Как Казахстан может заработать на мировом продовольственном кризисе
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как Казахстан может заработать на мировом продовольственном кризисе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Потребительской корзиной принято называть продуктовый набор, перечень непродовольственных товаров и услуг, которые необходимы для человека, его здоровья и удовлетворения минимальных потребностей. Это именно тот минимум, который достаточен, чтобы прожить человеку в течение месяца.
Для исследования мы сформировали условную продовольственную корзину и сопоставили стоимость продуктов с минимальной заработной платой. Корзина состоит из таких продуктов как: хлеб, молоко, яйца, рис, сыр, мясо, фрукты и овощи. Хоть список этот очень скудный, но содержащиеся в нём продукты (в указанных количествах) способны удовлетворить минимальную потребность в питательных веществах среднестатистического взрослого человека.
- Молоко (10 литров) — 3 200 ₸
- Хлеб (10 буханок) — 1 360 ₸
- Рис (1,5 кг) — 510 ₸
- Яйца (20 шт.) — 720 ₸
- Сыр (1 кг) — 2 450 ₸
- Мясо (6 кг) — 11 170 ₸
- Фрукты (6 кг) — 3 620 ₸
- Овощи (8 кг) — 2 250 ₸
Какие изменения планирует внести Минтруд?
Запланировано, что новый подход к формированию потребительской корзины, должен быть применен уже в 2022 году. Поменяется не только ее состав, но и сам принцип определения потребностей населения. В ряде регионов уже запущен «пилотный» проект, направленный на значительное снижение уровня бедности.
При рассмотрении новой корзины потребителя будут:
- заслушаны мнения медицинского сообщества и статических органов;
- рассмотрены предложения по определению доли стоимости непродовольственных товаров и услуг;
- приняты во внимание предложения по совершенствованию правил установления величины прожиточного минимума для каждой группы населения.
Планируется, что обсуждения должны закончиться в марте 2022 года, как раз к подготовке проекта закона о федеральном бюджете на 2022 год.
Пересмотрят так же социально-демографические группы населения в связи с увеличением пенсионного возраста. Предполагается, что трудоспособным населением будут считаться все граждане, старше 16 лет и не достигшие возраста для установления страховой пенсии по старости. Исключение составят лица, кому установлены I и II группы инвалидности.
Согласно Закону РК «О государственной адресной социальной помощи» специально создаются участковые комиссии.
Участковая комиссия должна в течение 3-х дней со дня получения документов обследовать материальное положение лиц (семей), обратившихся за адресной социальной помощи с выездом и/или на основании представленных документов.
Затем участковая комиссия приготовит заключение о материальном положении лиц (семьи) обратившейся за адресной социальной помощью и передают его дальше.
Также участковые комиссии имеют право запрашивать в соответствующих органах сведения, необходимые для проведения обследований.
В соответствии со ст.7 данного Закона получатель адресной социальной помощи в течение 10 рабочих дней обязан информировать уполномоченный орган, а в сельской местности акима поселка, села, сельского округа об обстоятельствах, которые могут служить основанием для изменения размера адресной социальной помощи или права на ее получение. В случае изменения состава семьи и доходов размер назначенной адресной социальной помощи пересчитывается.
МРП, МЗП, прожиточный минимум на 2023 год в Казахстане
- Месячный расчетный показатель (МРП) для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан — 2 778 тенге.
- Минимальный размер заработной платы (МЗП) — 42 500 тенге.
- Минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты – 17 641 тенге.
- Минимальный размер пенсии – 40 441 тенге.
- Величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат – 32 668 тенге.
- Месячный расчетный показатель (МРП) для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также для применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан — 2 525 тенге.
- Минимальный размер заработной платы (МЗП) — 42 500 тенге.
- Размер государственной базовой пенсионной выплаты – 16 037 тенге.
- Минимальный размер пенсии – 36 108 тенге.
- Величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат – 29 698 тенге.
- Месячный расчетный показатель (МРП) для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также для применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан — 2405 тенге.
- Минимальный размер заработной платы (МЗП) — 28 284 тенге.
- Размер государственной базовой пенсионной выплаты – 15 274 тенге.
- Минимальный размер пенсии – 33 745 тенге.
- Величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат – 28 284 тенге.
- Месячный расчетный показатель (МРП) для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также для применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан — 2 269 тенге.
- Минимальный размер заработной платы (МЗП) — 24 459 тенге.
- Размер государственной базовой пенсионной выплаты — 12 802 тенге.
- Минимальный размер пенсии — 28 148 тенге.
- Величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат — 24 459 тенге.
- Месячный расчетный показатель (МРП) для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также для применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан — 2 121 тенге.
- Минимальный размер заработной платы (МЗП) — 22 859 тенге.
- Размер государственной базовой пенсионной выплаты — 11 965 тенге.
- Минимальный размер пенсии — 25 824 тенге.
- Величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат — 22 859 тенге.
- Месячный расчетный показатель (МРП) для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также для применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан — 1 982 тенге.
- Минимальный размер заработной платы (МЗП) — 21 364 тенге.
- Размер государственной базовой пенсионной выплаты — 11 182 тенге.
- Минимальный размер пенсии — 23 692 тенге.
- Величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат — 21 364 тенге.
В следующем году в Казахстане повысят размер пенсионных выплат.
«Установить, что средства, направленные на пенсионные выплаты по возрасту и пенсионные выплаты за выслугу лет, предусмотрены с учётом повышения их размеров с 1 января 2021 года на семь процентов», – сказано в документе.
Закон утвердил:
- минимальный размер пенсии – 43 272 тенге;
- минимальная базовая пенсионная выплата – 18 524 тенге;
- минимальный размер заработной платы – 42 500 тенге;
- месячный расчётный показатель – 2 917 тенге;
- величина прожиточного минимума для исчисления социальных выплат – 34 302 тенге;
- месячный размер денежной компенсации на оплату аренды и комуслуг военнослужащим и сотрудникам специальных государственных и правоохранительных органов, а также государственной фельдъегерской службы – 3 739 тенге (эта статья не касается солдат срочной службы).
Трансферты из республиканского бюджета выделят регионам на реализацию 43 направлений, в числе которых:
- субсидирование агропромышленного комплекса;
- выплата АСП;
- госзаказ для неправительственных организаций;
- увеличение зарплат воспитателям, учителям, работникам здравоохранения и соцработникам;
- подушевое финансирование в госшколах;
- гранты для детей из многодетных и малообеспеченных семей;
- покупку вакцин и медоборудования;
- повышение стипендий студентам колледжей.
Минимальная заработная плата (далее также МЗП) является минимальным порогом начисления зарплаты работнику в Республике Казахстан за полный рабочий месяц, а также для исчисления некоторых видов налогов, таких как:
- Обязательные пенсионные взносы
- Социальный налог
- Социальные отчисления
Ставка МЗП устанавливается ежегодно законом “О Республиканском бюджете”.
Расчетные показатели на 2021 год в Казахстане
Увеличилась на 1 485 тенге. С 1 января 2020 года было 31 183 тенге.
МРП используется для расчета государственных пособий и других социальных выплат, для вычисления штрафов, налоговых и других платежей. С повышением МРП повышаются не только социальные пособия, но и увеличиваются суммы штрафов, налогов, размеры госпошлин, например, госпошлина за оформление паспорта гражданина РК.
На пленарном заседании Парламента РК принят ЗАКОН от 4 декабря 2019 года № 276-VI «О республиканском бюджете на 2020-2022 годы», согласно статье 7 которого с 1 января 2020 года:
1. МРП (Месячный расчетный показатель) – 2 651 тенге;
2. МЗП (минимальный размер заработной платы) – 42 500 тенге;
3. Минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты – 16 839 тенге;
4. Минимальный размер пенсии – 38 636 тенге;
5. Величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат – 31 183 тенге.
Закон РК о республиканском бюджете (от 30 ноября 2018 года № 197-VI «О республиканском бюджете на 2019-2021 год»), утвердил новые ставки МРП, МЗП на 2019 год:
МРП (месячный расчетный показатель) в Казахстане с 1 января 2019 года будет составлять – 2 525 тенге
МЗП (минимальная заработная плата) на 2019 год в Казахстане составит — 42 500 тенге
Минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты (минимальная базовая пенсия) — 16 037 тенге
Минимальный размер пенсии — 36 108 тенге
Величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат — 29 698 тенге
Средства, направленные на пенсионные выплаты по возрасту и пенсионные выплаты за выслугу лет, предусмотрены с учетом повышения их размеров с 1 января 2019 года на 7% (семь) процентов.
Президентом РК подписан закон Республики Казахстан от 30 ноября 2017 года № 113-VI «О республиканском бюджете на 2018 – 2020 годы», согласно которому с 1 января 2018 года устанавливаются следующие ставки (ст.8):
1) МРП (месячный расчетный показатель) в Казахстане на 2018 год — 2 405 тенге.
