психолог социальной службы. Содержание и организация труда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «психолог социальной службы. Содержание и организация труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Мнение о том, что психолог профессия молодая, в корне ошибочно. Уже в древности люди интересовались духовной стороной жизни человека. Аристотель и Платон в своих трактатах упоминали про «науку о душе». Направление получило толчок в развитии на фоне активного изучения техники и других точных наук. Официальный день рождения психологии приходится на 1879 год, когда была открыта первая экспериментальная лаборатория в Лейпциге. Вскоре после этого стали появляться психологи в России. Свой вклад в становление науки внесли И.М. Сеченов, И.П. Павлов, С.Л. Рубинштейн и многие другие.

Выдающиеся люди данной профессии

  • Аристотель (384—322 до н. э.)
  • Гиппократ Косский (около 460 — около 370 до н. э.)
  • Рибо Теодюль Арман (1839—1916)
  • Вильгельм Вундт (1832—1920)
  • Джеймс Уильям (1842—1910)
  • Бине Альфред (1857—1911)
  • Бехтерев Владимир Михайлович (1857—1927)
  • Выготский Лев Семёнович (1896-1934)
  • Альфред Адлер (1870-1937)
  • Фрейд Зигмунд (1856-1939)
  • Левин Курт (1890-1947)
  • Хорни Карен (1885-1952)
  • Рубинштейн Сергей Леонидович (1889-1960)
  • Юнг Карл Густав (1875-1961)
  • Теплов Борис Михайлович (1896-1965)
  • Олпорт Гордон Уиллард (1897-1967)
  • Эрик Берн (1902-1970)
  • Маслоу Абрахам (1908-1970))
  • Морено Якоб Леви (1892—1974)
  • Лурия Александр Романович (1902-1977)
  • Мид Маргарет (1901 — 1978)
  • Леонтьев Алексей Николаевич (1903-1979)
  • Пиаже Жан (1896-1980)
  • Фромм Эрих (1900—1980)
  • Фрейд Анна (1895-1982)
  • Гилфорд Джой Пауль (1897— 1987)
  • Роджерс Карл Рэнсом (1902 —1987)
  • Зейгарник Блюма Вульфовна (1900-1988)
  • Мэй Ролло (1908-1994)
  • Эриксон Эрик (1902—1994)
  • Франкл Виктор (1905—1997)
  • Торранс Эллис Пол (родился в 1915 г.)
  • Гроф Станислав (родился в 1931 г.)
  • Боно Эдвард (родился в 1933 г.)
  • Зимбардо Филипп (родился в 1933 г.)
  • Келли Джордж

Психолог – профессия, предполагающая высокие коммуникативные способности у человека, посвятившего ей жизнь.

Специализации психологов в разных сферах деятельности и отраслях обязывают их уметь общаться со знанием специфики и терминологии различных профессиональных сообществ, возрастов, этносов и культуры.

Выучиться на психолога – значит, не только освоить общую теорию, но и разбираться в таких областях, как:

  1. Математические методы исследования.
  2. Прикладная психолингвистика.
  3. Массовые коммуникации.
  4. История педагогической мысли.
  5. Вопросы творчества и изобретательства.
  6. Регуляция социального поведения.
  7. Эволюция личности.
  8. Общие знания психиатрии и психотерапии.
  9. Этика и эстетика.
  10. Религия и науки об этносах.

Высшее профессиональное образование включает такие предметы, как:

  • иностранный язык;
  • история Отечества;
  • культурология;
  • правоведение и политология;
  • педагогика и социология;
  • экономика;
  • философия;
  • математика и естественные науки;
  • антропология;
  • физиология высшей нервной деятельности;
  • психофизиология;
  • общая психология;
  • история науки;
  • психогенетика;
  • экспериментальная психология;
  • диагностика и методология.

Кроме того, в институте будут преподавать виды психологии:

  1. Специальную. Психические нарушения при дизонтогенезе. Задержки и дефекты развития. Коррекция отклонений у детей, стимуляция механизмов компенсации. Адаптация в обществе.
  2. Клиническую. Патопсихология, нейропсихология. Локализация психических процессов в мозге. Восстановление нарушенных функций. Работа с восприятием, речью, волевой сферой при психопатологии.
  3. Развития. Проблемы возрастов, кризисы. Психологические особенности детей, юношей, стариков.
  4. Труда. Мотивация, стили в трудовой деятельности. Профотбор и аттестация. Профессиональные конфликты. Реабилитация инвалидов.
  5. Социальную. Общение и отношения между людьми, динамика групп, проблемы личности и коллектива.

