Переоценка основных средств по ФСБУ 6/2020 и переходные положения
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Переоценка основных средств по ФСБУ 6/2020 и переходные положения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно п. 15 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденных приказом Министерства финансов России от 30 марта 2001 г. № 26н, предприятие имеет право, но не обязано производить переоценку своего имущества. Обязательность этой процедуры в Российской Федерации упразднена в 1997 году.
Обязательно ли переоценивать фонды
Законодательный порядок переоценки имущественных фондов излагается в Налоговом Кодексе РФ в ст. 256 «Амортизируемое имущество», а также в ст. 257 «Порядок определения первоначальной стоимости амортизируемого имущества». По регламенту нужно соблюдать следующие условия:
- единожды проведя переоценку, фирма должна делать эту процедуру регулярно, но не чаще 1 раза в год (это становится обязанностью);
- результат проведенной переоценки в документах нужно отражать на конец отчетного периода (до 2011 года было – на начало);
- объекты переоценки должны находиться в собственности организации;
- порядок переоценки должен утверждаться в учетной политике организации;
- начало процесса переоценки инициируется приказом по предприятию и составлением ведомости переоцениваемых объектов;
- коммерческие предприятия оставляют вопрос о самостоятельности проведения переоценки или привлечения для этого сторонних организаций на собственное усмотрение.
Особенности для бюджетников
Бюджетные учреждения должны проводить переоценку по иному регламенту. Процедура по пересчету стоимости бюджетными организациями осуществляется в определенных случаях:
- Если есть соответствующее решение со стороны Правительства РФ (п. 28 Инструкции № 157н).
- Если имущественный актив отчуждается не в пользу учреждений, принадлежащих государственному сектору (п. 29, 30 Федерального стандарта № 257н, п. 28 Инструкции № 157н).
Правила и сроки по процедурам утверждает Правительство Российской Федерации. Проведение переоценки для бюджетных учреждений регулируется единым порядком, закрепленным в Приказах Минэкономразвития России № 25, Минфина России № 6н, Минимущества России № 14, Госкомстата России № 7 от 25.01.2003 (в ред. от 02.10.2006).
Процедура осуществляется по состоянию на начало нового финансового года (п. 28 Инструкции 157н). В процессе переоценки производится пересчет балансовой стоимости и амортизационных начислений по каждому объекту ОС.
Некоторые категории активов являются исключением. К примеру, ценности Государственного Фонда РФ переоценивают специалисты Гохран РФ. В таких случаях пересчитывается оценочная стоимость ценностей Госфонда по ценам и официальному курсу доллара США, актуальным на дату пересчета.
К исключениям относятся:
- ОС, являющиеся имуществом казны. Они переоцениваются непосредственно на дату проведения операции или составления бюджетной отчетности.
- ОС, отчуждающихся не в пользу организаций государственного сектора. В этом случае балансовая стоимость доводится до величины справедливой стоимости на момент проведения переоценки.
Для проведения переоценки в бюджетном учреждении необходимо определиться со способом процедуры, а затем закрепить его в учетной политике организации (п. 41 Федерального стандарта № 257н, Методические указания по Федеральному стандарту № 257н). Существуют два способа выявления переоцененной стоимости имущества:
- Пересчет накопленных амортизационных начислений прямо пропорционально изменению первоначальной или балансовой стоимости имущественных объектов. При этом результатом процедуры должны быть равенство остаточной и переоцененной стоимостей.
- Разница первоначальной или балансовой стоимости и накопленной амортизации. Величина остаточной стоимости должна быть доведена до значения переоцененной стоимости. В бухучете формируются одновременные проводки по уменьшению балансовой стоимости актива на величину начисленных ранее амортизационных отчислений (Кт 0 101 00 000) и по увеличению остаточной цены фонда на величину дооценки до справедливой стоимости (Дт 0 101 00 000).
После проведения результатов пересчета амортизация должна начисляться на оставшийся срок полезного использования объекта по нормативам, действовавшим до начала процедуры.