2) МЗП (минимальный размер заработной платы) — 28 284 тенге;
3) размер государственной базовой пенсионной выплаты – 15 274 тенге;
4) минимальный размер пенсии – 33 745 тенге;
5) прожиточный минимум для исчисления размеров базовых социальных выплат – 28 284 тенге.
C 1 января 2018 года будет изменена структура прожиточного минимума. В 2017 году его величина составляло 24 459 тенге. Изменение структуры позволит увеличить прожиточный минимум на 16%.
В 2017 году продовольственная корзина состояло из продовольственной и непродовольственной части, где соотношение составляет 60% на 40%.
С 1 января 2018 года это соотношение изменится в сторону увеличения непродовольственной доли прожиточного минимума и составит 55% на 45%.
Количество просмотров статьи — 44 847
МРП 2021 году – 2 декабря 2020 года Главой государства подписан Закон № 379-VI Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2021 – 2023 годы», сообщает schuchinsk.kz.
Согласно ЗАКОНУ № 379-VI Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2021 – 2023 годы»:
- МРП 2021 – месячный расчетный показатель для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан – 2 917 тенге;
- МЗП, МРЗП 2021 минимальный размер заработной платы составит – 42 500 тенге;
- минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты 2021 составит – 18 524 тенге;
- минимальный размер пенсии 2021 составит – 43 272 тенге;
- величина прожиточного минимума 2021 величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат 2021 составит – 34 302 тенге.
Минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты в Казахстане в следующем году вырастет.
Если в прошлом году эта выплата составляла 17 641 тенге, то в следующем году — 18 524 тенге.
Также соответственно вырастет минимальный размер пенсии — с 40 441 тенге до 43 272 тенге.
В Казахстане установлены размеры МРП, МЗП и прожиточного минимума
Миграционная служба информирует, что с 1 января 2021 года установлен размер месячного расчетного показателя (МРП) для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также применения штрафных санкций, налогов и других платежей. Размер МРП на 2021 год составил 2 917 тенге, передает
Arnapress.kz со ссылкой на пресс-службу департамента полиции ВКО.
В соответствии со статьей 615 Налогового Кодекса государственная пошлина за выдачу документов удостоверяющих личность составит:
- паспорт гражданина РК, удостоверение лица без гражданства – 23 336 тенге (8 МРП);
- удостоверение личности гражданина РК, вид на жительство иностранца в РК – 583 тенге 40 тиын (0,2 МРП).
Освобождение от уплаты государственной пошлины, а также порядок уплаты за вышеуказанные действия предусмотрены статьями 622 и 623 Налогового Кодекса Республики Казахстан.
Уровень бедности в Казахстане
Есть в Казахстане и те граждане, которые находятся за чертой бедности, а значит не могут себе позволить даже минимальной потребительской корзины.
По данным правительства РК, на конец 2018 года порядка 4,7% населения Казахстана не располагали доходами даже на минимальную потребительскую корзину, не говоря уже о нормальной жизни. Стоит отметить, что по данным Всемирного банка, в прошлом году уровень бедности в стране составлял около 8,5% и согласно исследованию в текущем году ситуация улучшилась. Тем не менее ВБ утверждает, что в РК еле сводят концы с концами и имеют доход ниже 5,5 долларов в день свыше 7% населения.
Подробнее об уровне жизни в Казахстане можно прочитать в нашей статье «Уровень жизни в Казахстане и мире».
Стоит также отметить, что с 1 октября текущего года кардинально меняется подход к подсчету числа бедных в Казахстане на государственном уровне. Если в прошлом году бедным считался тот, кто получает доход меньше 50% от прожиточного минимума, то в текущем году бедняками будут те, кто получает меньше 70% от этого показателя. Пока обновленные данные по новой формуле не обнародованы.
Что такое потребительская корзина
Потребительская, или как ее еще называют в народе, продуктовая корзина (что в корне неверно) — это определяемая властями совокупность товаров и услуг, предположительно приобретаемых среднестатистическим россиянином для удовлетворения индивидуальных базовых потребностей.
Вопросы, касающиеся характеристик потребкорзины, регулируются ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».
Как следует из текста документа, потребкорзина определяется не реже одного раза в пятилетний период. Ее стоимость устанавливается в каждом новом квартале субъектами РФ, с учетом местных демографических и прочих условий.