1 час.

Методика электропунктурного тестирования «Кристалл»
Москва

Скидка 500Р

1 час

Индивидуальные консультации по скайпу
Москва

Подать заявку

Вторник, четверг 11:00–21:00, суббота 11:00–20:00.

Индивидуальная программа «Быстрое решение, или Личная расстановка!»
Москва

Подать заявку

Ирина Ивановна Хажилина

Психиатр — в первую очередь врач. Отсюда следует не очень хорошее следствие, присущее всей современной медицине в целом. Это склонность рассматривать не человека в целом, а отдельные органы. Есть хорошее правило — лечить не болезнь, а человека. Так вот психиатр это правило знать не обязан, и имеет полное право и даже обязанность лечить именно болезни. Очень грубо говоря, у психиатра есть список болезней и список соответствующих препаратов. Его задача — правильно определить болезнь и назначить правильный препарат. Психиатр, как врач, вряд ли будет заниматься с человеком, который, в принципе, сам справляется, то есть, опять же грубо говоря, не испытывает невыносимых страданий и сам способен удержать себя в социальных рамках. К психиатру надо обращаться в случае если человек вообще не может вести нормальную жизнь и его поведение начинает представлять угрозу для окружающих или для него самого.

Основная суть понятия «психология» и его применение к социальной сфере

Определение 1

Психология является наукой, которая изучает законы психики, поведенческую мотивацию личностей, их потребности, механизмы общения и тому подобное. В психологии, как и в прочих науках, существуют разнообразные специальности, которые имеют собственные предметы изучения.

Если рассматривать понятие «психология» в ее буквальном значении, то оно означает «знание (наука) о душе». Первая часть этого слова, которое базируется на греческом слове psyche («душа»), указывает на особый мир явлений в сознании личности, которые не похожи на явления с которыми она сталкивается в реальной жизни (окружающем мире, науках о природах) и которые может воспринимать невооруженным глазом. Вторая часть слова — logos («понятие»/«учение») указывает на представления людей о таких явлениях, которые сложились на протяжении их жизни или же об особой науке, возникшей и существующей для получения точных знаний о подобных явлениях, обладающих высокой достоверностью.

В настоящее время понятие «душа» было заменено понятием «психика», однако в современном языке сохранились разнообразные выражения, являющиеся производными от начального корня, например, душевный, одушевленный и тому подобное.

Само понятие «психология» является многозначным и имеет широкий спектр употребления не только в науке и практике, но и в повседневной жизни. Наиболее важная причина состоит в том, что существует не только научная психология, но и житейская (иначе — бытовая). И каждая из них определяется по разному.

Определение 2

Предметом изучения научной психологии являются факты, механизмы, закономерности формы жизни, именующейся чаще всего психической (душевной)

В целом, предметом психологии является психика живых существ в большом многообразии ее проявлений. Но, согласно мнению авторитетов в этой области, не нужно удовлетворяться исключительно этим, так как всегда необходимо видеть различие между объектом познания и его предметом. Объект всегда существует сам по себе и на него не влияет информированность о нем человеческих умов. Предмет же строится наукой с применением специальных средств, собственных методов, категорий и теорий.

Поэтому для познания предмета психологии ни в коем случае нельзя ограничиваться только тем (пусть и обширным) кругом явлений, который знаком всем из собственных переживаний и наблюдений, который строится на основе собственного психологического опыта.

Для составления предварительного представления о понятии «психика» чаще всего следует обратиться к понятию «психическое явление».

Определение 3

Психическое явление чаще всего представляет собой факты внутреннего субъективного опыта. Это не только непосредственные ощущения человека и его мысли, но и его знания об этих ощущениях и мыслях. То есть все психические процессы не только происходят в личности, но и открываются ей непосредственно.

Научная психология обладает обширным и уникальным фактическим материалом, который недоступен в своем полном объеме ни одному носителю психологии житейской. Этот материал накапливается и осмысляется также и в таких особых научных отраслях психологии, как возрастная, педагогическая, социальная психология, психология труда, зоопсихология и многих других.

Научные психологические знания в современном мире используются везде, где происходит человеческое взаимодействие. И особую роль с недавнего времени они стали играть в социальной сфере.