Порядок оформления пересчета аналогичен тому, как проводят переоценку в коммерческих и некоммерческих организациях. Сначала оформляется приказ или распоряжение, затем его утверждает руководство. В распорядительную документацию включают следующие сведения (Письмо Минфина России № 02-14-07/274 от 08.02.2007):
- состав комиссии и регламент, по которому она действует;
- порядок осуществления процедуры — этапы проведения с указанием ответственных сотрудников;
- период проведения;
- сроки подписания итоговых актов;
- перечень первичной документации и правила оформления таких документов.
Проводки для бюджетного учреждения
Все операции отражаются в бюджетном учете обособленно, в строгом соответствии со сведениями, приведенными в бухгалтерской справке по форме 0504833.
Бухгалтерские записи, отражающие в учете результаты переоценки, приведем в таблице.
Проводки | Нормативы | Описание операции |
---|---|---|
Для бюджетных учреждений | ||
Дт 0 101 ХХ 310 Кт 0 401 30 000 |
Пункт 13, пункт 29 Инструкции № 174н | Учет дооценки ОС |
Дт 0 401 30 000 Кт 0 104 ХХ 411 | Отражение дооценки суммы амортизационных начислений | |
Дт 0 401 30 000 Кт 0 101 ХХ 410 | Учет уценки ОС | |
Дт 0 104 ХХ 411 Кт 0 401 30 000 | Отражение уценки по суммам начисленной амортизации | |
Для казенных учреждений | ||
Дт КРБ 1 101 1Х 310, Дт КРБ 1 101 3Х 310 Кт КБК 1 401 30 000 | Пункт 10 Инструкции № 162н | Учет дооценки ОС |
Дт КБК 1 401 30 000 Кт КРБ 1 401 1Х 411, КРБ 1 104 3Х 411 | Отражение дооценки суммы амортизационных начислений | |
Дт КБК 1 401 30 000 Кт КРБ 1 101 1Х 410, КРБ 1 101 3Х 410 | Учет уценки ОС | |
Дт КРБ 1 104 1Х 411, КРБ 1 104 3Х 411 Кт КБК 1 401 30 000 | Отражение уценки по суммам начисленной амортизации | |
Для автономных учреждений | ||
Дт 0 101 ХХ 310 Кт 0 401 30 000 | Пункт 13, пункт 29 Инструкции № 183н | Учет дооценки ОС |
Дт 0 401 30 000 Кт 0 104 ХХ 411 | Отражение дооценки суммы амортизационных начислений | |
Дт 0 401 30 000 Кт 0 101 ХХ 410 | Учет уценки ОС | |
Дт 0 104 ХХ 411 Кт 0 401 30 000 | Отражение уценки по суммам начисленной амортизации |
Что такое учетная политика?
Учетная политика – это внутренний документ организации или индивидуального предпринимателя, которым регламентируется порядок организации бухгалтерского и налогового учета. Требования к разработке бухгалтерской учетной политики приводятся в статье 8 закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ и в ПБУ 1/2008, утвержденном приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н.
Что касается учетной политики для налогового учета, то требования к ней есть только разрозненные. Так, статья 167 НК РФ содержит общие указания для учетной политики по НДС, а статьи 313 и 314 НК РФ – по налогу на прибыль. Требований к порядку составления и оформления налоговой учетной политики кодекс не содержит.
В учетной политике закрепляют выбор способа учета из тех, которые допускает законодательство, если же способ учета какой-либо операции единственный, то указывать его не надо. В тех случаях, когда способ учета хозяйственной операции законом не предусмотрен, его надо разработать самостоятельно и прописать в учетной политике.
Чтобы быть уверенным в правильности ведения учетной политики, рекомендуем периодически проводить ревизию всех необходимых документов или привлечь к этому профессионалов, которые проверят вашу бухгалтерию и вовремя смогут выявить все недочеты и финансовые риски.