Потребительская корзина для детей
Наименование продукта | Объем потребления, кг (в пересчете на один месяц) |
---|---|
Бакалея | 6.5 |
Картофель | 7.3 |
Овощи | 9.4 |
Фрукты | 9.8 |
Мясо | 3.6 |
Рыба | 1.5 |
Молочные и молочнокислые продукты | 30 |
Яйца | 16 |
Сладости | 1.8 |
Жиры и масла | 0.4 |
Прочие продукты | 0.3 |
Маркетплейсы позволяют реализовать большое количество товаров, обеспечивая поток клиентов и стабильную выручку. Созданию магазина предшествует аналитическая работа, помогающая выявить приоритетные товарные группы, определить риски и понять, выдержит ли коммерческое предложение конкуренцию. На первых порах лучше делать ставку на более узкие ниши, не пытаясь продавать все и сразу, чтобы получить возможность протестировать востребованность и привлечь первых клиентов. На маркетплейсах основная доля продаж приходится на обувь и одежду, товары для детей и дома, косметику и продукцию для хобби. Спрос не бывает стабильным, поэтому дополнительно нужно ориентироваться на модные тренды, данные аналитических сервисов и реальные поведенческие факторы клиентов, чтобы гибко реагировать на изменения рынка.
Кому выгоден переход на розничный налог?
Не смотря на достаточно большой список видов деятельности, представители которых могут осуществить переход на розничный налог в текущем 2022 году, к этому вопросу необходимо подходить взвешено, тщательно обдумав реальные выгоды.
Во-первых, с начала 2023 года компаниям, перешедшим на розничный налог, снова придется менять систему налогообложения (исключение – компании, работающие в сфере общепита). Смена режима будет производиться на ОУР.
Во-вторых, переход на розничный налог не всегда оправдывает себя даже в 2022 году. Перед тем, как решиться на смену системы налогообложения, необходимо произвести расчет имеющейся и потенциальной налоговой нагрузки, после чего – сравнить результаты расчетов.
Для лучшего понимания рассмотрим несколько примеров.
В первую десятку рейтинга социального благополучия регионов вошли ЯНАО, Москва, Магаданская область, Чукотка, Сахалинская область, НАО, ХМАО, Санкт-Петербург, Якутия и Мурманская область (поделили девятое место), Красноярский край. Таковы итоги исследования ФоРГО по данным Росстата за I квартал этого года. Всего в рейтинг вошел 41 субъект. Они поделили между собой 35 мест.
Во второй десятке топа оказались Иркутская область и Камчатский край (11-е место), Московская область, Коми, Кемеровская, Амурская, Вологодская, Ленинградская области, Татарстан, Архангельская и Тюменская области (18-е место), Забайкальский край, Свердловская область.
В третью группу вошли Томская область, Тыва, Белгородская область, Приморский край, Карелия, Челябинская область, Хабаровский край, Липецкая и Калужская области (28-е место), Хакасия и Пермский край.
Замыкают рейтинг Бурятия и Новосибирская область (31-е место), Новгородская, Омская, Тульская, Астраханская области.
Как указано в исследовании, для определения субъектов-лидеров авторы рассчитали отношение среднемесячной зарплаты к стоимости потребительской корзины (минимальной стоимости жизни). То есть чем больше товаров житель региона может купить на свой заработок, тем выше позиция территории в рейтинге.
Согласно данным ФоРГО, в пятерку субъектов с самой высокой зарплатой вошли Чукотка с показателем 128,6 тыс. рублей, ЯНАО — 119,5 тыс. рублей, Москва — 114 тыс. рублей, Магаданская область — 109 тыс. рублей и Сахалинская область — 93 тыс. рублей.
Больше всего денег на покупку товаров из потребительской корзины тратят на Чукотке — 32 тыс. рублей, Камчатке — 28 тыс. рублей, в Москве — 27 тыс. рублей, Магаданской области — 26,8 тыс. рублей и НАО — 23,73 тыс. рублей.
«Средний индекс социального благополучия по всем регионам (средняя зарплата к средней стоимости жизни) по сравнению с началом года снизился на 8%, а по сравнению с I кварталом прошлого года — на 4%. Однако это тем не менее существенно ниже темпов инфляции за последние полгода, вызванной в том числе внешнеэкономическими факторами», — отмечено в исследовании.
Важное место занимает социальная защищенность человека.
Забота о социальном благополучии семьи – это предмет ответственности здоровых людей трудоспособного возраста. Однако пожилые люди, инвалиды, неблагополучные семьи не во всех случаях могут справиться со всеми социальными проблемами. Социальная защищенность подразумевает существование нормативных гарантий реализации социальных прав.