Особенности профессии социального психолога

Название специальности происходит от латинского слова «социум» – «общество». Каждый человек живет в обществе и подчиняется его законам. Чтобы существование людей в социуме было наиболее комфортным и безопасным с психологической точки зрения, и нужен социальный психолог.

Специалист может работать по двум направлениям: теоретическому и практическому. В первом случае он занимается исследовательской деятельностью, изучением функций и законов общества, социальных ролей, межличностных отношений. Практическая часть предполагает работу с людьми и различными коллективами, разработку диагностических методик, оказание психологической помощи.

Психолог работает как с отдельными людьми, так и с целыми группами: семьями, школьными и трудовыми коллективами, участниками тренингов и групповых консультаций. Его ключевая задача – помочь людям обрести свое место в обществе и адаптироваться к нему, восстановить здоровый психологический климат.

Где востребована профессия

Если человек освоил учебную программу социального психолога, то перед ним открываются широкие возможности на рынке труда. В первую очередь его услуги требуются в организациях, помогающих людям в сложных жизненных ситуациях. Это могут быть кризисные и реабилитационные центры, психологические службы поддержки, хосписы. Он помогает людям, оставшимся без средств к существованию, сбежавшим из дома детям, женщинам, ищущим защиты от домашнего насилия и т. д.

Также социальные психологи могут работать в сфере маркетинга. Их теоретическая подготовка помогает анализировать потребности целевой аудитории и подбирать способы влияния на потребителя. Далее, психологи востребованы в структурах, занимающихся научно-исследовательской работой, сотрудничают с наркологами, психиатрами и другими специалистами.

Для улучшения психологического здоровья в коллективе их могут пригласить работать на предприятие с большим штатом. Особенно это актуально в крупных городах. Специалист помогает повысить мотивацию работников, сплотить их. Часто социальные психологи трудятся в сфере занятости населения, работают менеджерами по подбору персонала.

Наконец, специалисты проводят групповые и индивидуальные тренинги, оказывают услуги частного консультирования, помогают клиентам выявить причины их проблем в плане взаимодействия с обществом и устранить их.

Организация психологической службы

Психологическая служба — структурное подразделение в аппарате управления предприятием, использующее психологические методы для решения задач кадровой работы, организационного развития и т.д. Психологическая служба комплектуется из специалистов в области организационной психологии и психологии труда. Психологическая служба образования — один из компонентов целостной системы образования. Целью ее деятельности является обеспечение психологического здоровья детей дошкольного и школьного возраста, основной задачей — содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей.

Общее представление о психологической службе

Современная концепция психологической службы

В нашей стране и за рубежом практические психологи работают преимущественно в структуре психологической службы. Психологическая служба не имеет однозначного понимания. Выделено два наиболее общих определения, которые отражают суть ее задач и пути их решения.

Во-первых, психологическая служба представляет собой психологическое обеспечение различных социальных сфер: здравоохранения, образования, производства и других, — создавая особую сферу психологических услуг. Это система практического использования психологии для’решения комплексных задач психологической экспертизы, диагностики, консультации в сферах производства, транспорта, образования, здравоохранения, охраны правопорядка и т. д. Иными словами, термином «психологическая служба» обозначают всю сферу практической психологии.

Во-вторых, психологическая служба обозначает и систему специальных учреждений, создаваемых в различных социальных институтах и организациях, призванных оказывать квалифицированную психологическую помощь нуждающимся в ней людям. Основные цели психологической службы — оказание психологической помощи людям и обеспечение удовлетворения спроса населения на те или иные виды психологической помощи. Итак, целенаправленность психологии на оказание помощи людям выражена в названии «Психологическая служба». Таким образом, психологическая служба — это широкое обобщение психологической помощи. Психологическая помощь определяется как система специальных мероприятий, направленных на предупреждение, смягчение или преодоление различного рода трудностей, возникающих у человека или группы, средствами практической психологии, обычно в форме диагностики, консультирования, психотерапии и психокоррекции, основанных на не медицинской модели.

15 стр., 7117 слов

Обучение специалиста

Для того, чтобы стать социальным психологом необходимо получить высшее образование по профилю «Психология». Обучение может проходить в очной или заочной форме, а также с использованием дистанционных технологий.