Основные средства в налоговой политике, в том числе момент учета, срок и первоначальная стоимость
Главой 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) установлен довольно подробный порядок ведения налогового учета основных средств. Вместе с тем некоторые нормы гл. 25 НК РФ в части учета указанного вида имущества предоставляют налогоплательщику либо возможность выбора, либо вообще не содержат определенного порядка учета и обязывают налогоплательщика использовать свой вариант. Это, в свою очередь, означает, что порядок учета основных средств должен стать элементом налоговой политики для целей налогообложения (далее — налоговая политика).
Как установлено п. 1 ст. 257 НК РФ, в налоговом учете под основными средствами понимаются средства труда, используемые налогоплательщиком для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией. Причем в отличие от правил бухгалтерского законодательства налоговый учет содержит стоимостный критерий отнесения имущества в состав основных средств — таковым в налоговом учете признается только имущество, первоначальная стоимость которого превышает 20 000 руб.
Малоценное имущество, стоимость которого не превышает указанный лимит, включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию, на это указывает п. 1 ст. 254 НК РФ.
По общему правилу, установленному п. 1 ст. 257 НК РФ, первоначальная стоимость основного средства (далее — ОС) определяется как сумма расходов организации на его:
— приобретение (сооружение, изготовление);
— доставку;
— доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования.
Причем по общему правилу сумма возмещаемых налогов (НДС и акцизов) в первоначальную стоимость ОС не включается.
Вместе с тем анализ гл. 25 НК РФ позволяет отметить, что не все расходы организации, связанные с приобретением основного средства, могут включаться в его первоначальную стоимость.
В качестве примера можно привести такой вид расходов, как проценты по заемным обязательствам налогоплательщика, взятым на приобретение ОС.
Судите сами.
С одной стороны, кредит (заем) целевой — взят непосредственно под приобретение основного средства, значит связь процентов с приобретением ОС налицо, и, следовательно, налогоплательщик должен включить их в первоначальную стоимость ОС.
Вместе с тем гл. 25 НК РФ относит такие расходы в состав внереализационных расходов, на что указывает ст. 265 НК РФ, то есть в части таких расходов предусмотрены специальные правила учета. Следовательно, на основании указанной нормы компания может включить данные расходы в состав внереализационных расходов.
Пунктом 4 ст. 252 НК РФ определено, что если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, то налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты.
Отметим, что Минфин России настаивает на том, что суммы начисленных процентов на основании пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ должны учитываться налогоплательщиком в составе прочих внереализационных расходов, причем с учетом особенностей, установленных ст. 269 НК РФ. В частности, такое мнение изложено в Письмах от 24 сентября 2008 г. N 03-03-06/1/541, от 14 октября 2008 г. N 03-03-06/1/577 и в других. Солидарны с Минфином России и столичные чиновники, о чем свидетельствует Письмо УФНС России по г. Москве от 16 февраля 2007 г. N 20-12/014641. Соглашаются с таким подходом и суды, на что указывает Постановление ФАС Московского округа от 20 августа 2009 г. N КА-А40/6713-09 по делу N А40-81169/08-35-358.
С одной стороны, такая точка зрения контролирующих органов выгодна для организации, ведь она сразу может включить сумму начисленных процентов за пользование чужими средствами в состав налогооблагаемых расходов, ведь при включении процентов в первоначальную стоимость ОС они будут списываться в течение длительного времени через механизм амортизации.
С другой стороны, пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ обязывает налогоплательщика нормировать проценты по долговым обязательствам, включаемые в состав внереализационных расходов. А вот в ст. 257 НК РФ ничего не говорится о том, что расходы, связанные с приобретением ОС, включаются в первоначальную стоимость ОС с учетом норм. Исходя из чего можно предположить, что в первоначальной стоимости ОС суммы процентов могут быть учтены в полном объеме.
Причем в качестве расходов, которые с равными основаниями могут включаться в первоначальную стоимость ОС или учитываться в составе иных расходов, могут выступать:
— таможенные пошлины, уплачиваемые при ввозе имущества в Российскую Федерацию, или государственная пошлина, уплачиваемая за регистрацию права собственности (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ);
— оплата юридических, информационных, консультационных услуг или оплата услуг нотариуса (пп. 14, 15, 16 п. 1 ст. 264 НК РФ);
— оплата услуг посредников (пп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ) и некоторые иные расходы.
Исходя из вышеизложенного компания должна решить сама, как она будет формировать первоначальную стоимость ОС, и закрепить в налоговой политике свой состав расходов, включаемых в первоначальную стоимость ОС.
Тут же необходимо привести состав налоговых регистров с указанием ответственных за их составление, в которых будет отражаться информация о первоначальной стоимости ОС. Как правило, для этих целей используются следующие налоговые регистры:
— регистр учета операций приобретения имущества, работ, услуг, прав;
— регистр-расчет «Формирование стоимости объекта учета»;
— регистр информации об объекте основных средств.
Обратите внимание! Чтобы сократить количество возможных претензий при проверках, организации следует учитывать порядок формирования «бухгалтерской» первоначальной стоимости ОС, а также официальное мнение контролирующих органов в части тех или иных расходов.
Так, в Письме Минфина России от 22 апреля 2008 г. N 03-03-06/1/286 сказано, что таможенные пошлины, уплачиваемые при ввозе на территорию Российской Федерации лизингового имущества, являются расходами, непосредственно связанными с приобретением лизингодателем указанного имущества. Таким образом, расходы лизингодателя по уплате таможенных пошлин при ввозе предмета лизинга на территорию России для целей налогообложения прибыли подлежат включению в первоначальную стоимость предмета лизинга.
По мнению финансистов, изложенному в Письме от 19 мая 2009 г. N 03-05-05-01/26, государственная пошлина за регистрацию права собственности на объект недвижимости включается в первоначальную стоимость объекта. В то же время в Письме Минфина России от 22 января 2008 г. N 03-03-06/1/42 сказано, что сумма государственной пошлины, уплачиваемой при государственной регистрации объекта недвижимости, должна учитываться в составе прочих расходов.
В Письме Минфина России от 1 июня 2007 г. N 03-03-06/2/101 специалисты настаивают на включении государственной пошлины, уплачиваемой за регистрацию транспорта в ГИБДД, в первоначальную стоимость ОС. В то же время судебные инстанции признают государственную пошлину самостоятельным видом расхода, не увеличивающим первоначальную стоимость объекта. В частности, такой вывод содержится в Постановлении ФАС Уральского округа от 25 ноября 2008 г. N Ф09-8694/08-С3 по делу N А07-18611/07.
Как провести переоценку основных средств
Объекты основных средств принимаются к учету по цене приобретения. Но по п. 14 ПБУ 6/01, первоначальная стоимость может меняться с течением времени в связи с проведением различных процедур: достройки, реконструкции, модернизации, оценки. Переоценка основных средств 2020 уточняет первоначальную стоимость объектов. Проводят ее в связи с изменением текущего уровня рыночных цен. На основании переоценки определяется текущая (восстановительная) стоимость основных фондов в соответствии с установленными условиями воспроизводства и рыночными ценами на момент переоценки (п. 41 Приказа Минфина РФ № 91н от 13.10.2003).
Правовое регулирование переоценки обеспечивают нормативные акты:
- ПБУ 6/01 «Учет основных средств»;
- Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств — Приказ Минфина РФ № 91н от 13.10.2003;
- Приказ № 186н от 24.12.2010.
Каждая организация имеет право на проведение переоценки, но это не является обязанностью. Но если учреждение единожды организовало переоценку, то в дальнейшем ей придется санкционировать ее регулярно, чтобы динамика восстановительной стоимости не была резкой. Если существенные изменения цен за отчетный год выявлены не были, то процедуру можно не проводить (п. 44 Приказа № 91н).
ВАЖНО! Организуется переоценка не более одного раза в год по состоянию на конец финансового периода, то есть 31 декабря (п. 15 ПБУ 6/01). В 2020 году переоценка основных средств должна проводиться 31.12.2019. На процедуру нужно отправлять все имущественные фонды, которые входят в одну классификацию (группировку).
Порядок и способы проведения переоценки каждое учреждение должно прописывать в своей учетной политике. Чтобы организовать переоценку и отразить итоги в бухгалтерском учете, необходимо подготовить информацию:
- о первоначальной или восстановительной стоимости, определенной при предыдущей переоценке, по данным на 31 декабря отчетного периода;
- о величине начисленной амортизации за весь срок полезного использования объекта — на 31.12;
- документы, закрепляющие величину текущей восстановительной стоимости переоцениваемых основных средств — на 31.12.
Затем необходимо определиться с методами:
- По первоначальной стоимости — выявляется объем фактической цены фондов за минусом НДС и прочих налогов.
- По текущей (восстановительной) стоимости — высчитывается величина воспроизводства основных средств.
Когда процедура завершена, ее результаты необходимо отразить проводками в бухгалтерском учете.
Чтобы провести переоценку, руководителю необходимо издать официальный приказ. Распоряжение формируется на фирменном бланке организации. В шапке документа указываются контактные данные предприятия: адрес, телефон, электронная почта и сайт.
В приказе необходимо указать все группы фондов, которые планируется переоценить, и тех сотрудников, которые будут назначены ответственными за процедуру. В дополнение надлежит оформить приложение к распоряжению — перечень имущественных объектов, которые подлежат переоценке. В списке нужно указывать не только название основного средства, но и дату его приобретения, введения в эксплуатацию и дату принятия к бухгалтерскому учету.
Итоговые результаты переоценки основных средств нужно оформить следующими документами:
- Акт переоценки, который подпишут все члены комиссии. К нему нужно приложить все первичные документы, устанавливающие стоимость переоцененных активов.
- Инвентарная карточка учета объекта по форме ОС-6.
Если после проведенной переоценки изменяется первоначальная или восстановительная стоимость основного средства, то бухгалтер должен пересчитать амортизацию по состоянию на 31 декабря того расчетного периода, в котором переоценивался имущественный объект.
Представим пошаговые действия специалиста в таблице:
Шаг | Формула | Расшифровка |
---|---|---|
1 | КП = ВС по результатам переоценки / восстановительная (первоначальная) стоимость до процедуры | Определяем коэффициент пересчета |
2 | Пересчет амортизации = начисленная на 31.12 сумма амортизации × КП | Пересчитываем амортизацию на 31 декабря |
3 | Сумма изменения амортизации = пересчитанная амортизации – амортизация на 31.12 | Вычисляем сумму изменения (увеличения или уменьшения) амортизации |
Переоценка стоимости основных средств организации
Основные материальные и нематериальные активы постоянно изменяют свою остаточную стоимость. Большинство постепенно теряет ее, перенося на производимую с их помощью продукцию – амортизируясь. Но бывают и ситуации, когда в результате модернизации или улучшения тот или иной актив увеличивается в стоимости. Кроме того, предприятие обновляет свои материальные активы, приобретая новые взамен изношенных, расширяет их базу. Так или иначе, стоимость основных активов предприятия – это параметр, постоянно находящийся в динамике, а значит, требующий регулярного аналитического и бухгалтерского учета.
Важно, чтобы этот параметр находился в реальном соответствии с рыночными характеристиками стоимости, чтобы отражать в бухгалтерских документах истинную остаточную стоимость, а не просто выраженную в тех или иных цифрах.
В статье мы осветим суть процедуры переоценки основных имущественных активов организации, как она происходит в соответствии с последними законодательными нововведениями, а также покажем, как это делается на конкретном примере.
Отражение результатов в бухгалтерском учете НКО
Итоги проводятся в бухучете исходя из результата процедуры — производится дооценка либо уценка. Если начисляется дооценка по объектам ОС, то ее величина относится к добавочному капиталу, если уценка — то к прочим расходам.
Если ранее проводилась переоценка, то дооценка проводится следующим образом (п. 15 ПБУ 6/01):
- при уже начисленной ранее дооценке новая учитывается на добавочном капитале;
- если при предыдущей была уценка, то дооценка, проводимая в отчетном периоде, размер которой не превышает прошлую уценку, учтенную на прочих расходах, в действующем отчетном периоде увеличивает прочие доходы, а величина, превысившая уценку, проводится на добавочном капитале.
По аналогии при уценке:
- при наличии предыдущего снижения ПС текущую уценку отражают на прочих расходах;
- при произведенном ранее увеличении цены текущее уценивание снижает размер добавочного капитала, а сумма, превысившая предыдущую дооценку, относится к прочим расходам.
Порядок и способы проведения переоценки каждое учреждение должно прописывать в своей учетной политике. Чтобы организовать переоценку и отразить итоги в бухгалтерском учете, необходимо подготовить информацию:
- о первоначальной или восстановительной стоимости, определенной при предыдущей переоценке, по данным на 31 декабря отчетного периода;
- о величине начисленной амортизации за весь срок полезного использования объекта — на 31.12;
- документы, закрепляющие величину текущей восстановительной стоимости переоцениваемых основных средств — на 31.12.
Затем необходимо определиться с методами:
- По первоначальной стоимости — выявляется объем фактической цены фондов за минусом НДС и прочих налогов.
- По текущей (восстановительной) стоимости — высчитывается величина воспроизводства основных средств.
Когда процедура завершена, ее результаты необходимо отразить проводками в бухгалтерском учете.
Цели переоценки имущества
Поскольку переоценка основных фондов не является обязательной бухгалтерской процедурой, важно понять, зачем это делать. Швейцарская оценочная компания Swiss Appraisal выделяет целый ряд случаев, когда проводить переоценку целесообразно. Причины могут быть самые разные, например:
- Для повышения уровня инвестиционной привлекательности предприятия и привлечения дополнительных средств
- При необходимости увеличения уставного капитала (например, в случае выпуска ценных бумаг с целью привлечения инвестиций)
- При проведении комплексной переоценки активов и обязательств компании в целях исключения влияния инфляционной составляющей для получения представления о реальном финансовом состоянии предприятия
- Для повышения величины чистых активов во избежание их падения ниже размера уставного капитала, что может привести к ликвидации общества
- Если есть необходимость в представлении отчетности по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО)
- Для уточнения себестоимости продукции и формирования конкурентной цены в рамках финансового планирования или анализа
- Для определения стоимости страховой базы имущества при заключении договора страхования
- При получении кредита, если основные фонды выступают в качестве залога или гарантии (в данном случае необходима рыночная стоимость)
Как посчитать сумму переоценки?
После того, как оценщик выполнил свою часть работы и произвел оценку ОС, бухгалтер определяет, в какую сторону величина остаточной стоимости ОС отличается от его справедливой стоимости, и производит либо дооценку, либо уценку ОС.
Если справедливая стоимость ОС превышает его остаточную стоимость, то налицо основания для дооценки, а если наоборот — ниже, то проводят уценку
Причем дооценки и уценки могут чередоваться, один объект может быть сначала дооценен, а через некоторое время — уценен и наоборот.
Переоценка ОС включает в себя такие операции:
— дооценку (уценку) первоначальной стоимости объекта ОС;
— дооценку (уценку) износа.
Что нового в учетной политике на 2021 год?
Из изменений последних лет, предшествующих 2017 году, наиболее существенными стали:
- увеличение до 100 000 руб. стоимости приобретаемого имущества для целей его признания в налоговом учете основным средством (ОС);
- увеличение до 15 млн руб. суммы среднеквартального дохода, дающего право на уплату квартальных авансов по прибыли;
- введение возможности применять вычет по НДС в таком же, как и для реализации на территории РФ, порядке для экспортеров несырьевых товаров и расширение круга лиц, имеющих право на применение заявительного порядка возмещения;
- принятие закона об онлайн-кассах, меняющего состав лиц, обязанных применять обновленные ККТ и освобождаемых от этой обязанности;
- уточнение критериев СМП, которые не вправе пользоваться упрощенными методами ведения учета (в первую очередь это те СМП, отчетность которых подлежит обязательному аудиту), и появление в ПБУ 2/2008, 8/2010, 11/2008, 12/2010, 16/02, 18/02 отдельно оговоренных разрешений не применять их положения тем, кто ведет бухучет упрощенными методами;
- введение обязанности по начислению налога на имущество от кадастровой стоимости для лиц, ранее освобождавшихся от таких платежей.
Вступившие в силу с 2017 года изменения, которые имеют значение для учетной политики, таковы:
- появились варианты определения размера резерва по сомнительным долгам;
- ограничена величиной 50% доля прибыли, которую можно использовать для списания убытков прошлых лет, но снято 10-летнее ограничение срока на списание;
- изменено соотношение распределения налога на прибыль между бюджетами (3 и 17% вместо 2 и 18%);
- обновлены ОКОФ и классификатор ОС;
- увеличены лимиты, значимые для применения УСН (до 112,5 млн руб. — 9-месячный доход, до 150 млн руб. — общий годовой доход, до 150 млн руб. — предел стоимости ОС);
- регионам предоставлено право принятия решения о применении освобождения от налога на имущество движимых объектов, приобретенных после 2012 года;
- страховые взносы на ОПС, ОМС, ОСС (по нетрудоспособности и материнству) начали подчиняться положениям НК РФ, пределы баз по ним традиционно выросли, появилось ограничение для сумм суточных, не облагаемых взносами;
- определена последовательность предпочтений при выборе образца в случае самостоятельной разработки способов ведения бухучета: стандарты МСФО — аналоги в стандартах РСБУ — рекомендации в области РСБУ;
- шире стал перечень энергоэффективных объектов, допускающих применение ускоренной амортизации.
В 2018 году были приняты следующие изменения, которые необходимо учесть при составлении учетной политики:
- скорректирован алгоритм исчисления резерва по сомнительным долгам;
- с 01.01.2018 введен инвестиционный вычет по издержкам на капремонт и покупку ОС;
- дополнения в правилах учета расходов на НИОКР (некоторые из них ограничены определенным периодом действия);
- на период 2018–2022 годов расширен (за счет объектов водоснабжения и водоотведения) список объектов, для которых может применяться ускоренная амортизация, а в отношении зданий с высокой энергоэффективностью сокращен;
- изменились требования к раздельному учету НДС по «правилу 5%»;
- покупателей металлолома и сырых шкур обязали уплачивать НДС;
- ставка налога в отношении движимого имущества снижена до 1,1%.
О других изменениях 2018 года мы рассказывали здесь.
Изменения, вступившие в силу с 2019 года, оказались не менее значимыми, чем предшествовавшие этому году.
В части бухучета изменений не произошло. Исключение — бюджетные учреждения, которые с января 2019 года обязаны публиковать учетную политику на своих сайтах и подробно раскрывать ее положения в отчетности.
А в сфере налогового законодательства новшества есть. Среди значимых обновлений:
- увеличение ставки НДС с 18% до 20% — подробности см. здесь;
- спецрежимники на ЕСХН стали плательщиками НДС — подробности в этом материале;
- установлен норматив в 700 руб. по НДФЛ с полевого довольствия;
- отменен налог на движимое имущество — о нюансах читайте здесь.
О наиболее значимых налоговых обновлениях-2019 читайте здесь.
Работая над учетной политикой на 2020 год помимо вышеперечисленных нужно было учитывать также нововведения 2019 года, в т.ч.:
- введение нового ограничения на изменение метода амортизации ОС: переходить с линейного метода на нелинейный теперь тоже можно не чаще раза в 5 лет;
- продление действия 50%-ного ограничения на перенос убытков до 31.12.2021 включительно;
- возможность применять инвествычет к ОС восьмой — десятой амортизационных групп, кроме зданий, сооружений, передаточных устройств;
- многочисленные изменения по имущественным налогам и др.
Подробнее о налоговых изменениях с 2020 года мы рассказали в этой статье.
И конечно, не забывайте, что с 2020 года введены изменения в порядок сдачи бухгалтерской отчетности.
Если посмотреть в комплексе на такие изменения, как:
- тотальное введение системы электронной передачи данных по наличным расчетам в ФНС через онлайн-кассы;
- передача ФНС всего комплекса зарплатных налогов и сборов;
- приведение в определенный формат плана счетов и строк отчетов;
Приоритетный с точки зрения госрегулирования налоговый учет переводится под полный контроль налоговых органов. Более того, скорее всего, будет сделана попытка выведения налоговых расчетов из к��мпетенции самого предприятия. Все вычисления попробуют производить силами ФНС на основе поступающих сведений и отчетов самих плательщиков для контрольной сверки. Недаром в СКБ «Контур», который собирается стать оператором фискальных данных, разработку соответствующего ПО ведет отдел, занимающийся, кроме этого, системой ЕГАИС. В ЕГАИС видна вся цепочка движения товаров от продавцов до конечной реализации потребителям. Теперь того же стараются добиться по всем остальным (неалкогольным) товарам.
Исходя из этого, возможно, что в дальнейшем следует ожидать:
- Обособления налогового учета от бухгалтерского с переходом многих функций по налоговым расчетам и контролю в ФНС.
- Упрощения способов и методов учета для тех предприятий, чья отчетность не подлежит аудиту. Для этого будет сразу несколько резонов:
- Единообразие учетных политик поможет ФНС упростить обработку поступающих данных по деятельности этих фирм.
- Унифицикация порядка учета доходов и расходов позволит лучше контролировать, а также автоматизировать расчет налогов к уплате на основе этого порядка. Возможно, что будут внесены дополнительные изменения в законы, исключающие варианты выбора метода учета по инициативе предприятия, — наподобие закрытого перечня принимаемых в уменьшение налога расходов по УСН.
- Полноформатный бухгалтерский учет получит свою «нишу» — подготовку отчетов для заинтересованных лиц: инвесторов, акционеров, кредиторов. На этом фоне, должно быть, станет действительно возможным полное принятие какой-либо системы международных стандартов. Если же и дальше будут отдельно «совершенствовать» РСБУ, то такое выделение бухучета и финансовой отчетности в отдельную категорию вообще может утратить смысл. Крупные игроки в экономике и финансах все равно захотят видеть отчеты в международных стандартах (и аудированные по международным же стандартам), а мелкие акционеры и инвесторы на внутреннем рынке не имеют достаточного практического опыта и соответствующих традиций, чтобы вникать в нюансы отчетности в РСБУ. То есть у финансовой отчетности по РСБУ не будет пользователей (может быть, кроме проверяющих инспекторов ФНС, если сохранятся штрафы за некорректное ведение бухучета).
Подробнее о международных стандартах читайте в рубрике МСФО.
- Услуги бухгалтеров также по-прежнему будут нужны налогоплательщикам для ведения управленческого учета, необходимого для принятия менеджерских решений и планирования деятельности (в том числе в сфере налоговых вопросов, например, выбора системы налогообложения).
Больше об управленческом учете читайте в рубрике «Управленческий учет».
Таковы тенденции. Будет ли реформация в учетной сфере идти по этому пути — покажет практика.
Нововведения в законодательстве, затрагивающие учетную политику в бухгалтерском и налоговом аспектах, ведут к дальнейшему обособлению бухгалтерского учета от налогового учета. При этом то, что связано с исчислением налогов, сборов, страховых взносов, полностью переходит в компетенцию ФНС, с совершенствованием получения ФНС оперативной информации по деятельности плательщиков. Бухгалтерский учет и подготовленная на его основе информация отходят в сферу предоставления информации заинтересованным лицам: руководству и акционерам предприятия, инвесторам и кредиторам.