К социальной защищенности относятся:
- материальное обеспечение социальной политики;
- инфраструктура социальной помощи;
- наличие специалистов, оказывающих помощь в рамках социальной поддержки.
Состояние защищенности населения связано с чувством социальной защищенности у человека, но даже, если все перечисленные структурные элементы соблюдены, это не дает гарантии, что у отдельного человека автоматически выработается чувство социальной защищенности. Отсутствие чувства социальной защищенности у индивида сказывается на состоянии социальной стабильности населения.
Социальное благополучие человека основывается на социальном благополучии общества, однако полностью не сводится к нему. Более весомую роль играет субъективная оценка индивидом своего благосостояния и его собственная удовлетворенность жизнью. Может показаться, что обеспеченная жизнь лучше, чем необеспеченная, а наличие комфортабельных условий вызывает большее удовлетворение, чем аскетическая среда. Но некоторые исследования доказывают обратное.
Так, английский психолог М. Аргайл представил результаты кросс-культурных исследований, в которых доказал, что уровень индивидуального счастья и удовлетворенность жизнью не зависит от развитости материально-бытовых элементов цивилизации и богатства человека. Эти показатели совпали у лиц из Франции и Чада, Нигерии и США и пр.
Продукты питания в магазинах и на рынках
В магазинах и на местных рынках продаётся много недорогих продуктов местного производства, включая овощи и мясо. Алкоголь и сигареты стоят дешево.
Молоко, 1 литр | 46.59 руб | 0.71 $ | 0.62 € |
Буханка свежего белого хлеба, 500 грамм | 15.78 руб | 0.24 $ | 0.21 € |
Белый рис, 1 кг | 45.84 руб | 0.7 $ | 0.61 € |
Яйца, 12 штук | 59.37 руб | 0.9 $ | 0.79 € |
Сыр местного производства, 1 кг | 326.9 руб | 4.98 $ | 4.35 € |
Филе куриное, 1 кг | 206.66 руб | 3.15 $ | 2.75 € |
Говядина, 1 кг | 335.92 руб | 5.12 $ | 4.47 € |
Яблоки, 1 кг | 72.9 руб | 1.11 $ | 0.97 € |
Бананы, 1 кг | 82.67 руб | 1.26 $ | 1.1 € |
Апельсины, 1 кг | 104.46 руб | 1.59 $ | 1.39 € |
Помидоры, 1 кг | 91.68 руб | 1.4 $ | 1.22 € |
Картофель, 1 кг | 25.55 руб | 0.39 $ | 0.34 € |
Лук репчатый, 1 кг | 21.79 руб | 0.33 $ | 0.29 € |
Латук (1 кочан) | 55.61 руб | 0.85 $ | 0.74 € |
Вода в бутылке 1,5 литра | 30.06 руб | 0.46 $ | 0.4 € |
Бутылка вина среднего уровня | 342.68 руб | 5.22 $ | 4.56 € |
Пиво местного производства, 0,5 литра | 37.58 руб | 0.57 $ | 0.5 € |
Зарубежное бутылочное пиво 0,33 литра | 73.65 руб | 1.12 $ | 0.98 € |
Сигареты Мальборо, 20 штук | 68.39 руб | 1.04 $ | 0.91 € |
Бытовые и коммунальные услуги
Коммунальные услуги и повседневные расходы на мобильную связь и интернет невысокие. Тарифы идентичны тарифам российских компаний.
Коммунальные расходы для квартиры 85 кв.м (электричество, вода, отопление, охлаждение, мусор) | 3848.43 руб | 58.61 $ | 51.21 € |
Мобильная связь, 1 минута местных звонков | 2.25 руб | 0.03 $ | 0.03 € |
Безлимитный интернет, 60 МБит/сек или быстрее, кабель или ADSL | 689.13 руб | 10.5 $ | 9.17 € |
Фирменная одежда и обувь
В крупных торговых центрах, как правило, присутствует продукция всех популярных мировых брендов. В целом, те же самые вещи стоят дешевле, чем в России, но нужно быть внимательным на предмет фальсификата. Также продаётся очень много недорого одежды местных производителей и китайских фирм.
Джинсы Levis 501 или аналогичные, 1 пара | 2988.72 руб | 45.52 $ | 39.77 € |
Летнее платье в сетевом магазине (Zara, H&M и др.) | 2258.26 руб | 34.39 $ | 30.05 € |
Кроссовки Nike, 1 пара | 4730.69 руб | 72.05 $ | 62.95 € |
Мужская кожаная обувь, 1 пара | 5675.33 руб | 86.44 $ | 75.52 € |