Неполный перечень учебных заведений

  • Московский государственный университет имени М.В. Ломоносов
  • Московский педагогический государственный университет
  • Санкт-Петербургский государственный институт культуры
  • Российский государственный социальный университет
  • Московский государственный психолого-педагогический университет
  • Московский гуманитарный университет
  • Московский психолого-социальный университет
  • Российский новый университет
  • Российский университет дружбы народов

Психологическая служба на предприятиях отличается наличием достаточно богатой истории. Именно промышленные предприятия в 19-м веке выступали в качестве заказчиков психологических исследований, направленных на повышение уровня продуктивности, формирование благоприятного социально-психологического климата, а также снижения брака в производственной деятельности. На сегодняшний день перед специалистами психологических служб на предприятиях стоят более широкие задачи, среди которых можно отметить задачи отбора и адаптации персонала, подготовки кадрового резерва, формирования корпоративной лояльности работников, консультативную работу с сотрудниками и руководителями. К сфере деятельности психологической службы относится разрешение кризисных и конфликтных ситуаций на предприятии, подготовка сотрудников к разнообразным организационным изменениям, оказание помощи в оценке и формировании имиджа организации и т.д. Необходимо отметить, что задачи, которые стоят перед психологом, зависят от потребностей организации, а также от уровня компетентности самого специалиста психологической службы[1].

Психологическая служба на предприятии может быть представлена службой персонала либо кадровой службой и работающими в ней психологами, а также собственно психологической службой как отдельным структурным подразделением. Психологическое обеспечение производства с помощью психологической службы позволяет реализовать возможность многомерного движения личности сотрудника в пространстве профессиональной деятельности, а также способствует формированию конкурентоспособности и развитию кадрового потенциала. Среди концептуальных идей, важных в аспекте обоснования модели психологической службы на предприятии можно выделить концепцию профессионального становления личности (Э.Ф. Зеер), а также идею непрерывности образования.

Какие требования к образованию социального психолога по профстандарту

Согласно профстандарту, на должность социального психолога может претендовать работник, имеющий высшее образование по профилю.

Как мы знаем, психология включает в себя разные направления, в каждом из которых необходимо иметь определенные, узкоспециализированные знания и навыки. Например, социальному психологу необходимо разбираться в психологии общения и межличностных отношений, понимать механизмы социального влияния группы на человека (и наоборот), особенности социального развития, владеть знаниями в области законодательства, регулирующего социальную сферу в нашей стране.

Для тех, кто понимает, что имеющихся знаний профильного образования недостаточно, выбирают обучение по программе профессиональной переподготовки. Профессиональная переподготовка является востребованным направлением подготовки, потому что позволяет получить те знания и навыки, которые непосредственно пригодятся в трудовой деятельности социального психолога.

Для успешного прохождения аттестации действующим социальным психологам профстандарт рекомендует регулярно проходить программы повышения квалификации.

В профстандарте сформулированы требования к опыту практической работы социальных психологов – опыт работы в психологии от двух лет. Есть ещё вариант – волонтерская работа от двух лет. Только обратите внимание, что волонтерская работа должна быть связана с психологией. Например, работа в стационарах с детьми, которые находятся длительное время на лечении. Или психологическая помощь детям-сиротам в детских домах.

К работе социальным психологом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость.

Психологическая служба

Психологическая служба – структурное подразделение организации, использующее психологические методы в работе, на основе которых осуществляется прием на работу, планирование стратегии и тактики организации, прогнозируется дальнейшее развитие. В штат службы входят специалисты в области психологии организаций, психологии труда и психологии той сферы, в которой осуществляет свою деятельность организация. Психологическая служба была введена в деятельность организаций не так давно, но уже показала свою необходимость в трудовой деятельности. Штатный психолог следит не только за жизнедеятельностью предприятия, но и учитывает факторы, влияющие на трудовую активность работников, и стремится снизить их негативное воздействие и повысить положительное. С этой целью предприятие создает собственную инфраструктуру, которая включает медицинское обслуживание, культурные и досуговые программы, предоставление туристических баз отдыха для работника и его семьи, что позволяет стимулировать сотрудников, формировать привязанность к предприятию.

Круг обязанностей специалиста

Пациентами гипнолога прежде всего становятся люди, страдающие алкогольной и наркотической зависимостями, игроманией. Специалист вытаскивает наружу неосознаваемые страхи и подавленные эмоции, прорабатывает их вместе с пациентом, формирует у него нормальную самооценку, возвращает адекватное восприятие действительности.

Гипнолог занимается:

  • подготовкой к сеансам гипноза;
  • приёмом пациентов;
  • созданием доверительной атмосферы;
  • выявлением источника проблемы;
  • выстраиванием плана лечения;
  • введением клиента в гипнотическое состояние;
  • поиском эффективных образов и установок;
  • выведением клиента из гипноза;
  • коррекцией усвоенных клиентом установок.

Круг обязанностей специалиста

В отличие от психиатра, психотерапевт-консультант не пользуется в своей практике медикаментозными средствами. Задача этого специалиста: профилактика, диагностирование и терапия психологических проблем пациентов.

Психотерапевт занимается:

  • приемом клиентов;
  • оценкой психоэмоционального состояния;
  • сбором анамнеза;
  • диагностикой;
  • выявлением психологических проблем;
  • разработкой схемы терапии;
  • индивидуальной и групповой психотерапией.

Социальный работник как субъект профессиональной деятельности

Профессия социального работника справедливо считается одной из наиболее сложных профессий в обществе. Так в квалификационном справочнике (51) определен широкий круг должностных обязанностей социального работника. Он выявляет на предприятиях, в микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, охране нравственного, физического и психологического здоровья. При этом социальный работник устанавливает причины возникновения у них трудностей, конфликтных ситуаций, в том числе по месту работы, учебы и т.д., оказывает содействие в их решении и обеспечивает социальную защиту; содействует интеграции деятельности различных государственный и общественных учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению; оказывает помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинами, имеющими несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам; проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи, брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с асоциальным поведением; выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебное и учебно-воспитательное учреждение, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи; организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде; участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье: усыновления, попечительства и опеки, социальной реабилитации, приютов, и т.п. организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы и др.

Но, не смотря на это, социальная работа считается еще достаточно новым видом деятельности в современной России. «Социальной работой называется деятельность, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, во многих случаях и жить» (111, С.16).

Говоря о социальной работе необходимо учитывать ее внутреннюю неоднородность, которая связана с тем обстоятельством, что специалисты данного профиля имеют дело с разными катего-риями клиентов, выполняют широкий круг функций и решают разнообразные конкретные задачи. Специфика деятельности существенно зависит от общей направленности деятельности той организации, в которой трудится специалист. При этом границы между тем, что делает социальный работник, и тем, что делают его коллеги-смежники часто довольно размыты.

Но, не смотря на явное различие в деятельности социальных работников, можно выделить и общие особенности, в частности, взаимодействуя с клиентом (индивидом, группой, общиной) социальный работник воздействует на него.

При этом структуру такого социально-психологического воздействия можно представить следующим образом: субъект, объект, способы влияния, средства, механизм.

В области психологии воздействия (108, 109) выделяют два основных направления: 1. Методы саморегуляции и самопрограммирования. 2. Методы внешних воздействий на клиента. Социальные работники пользуются второй группой методов. Понятно, что проблемы социальной работы не могут быть поняты вне решения вопроса о субъекте деятельности. Согласно С.Л. Рубенштейн, специфика жизненного процесса человека состоит в том, что осуществляется он субъектом, что не исключает, однако, и объективной его детерминации событиями и обстоятельствами. (131)

Понятие «субъект11 не просто обозначает того, кто действует, осознает, относится и т.д. Оно исходно характеризует то, как субъект осуществляет действие, как осознает мир в зависимости от социальной позиции, от социальных определений его общественной сущности. Поэтому через понятие «субъект» передается и мера его активности и социальная сущность сознания, действия, отношений. (1,с.45)

И.А. Зимняя считает, что субъектом социальной работы как деятельности может быть люди, которые оказывают социальную помощь, т.е. социальные работники; люди, которые учат этой работе; ее исследователи, административно-управленческие структуры и люди, работающие в них. (70, с.85-91).

Итак, под субъектом профессиональной деятельности «социальная работа», мы будем понимать социального работника. Широкий, многоаспектный диапазон его деятельности позволяет нам говорить об определенных базовых основаниях, профессиональной компетентности, личностных качествах, свойствах.

Рассматривая личность социального работника как субъекта профессиональной деятельности, Н.Б. Шмелева (175) считает правомерным особо выделить многоплановое, комплексное понятие «личностный потенциал», понятие «характеризующее становление и развитие производительной способности работника через диалектическую взаимосвязь возможности и действительности».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *