (свидетельство о регистрации транспортного средства и действующий путевой лист);
    • наличие трудовых или гражданско-правовых отношений с водителем.

    Обратите внимание, что собственник транспортного средства — не обязательно перевозчик. Собственник может передать автомобиль арендатору, который будет его эксплуатировать и выполнять перевозки. Именно для этого следует требовать путевой лист, который, в силу п. 8 Приказа Минтранса РФ от 11.09.2020 г. № 368, выдается эксплуатантом транспортного средства.

    В таком случае наиболее целесообразно заключить агентский договор. Схема взаимоотношений участников всей цепочки будет выглядеть так: грузовладелец заключает договор с экспедитором. Экспедитор подыскивает транспорт и может заключить договор с перевозчиком либо с агентом, который за плату сообщает сведения о перевозчике (в свою очередь, агент может получить сведения о перевозчике от другого агента, с которым он также заключает агентский договор). После этого экспедитор заключает договор с перевозчиком.

    В этой схеме грузовладелец уплачивает экспедитору его вознаграждение, экспедитор производит два платежа — агенту и перевозчику, а агенты самостоятельно производят взаиморасчеты друг с другом.

    Следует признать, что такая схема значительно повышает прозрачность платежей за услуги по перевозке грузов и приводит правоотношения сторон к полному соответствию с нормативными актами.

    Срок действия и время оформления путевого листа зависит от продолжительности и количества рейсов. Мы собрали информацию в таблицу.

    Время оформления Срок действия
    Один или несколько рейсов в течение смены в пределах одного дня До начала первого рейса На один день
    Рейс превышает продолжительность смены До начала рейса На срок, соответствующий длительности рейса
    или
    На срок, соответствующий количеству календарных дней, к которым относится смена (рабочий день), приходящаяся более чем на один календарный день

    Если во время действия путевого листа транспортным средством посменно пользуется несколько водителей, то можно оформить несколько путевых листов для каждого водителя на один автомобиль.

    Путевой лист грузового автомобиля — 2021

    Первый позволяет перемещать имущество от одного пункта в другой. По этой бумаге происходит списание с баланса грузоотправителя в счет нового владельца. Ключевой момент — наличие автотранспортного средства в этой схеме. Это действие может происходить не в виде сделки между двумя фигурантами, а в качестве пересылки ТМЦ между отделениями одной организации.

    ТН (второй из представленных) необходим конкретно при осуществлении продажи и переходе права на собственность. При этом неважно задействован здесь транспорт или нет.

    Для опытных специалистов ее составление не составляет труда, поскольку бланк со значениями готов к оформлению. Нужно лишь знать, что и куда вписывать.

    Пошаговый инструктаж:

    1. Сначала документу присваиваем № и указываем его (используя внутреннюю нумерацию, принятую на предприятии), проставляем дату.
    2. В строчку «грузоотправитель» пишем информацию о компании, отправляющей ТМЦ (с полным названием, геолокацией и работающим телефоном).
    3. По аналогии прописываем сведения об адресанте в пункте «грузополучатель».
    4. Там, где стоит слово «плательщик», надо вписать фирму, оплачивающую услуги по перевозке.
    5. Рядом со всеми сторонами сделки надо написать верные коды ОКПО.

    Она бывает унифицированной, то есть единой для применения. Можно брать стандартный для всех формат, чтобы наверняка избежать претензий от налоговой за самоуправство при ведении документации. Все сведения умещаются на одном листе А4 при компактном размещении информации и горизонтальном расположении. Используемые здесь коды можно смотреть в общероссийском классификаторе.

    При использовании специализированной программы формирование док-та происходит автоматически, если правильно внести все данные. Но сегодня разрешено самим разрабатывать удобную форму, сокращая ее, что значительно облегчает работу.

    Поскольку это учетный документ, то следует соблюдать нормы его оформления. Он в обязательном порядке будет задействован в бухучете, если удостоверяет реальный факт хозяйственной жизни предприятия. Нельзя недописать информацию в нужных ячейках, делать простые помарки поверх готового варианта, неточно представлять здесь информацию и пр. Исправления должны заверяться с простановкой даты их внесения. Ответственные лица расписываются и оставляют здесь свои Ф.И.О. Первичную документацию разрешено составлять на бумажном носителе или хранить в виде электронного экземпляра. Но поскольку здесь идет речь о сопроводительном документе, то он делается исключительно в бумажной версии. Его предстоит доставить по условленным адресам и собрать подписи.

    Товарно-транспортная накладная 2020

    Форма накладных является унифицированной. Главной считается накладная по образцу 1-Т (утверждена в 1997 году). Что касается отдельных видов продукции, на них есть отдельные формы ТТН:

    Документальные формы утверждены в 1997 году Постановлением №68. В 2021 году транспортная накладная обрела новый вид, который утвердило Правительство РФ (Постановление №272). Из неё убрали поля, по которым списывались и приходовались товары.

    Грузоперевозка должна сопровождаться отдельным документом. Когда в автомобиле находятся товары для разных грузополучателей, то каждая партия должна иметь отдельные сопроводительные документы. На каждого получателя свой комплект.

    Накладная дублируется в 4 экземплярах:

    • один оставляет себе тот, кто отправил товар. По нему произойдёт списание товарно-материальных ценностей;
    • остальные 3 экземпляра передаются шофёру. На них должны стоять подписи ответственных лиц, печати. Водитель также на них расписывается;
    • дубликат накладной №2 предназначается получателю товара, по нему приходуется товар;
    • дубликат №3 и №4 переходит к собственнику транспорта, который доставлял товар;
    • по третьему экземпляру ведутся расчёты за оказанную услугу;
    • с помощью четвёртого экземпляра, который крепится к ПЛ (путевой лист), насчитывается зарплата шофёру.

    Если груз имеет нетоварный характер, оформляется 3 экземпляра ТТН. Первые два идут в компанию, которая перемещала груз. А 3-й переходит тому, кто занимался отправкой, чтобы зафиксировать объём выполненных работ.

    В ТТН должны быть заполнены все поля. Среди основных стоит отметить:

    • время доставки товара;
    • реквизиты компании;
    • данные транспортного средства (какой автомобиль и его госномер);
    • номер товарно-транспортной накладной, и к какому путевому листу она прилагается;
    • покупатель товара, реквизиты;
    • информация о человеке, который перевозит груз (фамилия-имя-отчество, права, тип лицензии);
    • тип перемещения;
    • регистрационный номер;
    • место погрузки;
    • место разгрузки;
    • данные по прицепу при его наличии;
    • что за груз перевозится (как называется, в чём упакован, сколько мест занимает, способ определения массы, какой у него код и номер контейнера, отмечается класс груза, а также масса брутто);
    • подписи кладовщика, водителя-экспедитора.

    Оформлением товарно-транспортной накладной занимается тот, кто груз отправляет. Правило работает для общих случаев. Как происходит оформление бумаг, если ТН занимается отправитель груза:

    1. Компания перевозчик пишет данные по грузу у себя в офисе.
    2. Оригинал документа отдаётся шофёру.
    3. Он едет с этим документом к тому, кто отгружает товар.
    4. Грузоотправитель заполняет документ до конца.

    Специалисты советуют указывать такой порядок при заключении договора. В противном случае, водителю придётся ехать сначала в транспортную компанию, и только после неё к получателю.

    Есть 2 формы накладных:

    • транспортная накладная;
    • товарно-транспортная.

    Существенная разница состоит в том, что в последнем случае детально указывается перевозимый товар. То есть, по этому документу бухгалтерия легко проведёт оприходование. С другой стороны, транспортная накладная более детально описывает перемещение товара. Основные ситуации, когда выдаются накладные:

    1. Подтверждение того, что на грузоперевозку потрачены средства, в пользу третьей стороны.
    2. Накладная подтверждает факт того, что перемещение груза правомерно.
    3. ТТН требуется для бухгалтерии, которая занимается списанием и оприходованием товара.
    4. Если доставка идёт за счёт грузоотправителя.
    5. Любое перемещение алкогольной продукции должно иметь сопроводительный документ. К нему относится и ТН, и ТТН.

    В Беларуси изменились правила заполнения товарных накладных

    Согласно новым правилам, ТН может быть сформирована как на бумажном носителе, так и в электронной форме (ранее электронная форма для ТН не была предусмотрена). Однако электронный способ станет доступен только с 01.01.2022. К этой дате ФНС (в сотрудничестве с Минтрансом) должны разработать формат ее представления.

    Среди новшеств в бланке можно отметить:

    • новые поля, которые нужно заполнять, если грузоотправитель является экспедитором (например, нужно дополнительно указать реквизиты юрлица — заказчика перевозки);
    • в разделе «Прием груза» отражают сведения о лице, от которого забирается груз;
    • нужно указывать код типа владения транспортным средством (собственность, аренда или лизинг);
    • скорректирован раздел, в котором отражают стоимость услуг перевозчика.

    Товарно-транспортная накладная 2021

    Форма накладных является унифицированной. Главной считается накладная по образцу 1-Т (утверждена в 1997 году). Что касается отдельных видов продукции, на них есть отдельные формы ТТН:

    Документальные формы утверждены в 1997 году Постановлением №68. В 2021 году транспортная накладная обрела новый вид, который утвердило Правительство РФ (Постановление №272). Из неё убрали поля, по которым списывались и приходовались товары.

    Грузоперевозка должна сопровождаться отдельным документом. Когда в автомобиле находятся товары для разных грузополучателей, то каждая партия должна иметь отдельные сопроводительные документы. На каждого получателя свой комплект.

    Накладная дублируется в 4 экземплярах:

    • один оставляет себе тот, кто отправил товар. По нему произойдёт списание товарно-материальных ценностей;
    • остальные 3 экземпляра передаются шофёру. На них должны стоять подписи ответственных лиц, печати. Водитель также на них расписывается;
    • дубликат накладной №2 предназначается получателю товара, по нему приходуется товар;
    • дубликат №3 и №4 переходит к собственнику транспорта, который доставлял товар;
    • по третьему экземпляру ведутся расчёты за оказанную услугу;
    • с помощью четвёртого экземпляра, который крепится к ПЛ (путевой лист), насчитывается зарплата шофёру.

    Если груз имеет нетоварный характер, оформляется 3 экземпляра ТТН. Первые два идут в компанию, которая перемещала груз. А 3-й переходит тому, кто занимался отправкой, чтобы зафиксировать объём выполненных работ.

    В ТТН должны быть заполнены все поля. Среди основных стоит отметить:

    • время доставки товара;
    • реквизиты компании;
    • данные транспортного средства (какой автомобиль и его госномер);
    • номер товарно-транспортной накладной, и к какому путевому листу она прилагается;
    • покупатель товара, реквизиты;
    • информация о человеке, который перевозит груз (фамилия-имя-отчество, права, тип лицензии);
    • тип перемещения;
    • регистрационный номер;
    • место погрузки;
    • место разгрузки;
    • данные по прицепу при его наличии;
    • что за груз перевозится (как называется, в чём упакован, сколько мест занимает, способ определения массы, какой у него код и номер контейнера, отмечается класс груза, а также масса брутто);
    • подписи кладовщика, водителя-экспедитора.

    Оформлением товарно-транспортной накладной занимается тот, кто груз отправляет. Правило работает для общих случаев. Как происходит оформление бумаг, если ТН занимается отправитель груза:

    1. Компания перевозчик пишет данные по грузу у себя в офисе.
    2. Оригинал документа отдаётся шофёру.
    3. Он едет с этим документом к тому, кто отгружает товар.
    4. Грузоотправитель заполняет документ до конца.

    Специалисты советуют указывать такой порядок при заключении договора. В противном случае, водителю придётся ехать сначала в транспортную компанию, и только после неё к получателю.

    Есть 2 формы накладных:

    • транспортная накладная;
    • товарно-транспортная.

    Существенная разница состоит в том, что в последнем случае детально указывается перевозимый товар. То есть, по этому документу бухгалтерия легко проведёт оприходование. С другой стороны, транспортная накладная более детально описывает перемещение товара. Основные ситуации, когда выдаются накладные:

    1. Подтверждение того, что на грузоперевозку потрачены средства, в пользу третьей стороны.
    2. Накладная подтверждает факт того, что перемещение груза правомерно.
    3. ТТН требуется для бухгалтерии, которая занимается списанием и оприходованием товара.
    4. Если доставка идёт за счёт грузоотправителя.
    5. Любое перемещение алкогольной продукции должно иметь сопроводительный документ. К нему относится и ТН, и ТТН.

    В деятельности организации для перевозки и доставки груза возникает необходимость использовать автомобильный транспорт. Будь то собственный автотранспорт либо автотранспорт, специализирующийся на перевозках компании, в любом случае, каждая операция подлежит оформлению первичным учетным документом. Такое требование содержится в законе № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон 402-ФЗ).

    Подтверждающим документом может являться унифицированная форма — «Товарно-транспортная накладная» форма № 1-Т (далее — ТТН). ТТН закреплена в Постановлением Госкомстата №78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин, механизмов, работ в автомобильном транспорте» (далее — Постановление №78).


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *